Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.ШАКИРОВА'

ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.ШАКИРОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокал / педагогика / народная песня / татарская музыка / vocals / pedagogy / folk song / Tatar music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллин Альфис Радикович

Статья посвящена анализу певческой культуры и исполнительского стиля одного из лучших татарских народных певцов XX века – Ильгама Шакирова. Основная цель работы – определить возможность использования комплекса наиболее важных вокальных приемов певца в вокально-педагогической практике подготовки исполнителей сольной народной песни. Творчество Ильгама Шакирова, как яркий пример традиционного татарского народно-певческого искусства нуждается в сохранении как самобытный стилевой пример или модель исполнительского искусства. В статье рассмотрены актуальные исследования о творчестве певца. Выполнен анализ распевов в татарской народной протяжной песне «Зиляйлюк». Рассмотрены основные моменты комплексного подхода к обучению вокалиста на примере исполнительской манеры И.Шакирова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF THE TATAR FOLK SINGING ART ON THE EXAMPLE OF I.SHAKIROV'S CREATIVITY

The article is devoted to the analysis of the singing culture and performing style of one of the best Tatar folk singers of the 20th century Ilgam Shakirov. The main purpose of the work is to determine the possibility of using the complex of the most important vocal techniques of the singer in the vocal and pedagogical practice of training solo folk song performers. The work of Ilgam Shakirov, as a vivid example of the traditional Tatar folk singing art, needs to be preserved as an original style example or a model of performing art. The article deals with current research on the singer's work. The analysis of the chants in the Tatar folk lingering song "Zilyaylyuk" was carried out. The main points of an integrated approach to teaching a vocalist are considered on the example of the performing manner of I. Shakirov.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.ШАКИРОВА»

6. Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов. The FourStepto the Epiphany. Москва : Альпина Паблишер, 2014. 368 с.

7. Формирование инновационного потенциала коллектива учреждений профессионального образования как условие эффективной образовательной деятельности / тост. Л. В. Лыщик ; ГУО «Минский областной институт развития образования. Минск, 2017. 48 с.

8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

References:

1. Ahmadieva R. Sh., Minnihanov Sh. R. Cifrovaja transformacija i kreativnaja jekonomika v obrazovatel'nom pros-transtve tvorcheskih vuzov // Vestnik NCBZhD. 2022. №. 4. S. 7-11.

2. Djadyk N.G., Dolgova V.I. Formirovanie konstruktivnyh koping-strategij u studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami art-terapii v uslovijah informacionnoj agressivnosti // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2022. - № 4 (170). S. 242-263.

3. Kopytin A.I., Svistovskaja E.E. Art-terapija detej i podrostkov. 2-e stereotip, izd. M.: Kogito-Centr, 2014.197 s.

4. Oficial'nyj sajt kazgik.ru. Rezhim dostupa : kazgik.ru (data obrashhenija : 10.01.2023).

5. Oficial'nyj sajt projects.2035.university. Rezhim dostupa : 2035.university. (data obrashhenija : 10.01.2023).

6. Stiv Blank. Chetyre shaga k ozareniju. Strategii sozdanija uspeshnyh startapov. The FourStepto the Epiphany. Moskva : Al'pina Pablisher, 2014. 368 s.

7. Formirovanie innovacionnogo potenciala kollektiva uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija kak uslovie jeffektivnoj obrazovatel'noj dejatel'nosti / cost. L. V. Lyshhik ; GUO «Minskij oblastnoj institut razvitija obrazovanija. Minsk, 2017. 48 s.

8. Jakovleva N.F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014. 144 s.

УДК 378+398.8+784

А.Р. Галиуллин

ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.ШАКИРОВА

Статья посвящена анализу певческой культуры и исполнительского стиля одного из лучших татарских народных певцов XX века - Ильгама Шакирова. Основная цель работы - определить возможность использования комплекса наиболее важных вокальных приемов певца в вокально-педагогической практике подготовки исполнителей сольной народной песни. Творчество Ильгама Шакирова, как яркий пример традиционного татарского народно-певческого искусства нуждается в сохранении как самобытный стилевой пример или модель исполнительского искусства. В статье рассмотрены актуальные исследования о творчестве певца. Выполнен анализ распевов в татарской народной протяжной песне «Зиляйлюк». Рассмотрены основные моменты комплексного подхода к обучению вокалиста на примере исполнительской манеры И.Шакирова. Ключевые слова: вокал, педагогика, народная песня, татарская музыка

Alfis R. Galiullin TRADITIONS OF THE TATAR FOLK SINGING ART ON THE EXAMPLE OF I.SHAKIROV'S CREATIVITY

The article is devoted to the analysis of the singing culture and performing style of one of the best Tatar folk singers of the 20th century - Ilgam Shakirov. The main purpose of the work is to determine the possibility of using the complex of the most important vocal techniques of the singer in the vocal and pedagogical practice of training solo folk song performers. The work of Ilgam Shakirov, as a vivid example of the traditional Tatar folk singing art, needs to be preserved as an original style example or a model of performing art. The article deals with current research on the singer's work. The analysis of the chants in the Tatar folk lingering song "Zilyaylyuk" was carried out. The main points of an integrated approach to teaching a vocalist are considered on the example of the performing manner of I. Shakirov. Key words: vocals, pedagogy, folk song, Tatar music

Введение

Актуальность работы состоит в том, чтобы проанализировать традицию вокально-певческого искусства Ильгама Шакирова для использования в педагогической работе с будущими поколениями татарских вокалистов. Удивительный природный тембр голоса, его неповторимый колорит - все это покорило миллионы слушателей во всем мире. Его творческие заслуги в деле сохранения татарской музыкальной культуры огромны. Кон-

церты И.Шакирова с удовольствием посещали и другие тюркские народы - азербайджанцы, турки, казахи, узбеки.

Вокальное творчество певца, как национальное достояние народно-певческого искусства татар остается мало исследованным и нуждается в анализе и использовании в педагогическом процессе воспитания исполнителей народной песни. На примерах его аудиозаписей с исполнением разных жанров татарских народных песен, его техники зву-

коведения, дыхания и мелизматики, необходимо пропагандировать модель профессионального стиля традиционного пения. Каждая татарская народная песня, спетая им, приобретает особенный образ, нюансировку мелодии импровизационными ходами и добавлением уникальных украшений. Певец показал собственную интерпретацию таким сложным протяжным песням как: «Кара урман», «Эллуки», «Тэфтилэу», «Су буйлап» и др.

Материалы и методы

В данной работе мы используем метод анализа исследований о творчестве певца; о применении в вокально-педагогической практике его репертуара; делаем сравнение нотных материалов и аудиозаписей пения И.Шакирова. Обобщения делаются также на основе личного педагогического и вокально-исполнительского опыта татарских народных песен.

Литературный обзор

Мастерство сольного народного пения И.Шакирова способно передать все сложные для вокального исполнительства мелизмы татарской народной песни. Однако, такое ценное наследие до сих пор не получило глубокого анализа музыковедов и преподавателей сольного пения, что необходимо в работе со студентами музыкальных учебных заведений. Есть солидная монография о жизни и творчестве певца [7], каталог песен, компакт-диски, видео-диски, что может служить дополнительным материалом для применения в педагогическом процессе и для исследования его музыкального наследия. Недавно издано репертуарное учебное пособие на материале татарских народных песен, которые сгруппированы по типам голосов и даны в оригинальных тональностях, что важно для обучения вокалистов [3].

На современном этапе развития музыкальной науки многие музыковеды и педагоги вокала сходятся на том, что традиционное искусство татарского народного пения и его важный компонент -«мон,», на высоком уровне можно перенимать именно на примере творчества И.Шакирова [1; 3; 4; 5; 8; 9; 10; 12]. Поэтому сегодня пение этого певца входит не только в учебный процесс в музыкальных вузах и колледжах Татарстана, но и проводятся мастер-классы в рамках социокультурных проектов по ознакомлению с народной культурой [11, с.309].

Песенное наследие певца вошло в педагогический процесс подготовки исполнителей сольной народной песни в Татарстане. Про-

слушивая и анализируя тонкости исполнительства этого мастера, молодые певцы могут обучаться традиционной технике мелизмати-ческого украшения народной песни. Так талантливый молодой певец Ильгам Валиев, рассказывает о том, что буквально «вырос» на песнях И.Шакирова, слушая их часто и подолгу, перенимал опыт исполнения сложных татарских народных протяжных напевов [6].

Опытные педагоги вокала, анализируя пение И.Шакирова, обучая студентов на примерах его исполнения народной песни, пишут: «Пение И.Шакирова отличалось широким дыханием и удивительно сильным, красивым тембром голоса, свободно и естественно льющимся даже на самых верхних нотах» [4, с.449]. Является фактом, что он один из первых вынес на широкую эстраду малоизвестные народные песни разных этнических групп татар, например, кряшенский напев «Ак калфак» («Белый калфак»). Н.Ю. Альмеева отмечает, что эта песня до того, как ее спел И. Шакиров, не была широко известна и тем более как традиционная песня кряшен Заинско-го района Татарстана [2, с.133-134].

В репертуаре Ильгама Шакирова также были сочиненные им песни: «Безнен Идел буйларында», «Идел буе каеннары», «Сее-нечкэ дисэм», «Мэнгелеккэ китеп барам», «Гелмэрьям», «Сэлам» и др. Музыковеды пишут, что мелодии авторских песен И.Шакирова «очень близки по стилю татарскому песенному фольклору, их исполнение затрагивает самые искренние чувства. Они написаны в пентатонике, обороты и мотивы этих песен, как истинно татарские, сразу ложатся на слух и остаются надолго в памяти» [5, с.317].

По записям исполнения И.Шакировым вокальных произведений классиков татарской профессиональной музыки можно обучать студентов основам вокально-певческого искусства. Например, композитор Р.Яхин предложил спеть сложнейший романс «Китмэ, сандугач» («Не улетай, соловей») именно этому певцу, учитывая огромное мастерство и технические возможности этого исполнителя [8, с. 182]. О творческом сотрудничестве певца со многими поэтами, композиторами и деятелями татарской культуры существует масса воспоминаний и интересных отзывов, передающих тонкости исполнительской культуры И.Шакирова. Так, поэт Мустай Карим отзывается об исполнении песни на его стихи «Три дня шел снег» (музыка Сары Садыковой): «казалось, что боль в моем сердце, годами тер-

завшая мое тело, была снята им. Он поет, но красные капли его разбитого сердца продолжают падать на белый снег...» [12, с.38].

Результаты

Ильгам Шакиров оставил в истории татарской культуры важный след, создав свою вокально-исполнительскую школу. Он обладал традиционной народной манерой исполнения, сформировав свой исполнительский стиль, на примере не только народных татарских песен, но и классических вокальных произведений и современной эстрадной песни. В его репертуаре были песни разных народов -казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского и др. Певческий стиль Ильгама Шакирова характеризуется в бережном ведении мелодии. Внимание к звуковедению в народной песне помогло ему выработать и развить свою неповторимую исполнительскую манеру пения, особенный стиль украшения мелодии.

В его исполнении можно было услышать совершенно разные примеры народных песен, каждая из которых создавала отдельный драматический образ. Песня «Бик еракта идек без» отражает и долгий путь, и тоску по родным; радость и широту души народа. Марсель Зарипов, советский писатель и журналист, заслуженный работник культуры Татарской АССР, написал об исполнительском актерском таланте Ильгама Шакирова: «Слышали, как поет Ильгам Шакиров? Сначала вроде ничего особенного - песни как песни. Но проходит минута, другая, третья... И вдруг переносишься в какой-то далекий мир. Смотришь на сцену, слушаешь певца и видишь тревожный отблеск костров, мать, качающую люльку с первенцем, робкую девчонку, смущенную первым чувством любви, сына, издалека спешившего на похороны матери, но опоздавшего и скорбной горести склонившегося над ее могилой» [7].

Большое место в его репертуаре, который отличается новизной и свежестью, занимают старинные народные и современные лирические песни. О любви к своему родному краю поет И.Шакиров в песне композитора С.Садыковой «Я вернусь». Особенно тепло зрители встречают в исполнении певца лирическую песню композитора Ф.Ахмадеева «Хороши голубые рассветы». Это песня о красавице Волге, своими берегами как бы объединяющей разные народы в одну братскую семью.

Татарские народные песни, расшифрованные с записей исполнения Ильгама Шакирова,

имеют особые распевы слогов, индивидуальный стиль мелизматических распевов, его пение окутано особой таинственностью, глубиной музыкального и артистического образа.

Рассмотрим пример татарской народной протяжной песни «Зилэйлук» по нотной хрестоматии «Мон, ж;эYhэрлэре. Драгоценные напевы татарского народа» [3, с.42]. К сожалению, нотная запись лишь условно может отобразить искусство певца в украшении мелодии, некоторые мелкие мелизмы невозможно точно зафиксировать, они как кружевная ткань украшают основу песни. Многочисленные ферматы, дают импровизационность, не сковывают пение четким метром, что характерно для татарского жанра «озын кей». Слова песни, как бы непринужденно льются ручейками мелизмов, одновременно наполняясь глубиной вокально-исполнительского искусства «мон».

Сравнивая нотную запись и аудиопример, мы видим, что многие распевы не вошли в нотацию. Аудиозапись доступна в интернете и в комплекте диска к книге [7]. В тексте первого куплета песни мы выделим места мелизмати-ческих распевов круглыми скобками с многоточием для того, чтобы наглядно увидеть, насколько богато и сложно была украшена мелодия в его интерпретации.

1.Сея(...)лгэнсен(...) чатта бага(...)нага(...),

Яфрак(...) тесле(...) сары йезлэ(...)рен;

Кызганмыйча(...) ^нлем(...) чыдый(...) ал-мый, Зилэ(...)йлYк,

Бигрэк(...) монлы(...) карый(...)

^злэ(...)рен.

Эта песня одна из наиболее сложных в жанре протяжных напевов «озын кей», и требует от певца широкого дыхания, плавного звуковедения и виртуозного владения техникой татарской пентатонической мелизмати-ки.

В качестве заданий для студентов в классе сольного народного пения можно предлагать спеть по вышеуказанной текстовой схеме распевов - свой вариант народной песни, так как мастерство должно отрабатываться не на «пародировании чужому пению». Молодые вокалисты могут использовать как пример, как стилевой ориентир пение корифеев народно-певческого искусства, доводя свое обучение до определенного уровня.

Обсуждение

В комплексной подходе к обучению вокалиста необходимо также учитывать и образное драматическое «решение» песни, как сце-

нически, так и музыкально. Поэтому мы согласимся с опытными педагогами вокала, что следует обратить внимание на сценическое движение во время исполнения татарской народной песни. Так, например, И.Шакиров не делал активных движений на сцене, передавая глубину содержания песни больше через голос и текст. Мелизматику он не использовал как показ своих виртуозных вокальных возможностей, а как прием более широкого раскрытия интонаций песни.

При таком комплексном анализе исполнительского искусства И.Шакирова, можно обратить внимание студентов в классе вокала на целый ряд моментов при подготовке песни - это и особые распевы текста, манера держаться на сцене, верное произношение татарских слов, имеющих особые буквы отличные от русского алфавита.

Певческое искусство Ильгама Шакирова необходимо перенимать молодым исполнителям сольной народной песни; на примере его импровизационных вставок в протяжные песни; обучатья на манере подачи образа, на особом стиле произношения татарских слов. Таким образом, используя аудио записи исполнения народных песен на занятиях по вокалу, можно добиться сохранения и продолжения традиционного народно-певческого искусства татарского народа. Его собственные песни также должны использоваться в учебном и творческом процессе молодых певцов, так как сочиненные им песни имеют традиционный татарский колорит, задушевны и красивы.

Заключение

Вокальное творчество Ильгама Шакирова бережно хранится во многих семьях уже несколько десятков лет в виде виниловых пластинок, компакт дисков, видео-дисков, и это свидетельство не просто народной любви его голоса, но и факт бережного сохранения традиционной татарской музыки. Это почти уходящее искусство народного пения, которым сегодня владеет лишь несколько десятков татарских певцов, поэтому необходимо не только сохранить, но и обучить этому поколение новых молодых исполнителей.

Вместе с певческим искусством И.Шакирова необходимо использовать в педагогической работе весь комплекс создания целостного образа татарской народной песни

- это целый ряд средств певца на сцене: вокальная техника исполнения сложнейших старинных напевов, тембр, большое вокальное дыхание, дикция, артистизм, искусство импровизации и украшения мелизмами. Эти параметры вместе и создают уникальный стиль каждого народного певца. Неотделимой частью татарского певческого искусства является мастерство певца, называемое «мон»

- это одновременно и вокальное мастерство, и непередаваемое душевное состояние певца во время исполнения. Этому искусству очень трудно научиться, если вообще возможно, искусство «мон» передает всю глубину чувств и переживаний певца, всю боль, прожитую вместе с текстом песни, поэтому чаще всего этот термин используют при исполнении старинных протяжных песен «озын кей». Сюжеты этих песен наполнены печальными событиями, многовековой болью за судьбы татарских людей, любовь к родному краю, к матери - все это и передается душевными вибрациями вокалиста, называемыми «мон».

На основе данного исследования приходим к следующим выводам, что творческое и музыкальное наследие народного артиста Иль-гама Шакирова необходимо использовать в учебном процессе по направлению «Искусство народного пения». На основе нотных расшифровок записей песен его исполнения необходимо практиковать обучение молодых певцов искусству вокальной импровизации и мелиз-матического украшения народных песен. Используя архивные записи концертных выступлений певца, можно проводить занятия по концертной подготовке и по актерскому мастерству сольных народных певцов. Необходимо продолжать исследования искусства народного пения не только И.Шакирова, но и других лучших татарских певцов XX века с целью сохранения и развития народно-певческого искусства.

Литература:

1. Альмеева Н. Проблема аутентичности песенных традиций волго-уральских татар в XXI веке // World of Music. 2010. № 4(45). С. 126-129. EDN UHFOXZ.

2. Альмеева Н. Ю. Об изучении песенных традиций кряшен : прошлое, настоящее, будущее // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 131-145. EDN VQVRDB.

3. Бабаева Г. Б., Бородовская Л.З. Мон, ж^Ьэрлэре. Драгоценные напевы татарского народа : S0 татарских народных песен. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. 73 с. ISBN 979070642214S. EDN BNSCYH.

4. Бабаева Г. Б., Кустяева A.P. Татарское народно-певческое искусство на современном этапе развития// Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры : материалы научно-практических конференций, Казань, 16-18 октября 2019 года / под науч. ред. Р.Ш. Aхмадиевой, З.М. Явгильдиной. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2019. С. 448-451. EDN BJFBVB.

5. Бородовская Л. З. Традиционное песенное творчество татарских певцов XX-XXI вв. / / Музыкальная культура XXI века: Теория, исполнительство, образование: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2020 года / редкол.: З.М. Явгильдина, Т.Ю. Гордеева, Л.З. Бородовская. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. С. 314-323. EDN ERODZY.

6. Идрисова М. Ильгам Валиев: "В голосе тенора должен быть Мужчина"! // Ватандаш. 2016. № 2(233). С. 192-2Q6. EDN WRIBLN.

7. Илhам Шакиров = Ильгам Шакиров = Ilham Shakirov: "Бeтен иж;ат гомерем татарны татар итеп яшэтYгэ, анын, милли тойгыларын уятуга багышланып Yтте...": [китап-альбом] / [ред. шурасы: М. Госманов и др.]. Казан: Жыен: Татарстан китап нэшрияты, 2010. 321б.

8. Нургаянова Н. X. Вечные мелодии души (к 100-летию выдающегося татарского композитора Рустема Яхина) // Tatarica. 2021. № 2(17). С. 169-183. DOI 1Q.269Q7/2311-2Q42-2Q21-17-2-169-183. EDN ZPSJNU.

9. Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография// Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 12. С. 16-18. EDN RAUABB.

10. Табаева A. A. К вопросу исследования протяжной песни казанских татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. S0-54. EDN RBZZLP.

11. Фалзянова Л. Г., Каюмова ЛА Культурно-просветительные проекты как ресурс развития национальной идентичности татарской молодежи // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве: сборник научных статей по итогам VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 31 марта 2020 года / под ред. Г.Н. Петрова. Чебоксары: Плакат, 2Q2Q. С. 3Q7-311. EDN AFAGBS.

12. Fazlutdinov I. K. Mustay Karim and Tatar literature: literary mastery and mentoring // Tatarica. 2019. №1(12). P. 32-48. EDN GIEVBS.

References:

1. Al'meeva N. Problema autentichnosti pesennyh tradicij volgo-ural'skih tatar v XXI veke // World of Music. 2010. № 4(45). S. 126-129. EDN UHFOXZ.

2. Al'meeva N. Ju. Ob izuchenii pesennyh tradicij krjashen : proshloe, nastojashhee, budushhee// Krjashenskoe is-toricheskoe obozrenie. 201S. № 1. S. 131-145. EDN VQVRDB.

3. Babaeva G. B., Borodovskaja L.Z. Moh, ж^НэПэге. Dragocennye napevy tatarskogo naroda: 50 tatarskih narodnyh pesen. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2Q22. 73 s. ISBN 979Q7Q6422145. EDN BNSCYH.

4. Babaeva G. B., Kustjaeva A.R. Tatarskoe narodno-pevcheskoe iskusstvo na sovremennom jetape razvitija// Sbornik materialov Mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniju, posvjashhennogo 5Q-letiju Kazanskogo gosudar-stvennogo instituta kul'tury: materialy nauchno-prakticheskih konferencij, Kazan', 16-18 oktjabrja 2Q19 goda/ pod nauch. red. R.Sh. Ahmadievoj, Z.M. Javgil'dinoj. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2Q19.

5. 448-451. EDN BJFBVB.

5. Borodovskaja L. Z. Tradicionnoe pesennoe tvorchestvo tatarskih pevcov XX-XXI vv.// Muzykal'naja kul'tura XXI veka : Teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie : materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 21 maja 2Q2Q goda / redkol.: Z.M. Javgil'dina, T.Ju. Gordeeva, L.Z. Borodovskaja. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2Q2Q. S. 314-323. EDN ERODZY.

6. Idrisova M. Il'gam Valiev: "V golose tenora dolzhen byt' Muzhchina"! // Vatandash. 2016. № 2(233). S. 192-2Q6. EDN WRIBLN.

7. Ilham Shakirov = Il'gam Shakirov = Ilham Shakirov : "Beten i:at gomerem tatarny tatar itep jashэtYgэ, anyH, milli tojgylaryn ujatuga bagyshlanyp ytte...": [kitap-al'bom]/ [red. shurasy: M. Gosmanov i dr.]. Kazan: ^yen : Tatarstan kitap nэshrijaty, 2Q1Q. 321b.

8. Nurgajanova N. H. Vechnye melodii dushi (k 1QQ-letiju vydajushhegosja tatarskogo kompozitora Rustema Jahina)// Tatarica. 2021. № 2(17). S. 169-183. DOI 1Q.269Q7/2311-2Q42-2Q21-17-2-169-183. EDN ZPSJNU.

9. Sajdasheva Z. N. Tatarskaja muzykal'naja jetnografija // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovani-ja. 2010. № 12. S. 16-18. EDN RAUABB.

1Q. Tabaeva A. A. K voprosu issledovanija protjazhnoj pesni kazanskih tatar // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013. № 2. S. 50-54. EDN RBZZLP.

11. Falzjanova L. G., Kajumova L.A. Kul'turno-prosvetitel'nye proekty kak resurs razvitija nacional'noj identichnosti tatarskoj molodezhi / / Sovremennoe obshhestvo: aktual'nye problemy i perspektivy razvitija v sociokul'turnom pros-transtve: sbornik nauchnyh statej po itogam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary, 31 marta 2Q2Q goda / pod red. G.N. Petrova. Cheboksary: Plakat, 2Q2Q. S. 3Q7-311. EDN AFAGBS.

12. Fazlutdinov I. K. Mustay Karim and Tatar literature: literary mastery and mentoring // Tatarica. 2019. №1(12). P. 32-48. EDN GIEVBS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.