Научная статья на тему 'Педагогический такт - неотъемлемое качество личности педагога'

Педагогический такт - неотъемлемое качество личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1840
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / PEDAGOGICAL TACT / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / CHILD PSYCHOLOGY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / AN INDIVIDUAL APPROACH / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / VERBAL COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / RESPECT FOR THE DIGNITY OF THE CHILD / PEDAGOGICAL APPROPRIATENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Людмила Владимировна

В статье раскрывается психологическая проблема педагогического такта. Анализируется научная основа педагогического такта, интеллектуальная, эмоциональная и коммуникативная. В целом педагогический такт педагога является показателем его моральных качеств, профессионального мастерства, характеризует стиль работы педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический такт - неотъемлемое качество личности педагога»

Таким образом, исследовательское обучение учащихся с первых школьных лет определяется социальным заказом на самостоятельную, творческую, компетентную личность.

Все страны мира в настоящее время проводят реформы в системе образования, и причин для этого существует множество, отметим лишь две главные:

- желание родителей быть уверенными, что ребенок получит образование, которое ему пригодится в жизни. Это непростое требование, ведь жизнь страны и мира может измениться в любой момент, никто не может быть уверен, что будет дальше;

- каждое государство хочет научить детей не забывать о культуре своего народа, но при этом понимать, что процесс глобализации неизбежен.

Методика обучения прошлых лет предназначалась для другой эпохи, сейчас другое время и, конечно же, другие правила жизни. У наших детей множество раздражителей, ведь такого не было никогда, а это источники информации такие как: телевидение, интернет, компьютер и т. д. «Наш век — это путь к освоению духовных и культурных ценностей, которое человечество накопило, и лежит оно через усвоение знаний. Поэтому реформы в образовании необходимы. Следует отметить, что все развитые страны мира проводят реформы национальных систем образования, которые отличаются друг от друга своей глубиной, масштабами» (Назарбаев Н. 10.09. 2012).

Литература

1. Байтурсунова К. К. Применение инноваций в обучении экономическим дисциплинам в техническом и профессиональном образовании // Вестник «брлеу»^! № 1, 2014. С. 73.

2. Джадрина М. Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества // Открытая школа. № 2 (153), 2016. С. 3-5.

3. Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане, 2004, ОЭСР. АО «Информационно-аналитический центр», версия на русском языке. Астана, 2014.

4. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избраные труды: В 2т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. Т.1. С. 568.

Педагогический такт - неотъемлемое качество личности педагога

Мартынова Л. В.

Мартынова Людмила Владимировна /Martynova Ljudmila Vladimirovna - старший

воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11, г. Ейск

Аннотация: в статье раскрывается психологическая проблема педагогического такта. Анализируется научная основа педагогического такта, интеллектуальная, эмоциональная и коммуникативная. В целом педагогический такт педагога является показателем его моральных качеств, профессионального мастерства, характеризует стиль работы педагога.

Abstract: the article deals with the psychological problem of pedagogical tact. We analyze the scientific basis of pedagogical tact, intellectual, emotional and communicative. In general pedagogical tact teacher is an indication of his moral qualities, professional skills, characterizes the style of the teacher work.

Ключевые слова: педагогический такт, детская психология, индивидуальный подход, речевое общение, педагогическая целесообразность, уважение достоинства личности ребенка.

Keywords: pedagogical tact, child psychology, an individual approach, verbal communication, pedagogical appropriateness, respect for the dignity of the child.

Вопрос о педагогическом такте уже долгие года является одной из самых крупных проблем психологии. Над этим вопросом работали такие психологи, как Страхов И. В., Гоноболин Ф. Н., Майкина О. Н., Санникова Е. П., Федосеева Л., Фролова О. Х.

Что же такое педагогический такт?

«Педагогический такт - чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования. Основой педагогического такта является глубокое знание психологии детей, индивидуальный подход к обучению и воспитанию» [1, с. 67].

И. В. Страхов в своей работе «Психологические основы педагогического такта» указывал, что педагогический такт сложен по своей психолого-педагогической характеристике и подчеркивал, что «Педагогический такт должен выражаться во всей системе отношений учителя к учащимся Морально воспитанное и педагогически целесообразное отношение учителя к школьникам - основа такта; педагогический такт выражается при посредстве различных способов речевого общения, применяемых в меру педагогической целесообразности. Важны искренность, естественность, простота, серьезный тон, юмор, не переходящий в насмешливость, доброжелательность, внимательность в общении; соблюдение такта необходимо в применении методов убеждения, поощрения и порицания учащихся» [2, с. 7]. Педагогический такт проявляется также в разумной любви к детям, в уважении достоинства личности, во взаимном доверии учителя и учащихся, в контроле и проверке знаний, умений и навыков детей. Очень важен психологический контакт учителя с учениками, уравновешенность в работе с ними. В такте проявляется высокоморальное, гуманное отношение учителя к учащимся. В педагогическом такте осуществляется воспитательный принцип уважения достоинства личности школьника в сочетании с требовательностью к ним и с педагогической обоснованностью всех воспитательных воздействий на их поведение и учебную работу, учитывая возможные и индивидуальные особенности о возможности учеников на данной стадии развития каждого из них» [2, с. 7], - указывал И. В. Страхов.

Он также подчеркивал: существенное значение имеет научная основа такта, общая культура и педагогическая образованность учителя, знание им психологии учащихся и практический педагогический опыт.

Говоря об интеллектуальной основе педагогического такта, психологи, работающие над этой проблемой, говорили о необходимости наблюдательности, внимания, мышления, памяти, воображения.

Все эти компоненты очень важны и необходимы, и они должны находиться в тесном единстве. И. В. Страхов придавал большое значение развитию всех этих компонентов, подчеркивая при этом роль наблюдательности. «Чтобы быть тактичным, надо быть наблюдательным педагогом; не поняв конкретной педагогической ситуации, можно нарушить критерии такта и допустить бестактность. Высокая культура психологической наблюдательности - одно из основных условий развития педагогического такта» [3, с. 9].

В структуре педагогического такта большое значение имеет единство делового и психологического контакта учителя и учащихся. Деловой контакт определяется содержанием и формой общения.

Большое значение имеют и эмоциональные компоненты психологического контакта учителя с учащимися.

И. В. Страхов подчеркивал, что «Структурными компонентами педагогического такта является также спокойная уверенность, уравновешенность в общении учителя с учащимися, что выражается в соблюдении выдержки и самообладания, что способствует устойчивости такта. Существенным компонентом является доверие учителя к учащимся, создающие в процессе обучения, обстановки доброжелательности всех видов учебной деятельности. В структуру такта входят различные умения, которые на высокой степени его развития перерастают в устойчивую нравственную привычку в обращении учителя к учащимся, - писал И. В. Страхов «Все структурные компоненты такта необходимо формировать в их глубоком внутреннем единстве, в широте их проявлений, во всех видах учебно-воспитательной работы учителя» [4, с. 14].

Педагогический такт неотъемлемое качество личности педагога. Гоноболин Ф. Н. в работе «О некоторых психологических качествах личности учителя» отмечал: «Все способности педагога тесно связаны с умением общаться с детьми, устанавливать с ними контакты, что зависит от наличия у него коммуникативных способностей_-педагогического такта (в частности: чувства меры в осуществлении средств воздействия на детей, в предъявлении к ним требований и т. д.), уважения к детям, учета их возрастных и индивидуальных способностей. Благодаря этим способностям, учитель с первых же встреч с детьми устанавливает с ними контакт. Он старший друг детей, но не стоящий с ними на одном уровне, а остающийся авторитетным, опытным, мудрым. Учитель, обладающий этими способностями, как привило, любит детей и вызывает у них ответное чувство» [5, с. 108].

Педагогический такт - это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, которая проявляется в выдержке, гуманности, оптимизме, уважении к детям, самообладании, умении ориентироваться в меняющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. «Такт учителя является одним из важных компонентов его педагогического мастерства. Для педагогического такта на высокой ступени его развития характерна творческая направленность» [3, с. 14], - указывал И. В. Страхов.

Педагогический такт характеризует стиль работы педагога как мастера своего дела. Педагог умеет регулировать поведение детей и воздействует на них доброжелательно и справедливо.

Очень важно, чтобы педагог был для детей образцом подражания, чтобы сам был воспитан. Необходимо, чтобы дети видели педагога, который правильно, тактично строит свои отношения с детьми, который воспитывает детей, прежде всего, своей воспитанностью, и очень важно тактичное отношение педагога не только к детям, но и к своим коллегам, т. к. педагог является образцом культурного человека, он должен покорять детей своими качествами.

Дети еще больше любят такого педагога, который пользуется уважением со стороны взрослых.

Педагогический такт включает в себя признание, глубокое уважение прав, разумной свободы и достоинства ребенка. Педагог, прежде всего, должен любить детей, видеть в каждом воспитаннике развивающуюся личность и бережно относиться к её внутренней жизни. Необходимо терпимо относиться к неумению детей выполнить что-либо, тактично направлять развитие личности ребенка. Педагогу необходимо любовь сочетать с разумными требованиями к детям, с воспитанием взаимоуважения между взрослыми и детьми. Обладающий педагогическим тактом никогда не повысит голос на детей, а дети всегда слышат его.

Важным показателем педагогического такта является справедливость. Педагог должен быть справедливым, принципиальным, объективным в отношении к детям, в оценке их поступков.

Литература

1. Педагогический словарь. М., 1960. Т. 3. С. 67.

2. Стариков И. В. «Психологические основы педагогического такта». Саратов, 1972. С. 7.

3. Стариков И. В. «Психологические основы педагогического такта». Саратов, 1972. С. 9.

4. Стариков И. В. «Психологические основы педагогического такта». Саратов, 1972. С. 14.

5. Гоноболин Ф. Н. «О некоторых психологических качествах личности учителя». «Вопросы психологии» № 1, 1975. С. 108.

Реализация технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников Котлярова Т. С.

Котлярова Татьяна Сергеевна /Kotlyarova Tatyana Sergeevna - аспирант, учитель начальных классов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет, Бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 115, г. Омск

Аннотация: в статье описываются ключевые положения педагогического управления формированием универсальных учебных действий, доказывается актуальность осуществления технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников, описываются все составляющие и этапы реализации технологии.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младший школьник, педагогическое управление, технология, логико-смысловая модель.

Одна из самых важных задач современного начального общего образования -формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Качество усвоения знаний в соответствии со стандартами образования определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Школа, в соответствии со стандартом, призвана научить детей освоить эффективные средства управления учебной деятельностью.

Однако результаты исследований (Н. А. Менчинская) говорят о том, что в практике школьного обучения новообразования знаний протекают быстрее, чем новообразования умений. Педагоги не уделяют внимания обучению способам управления учебной деятельностью, в результате учащиеся, владея теоретическими знаниями, затрудняются применить их в ситуации, выходящей за рамки стандартной учебной задачи.

Современное видение образовательных результатов предполагает их трактовку как «приращение» в личностных ресурсах (мотивационных, инструментальных или операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем (А. Г. Асмолов, А. В. Хуторской, О. Е. Лебедев и др.) [1, с. 40]. Следовательно, необходимо рассматривать универсальные учебные действия (далее - УУД) с позиции личностно-деятельностного подхода и на основе идей аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.