Научная статья на тему 'Почему в России не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект'

Почему в России не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЕ СТАРТАПЫ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ОПРОС СТУДЕНТОВ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ВУЗАХ / STARTUPS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTES AND BUSINESS INCUBATORS / STUDENT SURVEY / IMPEDING FACTORS / MANAGEMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахоева Диана Валерьевна

Актуальность. Важным условием социально-экономического процветания, включающего в себя этапы организации, продвижения и реализации инноваций, является степень заинтересованности участников процесса в развитии инновационного потенциала. Выявление показателей, влияющих на совершенствование инновационной инфраструктуры, дает понимание способов формирования системы. Методы. В статье приведены результаты проведенного автором интернет-опроса студентов российских вузов о факторах, препятствующих развитию студенческих стартапов. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что наибольшее желание участвовать в стартап-проектах проявляют студенты технических специальностей, а также студенты младших курсов бакалавриата. Выявленные по результатам опроса факторы были проранжированы. Перспективы. Анализ факторов позволил определить два уровня управления (федеральный и внутривузовский), на которых должны приниматься решения, способствующие развитию вузовских стартапов. В статье даны конкретные предложения по совершенствованию управления инновационной инфраструктурой вузов на каждом из уровней: внутривузовском (по обеспечению материальной заинтересованности участников стартапов, созданию системы распространения информации и др.) и федеральном (по генерированию спроса на инновации и повышению объема финансирования вузовских стартапов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахоева Диана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why Don’t Student’s Startups Develop in Russia: in Terms of Management Aspects

Introduction. Purpose. The interest of participants in developing innovative process is an essential aspect for socio-economic prosperity, including all the stages of the process from organizing to promoting and realizing this innovation. The process of identifying those indicators that have an effect on innovative infrastructure shows a clear perspective of the accomplishment in this sphere. Methods. This article represents research results draw up by author through internet survey to find out factors that prevent from developing student’s startups. Results. This analysis of the results testifies a great interest in participation in startups among students with technical education and among undergraduates of first-year. Discussion. Factors that were analyzed was structured and ranking. This analysis allows revealing two types of management (federal and inside one) that contribute to decision-making process for promoting universities’ startups. The article gives explicit proposals to enhance managerial control of innovative infrastructure of universities in Russia at each level. The inside -university gives interests among students in pecuniary aspects, making up a system for dissemination of information. Federal type generates demand innovations and increases funding of startups in universities.

Текст научной работы на тему «Почему в России не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект»

Почему в россии не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект

Д. В. Тахоева,

Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-3403-5503

Аннотация

Актуальность. Важным условием социально-экономического процветания, включающего в себя этапы организации, продвижения и реализации инноваций, является степень заинтересованности участников процесса в развитии инновационного потенциала. Выявление показателей, влияющих на совершенствование инновационной инфраструктуры, дает понимание способов формирования системы.

Методы. В статье приведены результаты проведенного автором интернет-опроса студентов российских вузов о факторах, препятствующих развитию студенческих стартапов.

Результаты. Анализ полученных результатов показал, что наибольшее желание участвовать в стартап-проек-тах проявляют студенты технических специальностей, а также студенты младших курсов бакалавриата. Выявленные по результатам опроса факторы были проранжированы.

Перспективы. Анализ факторов позволил определить два уровня управления (федеральный и внутривузов-ский), на которых должны приниматься решения, способствующие развитию вузовских стартапов. В статье даны конкретные предложения по совершенствованию управления инновационной инфраструктурой вузов на каждом из уровней: внутривузовском (по обеспечению материальной заинтересованности участников стартапов, созданию системы распространения информации и др.) и федеральном (по генерированию спроса на инновации и повышению объема финансирования вузовских стартапов).

ключевые слова: вузовские стартапы; бизнес-инкубаторы; опрос студентов; препятствующие факторы; управление инновационной инфраструктурой в вузах.

Для цитирования: Тахоева Д.В. Почему в России не развиваются студенческие стартапы: управленческий аспект // Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 4. С. 98-102. УДК 378 JEL 035

Д. В. Тахоева

Why Don't Student's Startups Develop in Russia: in Terms of Management Aspects

D. V. Takhoeva,

Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-3403-5503

abstract

Introduction. Purpose. The interest of participants in developing innovative process is an essential aspect for socio-economic prosperity, including all the stages of the process from organizing to promoting and realizing this innovation. The process of identifying those indicators that have an effect on innovative infrastructure shows a clear perspective of the accomplishment in this sphere.

Methods. This article represents research results draw up by author through internet survey to find out factors that prevent from developing student's startups.

Results. This analysis of the results testifies a great interest in participation in startups among students with technical education and among undergraduates of first-year.

Discussion. Factors that were analyzed was structured and ranking. This analysis allows revealing two types of management (federal and inside one) that contribute to decision-making process for promoting universities' startups. The article gives explicit proposals to enhance managerial control of innovative infrastructure of universities in Russia at each level. The inside -university gives interests among students in pecuniary aspects, making up a system for dissemination of information. Federal type generates demand innovations and increases funding of startups in universities.

Keywords: startups in higher education Institutes and business incubators; student survey; impeding factors; management of innovation infrastructure in universities.

For citation: Takhoeva D.V. Why Don't Student's Startups Develop in Russia: in Terms of Management Aspects. Upravlencheskie nauki = Management Sciences, 2017, vol. 7, no. 4, pp. 98-102. (In Russ.). UDC 378 JEL O35

Вовлечение молодежи в инновационную деятельность должно начинаться как можно раньше. Одной из таких площадок в современных условиях являются вузы, а в них — создаваемые бизнес-инкубаторы и стартапы, которые во всех странах являются важнейшим элементом инновационной инфраструктуры [1, с. 60]. Однако, несмотря на государственную поддержку1, ре-

1 См., в частности: Об утверждении государственной про-

граммы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 (в ред. от 30.03.2017); О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы

зультативность научной и бизнес-деятельности в российских вузах по-прежнему находится на недостаточном уровне.

Для выявления факторов, препятствующих развитию вузовских стартапов, был проведен интернет-опрос среди студентов российский вузов2. Состав участников опроса представлен в табл. 1.

Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218 (в ред. от 17.08.2017); О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 219 (в ред. от 25.05.2016).

2 В опросе в период с 07.04.2017 по 10.04.2017 приняли участие 144 студента.

WWW.SM.FA.RU

Z

Таблица 1 / Table 1

респонденты опроса / Respondents

№ п/п / No. респонденты / Respondents направление подготовки (специальность) / Speciality всего / Total

техническое / Technical Экономическое / Majoring in Economics Юридическое / Jurists Прочее/ other

1 Состав респондентов, % / Respondents, % 51 33 10 6 100

2 Студенты бакалавриата / Bachelor's stage students 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс -

Состав респондентов, % / Respondents, % 18,8 29,2 12,5 25 85,5

3 Студенты магистратуры / Master's stage students 1-й курс 2-й курс - - -

Состав респондентов, % / Respondents, % 7,6 6,9 - - 14,5

В опросе наибольшую активность проявили студенты (см. табл. 1):

• технических вузов (51%), что вполне объяснимо приоритетностью инновационного предпринимательства в технической сфере;

• бакалавриата (85,5%), поскольку преобладающая часть выпускников планирует свое трудоустройство сразу после завершения обучения в бакалавриате;

• младших курсов (48%), которых привлекает возможность поучаствовать в чем-то совершенно для них новом, а также последнего года обучения (25%), что связано с желанием апробировать полученные за время обучения знания.

Следует отметить, что по данным опроса только 10% студентов за время обучения имели опыт участия в стартап-проектах, в том числе всего только 3% участвовали в студенческом стартапе при вузе, а 7% пытались начать инновационный бизнес вне вуза.

Ранжирование респондентами основных факторов, препятствующих участию студентов в вузовских стартапах, представлено в табл. 2.

Анализ факторов позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования управления развитием инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях высшего образования на двух уровнях: федеральном и внутривузовском. При этом большая часть факторов, препятствующих развитию вузовских стартапов, создается в самих вузах.

Основными направлениями совершенствования управления инновационной инфраструктурой в вузах должны стать:

• обеспечение материальной заинтересованности участников стартапов, в том числе посредством предоставления студентам льгот (скидок на обучение, при поступлении в магистратуру / аспирантуру), а также доступа к научной информации, использованию баз данных, автоматизированных программ, моделей и т.п.;

• создание системы распространения информации среди студентов о планируемых проектах и деятельности вузовских бизнес-инкубаторов. Такими каналами могут быть: вузовские журналы, социальные сети, листовки, живое общение участников стартапов и студентов [2, с. 8-11];

• повышение уровня практико-ориентирован-ности в обучении.

На федеральном уровне управление развитием инновационной инфраструктурой в вузах должно быть направлено на создание условий:

1) для генерирования спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, что могут обеспечить:

• научное партнерство вузов, научных организаций и компаний реального сектора экономики. Для решения этой проблемы применительно к созданию и коммерциализации высокотехнологичных инноваций принято постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010

Д. В. Тахоева

Таблица 2/ Table 2

Факторы, препятствующие развитию студенческих стартапов / Factors that prevent development of students' startups

№ п/п / No. Фактор / Factor количество, человек / Persons доля, %*/ Percentage, % недостатки в управлении**/ Deficiencies of the management

1 Отсутствие поддержки / недостаточная поддержка вузовских стартапов бизнесом / Absence / lack of support 78 54,2 Ф

2 Недостаток мотивации в виде денежного вознаграждения от участия / Monetary remuneration motivation 70 48,6 У

3 Недостаток финансирования стартапов / Lack of startup financing 69 47,9 Ф

4 Недостаточность знаний / Lack of knowledge 61 42,4 У

5 Недостаток льгот со стороны вуза (скидки на обучение, льготы при поступлении в магистратуру/ аспирантуру) / Privilege or favor to students from higher education institute 59 41,0 У

6 Недостаток информации о существовании стартапов и возможности участия в них / The lack of real knowledge about startup-projects 53 36,8 У

7 Отсутствие идей для стартапов / бизнес-проектов / Lack of ideas / business projects 52 36,1 Ф, У

8 Отсутствие каналов продвижения полученных результатов (инновационных проектов, бизнес-идей) у стартапа / Lack of promotion channels from startups 41 28,5 Ф

9 Отсутствие в вузе бизнес-инкубатора / Absence of business incubators in higher education institute 32 22,0 У

10 Недостаток практических навыков у студентов / Lack of practical skills 7 5,0 У

* Предоставлялась возможность выбора несколько факторов.

** Ф - на федеральном уровне (Federal level), У - на уровне учебного заведения (Intramural level).

№ 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы „Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации „Развитие

науки и технологий" на 2013-2020 годы» (в ред. от 17.08.2017) (далее — постановление № 218). Однако в стимулировании спроса нуждаются и все другие виды инноваций [3, с. 27];

• технопарки, в которых также могут выдаваться идеи для вузовских стартапов и их бизнес-проектов;

2) для повышения объема финансирования вузовских стартапов. При этом в соответствии с по-

становлением № 218 за период с 2010 по 2016 г. совокупный объем бюджетных ассигнований составил порядка 43 млрд руб. Однако субсидии предоставлялись только вузам, реализующим совместно с компаниями комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств. Исходя из этого, необходимо стимулировать развитие системы

грантовых инструментов поддержки вузовских стартапов со стороны венчурных фондов, частного бизнеса [4].

Таким образом, только интеграция государства, бизнеса, науки и образования сможет активизировать деятельность студенческих стартапов и обеспечить ее результативность.

Литература

1. Дридигер В. К., Морозов В.Ю. Развитие инновационной инфраструктуры университета // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 56-61.

2. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21.

3. Ерошкин А.М. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 10. С. 21-29.

4. Карпунина М. А., Савинова С. Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 406.

references

1. Dridiger V. K., Morozov V. Yu. The development of the university innovative infrastructure. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2010, no. 10, pp. 56-61. (In Russ.).

2. Rubin Yu. B. Forming the graduates' entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2016, no. 1, pp. 7-21. (In Russ.).

3. Eroshkin A. M. Mechanisms of Innovations State Support: Foreign Experience. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International relations, 2011, no. 10, p. 21-29. (In Russ.).

4. Karpunina M. A., Savinova S. Yu., Shubnyakova N. G. Formation of youth business community as the instrument of increasing business activity in Russia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 2, p. 406. (In Russ.).

информация об авторе

Диана Валерьевна Тахоева — студентка, Финансовый университет, Москва, Россия dianatakhoeva@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Diana Valer'evna Takhoeva — a student, Financial University, Moscow, Russia dianatakhoeva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.