УДК 37.013
Сидоров Андрей Николаевич, студент (e-mail:[email protected]) Захарова Эльвира Алексеевна,студент (e-mail:[email protected]) Ваганова ОльгаИгоревна,к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Абросимова Мария Алексеевна, магистрант (e-mail:[email protected])
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия
СТАРТАПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГОБИЗНЕСА
Аннотация. Статья посвящена анализу вопросов использования стар-тапов в качестве инструмента развития студенческого бизнеса и характеристике особенностей организации данных процессов в реальной практике проектной студенческой деятельности. Описывается сущность стартапов, раскрываются формы финансирования студенческих стар-тап-проектов. Подчеркивается ограниченность форм финансирования, существующая ввиду сужения возможностей студентов в реализации и развитии собственных идей. Выявляется, что студенческие стартап-проекты формируются первоначально именно на внутривузовском уровне, представляясь как аккумулирование потенциала студентов, проходящего независимую оценку со стороны преподавателей (на уровне кафедры, уровне факультета, возможно, уровне руководства вуза). При этом всем, стартап-проекты студентов имеют высокую научную значимость, отожествляются как с экономическими, управленческими, так и обучающими функциями. По итогам исследования делается вывод о том, что воспроизводство студенческого бизнеса через реализацию стартап-проектов предполагает установку четкого числа приоритетных направлений реализации стартапов, в которых будет заинтересовано государство и экономика в целом. Это в том числе связано с установлением пределов и критериев финансирования студенческих стартап-проектов
Ключевые слова: стартап, студенческий стартап, стартап-проект, студенческий бизнес, финансирование, развитие, проектная деятельность студентов.
Введение. В условиях интенсификации развития общества и наращения потенциала инвестиционной активности, вопросы реализации стартап-проектов приобретают все большую значимость и актуальность. Так, сегодня создание бизнеса путем развития идей и стартап-проектов становится одним из направлений активности, зачастую характерных для молодых-
бизнес-деятелей. Отечественный стартап-рынок, несмотря на современные кризисные геополитические условия, имеет высокую емкость и достаточно обширные перспективы роста, поскольку формируется из различных форм и направлений финансирования, в том числе на основе государственного.
Актуальность исследования студенческих стартапов, ориентированных на развитие бизнеса, диктуется также и тем, что сегодня проектная форма деятельности в образовательной организации приобретает один из ключевых характеров. Обладающие управленческими компетенциями студенты способны эффективно прорабатывать стартап проекты и тем самым развивать бизнес в направлении молодежных тенденций и потребностей. В этой связи рассмотрение особенностей студенческих стартапов и направлений их продвижения получает высокую практическую значимость.
Цель статьи - проанализировать вопросы использования стартапов в качестве инструмента развития студенческого бизнеса и охарактеризовать особенности организации данных процессов в реальной практике проектной студенческой деятельности.
Результаты и их обсуждение. Реализация стартап-проектов сегодня является одним из значимых направлений студенческой активности по всему миру. За стартапом закрепился достаточно четкий образ инициативной молодой команды, готовой путем проб и ошибок достигать поставленных целей и задач [5].
В работе А. Л. Пономарева осуществляется комплексный анализ различных способов финансирования стартап-проектов; автор отмечает, что ключевой проблемой отечественных команд по реализации стартапов является именно получение достаточного финансирования. Для отечественных проектов инвесторы предъявляют широкое число критериев: от практически нулевого риска до высокой конкурентоспособности, инновационного потенциала, практической значимости и аккумулирования деятельностных аспектов, выбора эффективных моделей управления (зачастую, применительно к гибкой Agileметодологии), финансирования и наличия не только привлеченных, но и внутренних - собственных средств [4].
Э.Ф. Мирзоев верно замечает, что сегодня вопросы реализации стартап-проектов имеют мировой характер и неразрывно связаны с особенностями привлечения финансовых ресурсов, первоочередно необходимых для реализации стартап-проектов, старта развития и превращения идеи в реальный продукт. Автор представляет следующую систему форм финансирования стартап-проектов (рис. 1).
Обращаясь к рис. 1, стоит заметить, что из всех представленных форм финансирования проектов для развития студенческих стартап-проектов и бизнеса наиболее доступными становятся:
• гранты или субсидии (вероятнее всего, получаемые путем привлечения государственного финансирования);
Рис. 1. Формы финансирования стартап-проектов [3]
• пожертвования от бизнес-ангелов (представляют собой добровольное финансирование от третьих лиц - частных инвесторов на безвозмездной основе);
• привлечение бизнес-акселераторов (узкопрофильные специалисты, деятельность которых нацелена на развитие определенных аспектов бизнеса);
• привлечение инкубаторов (компании или лица, оказывающие всевозможную помощь по выращиванию перспективных стартап-проектов, например, посредством формирования документации, оказания помощи в привлечении других форм финансирования, в том числе государственного);
• краудфандинг (финансирование со стороны группы людей, аккумулировавших финансовые и иные ресурсы и использующие их для поддержания проектов; зачастую, данное финансирование осуществляется посредством Интернет коммуникаций);
• 3Б(представляет собой сбор инвестиций через друзей, знакомых, семьи в целях привлечения средств как на заемной, так и добровольной основах).
Подобное сокращение доступных форм финансирования стартап-проектов обуславливается сужением возможностей студентов в реализации и развитии собственных идей. Как правило, студенческий бизнес не имеет широкого числа первоначальных накоплений, и, следовательно, требует от команды проекта развития всевозможных форм финансирования. И.Н. Чарикова в этом контексте отмечает, что студенческий стартап также характеризуется не только высоким бизнес-потенциалом, но и научной значимостью, ориентацией на прикладные академические продукты, решения, связанные с научно-исследовательской и социальной активностью. Автором верно замечается, что студенческие стартап-проекты в большей степени направлены на получение теоретических знаний и их воплощение
в реальную практику, дабы получить прикладные знания, овладеть необходимыми компетенциями, умениями и навыками [7].
Д.В. Тахоева отмечает, что студенческие стартапы можно отожествлять с внутривузовскими стартапами, как отражения практических аспектов интеграции студентов и преподавателей в целях развития и продвижения бизнес-идей. В таком случае по мнению автора наиболее вероятным рисковым фактором при организации студенческих стартап-проектов становится недостаток управленческих компетенций, строящихся как на недостатке данных компетенций у студента, так и у преподавателя. При этом Д.В. Тахоева также отмечает, что управление студенческими стартап-проектами имеет двухуровневую структуру, формирующуюся не только на уровне высшего учебного заведения, но и на федеральном уровне, представляясь как ключевой элемент генерации спроса на инновационный потенциал развития студенческой активности, предоставления финансовых ресурсов для финансирования внутривузовских стартапов [6].
Важно заметить, что студенческие стартап-проекты формируются первоначально именно на внутривузовском уровне, представляясь как аккумулирование потенциала студентов, проходящего независимую оценку со стороны преподавателей (на уровне кафедры, уровне факультета, возможно, уровне руководства вуза) и накопляющего помощь в проработке выявленных проблемных элементов. Это является в том числе и отличительной особенностью студенческих стартап-проектов, проходящих многоуровневую систему «проверок». Однако это по нашему мнению является также и недостатком, зависящим от конкретных руководителей и образовательной организации в целом, поскольку отдельные кадры и руководители могут «на старте» исключить возможность реализации действительно перспективного проекта ввиду непонимания тенденций или личного несогласия с разработками и идеями студентов.
Несмотря на это ключевой перспективой организации работы со студенческими стартап-проектами становится именно получение практико-ориентированных умений и проработка действительно значимого бизнес-продукта: как итог, стартап приобретает не только обучающую, но и экономическую функции, обуславливающие высокую практическую перспективу воспроизводства стартапов в деятельности образовательной организации.
Студенческие стартапы - это инструмент развития бизнеса, формирующийся исходя из потребности вышеупомянутого федерального уровня руководства. Соответственно, рассматривая вопросы воспроизводства студенческого бизнеса через реализацию стартап-проектов, можно констатировать, что данные процессы предполагают установку четкого числа приоритетных направлений реализации стартапов, в которых будет заинтересовано государство и экономика в целом. Например, высокую актуальность может приобрести деятельность студентов, обучающихся по IT-специальностям и направленностям, при реализации стартап-проектов,
ориентированных на создание программных продуктов и/или информационных систем [1].
Все это показывает, что студенческие стартапы могут быть использованы с целью реализации современной государственной политики экономического развития, стать инструментом воспроизводства целевых направлений государственной политики с одновременной реализацией не только экономических, но и образовательных функций. Это подчеркивает, что сегодня стартап-проекты как никогда становятся высокоперспективными; однако данная сфера так или иначе относительно зарубежных практик остается достаточно малоразвитой и ограниченной, характеризуется некоторыми трудностями реализации и проблемами.
В связи с вышеизложенным, одной из числа государственных задач при управлении деятельностью студенческого бизнеса (стартап-проектов) становится накопление новых практик, расширение негосударственного финансирования за счет эффективного стимулирования данной деятельности, реализации специализированных политик и создания льгот для компаний, участвующих в деятельности стартап-проектов.
Кроме того, одним из дополнительных перспективных способов запуска студенческих стартап-проектов становится использование в этих целях финансовых ресурсов заинтересованных организаций. В таком случае стартап-проект может реализовываться в качестве одного из направления внутренней политики развития образовательной организации, позволяющего достичь установленных целей и задач деятельности на уровне организации, поспособствовать привлечению инициативных команд в деятельность бизнеса с перспективой развития собственных внутренних практик функционирования [2].
Заключение. Таким образом, результаты проведенного анализа вопросов использования стартапов в качестве инструмента развития студенческого бизнеса и характеристики особенностей организации данных процессов в реальной практике проектной студенческой деятельности показывают, что:
1. Сокращение доступных форм финансирования стартап-проектов обуславливается сужением возможностей студентов в реализации и развитии собственных идей. Как правило, студенческий бизнес не имеет широкого числа первоначальных накоплений, и, следовательно, требует от команды проекта развития всевозможных форм финансирования.
2. Студенческие стартап-проекты формируются первоначально именно на внутривузовском уровне, представляясь как аккумулирование потенциала студентов, проходящего независимую оценку со стороны преподавателей (на уровне кафедры, уровне факультета, возможно, уровне руководства вуза).
3. Воспроизводство студенческого бизнеса через реализацию стартап-проектов предполагает установку четкого числа приоритетных направлений реализации стартапов, в которых будет заинтересовано государство и
экономика в целом, что в том числе связано с установлением пределов и критериев финансирования студенческих стартап-проектов.
Все это показывает, что стартап деятельность студентов по развитию собственного бизнеса сегодня приобретают особую практическую актуальность и значимость, становится одним из способов воспроизводства обучающих и экономических функций при взаимодействии студента с образовательной организацией.
Список источников
1. Акулова М. Иностранные инвестиции: стартапы и инновации или займы // Белорусский ежегодник. 2018. №1. С. 249-257.
2. Бравая Ю.Ю. Университетский бизнес-инкубатор как элемент инновационной экосистемы // ЭВР. 2014. №1 (39). С. 132-135.
3. Мирзоев Э.Ф. Специфика финансирования российских стартапов в инновационной сфере // Финансовые рынки и банки. 2021. №8. С. 23-27.
4. Пономарев А.Л. Анализ существующих способов привлечения инвестиций в стартап // Вестник науки и образования. 2020. №17-2 (95). С. 6266.
5. Почему «взлетает» только 1% стартапов — и это нормально [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/339113-pochemu-vzletaet-tolko-1 -startapov-i-eto-normalno (дата обращения: 18.11.2022).
6. ТахоеваД.В. Почему в России не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект // Управленческие науки. 2017. №4. С. 98-102.
7. ЧариковаИ.Н. Студенческий стартап в контексте реализации концепции развития образовательной проектности// Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №1 (33). С. 61-66.
Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.
Sidorov Andrey Nikolaevich, student
(e-mail: [email protected])
Zaharova Elvira Alekseevna,student
(e-mail: [email protected])
Vaganova Olga Irorevna, Ph.D., AssociateProfessor
(e-mail: [email protected])
Abrocimova Maria Alekseevna, undergraduate
(e-mail: [email protected])
STARTUPS AS A TOOL FOR STUDENT BUSINESS DEVELOPMENT Abstract: The article is devoted to the analysis of the issues of using startups as a tool for the development of student business and the characteristics of the organization of these processes in the real practice of student project activities. The essence of startups is described, the forms offinancing student startup pro-
jects are revealed. It emphasizes the limited forms of funding, which exists due to the narrowing of students' opportunities in the implementation and development of their own ideas. It is revealed that student start-up projects are formed initially at the intra-university level, appearing as the accumulation of the potential of students undergoing an independent assessment by teachers (at the department level, faculty level, possibly, the level of university management). At the same time, students' startup projects have a high scientific significance, they are identified with both economic, managerial, and educational functions. Based on the results of the study, it is concluded that the reproduction of student business through the implementation of start-up projects involves setting a clear number of priority areas for the implementation of start-ups in which the state and the economy as a whole will be interested. This is also due to the establishment of limits and criteria for funding student start-up projects.
Key words:startup, student startup, startup project, student business, funding, development, student project activities.