ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF STUDYING OF STRATEGIC MANAGEMENT
УДК 001.895:378.14
ЧЕСНОВА Ольга Александровна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент [email protected]
CHESNOVA Olga Aleksandrovna
associate Professor, Department of economic and social processes, St. Petersburg state University of cinema and television, candidate of economic Sciences, associate Professor ,[email protected]
ЕФРЕМОВА Нина Александровна
старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
EFREMOVA Nina Aleksandrovna
senior lecturer of the Department of economic and social processes, St. Petersburg state University of cinema and television, candidate of economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается необходимость использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Описываются особенности разработанной и внедренной технологии учения стратегического менеджмента.
Ключевые слова: инновация, образовательная технология, процесс обучения, стратегия, междисциплинарность.
Annotations.
This article discusses need of use of innovative educational technologies for educational process is considered. Features of the developed and introduced technology of the doctrine of strategic management are described.
Key words: innovation, educational technology, training process, strategy, interdisciplinarity.
В современных условиях хозяйствования, изменились требования рынка труда к подготовке специалистов, приоритетным стало развитие у студентов творческих способностей и самостоятельности (получили широкое распространение методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.). В связи с этим возникла необходимость использования в образовательном процессе инновационных образовательных технологий (ИОТ), что соответствует критерию показателя го-саккредитации «Методическая работа» «Использование инновационных методов в образовательном процессе», а также повсеместной реализации ФГОС ВПО, который определяет в качестве приоритетного компетентностный подход и устанавливает требование по применению интерактивных методов в образовательном процессе. В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижениях науки и информационных технологий в образовании». Таким образом, новые к подходе оценки результатов образования, которые подразумевают глубокое освоение образовательных программ, предполагают изменение содержания и внедрение новых методик и технологий преподавания и обучения, а также мониторинг качества обучения.
В профессиональной литературе не существует единого определения понятия компетентности, довольно часто ее отождествляют с профессионализмом, однако профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной ориентированностью и важными способностями. Учеными установлено, что на начальных стадиях становления личности студента проявляется относительная автономность этого процесса, а в процессе профессионального становления компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами. Таким образом, основными показателями профессиональной компе-
тентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Обучение в вузе позволяет сформировать первые два уровня, а два оставшихся студент должен постигать в процессе своего профессионального роста самостоятельно или путем послевузовского обучения.
Инновационная деятельность в образовательном процессе заключается во внедрении в конкретный курс научных разработок из различных областей знания и деятельности. Инновационность образовательной технологии предполагает, что в данных педагогических условиях она не применялась. Допустимой считается адаптация уже существующей эффективной методики под конкретные педагогические условия, если есть основания полагать, что новшество повысит эффективность процессов и будет положительно влиять на качество результата обучения. Следовательно, ИОТ - это форма организации учебного процесса, описанная на уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного и технического характера.
Преподавателями кафедры управления экономическими и социальными процессами была разработана и внедрена в учебный процесс инновационная образовательная технология «Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению стратегического менеджмента», которая представляет собой комплекс, состоящий из набора методов обучения, критериев выбора оптимальной модели обучения для студентов конкретной группы, способов диагностики текущего и конечного состояния уровня знаний, умений, навыков обучаемых и представления планируемых результатов обучения. Представленная форма организации учебного процесса представляет собой новшество методического и организационного характера, которое можно адаптировать для организации обучения по другим экономическим дисциплинам. В рабочей программе дисциплины «Стратегический менеджмент» предусмотрены следующие виды работ. Чтение лекций (54 часа): традиционное чтение лекций совме-
щается с самостоятельным изучением студентами ряда вопросов, при этом производится защита самостоятельно выполненного конспекта по темам. Практические занятия (54 часа): по темам изучаемой дисциплины проводятся занятия в различных формах. Имитационное обучение: активные методы обучения (деловые и имитационные игры). Решение практических заданий «Методы оптимизации процесса принятия стратегических решений с использованием Microsoft Excel» для принятия решений в условиях полной определенности, неопределенности и риска. Студенты работают самостоятельно и в группах.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет изменить процесс поиска и передачи информации, разнообразить характер умственной деятельности, усовершенствовать человеческий труд. Установлено, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любого хозяйствующего субъекта. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные с помощью компьютерных средств и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [1].
Решение практических заданий «Фактографические методы прогнозирования для определения результатов развития объектов при реализации выбранной стратегии». Студенты работают самостоятельно.
Кейс-методы: преподаватель и студенты участвуют в обсуждении конкретных деловых ситуаций, которые готовит преподаватель:
• case study: акцент ставится на процесс обсуждения, а не принятия решения;
• case-study-method: преподаватель предлагает ситуации с необходимым объемом дополнительной информации, акцент ставится на анализ и синтез проблемы студентами;
• case-problem-method: преподаватель предлагает ситуации, содержащие противоречие между теоретическим обоснованием и практической реализацией, акцент ставится на процесс принятия решения студентами;
• case-incident-method: преподаватель
предлагает ситуации с неполным объемом информации, работа переводится на самостоятельное изучение, студенты занимаются поиском дополнительной информации, на следующем занятии разбираются принятые решения;
• stated-problem-method: преподаватель
предлагает ситуации с готовым решением, работа переводится на самостоятельное изучение, студенты должны проанализировать ситуацию и предложить альтернативные решения, на следующем занятии разбираются предложенные варианты.
Студенты работают в группах. Для каждой ситуации группа подготавливает презентацию в Microsoft Power Point, а также производит классификацию стратегий организации (по уровням иерархии управления, по Майклу Портеру, по функциональным направлениям деятельности, инвестиционные стратегии).
Особенность образования в настоящее время формирует новые требования к использованию образовательных технологий, поскольку их результат направлен на личности, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций не может быть аналогична производственной составляющей народного хозяйства. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое применение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, реализуемые в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, приводят к созданию усовершенствованной системы ценностей и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует изучать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть реализована [2].
Кроме того, студенты получают задание написать реферат (6 часов) в форме аналитического отчета на один из предложенных художественных и документальных фильмов про стратегическое управление, PR, рекламу и маркетинг. Защита реферата проводится на
практических занятиях группы. Студенты работают самостоятельно. Другие виды самостоятельной работы (40 часов) предполагают самостоятельную подготовку конспекта лекций по ряду тем. Кроме того, учащиеся изучают новостные порталы и сайты ведущих СМИ с целью поиска 5 реальных проблемных ситуаций для самостоятельного анализа, включающего разбор стратегий, применяемых хозяйствующими субъектами. Обучающиеся самостоятельно выполняют творческое задание: посмотреть фильм или прочитать художественное произведение из рекомендованного списка. Цель работы -проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия, деятельность которого отражена в источнике, дать характеристику и провести критический анализ стратегий, применяемых героями произведения. Студенты работают самостоятельно.
Диагностика текущего и конечного состояния уровня знаний, умений, навыков обучаемых имеет ряд особенностей. Так, на первом практическом занятии преподаватель проводит входное тестирование остаточных знаний, полученных по дисциплинам «Прогнозирование», «Маркетинг», «Разработка управленческих решений». На основании результатов тестирования преподаватель разрабатывает оптимальную модель обучения конкретной группы. Далее все студенты разбиваются на малые группы, состоящие из 6 человек (по 2 человека, получивших результат «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), что позволяет усилить взаимообмен знаниями и навыками для оптимизации процесса и увеличения скорости выполнения заданий в группе, мотивирует работу команды на результат.
Диагностика состояния уровня знаний, умений, навыков обучаемых основана на использовании модульно-рейтинговой системы, которая позволяет учитывать результаты аудиторной, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы студентов в течение семестра, что способствует развитию самостоятельности и ответственности обучающихся. По каждому модулю (теме рабочей программы) студенты набирают определенное число баллов, шкала баллов учитывает
качество, скорость и своевременность выполнения задания, вклад каждого участника и качество презентаций. Шкала оценки:
Все правильно и вовремя - 5 баллов.
Задание выполнено с замечаниями вовремя - 4 балла.
Все правильно с нарушением сроков сдачи -3 балла.
Задание выполнено с замечаниями с нарушением сроков сдачи - 2 балла.
Задание выполнено в конце семестра с целью получения допуска - 1 балл.
Оценка вклада участников определяется студентами самостоятельно путем распределения 10 баллов на 6 человек.
Балльные оценки студентов суммируются -в конце семестра студенты сдают экзамен в форме тестирования. Максимально возможное число баллов зависит от выбранной преподавателем оптимальной модели обучения группы: если студент набрал 90% и более от максимально возможного числа баллов, он получает оценку «отлично» автоматически; если студент набрал 70-90% от максимально возможного числа баллов, он пишет сокращенный вариант теста; если студент набрал менее 70% от максимально возможного числа баллов, он пишет расширенный вариант теста.
Выполняя учебные и самостоятельные задания по каждой теме, обучающиеся формируют собственное «Портфолио студента», которое позволяет систематизировать и полученные знания и навыки. Оригинальность работы базируется на применении междисциплинарного подхода, в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» студенты активно используют теоретические знания из дисциплин «Разработка управленческих решений», «Маркетинг», «Реклама», «Связи с общественностью», «Прогнозирование». Проблемно-ориентированный подход заключается в рассмотрении реальных ситуаций из практики коммерческих хозяйствующих субъектов. Практические работы по разделам учебной дисциплины постепенно усложняются, при этом процесс обучения позволяет не только усвоить материал, предусмотренный учебной программой дисциплины, но также способствует развитию навыков поиска, анализа и синтеза, логики
и мышления в целом. Преподаватель одновременно выступает как лектор, модератор дискуссий, ведущий деловых игр, тьютор. Акцент в представленном подходе устанавливается на применении теоретических знаний в реальных условиях с использованием коллективных и групповых форм работы студентов.
Методы обучения и контроля за усвоением знаний основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий, направленны на развитие у студентов самостоятельности, навыков работы в команде и творческого потенциала. Предлагаемая технология предполагает интерактивное общение между обучаемыми, реализуется посредством создания группы в социальной сети, где происходит онлайн-обсуждение заданий, а также возможность получения консультации преподавателя. Студенты осваивают учебную информацию в качестве активных участников (а не простых слушателей), они вовлекаются в решение конкретных ситуаций, приобретают навыки владения современными техническими средствами и обработки информации.
Новшество значительно повышает эффективность процесса обучения и положительно влияет на качество результата обучения. Студенты готовы применять теоретические знания к конкретным хозяйственным ситуациям, в том числе проблемным. Составленное «Портфолио студента» демонстрирует усилия студента в течение семестра, его прогресс, может использоваться в дальнейшем обучении и при трудоустройстве. Студенты изучают основную и дополнительную литературу, представленную в рабочей программе дисциплины. Студенты изучают новостные порталы и сайты ведущих СМИ с целью поиска и анализа информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Студенты выполняют творческое задание, основанное на анализе бизнес-стратегий, отраженных в художественных и документальных фильмах и литературных произведениях.
Исходя из современных концепций о личности под мотивацией мы понимаем группу значимых мотивов, обладающих определенной
зависимостью, которая может быть представлена в виде иерархии, и выражающих направленность личности, а мотив определяем как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности, связанное с удовлетворением определенной необходимости. Ключевым критерием субъектности личности является его содержательная и организационная самостоятельность, ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное отношение к миру. Необходимость в саморазвитии, самоактуализации - наиболее значимая составляющая зрелой личности, ориентированной на профессиональную деятельность на уровне инновационных требований современного общества.
Отметим также, что в современных условиях преподаватель генерирует познавательную активность учащихся, окружая ее организацией запоминания и ретрансляции учебной информации, то есть выполняет постоянный текущий контроль усвоения знаний. Вместе с тем учебная деятельность студента ознаменовывается, прежде всего, мотивационной сферой его личности. Профессиональная деятельность может быть рассмотрена как комплексный феномен, имеющий следующие аспекты: профессиональное общение, развивающаяся личность и результаты ее труда. Все стороны объединяются в единое целое на основе социальной цели, которая будет реализована лишь при оптимальной активизации студента как субъекта учебной деятельности [4].
Отметим, что общественно и компетент-ностно значимые качества, определяющие готовность педагога к применению инновационных технологий в образовательном процессе, можно рассматривать в прямой зависимости от социальной и профессиональной востребованности этих качеств, а не только от экономической и финансовой ситуации в стране, городе и вузе. Неправильным является подход при котором рост уровня профессионализма отдельных педагогов и всего педагогического корпуса в целом ставится в зависимость от материально-технической базы, финансирования, стиля межличностных отношений на факультете. Ценностные и мотивационные установки, помогающие при
освоении вершин профессионализма, гораздо более значимы в этом случае.
Таким образом, социально-экономические изменения в обществе переносят акцент с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности студента.
Педагогическая инновационная деятельность включает в себя мотивы и стратегические цели, педагогическое взаимодействие и способы его осуществления. Обеспечить такое образование можно лишь при переходе к личностно ориентированному обучению на основе инновационных технологий.
Список литературы
1. Бычков А. В. Инновационная культура // Профильная школа. 2010. № 6. С. 83.
2. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. 2011. № 3. С. 79.
3. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак.
4. Федорова Т. С. Личностно-ориентированная технология учебного проектирования в процессе развития технического творчества студентов втузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002.