УДК 37+37.015.31+174
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
С.Д.Якушева
Московский гуманитарный педагогический институт, [email protected]
В статье рассматривается педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза, раскрываются этические особенности научного творчества.
Ключевые слова: педагогическая этика, мастерство, педагогический такт, конфликт, научное творчество, личность педагога
The article regards pedagogical ethics as an element of a faculty member's mastery and discloses the ethical peculiarities of scientific creativity.
Keywords: pedagogical ethics, mastery, pedagogical delicacy, conflict, scientific creativity, personality of an educator
Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к высшему отечественному образованию предъявляются высокие требования по подготовке специалистов новой формации. Вузы страны переходят на двухступенчатую систему преподавания — бакалавриат. Молодежь приобретает право продолжить образование в высших учебных заведениях стран Евросоюза.
Образование это процесс и результат усвоения определенной системы знаний и умений. Оно предполагает не только освоение студентами дидактически преобразованного социального опыта («ставшей» культуры) и развитие личности, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. Ибо образование — способ становления человека в культуре, преобразование и педагогического действа, и его участников.
Выдающийся русский писатель и публицист Н.Г.Чернышевский писал в своих статьях, что образование включает в себя три качества: обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.
В.И.Филатов заявляет, что современному человеку при выборе профессии необхоимо учитывать пять «т»: талант, трудолюбие, терпение, темперамент и такт.
Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, Р.Штайнера любить детей означало
предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И.Г.Песталоцци и Януш Корчак были верны воззрению, что жить следует не столько ради детей, сколько вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды. Р.Оуэн и А.С.Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми как в настоящей, так и грядущей жизни. Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен.
Педагогическая этика является частью педагогического мастерства. Важно помнить, что эффективность взаимодействия (учитель — ученик, преподаватель — студент) определяется во многом и соблюдением педагогического такта.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова такт определяется как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом [1]. В Педагогическом энциклопедическим словаре такт педагогический трактуется как: а) принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; б) определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; в) выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию [2].
Итак, специфика педагогического такта заключается в том, что это 1) мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков; 2) важное условие построения правильного общения
педагог — воспитанник, педагог — коллектив; 3) мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия. Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога [3].
В процессе общения преподавателя и обучающегося могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального эффекта. Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт со студентами.
Педагогический такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Он отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности преподавателя, но и умение выбрать правильный подход; вместе с тем воспитывающее, действенное средство влияния на обучающихся.
И.В.Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит прежде всего от педагогического мастерства, в основе которого лежит педагогический такт. Выделяют следующие основные признаки педагогического такта:
— естественность, простота обращения без фамильярности;
— искренность тона, лишенная всякой фальши;
— доверие к школьнику без попустительства;
— просьба без упрашивания;
— советы и рекомендации без навязчивости;
— требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
— серьезность тона без натянутости в отношениях;
— ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
— требовательность без мелкой придирчивости;
— деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
— твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
— развитие самостоятельности без мелочной
опеки;
— быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
— внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля;
— спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
— ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта — нахождение меры в отношениях педагога и студента в процессе общения [4].
Говоря о педагогической этике, невозможно не затронуть одну из острейших проблем образования
— конфликт. Каждому человеку, а преподавателю в первую очередь, необходимо иметь представления о конфликтах, способах достойного выхода их них и правилах поведения в конфликтных ситуациях.
В педагогической деятельности конфликты — частое явление. Анализ показывает, что одна из его причин — бестактность преподавателя, проявляющаяся в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способностей студентов. С этого зачастую и начинается конфликт. Как показывает практика общения, «навешивание ярлыков», пускай даже и положительных, без взаимопонимания, такта, меры приводит к формированию конфликтной атмосферы. Потеря чувства меры в выборе стратегии и тактики общения — также одна из основных причин, способных вызвать конфликт. Нарушение меры любого нравственного (в том числе и нравственно-положительного) качества может вести к осложнениям в межличностных отношениях (пример — чрезмерная забота родителей).
Обучающиеся любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны [5].
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог должен уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.
Такт необходимо доводить до уровня нравственной привычки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.
Основным способом, позволяющим достичь максимально бесконфликтного взаимодействия, на наш взгляд, является погашение конфликта в самом начале, когда он не разгорелся. Можно перевести его в юмористическое русло, вспомнив и рассказав ученикам занимательную историю. Демокрит, «смеющийся» философ, утверждал, что «все человеческие дела достойны смеха», и, возможно, отчасти был прав.
Искренность и обаяние чувств чрезвычайно важны для морально-психологической атмосферы общения. В психологии есть даже такой термин как «фасцинация» (в переводе с англ. — завораживание). Известно, что завораживают прямой, открытый взгляд, богатый тембровыми модуляциями голос, музыкальность речи, живость чувств, здравый искрометный рассудок и глубокий философский ум [6].
Профессиональная подготовка специалистов в вузе представляет собой сложный комплекс многообразных форм и методов работы, необходимых для гармонического развития целостной личности. Одна
из особенностей личности преподавателя высшей школы — это владение двумя равнозначными ведущими видами деятельности: образовательной и научной.
Каждый преподаватель стремится к профессиональному росту, приобретению педагогического мастерства, неотъемлемой частью которого является профессиональная этика. Педагогика высшей школы имеет свои этические аспекты. По мнению Т.В.Мишаткиной, педагогическая этика вуза имеет несколько блоков.
Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, включающая осознание ответственности перед студентами, коллегами и своей отраслью научного знания; выбор стратегии и тактики обучения; использование собственного научного опыта и др. К деятельности педагога предъявляются определенные требования — это прежде всего свобода творчества, сочетание научной и учебной деятельности, а также персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.
Во-вторых, вузовская этика, включает в себя этику отношений двух основных участников процесса непосредственной передачи знаний — преподавателя и студента, отношения между ними устанавливаются несколько иначе, более демократичные, нежели в школе между учителем и учеником.
В-третьих, особый блок составляют отношения преподавателей между собой — этика взаимодействия педагогов в процессе достижения общей цели, а именно передачи студентам надежных знаний и становления их как будущих коллег самих преподавателей.
В-четвертых, атрибутом высшей школы, и в этом качестве ее отличительной (от общеобразовательной средней школы) особенностью, выступает этика научного творчества, востребованная особым положением вузовского педагога, который обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.
Все названные аспекты тесно переплетаются друг с другом. Определить, какой из них важнее, невозможно [7]. Тем не менее, на наш взгляд, представляется логичным акцентировать внимание на рассмотрении этики взаимодействия преподавателя и студента, в котором наглядно проявляются все особенности вузовской педагогики, а также специфичной для высшей школы этике научного творчества.
Основная задача вуза — формирование личности специалиста. Достижение этой цели происходит благодаря взаимодействию преподавателя и студента, являющихся активными участниками педагогической деятельности. Специфика этических норм вузовского образования, кроме особенностей взаимодействия педагогов и студентов, заключается в том, что и у преподавателя, и у студента складываются особые отношения с наукой. Педагог вуза, согласно «Уставу высшей школы», прежде всего ученый. При описании его обязанностей в вузе так называемая «вторая половина дня» специально отводится на научную работу, в которой преподаватель отчитывается научными трудами и публикациями, защитой диссертации и т.д.
Что касается студентов, то определенная их часть уже на студенческой скамьи занимается под руководством своих педагогов научными исследованиями, а после окончания вуза поступает в аспирантуру, решив посвятить себя науке. Это в полной мере относится к студентам и преподавателям всех педагогических специальностей.
Главное направление в научной работе студентов — повышение качества профессиональной подготовки, раскрытие творческих способностей будущего специалиста, создание условий для реализации творческой активности и самостоятельности студентов в их научной работе.
Выполняя первые научные работы, студенты приобретают навыки, которые будут полезными и преподавателю любой специальности, и научному работнику: привычку систематически работать с научной литературой, умение классифицировать научные источники, способность к структурированию и обобщению научных материалов и т.п. Кроме того, стоит подчеркнуть, что активные члены студенческих научных сообществ — это тот резерв, из которого вуз получает постоянную подпитку новыми преподавателями, аспирантами и соискателями ученых степеней.
Как можно студенту научиться всему тому, что знает и может педагог? В студенческой среде бытует такое мнение: «важно, кто учит и как учит». Фальшивить нельзя! Имена И.П.Павлова, К.А.Тимирязева,
С.И.Вавилова, И.В.Курчатова и многих других и сегодня служат образцом для новых поколений ученых.
На основе анализа важнейших этических проблем научной деятельности, необходимых моральных качеств ученого и норм научного творчества философы М.Г.Лазар и И.И.Лейман разработали нравственный кодекс научного работника, включающий следующие моральные нормы и принципы:
— гражданская и нравственная ответственность ученого за социальные и экологические последствия применения своих открытий, за научный прогресс;
— обязанность информировать общественность о возможности применения научного открытия во вред человечеству, в антигуманных целях;
— недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для здоровья человека и генетического фонда человечества;
— личная ответственность за доброкачественность информации и качества производимого знания;
— нравственная ответственность за воспитание молодого поколения ученых и студентов в духе гуманизма, научной честности и порядочности;
— личная заинтересованность, т.е. независимость научной истины от личных мотивов, интересов и прочих нравственных характеристик исследователя;
— объективность при оценке чужих результатов, чужого мнения, независимо от личного отношения к оппоненту, данной научной школе или методологии;
— обязанность публиковать свои труды, делая их достижением науки;
— критическое отношение к собственным достижениям (особенно в случае успеха), отказ от соавторства без реального участия в данном исследовании
(особенно в случае занимаемого высокого научного поста);
— обязанность признания своих ошибок и затруднений во избежание повторных, ненужных исследований, вызывающих лишние общественные затраты;
— научная честность, скромность, корректность;
— недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей, формул и т.д. (при этом ссылки на чужие работы тем более обязательны, чем ближе эти работы к собственным работам ученого);
— обязанность отстаивать свои идеи и концепции, невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру:
— общительность, умение себя вести, культура чувств [8].
Усвоение этих норм и правил «научной порядочности» и неуклонное следование им составляет моральный и профессиональный долг любого работника, но особенно науки вузовской, поскольку здесь ученый-педагог выступает одновременно в качестве наставника молодого поколения ученых. Знание основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках, соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми и молодежью в самых разнообразных сферах деятельности — это и есть необходимые условия педагогической этики.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред.
Н.Ю.Шведовой. 19-е изд., испр. М., 1987. С.643.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; ред. кол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С. Глебова и др. М., 2002. С.285.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. М., 2002. С. 100.
4. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966. С.16.
5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. М., 2010. С.106.
6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; Под. ред. И.А.Зязюна. М., 1989. С.152.
7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие. Ростов н/Д.; Минск, 2004. С.59-60.
8. Лазар М.Г., Лейман И.И. HTP и нравственные факторы научной деятельности. Очерки этики науки. Л., 1978. С.120.
Bibliography (Translitirated)
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N.Ju.Shvedovojj. 19-e izd., ispr. M., 1987. S.643.
2. Pedagogicheskijj ehnciklopedicheskijj slovar' / Gl. red. B.M.Bim-Bad; red. kol.: M.M.Bezrukikh, V.A.Bolotov, L.S. Glebova i dr. M., 2002. S.285.
3. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost': Ucheb. posobie / A.S.Robotova, T.V.Leont'eva, I.G.Shaposhnikova i dr.; Pod red. A.S.Robotovojj. M., 2002. S.100.
4. Strakhov I.V. Psikhologija pedagogicheskogo takta. Sara-tov, 1966. S.16.
5. Jakusheva S.D. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: Ucheb-nik. 3-e izd., ster. M., 2010. S.106.
6. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: Ucheb. posobie / I.A.Zjazjun, I.F.Krivonos, N.N.Tarasevich i dr.; Pod. red.
I.A.Zjazjuna. M., 1989. S.152.
7. Mishatkina T.V. Pedagogicheskaja ehtika: Ucheb. posobie. Rostov n/D.; Minsk., 2004. S.59-60.
8. Lazar M.G., Lejjman I.I. HTP i nravstvennye faktory nauch-nojj dejatel'nosti. Ocherki ehtiki nauki. L., 1978. S.120.