Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТНОГО ОФИСА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТНОГО ОФИСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Белоногова Л.Н.

В статье рассмотрены социально-педагогические практики студенческого проектного офиса, основная цель которых - развитие проектных компетенций, формирование проектной команды и ее активное участие в организации и осуществлении проектной деятельности со студентами вуза. Авторы статьи обосновывают актуальность организации проектной деятельности в студенческой среде в условиях развития наукоемких технологий и трансформации общества. Авторы подробно описывают комплекс программных мероприятий, разделенный на три блока: организация проектного обучения, тренинг командообразования, сопровождение проектной деятельности. Определены и раскрыты роли участников проектной команды: тьютор, проектный наставник, эксперт, ментор. Обозначены особенности организации проектного обучения. Раскрыты составляющие проектного трека, лежащие в основе проектного обучения и включающие событийное наполнение, кадровое наполнение, ресурсное наполнение. В статье содержательно представлены основные формы работы по организации проектного обучения: обучающий лекторий, цикл вебинаров, мастер-класс, образовательные семинары и пр. Во втором блоке программы раскрыты интерактивные формы и методы, способствующие командообразованию: деловая и ролевая игры, упражнения, КТД, сторителлинг, квесты и пр. На этапе сопровождения проектной деятельности рассмотрены шесть стадий проектной работы: разработка проектного задания; подготовка и организация проекта; реализация проекта; презентация и защита проекта; оценка эффективности проекта; рефлексия. Описаны формы работы хакатон и проектный турнир, способствующие развитию проектных компетенций у участников проектной команды. В практической части статьи авторы предлагают краткое описание студенческих проектов, значимость которых заключалась в том, что они были направлены не только на совершенствование проектных компетенций, но и на применение этих компетенций на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Белоногова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR OVERCOMING SOCIAL EXCLUSION OF OLDER PEOPLE

The article considers the socio-pedagogical practices of the student project office, the main purpose of which is the development of project competencies, the formation of a project team and its active participation in the organization and implementation of project activities with university students. The authors of the article substantiate the relevance of the organization of project activities in the student environment in the context of the development of high technologies and the transformation of society. The authors describe in detail a set of program activities, divided into three blocks: the organization of project-based learning, team building training, support of project activities. The roles of project team members are defined and disclosed: tutor, project mentor, expert, mentor. The features of the organization of project-based learning are outlined. The components of the project track are disclosed, which underlie project-based learning and include event content, personnel content, resource content. The article substantively presents the main forms of work on the organization of project-based learning: a training lecture, a cycle of webinars, a master class, educational seminars, etc. In the second block of the program, interactive forms and methods that promote team building are revealed: business and role-playing games, exercises, CTD, storytelling, quests, etc. At the stage of supporting project activities, six stages of project work are considered: development of a project assignment; preparation and organization of the project; project implementation; presentation and defense of the project; evaluation of project effectiveness; reflection. The forms of work of the hackathon and the project tournament are described, which contribute to the development of project competencies among the members of the project team. In the practical part of the article, the authors offer a brief description of student projects, the significance of which was that they were aimed not only at improving project competencies, but also at applying these competencies in practice.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТНОГО ОФИСА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/54PDMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Еремина, Л. И. Социально-педагогические практики студенческого проектного офиса / Л. И. Еремина, Н. В. Бибикова, Л. Н. Белоногова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN322.pdf

For citation:

Eremina L.I., Bibikova N.V., Belonogova L.N. Innovative technologies for overcoming social exclusion of older people. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 54PDMN322. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 378 ГРНТИ 14.35

Еремина Лариса Ивановна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогики и социальной работы» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: lariv73@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=650246

Бибикова Надежда Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогики и социальной работы» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: nbibikova20@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=274766

Белоногова Людмила Николаевна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия

Доцент кафедры «Педагогики и социальной работы» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: belminik@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=628972

Социально-педагогические практики студенческого проектного офиса

Аннотация. В статье рассмотрены социально-педагогические практики студенческого проектного офиса, основная цель которых — развитие проектных компетенций, формирование проектной команды и ее активное участие в организации и осуществлении проектной деятельности со студентами вуза. Авторы статьи обосновывают актуальность организации проектной деятельности в студенческой среде в условиях развития наукоемких технологий и трансформации общества.

Авторы подробно описывают комплекс программных мероприятий, разделенный на три блока: организация проектного обучения, тренинг командообразования, сопровождение проектной деятельности. Определены и раскрыты роли участников проектной команды: тьютор, проектный наставник, эксперт, ментор. Обозначены особенности организации проектного обучения. Раскрыты составляющие проектного трека, лежащие в основе проектного обучения и включающие событийное наполнение, кадровое наполнение, ресурсное наполнение. В статье содержательно представлены основные формы работы по организации

проектного обучения: обучающий лекторий, цикл вебинаров, мастер-класс, образовательные семинары и пр.

Во втором блоке программы раскрыты интерактивные формы и методы, способствующие командообразованию: деловая и ролевая игры, упражнения, КТД, сторителлинг, квесты и пр.

На этапе сопровождения проектной деятельности рассмотрены шесть стадий проектной работы: разработка проектного задания; подготовка и организация проекта; реализация проекта; презентация и защита проекта; оценка эффективности проекта; рефлексия. Описаны формы работы хакатон и проектный турнир, способствующие развитию проектных компетенций у участников проектной команды.

В практической части статьи авторы предлагают краткое описание студенческих проектов, значимость которых заключалась в том, что они были направлены не только на совершенствование проектных компетенций, но и на применение этих компетенций на практике.

Ключевые слова: проект; проектная деятельность; проектное обучение; студенческий проект; командообразование

Актуальность

Главными целями и задачами в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации являются формирование ключевых компетенций самореализации личности, развитие научного мировоззрения, подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на профессиональную мобильность и профессиональный рост в области развития новых наукоемких технологий в условиях цифровизации общества.

С целью привлечения в науку молодежи, вовлечения исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач 2022-2031 годы в России объявлены десятилетием науки и технологий1.

Особое значение в образовательном процессе приобретает проектная деятельность, декларированная во многих нормативных документах, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,2 ФГОС ВО, профессиональные стандарты, типовое положение о студенческом научном обществе3, федеральные программы, национальный проект «Образование» и проекты Росмолодежи. В проектной деятельности большую роль играет работа с наставником, что особенно важно в преддверии 2023 года, объявленного в Российской Федерации Годом педагога и наставника.

В процессе проектной деятельности студент более глубоко знакомится с содержанием будущей профессиональной деятельности, понимает содержание и способы решения возникающих задач и проблем; усваивает различные формы, методы, средства и технологии;

1 Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 Официальное опубликование правовых актов Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 19.06.2022).

2 Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 19.06.2022).

3 Типовое положение о студенческом научном объединении (СНО) образовательной организации высшего образования | ГАРАНТ [Электронный ресурс]. — URL:

https://base.garant.ru/403014452/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 19.06.2022). Страница 2 из 11

повышает академическую успеваемость; осваивает навыки самопрезентации личности; самоопределяется и самоутверждается в выбранной профессии. Проектная деятельность способствует развитию коммуникативных контактов, формированию навыков командного взаимодействия, формированию проектных компетенций [1]. В ходе проектной деятельности, формируются такие профессионально важные качества, как креативность, рефлексивность и инициативность, гибкость, культура самовыражения, потребность в саморазвитии и самопознании [2].

Проектная деятельность направлена на преобразование реальности, является инновационной областью, которую можно модернизировать, освоить и усовершенствовать.

Содержание программы

Опишем содержание социально-педагогических практик «Студенческий проектный офис». Основная цель программы «Студенческий проектный офис» состояла в формировании проектной команды и ее активное участие в организации и осуществлении проектной деятельности со студентами вуза. Проектную деятельность в вузе можно считать инновационным источником формирования проектной команды. Именно создание социально-интерактивной среды в процессе проектной деятельности способствует активному взаимодействию, сплочению проектной команды, формированию общих целей и интересов [3].

Задачи данной программы: изучение основных принципов, форм и условий проектного обучения; формирование заинтересованности студентов в проектной деятельности; использование основных методов и инструментов внедрения в основной образовательный процесс проектных форм деятельности студентов; сопровождение студенческих проектов и организация работы в проектной группе; развитие проектных коммуникаций в процессе совместной проектной деятельности; применение методик контроля и оценивания проектов по итогам его реализации; развитие способности к командному взаимодействию, умение работать в команде (осознание значимости для коллективной работы, роли сотрудничества, коллективной работы); развитие креативности, инициативности, ответственности, взаимопонимания, уверенности, стремления к достижению результата; повышение групповой мотивации, создание атмосферы доверия, поддержки между членами группы [4].

Реализация программы

В рамках реализации программы «Студенческий проектный офис» важно было подобрать наиболее эффективные способы и методы организации проектной деятельности студенческой молодежи при разработке и реализации программных мероприятий.

Комплекс программных мероприятий был разделен на три блока: Организация проектного обучения. Тренинг командообразования. Сопровождение проектной деятельности.

1 блок — Организация проектного обучения.

Основу проектной работы составляла внеаудиторная деятельность, которая предусматривала погружение студентов в проектную деятельность в условиях университета и за его пределами.

На начальном этапе проектного обучения проводилась рефлексивная работа с целью осмысления трудностей в организации проектной деятельности; осознание и понимание целей, задач и мотивов причастности к проектированию. Осуществлялся анализ проектных компетенций и оценка своих действий в процессе проектной деятельности; поиск идей и вариантов для разработки и реализации будущих проектов. В ходе рефлексивного анализа,

студенты задавали и отвечали на вопросы: «Что я делаю? Для чего я это делаю? Каким образом я это делаю?» и пр. [5].

Немаловажное значение имела стабильная психологическая атмосфера во время проведения обучающих занятий. Студенты занимались в доброжелательной обстановке при соблюдении всех требований.

Формирование доверительных отношений, развитие групповой мотивации, групповой сплоченности являлись основополагающими данного этапа. Студенты в совместной деятельности обсуждали тот или иной проект, предлагали направления и наиболее эффективные способы его решения.

В качестве организатора проектного обучения, консультанта, тьютора, наставника, эксперта выступали преподаватели, передавая студентам опыт проектно-исследовательской деятельности.

Конкретизируем роли и зоны ответственности вокруг проекта:

Тьютор — это человек, фокус внимания которого лежит на развитии отдельных участников команды и команды в целом. Его волнуют барьеры, с которыми сталкиваются участники и то, как помочь участникам строить собственные индивидуальные образовательные траектории за счет выявления своих образовательных дефицитов и поиска образовательных активностей, отвечающих на эти дефициты.

Проектный наставник — это человек, который, в отличие от тьютора фокусируется не на развитии команды и ее участников, а на движении проекта к поставленной цели. Он помогает команде четко формулировать цель, планировать работу и фокусироваться только на тех из них, которые действительно продвинут проект вперед. Он помогает команде рефлексировать проектный опыт и совершенствовать свои рабочие процессы и практики.

Эксперт — это человек, консультирующий команду по различным технологическим вопросам. Помогает разбираться с теми или иными технологиями, которые команда хочет применить в решении. Помогает команде выбрать наиболее оптимальную архитектуру решения. Работает по запросу.

Ментор — это человек, который имеет понимание или опыт работы в предметной области, для которой команда разрабатывает решение. Ментор может быть представителем компании — отраслевого партнера, может быть носителем проектной задачи от партнера. Также ментор может быть просто человеком из отрасли, имеющим опыт проектов, подобных тому, который делает команда [6].

Цель проектной деятельности заключалась в проектном обучении для решения исследовательских задач, требующих наличие различных знаний из разных областей. Организация проектного обучения начиналась с обсуждения основных позиций в проектировании:

1. Выбор наиболее актуальной и социально-значимой проблемы.

2. Определение проблемного поля (систематизация проблем в виде древа).

3. Определение научной и социально-значимой цели проекта с учетом критериев (конкретность, измеримость, достижимость, временные рамки).

4. Генерирование проектных идей для решения выделенных проблем.

5. Выбор вида проекта и проектного продукта.

6. Обоснование проектных компетенций.

7. Определение сроков выполнения проекта и целевой аудитории проекта.

8. Определение ожидаемых результатов проекта.

9. Расчет ресурсного обеспечения и определение бюджета проекта.

10. Анализ трудностей в ходе проектной деятельности и в ходе формирования проектной команды.

11. Выявление рисков и мер реагирования, SWOT-анализ.

12. Мониторинг и контроль за осуществлением хода проекта.

13. Оценка полученных результатов и выводов.

14. Определение перспектив развития проекта [7].

В качестве основных форм работы выступили: обучающий лекторий, цикл вебинаров, мастер-класс, образовательные семинары на темы: «Логика проектной деятельности», «Генерирование идей проектной деятельности», «Механизмы разработки и реализации проекта», «Выбор оптимальных методов, средств и технологий в проектной деятельности», «Культура и формы оформления проектов», «Секреты формирования проектной команды».

Проектное обучение была ориентировано на составляющие проектного трека: (1) событийное наполнение (в форме графика событий, поддерживающих работу студентов над проектами); (2) кадровое наполнение (реестры проектных наставников, компаний-партнеров, а также экспертов и менторов); (3) ресурсное наполнение (реестр ресурсов и отношений с их держателями и инновационной экосистемой региона в целом) [8].

Представим наполнение составляющих структуры проектного трека:

1. График событий может включать в себя мероприятия, которые поддерживают следующие аспекты работы студентов над проектами:

• запуск проектного трека (сформировать команды, распределить задачи между командами, укомплектовать команды недостающими ролями);

• поиск проектного решения (как проводить исследование проблемной области, как сформировать требования к решению, как спроектировать решение?);

• разработка решения (старт разработки, обратная связь от стейкхолдеров (пользовательское тестирование), обратная связь от экспертов и менторов);

• завершение проекта («предфинал»/«предзащиты», приемка проектов, защиты проектов, рефлексия).

2. Реестры проектных наставников, экспертов и менторов могут совмещаться в одной таблице и включать в себя следующие поля: статус (ментор/эксперт/наставник), ФИО, email, телефонный номер, организация, должность, ученая степень (если есть), области компетенций, ответственный за контакт с этим человеком, история взаимодействий, алгоритм действий.

3. Реестр партнеров может включать в себя следующие поля: тип партнера (заказчик, образовательный, институт развития, инвестор, экспертный), название партнера, отрасль, рынок НТИ (если есть), сквоты НТИ, контакт партнера, статус договоренностей, контакт с партнером от команды интенсива, история взаимодействий, алгоритм действий.

Партнерские отношения могут выстраиваться не только вокруг проектных задач, предоставляемых студентам, но также и вокруг ресурсов и различных форм поддержки. В таком случае партнерами могут выступать различные организации-представители

региональной инновационной и предпринимательской экосистемы. В этом смысле реестр партнеров связан с реестром ресурсов.

4. Реестр ресурсов проектной деятельности может включать в себя следующие категории ресурсов: оборудование и техника (производственное оборудование для прототипирования решений, звуковая техника для общих мероприятий — колонки, пульты, микрофоны, компьютерная техника, проекторы), материалы для материального прототипирования, расходные материалы, помещения и мебель, коворкинги, аудитории для проектной работы (со свободной планировкой), аудитории лекционного типа, питание для участников (во время больших общих мероприятий), канцелярские принадлежности, интернет ('мй в рабочих зонах) и связь, финансовые ресурсы [9].

Метод проектного обучения способствовал формированию у будущих специалистов таких исследовательских навыков, как активный поиск нестандартных решений, направленность на движение от идеи к действию, систематизация и анализ информации. В процессе подготовки, организации и проведения проектных мероприятий студенты вырабатывали навыки работы в команде, стремились в выработке индивидуального командного стиля взаимодействия. Метод проектного обучения способствовал развитию таких личностных качеств студентов, как взаимопонимание и ответственность.

2 блок — Тренинг командообразования.

Цель тренинга — построение доверительных отношений проектных групп, повышение групповой мотивации на достижение успеха, выработка навыков взаимодействия и сплочение коллектива. Тренинговые занятия проводились два раза в неделю, время каждого занятия составило приблизительно 1,5-2 часа.

В ходе тренинговой работы применялись различные интерактивные формы и методы, способствующие командообразованию: деловая игра, упражнения, коллективное творческое дело, ролевая игра, сторителлинг (рассказывание историй), квесты, тимбилдинг и пр.

Перечислим тренинговые мероприятия с участниками проектных команд: организация коллективного творческого дела «Оргдеятельностная игра — День рождения университета» (цель — отработка эффективных коммуникаций в группе); деловая игра «ДА И ЕЩЕ...» (цель — тренировка умения принять позицию другого, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству); ролевая игра «Индеец Джо» (цель — продемонстрировать методы психологического воздействия на людей, развитие навыков аргументации); коммуникативная игра «Переговоры» (цель — поиск совпадающих интересов, умения анализировать различные точки зрения); деловая игра «Фермеры» (цель — сплочение команды, осознание каждым участников ценности и важности своего вклада); упражнение «Метафоры команд» (цель — символическое представление команд); упражнение «Фигурные построения» (цель — формирование взаимопонимания, сплочение команды, осознание ответственности и последствий перед командой за свои действия); игра-квест «Лабиринт» (цель — поиск выхода из трудной ситуации, умение прислушиваться к мнению окружающих, преодоление барьеров общения) и пр. [10].

Ко многим занятиям была подготовлена компьютерная презентация, что способствовало усилению восприятия через наглядность. Самыми интересными занятиями стали деловые игры и квест, где многие смогли проявить свои личностные качества и открыться перед членами команды по-новому. В ходе тренинговых упражнений задания выполняли совместно всей группой, либо в микрогруппах. Многие студенты говорили, что стали проявлять больший интерес как к собственной личности, так и к личности окружающих.

3 блок — Сопровождение проектной деятельности.

На данном этапе проектный наставник помогал студентам объединяться в проектные группы, принимал участие в планировании проектной деятельности; помогал в распределении командных ролей (коллективист, мыслитель, исполнитель, оценивающий и др.); отслеживал основные позиции в проектировании, контролировал сроки разработки и реализации проекта, следил за распределением ответственности в группе.

Сопровождение проектной деятельности сопровождалось подкреплением поисковой активности участников проектной группы. В процессе проектирования обсуждались и корректировались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги. С целью организации эффективной совместной проектной работы для студентов разрабатывались памятки, буклеты, схемы-алгоритмы по основам проектирования [11].

Проектные команды самостоятельно распределяли работу, выбирали средства и способы решения проблем, определяли базу, сроки и целевую аудиторию проекта. В качестве основных задач выступали: формулировка актуальности проблемы; определение приоритетов при создании проекта; определение ожидаемых результатов проекта; разработка содержания и механизмов реализации проекта.

В проектной работе студенты проходили шесть стадий: (1) разработка проектного задания; (2) подготовка и организация проекта; (3) реализация проекта; (4) презентация и защита проекта; (5) оценка эффективности проекта; (6) рефлексия [7].

Значимость каждого разработанного проекта заключалась в том, что он был направлен на совершенствование проектных компетенций, а также на применение этих компетенций в практической деятельности.

Наибольшей эффективностью развития проектных компетенций у участников проектной команды пользовались такие формы работы, как хакатон и проектный турнир.

Хакатон способствовал объединению разных участников, с различным уровнем развития проектных компетенций, помогал погружению в новую предметную область. Атмосфера созидания и творчества способствовала генерированию проектных идей, а также активному взаимодействию между участниками проектной команды, созданию благоприятного микроклимата. В ходе хакатона происходило энергичное и динамичное погружение в проектную деятельность, направленное на выдвижение оригинальных идей в отдельной области и доведение их до воплощения на соревновательной площадке [12]. Одним из главных условий проведения хакатона являлась разработка и реализация проектных идей в определенный промежуток времени. Именно условия дефицита времени помогали развивать навыки тайм-менеджмента, умения четко и быстро распределять роли в проектной команде, умения представлять и защищать результаты проектной деятельности.

Проектный турнир представлял собой соревнование, направленное на разработку разнообразных проектов. Проектный турнир зарекомендовал себя как эффективный метод стимулирования проектной деятельности и креативного поведения. В работе применялись такие способы проектной деятельности, как выдвижение и проверка гипотез, творческое продуцирование идей, дискуссионная активность. Проектный турнир способствовал активному взаимодействию, сплочению проектной команды, формированию общих целей и интересов

При осуществлении начальной оценки текущей ситуации использовался метод стратегического анализа SWOT-анализ. Для точной постановки целей и задач проекта применяли метод «Дерево целей». Инструментами проектирования также выступали такие

[13].

методы как, дерево работ, матрица распределения ответственности, диаграмма Ганта, «дорожная карта» и др.

На данном этапе применялись методы стимулирования креативности: мозговой штурм, метод морфологического анализа, метод инверсии, метод эвристического комбинирования, метод синектики и пр. [14].

Работа по созданию студенческих проектов осуществлялась в проектных группах (по 5 человек в каждой группе).

Опишем содержание студенческих проектов в каждой подгруппе.

Студенческий интернет-проект «Навигатор» как виртуальный социальный ориентир. Данный проект направлен на ориентацию студенческой молодежи в управлении жизнедеятельностью университета. Проект содержал обоснование направлений деятельности студенческих объединений, описание структуры студенческого совета. Благодаря данному проекту, студенты могут определиться и выбрать направление для самореализации и саморазвития: социально-культурное направление, волонтерское движение, студенческое научное общество и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волонтерский проект «Сердце отдаю детям» направлен на оказание помощи детям с ОВЗ и детям-сиротам в решении проблем адаптации и социализации посредством включения их в социально-культурные мероприятия. Студентами был организован благотворительный концерт и выставка-продажа продуктов детского творчества.

Социальный проект «Школа осознанного материнства» был разработан с целью профилактики девиантного материнства в молодежной среде. В ходе профилактических мероприятий, проводились арт-терапевтические занятия (рисунок «Семья в образе цветов», арт-фото-коллаж «Моя будущая семья», арт-терапевтическая методика «Семейный пейзаж»), направленные на формирование ответственного родительства, предупреждение явления материнского отклоняющегося поведения.

Педагогический проект «Школа будущего педагога». Проект был направлен на популяризацию педагогического направления в молодежной среде, на формирование представлений о педагогической профессии, диагностику профессиональных склонностей и способностей. Реализация проекта включала разнообразные формы работы: лекторий по педагогическому направлению подготовки, интерактивную выставку «Ярмарка профессий», малую академию «Лидерство и педагогическое мастерство», педагогические мастерские, конкурс эссе «Педагог — это звучит гордо» и др.

Социально-педагогический проект «Калейдоскоп дружбы» направлен на успешную социализацию детей в обществе, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром. С детьми младшего школьного возраста студенты проводили разнообразные проектные мероприятия (квест-игра «Необитаемый остров», психологический тренинг «Страна эмоций»), способствующие познавательной активности, развитию креативности, формированию навыков успешной коммуникации и профилактике конфликтного поведения.

На завершающем этапе проводилась защита проектов и осуществлялся рефлексивный анализ. В качестве презентации проекта студенты выбирали презентации, инфографику, скайбинг, сторителлинг, таймлайн и пр. [15].

Критерии оценки проекта студенты определяли самостоятельно при совместном обсуждении, обосновывая значимость каждого из них. Например, в качестве критериев выступали: актуальность, соответствие содержания проекта целям, идея, структурные и функциональные компоненты, практическая значимость, выступление и защита проекта,

паспорт проекта, параметры диагностики, управление проектом, реализация проекта, соотнесение задач проекта с результатами и пр.

Рефлексия помогала участникам проектной деятельности давать грамотную оценку своим действиям, осмыслению проделанной работы и пониманию личностных новоприобретений. С этой целью проводилась взаимооценка разработанных проектных продуктов, анализ их эффективности, значимости и возможностей в решении проблемных задач [6].

В ходе завершающей беседы были подведены итоги проектной деятельности студентов, обсуждались перспективные направления работы студенческого проектного офиса.

Заключение

Таким образом, технология проектирования способствует организации целенаправленной деятельности студентов, выступает средством развития у будущих специалистов профессионально важных качеств и характеристик личности. В ходе реализации социально-педагогических практик студенческого проектного офиса студенты приняли активное участие в различных конкурсах, форумах и выставочных мероприятиях всероссийского и регионального уровня для демонстрации в разнообразных формах результатов и продуктов проектной деятельности. На областном уровне обсуждался вопрос дальнейшего развития проектной деятельности студенческой молодежи и усиление ее воспитательной и социализирующей функции в общем и в профессиональном образовании. В рамках технопарка универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России» получил развитие институт наставничества, тьюторства, поддерживающий и продвигающий проектную деятельность студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипова С.И. Проектная деятельность в формировании у студентов способности работать в команде // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 96-101.

2. Буренок Г.К. Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств учащихся // Управление развитием образования. 2021. № 1. С. 66-69.

3. Околелов О.П. Инновационная педагогика. М.: ИНФРА-М, 2022. 167 с.

4. Бибикова Н.В. Социальное проектирование как технология профессиональной подготовки студентов // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени: сборник научных статей, Ишим, 06 марта 2019 года / отв. ред. С.А. Еланцева. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. С. 39-40.

5. Зиновьева В.Н., Чирикова Н.И. Роль проектной деятельности в процессе обучения студентов вуза // Вестник Калужского университета. 2017. № 1. С. 4649.

6. Охотина А.С., Белоногова Л.Н. Вовлечение студентов педагогического вуза в научно-исследовательскую деятельность: оценка уровня эффективности // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 4(38). С. 59-67.

7. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. Волгоград: Перемена. 1998. 105 с.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сауренко Н.Е. Управление проектами в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5(30). — С. 195-198.

Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. М: Омега-Л, 2007. 252 с.

Анохина Л.В. Метод проектов в развитии местного самоуправления: опыт молодежных проектных инициатив // Местное самоуправление и прямые формы демократии: опыт России и Швейцарии: сборник материалов международного научно-практического семинара, Калуга, 13 декабря 2018 года / Отв. ред.

B.М. Быченков. Калуга: АКФ «Политоп», 2019. С. 220-236.

Шубович М.М., Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Плохова И.А. Готовность студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14. № 2. С. 76-82.

Гребнева Д.М., Заплатин А.В. Современные формы обучения проектной деятельности студентов в сфере информационных технологий // Наука и перспективы. 2017. № 4. С. 40-47.

Шубович М.М., Плохова И.А., Бибикова Н.В., Еремина Л.И. Особенности социального проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5. С. 46.

Еремина Л.И. Развитие групповой креативности студентов в командообразовании // Управление в XXI веке: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. НИУ «БелГУ», 23 октября 2015 года / отв. ред. В.М. Захаров. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015.

C. 147-151.

Калимуллина О.А., Тимошина И.Н., Иванова А.В. Культурно-образовательное пространство современного вуза как фактор формирования педагогической системы духовно-нравственного развития молодежи. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. 160 с.

Eremina Larisa Ivanovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: lariv73@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=650246

Bibikova Nadezhda Vyacheslavovna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: nbibikova20@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=274766

Belonogova Ludmila Nikolaevna

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia

E-mail: belminik@yandex.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=628972

Innovative technologies for overcoming social exclusion of older people

Abstract. The article considers the socio-pedagogical practices of the student project office, the main purpose of which is the development of project competencies, the formation of a project team and its active participation in the organization and implementation of project activities with university students. The authors of the article substantiate the relevance of the organization of project activities in the student environment in the context of the development of high technologies and the transformation of society. The authors describe in detail a set of program activities, divided into three blocks: the organization of project-based learning, team building training, support of project activities. The roles of project team members are defined and disclosed: tutor, project mentor, expert, mentor. The features of the organization of project-based learning are outlined. The components of the project track are disclosed, which underlie project-based learning and include event content, personnel content, resource content. The article substantively presents the main forms of work on the organization of project-based learning: a training lecture, a cycle of webinars, a master class, educational seminars, etc. In the second block of the program, interactive forms and methods that promote team building are revealed: business and role-playing games, exercises, CTD, storytelling, quests, etc. At the stage of supporting project activities, six stages of project work are considered: development of a project assignment; preparation and organization of the project; project implementation; presentation and defense of the project; evaluation of project effectiveness; reflection. The forms of work of the hackathon and the project tournament are described, which contribute to the development of project competencies among the members of the project team. In the practical part of the article, the authors offer a brief description of student projects, the significance of which was that they were aimed not only at improving project competencies, but also at applying these competencies in practice.

Keywords: project; project activity; project education; student project; team building

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.