Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398
МОДЕЛЬ, УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ НА ФПК МГОУ
Симонов В.П.
Аннотация. В данной статье характеризуется авторский курс «Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании», который читается на факультете повышения квалификации преподавателей вузов МГОУ и который не имеет аналогов, в силу его эксклюзивности.
The author’s course «Pedagogical Management. KNOW-HOW in Education» which is exclusive and has been reading at the faculty of improvement of professional skill of teachers of high schools (MSRY).
Ключевые слова: системы, законы их существования и эволюции, гендерные различия и их учет в образовании, новая концепция стилей взаимодействия, достоверная оценка качества обучения, профессионально-значимые личностные качества преподавателя, интеллектуальный продукт исследователя.
Systems, laws of their existence and evolution, gender distinctions and their account in the educa-
tion, the new concept of interaction styles, an authentic estimation of training quality, the professional-significant personal qualities of the teacher, an intellectual product of the researcher.
Главная цель курса - сформировать у слушателей основные компетенции - как знания, умения и навыки по использованию технологии педагогического менеджмента в обучении, необходимые для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих программы высшего профессионального образования.
Прежде чем рассмотреть учебно-тематический план, который отражает авторскую концепцию данного курса и носит, в основном, нетрадиционный и инновационный характер, представим нашу модель повышения квалификации преподавателей вузов на ФПК.
1. Основная цель профессиональной переподготовки Содействие формированию компетентного профессионала как личности высокой культуры, находящейся в гармоничном взаимоотношении с социумом и соответствующего новым, изменяющимся социокультурным и экономическим требованиям.
2. Пятиаспектный характер задач в области повышения квалификации преподавателя вуза
СОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТ: содействие созданию оптимальной социально-экономической и культурной среды в обществе
ДИДАКТИЧЕСКИМ АСПЕКТ: формирование проф-компетентности в избранной сфере трудовой деятельности
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ АСПЕКТ: развитие общей и
профессиональной культуры личности специалиста
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ: формирование положительной установки на эффективную трудовую деятельность
ПРАГМАТИЧЕСКИМ АСПЕКТ: создание благоприятных условий для жизни, труда, творчества и отдыха каждого члена сообщества
3. Основные принципы профессиональной переподготовки
Учет взаимосвязи глобального, национального и регионального компонентов при переподготовке специалиста в вузе
Связь теории с практикой (обучения с жизнью) при повышении квалификации специалиста
Систематичность и преемственность в изучении основ наук и профессионального мастер -ства
Междисциплинарный подход в формировании общей и профессиональной культуры личности в ходе учебного процесса и практики
4. Сущность понятия «компетентность» специалиста и её взаимосвязь с качеством переподготовки
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ЭРУДИЦИЯ ОПЫТ И ПРАКТИКА
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Узнавание ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ IV. Репродуктивный уровень V. Творческий уровень
I. Различение II. Запоминание III. Понимание
Плохое Качество (ПК) Низкое Качество (НК) Среднее Качество (СК) Хорошее Качество (ХК) Высокое Качество (ВК)
5. Структу ра профессиональной переподготовки
Деятельность —— Действия —— Операции
ТЕОРИЯ ^ МЕТОДИКА ^ ТЕХНОЛОГИЯ
(цель, основные задачи и (методы и способы (конкретные приёмы и
принципы) деятельности) операции)
6. Психолого-педагогическая основа процесса формирования _________профессиональной компетенции личности_____________
Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал личности в освоении курса при повышении квалификации
ПОТРЕБНОСТИ ^ (мотивация) ЗНАНИЯ^ (теория) УМЕНИЯ ^ (практика) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (опыт)
Структура и последовательность в реализации полученных знаний и умений на практике
ЗНАТЬ ^ Подготовка ^ УМЕТЬ ^ Опыт ^ ХОТЕТЬ ^ Установка ^ ДЕЛАТЬ Мастерство
Профессиональное мышление Профессиональное сознание Профессиональное мировоззрение Профессиональная и общая культура специалиста
7. Критерии сформированности профкомпетентности личности
Уровень сознания, профессионального мышления и положительной мотивации на эффективную трудовую деятельность
Уровень сформированности профессиональных знаний и потребности в труде
Уровень профессиональных умений и навыков и возможности их реализации
Уровень исполнительности и творческого отношения к профессиональной деятельности
Уровень общей и профессиональной культуры личности специалиста
8. Учебно-тематический план курса «Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании»
№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Всего часов Лек- ции Семинары и ПЗ Самост. работа Формы конт- роля
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ процесс В ВУЗЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА 18 6 6 6 Зачёт
1.1 Природа, назначение и свойства систем, Законы их существования и эволюции. 6 2 2 2 Тест
1.2 Сущность системного подхода в образовании 4 2 2 Тест
1.3 Гендерные различия, их диагностика и учёт в образовательном процессе 6 2 2 2 Тест
1.4 Основные понятия педагогического менеджмента, их сущность и характеристика 2 2 Тест
2 ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 18 6 6 6 Зачёт
2.1 Достоверная оценка качества обучения и Болонский процесс 6 2 2 2 Тест
2.2 Виды тестирования в образовании и оценка степени его достоверности 6 2 2 2 Тест
2.3 Балльно-рейтинговая и кредитная системы в вузе: сущность и перспективы 6 2 2 2 Тест
3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ 20 6 8 6 Зачёт
3.1 Виды и характеристика интеллектуального продукта в социальных системах 4 2 2 Тест
3.2 Диагностика готовности и адаптирован-ности личности к педагогической профессии 2 2 Тест
3.3 Экспертиза профессионально-значимых личностных качеств преподавателя и его аттестация 4 2 2 Тест
3.4 Характеристика и диагностика способов коммуникации в образовательных системах 4 2 2 Тест
3.5 Конфликты и стрессы в социальных системах. Их диагностика и пути преодоления 2 2 Тест
3.6 Методика и технология оценки психологических черт личности преподавателя вуза 4 4 Тест
4 УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 16 6 4 6 Зачёт
4.1 Организация учебных занятий в вузе: структура и содержание процесса 6 2 2 2 Тест
4.2 Принципы наблюдения и анализа учебных занятий 2 2 Тест
4.3 Методика и технология системного анализа учебных занятий в вузе 8 2 2 4 Тест
Итоговый контроль 6 Защита
ИТОГО 72+6 24 24 24 Защита проекта
Структура и основное содержание программы авторского курса «Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании».
Раздел 1. Образовательный процесс в вузе как социальная деятельностная система
Тема 1.1. Природа, назначение и свойства систем. Законы их существования и эволюции. Лекция на основе презентации (2 часа):
Природа и сущность систем. Виды систем. Назначение систем. Структура и организация систем: естественные - искусственные; закрытые - открытые; абстрактные - конкретные; статичные - динамичные; без ведущего органа
- централизованные; простые (монострук-турные) - сложные (полиструктурные); биологические - социальные - технические.
Основные свойства и законы систем: закон доминирования асимметрии в системе, как основа её стабильности, устойчивости и эволюции в целом; закон зависимости развития и эффективности функционирования системы от степени её открытости; закон достижения цели системой; закон отрицания революционного пути развития; закон критической массы органа управления; закон соотношения случайного и закономерного [1, с. 5-25; 2, с. 3-20; 3, с. 5-32].
Практическое занятие (2 часа): Диагностика степени усвоения знаний о сущности систем в окружающем мире [3, с. 33-832].
Самостоятельная работа (2 часа): Анализ и характеристика действия Закона достижения цели системой применительно к образовательному процессу. Форма представления результа-
тов работы в виде презентации с выводами и прогнозами (рекомендациями практикам).
Тема 1.2. Сущность системного подхода в образовании.
Семинарское занятие (2 часа). Обсуждаемые вопросы: образовательный процесс как
целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности, в единстве с её самообразованием. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов образовательного процесса как деятельностной социальной системы. Образовательный процесс как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебнопознавательным процессами. Преподаватель как менеджер учебно-познавательного процес -са - субъект управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Руководство и управление: их сущность, сходство и различие. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в ходе занятий (как составная часть педагогического менеджмента) -целенаправленное воздействие преподавателя на обучающихся путем научно-обоснованного планирования, организации, координации и контроля их деятельности [1, с. 26-39; 2, с. 5970; 3, с. 33-38].
Самостоятельная работа (2 часа): Анализ и характеристика действия Закона достижения цели системой применительно к учебновоспитательному процессу вуза.
Форма представления результатов работы в виде презентации с выводами и прогнозами (рекомендациями практикам).
Тема 1.3. Гендерные различия, их диагностика и учёт в образовательном процессе.
Лекция на основе презентации (2 часа): Сущность и понятие гендерного подхода (психологического пола, как психофизиологических различий обусловленных асимметрией полов). Характеристика основных различий обучаемых: на генетическом, физическом, когнитивном (познавательном), психологическом и на уровне общения (коммуникация). Учёт и перспективы реализации гендерного подхода в образовательном процессе вуза. [1, с. 40-46; 2, с. 21-34; 3, с. 39-48]
Практическое занятие (2 часа): Диагностика гендерной доминанты и образа жизни личности [1, с. 47-50; 2, с. 29-35; 3, с. 49-58].
Самостоятельная работа (2 часа): Самооценка гендерной доминанты личности слушателя и её отношения к собственному здоровью.
Форма представления результатов самодиагностики в виде прокомментированного графика с выводами и рекомендациями на рефлексивной основе.
Тема 1.4. Основные понятия педагогического менеджмента, их сущность и характеристика.
Лекция на основе презентации (2 часа): 1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы. 2. Цели педагогического менеджмента (как ожидаемый результат деятельности). 3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса: в области обучения, в области воспитания, в области управления образовательным процессом. 4. Принципы педагогического менеджмента. 4.1. Принципы народной педагогики: ответственности, солидарности, состязательности, отдачи, коллективизма, скромности, преодоления, самооценки, достоинства, великодушия, универсальности, человеколюбия, преемственности, гармонии, самостоятельности, красоты, познания и природо-любия. 4.2. Общие принципы управления (по Анри Файолю). 4.3. Принципы научной организации педагогической и управленческой деятельности. 4.4. Принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса (принципы наблюдения и анализа учебных занятий).
5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента: планирование (целеполагание и принятие решения), организация выполнения принятых решений и планов, контроль и самоконтроль осуществляемой деятельности, коррекция и уточнение отдельных действий исполнителей на этой основе. 6. Методы управления в социальных системах: первая группа - экономические; вторая - директивные или организационно-распорядительские; третья - психологопедагогические; четвёртая - методы коллективного управления (совет, кафедра и т.п.). 7. Характеристика деятельности субъектов педагогического менеджмента. 7.1. Эффективность как характеристика процесса совместной дея-тельности преподавателя и обучаемых. 7.2. Качество как характеристика результата учебнопознавательного и учебно-воспитательного процессов. Понятие «критерия» и «показателя» (показатель как составная часть критерия). 8.Основные условия предупреждения и преодоления формализма в образовательном процессе и в управлении им. 9. Факторы, предопределяющие эффективность управления педагогическими системами в целом [1, с. 55-70; 3, с. 5-32].
Раздел 2. Оценка реального качества обучения в образовании
Тема 2.1. Достоверная оценка качества обучения и Болонский процесс. Лекция на основе презентации (2 часа):
Характеристика понятий «содержание» и «девальвация» балльной оценки. Структура основных учебных компетенций обучаемых в свете теории системного деятельностного под -хода: информированность - различение (распознавание), запоминание и понимание как характеристика усвоенных знаний; элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) и перенос (творческий уровень) как характеристика высших умений и навыков, усвоенных обучаемым. Понятие степени обученности и ее характеристика в вербальных и математических показателях на основе пятиуровневой математической модели. Снижения уровня требований при оценке степени обученности и основные причины этого явления. Новая философия оценки обученности личности. Структура и содержание инновационной полностью положитель-
СОДЕИСГв
ГжД
ной и математически обоснованной десятибалльной шкалы на этой основе. Качества устного ответа обучаемых подлежащие оценива-нию [1, с. 225-238; 2, с. 103-132; 3, с. 107-122].
Практическое занятие (2 часа): Диагностика степени усвоения основных понятий инновационной теории, методики и технологии определения степени обученности личности [1, с. 285-299; 2, с. 161-172; 3, с. 129-142].
Самостоятельная работа (2 часа): Характеристика основных показателей обученности личности на примере преподавания конкретной учебной дисциплины. Форма представления результатов работы: таблица на основании данных обученности группы, с комментариями качества обучения отдельных студентов и всей группы по выставленным баллам на основе полностью положительной 10-и балльной шкалы.
Тема 2.2. Виды тестирования в образовании и оценка степени его достоверности. Лекция на основе презентации (2 часа):
Характеристика понятий: цель педагогической диагностики; основные задачи и принципы создания диагностических материалов, цель тестирования; критерий качества содержания тестовых заданий; критерий соответствия теста требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине. Структура и содержание тестовых заданий с характеристикой их основных достоинств и недостатков: тестовые задания открытого типа, задания с развернутым ответом, тестовые задания закрытого типа, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности. Повышение достоверности тестирования на инновационной основе пятиуровневой математической модели обученности личности [1, с. 278-299; 2, с. 155-172; 3, с. 123-142].
Практическое занятие (2 часа): Оценка степени усвоения основных положений о достоверности тестирования и путях их совершенствования [2, с. 243-252; 3, с. 143-152].
Самостоятельная работа (2 часа): Разработка теста по учебной дисциплине с указанием максимальных оценок по каждой позиции.
Форма представления результатов работы -тест на бумажном носителе с дублированием в электронном варианте.
Тема 2.3. Балльно-рейтинговая и кредитная системы в вузе: сущность и перспективы. Лекция на основе презентации (2 часа):
Сущность рейтинговой системы: Проблема полведения итога учебно-познавательной деятельности обучающихся (студентов) за конкретный период (семестр, курс). Основная цель введения рейтинговой системы - активизация самостоятельной деятельности студентов в течение семестра (учебного года). Основные задачи: более систематический и достоверный контроль знаний и умений обучающихся; повышение мотивации к эффективному усвоению знаний, умений и навыков; повышение реального качества знаний на основе всё возрастающей ответственности обучающихся; повышение уровня учебно-познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся, а также образовательного процесса в целом.
Основные функции рейтинговой системы: стимулирование посещаемости занятий и регулярной самостоятельной работы; более достоверная оценка личностного многообразия обу -чаемых; снижение роли случайности, возможность более точной оценки места, которое занимает студент в группе; формирование более конкретных и бесспорных критериев для начисления стипендий, предоставления поощрений, льгот и т.п.; возможность применять более эффективно модульный принцип преподавания дисциплин; реальное обеспечение заинтересованности студентов в систематической, самостоятельной работе и своевременности выполнения контрольных заданий.
Виды рейтинговой системы: рейтинг студента по дисциплине, накопительный рейтинг, относительный рейтинг, итоговый. Общий рейтинг студентов, учитываемый при назначении особых стипендий и начислении надбавок к стипендиям при предоставлении студентам разнообразных льгот и поощрений, трудоустройстве студентов в период обучения и при распределении выпускников.
Пример рейтинговой ведомости. Рейтинговая система как непрерывное суммирование всех заработанных баллов нарастающим итогом. Максимальное значение суммы баллов на каждом этапе обучения и ее соответствие наибольшей эффективности учебной работы студента. Сущность и перспективы кредитной сис-
темы в вузовском образовании в связи с Болон -ским процессом [2, с. 148-154].
Практическое занятие (2 часа): разработать план-график реализации рейтинговой технологии в преподавании своей дисциплины на любой семестр будущего учебного года.
Самостоятельная работа (2 часа): Описание опыта применения рейтинговой системы по своей учебной дисциплине с указанием максимальных оценок по каждой позиции.
Форма представления результатов работы: Текст на бумажном носителе с дублированием в электронном варианте.
Раздел 3. Научно-исследовательская и методическая работа в вузе
Тема 3.1. Виды и характеристика интеллектуального продукта в социальных системах.
Лекция на основе презентации (2 часа): Оценка интеллектуального продукта производимого человеком - как научная и социальная проблема. Основные виды интеллектуального продукта производимого интеллигенцией:
Первый блок - возможные открытия: первый уровень (высший) 1. Закон. Второй уровень 2. Закономерность. 3. Принципы. Третий уровень 4. Факт. 5. Эффект. 6. Явление.
Второй блок - теоретические разработки: четвертый уровень 7. Идея. 8. Гипотеза. 9. Концепция. 10. Теория. Пятый уровень: 11. Формула. 12. Прогноз. 13. Свойства. 14. Упорядоченность (суммативная система).
Третий блок - методические разработки: шестой уровень: 15. Изобретение. 16. Модель. 17. Проект. Седьмой уровень: 18. Новое решение. 19. Методика. 20. Алгоритм (программа).
Четвертый блок - практические результаты: восьмой уровень: 21. Устройство. 22. Технология. 23. Способы. Девятый уровень: 24. Рецепт (состав). 25. Услуга (образовательная, информационная, юридическая, диагностическая и лечебная и т.п.). Характеристика всех этих понятий. Оформление полученного интеллектуального продукта в научной работе [1, с. 245-260; 3, с. 169-186].
Самостоятельная работа (2 часа): Характеристика и анализ научного труда любого автора с позиции произведённого им интеллектуального продукта.
Форма представления результатов работы: Краткое эссе.
Тема 3.2. Диагностика готовности и адап-тированности личности к педагогической профессии.
Практическое занятие в форме диагностирования (2 часа): Оценка готовности и адапти-рованности слушателя к преподавательской деятельности. Диагностика готовности и адап-тированности личности к педагогической профессии. Понятие педагогического мастерства и его основные составляющие. Основные показатели готовности к педагогической профессии: способность к творчеству, уровень работоспособности, исполнительность, коммуникабельность и демократичность, степень адаптиро-ванности, уверенность в своих силах, уровень самоуправления и саморегуляции [1, с. 153-160; 2, с. 44-48; 3, с. 101-106].
Тема 3.3. Экспертиза профессиональнозначимых личностных качеств преподавателя и его аттестация на этой основе.
Лекция на основе презентации (2 часа): Карта ПЗЛК (профессионально значимых личностных качеств) преподавателя в диагностируемых показателях и основные принципы её построения по трем уровням значений: оптимальному (модель «идеального» преподавателя), допустимому (модель более «реального» преподавателя), критическому (модель «аномального» преподавателя) - как трехуровневая модель его профессионализма).
Структура карты: I. Психологические черты личности преподавателя как индивидуальности и их характеристика. П. Характеристика преподавателя в структуре межличностных отношений. III. Профессиональные черты личности преподавателя и их характеристика. IV. Основные критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности [1, с. 135-142;
2, с. 53-59; 3, с. 153-162].
Практическое занятие (2 часа): Определение степени осознания концепции и усвоения содержания диагностической карты профессиональнозначимых качеств преподавателя (тест № 8 приводится в приложении) [2, с. 226-232].
Практическая работа (ПЗ 2 часа): Оценка слушателем своих профессионально-значимых личностных качеств.
Форма представления результатов работы: Заполненная личная карта ПЗЛК с выводами и
СОДЕИСГв
ГжД
рекомендациями по самокоррекции на рефлексивной основе своей личности и профессиональной педагогической деятельности.
Тема 3.4. Характеристика и диагностика способов коммуникации в образовательных системах. Лекция на основе презентации (2 ч.):
Сущность понятия «взаимодействие». Межличностные установки. Доминирующий характер проявлений партнера взаимодействия: вербальный, двигательный или характер экспрессивных движений. Основные личностные проявления в процессе взаимодействия. Характеристика шести смешанных стилей взаимодействия (по формальной и содержательной сторонам) субъектов образовательного процесса. Этапы и фазы вхождения во взаимодействие. Характеристика процесса вхождения взаимодействующих субъектов в конфликтную ситуацию. Субъективные и объективные причины противоречия - как база конфликта. Технология предупреждения возникновения конфликта. Структурно-функциональная модель, характеризующая основные стимулы к конфронтации и типы поведения в предконфликтной ситуации. Причины, типы и виды конфликтов в педагогическом коллективе. Пути их предупреждения и преодоления [1, с. 143-152; 2, с. 81-87; 3, с. 71-80].
Практическое занятие (2 часа): Характеристика и диагностика реального стиля взаимодействия преподавателя с обучаемыми [2, с.84-88; 3, с. 81-86].
Тема 3.5. Конфликты и стрессы в социальных системах. Их диагностика и пути выхода.
Семинарское занятие (2 часа). Обсуждаемые вопросы: Сущность и последствия конфликтов в коллективе. Конструктивные и деструктивные мотивы вступления в конфликт. Причины конфликтов в образовательных учреждениях и их основные характеристики: материально-технические, ценностно-ориентированные, финансово-организационные, управленческо-личностные, социально-демографии-ческие и социально-психологические. Основные типы конфликтов (по скорости их протекания) и их характеристика: быстротечные и остродинамичные; динамичные; затяжные и статичные. Алгоритм разрешения конфликта (по
Н.Ю. Хусаиновой и И.С. Фигановой). Основные факторы неблагоприятного воздействия на личность: зависящие от условий труда, от лич-
ностных качеств работника, обусловленные управленческими причинами, обусловленные межличностным общением с коллегами. Три вида стрессовых проявлений и их характеристика. Пути выхода из стрессовых состояний [2, с. 88-102; 3, с. 94-100].
Тема 3.6. Методика и технология оценки психологических черт личности преподавателя вуза.
Практическое занятие (4 часа): Диагностика поведения личности в предконфликтных и конфликтных ситуациях: доминанта конструктивности, доминанта сотрудничества, доминанта соперничества, доминанта избежания, доминанта приспособления, доминанта уступчивости и доминанта ригидности Диагностика эмоциональной стабильности и нестабильности личности преподавателя (тест Г. Айзенка). Оценка направленности основных личностных притязаний преподавателя (тест Т. Лири, Лафорга и Сезека). Диагностика и характеристика основных акцентуаций характера преподавателя (тест-опросник Х. Шмишек по концепции К. Леонгарда) - на выбор преподавателя [2, с. 6065, 72-80].
Раздел 4. Учебные занятия как система деятельности преподавателя и обучающихся
4.1. Лекция на основе презентации (2 часа): Организация учебных занятий в вузе: виды, структура и содержание.
Определение и сущность учебных занятий с позиций системного деятельностного подхода. Характеристика целевого компонента занятий как системы. Главная дидактическая цель -основа триединых задач занятия. Алгоритм формулировки цели учебных занятий. Основные требования к планированию занятий. Структура и правила формирования опорного конспекта.
4.1.1. Характеристика преподавателя как субъекта управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Педагогическое мастерство преподавателя, его примерное содержание и характеристика. Речь преподавателя на занятиях: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. Стиль взаимодействия субъектов педагогического менеджмента в ходе занятий и их краткая характеристика. Невер-
бальные средства общения преподавателя: мимика, жесты, внешний вид.
4.1.2. Характеристика субъектов учебнопознавательного процесса (обучаемых) и их деятельности. Активность и внимание как основа эффективности учебно-познавательной деятельности обучаемых в ходе занятий. Основные навыки учебного труда обучаемых и их сущность. Самостоятельность в деятельности обучаемых в ходе занятий. Организованность, дисциплинированность и внешний вид обучающихся (студентов) как характеристика их отношения к учебным занятиям и данному учебному предмету в целом.
4.1.3. Содержательно-информационный аспект системы деятельности преподавателя и обучаемых в ходе занятий. Основные принципы отбора содержания учебного материала: принцип научности; доступности и посильно-сти; связи содержания обучения с жизнью, теории с практикой; прочности, глубины и осознанности получаемых знаний; проблемности в изложении содержания учебного материала. Дискуссионность в обучении как фактор повышения эффективности усвоения учебной информации. Объем и методика задания для самостоятельной работы.
4.1.4. Организационный аспект учебных занятий как деятельностной системы. Рациональность и эффективность использования времени занятия, чередование и смена видов деятельности обучаемых в его ходе. Основные правила использования ТСО и наглядности. Сравнительная эффективность используемых преподавателем методов обучения. Обратная связь в ходе занятий и ее взаимообусловленность с принципом развивающего обучения. Эффективность контроля за уровнем учебных умений и навыков у учащихся в ходе занятий и уровень требований, на котором проводится их проверка и оценка. Эстетическое воздействие занятия на обучаемых. Выполнение правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятий всеми участниками процесса [1, с. 182-211].
Семинарское занятие (2 часа). Обсуждаемые вопросы: Профессионализм преподавателя и уровень его компетентности: как их определить и достоверно оценить. Характеристика личности преподавателя с позиций педагогического менеджмента. Характеристика и проблемы современных студентов, пути их преодоле-
ния. О критериях и показателях эффективности учебных занятий [1, с. 182-186].
Самостоятельная работа (2 часа): Системный анализ учебного занятия (из опыта работы слушателя). Форма представления результатов работы: Заполненная технологическая карта по методике системного анализа проведённого занятия.
Тема 4.2. Принципы наблюдения и анализа учебных занятий (руководителем педагогической практики или руководителем учебного за -ведения). Лекция на основе презентации (2 ч.):
Понятие принципа как основной руководящей идеи субъекта педагогического менеджмента. Основные принципы наблюдения занятий: принцип невмешательства (нейтралитета) проверяющего; принцип учета всех факторов вне зависимости от цели посещения занятий проверяющим; принцип учета специфических особенностей учебного предмета и индивидуальных особенностей преподавателя. Основные принципы анализа деятельности преподавателя и обучаемых на занятиях: принцип научности; принцип известности требований к деятельности преподавателя и обучаемых задолго до момента наблюдения и анализа занятия; принцип единства требований всех проверяющих; принцип целесообразности требований предъявляемых к каждому конкретному учебному занятию. Цели посещения занятия и алгоритм их неформальной формулировки. Принцип оптимальности (как условие необходимости и достаточности) количества требований предъявляемых к деятельности преподавателя и обучаемых в ходе занятий. Принцип единства и взаимообусловленности требований к учебному занятию и его анализу (принцип обратимости) [1, с. 60-62].
Тема 4.3. Методика и технология системного анализа учебных занятий. Лекция на основе презентации 2 часа:
Теория, методика и технология системного анализа и оценки эффективности занятий: оценка основных личностных качеств преподавателя; оценка эффективности учебнопознавательной деятельности обучающихся; оценка содержания деятельности преподавателя и обучаемых; оценка организационной деятельности преподавателя в ходе занятий; оценка цели и результатов проведённого занятия. Технологическая карта системного анализа и
СОДЕИСГв
'"'А *;
оценки эффективности занятия [1, с. 214-224; 2, с. 139-147].
Семинарское занятие (2 часа). Обсуждаемые вопросы: Профессионализм преподавателя и уровень его компетентности: как их определить и достоверно оценить. Характеристика личности преподавателя с позиций педагогического менеджмента. Характеристика и проблемы обучающихся (студентов), пути их преодоления. О критериях и показателях эффективного проведенного занятия.
Самостоятельная работа (4 часа): Системный анализ проведённого занятия (из опыта работы слушателя). Проверка степени усвоения основных понятий теории и методики системного подхода к анализу учебных занятий в вузе [2, с. 139-147].
Форма представления результатов работы: Заполненная технологическая карта по методике системного анализа занятия.
В данной программе представлены материалы лекций и практических занятий, созданных на основании более чем тридцатилетнего опыта нашей научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области теории систем и системно-деятельностного подхода. В работе впервые гендерные различия мужчин и женщин характеризуются с позиции Закона доминирования асимметрии в системе. Здесь представлены также следующие инновации в области теории систем и социального менеджмента:
— авторская концепция сущности систем, законов их существования и эволюции;
— новая концепция стилей взаимодействия субъектов в социальных системах и диагностика их доминанты;
— научная трактовка процессов сближения и конфронтации, как характеристики взаимодействия субъектов менеджмента;
— диагностика и оценка степени готовно-
сти и адаптированности личности к преподавательской деятельности;
— теория, методика и технология оценки фактического качества обучения на основе полностью положительной, математически обоснованной десятибалльной шкалы и её взаимосвязь с Болонским процессом;
— основные проблемы и недостатки современного тестирования в образовательных системах и пути их исправления;
— новые подходы к аттестации педагогических кадров на основе авторской модели экспертизы профессионально-значимых личностных качеств преподавателей высших учебных заведений;
— характеристика основных видов интеллектуального продукта производимого интеллигенцией и оценка итогов интеллектуальной деятельности личности вообще;
Все занятия, проводимые автором, сопровождаются красочными презентациями, примеры которых (трёх из них) приведены на нашем сайте: www.vpsimonov.ru.
Литература
1. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании: учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2009. - 357 с.
2. Симонов, В.П. Педагогическая диагностика в образовательных системах / В.П. Симонов. - М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 264 с.
3. Валентин Симонов. Законы и парадоксы асимметричного мира. Инновации в менеджменте. Сборник лекций и практических заданий / В.Симонов. - LAMBERT Academic Publishing
- 2011. - 201 с.
4. Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В.П. Симонов. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 180 с.