Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность в университете / формы управления проектной деятельностью студентов / инновации / стартапы / формы и методы управления проектами / организация проектной деятельности в образовательном процессе / мотивация студентов к участию в проектах / project activities at the university / forms of management of students' project activities / innovations / startups / forms and methods of project management / organization of project activities in the educational process / motivation of students to participate in projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Бронников Максим Анатольевич, Кузнецова Елена Владимировна

Раскрываются возможности и особенности реализации проектного, практико-ориентированного подхода в образовательном процессе в высшей школе. В настоящее время многогранные направления и формы проектного менеджмента активно осваиваются российскими университетами. Проектное управление студенческими стартапами набирает мощные обороты, однако организационные, методические вопросы проектной деятельности слабо проработаны, требуют комплексного изучения. Исследование авторов нацелено на обоснование возможностей комплексного применения организационных и методических механизмов управления студенческими инновационно-технологическими проектами в университетах с учетом мотивации участников. В качестве объекта исследования выступает проектная деятельность студентов в университете. Предмет исследования – организационные, методические и мотивационные аспекты управления инновационными проектами в студенческой среде. Выводы авторов опираются на комплексное применение системного, структурно-функционального, процессного, ситуационного, социально-инженерного подхода в проектировании, а также на результаты проведенного социологического исследования отношения студентов 1–4 курсов Уфимского университета науки и технологий, принимающих участие в проектах, к факторам, влияющим на студенческие инновационно-технологические проекты. Проведен анализ форм реализации студенческой проектной деятельности в вузах. Один из выводов исследования состоит в том, что главную характеристику восприятия студенческих инновационных проектов респондентами следует определить как ориентацию на участие в них в рамках представления таких проектов, как компонент учебной деятельности, но не как вид деятельности, направленной на самореализацию и овладение ключевыми навыками командной работы. Поэтому необходимо конкретизировать условия представления студентам инновационных студенческих проектов как средства развития их компетенций не только в предметной области, но прежде всего профессиональных компетенций специалиста, способного к инициативному созданию и ведению проекта, предпринимателя, способного создать, организовать и мотивировать проектную команду. Сделан вывод, что процессом разработки и реализации студенческих проектов следует грамотно управлять на каждом этапе. Предложены направления проектной деятельности в университетах с учетом организационных, методических технологий, мотивации студентов-участников. Эффективные стартапы реализуются в реальном секторе экономики, тем самым высшее образование становится приближенным к бизнесу, рынку и потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Бронников Максим Анатольевич, Кузнецова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL, METHODOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ASPECTS OF STUDENT INNOVATION PROJECT MANAGEMENT

The article reveals the possibilities and features of the implementation of a project-based, practiceoriented approach in the educational process in higher education. Currently, the Russian universities are mastering multifaceted directions and forms of project management. Project management of student startups is gaining momentum, but organizational, methodological issues of project activity are poorly developed, requiring an in-depth study. The authors' research is aimed at substantiating the possibilities of a comprehensive application of organizational and methodological mechanisms for managing student innovation and technological projects at universities, taking into account the motivation of participants. The object of research is the project activity of students at the university. The subject of the research is organizational, methodological and motivational aspects of innovation project management in the student environment. The authors' conclusions are based on the complex application of a systematic, structural-functional, process, situational, social engineering approach in design, as well as on the results of a sociological study of the attitude of 1st–4th year students of the Ufa University of Science and Technology, participating in projects, towards the factors affecting student innovation and technology projects. The analysis of the forms of implementation of student project activities in universities is carried out. One of the conclusions of the study is that the main characteristic of students' perception of innovative projects by respondents should be defined as an orientation to participate in them within the framework of presenting such projects as a component of educational activities, but not as an activity aimed at self-realization and mastering key teamwork skills. Therefore, it is necessary to specify the conditions for presenting innovative student projects to students as a means of developing their competencies not only in the subject area, but above all the professional competencies of a specialist capable of initiative creation and project management, an entrepreneur capable of creating, organizing and motivating a project team. It is concluded that the process of developing and implementing student projects should be managed competently at each stage. The directions of project activity at universities are proposed, taking into account organizational, methodological technologies, motivation of participating students. Effective startups are implemented in the real sector of the economy, thereby higher education becomes closer to business, market and consumer.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.2 УДК 316.35: 339.138; 005.8: 001.895-057.875

Е.Ю. Бикметов, М.А. Бронников, Е.В. Кузнецова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

Раскрываются возможности и особенности реализации проектного, практико-ориентированного подхода в образовательном процессе в высшей школе. В настоящее время многогранные направления и формы проектного менеджмента активно осваиваются российскими университетами. Проектное управление студенческими стартапами набирает мощные обороты, однако организационные, методические вопросы проектной деятельности слабо проработаны, требуют комплексного изучения. Исследование авторов нацелено на обоснование возможностей комплексного применения организационных и методических механизмов управления студенческими инновационно-технологическими проектами в университетах с учетом мотивации участников. В качестве объекта исследования выступает проектная деятельность студентов в университете. Предмет исследования - организационные, методические и мотивационные аспекты управления инновационными проектами в студенческой среде.

Выводы авторов опираются на комплексное применение системного, структурно-функционального, процессного, ситуационного, социально-инженерного подхода в проектировании, а также на результаты проведенного социологического исследования отношения студентов 1-4 курсов Уфимского университета науки и технологий, принимающих участие в проектах, к факторам, влияющим на студенческие инновационно-технологические проекты.

Проведен анализ форм реализации студенческой проектной деятельности в вузах. Один из выводов исследования состоит в том, что главную характеристику восприятия студенческих инновационных проектов респондентами следует определить как ориентацию на участие в них в рамках представления таких проектов, как компонент учебной деятельности, но не как вид деятельности, направленной на самореализацию и овладение ключевыми навыками командной работы. Поэтому необходимо конкретизировать условия представления студентам инновационных студенческих проектов как средства развития их компетенций не только в предметной области, но прежде всего профессиональных компетенций специалиста, способного к инициативному созданию и ведению проекта, предпринимателя, способного создать, организовать и мотивировать проектную команду. Сделан вывод, что процессом разработки и реализации студенческих проектов следует грамотно управлять на каждом этапе. Предложены направления проектной деятельности в университетах с учетом организационных, методических технологий, мотивации студентов-участников. Эффективные стартапы реализуются в реальном секторе экономики, тем самым высшее образование становится приближенным к бизнесу, рынку и потребителю.

Ключевые слова: проектная деятельность в университете, формы управления проектной деятельностью студентов, инновации, стартапы, формы и методы управления проектами, организация проектной деятельности в образовательном процессе, мотивация студентов к участию в проектах.

© Бикметов Е.Ю., Бронников М.А., Кузнецова Е.В., 2023 Бикметов Евгений Юрьевич - д-р социол. наук, профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», е-таИ; bicprof@mail.ru.

Бронников Максим Анатольевич - канд. экон. наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», е-таУ: merlin_1010101@mail.ru.

Кузнецова Елена Владимировна - канд. социол. наук, доцент кафедры цифровых технологий в экономике и управлении ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», е-таУ: 5kuznetsova@mail.ru.

Актуальность исследования. Отличительными характеристиками студенческой молодежи как активной социально-демографической группы выступают мобильность, рост гражданской субъектности, предполагающей сознательную и автономную активность в проектировании собственной жизни и карьеры, предприимчивость. Восприимчивость, пластичность, интеллектуальная активность, сопряженная с критическим и оригинальным мышлением, являются особенностями сознания молодого человека. От того, какие социальные, профессиональные ориентации сформируются у него сегодня, во многом зависят перспективы развития российского социума. Модернизирующаяся сегодня система высшего образования призвана активизировать инновационный, творческий потенциал молодежи, а изменения в методах и формах обучения и воспитания послужить триггером в профессиональной и гражданской социализации молодежи, обеспечить адаптацию на рынке труда. В организационном начале университетской среды имеется спектр условий, создающих возможность студентам проявить и реализовать себя, мобилизовать свои интеллектуальные, культурные и социальные ресурсы [1, с. 68]. Актуализируются гибкие методы управления образовательным процессом в вузах, которые базируются на принципах проектного практико-ориентированного подхода. Проектная деятельность не только становится важной частью общественных отношений, которая охватывает разные сферы производства и распределения, но и выступает объектом междисциплинарного научного исследования.

Объект исследования - проектная деятельность студентов в вузе. Предметом исследования выступают организационные, методические и мотивацион-ные аспекты управления инновационными проектами в студенческой среде.

Цель предпринятого исследования - обоснование возможностей комплексного применения специальных организационных и методических механизмов управления студенческими инновационно-технологическими проектами в высших учебных заведениях с учетом мотивации участников.

Задачи исследования: на основе результатов прикладного социологического исследования выявить отношение студентов к инновационной проектной деятельности, их готовность к командной работе; определить факторы эффективности проектной деятельности; дать анализ форм реализации проектной деятельности в вузах; рассмотреть бизнес-акселераторы как организационный механизм поддержки проектной деятельности; раскрыть этапы разработки студенческого проекта; обозначить направления проектной деятельности в вузах с учетом организационных, методических технологий, мотивации студентов-участников.

Методология исследования включает в себя комплексное применение системного, структурно-функционального, процессного, ситуационного, социально-инженерного подхода в проектировании, а также прикладных методов исследования (анкетирование, статистические методы исследования данных).

Было проведено социологическое исследование отношения студентов 1-4 курсов Уфимского университета науки и технологий (Л^=113) к факторам, влияющим на студенческие инновационно-технологические проекты.

Изученность и проработанность темы. Изучению методологических, теоретических, прикладных проблем управления проектами в различных отраслях экономики, в том числе на уровне стартапов, посвящена достаточно обширная научная литература [2-6]. Идея проектного обучения в образовательной среде возникает в зарубежной практике в начале XX в. и находит широкое распространение в европейских вузах [7]. Методика проектного обучения как образовательная технология предлагается A. Morgan [8]. Научные изыскания по проектной деятельности в вузовской среде находят отражение в отдельных работах [9-12]. Проектная деятельность с позиции процессного подхода в вузе обстоятельно раскрывается И.Н. Одарич [13]. В работе [14] анализируются результаты социологических исследований студенческих проектов, выявляются проблемы и перспективные проектные инициативы. Вопросам реализации молодежью стартапов, ее инновационного потенциала посвящено исследование [15].

Целесообразность научной проработки темы проектного обучения в вузе обусловливается ее недостаточной проработанностью с точки зрения организационных, мотивационных и методических аспектов.

Результаты исследования. По мнению авторов, под студенческим проектом следует понимать социально-экономическую систему с классическими элементами проектного менеджмента (цели, результат, время, стоимость, ресурсы, уникальная организация деятельности), ориентированную на разработку инновационного продукта командой студентов, формирующую профессиональные и общекультурные компетенции в рамках осваиваемой образовательной программы при помощи наставника - ментора-преподавателя.

Методика проектного управления раскрывается в современных моделях, применяемых в проектах на практике. В качестве методов реализации проектной деятельности исследователи предлагают использовать как классические, так и современные гибкие модели [16-21]. Все они могут быть в той или иной мере адаптированы к управлению студенческими проектами.

Проведем анализ форм реализации проектной деятельности в вузах.

Внедрение проектных Agile-технологий в образовательный процесс. Позволяет повысить заинтересованность студентов и вовлечь их в развитие студенческих инновационных идей в рамках изучаемых управленческих курсов. Особенно проектный и личностно-ориентированный подход актуализируется на инженерных и экономических направлениях и специальностях [22]. Главная цель проектного подхода - формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Итогом обучения является написание и защита выпускной квалификационной работы по реальному проекту, реализуемому

на практике. Выпускные квалификационные работы-проекты могут быть интересны как самому выпускнику в качестве бизнес-идеи, так и потенциальным работодателям, привлекающим на работу молодого специалиста с опытом проектного проектирования.

Грантовая поддержка молодежных стартапов. Университеты, участвующие в программе «Приоритет 2030» при поддержке национального проекта «Наука и университеты», мотивируют студентов на разработку проектов по программе «Студенческий стартап». Студенческие стартапы при поддержке Фонда содействия инновациям охватывают такие направления, как биотехнологии, креативные индустрии, ресурсосберегающая энергетика, цифровые технологии, новые материалы и химические технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии [23]. Особое внимание исследователи обращают на активное внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс, влияние цифровой экономики на его качество [24-26]. Например, в Уфимском университете науки и технологий (УУНиТ, ранее УГАТУ) в 2022 г. победителями грантов стали проекты «Ехатшт», «Интеллектуальная система поиска и анализа цифровой информации», «Малоразмерный газотурбинный двигатель для беспилотного летательного аппарата», «Программно-информационная поддержка системы определения уровня гемоглобина в крови с помощью машинного обучения» (https://ugatu.su/news/get/studencheskij-startap-studenty-ugatu-voshli-v-chislo-pobeditelej/), «HYDRABOARD», «Интеллектуальный чат-бот для лиц с ОВЗ», «Разработка высокотемпературного промышленного 3D-принтера» (https://ugatu.su/news/get/stadencheskij-startap-8-proektov-pobeditelej-iz-ugatu/). Республика Башкортостан в 2022 г. занимает 5-е место среди регионов с 46 стартапами, получившими гранты. В 2023 г. на студенческие стартапы выделено 1,5 млрд руб. (https://realnoevremya.ru/articles/271579-nabyut-shishki-stanut-predprinimatelyami-v-rossii-bum-startapov).

Разработка организационных, экономических, технических, социальных междисциплинарных проектов студентами и профессорско-преподавательским составом вузов совместно с предприятиями и организациями разных отраслей экономики. Инновационные университетские идеи, сформулированные в научных лабораториях (например, в НИУ ВШЭ функционируют специальные проектно-учебные лаборатории), перерастают в успешные технологические стартапы. Центром управления проектами НФИ КемГУ совместно с компанией РУСАЛ проводится исследовательский проект «Щ-Аукцион студентов», в ходе которого более тысячи студентов получают оценки работодателей, места стажировок и вакансии трудоустройства [27]. Студенческие стар-тапы, проводимые в полевых условиях бизнес-среды, влияют на организационные структуры компаний и выступают инструментом повышения их гибкости и адаптивности [28].

Стажировки и обмен опытом в области проектной деятельности между вузами, а также развитие сетевых программ и получение студентами двойных дипломов, в том числе в рамках зарубежного сотрудничества. Предпринимательские треки согласно учебным планам могут реализовываться на стажировках в партнерских вузах. Университеты тем самым выполняют важнейшие социальные функции, значимые для разных групп общества: для студентов -воспитательные, культурно-просветительные, практико-ориентированные, направленные на процесс непрерывного обучения и обмен опытом и традициями; для вузов-партнеров - интеграционные, интеллектуальные, научно-исследовательские, функции трансфера технологий; для организаций бизнес-среды и работодателей - трансформационные, профессиональные, социализирующие молодых специалистов на рынке труда. Например, МГТУ имени Н.Э. Баумана и Курганский государственный университет совместно реализуют программу «Транспортные средства специального назначения», УУНиТ с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом запускает сетевую программу «Техносферная безопасность» (https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-miшsterstva/59963/).

В структуре большинства крупных российских вузов имеются специальные социальные институты по развитию стартапов - акселераторы. Бизнес-акселераторы предоставляют поддержку (консалтинг, нетворкинг, трекинг, наставничество), а иногда и инвестиционную помощь. Акселераторы федерального проекта Университет 2035 регистрируются на «Платформе университетского технологического предпринимательства» (https:// pt.2035.university/accelerator). Например, в Самарской области четыре вуза-победителя федерального конкурса «Платформы университетского технологического предпринимательства» запускают акселераторы по поддержке студенческих инновационных проектов. За создание ноу-хау и изобретений студентам выплачиваются единовременные вознаграждения и роялти (https://rg.ru/ 2022/10/04/reg-pfo/vuzy-zapustili-programmy-akseleratorov-po-sozdaniiu-innova-cionnyh-proektov.html). Таким образом, Министерство науки и высшего образования РФ стимулирует вузы развивать навыки технологического предпринимательства в рамках акселерационных программ. В Татарстане акселераторы по поддержке студенческих инициатив работают в восьми вузах, разработано более 608 стартапов, подготовлено в проектной работе более 3000 студентов (https://realnoevremya.ru/artides/271579-nabyut-shishki-stanut-predprinimatelyami-v-rossii-bum-startapov). В Башкортостане УУНиТ (ранее УГАТУ) становится одним из первых вузов-акселераторов-победителей с программой «Моторы будущего» (https://mgazeta.com/news/novosti/2022-09-09/ugatu-pobedil-v-federalnom-akseleratsionnom-konkurse-2942372).

Преподаватели-наставники (менторы стартапов) формируют список инновационных тем возможных проектов, помогают подать и обосновать заявку,

сформировать студенческую команду и распределить проектные функции, протестировать гипотезы стартапа, провести экспертизу проектов, коммерциализировать научные разработки и масштабировать стартап. Важным организационным моментом является обеспечение систематических Scrum-летучек со студенческой проектной командой для анализа и обсуждения процесса и результата.

В управлении проектной деятельностью особое внимание уделяется такой области, как команда, а точнее, функционированию проектной команды. Это предполагает оценку сформированности умений и навыков работы у членов команды, распределения ролей в команде, мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций, а также влияния различных факторов (субъективных, внешних) на мышление и поведение команды. Для решения этой задачи авторами было проведено исследование отношения, мотивов участия студентов в проектной деятельности. Были выявлены ключевые факторы, определяющие мнения и поведение объекта исследования. В качестве респондентов в анкетном опросе выступили студенты 1-4 курсов УНиТ, участвующие в выполнении студенческих инновационных проектов (СИП) в области технологического развития и коммерциализации новых технологий. Была разработана система показателей, отражающих критические факторы успеха/неуспеха СИП и создана анкета, вопросы которой позволяют определить отношение студентов к этим факторам. Измерение отношения производилось с помощью шкалы Р. Лайкерта.

Измерение надежности полученных ответов по методу Кронбаха показало величину альфы Кронбаха 0,82, что следует признать демонстрирующим достаточную степень возможности различения респондентов.

Валидные результаты измерения отношений респондентов к ключевым факторам успеха отражены в табл. 1.

Таблица 1

Отношение респондентов исследования к ключевым факторам успеха СИП

Группировка показателей Показатели факторов Варианты выражения отношения

однозначно да скорее да не могут сказать скорее нет исключено

1 2 3 4 5 6 7

Ключевые с точки зрения респондента помехи для успеха СИП Отсутствие знаний в предметной области проекта 28,8 % 49,5 % 9,9 % 11,7 % 0,0 %

Отсутствие единства целей по проекту 23,4 % 43,2 % 28,8 % 4,5 % 0,0 %

Неумение монетизировать результаты развития идей 14,3 % 50,9 % 16,1 % 17,0 % 1,8 %

Отсутствие команды у инициатора проекта 12,6 % 44,1 % 9,0 % 26,1 % 8,1 %

Невостребованность идеи проекта 7,1 % 45,5 % 29,5 % 16,1 % 1,8 %

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Оценка респондентом возможного характера собственного участия в СИП Получение уникальных личных компетенций 21,6 % 61,3 % 8,1 % 9,0 % 0,0 %

Общественная активность 16,2 % 44,1 % 15,3 % 20,7 % 3,6 %

Предпринимательство 7,2 % 28,8 % 20,7 % 35,1 % 8,1 %

«Работа на себя» 3,6 % 34,2 % 23,4 % 29,7 % 9,0 %

Оценка респондентом влияния на успех СИП управленческой компетенции Постановка целей 34,2 % 56,8 % 6,3 % 1,8 % 0,9 %

Стратегическое планирование 31,8 % 50,9 % 12,7 % 4,5 % 0,0 %

Оперативное планирование 28,2 % 52,7 % 16,4 % 2,7 % 0,0 %

Координация и синхронизация действий 27,3 % 52,7 % 18,2 % 1,8 % 0,0 %

Ключевые с точки зрения респондента преимущества для успеха СИП Умение выстраивать внутренние процессы в команде проекта 40,5 % 45,0 % 11,7 % 2,7 % 0,0 %

Наличие у команды проекта надежного опыта в оценке продукта 31,5 % 43,2 % 17,1 % 7,2 % 0,9 %

Одинаковые цели и ценности участников команды проекта 30,0 % 44,5 % 19,1 % 6,4 % 0,0 %

Исключение бездействия участников команды проекта 22,5 % 39,6 % 20,7 % 12,6 % 4,5 %

Отсутствие замалчивания конфликтов в команде проекта 13,6 % 40,0 % 25,5 % 10,9 % 10,0 %

Оценка респондентами целей участия студентов в проекте Средство получения личных деловых связей на будущее 21,8 % 54,5 % 18,2 % 3,6 % 1,8 %

Учебный кейс 16,2 % 56,8 % 19,8 % 5,4 % 1,8 %

Заработок на ближайшую перспективу 6,3 % 42,3 % 29,7 % 18,0 % 3,6 %

Оценка респондентом своей роли как студента-участника в СИП Предприниматель (способен сформулировать видение будущего продукта, найти ресурсы, долго работать в условиях высокого риска и неопределенности) 13,5 % 45,0 % 33,3 % 6,3 % 1,8 %

Организатор (отвечает за эффективное внедрение замысла технолога, следит за сроками и затратами, устанавливает конкретные контрольные показатели) 12,6 % 48,6 % 24,3 % 12,6 % 1,8 %

Технолог (реализует идею проекта с помощью различных технологий и инструментов) 0,9 % 35,1 % 32,4 % 22,5 % 9,0 %

Ключевые с точки зрения респондента меры поддержки СИП со стороны вуза Ментор стартапа (консультирование и обучение от опытного инновационного предпринимателя) 32,7 % 40,9 % 19,1 % 5,5 % 1,8 %

Мастер-класс по маркетингу технологических проектов 25,2 % 45,9 % 22,5 % 4,5 % 1,8 %

Стартап-студия для проверки бизнес-гипотезы проекта 23,6 % 49,1 % 20,0 % 4,5 % 2,7 %

Трекер проекта, координирующий стадии проекта и обучение команды 22,5 % 40,5 % 30,6 % 5,4 % 0,9 %

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Индивидуальный коуч для участника проекта 20,7 % 40,5 % 27,9 % 7,2 % 3,6 %

Конкурс на лучшую инновационную идею 12,6 % 49,5 % 30,6 % 6,3 % 0,9 %

Доработка инновационной идеи до стадии технологии в инфраструктуре вуза 8,1 % 53,2 % 28,8 % 8,1 % 1,8 %

В табл. 1 факторы внутри каждой группы распределены по мере убывания долей положительных вариантов отношения к фактору (по доле ответа «однозначно да» как демонстрирующего наибольшую уверенность респондента в выражении своего отношения). Следует заметить, что по данным табл. 1 вполне возможно оценить отношение ответившими студентами к участию в СИП в целом. Можно сделать вывод, что респонденты рассматривают собственное участие в СИП скорее как исполнительское, нежели как инициаторское и предпринимательское. Наличие у участников СИП предметных знаний в его научной и технологической области по сумме положительных ответов оценивается как наиболее важное препятствие успеху СИП, в то время как наличие команды проекта и востребованность идеи проекта рынком оцениваются респондентами весьма низко. Ключевыми преимуществами в СИП оцениваются организационные и деятельностные умения, внутрикомандные отношения в проекте и управление ими имеют сравнительно небольшую долю положительных ответов. Следует отметить, что проектная роль «технолог», связанная непосредственно с применением знаний, умений и навыков по преобразованию бизнес-идеи проекта в его продукт, привлекает минимальное число респондентов, лидером же среди проектных ролей по привлекательности (исходя из совокупности положительных ответов) является «организатор». Цели и характер собственного участия в СИП респонденты рассматривают скорее как компонент учебной деятельности («получение уникальных личных компетенций», «общественная активность», «средство получения личных деловых связей на будущее», «учебный кейс»). Можно предположить, что респонденты рассматривают свое участие в проекте скорее как продолжение учебной деятельности, нежели как возможность самореализации в предпринимательской и исследовательской деятельности.

Следует заметить, что возможные меры поддержки СИП со стороны вуза респондентами достаточно слабо дифференцируются. Например, занимая по совокупности положительных ответов первое и второе места, наиболее желательной мерой поддержки являются ментор стартапа и стартап-студия, но по количеству акцентуированных ответов «однозначно да» на втором месте находится мастер-класс по маркетингу СИП. Также надо отметить, что мера под-

держки СИП, наиболее приемлемая именно для технологических проектов (доработка инновационной идеи до стадии технологии в инфраструктуре вуза), занимает именно последнее место по отношению респондентов к себе. Возможно, наблюдаемые факты связаны с нечетким пониманием студентами задач и возможностей каждой меры поддержки.

Для понимания связи между структурой ответов респондентов и величиной их акцентуации было выполнено распределение респондентов по кластерам согласно распределению оценок шкалы Лайкерта в их ответах. Характеристики выделенных кластеров оказались показательными для того, чтобы можно было даже дать каждому кластеру условное название. Распределение ответов шкалы по выделенным кластерам и их условные названия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение долей ответов по выделенным кластерам, %

Вариант ответа Уверенные лидеры Осторожные последователи Неуверенные

Исключено 4,5 2,1 2,7

Скорее нет 7,8 12,0 9,6

Не могут сказать 7,9 17,1 62,7

Скорее да 31,5 54,7 20,0

Однозначно да 48,2 14,1 5,1

Отношение каждого кластера к факторам показано в табл. 3. В ней отмечено распределение только крайних вариантов ответов для демонстрации различий между кластерами.

Соотношение по численности по кластерам составляет соответственно 20, 68 и 12 %. Хорошо видно, что сформированные отношения студентов к факторам успеха/неуспеха СИП качественно слабо различаются между выделенными кластерами, основная степень различия определяется акцентуацией ответа. Структура восприятия факторов успеха студенческих инновационных проектов у респондентов сформулирована достаточно четко, различия же в акцентуации диктуются, скорее всего, коммуникационными особенностями каждого респондента. Главную же характеристику восприятия студенческих инновационных проектов респондентами следует определить как ориентацию на участие в них в рамках представления таких проектов, как компонент учебной деятельности, но не как вид деятельности, направленной на самореализацию и овладение ключевыми навыками командной работы.

Разработку проекта студенческого стартапа рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

• формулирование оригинальной бизнес-идеи от проблем целевой аудитории и наличия конкретного заказчика; бизнес-идея должна привести к уникальному результату/продукту;

• выявление стейкхолдеров проекта и установление с ними контактов;

и) о

Таблица 3

го со

Доли крайних значений для каждого кластера по показателям исследования

Группировка показателей Показатели факторов Крайний ответ по шкале Уверенные лидеры Осторожные последователи Неуверенные Крайний ответ по шкале Уверенные лидеры Осторожные последователи Неуверенные

Ключевые с точки зрения респондента помехи для успеха СИП Отсутствие знаний в предметной области проекта Однозначно да 50,0 % 25,0 % 15,4% Скорее нет 18,2% 10,5% 7,7 %

Отсутствие единства целей по проекту Однозначно да 59,1 % 15,8 % 7,7% Скорее нет - 5,3 % 7,7%

Неумение монетизировать результаты развития идей Однозначно да 36,4% 10,4% - Исключено - 1,3 % 7,7%

Отсутствие команды у инициатора проекта Однозначно да 22,7% 10,5% 7,7% Исключено 9,1 % 6,6 % 15,4%

Невостребованность идеи Однозначно да 9,1 % 6,5 % 7,7% Исключено 4,5 % - 7,7 %

Оценка респондентом возможного характера собственного участия в СИП Получение уникальных личных компетенций Однозначно да 50,0 % 17,1 % - Скорее нет 4,5 % 6,6 % 30,8 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественная активность Однозначно да 36,4% 11,8% 7,7% Исключено 4,5 % 2,6 % 7,7%

Предпринимательство Однозначно да 18,2% 5,3 % - Исключено 13,6% 6,6 % 7,7%

«Работа на себя» Однозначно да 4,5 % 2,6 % 7,7% Исключено 18,2% 7,9 % -

Оценка респондентом влияния на успех СИП управленческой компетенции Постановка целей Однозначно да 81,8% 23,7% 15,4% Исключено - 1,3 % -

Стратегическое планирование Однозначно да 63,6 % 25,3 % 15,4% Скорее нет 4,5 % 5,3 % -

Координация и синхронизация действий Однозначно да 66,7% 21,1 % - Скорее нет - 1,3% 7,7 %

Оперативное планирование Скорее да 19,0% 67,1 % 23,1 % Скорее нет - 3,9 % -

Ключевые с точки зрения респондента преимущества для успеха СИП Умение выстраивать внутренние процессы в команде проекта Однозначно да 85,7% 33,8 % 7,7% Скорее нет - 3,9 % -

Наличие у команды проекта надежного опыта в оценке продукта Однозначно да 76,2 % 22,1 % 15,4% Исключено 4,8 % - -

Одинаковые цели и ценности участников команды проекта Однозначно да 76,2 % 22,4% - Скорее нет - 9,2 % -

Исключение бездействия участников команды проекта Однозначно да 52,4% 16,9% 7,7% Исключено 9,5 % 2,6 % 7,7 %

Отсутствие замалчивания конфликтов в команде проекта Однозначно да 52,4% 5,2 % - Исключено 23,8 % 6,5 % 8,3 %

Оценка респондентами целей участия студентов в проекте Средство получения личных деловых связей на будущее Однозначно да 70,0 % 13,0% - Исключено - 1,3 % 7,7%

Учебный кейс Однозначно да 52,4% 9,1 % - Исключено 4,8 % 1,3 % -

Заработок на ближайшую перспективу Однозначно да 19,0% 2,6 % 7,7% Исключено 9,5 % 2,6 % -

Оценка респондентом своей роли как студента-участника в СИП Предприниматель (способен сформулировать видение будущего продукта, найти ресурсы, долго работать в условиях высоких нагрузок Однозначно да 33,3 % 10,4% - Исключено 4,8 % 1,3 % -

Организатор (отвечает за эффективное внедрение замысла технолога, следя за сроками и затратами, устанавливая конкретные контрольные Однозначно да 28,6 % 10,4% - Исключено 4,8 % 1,3 % -

Технолог (реализует идею проекта с помощью различных технологий и инструментов) Однозначно да 4,8 % - - Исключено 14,3 % 9,1 % -

Ключевые с точки зрения респондента меры поддержки СИП со стороны вуза Ментор старгапа (консультирование и обучение от опытного инновационного предпринимателя) Однозначно да 71,4% 26,3 % 7,7% Исключено - 2,6 % -

Мастер-класс по маркетингу технологических проектов Однозначно да 66,7% 18,2% - Исключено 4,8 % 1,3 % -

Стартап-студия для проверки бизнес-гипотезы проекта Однозначно да 61,9% 17,1 % - Исключено 4,8 % 1,3 % 7,7%

Трекер проекта, координирующий стадии проекта и обучение команды Однозначно да 61,9% 14,3 % 7,7% Исключено - 1,3 % -

Индивидуальный коуч для участника проекта Однозначно да 61,9% 13,0% - Исключено - 5,2 % -

Конкурс на лучшую инновационную идею Однозначно да 38,1 % 7,8 % - Исключено - 1,3% -

Доработка инновационной идеи до стадии технологии в инфраструктуре вуза Однозначно да 28,6 % 2,6 % 7,7 % Исключено 4,8 % 7,7%

о о

ш ^

сг

I

о

сЬ т:

0

1 О

143

о

143

со

• согласование ресурсов (времени, стоимости, объема и качества работ); прогнозирование рисков и окупаемости проекта;

• создание работоспособной проектной команды (харизматичного лидера, участников команды, выполняющих разные функции согласно предписанной роли);

• проверка гипотез на основе модели LeanCanvas с помощью кураторов, менторов, тьюторов или трекеров-преподавателей вуза; тестирование гипотез рекомендуется проводить по методике CustDev;

• реализация полного жизненного цикла проекта, начиная от замысла, заканчивая стадией завершения проекта;

• мониторинг, оценка и внедрение корректив в проект;

• оформление, представление результатов и публичная защита проекта;

• анализ студенческого проектного опыта и рефлексия образовательных результатов.

Выводы. Студенты, безусловно, осознают важность проектной деятельности в своей текущей учебной и освоении будущей профессиональной деятельности. Восприятие этой деятельности, ее конкретного содержания и получаемых от ее выполнения навыков следует признать недостаточно ориентированным. В ходе проведенного исследования выявлено, что студенты рассматривают свое участие в студенческих инновационных проектах прежде всего не как вид самостоятельной деятельности, формирующей их как личность-профессионала, но как продолжение учебной деятельности. Поэтому необходимо конкретизировать условия представления студентам инновационных студенческих проектов как средства развития их компетенций не только в предметной области, но прежде всего профессиональных компетенций специалиста, способного к инициативному созданию и ведению проекта, предпринимателя, способного создать, организовать и мотивировать проектную команду. Для этого необходима работа по следующим направлениям:

1. Ориентировать методическое сопровождение студенческой проектной инновационной деятельности на развитие предпринимательского мышления и личной предпринимательской инициативы.

2. Создать условия для повышения мотивированности студентов к командной работе в проектах.

3. Связать предоставление предметных знаний в профессиональных областях со способами применения их в профессиональной деятельности, прежде всего в проектах.

4. Ориентировать меры поддержки студенческих инновационных проектов, предоставляемых вузами, на обеспечение успешного развития проекта от стадии развития идеи до технологической стадии.

Список литературы

1. Певная М.В., Шаброва Н.В., Кузьминчук А.А. Характеристики студенческой молодежи в структуре межсекторного взаимодействия российских мегаполисов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 65-80.

2. Kerzner H. Project management. A Systems Approach to Planning, Scheduling, and Controlling. - WILEY: John Wiley&Sons, Inc., 2009. - 1094 p.

3. Бельмас С.М., Молодчик А.В., Попов В.Л. Управление инициированием проектов развития организации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 132-141.

4. Нугайбеков Р.А. Корпоративная система управления проектами: от методологии к практике. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 236 с.

5. Обоснование применения методических инструментов риск-менеджмента в управлении стартапами / Л.Р. Амирханова, Е.Ю. Бикметов, М.А. Бронников, У.Г. Зиннуров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. -№ 3.- С. 76-92.

6. Попов В.Л., Ульрих Т.А. Интегративная модель поиска сбалансированных решений в инновационных проектах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 3. - С. 125-138.

7. Students' Perceptions of Terrascope, A Project-Based Freshman Learning Community / A. Lipson, A.W. Epstein, R. Bras, K. Hodges // Journal of Science Education and Technology. - 2007. - Vol. 16, no. 4. - P. 349-364.

8. Morgan A. Theoretical Aspects of Project-Based Learning in Higher Education // British Journal of Educational Technology. - 1983. - Vol. 14 (1). - P. 66-78.

9. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение - инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: c6. материалов VI Междунар. молодеж. науч. конф., посвященной 70-летию основания Физико-технологического института УрФУ. - Екатеринбург, 2019. - C. 349-358.

10. Абрамова Е.А. Применение проектного подхода при реализации образовательного курса в вузе // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2022. - № 2 (70). - С. 39-46.

11. Мусихин И.А. Проектное обучение в вузе: организация и типичные ошибки // Актуальные вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 16-21.

12. Павловская С.В., Сироткина Н.Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view? id=13864 (дата обращения: 03.04.2023).

13. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. - 2017. - № 1. - С. 18-21.

14. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/699/628 (дата обращения: 15.03.2023).

15. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Лугин Д.А. Инновационный потенциал молодежи: мотивация участия и барьеры реализации молодежных стар-тапов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 1. - С. 8-20.

16. Royce W.W. Managing the development of large software systems, 1970. -P. 1-9. - URL: https:// leadinganswers.typepad.com/leading_answers/files/origin-nal_waterfall_paper_winston_royce.pdf (дата обращения: 03.03.2023).

17. Womack J.P., Jones D.T. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. - New York: Free Press, Simon & Schuster, Inc., 2003. - 400 p.

18. Sutherland J., Schwaber K. Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time. - Currency, 2014. - 256 p.

19. Maurya A. Running Lean. - O'Reilly Media, 2012. - 207 p.

20. Osterwalder A. Business Model Innovation // Research-Technology Management. - 2019. - Vol. 62. - P. 12-18.

21. Ries E. The Lean Startup. - New York: Crown Business, Crown Publishing Group, 2011. - 296 p.

22. Бикметов Е.Ю., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я. Личностно-ориенти-рованный подход в образовании менеджеров в высшей школе // Социальная политика и социология. - 2011. - № 8 (74). - С. 144-152.

23. Касимова Э.Р., Кузнецова Е.В. Инновационные решения в промышленной сфере // Управление экономикой: методы, модели, технологии: сб. науч. тр. / Уфим. ун-т науки и технологий. - Уфа, 2022. - С. 119-123.

24. Марков Б.В. Проблема качества образования в условиях цифровой экономики // Вопросы философии. - 2020. - № 5. - С. 90-93.

25. Редько С.Г., Цветкова Н.А., Селедцова И.А. Подход к подготовке специалистов с учетом вызовов цифровой экономики (на примере обучения проектной деятельности) // Инновации. - 2019. - № 12 (254). - С. 22-28.

26. Стегний В.Н. Инновационные технологии: преподаватели и студенты технического вуза о дистанционном обучении в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 8-19.

27. Зубарева Т.А., Мальковец Н.В. Создание сети взаимодействия вуза с партнерами для освоения проектной составляющей в профессии // Вестник КемГУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 15-21.

28. Амирханова Л.Р., Бикметов Е.Ю., Голиков С.В. Стартапы как средство повышения адаптивности бюрократической структуры управления корпорацией // Kant. - 2020. - № 1 (34) . - С. 26-30.

References

1. Pevnaia M.V., Shabrova N.V., Kuz'minchuk A.A. Kharakteristiki stu-dencheskoi molodezhi v strukture mezhsektornogo vzaimodeistviia rossiiskikh megapolisov [Characteristics of the student youth in the structure of intersectoral cooperation within the Russian megacities]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 4, pp. 65-80.

2. Kerzner H. Project management. A Systems approach to planning, scheduling, and controlling. WILEY: John Wiley&Sons, Inc., 2009, 1094 p.

3. Bel'mas S.M., Molodchik A.V., Popov V.L. Upravlenie initsiirovaniem proektov razvitiia organizatsii [Management of organization development project initiations]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 132-141.

4. Nugaibekov R.A. Korporativnaia sistema upravleniia proektami: ot me-todologii k praktike [Corporate project management system: From methodology to practice]. Moscow, Alpina Publisher, 2015, 236 p.

5. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Iu., Bronnikov M.A., Zinnurov U.G. Obos-novanie primeneniia metodicheskikh instrumentov risk-menedzhmenta v upravlenii startapami [The rationale for the use of methodological tools of risk management in start-ups]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 3, pp. 76-92.

6. Popov V.L., Ul'rikh T.A. Integrativnaia model' poiska sbalansirovannykh reshenii v innovatsionnykh proektakh [Integrative model of balanced solutions search for innovation projects]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 3, pp. 125-138.

7. Lipson A., Epstein A.W., Bras R., Hodges K. Students' perceptions of ter-rascope, a project-based freshman learning community. Journal of Science Education and Technology, 2007, vol. 16, no. 4, pp. 349-364.

8. Morgan A. Theoretical aspects of project-based learning in higher education. British Journal of Educational Technology, 1983, vol. 14 (1), pp. 66-78.

9. Tetiukova E.P., Belykh T.A. Proektnoe obuchenie - innovatsionnyi podkhod k organizatsii uchebnogo protsessa v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh RF [Project-based learning is an innovative approach to organizing the educational process in higher educational institutions of the Russian Federation]. Fizika. Tekhnologii. Inno-vatsii. Proc. of 6th Int. Acad. Conf. Yekaterinburg, 2019, pp. 349-358.

10. Abramova E.A. Primenenie proektnogo podkhoda pri realizatsii obra-zovatel'nogo kursa v vuze [Application of the project approach in the implementation of the educational course at the university]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noeprilozhenie, 2022, no. 2 (70), pp. 39-46.

11. Musikhin I.A. Proektnoe obuchenie v vuze: organizatsiia i tipichnye oshibki [Project-based learning at a university: Organization and common mistakes]. Aktual'nye voprosy obrazovaniia, 2021, no. 1, pp. 16-21.

12. Pavlovskaia S.V., Sirotkina N.G. Analiz opyta proektnoi deiatel'nosti pri pre-podavanii upravlencheskikh distsiplin v vuzakh [Analysis of the experience of the project-based learning in teaching management disciplines at universities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view? id=13864 (accessed 03.04.2023).

13. Odarich I.N. Proektnaia deiatel'nost' v obrazovatel'nom protsesse vuza [Project activity in the educational process of the university]. Nauchen vektor na Balkanite, 2017, no. 1, pp. 18-21.

14. Shkunova A.A., Pleshanov K.A. Organizatsiia proektnoi deiatel'nosti stu-dentov v vuze: rezul'taty nauchnogo issledovaniia i perspektivy razvitiia [The organization of the project activities of university students: The results of the scientific research and development prospects]. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 4, available at: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/699/628 (accessed 15.03.2023).

15. Didkovskaia Ia.V., Vishnevskii Iu.R., Lugin D.A. Innovatsionnyi potentsial molodezhi: motivatsiia uchastiia i bar'ery realizatsii molodezhnykh startapov [Innovation potential of young people: Motivation to make a startup and related obstacles]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 1, pp. 8-20.

16. Royce W.W. Managing the development of large software systems. 1970, pp. 1-9, available at: https://leadinganswers.typepad.com/leading_answers/files/originnal_ waterfall_paper_winston_royce.pdf (accessed 03.03.2023).

17. Womack J.P., Jones D.T. Lean thinking: Banish waste and create wealth in your corporation. New York, Free Press, Simon & Schuster, Inc., 2003, 400 p.

18. Sutherland J., Schwaber K. Scrum: The art of doing twice the work in half the time. Currency, 2014, 256 p.

19. Maurya A. Running lean. O'Reilly Media, 2012, 207 p.

20. Osterwalder A. Business model innovation. Research-Technology Management, 2019, vol. 62, pp. 12-18.

21. Ries E. The lean startup. New York, Crown Business, Crown Publishing Group, 2011, 296 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Bikmetov E.Iu., Kuznetsova E.V., Ruvennyi I.Ia. Lichnostno-orientirovannyi podkhod v obrazovanii menedzherov v vysshei shkole [Personality-oriented approach in education of managers in higher education]. Sotsial'naia politika i sotsiologiia, 2011, no. 8 (74), pp. 144-152.

23. Kasimova E.R., Kuznetsova E.V. Innovatsionnye resheniia v promyshlen-noi sfere [Innovative solutions in the industrial sector]. Upravlenie ekonomikoi: me-tody, modeli, tekhnologii, Ufa, Ufa University of Science and Technology, 2022, pp.119-123.

24. Markov B.V. Problema kachestva obrazovaniia v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki [The problem of quality education in the digital economy]. Voprosy filosofii, 2020, no. 5, pp. 90-93.

25. Red'ko S.G., Tsvetkova N.A., Seledtsova I.A. Podkhod k podgotovke spetsialistov s uchetom vyzovov tsifrovoi ekonomiki (na primere obucheniia proektnoi deiatel'nosti) [Approach to education in frames of the digital economy challenges (on example of teaching for the project-based activities)]. Innovatsii, 2019, no. 12 (254), pp. 22-28.

26. Stegnii V.N. Innovatsionnye tekhnologii: prepodavateli i studenty tekhnicheskogo vuza o distantsionnom obuchenii v usloviiakh pandemii koronavirusa COVID-19 [Innovative technologies: Teachers and students of a technical university about distance learning in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 8-19.

27. Zubareva T.A., Mal'kovets N.V. Sozdanie seti vzaimodeistviia vuza s partnerami dlia osvoeniia proektnoi sostavliaiushchei v professii [Interaction network between a higher education institution and its partners as a professional project component]. Vestnik KemGU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, no. 1, pp. 15-21.

28. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Iu., Golikov S.V. Startapy kak sredstvo povysheniia adaptivnosti biurokraticheskoi struktury upravleniia korporatsiei [Startups as a means of increasing the adaptability of the bureaucratic structure of corporate governance]. Kant, 2020, no. 1 (34), pp. 26-30.

Оригинальность 84 %

Поступила 06.04.2023 Одобрена 28.04.2023 Принята к публикации 01.12.2023

E.Yu. Bikmetov, M.A. Bronnikov, E.V. Kuznetsova

ORGANIZATIONAL, METHODOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ASPECTS OF STUDENT INNOVATION PROJECT MANAGEMENT

The article reveals the possibilities and features of the implementation of a project-based, practice-oriented approach in the educational process in higher education. Currently, the Russian universities are mastering multifaceted directions and forms of project management. Project management of student startups is gaining momentum, but organizational, methodological issues of project activity are poorly developed, requiring an in-depth study. The authors' research is aimed at substantiating the possibilities of a comprehensive application of organizational and methodological mechanisms for managing student innovation and technological projects at universities, taking into account the motivation of participants. The object of research is the project activity of students at the university. The subject of the research is organizational, methodological and motivational aspects of innovation project management in the student environment. The authors' conclusions are based on the complex application of a systematic, structural-functional, process, situational, social engineering approach in design, as well as on the results of a sociological study of the

attitude of 1st—4th year students of the Ufa University of Science and Technology, participating in projects, towards the factors affecting student innovation and technology projects.

The analysis of the forms of implementation of student project activities in universities is carried out. One of the conclusions of the study is that the main characteristic of students' perception of innovative projects by respondents should be defined as an orientation to participate in them within the framework of presenting such projects as a component of educational activities, but not as an activity aimed at self-realization and mastering key teamwork skills. Therefore, it is necessary to specify the conditions for presenting innovative student projects to students as a means of developing their competencies not only in the subject area, but above all the professional competencies of a specialist capable of initiative creation and project management, an entrepreneur capable of creating, organizing and motivating a project team. It is concluded that the process of developing and implementing student projects should be managed competently at each stage. The directions of project activity at universities are proposed, taking into account organizational, methodological technologies, motivation of participating students. Effective startups are implemented in the real sector of the economy, thereby higher education becomes closer to business, market and consumer.

Keywords: project activities at the university, forms of management of students' project activities, innovations, startups, forms and methods of project management, organization of project activities in the educational process, motivation of students to participate in projects.

Evgeny Yu. Bikmetov - Doctor of Sociology, Professor, Department of Digital Technologies in Economics and Management, Ufa University of Science and Technology, e-mail: bicprof@mail.ru.

Maksim A. Bronnikov - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of Digital Technologies in Economics and Management, Ufa University of Science and Technology, e-mail: merlin_1010101@mail.ru.

Elena V. Kuznetsova - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Digital Technologies in Economics and Management, Ufa University of Science and Technology, e-mail: 5kuznetsova@mail.ru.

Received 06.04.2023 Approved 28.04.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Бикметов, Е.Ю. Организационные, методические и мотивационные аспекты управления инновационными студенческими проектами / Е.Ю. Бикметов, М.А. Бронников, Е.В. Кузнецова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. -С. 21-37.

Please cite this article in English as:

Bikmetov E.Yu., Bronnikov M.A., Kuznetsova E.V. Organizational, methodological and motivational aspects of student innovation project management. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 21-37 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.