Научная статья на тему 'Педагогический университет в системе уровневого образования'

Педагогический университет в системе уровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СИСТЕМА УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический университет в системе уровневого образования»

О. В. Акулова,

начальник учебно-методического управления

А. П. Тряпицына, заведующая кафедрой педагогики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное общество правомерно называют обществом знания, а общественный прогресс справедливо связывают с расширенным производством и распространением знания. В нынешних условиях для понимания современного общества ключевым становится вопрос о характере и роли знания в социальных процессах, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором: «...Либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофами» (М. Меса-рович, Э.Пестель. Человечество на перепутье. 1974). В этой ситуации университеты приобретают «новую ответственность», превращаясь в ключевую движущую силу всех социальных процессов.

Для понимания новой роли педагогических университетов в современном обществе необходимо отметить, по крайней мере, два фактора.

Первый фактор. Современный тип экономики — экономики, построенной на знаниях, — требует иного типа работника:

«знаниевого работника» (в терминологии Питера Дракера knowledge workers — «рабочих знания»). Такой работник обладает мотивацией осваивать новое знание как можно скорее и эффективнее, умением учиться, навигационными информационными навыками, общими знаниями предмета, умением понимать тексты и постигать смыслы.

В перечисленных характеристиках нашли отражение идеи, сформулированные в гуманитарных науках в 70-е гг. ХХ в. Именно в то время были созданы принципиально новые модели профессиональной деятельности, ядром которых стала готовность специалиста к системным изменениям в своей профессиональной области.

К ключевым характеристикам современной модели профессиональной деятельности относятся: 1) стремление человека к самореализации, что стимулирует его к выдвижению новых целей и ценностей и проявляется в поиске и освоении принципиально нового; 2) максимальная ответственность, что обеспечивает возможность делегирования полномочий управления рядовым работникам; 3) дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера; 4) сочетание

автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой; 5) самообучаемость; 6) ценностные ориентации, базирующиеся на социальных целях и этических ценностях; 7) стремление к нововведениям, в основе которого лежит глубокий анализ противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их.

Второй фактор. В последние годы в работах экономистов (М. Делягина, Л. Левкович-Маслюк и др.), наряду с термином high-tech, стал использоваться термин high-hume. По аналогии с высокими технологиями в промышленной сфере термином high-hume стали обозначаться высокие технологии в гуманитарной сфере, т. е. методики, позволяющие эффективно и целенаправленно воздействовать на общественные процессы. Эти технологии создают условия для все большей открытости людей к прошлому и будущему и открытости людей навстречу друг другу. Эти методики ориентированы на содействие преобразованию нынешнего общества в общество, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие каждого к успеху, где создаётся новое пространство жизни, в котором «человек человеку человек».

Результаты многих современных исследований в области экономики, общественных и гуманитарных наук, а также реальные процессы, происходящие во всём мире, обусловили определение новых направлений развития образования в XXI в. Эти направления были сформулированы на встрече экспертов ЮНЕСКО 22-23 июня 2007 г. в Кронберге (Германия), где была принята «Декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний».

Кронбергская декларация развивает основные положения программ ЮНЕСКО «Образование для всех» и «Информация для всех». В ней, в частности, отмечается следующее: 1) институты, относящиеся к области приобретения и передачи знаний, должны будут уделять больше внимания развитию социальных и эмоциональных способностей и навыков и придти к более широкой концепции обучения, основанной

на моральных и этических ценностях; 2) значимость приобретенных фактологических знаний будет снижаться, тогда как способность разбираться в сложных системах, находить, оценивать, организовывать и творчески использовать соответствующую информацию возрастать; 3) значение ряда мест для обучения и общения, включая традиционные школы и он-лайновые учебные сообщества, будет по-прежнему высоким; 4) потребуется непрерывное профессиональное развитие учителей для того, чтобы они соответствовали новой роли, включая умение эффективно использовать новые технологии; приобретение знаний «лицом к лицу» останется жизненно важным для социализации; процессы приобретения и передачи знаний будут всё более и более индивидуализироваться; 5) учащиеся будут играть ещё более заметную роль в процессах приобретения и передачи знаний, включая процессы создания и распространения контента; 6) должно произойти переопределение задач и механизмов оценки качества образования в целях соответствия принципу «четырёх столпов образования»: учиться познавать, учиться делать, учиться быть и жить.

Совершенно ясно, что в этих условиях должна существенно измениться роль школы и педагогических вузов.

Именно в 1990-е гг. был начат эксперимент по переходу на уровневое педагогическое образование, перспективность которого была подтверждена в «Программе модернизации педагогического образования», принятой 1 апреля 2003 г.

Какие же явные преимущества имеет уровневое образование?

Первое, пожалуй, самое основное преимущество состоит в том, что уровневое образование как гибкая, вариативная система, предоставляет на выбор образовательные услуги, а будущий специалист выбирает собственную траекторию своего педагогического образования, за реализацию которого несёт ответственность. Гибкость и вариативность достигается путём построения и реализации модульных образовательных программ, вариативность — путём построе-

ния студентом индивидуального образовательного маршрута; развитие ответственности осуществляется за счёт чётко продуманной организации образовательного процесса и процедуры оценивания его результатов, зафиксированных в государственном образовательном стандарте на языке компе-тентностей.

Во-вторых, в уровневой системе студент может самостоятельно определить свою специализацию, а вуз — предоставить возможность получить ту, которая в настоящий момент наиболее востребована на рынке труда. То есть в отличие от моноуровневой системы мы имеем возможность быстрее реагировать на происходящие изменения. Следует подчеркнуть, что развивающийся рынок, развитие экономики и гражданского общества предъявляют современному выпускнику педагогического вуза всё более определённые и жесткие требования.

Сегодня, обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме подготовки педагога, можно перечислить основные требования — компетентности, которым должны обладать современный учитель, преподаватель высшей школы, методист, управленец и другие специалисты в области образования. Вот некоторые из них: способность к систематическому анализу образовательных концепций, теорий и проблем образовательной политики; способность размышлять над собственной системой ценностей, понимать цели и направления развития образовательных систем; способность распознавать, «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса; способность реагировать на различные потребности учащихся; способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат; способность понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т. д.), в которых проходит обучение; способность выполнять различные профессиональные роли, работать в команде; способность к генерации новых идей, предвидеть новые нужды и потребности образования; способность быть ответственным за качество своей деятельности; способность понимать необхо-

димость постоянного профессионального развития и др.

Это значит, что именно сегодня мы имеем реальный шанс сохранить и развить педагогическое образование не только как самостоятельный вид профессионального образования, но как системообразующий всей системы образования РФ, обладающий по отношению к другим видам и уровням образования опережающим характером.

Третье преимущество. Уровневая система высшего образования является стержнем модернизации педагогического образования, в центре которой — инновации и опережение. Требования экономики, построенной на знаниях, предъявляемые к высшей школе, известны. Это опережающий характер обучения, фундаментальность образования, ориентация на подготовку специалистов с инновационным мышлением, новое качество подготовки студентов, ориентация студентов на конкурентные преимущества профессии в будущем во всех регионах с учётом их инновационного развития.

Эти требования обусловливают необходимость ориентации вузовского образовательного процесса на нелинейную организацию, которая характерна именно для уровневого образования и которая позволяет в полной мере реализовать новую про-ектно-исследовательскую модель обучения: модель обучения действием.

Уже сегодня студенты привыкли находиться в активном общении с компьютером, предполагающем избирательное и свободное восприятие информации, а также доступ к ее разнонаправленным потокам. Именно сеть, а не традиционная аудитория все более становится сферой диалога и обмена знаниями, по сути — сферой возрастающей свободы. Студенты часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, следуя учебникам, а скорее склонны к обучению в форме участия и экспериментирования

Проектно-исследовательская модель «обучения посредством действия» предполагает, что студенты работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; учатся не только у преподавателя,

но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений; работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.

Наконец, ещё одно (четвертое) преимущество уровневого педагогического образования, которое напрямую связано с прогнозируемыми рисками развития всей системы образования в ближайшее время.

Известно, что непосредственное влияние на состояние системы образования оказывают демографические процессы. В 2010 г. в школе будет обучаться 13,3 млн человек против 18,2 млн в 2002 г. (сокращение равно 37%). В вузах к 2010 г. число студентов сократится на 17% по отношению к 2006 г.

В числе возможных рисков при реализации государственных целей в области образования необходимо отметить следующие: а) возможность отказа в финансировании в заявленных объёмах мероприятий федеральной целевой программы развития образования; б) расхождение позиций академического сообщества по вопросу влияния работодателей на качество образования и введения единых требований к приёму в вузы; в) неготовность регионов финансировать функционирование общенациональной системы оценки качества образования; г) возможность вытеснения с рынка образовательных услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионального образования, в связи с развитием сети негосударственных образовательных учреждений и внутрифирменной подготовки кадров; д) неоднозначность позиций в вузовском сообществе по поводу введения уровневой системы подготовки кадров; е) несогласованность позиций сообщества учителей и методистов по переходу на новые образовательные стандарты.

Почему уровневое образование способно смягчить эти риски? Прежде всего, потому, что оно ориентировано на подготовку каче-

ственно новых специалистов, педагогов нового типа, востребованных обществом и способных решать комплексные профессиональные задачи, связанные с поддержкой людей различных национальных культур, социальных групп, типов профессий, этносов, конфессий в непрерывном образовании. Потому, что оно обеспечивает условия овладения студентами результатами современных исследований, которые позволяют переосмыслить имеющиеся сегодня научные знания о месте и роли человека в современном мире. Потому, что ценностно-целевые ориентиры уровневого педагогического образования формируют у каждого гражданина нашей страны понимание значимости непрерывного образования и одновременно формируют сам рынок педагогического труда, существенно расширяя его сегодняшние границы.

Проектируемые сегодня федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального (в том числе педагогического) образования третьего поколения являются подвижными, гибкими, диверсифицируемыми. Это же относится и к проектируемым на их основе основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров. Ориентированность новых стандартов на результаты образования и компетенции обеспечивает направленность высшего образования на студента. В этом проявляются гуманитарные технологии разработки и реализации стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет создавать образовательные программы академических и прикладных бакалавриата и магистратуры. За счет этого могут быть обеспечены долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики.

Бакалаврские и магистерские образовательные программы направлены на обеспечение освоения самого широкого набора компетенций — от фундаментальных знаний и методов исследований до приклад-

ных умений, позволяющих успешно выступать на рынке труда.

Укрупнение направлений подготовки сочетается с широким простором для инициативы учебных заведений и самих студентов.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения носит «рамочный» характер. Стандарт обеспечивает академическую свободу вузов при формировании образовательных программ как подготовки бакалавров, так и подготовки магистра.

Стандарт регламентирует лишь 25% содержания подготовки бакалавров (25% самостоятельно определяет вуз и 50% отводится на самостоятельную работу студентов) и 10% содержания подготовки магистров (15% определяет вуз и 75% отводится на самостоятельную работу студентов). Доля курсов, самостоятельно выбираемых студентами, превышает 30% от общего количества изучаемых курсов.

Индивидуально-ориентированное обучение студентам обеспечивается: а) разнообразием образовательных программ, которые может выбрать абитуриент, поступающий в университет (в последнее время интенсивно оформляются новые направления, специальности и профили подготовки); б) различными сроками освоения образовательных программ (например, ускоренное обучение, экстернат); в) возможностью выбора разнообразных магистерских программ после завершения бакалавриата; г) изучением курсов по выбору; д) выбором видов самостоятельных работ; е) индивидуальным подходом при выполнении курсовых, научно-исследовательских работ, проектов и др.

Переход на стандарты нового поколения ведет к возрастанию роли и ответственности высших учебных заведений в проектировании образовательных программ, направленных на подготовку выпускников к различным видам деятельности. По каждому направлению подготовки может создаваться множество образовательных программ, соответствующих потребностям общества в квалифицированных кадрах, причем как

существующим сегодня потребностям, так и формирующимся на будущее.

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует результат профессионального обучения студентов, выраженный в компетенциях. Однако сформулированные компетенции следует понимать как «рекомендуемые точки» для построения образовательных программ, а не как жесткие структуры, от которых нельзя отступать. Такая позиция предоставляет вузам достаточно самостоятельности, а стандарт обеспечивает определенные общие параметры для описания того, на что должны быть нацелены основные образовательные программы.

Как уже было отмечено, на основе стандартов третьего поколения могут разрабатываться академические и прикладные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров.

Наиболее распространенный вариант, когда магистерские программы продолжают программы бакалавриата. Однако следует избегать узкого фокусирования магистерских программ на предшествующих программах подготовки бакалавров. Магистерские программы могут быть не связаны с бакалаврскими программами. Например, магистерские программы, направленные на психолого-педагогическую подготовку бакалавров науки (физики, химии, математики).

Каждое направление подготовки предполагает реализацию профилей. Каждый профиль, в свою очередь, может быть реализован в различных образовательных программах. Таким образом, для студентов возможны несколько уровней выбора.

Перспективным является переход на модульную структуру содержания образовательной программы, а также переход на кредитно-зачетную систему. Это является логичным с точки зрения планируемых результатов освоения образовательной программы — приобретаемых знаний, умений, навыков, с учетом объема изучаемого материала, его уровня и значимости, а также нормативного срока освоения. При таком подходе образовательная программа может состоять из нескольких семестровых моду-

Педагогический университет в системе уровневого образования

лей (курсов, дисциплин), а количество кредитов образовательной программы представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (курсов, дисциплин).

Рынок труда все больше требует «гибких» специальностей, необходимых для выполнения определенной трудовой деятельности, в которой возникают вопросы, отно-

сящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене характера профессиональной деятельности. Эти «гибкие» специальности складываются также из отдельных сменных модулей. Поэтому модульное построение образовательных программ является ответом на вызовы времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.