Научная статья на тему 'Педагогический такт как основа мастерства преподавателя'

Педагогический такт как основа мастерства преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5739
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / ПЕДАГОГ / УЧЕНИК / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапчук Наталья Андреевна

В статье рассмотрено понятие «педагогический такт», описаны его особенности, признаки и условия формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический такт как основа мастерства преподавателя»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

воздействия. Только реализуя совокупность всех принципов и методов воспитания, учитель сможет осуществить достижение поставленных целей. Список использованной литературы:

1. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Ковальчук. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985.

2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей: словарь / С.С. Степанов.- М.: Академия, 1996.

© Никулина Т.В., 2016

УДК 37.011.

Остапчук Наталья Андреевна

магистрант первого года обучения Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: ostap1003@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК ОСНОВА МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «педагогический такт», описаны его особенности, признаки и условия формирования.

Ключевые слова

Педагогический такт, педагог, ученик, личные качества педагога, приемы взаимодействия.

Современная педагогическая наука все чаще к достижениям прошлых лет, к опыту педагогов-новаторов, таких как В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, Ш.А.Амонашвили, К.Д Ушинский, П.Ф. Каптерев и другие. Их научные открытия и достижения особенно актуальны в настоящее время - время нестабильной политической обстановки, образовательных сложностей, проблем во взаимодействии людей и, как следствие, падения культуры человечества в целом. Формирование человеческой культуры - основная задача педагога, которая обязывает самого учителя быть гуманным и воспитанным человеком. Одной из важных особенностей характера учителя является педагогический такт.

К.Д. Ушинский рассматривал педагогический такт как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия» [6, c. 31].

В работах П.Ф. Каптерева педагогический такт описан как «действенный фактор повышения эффективности педагогического процесса вообще и как средство повышения уровня мастерства индивидуального подхода, в частности» [2, c.4].

В трудах А.С. Макаренко по управлению коллективом, педагогический такт - это «выбор целесообразного, здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его членов, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей» [3].

Тактичного человека отличает умение вести себя в коллективе так, чтобы не навредить окружающим, не нарушить их душевный покой, не испортить их настроение и заставить чувствовать себя «не в своей тарелке».

Как нравственная категория, такт осуществляет регулирование взаимоотношений людей. В основе тактичного поведения лежит принцип гуманизма, который подразумевает уважение всех окружающих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

людей. Тактичного человека также отмечает умение находить и идти на компромисс, так как он также является залогом успешного общения и сосуществования людей.

Педагогическая профессия отличается постоянным человеческим взаимодействием, следовательно, навыками такта должен владеть каждый учитель. Такт проявляется в поведении человека, его привычках, мировоззрении, мышлении, речи и, даже, внешнем виде.

Педагог-практик И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы во многом зависит от педагогического такта. К основным признакам педагогического такта он относит:

• естественность, простота обращения без фамильярности;

• искренность тона, лишенная всякой фальши;

• доверие к школьнику без попустительства;

• просьба без упрашивания;

• советы и рекомендации без навязчивости;

• требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

• серьезность тона без натянутости в отношениях;

• ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

• требовательность без мелкой придирчивости;

• деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

• твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

• развитие самостоятельности без мелочной опеки;

• быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

• внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

• ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.

Но все же главным признаком педагогического такта он считает «нахождение меры к отношениях педагога и учащихся в процессе общения» [4].

Ученый утверждает, что при соблюдении всех перечисленных заповедей общения с учениками в своей работе, взаимодействие с учениками будет более успешным, ученики станут доверять своим учителям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя, характеризуется наличием доверия к ученику, к его действиям и точке зрения. Бестактным считается учитель, который с недоверием относится к возможностям ученика, тем более укоряющий его в этом.

И. В. Тимонина говорит о том, что «педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия».

Педагог подчеркивает, что «педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

педагога - крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя» [5].

Особая роль педагогического такта заключается в воспитании учеников. Если бестактен учитель, то он не сможет ничему научить своих воспитанников, так как не будет для них образцом для подражания. Похвала тактичного учителя - одна из движущих сил воспитания, которая позволяет формировать необходимые черты характера и навыки учеников. Тактичного человека отличают такие черты характера, как вежливость, внимательность, уважение к чужому мнению, сообразительность, уравновешенность, готовность помогать в трудные минуты и другие. Всеми этими чертами характера должен обладать педагог. К ученику необходимо относиться вежливо и уважительно, как к взрослым людям, подавая тем самым личный пример общения с другими людьми, в соответствии с общепринятыми нормами ведения диалога. Уважать чужое мнение - значит учитывать мнение и взгляды других людей, не ущемляя их индивидуальность и особый жизненный опыт. Бережное, тактичное отношение к личности своих воспитанников влечет успех во всем процессе воспитания.

Известный ученый Ю. Азаров говорил о том, что «оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость» [1].

Общение тактичного педагога основано на доверии ученику. Он не контролирует каждый шаг ребенка, напротив, направляет и поддерживает все личные стремления и поощряет самостоятельность.

Таким образом, педагогический такт представляется как мера, целесообразно регулирующая воздействие педагога на воспитанника, а также умение устанавливать необходимый стиль общения. Педагогический такт формируется в личности учителя довольно долго, и, постепенно, делает его мастером своего дела. Такт тренируется ежедневно и является результатом личностной работы учителя. Важным качеством тактичного педагога является наблюдательность, умение видеть и анализировать состояние и настроение ученика. Также необходимо умение быстро и продуктивно принимать решения, которые помогут предотвратить замкнутость и недоверие детей.

Учитель должен всегда контролировать свою речь и поведение, ни в коем случае не терять контроль над своими эмоциями, так как некоторые слова учителя могут сильно и глубоко ранить учеников. Особенно болезненным для детской психики является «прилюдное» унижение, при всем классе.

К неэтичным, запрещенным приемам взаимодействия с учениками относятся следующие:

1. Намеренное подчеркивание своей индивидуальности и незаменимости, превосходство над своими коллегами («Я вам не Мария Ивановна»; «Вас раньше ничему не научили, только я могу научить»; «Кто вам сказал такую глупость?»; «Я не буду с вами «сюсюкать» как другие учителя»; «Почему вы этого до сих пор не знаете?»; «Я вам не нянька, носы вытирать!»).

2. Превосходство преподаваемого предмета над другими («Это вам не урок физкультуры»; «Математика - это вам не языком молоть»).

3. Заигрывание с учениками, завышение оценок.

Заигрывание с учениками чаще наблюдается у молодых педагогов, которые повышенным вниманием к некоторым ученикам пытаются заслужить их доверие. Завышение оценок также является большой проблемой образования. Некоторые учителя ставят оценки не за знания учеников, а за их поведение, что сигнализирует о некорректном отношении к работе педагога. Иногда учителя ставят хорошие оценки «нужным» детям (детям влиятельных и богатых людей).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика педагогического такта, который представляет собой одну из главных форм нравственных отношений между участниками педагогического процесса, заключается в нравственной ответственности учителя, а именно регулирует межличностное общение, а также весь педагогический процесс в целом. Компетентный, тактичный педагог должен направлять, формировать, организовывать и поддерживать условия обучения и воспитания. При этом, сохраняя доброжелательный эмоциональный климат в любой ситуации. Педагогический такт является показателем мастерства педагога и отражает уровень его педагогической культуры в целом, поэтому данная нравственная категория так волнует современное общество. Список использованной литературы:

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение. 1985 г. С. 78-80.

2. Каптерев П.Ф. О самообразовании и самовоспитании // Образование, 1897, № 1, с.4.

3. Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч. В 8т. Т.4 - М.: Педагогика, 1984, с. 260.

4. Страхов И.В.Психология педагогического такта. - Саратов, 1966.

5. Тимонина И.В. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

6. Ушинский К.Д. Предисловие. Пед. соч. в шести томах. Т. 5. -М.: Педагогика, 1990, с. 31.

© Остапчук Н. А., 2016

УДК 37.013.31

Павленко Виктор Александрович

канд. физ.-мат. наук, ассистент БГАУ,

г.Уфа, РФ Е-mail:PVA100186@mail.ru Арсланбекова Светлана Анатольевна канд. пед. наук, доцент БГАУ, г.Уфа, РФ

Е-mail:s.arslanbeckova@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ: ЕГО ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена вопросам нынешнего образования и воспитания и влияния на них развития современных технологий-позитивного и негативного.

Ключевые слова Образование, технологии, изменения

С каждым годом темпы развития современных техники, науки и технологий растут, уходя вперед семимильными шагами, оставляя нам множество новинок, часть из которых поневоле приходится осваивать, часть - реально улучшает и облегчает жизнь, а часть - наоборот, создаёт дополнительные сложности. Та же самая картина наблюдается и в образовании, куда все эти технические новинки так или иначе проникают.

Так или иначе приходится осваивать различные программы, которые поступают на вооружение вузов и в которых впоследствии работает преподаватель или обучаются работать студенты. Благо, тут изменения постепенные, потому если иметь определённую базу знаний и понятий, то потом довольно легко освоить новую программу или адаптироваться к изменениям в старой. Правда, тут возникают сложности у работников старших поколений([1]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.