Научная статья на тему 'Инновационные технологии управления качеством педагогической деятельности преподавателей вуза'

Инновационные технологии управления качеством педагогической деятельности преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии управления качеством педагогической деятельности преподавателей вуза»

Образование Богомолова Г.Н.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Конструктивной программой страны является развитие системы образования в России. Национальный проект «Образование - для всех» личностно-ориентирован на развитие творческих способностей личности и позволяет радикально повысить эффективность интеллектуальной деятельности. Процесс модернизации образования предполагает инновационную систему обучения и воспитания. Традиционная система обучения не обеспечивает готовность личности к позитивным переменам в обществе, не меняет место и роль человека в культуре, экономике, технике, общественной и индивидуальной жизни. Инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и самим собой. Инновационное обучение создает новый тип учебновоспитательного процесса, который предвосхищает выполнение конструктивной государственной программы национального проекта. Содержательнометодологические и дидактические основы нововведений требуют современного подхода к методам, принципам, формам обучения и воспитания. Однако компоненты традиционной системы обучения могут модернизироваться и совершенствоваться лишь при новых формах, методах и принципах внутри-вузовского контроля за качеством работы преподавателей. Задача инновационного комплексно-обобщающего контроля за профессиональной деятельностью педагога состоит в том, чтобы подготовить преподавателя к многоуровневой системе обучения, развить способность к творчеству, сформировать диалектическое мышление, научить работать по методу сотрудничества. В связи с этим инновационная педагогическая деятельность обязывает нас освободиться от известных штампов, стереотипов в обучении и воспитании, а именно:

- отказаться от традиционной формы организации обучения;

- изменить стиль мышления и поведения;

- сформировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к учебно-познавательному процессу;

- отказаться от авторитарного, менторского диктата и сформировать новый тип общения;

- сформировать индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности;

- осуществлять принципиальный, совместный анализ результатов работы;

- воспитывать у преподавателя адекватную самооценку;

- сформировать культуру учебного труда и т.д.

Бесспорным достоинством каждого учебного заведения является высокопрофессиональный, компетентный педагогический коллектив. Одним из

методов формирования профессионального мастерства преподавателей является управление качеством работы специалистов в системе образования.

Контроль обеспечивает достоверную и объективную картину педагогического процесса. Значение управления качеством преподавания особенно возрастает в связи с процессом модернизации образования. Особенность внутривузовского контроля состоит в его оценочной функции личности преподавателя. Проверяющий, выполняющий инспекторские функции, должен быть личностью. Его задача состоит в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика за качеством преподавания в вузах страны не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля. Во-вторых, формализм в организации контроля (нет четко поставленной цели и не используются объективные критерии оценки). В-третьих, односторонность контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны педагогического процесса. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения компетентных преподавателей вуза. Опираясь на инновационные технологии осуществления педагогического процесса, разработали критерии оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. При проведении контроля за качеством работы специалиста в системе профессионального образования теоретически обоснована и практически доказана возможность и необходимость использования данных критериев. Практическая значимость контроля за профессиональной деятельностью преподавателя доказана сочетанием качественного и количественного его анализа. Посещение и анализ лекции или семинарского занятия позволяют оценить уровень профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагога.

Критерии оценки педагогической деятельности преподавателей вуза

1. Тема, цель, задачи лекции

2. Тип лекции, структура

3. Методы обучения, используемые преподавателем на разных этапах учебного занятия:

- методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, индивидуальные, дедуктивные);

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии, соревнования, поощрения, педагогическое наказание и порицание);

- методы контроля и самоконтроля (устные, письменные, лабораторные).

4. Принципы обучения:

- принцип инновационного обучения;

- принцип личностного подхода;

- принцип нравственных и культурных норм;

- принцип самоорганизации;

- принцип времени;

- принцип систематичности;

-принцип наглядности или заполнения пространства между конкретным и абстрактным;

- принцип самостоятельности или ограничения зависимости учащегося от учителя;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения;

- принцип доступности или преодоления трудностей учащимися в познании и преобразовании деятельности;

- принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении или связи интересов личности и общества;

- принцип научности.

5. Средства обучения

6. Формы контроля

7. Знания педагога

Профессиональные и общенаучные знания:

- теория соответствующего предмета (математики, физики, химии и

т.д.);

- основы теории смежных предметов;

- философские, экономические, социально-политические, правовые знания;

- знание мировой и отечественной культуры Физиологические и психологические знания:

- возрастных особенностей развития организма студента;

- закономерностей психического развития молодежи;

- знание психологии воспитания и обучения;

- психологии руководства студенческим коллективом Педагогические и методические знания:

- знание сущности педагогического процесса;

- знание теории и методики воспитания молодежи;

- знание методики преподавания предмета;

- знание научной организации труда учителя;

- знание культуры учебного труда;

- знание культуры организации свободного и учебного времени

8. Умения педагога Аналитические умения:

- уметь расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, принципы, мотивы, стимулы, средства, формы, проявления и пр.)

- осмысливать каждую часть знания в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

- находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике лекции;

- правильно диагностировать педагогический процесс;

- находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения

Прогностические умения:

- прогнозировать развитие коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных студентов в системе взаимоотношений и т.п.;

- в процессе обучения необходимо прогнозировать развитие личности студента, личностно-деловые качества, волю, поведение, возможные отклонения в развитии личности, трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

- прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания

Проективные умения:

- проектирование цели и задачи педагогического процесса;

- определение наиболее эффективных средств, форм и методов учебновоспитательной работы;

- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;

- планирование индивидуальных работ со студентами с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;

- отбор оптимального содержания обучения;

- планирование системы приемов стимулирования активности молодежи;

- планирование развития воспитательной среды

Рефлексивные умения:

- контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;

- контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;

- контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий

Мобилизационные умения:

- формирование устойчивого интереса к учению;

- формирование потребности в знаниях и вооружение студентов навыками культуры учебного труда;

- формирование активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности;

- разумное использование методов поощрения и наказания, создание атмосферы совместного переживания за успех в учебе каждого студента

Информационные умения:

- навыки работы с печатными источниками;

- умение получать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, умение интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания;

- умение учитывать уровень подготовленности студентов, их жизненный опыт и возможности;

- логически правильно построить рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение;

- органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала;

- формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно;

- применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности обучения;

- выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков;

- оперативно диагностировать характер и уровень усвоения студентов нового материала с использованием разнообразных методов контроля;

- перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала

Развивающие умения:

- определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) личности;

- создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников;

- стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления;

- постановка вопросов, требующих применения усвоенных знаний;

- создание условий для развития индивидуальных особенностей студентов

Ориентационные умения:

- формирование морально-ценностных установок студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование научного мировоззрения;

- развитие социально-значимых качеств личности;

- формирование интереса к учебной деятельности

Коммуникативные умения:

- определять тип темперамента и характер личности обучаемого;

- устанавливать педагогически целесообразные бесконфликтные взаимоотношения со студентами;

- владеть словом, речью, мимикой, жестами;

- применять информационные технологии;

- определять внутренний мир и направленность действий личности;

- умение устанавливать психологический контакт со студенческим коллективом и управлять его дисциплиной;

- создавать обстановку коллективного поиска знаний, организовывать

совместно со студентами творческую деятельность;

- уметь видеть главное в личности студента, правильно определять его отношение к социальным ценностям;

- умение объяснять содержание нового материала на высоком критериальном уровне;

- целенаправленно поддерживать общение путем введения элементов беседы, риторических вопросов;

- выбирать по отношению к коллективу и отдельным студентам правильный стиль общения, который помогает снимать психологический барьер, приближает студентов к преподавателю и обеспечивает готовность к эффективному восприятию учебной информации;

- умение управлять дисциплиной студентов во время учебного занятия

9. Культура общения

1) Стиль общения

Демократический стиль:

- обращение к студентам с просьбой, пожеланием, советом;

-требования адекватны возможностям и педагогической ситуации;

- чуткое реагирование на реакцию обучаемых, учет в работе их текущих психологических состояний;

- преподаватель является неформальным лидером учебного коллектива;

- отмечает учебные достижения студентов, осторожен в выводах по формальным показателям;

- умелое использование стимулов социальной активности студентов;

- четкое планирование своей работы, видение перспектив, центром которых является личность обучаемого;

- способность положительно разрешать возникающие конфликты или направлять их в конструктивное русло;

- широко в работе используется методика коллективных творческих

дел;

- общение со студентами построено на основе дружеского расположения;

- тон преподавателя деликатный, доброжелательный;

- при руководстве студенческим коллективом развиты формы самоуправления;

- похвала и порицание преподавателя сочетаются с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями и т.д.;

- учитель умеет объективно оценивать свои действия

Авторитарный стиль:

- обращение к студентам в форме жесткого требования, распоряжения, указания, приказа;

- требования к обучаемым завышенные, без учета реальных условий и возможностей;

- преподаватель не учитывает психическое состояние студентов;

- преобладает формальное лидерство, выражена отрицательная уста-

новка на неформальное общение;

- не отмечаются положительные стороны в деятельности студентов, отсутствует стремление к созданию ситуации успеха;

- отношение к обучаемым как объектам педагогического воздействия;

- преподаватель резко пресекает любую инициативу со стороны студентов;

- активизация учебной деятельности студентов осуществляется через волевое давление на них;

- преподаватель склонен к созданию конфликтных ситуаций;

- авторитет преподавателя основывается на его социальном статусе, у студента не возникает потребности обратиться по личным вопросам вне рамок официальных отношений

Либерально-попустительский стиль:

- формы общения преподавателя со студентами непосредственны, варьирующие между заискиванием и попытками угрозы;

- отсутствие системы четких требований;

- стремление до минимума сократить общение со студентами;

- быстрая смена одних требований противоположными;

- сильное влияние неформального лидера как следствие слабости лиде-ра-учителя;

- преподаватель часто является объектом насмешек, имеет прозвище, отражающее бесхарактерность, коньюктурность, слабоволие, непоследовательность и т.п.;

- неспособность преподавателя объективно оценить уровень знаний студентов, наблюдается тенденция к завышению оценок;

- преподаватель не имеет четкого плана работы;

- «легкое» общение с коллегами, студентами, стремление ни с кем не портить отношения, уклонение от любых производственных конфликтов;

- в конфликтах, затрагивающих его личные интересы проявляет плаксивость, взывание к состраданию или проявляет неприкрытую агрессивность по отношению к критикующим;

- обладает временным, формальным авторитетом;

- преподаватель на уроке общается с небольшой группой студентов, установка на всех обучаемых - нейтральная;

- тон преподавателя равнодушный, холодный, безразличный;

- отсутствует заинтересованность в делах студентов;

- преподаватель часто путает методы поощрения и наказания;

- на учебном занятии ведет себя нерешительно, скованно, замкнуто и

т.д.

2) Уровень общения преподавателя со студентами:

- фактический - создает ощущение сопричастности к проблемам студентов, поддержание с ними контакта: способность учителя держать в радиусе своей деятельности (видеть и слышать) всех студентов;

- информационный - обмен информацией различного уровня содержа-

ния; способность преподавателя на высоком уровне сформировать знания, умения, навыки у студентов;

- дискуссионный - предусматривает обмен субъективными нормами, нравственными ценностями, мнениями, точками зрения;

- исповедный - предполагает предельную откровенность, доверительность между преподавателем и студентами

10. Личностные качества преподавателя Личностно-этические качества:

- чувство долга и гражданской ответственности;

- гуманизм;

- доброжелательность;

- трудолюбие;

- дисциплинированность;

- требовательность;

- принципиальность;

- скромность;

- общительность;

- объективность;

- самокритичность;

- самобытность;

- эстетическая выразительность;

- артистичность;

- общая эрудиция;

- терпение, настойчивость Индивидуально-психологические качества:

- глубина познавательных интересов;

- яркость и критичность ума;

- изобретательность;

- эмоциональная отзывчивость;

- долговременная память;

- развитость наблюдательности, воли, воображения;

- большой объем и переключаемость внимания;

- культура темперамента;

- объективная самооценка Профессионально-педагогические качества:

- интерес к педагогической деятельности;

- любовь к делу и детям;

- педагогический такт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогическое мышление;

- профессионально-педагогическая работоспособность;

- стремление к научно-педагогическому творчеству;

- культура и выразительность речи

11. Педагогическая техника и характеристика речи преподавателя Характеристика речи:

- голос (сила звука, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр);

- темпоритм (скорость и длительность звучания отдельных слов, слогов, пауз);

- дикция (ясность и четкость произношения слов, слогов, звуков);

- выразительность (модуляция, интонация, паузы, нюансы, методика);

- грамотность (правильность произношения звуков, логическое и фразовое ударение);

- культура мимики и жестикуляции;

- техника интонирования выражения разных чувств - просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания;

- вызывать по «заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.;

- владеть культурой темперамента;

- уметь регулировать свое психическое состояние

12. Культура внешнего вида

Осанка, походка, одежда, прическа, мимика и пантомимика.

Таким образом, инновационные методические и психологопедагогические технологии помогают определить уровень воспитания, обучения и образования преподавателя, а именно:

- знание методики преподавания предмета;

- уровень формирования профессиональной компетентности;

- уровень формирования профессионального мастерства;

- инновационность технологий, используемых педагогом;

- результативность учебного занятия (т.е. уровень знаний, умений и навыков студентов);

- культуру общения преподавателя;

- уровень творческого потенциала;

- уровень профессиональной этики;

- личностные качества;

- индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя;

- культуру интеллектуальной деятельности и т.д.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Под управлением качеством работы педагога вуза понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Познакомившись с критериями оценки педагогической деятельности, возникает вопрос: «Можно ли объективно оценить профессиональную компетентность педагога, посетив одну лекцию?» Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление - это творческий процесс, порой искусство всей системы действий. В осуществлении контроля за качеством подготовки специалистов важен профессионализм и компетентность проверяющего, т.е. он должен знать предмет контроля, владеть мето-

дикой контроля, уметь видеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля, уметь положительно решать конфликтные ситуации или направлять их в конструктивное русло и т.д. Выдающийся педагог А.С. Макаренко отмечал: «Я умел с первого взгляда по внешним признакам, по голосу, походке, по неуловимым, мельчайшим завиткам личности точно предсказать какая продукция может получиться в каждом отдельном случае...» [2, с. 421]. Контроль дает богатую, систематизированную информацию о деятельности учителя. Однако, не всегда проверяющий, посетив одно учебное занятие у преподавателя, может изучить все аспекты его работы. В таком случае в нормативных документах (специальных инструкциях, памятках, рекомендациях) по управлению качеством деятельности преподавателя вуза отмечается, что проверяющий использует принцип систематичности, т.е. регулярно проводит контроль за работой отдельных педагогов.

Эмпирические наблюдения позволяют утверждать, что нововведения за качеством работы специалистов есть динамическая система, характеризующаяся внутренней логикой и закономерным развитием. В педагогической инновационной деятельности можно говорить о двух типах нового: 1) впервые созданное новое; 2) новое, имеющее черты старого, или точнее, новое, состоящее из старого и слоя нового, что, соединившись, дает конкретизацию и дополнение прежнего знания истины. Именно так необходимо понимать сущность инновационной педагогической технологии управления качеством работы педагогов в системе профессионального образования, т.к. социокультурные психические факторы утверждают, что существуют две формы взаимодействия и взаимовлияния на личность: через чувства на разум и через разум на чувства.

Внутривузовское управление качеством работы педагогического коллектива представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного учебно-познавательного процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Список используемой литературы:

1. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993

2. Макаренко А.С. Соч.: В 7т. Т.1. - М., 1958. -421 с.

3. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997.

5. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.