УДК 364
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чельцов Михаил Владимирович.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра теории и методики воспитательных систем, доцент, [email protected].
Земскова Ольга Владимировна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт культуры и молодежной политики, магистрант.
Аннотация. В статье представлено определение уровня педагогического профессионализма в организации внеурочной деятельности, а также перспективы развития педагогического профессионализма у молодых педагогов.
Ключевые слова: педагогический профессионализм, профессиональное мастерство, организация внеурочной деятельности, молодой педагог.
PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM IN THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Cheltsov Mikhail V.
Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Youth Policy and Social Work, an associate professor of the department of theory and methodology of educational systems, [email protected].
Zemskova Olga V.
Novosibirsk state pedagogical University, Institute of culture and the youth policy, master's student.
Abstract. The article presents the determination of a teacher professionalism level in the organization of extracurricular activities, as well as prospects of young teachers pedagogical professionalism development.
Keywords: pedagogical professionalism, professional skills, organizing extracurricular activities, young teacher.
В настоящее время внеурочная деятельность, в отличие от предыдущего периода, отнесена к регулируемым направлениям педагогической деятельности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) вводят не только определение внеурочной деятельности, но и определяют систему требований к ней. В первую очередь в речь идет о качественной и результативной работе по организации досуга воспитанников.
На наш взгляд, новая система требований определяет некоторую сложность, возникающую из-за необходимости определения непосредственно качества и
результативности внеурочной деятельности педагога. Можно говорить о необходимости разработки и определения уровней педагогического профессионализма в организации внеурочной деятельности.
Основными задачами организации внеурочной деятельности сегодня выступают: создание положительных условий для раскрытия творческого потенциала, широкий выбор интересных дополнительных занятий, которые доступны для детей и нацелены на конкретный результат, организация досуга ребенка с помощью таких компонентов как, творчество, фантазия, оптимистическая перспектива и приподнятость в достижении совместных высот [1].
Опираясь на анализ существующих нормативных документов и специальной педагогической литературы, мы можем определить взаимосвязь педагогического профессионализма и организации внеурочной (досуговой) деятельности, которые так же находятся в постоянной динамике педагогического развития.
Если рассматривать данную взаимосвязь как динамичную и неразрывную, то, с определенной уверенностью, можно определить позиционирование успешности внеурочной деятельности как благоприятное развитие, становление в современном образовании данного вида деятельности и его полного соответствия ФГОС ООО и НОО. Таким образом, по нашему мнению, внеурочная деятельность педагога не возможна без развития педагогического профессионализма, ведь с развитием педагогического профессионализма в той или иной деятельности - развивается и сам педагог.
Особенности педагогического профессионализма и организация внеурочной деятельности освещались ранее в научных работах многих известных специалистов в области педагогики, психологии, таких как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и многих других. Однако стоит обозначить, что большинство исследований относятся к советскому периоду.
В современных условиях педагогический профессионализм в организации внеурочной деятельности исследуется такими авторами и учеными как Е.В. Андриенко, А.В. Брагуца, С.А. Минюровай и другими.
В рамках данной работы, мы считаем, что определение профессионализма педагога, представленное группой педагогов в рамках дистанционного сотрудничества может быть одним из наиболее полных: «...это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально-важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию» [5].
Под педагогическим профессионализмом в целом стоит понимать абсолютное владение педагогом психологическими, педагогическими, социальными знаниями и навыками. Они должны быть связаны с хорошим знанием содержания своей педагогической деятельности, знанием и умением применять педагогические техники и приемы, с нравственно-эстетическими взглядами педагога ко всему, что его окружает, его способностью понимать цель своей деятельности, тем самым осуществлять ее практическое достижение [2, стр. 20]. Следовательно, совокупность
всех этих норм и правил обеспечивает высокий уровень и качество образования и воспитания обучающихся в образовательном учреждении.
На наш взгляд, педагогический профессионализм в организации внеурочной деятельности является одним из главных компонентов. Ведь, самосовершенствуясь, повышая свой профессиональный и личностный рост, педагог становится профессионалом, мастером в области своей деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет в себе духовно -нравственное направление, здорово-сберегательное направление, экологическую направленность, гражданско-патриотическую направленность, эстетическое направление и интеллектуально-техническое направление. С помощью данных направлений работа ведется полностью и основательно по ФГОС ООО, НОО, где решаются проблемы адаптации, воспитания и социализации ребенка, а также ведется работа с одаренными детьми [1].
В современных условиях педагог, занимающийся организационной деятельностью в школе, должен быть всесторонне развит, он должен находиться в состоянии постоянной мобильности, тем самым повышать уровень своих компетенций, знаний и навыков, чтобы организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении носила сугубо профессиональный характер, была интересна и многогранна.
Уровень педагогического профессионализма в организации внеурочной деятельности необходимо направлять на создание организационной модели реализации внеурочной деятельности. Так на первый план выходит именно система (как модель организации деятельности), а ее содержание, во многом, зависит от действий конкретного педагога.
В этом случае воспитательным результатом внеурочной деятельности можно считать непосредственное духовно-нравственное развитие, приобретение ребенком определенных личностных свойств, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности [3, стр.379].
Оценивание данных результатов носит, скорее, эмоционально-описательный характер (например - это горящие глаза детей, которых мы ведем за собой, которые с удовольствием принимают наши предложения), что, с одной стороны, позволяет привнести собственное видение в этот вид деятельности любому педагогу и создать условия для успеха, как воспитанника, так и для развития собственного педагогического профессионализма, а с другой - создает объективные трудности для оценки результатов, определения педагогического успеха или недостатков и их последующей коррекции.
Политика в сфере образования, науки и инновации сегодня не стоит на месте. Предпринимаются попытки по созданию качественной материально -технической базы для эффективной, а главное результативной и продуктивной работы педагога. Это может помочь педагогу в повышении квалификации, создать условия для творческого и интеллектуального развития. В этой связи, задачей управленческой деятельности в педагогике становится не просто формирование определенного положительного настроя в среде педагогов, но и вовлечение их в различные виды инновационной педагогической деятельности, организация помощи педагогу в
оценке собственного потенциала, накопления опыта, самопознания в личностном и профессиональном смысле в том числе, с целью достижения более высокой степени педагогического профессионализма.
Профессионализм педагога раскрывается во владении педагогической техникой, техническими приемами, которые применяются в процессе воспитания и обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению воспитанниками нового опыта жизнедеятельности [4, с. 16].
Перспективы развития педагогического профессионализма заключаются в оценке, прежде всего, самим педагогом своего профессионального дела, определении его эффективности, и в анализе неудач с целью их преодоления. Чтобы перспективы были успешными и несли положительный характер, ожидание результата от своей деятельности должно полностью соответствовать действительности.
Нами было организовано пилотажное исследование среди молодых педагогов МКОУ «Гимназия № 1» Искитимского района Новосибирской области. Исследование позволило выявить настроения педагогов и их перспективы в совершенствовании педагогического профессионализма.
Предварительные результаты показывают, что ведущими интересами педагогов исследуемого образовательного учреждения являются -профессиональные интересы в области географии, внеурочной деятельности, гражданско-патриотического воспитания, психологии и английского языка.
Совершенствуют свой педагогический профессионализм и свое мастерство, молодые педагоги также не только в рамках основных профессиональных знаний и навыков.
К проявлениям педагогического профессионализма во внеурочной деятельности мы относим, в первую очередь такие составляющие как: эмоционально-психологическая, стремление к самосовершенствованию, творческие личностные проявления, организационные умения, социально-ориентированная деятельность.
Можно сказать, что молодые специалисты не ограничиваются только основной профессиональной деятельностью, а самореализуются и во внеурочной деятельности, тем самым только повышая свой профессиональный опыт и раскрывая потенциал.
Более того, молодые педагоги занимаются самообразованием для совершенствования педагогического профессионализма, в том числе посещая научно-практические конференции районного, областного, всероссийского уровня, а также конференции и семинары с международным участием, форумы, вебинары, обучение в магистратуре и другое.
Молодые специалисты уже за I полугодие 2016 года успели добиться успехов, достижений, результатов в своей профессиональной и внеклассной работе, которые отмечаются как администрацией учреждения и управлением образования по формальным признакам, так и воспитанниками и родителями, которые дают высокие оценки их деятельности в том числе, в частных беседах.
С определенной достоверностью, опираясь на первые полученные результаты, мы можем утверждать, что главным элементом в организации успешной внеурочной деятельности педагога будет являться педагогический профессионализм в различных его проявлениях.
Педагог уникален и успешен тогда, когда самосовершенствуется и стремится к достижению новых высот.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).
2. Лунина В. В. Личностное развитие. Профессиональный рост // сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 6. - С. 20-24.
3. Технологии в педагогике социальной сферы: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА - М, 2012 - 379-380 с.
4. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. -Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - С. 16-18.
5. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. - URL: http://www.krugosvet.ru/ (Дата обращения: 09.01.2017).