Л. А. Регуш,
заведующая кафедрой психологии развития и образования
ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние десятилетия психология перестала быть украшением («красивым фантиком») в различных проектах, программах, исследованиях. Раньше всего это осознали в тех областях практики и науки, где человеческий фактор оказывался причиной, приводящей к материальным потерям или срыву проекта в целом (космонавтика, авиация, мореплавание в северных широтах, исследования глубин океанов идр.).
К настоящему времени обучение психологии человека включено даже в профессиональную подготовку бригадиров строителей.
В нашей отрасли, где объектом труда является другой человек, от психологической компетентности зависит успех всех реформ, новых дидактических систем и пр. В какой мере нововведения учитывают мотивацию, потребности, способности, интересы людей,
20
Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.
их возрастные и индивидуальные возможности? Если этого не происходит — реформы идут сами собой, а участники процесса или саботируют их, или не видят в них личностного и профессионального смысла.
Необходимость изменений в профессиональной подготовке учителя в нашем университете была осознана еще в 1992 г., когда преподаватели университета в ходе жарких дискуссий пришли к выводу о необходимости ввести двухуровневую подготовку специалистов системы образования: первый уровень — фундаментальная общеобразовательная профессиональная подготовка, второй — специальная подготовка. Тогда под руководством В. А. Козырева был создан Центр базового педагогического образования, участники которого разработали проект уровневого образования в университете. Поэтому можно сказать, что готовность к переходу на уровневое образование (в том числе и психологическое) имеет 17-летнюю историю. В этот длительный период шел поиск содержательных и организационных форм уровневого образования, в ходе которого мы научились работать по государственным стандартам, выстраивать образовательные программы, создавать учебно-методические комплексы дисциплин, использовать различные технологические подходы в обучении студентов.
Для психологического образования по направлениям педагогической подготовки важнейшую роль сыграло Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования, в рамках которого уже более 10 лет работает совет по базовой психологической подготовке. Он объединяет заведующих кафедрами психологии 21 вуза России и все эти годы занимался созданием учебно-методических материалов к курсам общепрофессиональной дисциплины «Психология». Созданные материалы были важны потому, что являлись результатом творчества коллег из разных регионов, а значит, они были скорректированы с учетом возможностей для их реализации. Кроме того, такой подход к разработке материалов способствовал тому, что
вузы получали утвержденные учебно-методическим советом материалы для аттестации. И еще: все новейшие разработки по психологии, которые осуществлялись на базе нашего университета, проходили апробацию в различных вузах России.
В те годы далеко не все вузы работали по уровневой модели обучения, можно сказать, большинство из них не работало по этой модели, но они охотно приезжали посмотреть на то, как идут дела в РГПУ им. А. И. Герцена, где уровневое обучение велось на ряде факультетов.
Другой составляющей готовности к переходу на современные требования уровневого образования можно считать то, что, опираясь на опыт работы по стандартам первых поколений, мы смогли разработать и обосновать концепцию практико-ориен-тированной психологической подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования. Концепция разработана членами учебно-методического совета по базовой психологической подготовке и опубликована в «Вестнике практических психологов образования». Концепция может быть реализована при разработке образовательной программы по психологии в русле стандартов третьего поколения.
Выше шла речь о психологии как общепрофессиональной дисциплине в структуре подготовки бакалавров на направлениям педагогического образования.
Востребованность психологического сопровождения образовательного процесса, развитие рынка психологического труда привели к необходимости открыть 12 лет назад психолого-педагогический факультет в нашем университете. В последние годы здесь реализуется уровневая модель подготовки специалистов-психологов. Первые магистерские программы были открыты в 1999 г. Сейчас студенты имеют возможность после бакалавриата выбрать одну из 10 магистерских программ:
— Психология семейных отношений;
— Дифференциальная психология и психодиагностика;
— Психология информационных систем;
УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии;
— Управление проблемами психического развития: диагностика, консультирование;
— Психологическое консультирование;
— Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
— Тендерная психология;
— Этническая психология;
— Организационная психология.
Одной из составляющих готовности
можно рассматривать создание на факультете информационно-ресурсного центра, материалы которого создаются всеми сотрудниками факультета и дают возможность для реализации различных форм и технологий обучения как в бакалавриате, так и в магистратуре. Без подобного информационно-ресурсного центра существенно ограничены возможности руководства и поддержки самостоятельной работы студентов, которая занимает 50% трудоемкости в бакалавриате и 70% в магистратуре.
Проблемы в реализации уровневого психологического образования имеют внешние и внутренние детерминанты.
Внешние — это недифференцированный рынок труда, квалификация бакалавра и магистра не различаются ни по функциям, ни по оплате. Рано или поздно это будет сказываться на выборе студентами направления профессионального обучения.
Другая проблема — непоследовательность в политике комитетов по образованию в отношении психологов образования. Ставки школьного психолога то открываются, то сокращаются. Рабочие места психолога образования необоснованно меняются: психологи или включаются в штат конкретного образовательного учреждения, или включаются в состав психолого-педагогических, медико-социальных районных центров.
Востребованность психологических услуг связана, как правило, с материальным благополучием населения. В благоприят-
ных социально-экономических условиях наблюдается рост психологической культуры населения. При социально-экономических спадах объективно возникает необходимость в психологической помощи, а субъективно она не вполне востребована.
Внутриуниверситетские проблемы реализации уровневой психологической подготовки можно обозначить следующим образом.
Низкий коэффициент полезного действия при подготовке магистров: очень большие затраты труда преподавателей. Разрабатывается полностью магистерская программа, каждый курс является эксклюзивным, к нему разрабатывается учебно-методический комплекс. А обучается на каждом курсе 5-6 человек. Университет явно имеет возможность для расширения магистратуры и приема в нее значительно большего количества студентов.
Современные нормативные документы предусматривают возможность для выпускника бакалавриата изменить направление профессиональной подготовки при поступлении в магистратуру. Это приводит к тому, что магистранты, не закончившие бакалавриат по направлению «Психология», имеют слабую подготовку, нуждаются в экстернате по ликвидации разницы в учебных планах по специальным дисциплинам. Возникает необходимость в организации соответствующих программ для экстерната.
Остро стоит и проблема изменения структуры учебных поручений преподавателей, эти изменения должны обеспечить возможность полноценного сопровождения самостоятельной работы студентов. Сегодня в структуре деятельности студента самостоятельная работа становится одной из доминант, а в структуре деятельности преподавателя она отражена только в части создания учебно-методических материалов, а не реального взаимодействия со студентами.
Осознание этих проблем — одно из условий их реализации при опоре на многолетний опыт построения уровневой системы образования в нашем университете.