_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
Затем ребята составляют в паре интеллект-карту по данным вопросам. В центре пишут название стихотворения и его тему. Далее рисуют линии, связанные с обнаруженными в результате обсуждения в паре образами. От каждого образа чертят линии, обозначающие тропы и фигуры речи, характеризующие авторское отношение к изображенному в тексте. С противоположной стороны от образов ученики указывают своё восприятие.
На следующем этапе дети объединяются в группы по 4 - 6 человек и представляют свои ИК, составленные в парах. В результате получается общий продукт группы - карта с уточнениями, дополнениями.
Возможно разделение учеников на группы по направлениям: стилистика текста, языковые средства выразительности данного текста, синтаксический строй текста и др. По результатам работы в каждом направлении группы презентуют свои ИК. А в целом получается комплексный анализ предложенного текста. В качестве контроля могут быть предложены на выбор, например: групповая защита проекта по составленной совместно ИК, индивидуальное сообщение, письменное эссе по ИК. Ученик получает положительную отметку при условиях:
- наличия связного текста (устного/письменного) по ИК,
- демонстрации собственного понимания смысла текста.
Данный подход к пониманию смысла текста мы использовали и на уроках в других классах. Считаем, что эффективно прием с ИК можно использовать и при подготовке выпускников к итоговому сочинению по русского языку. Это позволит исключить механическое запоминание чужих трактовок смысла того или иного литературного произведения - чем изобилуют сочинения выпускников последних лет. Составление ИК по прочитанному произведению требует от ученика вдумчивого прочтения текста, а необходимость демонстрации собственного понимания смысла мотивирует к связному высказыванию.
Таким образом, интеллект-карты позволяют эффективно работать с информацией на уроках русского языка и литературы, способствуют пониманию обучающимися смысла текста, формированию личной позиции.
Список использованной литературы:
1. О методе интеллект-карт: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.
2.«Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
3. Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление», - Издательство: Попурри, 2003, - 304 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
© Мошкина М.А., 2016
УДК 376.5
Никулина Татьяна Владимировна
студентка 3 курса Факультета Математики и Информационных Технологий
Астраханского Государственного Университета
г. Астрахань, РФ E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье раскрываются понятия трудных и трудновоспитуемых школьников.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
Описываются проблемы возникновения трудных детей и принцип индивидуального подхода к ним. На основе этого предложена индивидуальная программа устранения трудностей в поведение школьников.
Ключевые слова Индивидуальный подход, трудные школьники, воспитание.
Сегодня, в нашем обществе постоянно происходят изменения, которые выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом растет детская преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения численности детей с девиантным поведением.
Причины отклонения в поведении ребенка возникают в результате политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества, из-за усиленного влияния псевдокультуры, неблагоприятных отношений в семье. Другой причиной является кризис ценностной системы, который заключается в падении морально-нравственных норм, отсутствия четких правил и принципов поведения в обществе.
В России одной из главных проблем является увеличение числа «трудных» детей. Все больше таких детей употребляют наркотики, алкоголь, становятся очень агрессивными, совершают преступления. По различным оценкам, в нашей стране сегодня от 300 тысяч до 5 миллионов беспризорных детей. 90% из них - так называемые «социальные сироты».
Кто же такие трудные дети? В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, которые требуют особого педагогического внимания, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм, и препятствуют полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети».[2, с.140]
Трудный ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Они предоставлены сами себе. Часто такие дети вынуждены воровать, попрошайничать, бродяжничать, они агрессивны, озлоблены, знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано проявляются вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), подрастая, собираются в группировки и совершают кражи, грабежи.
Трудный ребёнок - это тот, кому трудно. Именно так надо его понимать. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок - это ребенок, страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обречённый. Такие дети обделены любовью, заботой, добром, как в семье, так и в школе. На стиль его поведения влияет желание быть любимым, обласканным, быть таким как все. То, что такие дети отвергнуты как в семье, так и в классе, еще сильней отдаляют их от других детей.
В России существует нормативно-правовая и документальная основа, регламентирующая организацию работы с трудными подростками - это декларация прав ребенка. Основной документ по защите прав детей - «Конвенция о правах ребенка» принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Многие педагоги и психологи, такие как Г.Г. Бочкарева, Л.С. Выготский, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, М. Раттер, М.И. Рожков, Л.С. Славина, В.Г. Степанов и другие, изучали трудных детей, причины трудновоспитуемости, а так же учет возрастных и психологических особенностей таких детей.
В настоящее время в школах все чаще и чаще встречаются дети с отклонениями в поведении. Таких детей называют «трудными» школьниками. Для того чтобы отнести школьника к данной категории, необходимо проявление его индивидуально-психологических особенностей, которые препятствуют для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушения характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому часто к категории «трудных» относят школьников, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Главным способом в воспитании трудного ребенка является индивидуальный подход. Суть индивидуального подхода состоит в том, что педагог должен использовать и применять различные методы,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
формы и приемы воздействия, чтобы добиться желаемых положительных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому трудному ребенку.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков определяет индивидуальный подход в социальном развитии каждого ребенка, специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям, а так же возможность в самореализации и самораскрытии.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются: оценка изменившихся качеств ребенка; выбор определенных средств педагогического воздействия на каждого ученика; выбор воспитательно-коррекционных средств на основе индивидуальных особенностей; самостоятельность в выборе внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: развитие каждого трудновоспитуемого ученика; на основе взаимодействия с трудновоспитуемым искать способ психолого-педагогической коррекции поведения; постоянно следить за эффективностью воспитательного воздействия на каждого ребенка.
Многие русские и зарубежные педагоги большое внимание уделяли проблеме индивидуального подхода в воспитании детей. Этим вопросом занимались такие ученые как М.К. Акимова, Е.Н. Водовозова, А.А. Кирсанов, Я.А.Коменский, Н.К. Крупская, И.М. Осмоловская, К.Д.Ушинский, Д. Б. Эльконин, А.А. Ярулов,и другие.
Большого терпения требует от педагога индивидуальный подход. Необходимо разобраться в сложных проявлениях ребенка, выявить причину формирования индивидуальных особенностей, путем систематических наблюдений, а так же опираться на его положительные качества, чтобы преодолеть недостатки. Главным условием правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему всех участников воспитательного процесса.
Педагог всегда должен помнить, осуществляя индивидуальный подход, что перед ним стоит не только задача развить все те положительные качества, которые есть у ребенка, но и формировать новые. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. К.Д.Ушинский в своем труде писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1, с.13].
Эффективным индивидуальный подход будет только тогда, когда педагог будет учитывать и следовать следующей технологии индивидуального подхода в процессе воспитания.
1. Необходимо изучить личность ребенка в процессе как семенных отношений, так и во время учебно-воспитательной работы.
2. Нужно определить цели, а так же выбрать методы и формы работы для коррекции поведения трудного школьника.
3. Следует разработать план для осуществления работы по реализации индивидуального воспитательного подхода.
4. Контролировать и анализировать результаты деятельности и дать оценку своей работе по реализации плана индивидуальной воспитательной работы.
Чтобы устранить трудности в поведении ребенка, необходимо к каждому найти индивидуальный подход. Для этого во всех учебных заведениях разрабатываются программы по борьбе с трудновоспитуемостью. Нами была разработана индивидуальная программа «Мы все сможем вместе».
Целью данной программы является создание благоприятных условий для развития положительных личностных и нравственных качеств и адаптация к окружающему миру.
Содержание программы.
Чтобы данная программа была реализована в жизнь необходимо работать по двум направлениям, это работа с семьей и работа с трудным ребенком.
Работая с семьей необходимо придерживаться поставленной цели, а именно, проводить просветительские работы с родителями, чтобы способствовать улучшению и развитию взаимоотношений и сохранению ценностей в семье.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
Задачи работы с семьей:
- организовывать досуг детей совместно с родителями;
- понять взаимоотношения в семье и на их основе разработать правила воспитания для родителей, которые улучшат семейные условия для развития положительных качеств личности ребенка;
- доказать родителям о необходимости помогать и содействовать во всех делах и начинаниях ребенка.
Работая с родителями, мы проводили анкетирование и опросы (тест-опросник родительского
отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий)), семейные консультации и индивидуальные беседы, так же проводили совместный досуг, организовывали школьные мероприятия и праздники, занимались просветительской работой (памятки, беседы, родительские собрания).
Работа с учащимися предполагает достижение следующей цели: совместными усилиями участников воспитательного процесса устранить причины трудновоспитуемости и создать условия для формирования положительных качеств личности.
Работая с учащимися, мы так же проводили опросы и анкетирование, приобщали к общественно значимой работе, проводили индивидуальные работы со школьниками, а так же профилактические беседы со специалистами (наркологом, психологом, сотрудниками ПДН и ОВД).
Индивидуальный подход будет продуктивным, если ученики будут включены в деятельность класса и школы, а так же если будут проводиться групповые работы, тренинги, индивидуальные беседы, дискуссии, лекции, конкурсы, концерты, праздники, тесты, ролевые игры, круглые столы «Семья сегодня», «Родители и дети: противостояние или сотрудничество», психологический тренинг «Помоги себе сам», беседы о ведении ЗОЖ, встреча с начальником полиции «Вы дружите с законом? », диспуты «Мое место в этом мире», деловая игра «Эстафета семейного воспитания».
Планируемый результат: повысить социально-психологическую устойчивость учащегося в сферах школьного, семейного и межличностного общения; избавиться от проблем трудновоспитуемости; быть способным к социальной адаптации, уметь не замыкаться в себе и быть открытым для общения.
Контроль и анализ по достижению поставленной цели мы проводили по следующим тестам и методикам:
1. Карта наблюдений Д. Стотта для программированного наблюдения за трудными подростками (многомерный анализ причин школьной дезадаптации).
2. Тест-опросник для определения уровня самооценки.
3. Опросник способности к самоуправлению в общении.
4. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).
Таким образом, рассматривая проблему индивидуального подхода в воспитании трудных
школьников, мы выявили что, «трудные школьники» - это дети, которые требуют особого педагогического внимания, и чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм, и препятствуют полноценному воспитанию. Чтобы избавиться от трудновоспитуемости, необходимо знать причины отклонения в поведении, индивидуальные и психологические особенности школьника, а так же учитывать взаимоотношения в семье и школе.
Работая с трудным школьником можно применять индивидуальный подход. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать новые. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Чтобы педагог смог осуществить индивидуальный подход, ему необходимо запастись терпением, а так же он должен уметь разобраться в сложных проявлениях поведения трудного ребенка.
Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную деятельность. Он подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого учащегося. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.
На практике воспитателю постоянно приходится корректировать и следить за поведением воспитанников. В таких случаях воспитатель использует разумные методы и принципы педагогического
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
воздействия. Только реализуя совокупность всех принципов и методов воспитания, учитель сможет осуществить достижение поставленных целей. Список использованной литературы:
1. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Ковальчук. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей: словарь / С.С. Степанов.- М.: Академия, 1996.
© Никулина Т.В., 2016
УДК 37.011.
Остапчук Наталья Андреевна
магистрант первого года обучения Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК ОСНОВА МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие «педагогический такт», описаны его особенности, признаки и условия формирования.
Ключевые слова
Педагогический такт, педагог, ученик, личные качества педагога, приемы взаимодействия.
Современная педагогическая наука все чаще к достижениям прошлых лет, к опыту педагогов-новаторов, таких как В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, Ш.А.Амонашвили, К.Д Ушинский, П.Ф. Каптерев и другие. Их научные открытия и достижения особенно актуальны в настоящее время - время нестабильной политической обстановки, образовательных сложностей, проблем во взаимодействии людей и, как следствие, падения культуры человечества в целом. Формирование человеческой культуры - основная задача педагога, которая обязывает самого учителя быть гуманным и воспитанным человеком. Одной из важных особенностей характера учителя является педагогический такт.
К.Д. Ушинский рассматривал педагогический такт как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия» [6, c. 31].
В работах П.Ф. Каптерева педагогический такт описан как «действенный фактор повышения эффективности педагогического процесса вообще и как средство повышения уровня мастерства индивидуального подхода, в частности» [2, c.4].
В трудах А.С. Макаренко по управлению коллективом, педагогический такт - это «выбор целесообразного, здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его членов, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей» [3].
Тактичного человека отличает умение вести себя в коллективе так, чтобы не навредить окружающим, не нарушить их душевный покой, не испортить их настроение и заставить чувствовать себя «не в своей тарелке».
Как нравственная категория, такт осуществляет регулирование взаимоотношений людей. В основе тактичного поведения лежит принцип гуманизма, который подразумевает уважение всех окружающих