Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРТАПОВ «ЦИФРОВОЙ» АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРТАПОВ «ЦИФРОВОЙ» АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / педагогический потенциал / трекер / стартап / акселератор / проектная деятельность / art therapy / pedagogical potential / tracker / startup / accelerator / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмутова Мадина Мухаметовна

Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека. Стартапы одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмутова Мадина Мухаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL ART THERAPY STARTUPS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES OF DESIGN STUDENTS

The article is devoted to the study of cases of pedagogical potential of startups in digital art therapy in the process of project activities of design students. The authors present the forms and content of the pedagogical process at the Department of Fine Arts and development as a multi-level project approach in mastering new competencies, mastering all spheres of human activity in the context of digitalization. Startups are one of the most interesting areas of project activity among representatives of advanced young people. The creation of organizational and pedagogical conditions at the university is especially important for students, and they will be effective only if young people participate in the work of grant platforms, such as the Digital Art Therapy Accelerator. In this regard, promising specialists are actively developing the qualities of a leader in working on projects that are likely to become the most diverse in professional activities in the field of culture in the future.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРТАПОВ «ЦИФРОВОЙ» АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

Литература:

1. Грац О.Ю. Использование целительского потенциала танца для раскрытия и интеграции творческих ресурсов // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 30-35.

2. Громова Е.В.Методика обучения классическому танцу : учебное пособие. Санкт-Петербург : СПбГИК, 2015.139 с.

3. Жак-Далькроз Э. Ритм / под ред. Ж. Пановой. Москва : Классика XXI, 2002. 248 с.

4.Кайманова В.Н., Калимуллина Г.Х. Педагогический потенциал социокультурных хореографических практик // Вестник КазГУКИ. 2023. №1. С.96.

5. Кукоба Т.Б. Дифференцированный подход в оздоровительной тренировке с женщинами 20-35 лет на основе использования упражнений изотонического характера с учетом соматотипа // Омский научный вестник. 2009. № 6 (82). С. 183-186.

6. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 242 с.

7. Пасютинская В.М. Путешествие в мир танца. Санкт-Петербург : Алитейра. 2014. 418 с.

8. Терехов П.П. Образование и воспитание будущего специалиста социально-культурной сферы // Вестник КазГУКИ. 2019. №3. С. 112-115.

9. Чурашов А.Г., Юнусова Е.Б. Интеграция различных видов танцевально-двигательной терапией как доминирующий фактор полихудожественного подхода в артпедагогике // Профессиональное образование XXI века : кол. монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. Москва : Перо, 2016. С. 187-206.

References:

1. Grac O.Ju. Ispol'zovanie celitel'skogo potencíala tanca dlja raskrytija i integracii tvorcheskih resursov // Metod-ologija sovremennoj psihologii. 2021. № 14. S. 30-35.

2. Gromova E.V.Metodika obuchenija klassicheskomu tancu : uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg : SPbGIK, 2015.139 s.

3. Zhak-Dal'kroz Je. Ritm / pod red. Zh. Panovoj. Moskva : Klassika HHI, 2002. 248 s.

4.Kajmanova V.N., Kalimullina G.H. Pedagogicheskij potencial sociokul'turnyh horeograficheskih praktik // Vestnik KazGUKI. 2023. №1. S.96.

5. Kukoba T.B. Differencirovannyj podhod v ozdorovitel'noj trenirovke s zhenshhinami 20-35 let na osnove ispol'zovanija uprazhnenij izotonicheskogo haraktera s uchetom somatotipa // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 6 (82). S. 183-186.

6. Lisickaja T.S. Horeografija v gimnastike : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2023. 242 s.

7. Pasjutinskaja V.M. Puteshestvie v mir tanca. Sankt-Peterburg : Alitejra. 2014. 418 s.

8. Terehov P.P. Obrazovanie i vospitanie budushhego specialista social'no-kul'turnoj sfery // Vestnik KazGUKI. 2019. №3. S. 112-115.

9. Churashov A.G., Junusova E.B. Integracija razlichnyh vidov tanceval'no-dvigatel'noj terapiej kak dominirujushhij faktor polihudozhestvennogo podhoda v artpedagogike / / Professional'noe obrazovanie XXI veka : kol. monografija / pod red. prof. E.Ju. Nikitinoj. Moskva : Pero, 2016. S. 187-206.

УДК 377.131.14

М.М. Махмутова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТАРТАПОВ «ЦИФРОВОЙ» АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.

Стартапы - одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: арт-терапия, педагогический потенциал, трекер, стартап, акселератор, проектная деятельность

Madina M. Makhmutova THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL ART THERAPY STARTUPS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES OF DESIGN STUDENTS

The article is devoted to the study of cases of pedagogical potential of startups in digital art therapy in the process of project activities of design students. The authors present the forms and content of the pedagogical process at the Department of Fine Arts and development as a multi-level project approach in mastering new competencies, mastering all spheres of human activity in the context of digitalization.

Startups are one of the most interesting areas of project activity among representatives of advanced young people. The creation of organizational and pedagogical conditions at the university is especially important for students, and they will be effective only if young people participate in the work of grant platforms, such as the Digital Art Therapy Accelerator. In this regard, promising specialists are actively developing the qualities of a leader in working on projects that are likely to become the most diverse in professional activities in the field of culture in the future.

Key words: art therapy, pedagogical potential, tracker, startup, accelerator, project activity

Введение

Педагогический потенциал стартапов в вузе - это профессиональный ресурс компетенций коллектива преподавателей, выполняющих роль трекеров, и ресурс творческих идей студентов, реализуемый в конкретной работе над проектом, направленным на решение экономических, социальных проблем людей, вопросов социализации человека.

Стратегия развития системы образования России определяет "лицо" каждого образовательного учреждения. Сегодня Казанский государственный институт культуры - это высшее учебное заведение Министерства культуры Российской Федерации, объединяющий классические традиции культуры, науки, образования и искусства и новейшие образовательные технологии в эпоху цифровизации всех сфер деятельности человека в России.

Материалы и методы

Правительство Российской Федерации постановило (приказ от 17 июня 2022 г. № 1101, г. Москва) предоставить субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы" в целях создания и поддержания пространства коллективной работы "Предпринимательские точки кипения" на территории образовательных организаций высшего образования в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Научно-

технологическое развитие Российской Федерации" [5].

АНО «Платформа НТИ» ежегодно с 2022 по 2030 год включительно организовывает 150 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов и вовлечения в технологическое предпринимательство в образовательных организациях высшего образования. Охват каждой акселе-рационной программы составил не менее 300 человек в 2022 году и не менее 700 человек к 2030 году [5].

В ходе исследования применены теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация литературы по научному

обоснованию проектной деятельности. Также было проведено изучение проектов акселерационной программы "Цифровая арт-терапия" и работ трекеров-преподавателей кафедры изобразительного искусства и дизайна Казанского государственного института культуры.

Литературный обзор

Анализ научной литературы показал, что существующие исследования вопросов развития российского высшего образования на современном этапе недостаточно раскрывают особенности выявления педагогического потенциала вузов в организации проектной деятельности учащейся молодежи.

Изучение понятия "стартап", обоснование его основных этапов можно найти в работах таких зарубежных авторов, как Стив Бланк (автор концепции бережливого стартапа), Пол Грэм (соучредитель влиятельного стартап-акселератора и стартового капитала Y Combinator), Эрик Рис (пионер движения «Бережливый стартап», известный блогер в сфере бизнеса в области высоких технологий), Дэвид Семел Роуз (основатель NewYorkAngels, группы инвестиций в технологии на ранней стадии) и др. [6].

Начиная с XX века, арт-терапия (art therapy) понималась в науке как "психологическая поддержка" средствами искусства людей с эмоциональными, психическими и физическими заболеваниями в процессе занятий творчеством (Андриан Хилл). Психолог, педагог, художник, писательница Маргарет Наум-бург в Америке издала научный труд «Динамически-ориентированная арт-терапия», в котором обосновала методику психодинамического подхода, когда искусство выводит на передний план неосознанные чувства и переживания, при котором не терапевт, а сам человек пытается визуализировать свои проблемы.

Впервые в отечественной науке термин «арт-терапия» в научное цитирование был введен учеными-практиками А.И. Копытиным и Е.Е. Свистовской как результат обобщения основных принципов и рабочих приемов использования арт-терапии с детьми и подростками [3]. Арт-терапия учеными объяснялась как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изоб-

разительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска». Результаты исследования Основу художественной практики арт-терапии составляет междисциплинарный подход, объединяющий знания по психологии, медицине, педагогике, культурологии, согласно ему человек, занимаясь изобразительной, прикладной творческой деятельностью, гармонизирует свое эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье[2].

Среди существующих характеристик педагогического процесса наибольшее внимание в данном исследовании уделяется изучению педагогического потенциала проектной деятельности в высших образовательных учреждениях.

Это предполагает создание

профессионально ориентированной и целесообразной системы педагогической помощи в организации работы студентов над проектами, полноценное включение в этот процесс всего арсенала средств и возможностей педагогического коллектива, которыми располагает кафедра

изобразительного искусства и дизайна в целях формирования личности нового формата. Педагогический потенциал образовательного учреждения в традиционном понимании - это педагогические ресурсы, возможности педагогов, а также педагогические технологии, способные оказывать

целенаправленное педагогическое влияние на обучающихся в процессе подготовки их по специальности [7].

Уровни педагогического потенциала стар-тапера:

• индивидуальный (понимание своих возможностей);

• групповой (осознание себя частью команды проекта);

• интегрированный (принятие помощи наставника).

Основными инструментами развития педагогического потенциала стартапов по цифровой арт-терапии являются:

а) внедрение методов проектного обучения;

б) выявление социально значимых запросов современного общества;

в) исследование специфики арт-терапии и освоение арт-терапевтических технологий;

г) разработка образовательных программ и внедрение в арт-проекты;

Для повышения педагогического потенциала стартапа используются следующие методы: метод создания инновационных технологий; метод активизации социально значимых дел; метод стимулирования межличностного взаимодействия в команде; метод моделирования; метод проектов. Каждый метод, способы и приемы могут применяться и видоизменяться в зависимости от вида проекта, рода ведущей деятельности, возраста, социального опыта команды, его лидера и решаемых задач, социально-значимой цели в обществе [7].

Важнейшие показатели педагогического потенциала у преподавателя- трекера для организации работы студентов над стартапами следующие:

-наличие педагогической составляющей профессии;

-способность оказывать на лидера и команду стартапа педагогическое воздействие;

-способность передавать педагогический опыт от генерации идеи до ее реализации в проект;

-способность развивать у них стремление к новым знаниям, умениям, к формированию специальных компетенций, необходимых в проектной деятельности.

Обсуждение

Победив в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» с акселерацион-ной программой "Цифровая арт-терапия», коллектив преподавателей и студентов Казанского государственного института культуры в период с 1 октября по 12 декабря 2022 года разрабатывал стартапы в таких тематических направлениях, как художественные ремесла, музыкальная терапия, мультимедийные искусства, хореографическое искусство, библио-терапия[4]. Особенность вовлечения студентов в проектную деятельность на площадке акселератора состояла в том, что студенческие инициативы должны были включать арт - терапевтические технологии в разработке инновационных продуктов. В рамках акселератора были созданы условия внедрения цифровых технологий арт-терапии для создания технологических продуктов (в форме стартапов), позволяющих снизить потери от социально-значимых заболеваний [5]. Например, стартап проекта «BramArt» (трекер Валеева Т.В.) был направлен на целевую аудиторию людей, пе-

ренесших различные заболевания, связанные с сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системой. Студенты группы 32063 (специализации «Театрально-декорационная живопись») предложили разработать мобильное приложение, охватывающее проблематику реабилитации после различных заболеваний. Комплекс предложенных студентами арт-терапевтических средств должен положительно влиять на восстановление внимания, памяти, речи, опорно-двигательного аппарата человека. Лидеры проекта «Музейный атлас» Павлова Азалия (31946 группа, профиль «Музейный дизайн и выставочная деятельность») и Дериволкова Влада (32167 группа, профиль «Цифровые технологии в музейной индустрии») создали для инвалидов-колясочников, которые испытывают серьезные затруднения в перемещении, арт-терапевтическую доступную виртуальную среду в виде квест-игры по музею Естественной истории Республики Татарстан. Многие музеи имеют оборудование для людей с ограниченными возможностями. Однако отдаленность музеев от места проживания, передвижение на общественном и личном транспорте доставляют физическую и психологическую нагрузку на человека. Поэтому мобильное приложение для телефона, наполненное полезной информацией по истории Республики Татарстан, имеет эмоциональный положительный эффект благодаря специфике игры, удобному интерфейсу, а также сопровождению музыкой, которая уменьшает сенсорную перегрузку. Обратим внимание на стартап «Цвета жизни» от команды (31862 группа, профиль «Монументально-декоративное искусство») под руководством трекера А.Е. Цыбисова. В проекте студенты предложили разработать компьютерную дидактическую ролевую игру «Цвета жизни», которая будет направлена на улучшение психо-эмоционального состояния ребенка с помощью цветотерапии и музыко-терапии, опираясь на исследование Дона Кен-

та "Влияние музыки на человеческое тело и разум" [5].

Важно, что в процессе рождения идей стар-тапов студенты изучают проблемы стремительно меняющегося мира, в котором социально-значимые заболевания порой становятся проблемами только самих людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Механизмы вовлечения студентов в проектную деятельность позволяют учащейся в вузе молодежи не только вникать в проблемы современного общества, но стать лидерами в процессах популяризации здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, работы, посвященные изучению механизма создания стартапов, как и работы по отдельным вопросам управления проектами не рассматривают существующие проблемы дефицита знаний, умений и навыков у студентов в процессе проектной деятельности, а также не носят системного характера по вопросам обучения созданию старта-пов. Зарубежные источники могут являться лишь ориентирами для понимания специфики такой деятельности, поскольку не учитывают особенности российской экономики. Существующие программы в творческих вузах страны не ориентированы на компетенции, позволяющие выпускнику творческой профессии построить свой бизнес по окончанию вуза. «Обновляющейся российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность» [8]. В связи с этим возможность активно включиться в работу гранта со своим стартапом, с бизнес-моделью творческого проекта позволяет в процессе проектной деятельности вместе с преподавателем вуза (наставником-трекером) дорабатывать и адаптировать его под особенности своей деятельности в сфере культуры.

Литература:

1. Ахмадиева Р. Ш., Минниханов Ш. Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов / / Вестник НЦБЖД. 2022. №. 4. С. 7-11.

2. Дядык Н.Г., Долгова В.И. Формирование конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза средствами арт-терапии в условиях информационной агрессивности // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 4 (170). С. 242-263.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип, изд. М.: Когито-Центр, 2014.197 с.

4. Официальный сайт kazgik.ru. Режим доступа : kazgik.ru (дата обращения : 10.01.2023).

5. Официальный сайт рго]ее15.2035.ишуег511у. Режим доступа : 2035.ишуег511у. (дата обращения : 10.01.2023).

6. Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов. The FourStepto the Epiphany. Москва : Альпина Паблишер, 2014. 368 с.

7. Формирование инновационного потенциала коллектива учреждений профессионального образования как условие эффективной образовательной деятельности / сост. Л. В. Лыщик ; ГУО «Минский областной институт развития образования. Минск, 2017. 48 с.

8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

References:

1. Ahmadieva R. Sh., Minnihanov Sh. R. Cifrovaja transformacija i kreativnaja jekonomika v obrazovatel'nom pros-transtve tvorcheskih vuzov // Vestnik NCBZhD. 2022. №. 4. S. 7-11.

2. Djadyk N.G., Dolgova V.I. Formirovanie konstruktivnyh koping-strategij u studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami art-terapii v uslovijah informacionnoj agressivnosti // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2022. - № 4 (170). S. 242-263.

3. Kopytin A.I., Svistovskaja E.E. Art-terapija detej i podrostkov. 2-e stereotip, izd. M.: Kogito-Centr, 2014.197 s.

4. Oficial'nyj sajt kazgik.ru. Rezhim dostupa : kazgik.ru (data obrashhenija : 10.01.2023).

5. Oficial'nyj sajt projects.2035.university. Rezhim dostupa : 2035.university. (data obrashhenija : 10.01.2023).

6. Stiv Blank. Chetyre shaga k ozareniju. Strategii sozdanija uspeshnyh startapov. The FourStepto the Epiphany. Moskva : Al'pina Pablisher, 2014. 368 s.

7. Formirovanie innovacionnogo potenciala kollektiva uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija kak uslovie jeffektivnoj obrazovatel'noj dejatel'nosti / cost. L. V. Lyshhik ; GUO «Minskij oblastnoj institut razvitija obrazovanija. Minsk, 2017. 48 s.

8. Jakovleva N.F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014. 144 s.

УДК 378+398.8+784

А.Р. Галиуллин

ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.ШАКИРОВА

Статья посвящена анализу певческой культуры и исполнительского стиля одного из лучших татарских народных певцов XX века - Ильгама Шакирова. Основная цель работы - определить возможность использования комплекса наиболее важных вокальных приемов певца в вокально-педагогической практике подготовки исполнителей сольной народной песни. Творчество Ильгама Шакирова, как яркий пример традиционного татарского народно-певческого искусства нуждается в сохранении как самобытный стилевой пример или модель исполнительского искусства. В статье рассмотрены актуальные исследования о творчестве певца. Выполнен анализ распевов в татарской народной протяжной песне «Зиляйлюк». Рассмотрены основные моменты комплексного подхода к обучению вокалиста на примере исполнительской манеры И.Шакирова. Ключевые слова: вокал, педагогика, народная песня, татарская музыка

Alfis R. Galiullin TRADITIONS OF THE TATAR FOLK SINGING ART ON THE EXAMPLE OF I.SHAKIROV'S CREATIVITY

The article is devoted to the analysis of the singing culture and performing style of one of the best Tatar folk singers of the 20th century - Ilgam Shakirov. The main purpose of the work is to determine the possibility of using the complex of the most important vocal techniques of the singer in the vocal and pedagogical practice of training solo folk song performers. The work of Ilgam Shakirov, as a vivid example of the traditional Tatar folk singing art, needs to be preserved as an original style example or a model of performing art. The article deals with current research on the singer's work. The analysis of the chants in the Tatar folk lingering song "Zilyaylyuk" was carried out. The main points of an integrated approach to teaching a vocalist are considered on the example of the performing manner of I. Shakirov. Key words: vocals, pedagogy, folk song, Tatar music

Введение

Актуальность работы состоит в том, чтобы проанализировать традицию вокально-певческого искусства Ильгама Шакирова для использования в педагогической работе с будущими поколениями татарских вокалистов. Удивительный природный тембр голоса, его неповторимый колорит - все это покорило миллионы слушателей во всем мире. Его творческие заслуги в деле сохранения татарской музыкальной культуры огромны. Кон-

церты И.Шакирова с удовольствием посещали и другие тюркские народы - азербайджанцы, турки, казахи, узбеки.

Вокальное творчество певца, как национальное достояние народно-певческого искусства татар остается мало исследованным и нуждается в анализе и использовании в педагогическом процессе воспитания исполнителей народной песни. На примерах его аудиозаписей с исполнением разных жанров татарских народных песен, его техники зву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.