Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАПОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкотерапия / вокально-хоровая музыка / стартап-проект / педагогическое образование / music therapy / vocal and choral music / start-up project / pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина Эльвира Шафигулловна, Самойлова Александра Васильевна

Данная статья посвящена актуальной теме внедрения музыкальной терапии в образование на примере проектов стартапов по вокально-хоровой арт-терапии, созданных в 2022 году в Казанском государственном институте культуры в рамках Акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Проводится анализ содержания проектов для выявления возможности применения упражнений по вокально-хоровой терапии на занятиях по хоровым и вокальным дисциплинам в вузе. Для оценки заинтересованности студентов в применении методов вокально-хоровой терапии на занятиях было проведено анкетирование. Проекты стартапов могут пройти испытательную стадию в институте с участием самих студентов, позже быть опробованы на занятиях с детьми в школах, закрепленных для педагогической практики. Таким образом, данная статья является научно-исследовательским этапом работы над проектами по вокально-хоровой терапии, созданными совместно со студентами в качестве трекеров-наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDAGOGICAL POTENTIAL OF VOCAL AND CHORAL ART THERAPY IN PROJECTS OF STUDENT START-UPS

This article is devoted to the actual topic of introducing music therapy into education on the example of start-up projects for vocal and choral art therapy, created in 2022 at the Kazan State Institute of Culture as part of the Acceleration Program "Digital Art Therapy" of the Federal Project "Platform of University Technological Entre-preneurship". The analysis of the content of the projects is carried out to identify the possibility of using exercises in vocal and choral therapy in the classroom in choral and vocal disciplines at the university. To assess the interest of students in the application of methods of vocal and choral therapy in the classroom, a survey was conducted. Startup projects can go through a test stage at the institute with the participation of the students themselves, and later be tested in classes with children in schools assigned for teaching practice. Thus, this article is a research stage of work on vocal-choral therapy projects created together with students as trackers-mentors.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАПОВ»

4. Митин СП., Пантелеева В.В. Музыкотерапия как средство психопрофилактики стрессовых состояний в пожилом возрасте // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 11(28). - C.148-157.

5. Морякова И. А. Арт-терапия при когнитивных расстройствах у пожилых людей // Актуальные исследования. - 2020. - №14 (17). - C. 91-93.

6. Оленская Т.Л., Марченко А.А., Шебеко Л.Л. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. - 2015. - №2. - C.15-18.

7. Петрушин В.И. Музыкальная терапия. Новые рубежи. От терапии к коучингу. Интегральный подход. - М.: Городец, 2019. - 512 с.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС 1999. - 176 с.

9. Cамерханова Л.И. Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения // Казанский медицинский журнал. - 2006. - Т. 87, №6. - C. 452-454.

10. Шушарджан P.C. Рецептивная музыкотерапия в программе комплексного лечения больных гипертонической болезнью: дис....канд. мед. наук. - М., 2013. - 134 с.

11. Шушарджан СВ. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. - 363 с.

12. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - ОТб.: Респекс, 2000. - 224 с.

References:

1. Grigor'yan M.F. Analiz primeneniya meditativnyh tekhnologij i muzykoterapii v profilaktike stressov lyudej pozhilogo vozrasta // Universitetskaya nauka: vzglyad v budushchee : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 81-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta i 50-letiyu farma-cevticheskogo fakul'teta. T. 2. - Kursk, 2016. - S.156-160.

2. Dubrovskij M.D. Tekhnologii muzykal'noj terapii kak sredstvo obshchego ozdorovleniya u pozhilyh lyudej // Internauka.- 2021. -№ 17(193), ch. I. - C. 91-93.

3. Evdokimova I.A. Muzykal'naya psihoterapiya v kompleksnom lechenii bol'nyh kardiologicheskogo profilya // Fizioterapevt. - 2008. - №2. - S. 44-51.

4. Mitin S.P., Panteleeva V.V. Muzykoterapiya kak sredstvo psihoprofilaktiki stressovyh sostoyanij v pozhi-lom vozraste // Mir pedagogiki i psihologii. - 2018. - № 11(28). - S.148-157.

5. Moryakova I. A. Art-terapiya pri kognitivnyh rasstrojstvah u pozhilyh lyudej // Aktual'nye issledovaniya. -2020. - №14 (17). - S. 91-93.

6. Olenskaya T.L., Marchenko A.A., SHebeko L.L. Istoriya i sovremennye tendencii muzykoterapii // Zdorov'e dlya vsekh. - 2015. - №2. - S.15-18.

7. Petrushin V.I. Muzykal'naya terapiya. Novye rubezhi. Ot terapii k kouchingu. Integral'nyj podhod. - M.: Go-rodec, 2019. - 512 s.

8. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihoterapiya: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: VLADOS, 1999. - 17б s.

9. Samerhanova L.I. Klinicheskaya muzykoterapiya pri ostrom narushenii mozgovogo krovoobrashcheniya // Kazanskij medicinskij zhurnal. - 2006. - T. 87, №6. - S. 452-454.

10. SHushardzhan R.S. Receptivnaya muzykoterapiya v programme kompleksnogo lecheniya bol'nyh giper-tonicheskoj bolezn'yu: dis....kand. med. nauk. - M., 2013. - 134 s.

11. SHushardzhan S.V. Muzykoterapiya i rezervy chelovecheskogo organizma. - M., 1998. - 363 s.

12. El'kin V.M. Celitel'naya magiya muzyki. Garmoniya cveta i zvuka v terapii boleznej. - SPb.: Respeks, 2000. - 224 s.

УДК 378+784.94

Э.Ш. Галиуллина, А.В. Самойлова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАПОВ

Данная статья посвящена актуальной теме внедрения музыкальной терапии в образование на примере проектов стартапов по вокально-хоровой арт-терапии, созданных в 2022 году в Казанском государственном институте культуры в рамках Акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Проводится анализ содержания проектов для выявления возможности применения упражнений по вокально-хоровой терапии на занятиях по хоровым и вокальным дисциплинам в вузе. Для оценки заинтересованности студентов в применении методов вокально-хоровой терапии на занятиях было проведено анкетирование. Проекты стартапов могут пройти испытательную стадию в институте с участием самих студентов, позже быть опробованы на занятиях с детьми в школах, закрепленных для педагогической практи-

ки. Таким образом, данная статья является научно-исследовательским этапом работы над проектами по вокально-хоровой терапии, созданными совместно со студентами в качестве трекеров-наставников.

Ключевые слова: музыкотерапия, вокально-хоровая музыка, стартап-проект, педагогическое образование

Elvira Sh. Galiullina, Alexandra V. Samoilova PEDAGOGICAL POTENTIAL OF VOCAL AND CHORAL ART THERAPY IN PROJECTS OF STUDENT START-UPS

This article is devoted to the actual topic of introducing music therapy into education on the example of startup projects for vocal and choral art therapy, created in 2022 at the Kazan State Institute of Culture as part of the Acceleration Program "Digital Art Therapy" of the Federal Project "Platform of University Technological Entre-preneurship". The analysis of the content of the projects is carried out to identify the possibility of using exercises in vocal and choral therapy in the classroom in choral and vocal disciplines at the university. To assess the interest of students in the application of methods of vocal and choral therapy in the classroom, a survey was conducted. Startup projects can go through a test stage at the institute with the participation of the students themselves, and later be tested in classes with children in schools assigned for teaching practice. Thus, this article is a research stage of work on vocal-choral therapy projects created together with students as trackers-mentors.

Key words: music therapy, vocal and choral music, start-up project, pedagogical education

Введение

В современной науке внимание исследователей разных специализаций все чаще привлекают проблемы профилактики эмоциональных нарушений, повышения уровня тревожности, страха, агрессии, депрессивного состояния у людей разного возраста. В связи с этим актуальным становится выбор эффективных арт-терапевтических средств и методов, которые благотворно влияют на психологическое состояние человека. Одним из таких методов является музыкотерапия, в основе которой лежит использование различных методов воздействия музыкой. По мнению руководителя Научного центра музыкальной терапии профессора Сергея Вагановича Шу-шарджана (г.Москва), противопоказаний для применения музыкотерапии нет. На сегодняшний день доказано, что профилактике и лечению музыкотерапией поддаются невротические расстройства, бессонницы, стрессы, переутомления. Довольно эффективной она является при лечении органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. [13, с113].

Новая волна интереса к музыкотерапии возникла со второй половины XX века, что связано с развитием научно-технического прогресса, разработкой новой диагностической и медицинской аппаратуры [13, с109]. Современные открытия в науке, культуре, образовании дали возможность изучать на более высоком уровне физиологические реакции, возникающие в ответ на воздействие разных видов искусства.

На сегодняшний день музыкотерапия все шире применяется на практике, а ее научно-теоретический потенциал задействован в реализации новых образовательных программ. Так, в 2016 году впервые в России в Казан-

ском государственном институте культуры (КазГИК) было начато обучение бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыкальная терапия») под руководством профессора, доктора культурологии Т.Ю. Гордеевой. Опыт внедрения музыкальной терапии в образовательный процесс описан в работе автора [5]. По итогам обучения первого потока студентов появились выпускные квалификационные работы по музыкальной терапии, научные разработки преподавателей, статьи и учебные пособия [8]. Научное направление музыкальной арт-терапии продолжает развиваться в нашем институте все эти годы, поэтому возникновение новых студенческих проектов стартапов на эту тему не является случайностью.

В 2022 году Казанским государственным институтом культуры первым в России среди высших учебных заведений культуры и искусств была реализована Акселерационная программа «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленная на профилактику социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии. В рамках акселерационной программы были созданы стартап проекты по пяти направлениям: библиотерапия, хореографическое искусство, мультимедийное пространство, художественные ремесла, музыкальная терапия.

Участие студентов профиля «Учитель музыки» в Акселерационной программе соответствует формированию универсальной компетенции (УК-6), прописанной в Основной образовательной программе 2021 года: «создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования, в том

числе на образовательной цифровой платформе «УНТИ 2035» в рамках национального проекта «Кадры для цифровой экономики»» [3, с. 203]. Цифровые компетенции студенты КазГИК получают на четырех дисциплинах, например, на занятиях по «Музыкальной информатике» они учатся с помощью технологии искусственного интеллекта обрабатывать народную музыку, нотировать ее в автоматическом режиме [15]. Проекты с цифровыми технологиями ежегодно проводятся в КазГИК также во время хакатонов, поэтому сквозные технологии постепенно осваиваются студентами, готовя их к работе в условиях цифровой трансформации образования и культуры.

Стартапом (от англ. start up - запускать) называют молодые быстроразвивающиеся компании, которые занимаются высокими технологиями или проекты для поиска, разработки определенной бизнес-модели [12]. В направлении «Музыкальная терапия» командами факультета Высшая школа искусств было разработано десять стартап проектов для людей разных возрастных групп, с различными проблемами и возможностями здоровья. Проекты «Health in folk», «Э.Т.Н.О.марафон», «Волжская мелодия», «Стоп, ковид!» были основаны на народной музыке Среднего Поволжья; проект раздела сайта «От сердца к сердцу - музыки связующая нить» - на образцах мирового инструментального (музыкального) искусства; проект «Космотерапия» (Cosmosoundtherapy) - на звуках космоса; в основе музыкального тимбилдинг-проекта «MUSSTAFF» лежала идея свободного музицирования; проект «HapPineSs» основывался на вокально-хоровой музыкальной терапии.

Стартап проекты «HapPineSs» (Счастье) и «Health in folk» (Жизнь в фольклоре) объединила идея разработки мобильного приложения для детей на игровой основе. В мобильном приложении стартап проекта «HapPineSs», трекером-наставником которого выступила заведующая кафедрой этнохудо-жественного творчества и музыкального образования, доцент Э.Ш. Галиуллина, были представлены логоритмические упражнения для детей с церебральным параличем. Стартап проект «Здоровье в фольклоре» (руководитель - А.В. Самойлова) призван знакомить детей младшего возраста с музыкой народов Поволжья, что, по мнению авторов, должно не только улучшить ментальное здоровье, но и расширить их культурный кругозор.

Основной задачей данной работы является рассмотрение возможности дальнейшего

применения методов музыкальной терапии, описанных в проекте стартапа «HapPineSs» (авторы - студенты КазГИК Алина Другакова и др.), в работе со студентами КазГИК. В процессе апробирования упражнений по вокально-хоровой терапии на занятиях со студентами можно отработать некоторые элементы для улучшения проекта. Данный стартап отвечает многим важным целям обучения студентов КазГИК: обучение проектной деятельности, подготовка к педагогической практике, освоение цифровых технологий, формирование навыков научных исследований.

Обзор литературы

Научное осмысление музыкотерапии и механизмы ее воздействия на человека стали предприниматься в конце XIX - начала XX века, хотя мощное воздействие музыки было замечено и применялось в лечебной практике с древности. Многие средневековые ученые уже отмечали роль музыки на здоровье человека, среди них знаменитый Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980—1037), который в своем труде «Канон врачебной науки» особо выделяет врачевание музыкой, роль ритма пульса в постановке диагноза [1; 14].

В Европе практика применения музыки в психиатрии относится к началу XIX, об истории научных исследований в области музыкальной терапии много написано, в том числе в трудах профессора С.В. Шушарджана [13]. Фундаментальный труд профессора Парижской консерватории М.Гарсиа «Полный трактат об искусстве пения» (1848), который был впоследствии представлен в двух разделах -теоретическом «О дыхании» и практическом «Упражнения для развития голоса». Данная работа для многих авторов являлась основой руководства по вокалу на протяжении целого столетия [4].

Среди современных исследований, которые важны для данной работы, следует выделить труды по хоровой, вокальной и музыкальной терапии, как отдельным видам арт-терапии. Это статьи В. И. Петрушина, Л. Б. По-кшивановой, Р.Р. Мирной, А. Мартынюк [7; 9; 10; 11; 16], в которых раскрываются актуальные теоретические и практические аспекты применения хоровой и вокальной музыкальной терапии с людьми разного возраста для сохранения здоровья. Результаты данных исследований будут использованы в развитии студенческих проектов стартапов «HapPineSs» и «Health in folk».

Известный педагог, автор учебных пособий по музыке в школе Т.И. Бакланова отмечает,

что арт-терапия сегодня становится приоритетной частью образовательного процесса на официальном уровне [2, с. 142]. Школьный хор сегодня может стать средством коллективной музыкальной терапии, особый потенциал которой отмечается многими учеными и практиками: «Арт-терапия хоровым пением обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями» [11, с.209].

Материалы и методы

При подготовке данной статьи проводился опрос студентов КазГИК для выяснения возможности экспериментального использования идей, изложенных в стартап проекте «HapPineSs» и «Health in folk» на занятиях хоровых коллективов в институте. Прежде чем данный стартап будет опробован в работе с детьми, студенты сами хотели реализовать его на своих занятиях. Такая подготовительная стадия проекта: научно-исследовательская, испытательная - должна помочь выработке практических методик работы для верного моделирования их в цифровом приложении.

В науке принято делить музыкотерапию на два основных вида: рецептивную (пассивную) и активную. Рецептивная (от лат. receptio -принятие) пассивная воздействует при прослушивании человеком различных музыкальных произведений или их фрагментов. Пассивная музыкотерапия представлена динамическим, регулятивным, реактивным типами. Динамически ориентированная музыкотерапия служит замыслу эмоциональной активизации человека, регулятивная -направлена на провоцирование аффективно-динамических реакций. Основной целью пассивной музыкотерапии является определенное эмоциональное переживание, которое стимулирует организм к решению различных проблем и адекватной реакции на происходящее. Зачастую при музыкотерапии используются дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, живопись, танец.

Активная музыкотерапия начинает работать, когда участники сами начинают музицировать, активно включаясь в творческий процесс. Она может иметь как индивидуальный, так и групповой характер: при пении, игре на музыкальных инструментах, как сольно, так и в хоре, ансамбле, оркестре. Музыкальные инструменты, как правило, используются как традиционные - гитара, арфа, скрипка и т.д., так и специальные - музыка

ветра, шум дождя и др., близкие к звукам природы.

Результаты

В стартап проектах «HapPineSs» и «Health in folk» были задействованы оба типа, рецептивный (пассивный), при прослушивании мелодий, песен народов Поволжья и активный тип, при совместном музицировании, выполнении определенных игровых заданий - ло-горитмических попевок, дыхательных упражнений, пальчиковых игр.

Стоит отметить, что в основе стартап проектов «HapPineSs» и «Health in folk» лежала идея создания игровой программы для мобильного устройства, что является достаточно актуальным. Институтом современных медиа MOMRI еще в 2016 году было проведено комплексное исследование, в результате которого выявили, что в России 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет использует телефон для игр и пользуется развивающимися приложения [6]. Безусловно, в настоящее время эта динамика только усиливается. Большинство современных психологов утверждают, что мобильные игры и развивающие приложения при правильном подборе контента, времени игры, необходимом и достаточном участии взрослого не вредны детям, особенно если они носят развивающий, интерактивный характер. Все эти факторы мы постарались учесть, воплощая идею создания игровых программ для мобильных устройств на основе музыкотерапии.

В игровом приложении «Health in folk» игроку нужно пройти испытание, чтобы спасти из замка дракона главных персонажей - семь девушек-красавиц разных национальностей. Испытание заключается в исполнении народных мелодий на национальных инструментах каждой девушки: балалайка, гусли, волынка, кубыз, курай, пайгонят (колокольчики). Мелодии в игре должны быть подобраны так, чтобы удовлетворять познавательную активность детей младшего возраста, а также оказывать положительное музыкально-терапевтическое воздействие.

После испытательного периода, планируется создание демоверсии мобильного приложения (возможно, за счет средств гранта), для популяризации которого студенты планируют предоставлять его бесплатно педагогам дошкольных и общеобразовательных учреждений. По этапам тестирования демоверсии планируется доработка и создание полной версии с размещением на площадках

RuStore, App store и Google Play для широкого продвижения.

В наше время важным социальным вопросом стала тема реабилитации и адаптации детей с ДЦП. Основной проблемой становятся речевые расстройства. Проект стартапа «HapPineSs» поможет развить коммуникативные навыки за пределами специализированных учреждений. Музыка оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, поэтому особое место в работе с детьми, имеющими задержку развития речи, занимают музыкальные занятия, на которых дети поют, играют и занимаются ритмикой под музыку. Несомненно, дети получают положительные эмоции от занятий, на фоне которых происходит быстрое усвоение материала.

Приложение «HapPineSs» может быть интересно не только с точки зрения терапевтического эффекта и улучшения речи детей, имеющих проблемы, но и как семейная музыкотерапия для профилактики стресса. Семья, имеющая ребёнка-инвалида, сталкивается с психологическими проблемами, связанными с переживаниями по поводу заболевания ребёнка, трудностями в общении и реакцией окружающих людей. Такая ситуация нередко приводит к конфликту во взаимоотношениях между родителями. Многим приходится делать выбор и отказаться от реализации своих профессиональных планов, чтобы посвятить всё свое время ребёнку. Совместные занятия помогают лучше понять и принять данную ситуацию и максимально помочь ребёнку, страдающему детским церебральным параличом, в воспитании таких качеств, как самостоятельность в принятии решений, развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и многих других, необходимых в жизни. Чем ниже коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, а в более старшем возрасте - депрессию.

Проверка системности прохождения курса будет реализована в виде игры «Создай свой город», расположенной внутри мобильного приложения: если ребенок систематически будет заниматься, то после каждого занятия будет появляться новое здание в городе. Приложение «HapPineSs» предлагает целый ряд вокально-хоровых упражнений, направленных на различные виды деятельности.

Логоритмические попевки - комплексно-игровой метод, направленный на развитие координации «речь - движение». Когда ребе-

нок учится говорить, то учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. В основу занятий положен метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Пальчиковые игры - это упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики, при которых происходит стимулирующее действие речевых зон коры головного мозга; совершенствуется память, внимание -психические процессы, связанные с речью. Во время использования пальчиковых игр важна эмоциональная и образная окраска упражнений. Наше приложение поможет активировать желание двигаться дальше и открывать все новые задания, чтобы построить свой город.

Упражнения на релаксацию помогут ребёнку снять эмоциональное напряжение, научат сдерживать и контролировать свои эмоции. Такие упражнения будут полезны детям замкнутым, имеющим неврозы, вспыльчивость характера и другие нервно-психические расстройства.

Дыхательные упражнения очень важны для развития речи. Дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. При помощи специальных дыхательных упражнений можно исправить звукопро-изношение, улучшить артикуляцию и развить силу голоса. Многочисленные исследования доказали: дыхательные техники действительно помогают снять нервное напряжение, забыть о бессоннице и избавиться от депрессии. При сознательном способе дыхания замедляется скорость сердцебиения, что дает возможность успокоиться и лучше контролировать себя, эмоции и ощущения.

Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения. Артикуляционные

упражнения бывают: беззвучные; с участием голоса; статические, направленные на выработку правильной вокальной позиции; динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Речевые упражнения. У подавляющего большинства детей артикуляционный аппарат в силу ряда причин, таких как нарушение подвижности языка и губ, изменений мышечного тонуса, гиперкинезиса языка и т.д. не

готов к звукопроизношению. И чтобы запустить этот процесс, необходимо начинать занятия с очень простых, доступных упражнений, постепенно усложняя их.

Танцы под ритмодекламацию - это синтез нескольких видов деятельности, поэтому параллельно у ребёнка будет развиваться и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Главное - это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Главный залог успеха - это настрой на успех самих детей с ДЦП. Чувство успеха, зародившееся у ребенка с двигательными расстройствами церебрального происхождения, создает благоприятную психологическую атмосферу, побуждающую говорить.

Обсуждение

Изучая данную тему, мы задумались, насколько она интересна и актуальна среди студентов, обучающихся по направлению 53.03.04 «Искусство народного пения» и 44.03.01 «Педагогическое образование» и имеющих в учебном плане такие дисциплины, как «Хоровой класс», «Постановка голоса», «Вокальный ансамбль» и др. Смогут ли они использовать знания по вокально-хоровой музыкальной терапии на практике и в своей будущей профессиональной деятельности?

В рамках исследования нами был проведен опрос с целью оценки интереса студентов кафедры этнохудожественного творчества и музыкального образования КазГИК к использованию методов арт-терапии в своей будущей профессиональной деятельности по итогам их обучения в Акселерационной программе. Основным методом, применяемым в ходе мониторинга, стало анкетирование на платформе Google Формы в онлайн-формате. В мониторинге приняли участие 51 студент в возрасте от 18 до 25 лет. Было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Интересна ли вам тема вокально-хоровой арт-терапии, и насколько актуальна она для применения на практике?

a) да, тема очень интересная. Много об этом слышал (а), но лично в такого рода программах участия не принимал(а)

b) тема актуальная, вызывает огромный интерес

c) не интересует данная тема

d) не владею информацией, но было бы интересно узнать

e) затрудняюсь ответить

2. Хотели бы вы применить на педагогиче-

ской практике или в будущем в своей работе упражнения по музыкальной терапии?

a) да, активно изучаю данное направление и частично использую

b) да, но не имею такого опыта и практики

c) не интересуюсь данной темой

ф планирую применять на педпрактике и в будущем в своей работе

З.Знаете ли вы что-то о музыкальной терапии?

a) имею общее понятие

b) не знаю ничего

c) очень актуальная тема

ф предложите свой вариант ответа

4.Хотелось бы вам «опробовать» проекты участников Акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленной на профилактику социально-значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии на своих занятиях хорового класса?

a) да, это было бы очень интересно

b) да, могло бы пригодиться в будущей профессии

c) возможно, если это не связано со специальной подготовкой к занятиям

ф нет, предпочитаю работать в привычном режиме

Результаты тестирования показали, что у большинства участников опроса (92%) тема музыкальной терапии и ее возможностей в оказании помощи человеку не только в лечении болезней, но и в образовании, и в свободном времяпровождении детей и молодежи вызвала огромный интерес. Больше половины студентов (54%) хотели бы применить на педпрактике или в будущем в своей работе упражнения по вокально-хоровой музыкальной терапии. Многих привлекает перспектива получения новых знаний в данной области и готовность в виде эксперимента использовать в рамках учебного процесса на хоровом классе практические задания и упражнения, разработанные в ходе обучения на Акселерационной программе (49%). Учитывая тот фактор, что проблемы с задержкой речи у детей дошкольного возраста является серьезной проблемой в наше время, и статистика показывает, что с каждым годом число детей, отстающих в речевом развитии, увеличивается, то будущему преподавателю, руководителю хоровых коллективов просто необходимы знания по этой теме.

Согласно полученным данным, нами было

выявлено, что среди студентов есть небольшой процент (8,5%), не имеющих представления о таких понятиях, как «арт-терапия», «му-зыкотерапия», и на сегодняшний день мало исследовано направление «вокально-хоровая терапия». Но при этом интерес к данной теме огромный, о чём упоминалось ранее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав полученные ответы респондентов, можно отметить, что большинство студентов заинтересовала проблема внедрения и изучения музыкальной терапии в учебном процессе, что они хотели бы получить знания по данной теме. Это говорит о стремлении студентов развиваться, учитывая современные потребности в специалистах, владеющих методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Будущему руководителю детских хоровых коллективов, а большая часть наших выпускников после окончания института работают с детьми - просто необходимы знания по музыкотерапии. Необходимо изучать методики действующих специалистов в этой области. Наша задача воспитать средствами музыки и, в частности, хоровым пением стрессоустойчивых граждан, умеющих слушать и слышать не только себя, но и, хотя бы, ближайшее окружение. Не всегда родители приводят своих детей на занятия вокалом или в хоровой коллектив, чтобы научиться петь, многим не хватает просто общения, кому-то необходимо получить эмоции радости и счастья от воз-

можности выразить свои чувства на сцене, многим, наоборот, необходима поддержка коллектива для преодоления страха перед публичным выступлением. Современный руководитель творческого коллектива должен понимать, когда, в какой момент он должен быть для своего ученика в роли педагога, а иногда - музыкотерапевта.

Заключение

На основе проведенного анализа содержания студенческих проектов стартапов по вокально-хоровой арт-терапии мы пришли к выводу, что подобные упражнения необходимо внедрять более широко в учебный процесс на разных уровнях музыкального образования. Оздоровительный и профилактический потенциал музыкальной терапии давно изучен и доказан научным сообществом. На федеральном уровне предприняты шаги для введения элементов разного вида арт-терапии в школьное обучение, во внеклассную и внеурочную деятельность. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», должны на примере своих занятий освоить комплексы упражнений и методики вокально-хоровой и в целом музыкальной терапии как необходимые и обязательные компетенции подготовки. Творческие и методические идеи, заложенные в рассмотренных проектах, принесут пользу обучающимся по академическому и народному хоровому искусству.

Литература:

1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки: Избранные разделы. В 3 ч.- Часть 1. — М.; Ташкент: Коммерческий вестник : Фан, 1994. — 400 с.

2. Бакланова Т.И. Авторская система учебно-методического обеспечения уроков музыки и внеурочной (культурно-досуговой) деятельности по обновленным учебникам музыки // Человеческий капитал. -2020. - № 9(141). - С. 141-149.

3. Бородовская Л.З., Явгильдина З.М. Цифровой компонент компетентностной модели бакалавра профиля "Учитель музыки" / / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 60. - С. 199-207.

4. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения / рус. пер. под ред. В. Багадурова. - М.: Просвещение, 1957. - 356 с.

5. Гордеева Т.Ю. Опыт внедрения образовательной программы «Педагогическое образование (музыкальная терапия)» в Казанском институте культуры // Методы социальной адаптации и реабилитации в учебной и внеурочной деятельности средствами музыкальной терапии лиц с инвалидностью и ОВЗ : учебно-методическое пособие. - Казань : Медицина, 2021. - С. 9-16.

6. Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017» [Электронный ресурс]. - URL: https://momri.org/portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-ediapotreblenie-2017/ (дата обращения : 28. 12.2022).

7. Мартынюк А. Применение хора как арт-терапевтической технологии в работе с депрессиями детей подросткового возраста / / Psihologie. Pedagogie Specialä. Asistenjä Socialä. - 2020. - Т. 60, №. 3. - С. 40-56.

8. Методы социальной адаптации и реабилитации в учебной и внеурочной деятельности средствами музыкальной терапии лиц с инвалидностью и ОВЗ : учебно-методическое пособие / А. В. Беляева, А. А. Гармонова, Т. Ю. Гордеева [и др.]. - Казань : Медицина, 2021. - 220 с.

9. Мирная Р.Р. Роль резонансного пения в классе эстрадного вокала // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., Чебоксары, 2 марта 2020 г./ Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр".- Чебоксары, 2020. - С. 141-148.

10. Петрушин В.И. Медицина здоровья против медицины болезни: два подхода к решению вопроса // Человек. Социум. Общество. - 2022. - № S13. - С. 6-12.

11. Покшиванова Л. Б. Терапевтический эффект хорового искусства // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 50-летию СГИК, Самара, 14-15 мая 2021 г. - Самара: Самарский государственный институт культуры, 2021.

12. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 [Электронный ресурс]. - URL: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/business-terms/fc/slovar-209-10.htm#zag-17747 (дата обращения : 30.12.2022).

13. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М.: Перспектива, 1994. - 190с.

14. Юркова А. Абу Али ибн Сина и его музыкальная терапия // Старинная музыка. - 2007. - № 3-4(37-38). - С. 31-33.

15. Borodovskaya L. Z., Yavgildina Z. M., Dyganova E. A. [et al.] Automatic musical transcription of the Tatar folk song: comparative analysis of AI-powered programs / / Rast Musicology Journal. - 2022. - Vol. 10. - № 1. - P. 147-161.

References:

1. Abu Ali Ibn Sina (Avicenna). Kanon vrachebnoj nauki: Izbrannye razdely. V 3 ch.- CHast' 1. — M.; Tashkent: Kommercheskij vestnik : Fan, 1994. — 400 s.

2. Baklanova T.I. Avtorskaya sistema uchebno-metodicheskogo obespecheniya urokov muzyki i vneurochnoj (kul'turno-dosugovoj) deyatel'nosti po obnovlennym uchebnikam muzyki / / CHelovecheskij kapital. - 2020. - № 9(141). - S. 141-149.

3. Borodovskaya L.Z., YAvgil'dina Z.M. Cifrovoj komponent kompetentnostnoj modeli bakalavra profilya "Uchitel' muzyki" / / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 60. -S. 199-207.

4. Garsia M. Polnyj traktat ob iskusstve peniya / rus. per. pod red. V. Bagadurova. - M.: Prosveshchenie, 1957. - 356 s.

5. Gordeeva T.YU. Opyt vnedreniya obrazovatel'noj programmy «Pedagogicheskoe obrazovanie (muzykal'naya terapiya)» v Kazanskom institute kul'tury // Metody social'noj adaptacii i reabilitacii v uchebnoj i vneurochnoj deyatel'nosti sredstvami muzykal'noj terapii lic s invalidnost'yu i OVZ : uchebno-metodicheskoe posobie. -Kazan' : Medicina, 2021. - S. 9-16.

6. Ezhegodnyj doklad «Deti. Mediapotreblenie. 2017» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://momri.org/portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-ediapotreblenie-2017/ (data obrashcheniya : 28. 12.2022).

7. Martynyuk A. Primenenie hora kak art-terapevticheskoj tekhnologii v rabote s depressiyami detej po-drostkovogo vozrasta // Psihologie. Pedagogie Specialä. Asistenjä Socialä. - 2020. - T. 60, №. 3. - S. 40-56.

8. Metody social'noj adaptacii i reabilitacii v uchebnoj i vneurochnoj deyatel'nosti sredstvami muzykal'noj terapii lic s invalidnost'yu i OVZ : uchebno-metodicheskoe posobie / A. V. Belyaeva, A. A. Garmonova, T. YU. Gordeeva [i dr.]. - Kazan' : Medicina, 2021. - 220 s.

9. Mirnaya R.R. Rol' rezonansnogo peniya v klasse estradnogo vokala // Teoreticheskie i prikladnye aspekty razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya : materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., CHeboksary, 2 marta 2020 g./ Negosudarstvennoe obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Ekspertno-metodicheskij centr".- CHeboksary, 2020. - S. 141-148.

10. Petrushin V.I. Medicina zdorov'ya protiv mediciny bolezni: dva podhoda k resheniyu voprosa / / CHelovek. Socium. Obshchestvo. - 2022. - № S13. - S. 6-12.

11. Pokshivanova L. B. Terapevticheskij effekt horovogo iskusstva // Nacional'noe kul'turnoe nasledie Rossii: regional'nyj aspekt : materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 50-letiyu SGIK, Samara, 14-15 maya 2021 g. - Samara: Samarskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2021.

12. Slovar' biznes-terminov. Akademik.ru. 2001 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/business-terms/fc/slovar-209-10.htm#zag-17747 (data obrashcheniya : 30.12.2022).

13. SHushardzhan S.V. Zdorov'e po notam. - M.: Perspektiva, 1994. - 190s.

14. YUrkova A. Abu Ali ibn Sina i ego muzykal'naya terapiya // Starinnaya muzyka. - 2007. - № 3-4(37-38). -S. 31-33.

15. Borodovskaya L. Z., Yavgildina Z. M., Dyganova E. A. [et al.] Automatic musical transcription of the Tatar folk song: comparative analysis of AI-powered programs / / Rast Musicology Journal. - 2022. - Vol. 10. - № 1. - P. 147-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.