Economy, organization and management of enterprises, industries, complexes
UDC 334.012.44
Korzyuk D.I., Tekucheva S.N. Startups in Russia: current
development issues
Стартапы в России: актуальные вопросы развития
Korzyuk Dmitry Igorevich,
student-master of the department "Economics" DSTU. Tekucheva Svetlana Nikolaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Economics" DSTU
Корзюк Дмитрий Игоревич, студент-магистрант кафедры «Экономика» ДГТУ.
Текучёва Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ДГТУ
Abstract. In the modern world, start-ups in Russia are gaining immense popularity, affecting various all businesses. They are based on a highly risky innovative nature. The development of the start-up market serves as the basis for transforming the Russian economy and increasing its innovative potential.
The Russian start-up market is quite broad, and the scope of their implementation is very diverse, ranging from high-tech manufacturing to small Internet projects. However, as practice shows, to organize a startup, owning and managing your own business is not as easy as it seems. This is a rather complicated and responsible process, requiring considerable strength and professional knowledge.
Despite the fact that the startup market in Russia is developing at a slower pace than abroad, it still does not stand still. The decisive role is played by the choice of promising areas of innovation, sources and methods of their financing. As practice shows, it is quite problematic to implement a start-up project on its own, without attracting external funding or other assistance, which forces start-ups to seek and attract institutional and private investors. Equally important is the prevention of possible errors in their planning and organization.
Keywords: startup, innovation, financing, investment, project team, venture capital market.
Аннотация. В современном мире стартапы в России набирают огромную популярность, затрагивая различные все бизнеса. В их основе лежит высоко рисковый инновационный характер. Развитие рынка стартапов служит основой трансформации российской экономики и повышения ее инновационного потенциала.
Российский рынок стартапов довольно широк, а сфера их реализации весьма разнообразна, начиная от высокотехнологичного производства и заканчивая небольшими интернет-проектами. Однако, как показывает практика, организовать стартап, владеть и управлять собственным бизнесом далеко не так просто, как кажется. Это довольно сложный и ответственный процесс, требующих немалых сил и профессиональных знаний.
Несмотря на то, что рынок стартапов в России развивается более медленными темпами, нежели за рубежом, он все же не стоит на месте. Определяющую роль при этом играет выбор перспективных направлений инноваций, источников и способов их финансирования. Как показывает практика, реализовать стартап проект
собственными силами, без привлечения внешнего финансирования или иной помощи, довольно проблематично, что вынуждает стартапы к поиску и привлечению институциональных и частных инвесторов. Не менее важное значение отводится предупреждению возможных ошибок при их планировании и организации.
Ключевые слова: стартап, инновации, финансирование, инвестиции, команда проекта, венчурный рынок.
Рецензент: Харитонова Марина Николаевна, к.э.н. доцент кафедры "Экономика и финансы".
СамГУПС
1 Перспективные направления стартапов в России
В современном мире все чаще можно услышать слово «стартап». Многие известные компании, впоследствии ставшие гигантами рынка, создавались именно в этой форме. Сегодня их имена известны всему миру - Amazon, Google, Facebook и др.
Термин «стартап» пришел в русский язык из англоговорящих стран, где он используется уже давно. Придя в Россию с Запада, данный феномен весьма быстро распространился в практике бизнес-среды. Сегодня стартапы все чаще отождествляют не только со сферой высоких технологий, но и с любым начинающим бизнесом.
В настоящее время стартапы поддаются множественной классификации по различным основаниям, будь то характер рынка, поведенческая стратегия или степень наукоемкости. Так или иначе, все они проходят ряд последовательных стадий развития, начиная от зарождения бизнес-идеи и заканчивая рыночной интеграцией и последующим развитием. Каждая из них характеризуется определенными задачами.
В общем смысле под стартапом понимается всякий молодой бизнес, начинающийся «с нуля». В определении, предложенным Э. Рисом под стартапом следует понимать вновь созданную организацию, занимающуюся разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности1. Согласно другому подходу стартап - это временная структура, которая создана для поиска воспроизводимой, масштабируемой и рентабельной бизнес-модели2.
Некоторые отождествляют стартап с временной организацией, действующей в условиях повышенного риска и нацеленной на масштабирование и последующую трансформацию в крупную корпорацию.
1 Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес- модели [Текст]. / пер. с англ. М.
Альпина Паблишер, 2014. — 256 с.
2 Бланк С., Дроф Б. Стартап. Настольная книга основателя [Текст]. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 616 с. — С. 29.
Другие под стартапами понимаются только что созданные компании, которые находится на стадии развития и строят свой бизнес на основе каких-либо новых инновационных идей или только что появившихся технологий.
Третьи и вовсе определяют их в качестве начальной стадии формирования инновационного предприятия3.
В современной России создание стартапов в большинстве случаев предполагает реализацию каких-либо ноу-хау4, а сами компании-стартапы нередко соотносятся с венчурными проектами.
Наиболее часто стартапы встречаются в высоко технологичных отраслях, а в их основе лежат какие -либо инновационные решения. Все чаще понятие стартапов применяется и по отношению ко всем вновь создаваемым с нуля компаниям. В основе стартапов лежит предпринимательство, поэтому все они отличаются высоко рисковым характером и требуют определенных капиталовложений
Основными характеристиками стартапов выступают:
- инновационность;
- сверхускоренный темп развития;
- высокий риск банкротства.
По своей сути стартап может являться полноценным бизнесом. В определенной степени всякий стартапер - это предприниматель, однако по виду занятий стартапер может быть инженером, экономистом и дизайнером.
В качестве основной причины создания, успешного развития и дальнейшего существования стартапов выступает медлительность и неповоротливость крупных корпораций, успешно использующих уже имеющиеся продукты и практически не занимающихся разработкой и созданием новых. В таких условиях высоко мобильные стартапы составляют конкуренцию крупному бизнесу.
Непосредственно в условиях российской действительности развитию и популяризации стартап -проектов способствует развитие и увеличение числа венчурных фондов, а также наращивание инвестиционных потоков в стране.
Реализация стартапов играет огромную роль в инновационном развитии России. Они благотворно сказываются на достижении сбалансированности национальной экономики, а также выступают в роли необходимого фактора развития инновационной направленности всего хозяйственного комплекса в целом.
В настоящее время стартапы в России набирают невероятную популярность. При этом затрагивают они различные сферы, начиная от интернет-стартапов и заканчивая инновационными разработками в сфере производства и энергоэффективности.
3 Романова А.О., Коршунов В.О. стартапы как инструмент развития инновационной экономики России [Текст] // Аллея науки. —
2018. - том 6. - № 10 (26). - С. 7-10. - С. 8.
4 Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе [Текст] // Научный альманах. - 2015. - № 10-1 (12). -
С. 412-415. - С. 413.
Высокую популярность сегодня, не только в России, но и в мире, получили интернет-стартапы. Как показывает практика, в большинстве случаев они ориентированы не на разработку чего бы то ни было сверхнового и не на покорение мира, а на ближайшего потребителя. В последние годы подобные проекты все чаще становятся социально ориентированными, то есть нацеленными на решение каких-либо реально существующих человеческих проблем. Большую популярность стартапы приобретают в социальных сетях5.
Российский опыт показывает множественные примеры успешно реализованных интернет-стартапов, достигших невероятного успеха. Наиболее яркими из них, пожалуй, можно считать «Yandex», «Вконтакте» и др. Наибольший интерес среди инвесторов вызывают
- рекомендательные сервисы;
- электронная коммерция;
- игры;
- приложения для отдыха и туризма;
- социальные сети.
В то же время отмечается нехватка уникальных идей, чаще всего проекты развиваются на основе копирования уже имеющихся успешных моделей.
В российской стартап-индустрии на протяжении многих лет лидирующие позиции занимают проекты интернет-сферы. Их рыночная доля, по оценкам экспертов, достигает 90%, при этом большинство проектов базируется в столичном регионе России6. Однако, тенденция эта постепенно меняется, амбициозные проекты появляются и в других отраслях, инновационная инфраструктура активно развивается в регионах.
Стартап-проекты все чаще появляются в сфере образования и здравоохранения. Так, например, в 2018 году был реализован стартап-проект от компании «Моторика», основным продуктом которого стали тяговые протезы для детей, выполненные на 3D-принтере. Летом 2018 года предпринимателем Д. Фалаеевым был запущен образовательные стартап-проект под названием «U Skillz», его основной целью выступало саморазвитие, повышение личной эффективности и прокачка навыков, необходимых в бизнесе и карьере.
В последние годы стартап-индустрия начала наполняться более взрослыми людьми, приходящими из научно-технической сферы - инженерами, сотрудниками университетов, бывшими участниками корпоративного сегмента и т.д. Средний возраст основателей проекта поднялся до 35-40 лет7. В таких условиях основными трендами развития стартап-сообщества в условиях российской действительности становятся:
- развитие технологического предпринимательства;
5 Береза А.И., Володин Р.С. тенденции развития интернет-стартапов в России [Текст] // Журнал У. Экономика. Управление.
Финансы. - 2016. - № 2. - С. 5-15. - С. 8.
6 Панин Г. Стартап-индустрия в России нашла новый путь развития [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа:
https://rg.ru/2016/08/15/startap-industriia-v-rossii-nashla-novyj-put-razvitiia.html (дата обращения: 28.06.2019)
7 Там же
- рост числа наукоемких направлений;
- ускорение жизненного цикла стартапов;
- повышение интереса бизнес-инвесторов к высокотехнологичным проектам, инвестирование которых ранее выступало прерогативой государства.
Согласно рыночному исследованию «Startup barometer», проведенному в специализация российских стартапов концентрируется в В2В сфере (рисунок 1).
■ В2В ■В2В2С
■ В2С
■Другая
I-B2G
Рисунок 1. Структура российского рынка сатрапов8
На сегодняшний день базовой специализацией стартапов выступает В2В модель, в рамках которой в общей сложности реализуется свыше 70% стартап-проектов, из них:
- 44% - непосредственно в В2В сфере;
- 27% в В2В2С сфере.
Большая часть В2В стартап-компаний ориентированы на работу со средним бизнесом. При этом они также взаимодействуют и с крупными корпорациями.
Все чаще российские предприниматели предпочитают В2В модель, не фокусируясь при этом на каком-либо одном сегменте рынка, поскольку В2В клиенты способны более четко обозначить проблематику
8 Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
(«тяжелым») стартап-2018 году, основная
и, соответственно, поставить практическую задачу перед стартапом. В то же время средний чек в В2В сфере намного выше, нежели в В2С сегменте, соответственно, и прибыльность его выше.
В таких условиях стартапы, ориентированные на конечного пользователя (то есть на В2С рынок), оказываются в меньшинстве. Как показывает практика, в В2В сфере стартап-проекты развиваются наиболее активно, в то время как В2С стартап-проекты вынужден сталкиваться с сильной рыночной конкуренцией.
Что касается отельных направлений стартапов и ниш, которые являются наиболее перспективными с точки зрения венчурного финансирования, то единства мнений среди самих основателей стартап-проектов и экспертов рынка не выработано рисунок 2).
Таким образом, с определённым отрывом наиболее перспективными направлениям реализации стартап-проектов в Российской Федерации, согласно исследованию Startup barometer 2018», считаются:
- Marketplaces (электронная коммерция);
- FinTech (финансовые технологии);
- SaaS (программное обеспечение).
Финансовые технологии и программное обеспечение на протяжении многих лет традиционно входят в перечень наиболее привлекательных с точки зрения инвестиций в стартап-проекты направлений. Кроме того, именно в этих сегментах специализация российских стартапов и интересы инвесторов более или менее совпадают.
Enterprise Software Рисунок 2. Топ 1- ниш для стартап-бизнеса9
Сегодня российская стратап-культура развивается гораздо медленнее, чем за рубежом. Отечественный рынок инвестиций в стратпа-проекты не превышает 25-26 млрд. руб. в год10.
На сегодняшний день наиболее крупными и успешными стратапами в России считаются инновационные проекты в сфере научных разработок и искусственного интеллекта. Так, например, одним из ярчайших российский стартапов 2018 года стал робот «Вера» от компании «Stafory», представляющий собой интеллектуальное программное обеспечение, которое самостоятельно способно выполнять подбор сотрудников для компании. Он достаточно легко адаптируется к требованиям любого бизнеса, самостоятельно подбирает кандидатов и соискателей на должность, связывается с ними и назначает собеседование11.
9 Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018»
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
10 Инновации и стартапы в 2019 году: прогнозы и перспективы [Электронный ресурс] // Академия управления финансами и
инвестициями. — Режим доступа: https://academybusiness.ru/clients/press/innovacii-i-startapi-prognozi-i-perspektivi-na-2019-god (дата обращения: 28.06.2019).
11 Робот Вера принимает на работу [Электронный ресурс] // ТАСС. — Режим доступа: https://tass.ru/spec/stafory (дата обращения:
28.06.2019)
В целом же в качестве перспективных направлений развития стартапов на российском рынке можно выделить следующие:
- дистанционные образовательные технологии;
- медицина и биотехнологии;
- экология и чистота;
- развитие и повышение эффективности использования производственных технологий. Наиболее перспективными отраслями стартап-технологий, поддерживаемыми государством, в
России выступают: энергетическая промышленность, искусственный интеллект и робототехника.
Представляется, что именно эти направления стартапов будут наиболее эффективно развиваться в России в ближайшие десятилетия. Споосбствовать этому будет развитие венчурного рынка и региональных инновационных инфраструктур. В конечном счете, большая часть новоиспеченных отечественных стартапов будет нацелена не просто на построение бизнеса, основанного на «хайпе», а на решение конкретных прикладных проблем и задач, с которыми в процессе своего развития сталкивается современное общество.
2 Ошибки стартапов
Определяющая роль в успешности любого стартапа отводится бизнес-идее. Она обязательно должна быть востребованной со стороны рынка, то есть продукт (услуга) должен обладать реальным или потенциальным спросом. Если идея стартапа определена неверно, успешность его реализации весьма сомнительна.
Бизнес-идея - это специфический продукт интеллектуальной деятельности предпринимателя, который относительно законченным результатом его творчества12. Основными этапами ее формирования выступают:
- зарождение;
- первичная экспертная оценка;
- анализ рынка;
- расчет затрат на ее осуществление;
- вторичная экспертная оценка;
- принятие предпринимательского решения и подготовка к практической реализации13. Разработка предпринимательской стартап-идеи требует глубокой маркетинговой проработки,
связанной с изучением внешней среды, анализом конъюнктуры рынка, оценкой потребительского и
12 Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план [Текст]. - М.: Книга сервис, 2015. - 186 с. - С.
96.
13 Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия [Текст]. - М.: Феникс, 2014. - 228 с. - С. 48.
конкурентов. От успешности выбора стартап-идеи, в конечном счете, будет зависеть дальнейшее развитие всего бизнеса в целом14.
Помимо этого, успеху реализации стартапов способствует увлеченность стартаперов бизнес-идеей, их энергичность и настойчивость. Не менее важную роль играет командный состав. Это означает, что члены команды должны обладать необходимыми для запуска стартапа компетенциями, а их профессиональные и личностные качества должны дополняться друг другом.
Наконец, важная роль в развитии стартапов отводится финансам.
Как бы там ни было, каждый стартап сопряжен с высоким уровнем риска. По статистике, свыше 90% всех стартапов перестают существовать15. При этом основной причиной краха зачастую выступает не рыночная конкуренция, а самоуничтожение. Основные причины гибели стартапов представлены на рисунке 3.
По статистике наиболее частой причиной провала на стадии стартапа выступает вовсе не нехватка финансовых ресурсов, а решение несуществующих проблем. Также существенную роль в гибели стартапов играет неверный состав команды проекта, высокий уровень конкуренции в отрасли и неверная ценовая политика.
Решение несуществующей проблемы Закончились деньги Неверный состав команды Не выдержали конкуренции Невернад цена •(Недружелюбный» продукт Не масштабируемая бизнес-модель Плохой маркетинг Игнорирование потребителей Слишком рано запустили продукт Потеря интереса Разногласил Негативное изменение курса Недостаток знаний и увлеченности Местоположение Отсутствие инвестиций Юридические сложности Пренебрежение связями Выгорание Неспособность изменить курс
Рисунок 3. Причины гибели стартапов16
14 Луговская М.В., Заднепрянская И.С. Значение бизнес идеи для предпринимательской деятельности [Текст] // Actual Science. —
2016. - том 2. - № 10. - С. 139-140. - С. 139.
15 CB Insights. The Top 20 Reasons Startups Fail. 2014 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbmsights.com/research-
reports/The-20-Reasons-Startups-Fail.pdf (дата обращения 30.04.2018)
16 Войнова Ю.А., Демин С.С. Классификация рисков стартапа [Текст] // СКИФ. Вопросы студенческой науки. — 2017. - № 9 (9). —
С. 67-71. - С. 68.
I 42%
1 29% I 23% I 19%
I 18%
I 17% !□ 17% Ц 14% II 14% ] 13%
] 13% ] 13%
' I 7%
Свыше 70% вновь созданных стартапов уже в первый год прекращают свою деятельность17. При этом большинство провалов связывается некомпетентностью самих основателей стартаперов. В частности речь идет о:
- нехватке у стартаперов знаний в области ценообразования;
- несвоевременности совершения налоговых выплат и отчислений;
- неграмотное планирование;
- слабая подкованность в экономике и др.
Порядка 1/3 всех провалов связывают с отсутствием опыта управления, еще порядка 11% обусловлено плохо выстроенными каналами сбыта18.
Таким образом, к числу основных рисков стартапов относятся:
- пользовательские риски;
- продуктовые риски; финансовые риски;
- риски бизнес-модели;
- риски команды.
Как показывает анализ рынка, на сегодняшний день основной проблемой развития российских стартапов выступает нехватка финансирования и трудности с привлечением средств для развития (рисунок 4).
Как видно из рисунка 4, определенные препятствия в развитии стартапов создает текущее состояние российской экономики и положение страны на мировой арене. Кроме того порядка 41% из 300 опрошенных в ходе исследования «Стартап барометр 2018» отмечают недостаточно высокий уровень заинтересованности стратегов в инновационных разработках и компаниях.
17 Бурдуковская А.Ю., Дергач И.А., Золотарева П.С. СУЩНОСТЬ СТАРТАПОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОССИИ [Текст] // Научное
сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf (дата обращения: 28.06.2019)
18 Там же
Нехватка денег для раэвитил
Текущее состояние экономики и положении России на международной политической арене (санкции и т.п.)
Н изкая за н нтересова нность страте гов в инновационных продуктах и компаниях
Недостаток знаний предпринимателей и ьозморкности их получить
Нехватка квалифицированного персонала
Отсутствие/мало помощи со стороны государства
Другие
Рисунок 4. Основные проблемы российских стартапов19
Помимо прочего имеет место быть нехватка теоретических знаний и практического опыта стартаперов для разработки и рыночного продвижения стартапов, а также самой коммерциализации их инноваций. Чаще всего подобного рода ошибки оказываются связаны с маркетинговой неграмотностью основателей и заявителей стартапов, а также их упрощенными представлениями о реализации экономических коммуникаций в целом.
На сегодняшний день, одной и важнейших проблем, препятствующих дальнейшему развитию стартап-бизнеса в России, выступает отсутствие единой системы внедрения и коммерциализации стартап-проектов.
В целом ошибки, допускаемые в процессе планирования, организации и практической реализации стартап-проектов, условно можно разделить на три группы:
- ошибки, опосредованные презентацией стартапа как продукта;
- ошибки, допущенные непосредственно в самой бизнес-модели стартапа;
- ошибки, опосредованные рыночными характеристиками стартапа20.
19 Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
20 Скворцова Н.А., Карташова И.А. Маркетинг стартапов: ключевые моменты [Текст] // Экономическая среда. - 2016. - № 3 (17).
- С. 50-54. - С. 52.
В первом случае речь идет об ошибках, вызванных отсутствием у основателей стартапа навыков презентации своих проектов. Как показывает практика, именно из-за этого сотрудники фондов нередко пропускают хорошие проекты.
Зачастую венчурные инвесторы и члены комиссий за день просматривают по нескольку десятков проектов. От того, насколько ярким и успешным будет их первое впечатление о проекте, от того, насколько аргументировано будет представлена его суть и перспективы развития во многом зависит решение инвесторов. К сожалению, в реальной практике инноваторы далеко не всегда способны привлечь внимание инвесторов.
Не менее важную роль в процессе представления стартап проекта играет умение выстроить правильные взаимоотношения с инвестором, крайне важно говорить с ними, что называется, «на одном языке». Ка правило, идеи и предложения стартапера, понятные ему одному, не финансируются.
Так или иначе, следует помнить, что инвестиции в стартапы, особенно на ранней стадии их развития, это инвестиции, в первую очередь, в людей. Для венчурных капиталистов важно понимать, насколько жизнеспособна стартап-идея, каковы перспективы ее реализации, можно ли доверять команде проекта и пр. В значительно степени от способности стартапера заинтересовать инвесторов в поддержании своего проекта зависит финансирование старатп-проекта, без которого его реализация попросту невозможна.
Вторая группа ошибок находит свое отражение в отсутствии документального обоснования перспектив реализации инновационного проекта. Встречаются подобного рода ошибки весьма часто.
Как показывает практика, стартаперы довольно редко показывают грамотно подготовленные бизнес -планы в то время, как для инвесторов крайне важно увидеть финансовые модели проектов на срок от 3 до 5 лет, позволяющие оценить «адекватность» команды стартапа, а также ее умение производить расчеты, адекватные реалиям современной экономики. В конце концов, окупаемость стартапа - одно из важнейших условий его реализации.
Еще одной весьма распространенной ошибкой стартаперов, относимой к данной группе, выступает то, что они далеко не всегда тестируют свою идею на предмет ее рыночной необходимости. В данном случае речь идет об одержимости идеей проекта. Разработчикам зачастую кажется, что идея стартапа настолько классная, что она обязательно понравится рынку и найдет своего потребителя. Нередки случаи, когда люди тратят ресурсы, время, деньги и выводят проект, который оказывается никому не нужным. Подобного рода ошибки совершают как молодые стартаперы, так и вполне опытные предприниматели, которые имея за плечами положительный опыт уверены в своем чутье.
Третья группа ошибок определяется рыночными характеристиками стартап-проекта. В частности речь идет о таких наиболее часто встречающихся ошибках, как:
- неспособность правильно выбрать целевые сегменты рынка;
- ошибки, допускаемые при прогнозировании емкости рынков;
неумение выявить и проанализировать конкурентов.
Все это приводит к ошибочности выстраиваемых прогнозов и не позволяет оценить реальные перспективы стартап-проектов.
Отталкиваясь от обозначенных выше типичных групп ошибок, допускаемых в стартапах, можно выделить ситуации, наиболее часто возникающие в процессах планирования и разработки стартапов и создающие проблемы в их развитии.
Прежде всего, речь идет о неспособности многих команд стартапа различать и отделять друг от друга идею стартап-проекта и его исполнения. Нередко первая в сознании основателей замещает второе. В результате многие команды стартапов убеждают себя в том, что уже само по себе наличие идеи достаточно для поиска финансирования, что само по себе в корне неверно. Как показывает практика, идея без реализации никому не нужна.
Во-вторые, многие команды стартап-проектов своей основной задачей считают получение финансирование, после чего, по их мнению, проект будет успешно развиваться сам собой, не требуя при этом постоянной реализации целенаправленных усилий.
Еще одним заблуждением начинающих стартаперов выступает вера в то, что стартап-проект может быть реализован силами самого энергичного и волевого основателя проекта. Не следует забывать, что любой успешный стартап - это всегда продукт слаженной работы команды профессионалов. Успех стартапов в значительной степени зависит от кадрового совмещения в составе команды проекта высококлассных специалистов.
Как бы там ни было, одной из наиболее часто встречающихся проблем организации стартапов, в конечном счете, способной привести к его гибели, выступают проблемы с командой, ее построением. Именно поэтому вопросам построения и управления командой стартапа, то есть тимбилдингу, следует уделять особое внимание.
Возможными ошибками, допускными при формировании команды стартапа, можно считать: построение команды из числа родственников и друзей; набор и развитие равнодушных специалистов; экономия на профессионалах;
внутренняя изоляция и не привлечения членов команды к принятию стратегически важных решений и задач;
неумение делегировать полномочия и ответственность; пренебрежение мотивацией.
Фактически это те подводные камни, которые могут встретиться на пути предпринимателя. Зная о них, основатель стартапа может и должен их избежать. В данном случае действует принцип «предупрежден, значит вооружен».
Таким образом, залогом успешной реализации стартапа выступает предупреждение возможных ошибок при его планировании и реализации, все множество которых может быть сведено к ошибкам организационного плана, ошибкам прогнозирования и ошибкам презентации проекта.
3 Механизмы финансирования и поддержки стартапов в РФ
Одной из первостепенных задач при создании любого стартапа выступает поиск источников финансирования и привлечение финансовых ресурсов для его реализации. Именно от материальной поддержки стартап-проекта в значительной степени зависит его дальнее развитие.
Таким образом, процесс финансирования играет важную роль в процессе организации и реализации стартапа. Базовые методы их финансирования представлены на рисунке 5. Рассмотрим их более подробно.
Источники
Собственный капитал
3 F (friends & family & fools)
Государственное финансирование
Бизнес-ангелы
Инкубаторы / акселераторы
Банковский кредит
Венчурный капитал
Крауд-финансирование
IPO (Initial Public Offering)
Рисунок 5. Основные методы финансирования стартапов21
Собственные средства выступают одним из наиболее безопасных методов финансирования стартапов. Их основным преимуществом выступает свобода от финансовых и договорных обязательств, в частности отсутствие необходимости возвращать денежные средства третьим лицам. Однако на практике
21 Составлено автором по: Даниелян Э.А., Дьяченко А.М. Источники финансирования стартапов [Текст] // Организационно-экономические и технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017. — С. 71-77. — С. 73-74.
данный метод используется нечасто, поскольку финансирование стартапа, как правило, требует серьёзных финансовых вложений.
Второй вариант, кратко именуемый предполагает принятие долговых обязательств от семьи, друзей и знакомых. Как правило, подобные займы осуществляются на менее жёстких условиях, нежели получение займов у профессиональных кредиторов, однако используются они скорее для открытия бизнеса, нежели для финансирования инновационных стартапов.
Одним из возможных источников финансирования проектов стартапа выступает государственное финансирование. В частности речь идет о всевозможных грантах и субсидиях, распределяемых на конкурсной основе.
К числу специфических методов финансирования стартапов относится привлечение бизнес-ангелов, предполагающее частное инвестирование на стадии создания бизнеса в обмен на возврат вложений и долю в капитале22.
Получить финансовые ресурсы для развития стартапа можно и на площадках акселераторов и инкубаторов, которые представляют собой институты венчурного рынка, которые «выращивают» бизнесов из идей инициативных людей, намеревающихся стать предпринимателями при отсутствии предпринимательского опыта. Возможными вариантами привлечения денежных средств выступают:
- оплата за комплекс услуг, оказываемых этими институтами;
- бесплатный вход на площадку с последующим предоставлением доли в проекте бизнес-инкубатору, который, по сути, становится совладельцем бизнеса.
Одним из наиболее распространённых способов финансирования стартапа выступает привлечение банковских кредитных ресурсов. В данном случае речь идет о получении кредита, который владелец бизнеса обязуется погасить согласно установленным банком требованиям.
Специфическим источником привлечения денежных средств выступают венчурные фонды, аккумулирующие денежные средства для инвестиций в проекты с высокой степенью риска Данный метод финансирования основан на трех базовых принципах:
- принцип поэтапности;
- принцип беспроцентности;
- принцип тесного сотрудничества между венчурными капиталистами и создаваемыми с их участием предприятиями23.
Прочими источниками привлечения финансовых средств являются:
22 1. Гребенникова В.А., Яхшибекян А.А. Теоретические основы оптимизации структуры источников финансирования стартапа на
ранней стадии развития [Текст] // Экономика: теория и практика. — 2015. — № 2 (38). — С. 31-36. — С. 32.
23 Рогова, Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент: учебник [Текст]. — М.: Юрайт, 2016. —540 с. — С. 315.
- венчурные фонды, аккумулирующие денежные средства для инвестиций в проекты с высокой степенью риска;
- крауд-финансирование, предполагающее привлечение множества мелких инвесторов, получающих право на финансовое / нефинансовое вознаграждение по результатам реализации (чаще всего реализуется посредством интернет-площадок, где молодые компании размещают информацию о стартапе);
- IPO, представляющее собой проведение первичного открытого размещения акций компании на фондовом рынке24.
В сущности, все источники финансирования стартапов делятся на собственный и заемный капитал.
Основными способами финансирования стартап-проектов выступают:
- самофинансирование;
- внутреннее и внешнее долевое финансирование;
- заемное финансирование25.
Выбор того или иного метода финансирования определяется предпринимателем (стартапером) и зависит от инвестиционной привлекательности и финансового потенциала стартапа, а также от развитости финансово-кредитной инфраструктуры в стране.
По сути каждый из описанных выше источников с той или иной долей условности может быть использования для финансирования российских стартапов. Их выбор зависит от характера стартап-проекта, его размахов и перспектив реализации.
Как бы удивительно это не прозвучало, но согласно данным выше упомянутого исследования «STARTUP BAROMETER 2018», порядка 70% всех стартапов без всякой поддержки из вне. В общем виде структура источников средств, используемых для запуска стартапов представлена на рисунке 6.
24 Даниелян Э.А., Дьяченко А.М. Источники финансирования стартапов [Текст] // Организационно-экономические и
технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017. - С. 71-77. - С. 74.
25 Батрашева Т.О., Галицкая М.А., Агаев А.Р. Источники финансирования инновационных стартапов [Текст] // Социально-
экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики: сборник трудов конференции. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 19-26. — С. 21-22.
Собственный капитал 71 %
Частный непрофильный инвестор
11%
и/или ^епск^атМу
Профессиональный бизнес-ангел
(частный инвестор с более чем 5% 10 инвестициями в портфеле)
Венчурный фонд 3 ■>
Стратегический инвестор 3 ь
Другое (краудфандинг и т.д.) 3
Грант 2%
Акселератор 1 '■>
Банк (кредит) С № Рисунок 6. Источники средств для запуска стартапа26
I
I I I
Около 71% российских стартапов основаны на собственные средства основателей. В венчурной терминологии такие стартапы принято называть «venture baked», они не финансируются инвесторами.
Лишь у 11% стартап-проектов имеются непрофильные частные инвесторы. Порядка 5% стартапов имеют бизнес-ангела, еще 3% привлекают к стартовому финансированию венчурные фонды.
С развитием бизнеса ситуация кардинально не меняется. Основными источниками финансирования по-прежнему остается начальное финансирование проекта, а также выручка от продаж (рисунок 7).
26 Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
Начальное финансирование проекта (те же средства, что и при запуске)
Собственная выручка oí продаж
Дофинансировзнис со стороны основателей
Внешние инвестиции Другой
Рисунок 7. Основные источники финансирования текущего развития стартапов27
Порядка 14% всех респондентов сами дофинансировнали свой проект, еще 12% обратились к внешним инвестициям.
В целом справедливо говорить, что лишь 30% стартап-проектов имеют внешних инвесторов, не являющихся основателями компаний. Тем не менее, подобная практика, как правило, не затрагивает крупные высокотехнологичные инновационные проекты, требующие серьезных финансовых вложений.
Как показывает практика, в последние годы в России особую популярность набирает венчурное финансирование стартапов, а также различные формы государственной поддержки, особенно для вновь созданных инновационных стартапов.
Так, например, к числу специфических возможностей привлечения средств для них выступают:
- инвестиции бизнес-ангелов;
- венчурные фонды, сформированные на рыночной основе;
- региональные бюджетные венчурные фонды, созданные за счет средств федерального бюджета и бюджетов отдельных субъектов РФ;
27 Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
специализированные фонды (например, Фонд содействия развития малых форм предприятий
в научно-технической сфере)28.
В общем виде статистика использования внешних источников финансирования стартапов представлена на рисунке 8.
Таким образом, среди внешних инвесторов российских стартапов определяющая роль отводится бизнес-ангелам и целевой поддержке.
В целом справедливо говорит о том, что в России начинающим молодым стартапам оказывается активная поддержка со стороны государства, особенно на начальном этапе их развития. Содействуют их становлению технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы и пр., предоставляющие необходимые ресурсы и организующие профильные мероприятия.
Следует отметить, что бизнес-инкубаторы в оказании помощи стартапам тоже преследуют коммерческие цели, связанные с получением части прибыли от новых проектов.
28 Батрашева Т.О., Галицкая М.А., Агаев А.Р. Источники финансирования инновационных стартапов [Текст] // Социально-
экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики: сборник трудов конференции. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 19-26.
29 Бурдуковская А.Ю., Дергач И.А., Золотарева П.С. СУЩНОСТЬ СТАРТАПОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОССИИ [Текст] // Научное
сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). — Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf (дата обращения: 28.06.2019)
БИЗНЕС-АНГЕЛЫ • 25% ГРАНТЫ • 19% ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ • 15%
• 15%
• 12%
Рисунок 8. Внешние источники финансирования стартапов29
В то же время, большая часть государственных компаний, специализирующихся на оказании адресной помощи и финансовой поддержке стартапов, выделяет приоритетные направления венчурного финансирования, которым стартап-проекты должны соответствовать для того, чтобы получить помощь. Такими направлениями считаются:
- безопасность и противодействие терроризму;
- нанотехнологии;
- живые системы (медицинское оборудование, медицинские и био- технологии);
- рациональное природопользование;
- энергосбережение и энергетика;
- транспортные, авиационные и аэрокосмические системы;
- информационно-телекоммуникационные системы30.
Для поиска и привлечения инвесторов в настоящее время распространена так называемая практика нетворкинга, суть которой сводится к организации профилирующих конференций и мероприятий, направленных на презентацию перспективных стартап-проектов, в качестве экспертов и гостей, на которые приглашаются различные инвесторы (бизнес-ангелов, венчурные фонды и пр.)
В условиях российской действительности наибольший интерес с исследовательской точки зрения представляют такие виды долевого финансирования стартап-проектов, как венчурное и бизнес-ангельское инвестирование. Отдельного внимания заслуживает крауфандинг.
Согласно информации, представленной Российской ассоциацией венчурного инвестирования, по итогам 2018 года общий объем венчурных инвестиций в России достиг 180 млн долл. США, что на 55 млн. долл. больше аналогичного показателя 2017 года.
При этом общее количество активных венчурных фондов выросло с 55 до 95 компании, а общее количество заключенных ими сделок составило 441 единицу31.
Отдельную популярность в России получили платформы массового сбора средств у потенциальных пользователей и покупателей, относимые к категории крауфандинта. Наиболее известными и популярными из них считаются:
- Boomstarter;
- Русини.
Достаточно широкую практику получили все возможные бизнес-инкубаторы при научных городах и университетах.
30 Родин Е.Н. анализ источников финансирования для стартапов [Текст] // Российское предпринимательство. — 2014. — № 5 (251).
- С. 99-107. - С. 101.
31 Идеи находят деньги [Электронный ресурс] // РБК. — Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5c582dc47a8aa947c05979a2 (дата
обращения: 28.06.2019)
- инкубаторы в Сколково и Иннополисе;
- инкубаторы при МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГЭУ и др.
В последние годы, в условиях стремительной структурной трансформации и глобальных экономических вызовов все большее число корпорация проявляют желание работать со стартапами.
Имея долгосрочные стратегии развития и бюджеты на создание совместных продуктов они все чаще организуют конкурсные отбор стартап-проектов. Подобную практику используют такие корпорации, как «Яндекс» и «Mail.ru Group»32.
Некоторые стартапы в поисках инвесторов и источников привлечения финансовых ресурсов обращаются к публикации проекта на различных сайтах.
Также в России и за рубежом существуют биржи стартап-компаний, а также целый ряд организаций, занимающихся стартап-проектов.
Некоторые компании, на начальной стадии, используют так называемый бутстрэппинг, то есть основание и развитие бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии.
В случае использования стратегии бутстрепинга, команда создает продукт, используя для этого только свои финансы, личные сбережения. Также к бутстрепингу можно отнести поиск инвестиций по принципу FFF, когда деньги берутся у родственников или знакомых. Однако подобная практика затрагивает малые стартапы.
В целом следует понимать, что финансирование стартапов является важным этапом развития инновационных проектов, без которого ни один стартап не способен «родиться» и выжить в жестких бизнес -реалиях. Поиск источников финансирования превращается в постоянный процесс, следуя которому компании поддерживаются стартап и его развития.
Представляется, что финансирование стартапа исключительно за счет собственных ресурсов нецелесообразно. Именно поэтому следует комбинироваться внешние и внутренние источники финансирования.
Крайне важно грамотно использовать средства государственной поддержки, привлекать частных инвесторов.
References
1. Батрашева Т.О., Галицкая М.А., Агаев А.Р. Источники финансирования инновационных стартапов [Текст] // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и
32 Семенов В.Н. Особенности развития стартапов в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник трудов конференции. — Уфа: Аэстерна, 2016 — С. 172-173.
практики: сборник трудов конференции. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. - С. 19-26.
2. Береза А.И., Володин Р.С. тенденции развития интернет-стартапов в России [Текст] // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2016. - № 2. - С. 5-15.
3. Бланк С., Дроф Б. Стартап. Настольная книга основателя [Текст]. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 616 с.
4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия [Текст]. - М.: Феникс, 2014. - 228 с.
5. Бурдуковская А.Ю., Дергач И.А., Золотарева П.С. СУЩНОСТЬ СТАРТАПОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОССИИ [Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf (дата обращения: 28.06.2019)
6. Войнова Ю.А., Демин С.С. Классификация рисков стартапа [Текст] // СКИФ. Вопросы студенческой науки. - 2017. - № 9 (9). - С. 67-71.
7. Гребенникова В.А., Яхшибекян А.А. Теоретические основы оптимизации структуры источников финансирования стартапа на ранней стадии развития [Текст] // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 2 (38). - С. 31-36.
8. Даниелян Э.А., Дьяченко А.М. Источники финансирования стартапов [Текст] // Организационно-экономические и технологические проблемы модернизации экономики России: сборник статей. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017. - С. 71-77.
9. Луговская М.В., Заднепрянская И.С. Значение бизнес идеи для предпринимательской деятельности [Текст] // Actual Science. - 2016. - том 2. - № 10. - С. 139-140.
10. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план [Текст]. - М.: Книга сервис, 2015. - 186 с.
11. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес -модели [Текст]. / пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2014. - 256 с.
12. Рогова, Е.М., Ткаченко Е.А. Финансовый менеджмент: учебник [Текст]. - М.: Юрайт, 2016. -
540 с.
13. Родин Е.Н. анализ источников финансирования для стартапов [Текст] // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 99-107.
14. Романова А.О., Коршунов В.О. стартапы как инструмент развития инновационной экономики России [Текст] // Аллея науки. - 2018. - том 6. - № 10 (26). - С. 7-10.
15. Семенов В.Н. Особенности развития стартапов в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник трудов конференции. - Уфа: Аэстерна, 2016 - С. 172-173.
16. Скворцова Н.А., Карташова И.А. Маркетинг стартапов: ключевые моменты [Текст] // Экономическая среда. - 2016. - № 3 (17). - С. 50-54.
17. Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе [Текст] // Научный альманах. - 2015. - № 10-1 (12). - С. 412-415.
18. CB Insights. The Top 20 Reasons Startups Fail. 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbinsights.com/research-reports/The-20-Reasons-Startups-Fail.pdf (дата обращения 30.04.2018)
19. Идеи находят деньги [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5c582dc47a8aa947c05979a2 (дата обращения: 28.06.2019)
20. Инновации и стартапы в 2019 году: прогнозы и перспективы [Электронный ресурс] // Академия управления финансами и инвестициями. - Режим доступа: https://academybusiness.ru/clients/press/innovacii-i-startapi-prognozi-i-perspektivi-na-2019-god (дата обращения: 28.06.2019).
21. Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
22. Панин Г. Стартап-индустрия в России нашла новый путь развития [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/08/15/startap-industriia-v-rossii-nashla-novyj-put-razvitiia.html (дата обращения: 28.06.2019)
23. Робот Вера принимает на работу [Электронный ресурс] // ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/spec/stafory (дата обращения: 28.06.2019).