Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНИТЕЛЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНИТЕЛЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативные индустрии / народное пение / вокалист / многожанровое исполнительское искусство / креативная личность / creative industries / folk singing / vocalist / multi-genre performing arts / creative personality

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородовская Лилия Зелимханова, Гиматдинова Эльвира Ризвановна

Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран XX-XXI вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики. Авторы вводят новый термин – креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF A FOLK SONG PERFORMER FOR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

The work is devoted to an important topic of creative activity of a folk song performer, originating from some an-cient genres of traditional singing art. The examples of modern forms of multifunctional creative work of the singer are analyzed. Various forms and types of creative activity of singers from different countries are considered. Today, it is necessary to adjust the curricula for training in the direction of "The Art of Folk Singing" in the context of the movement according to the conceptual state programs for the development of creative industries until 2030. Obtaining related creative skills by student vocalists will allow them to be well-trained specialists in a competitive labor market. It is proposed to introduce new disciplines into the curriculum of the undergraduate program “The Art of Solo Folk Singing”, which will prepare student vocalists for work in a creative economy. The authors introduce a new term a creative and multifunctional personality, combining traditional and modern types of creativity in a creative economy.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНИТЕЛЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

5. Горшков В. Н. Из истории татарского балета // Tатарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля; под общ. ред. Г. М. Кантора - Казань: КГК, - 1994. - С.89-106.

6. Горшков В. Н. Гай Tагиров - основоположник татарского сценического танца (к 100 - летию со дня рождения) II Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 5. - С. 6-12.

I. Донина Л. Н. П. T. Сперанский, Л. Л. Сперанская-Штейн. От эскиза к спектаклю. - Казань: Tатар. кн. изд-во, 2010. - 464 с.

S. Исанбет Ю. Н. Словарь музыкально-сценических произведений татарских композиторов, поставленных на казанской сцене. - Казань: Магариф, 2003. - 158 с.

9. Красовская В. М. История русского балета. - Л. : Искусство, 1978. - 231 с.

1G. Салихова А. Р. Первый татарский композитор Султан Габаши (к 130-летию со дня рождения) // Эхо веков: научно-документальный журнал. - 2021. - № 3. - С. 123-133.

II. Салихова А. Р. Особенности формирования и развития татарского сценического искусства. - Казань: ИЯЛИ им. Ибрагимова, 2016. - 359 с.

12. Салихова А. Р. Опера «Сания» и ее роль в развитии татарского театрального искусства II Вестник КАЗГУКИ. - 2021. - № 1. - С. 5-14.

13. Султанова Р. Р. История татарского театра в плакатном искусстве. - Казань: ИД «Казанская Недвижимость», 2017. - 352 с.

14. Обсуждение оперы «Алтын чеч». Казань, - 1941 // Архив СГД FT. Ф. 10. П. 6. 45 л.

15. Обсуждение спектаклей TГTОиБ, участвующих в смотре национальных театров РСФСР. Казань, - 1945 // Архив СГД Р^ Ф.10. П.13. 27 л.

References:

1. Almazova A. A. Farid YArullin i Tatarskij balet. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1982.-158 s.

2. Arslanov M. G. Tatarskoe rezhisserskoe iskusstvo (1906-1941). T. 1. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1992.-336 s.

3. Vinogradov YU. V. Gaj Tagirov i ego tvorchestvo // Tatarskie tancy. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1984. - S. 246-255.

4. Gorshkov V. N. Baletmejster Gaj Tagirov. - Kazan': Resp. nauch.-metod. centr nar. tvorchestva i KPR Tatarstana, 1997. - 48 s.

5. Gorshkov V. N. Iz istorii tatarskogo baleta // Tatarskij akademicheskij teatr opery i baleta imeni Musy Dzhalilya; pod obshch. red. G. M. Kantora - Kazan': KGK, - 1994. - S.89-106.

6. Gorshkov V. N. Gaj Tagirov - osnovopolozhnik tatarskogo scenicheskogo tanca (k 100 - letiyu so dnya rozhdeni-ya) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2006. - № 5. - S. 6-12.

7. Donina L. N. P. T. Speranskij, L. L. Speranskaya-SHtejn. Ot eskiza k spektaklyu. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2010. -464 s.

8. Isanbet YU. N. Slovar' muzykal'no-scenicheskih proizvedenij tatarskih kompozitorov, postavlennyh na kazanskoj scene. - Kazan': Magarif, 2003. - 158 s.

9. Krasovskaya V. M. Istoriya russkogo baleta. - L. : Iskusstvo, 1978. - 231 s.

10. Salihova A. R. Pervyj tatarskij kompozitor Sultan Gabashi (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya) // Ekho vekov: nauch-no-dokumental'nyj zhurnal. - 2021. - № 3. - S. 123-133.

11. Salihova A. R. Osobennosti formirovaniya i razvitiya tatarskogo scenicheskogo iskusstva. - Kazan': IYALI im. Ibra-gimova, 2016. - 359 s.

12. Salihova A. R. Opera «Saniya» i ee rol' v razvitii tatarskogo teatral'nogo iskusstva // Vestnik KAZGUKI. - 2021. -№ 1. - S. 5-14.

13. Sultanova R. R. Istoriya tatarskogo teatra v plakatnom iskusstve. - Kazan': ID «Kazanskaya Nedvizhimost'», 2017. -352 s.

14. Obsuzhdenie opery «Altyn chech». Kazan', - 1941 // Arhiv STD RT. F. 10. P. 6. 45 l.

15. Obsuzhdenie spektaklej TGTOiB, uchastvuyushchego v smotre nacional'nyh teatrov RSFSR. Kazan', - 1945 // Arhiv STD RT. F.10. P.13. 27 l.

УДК 398.8+784

Л.З. Бородовская, Э.Р. Гиматдинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНИТЕЛЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран ХХ-ХХ1 вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики.

Авторы вводят новый термин - креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.

Ключевые слова: креативные индустрии, народное пение, вокалист, многожанровое исполнительское искусство, креативная личность

Lilia Z. Borodovskaya, Elvira R. Gimatdinova PROFESSIONAL PREPARATION OF A FOLK SONG PERFORMER FOR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES

The work is devoted to an important topic of creative activity of a folk song performer, originating from some ancient genres of traditional singing art. The examples of modern forms of multifunctional creative work of the singer are analyzed. Various forms and types of creative activity of singers from different countries are considered. Today, it is necessary to adjust the curricula for training in the direction of "The Art of Folk Singing" in the context of the movement according to the conceptual state programs for the development of creative industries until 2030. Obtaining related creative skills by student vocalists will allow them to be well-trained specialists in a competitive labor market. It is proposed to introduce new disciplines into the curriculum of the undergraduate program "The Art of Solo Folk Singing", which will prepare student vocalists for work in a creative economy. The authors introduce a new term - a creative and multifunctional personality, combining traditional and modern types of creativity in a creative economy. Key words: creative industries, folk singing, vocalist, multi-genre performing arts, creative personality

Введение

Современные исполнители народной песни часто являются многогранно развитыми творческими личностями: певец-композитор, певец-поэт, певец-художник и т.д. Они участвуют в постановке своих видеоклипов в качестве режиссеров, могут быть дизайнерами сценического костюма, авторами музыки, звукорежиссерами. Такая многофункциональность имеет несколько причин: это желание внести «свое видение» во все аспекты создания творческого продукта; это создание индивидуального стиля (бренда); это само-продюсирование, обусловленное экономически. В «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее - «Концепция») определены виды креативных индустрий - это разные искусства, включая музыку, «народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность ... и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.) » [6].

Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов-вокалистов по программе «Искусство сольного народного пения» является приобретение навыков самостоятельной деятельности в условиях развития творческих (креативных) индустрий, заявленных в «Концепции». Учебный план подготовки бакалавра по программе «Искусство

сольного народного пения» уже содержит дисциплины для развития универсальных, экономических, общепрофессиональных, творческих и цифровых компетенций, и мы предлагаем дополнить перечень факультативом/дисциплиной по креативным индустри-ям, обучающей необходимым видам деятельности в условиях творческой многофункциональности и самопродюсирования.

Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания к обучению исполнителя народной песни в вузе культуры в условиях развития креативной экономики в стране [6]. Целью данной статьи является выявление новых компетенций, необходимых для подготовки исполнителя народной песни к профессиональной деятельности в условиях развития креативных индустрий. Задачи исследования следующие: 1) краткий исторический анализ многожанрового творчества исполнителей народной песни; 2) рассмотрение возможности внедрения в образовательный процесс по направлению бакалавриата «Искусство сольного народного пения» дисциплины, связанной с креативными индустрия-ми. Выводы данной работы могут быть полезны при формировании учебных планов подготовки исполнителей сольной народной песни, осуществляемой в вузах культуры и искусства.

Материалы и методы

В работе использованы методы теоретического и исторического анализа, метод сравнения, анализируется творчество исполнителей народной песни разных стран и России в XX-XXI вв. В качестве материала исследования привлечены разнообразные источники, включая иностранные электронные ресурсы по творчеству народных певцов. Для анализа исторических истоков современной многофункциональной деятельности певцов при-

водятся многочисленные примеры многожанрового музыкального народного творчества в разных странах мира.

Литературный обзор

«Концепция» дает понимание разграничения творческой деятельности по направлениям и ставит термины «творческий» и «креативный» рядом, как синонимы. А. В. Вейнмей-стер и Ю. В. Иванова также пишут об идентичности смыслов термина «креативные индустрии» и термина «творческие индустрии» [3, с.42], ими же дан исторический обзор возникновения теоретической концепции культурных/творческих/креативных индустрий. Анализ словосочетаний «креатив-

ные/творческие индустрии» проводят ряд авторов в научных статьях и монографиях: Е.В. Зеленцова и Н. Гладких [4], Н.А. Каверина, А.И. Гретченко, А.А.Гретченко [5]. Понятие «сreative industries» (креативные индустрии) впервые появилось в докладах экспертов Юнеско в 1980-ых гг. [5, с. 59].

Мы также видим, что большинство ученых выделяет именно финансовый аспект ценности развития креативных индустрий как фактор роста экономики в стране. Одно из популярных определений этого термина в отечественной науке принадлежит Е.В. Зеленцовой: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4, с. 22-23]. В Высшей школе экономики создан отдельный факультет -Институт развития креативных индустрий, основной целью которого является подготовка экспертов в «сфере творческих индустрий и креативной экономики» (официальный сайт института: https://creative.hse.ru/).

Доктор философских наук С.А. Морозов делает анализ терминов «культурные индустрии» и «креативные индустрии» и приходит к выводу о том, что современная «творческая деятельность в значительной степени индивидуализирована и проявляется в обновлении традиционных культурных форм в новых социокультурных условиях в рамках творческих интерпретаций» [8, с.147]. Мы разделяем мнение С.А. Морозова, что разнообразие творческой деятельности современных исполнителей народной песни есть новый виток развития народной музыкальной культуры на этапе четвертой технологической революции. Экспансия цифровых техно-

логий мультимедиа, расширение медиаком-муникаций - все это заставило певцов расширить круг своих творческих компетенций.

Анализ источников показал, что на сегодняшний день нет научных работ по методическому обеспечению подготовки студентов-вокалистов к работе в условиях развития креативной экономики. Это достаточно новая область исследования. В комитете Госдумы принят в первом чтении проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий» (ТАСС 24 ноября 2023г.). Мы согласны с мнением некоторых авторов, что начинать работу в вузах следует с создания экосистемы развития креативных индустрий путем создания Центров прототи-пирования, Школы креативных индустрий и различных творческих лабораторий [1, с.8]

Результаты

Исполнители народных песен многих стран и народов в разные времена были многожанровыми артистами. Наиболее распространенным видом творчества на протяжении веков во многих странах было искусство певца-инструменталиста, исполняющего на традиционном музыкальном инструменте вокальные произведения собственного сочинения. У народов Западной Европы это было вокальное искусство менестрелей, трубадуров, труверов. В восточных странах это было вокально-инструментальное искусство

ашугов (Азербайджан), ашиков (Турция), бахши (Средняя Азия). В традиционном фольклоре тюркских народов было развито творчество поэтов-певцов, сказителей - акынов, которое включало инструментальное сопровождение и элементы драматического искусства. Данные виды музыкального творчества сохранились в некоторых регионах мира до сих пор и также претерпевают изменения в форме подачи и репрезентации, благодаря развитию цифровых коммуникаций и условиям работы в креативной экономике. Простой пример того, как музыкальное творчество становится частью креативной экономики -это способ тиражирования фонограмм, когда цифровая запись в считанные часы-дни может завоевать многочисленные цифровые платформы с миллионами слушателей. Подобный прорывной способ распространения творческого продукта заставляет певцов и всех деятелей креативных индустрий получать все новые компетенции разного рода (цифровые, экономические, юридические).

Сегодня в деятельности современного исполнителя народной песни можно найти раз-

личные виды творческой реализации: композитор, аранжировщик, поэт, актер, звукорежиссер, инструменталист, импровизатор, продюсер, писатель, журналист, критик, художник, танцовщик, блогер и др.

Креативная деятельность современных исполнителей народной песни получила в XXI веке новый импульс, благодаря бурному росту массовой и эстрадной музыки, а также с появлением электронной музыкальной индустрии. В мире появляется направление фолк-музыки, и именно в нем чаще всего работают креативно-многофункциональные личности. Если дать определение этому термину, то в его основе будет лежать понимание много-жанровости как традиционного вида творчества народного певца и многофункциональности современного деятеля культуры, имеющего компетенции не только в различных искусствах, но и в целом ряде смежных профессий (бухгалтерия, право, менеджмент и

др.].

Фолк-музыка как жанр популярной музыки, развившийся на основе фольклора в середине XX века, активно стала распространяться среди массовой аудитории сначала в Америке и Англии. Традиционно народная музыка исполнялась и была частью культуры различных сообществ (региональных, этнических, расовых] и не являлась продуктом, специально сочинённым и спродюсированным для массового потребления. Впоследствии начали появляться сочетания народной и популярной музыки по всему миру. Это делают музыканты, исполняющие музыку народов мира или интерпретирующие ее для массовой культуры, например, группа «Deep Forest», Наташа Атлас (Natasha Atlas], Раби Абу-Халил (Rabih Abou-Khalil), Лорина МакКеннитт (Loreena McKennitt) и др. В последнее время внутри направления фолк-музыки стали различать и несколько дополнительных стилей: worldfusion, globalfusion, ethnicfusion и worldbeat; музыка народов мира становится все более и более популярной, размывая границы между странами и континентами [9].

Примеры креативной деятельности фолк-певцов в мире достаточно разные по видам искусств. Американский певец XX века, исполнитель на губной гармошке и гитаре, знаток народных песен Вуди Гатри (1912-1967 гг.] был талантливым художником и автором песен. Другой знаменитый представитель фолк-музыки, Боб Дилан, (род. 1941г.) является певцом, гитаристом, художником, писателем и киноактером. Лорина МакКеннитт -

«трубадур нового века», певица, композитор, исполнительница на арфе, аккордеоне, фортепиано, танцовщица. Рассмотрим ее творчество как пример креативной деятельности.

Лорина Маккеннитт (ЬогеепаМсКептИ, 1957 г.р.) - певица, автор песен и мульти-инструменталист - одна из самых любимых национальных артисток Канады, которая совершила прорыв в середине 1980-х, благодаря своей грамотной и часто экспериментальной ориентации на традиционные кельтские мотивы и оригинальный материал в сочетании с игрой на арфе [7].

В отечественной культуре XX века много примеров разнообразной творческой деятельности исполнителей народной песни. Это представители разных республик СССР, как профессиональные, так и самодеятельные народные певцы. Аймхан Турымбетовна Ша-муратова (1917-1993) - каракалпакская, советская актриса театра, концертная певица меццо-сопрано, общественный деятель, Народная артистка СССР. В репертуаре -народные, обрядовые, фольклорные, лирические, современные песни, музыкальные аранжировки народных мелодий «Бозатау», «Арыухан», «Сорголь», «Аксунгуль» её наставников: бахсы Е. Коспулатова, композиторов А. Халимова, Ж. Шамуратова, А. Султановата и

др. [10].

Йда Ивановна Крылова (1925-1999) - советская марийская народная певица, самодеятельная исполнительница и собирательница старинных марийских песен, педагог, общественный деятель. Участница фольклорно-этнографического ансамбля Мари-Турекского района Марий Эл «Саваккундем». Заслуженный учитель школы Марийской АССР (1966). Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971) [10].

Карыш Кергилов (1961 г.р.) - знаток алтайского эпоса, владеет разными видами алтайского горлового пения, играет на топшуре и на комусе, сам изготавливает народные инструменты; владеет искусством сказитель-ства - кайчи (традиционный жанр фольклора Алтая).

В России за последние годы жанр этнической и фолк-музыки становится все более и более популярным. Яркими образцами российской фолк-музыки стали такие группы и музыканты, как солистка группы «Мельница» (Хелависа), Инна Желанная, «Заман», «Нам-гар», «Волга», «Вороново Крыло», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Вик-

тор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Нино Катамадзе, Пелагея и др. Многие современные исполнители народных песен - это деятели эстрадного искусства, которые исполняют их в обработке в разных стилях.

Хелависа (1976 г.) - российская певица, автор песен, исполнительница на кельтской арфе, гитаре, кастаньетах, фортепиано, лингвист, писательница, кандидат филологических наук. Хелависа основала музыкальную группу «Мельница» (фолк-рок), также ведёт свои сольные проекты «Хелависа», «Хелависа, Лазерсони друзья» и дуэт «36 и 6». Записи были выложены в сети Интернет, благодаря чему Хелависа получила широкое признание в кругах любителей фолк-музыки [11].

Среди наиболее ярких имен татарских певцов XX вв., которые совмещали разные виды творчества можно назвать Марьям Рахманку-лову (певица, композитор, фольклорист), Сару Садыкову (певица, композитор, актриса), Иль-гама Шакирова (певец и автор песен). В XXI веке наибольшее распространение креативной многофункциональности выразилось в сочетании таких видов творчества, как певец-композитор, певец-автор текста, певец-блогер и др. (Зуфар Хайрутдинов, Г.Абзалов, Нурзада, Ф.Тямаев, М. Вагизов, Гузелия и др.) [2].

В творчестве татарских певцов XXI века, исполняющих народные песни, чаще всего креативная деятельность включает в себя сочинение текстов песен, игру на гитаре, баяне, курае, работу аранжировщиком и композитором, актерскую работу в кино. Очень активно в последние годы стало блогерство среди певцов - это и способ самопродвижения в ме-диапространстве, общение с поклонниками, самореализация в других креативных сферах. Часто это создание видеороликов, разные ручные ремесла, кулинарные рецепты, фотографирование, конферанс, создание моделей одежды, хореография и т.д.

Обсуждение

Биографии современных исполнителей народной песни часто свидетельствуют о пути, который начинается с ориентации на сохранение фольклорного стиля, но неизбежно движется в направлении популяризации. Этот процесс поставил бы под угрозу общее соотношение между народной и популярной музыкой, если бы на самом деле многие профессионалы не решили остановиться и сохранить это соотношение в пользу фольклора.

Разделить элементы народной и популярной музыки сегодня еще можно, но чаще всего

мы сталкиваемся с ними в состоянии слияния. Отличительные черты современной фолк-музыки - это новаторство, сложные сочетания гармоний, тембров, звуков, виртуозность, что влияет на творчество многих народных музыкантов.

Мы выявили много разных видов творческой деятельности современных фольклорных певцов. В результате проведенного анализа творчества зарубежных и отечественных певцов, исполнителей народных песен разных народов видим тенденции сохранения традиционной многожанровости - это сказитель-ство, игра на народных инструментах, сочинение стихов и музыки. Также многие современные народные певцы являются актерами, педагогами, общественными деятелями.

Обучение современного исполнителя народной песне должно балансировать на тонкой грани сохранения традиционных жанров песенного фольклора с актуальными направлениями массовой музыки. И в то же самое время студенты-вокалисты должны получить креативные навыки, которые сделают их конкурентноспособными личностями в большом мире искусства. Креативные индустрии должны приблизиться к учебному процессу в вузах культуры и искусства как междисциплинарные курсы, факультативы, разные творческие проекты в рамках производственной и учебной практики. Проведенный выше анализ мировых и отечественных примеров разнообразной деятельности исполнителей народной музыки показывает, что в учебные планы вокалистов необходимо внести корректировки согласно Концепции креативных индустрий. Факультатив или модуль по креативным индустриям обязательно должен включать блоки по современной экономике, продюсированию, основам авторского и смежного права, цифровым технологиям в культуре и искусстве, а также базовые знания по каждому из направлений творческих индустрий.

Заключение

В результате исследования мы пришли к выводам, что основные формы музыкального творчества, которыми занимаются современные исполнители народной песни - это профессиональное, народное и самодеятельное. Среди наиболее популярных видов музыкального творчества, которые совмещают народные певцы - это композиция, исполнение на музыкальных инструментах. Среди немузыкальных видов творчества, которыми заняты вокалисты - это сочинение стихов,

рисование, педагогика, актерство, продюсер- студентов в процессе обучения. Подобная ство, блогерство, меценатство и обществен- практика осуществляется сегодня во многих ная деятельность. отечественных вузах. Расширение списка

В учебные планы по программе «Искусство профессиональных компетенций в учебных сольного народного пения» можно добавить планах за счет введения дисциплин по креа-факультативы по выбору для практического тивным индустриям позволит сформировать освоения разных креативных индустрий: ки- «менестрелей» нового типа, готовых разнооб-но-, фотоискусства, рисование, компьютерная разно и творчески интересно представить графика, хореография, музицирование на народные песни современному слушателю. разных инструментах (включая электрон- Знания по смежным цифровым мультимедиа ные). Это будет соответствовать выбору ин- искусствам будут способствовать развитию дивидуальных образовательных траекторий новых жанров и видов творчества.

Литература:

1.Ахмадиева, Р. Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4(54). С. 7-11. EDN LAUDDL.

2.Бородовская Л. З. Tрадиционное песенное творчество татарских певцов XX-XXI вв. // Музыкальная культура XXI века : Tеория, исполнительство, образование : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2020 года / редкол. : З.М. Явгильдина, ТЮ. Гордеева, Л.З. Бородовская. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. С. 314-323. EDN ERODZY.

3.Вейнмейстер А. В., Иванова Ю.В. "Культурные индустрии" и "креативные индустрии": границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1(26). С. 38-48. EDN YPEAID.

4.Зеленцова Е.В., Гладких Н. Tворческие индустрии : теории и практики. Москва : Классика-XXI, 2010. 240 с.

5.Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник СГСЭУ. 2019. №1 (75). С.58-64.

6.Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 №2613-р. Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения : 20.07.2023).

7.Лорина Маккеннет. Режим доступа: https://www.allmusic.com/artist/loreena-mckennitt-mn0000829267/biography (дата обращения : 07.05.2023).

8.Морозов С.А. Культурные индустрии vs креативные индустрии // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 4(63). С. 145-148. EDN XIPICD.

9.Музыка народов мира. Режим доступа : https://www.kultoboz.ru/world-music (дата обращения : 07.05.2023).

10.Музыкальная энциклопедия. Режим доступа : https://www.music-dic.ru/ (дата обращения : 20.11.2023).

11.Хелависа. Режим доступа : http://helavisa.ru/ (дата обращения : 07.05.2023).

References:

1.Ahmadieva, R. Sh., Minnihanov Sh.R. Cifrovaja transformacija i kreativnaja jekonomika v obrazovatel'nom pros-transtve tvorcheskih vuzov // Vestnik NCBZhD. 2022. № 4(54). S. 7-11. EDN LAUDDL.

2.Borodovskaja L. Z. Tradicionnoe pesennoe tvorchestvo tatarskih pevcov XX-XXI vv. // Muzykal'naja kul'tura XXI veka : Teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie : materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 21 maja 2020 goda / redkol. : Z.M. Javgil'dina, T.Ju. Gordeeva, L.Z. Borodovskaja. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2020. S. 314-323. EDN ERODZY.

3.Vejnmejster A. V., Ivanova Ju.V. "Kul'turnye industrii" i "kreativnye industrii": granicy ponjatij // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. № 1(26). S. 38-48. EDN YPEAID.

4.Zelencova E.V., Gladkih N. Tvorcheskie industrii : teorii i praktiki. Moskva : Klassika-XXI, 2010. 240 s.

5.Kaverina N.A., Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. Sovremennoe razvitie kreativnyh industrij v Rossii(opyt stolicy i regionov) II Vestnik SGSJeU. 2019. №1 (75). S.58-64.

6.Koncepcija razvitija tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mehanizmov osushhestvlenija ih gosudarstvennoj pod-derzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeracijah do 2030 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 20.09.2021 №2613-r. Rezhim dostupa : http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtA ya8FAVDUfP.pdf (data obrashhenija : 20.07.2023).

7.Lorina Makkennet. Rezhim dostupa: https://www.allmusic.com/artist/loreena-mckennitt-mn0000829267/biography (data obrashhenija : 07.05.2023).

8.Morozov S.A. Kul'turnye industrii vs kreativnye industrii // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2016. № 4(63). S. 145148. EDN XIPICD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Muzyka narodov mira. Rezhim dostupa : https://www.kultoboz.ru/world-music (data obrashhenija : 07.05.2023).

10.Muzykal'naja jenciklopedija. Rezhim dostupa : https://www.music-dic.ru/ (data obrashhenija : 20.11.2023).

11.Helavisa. Rezhim dostupa : http://helavisa.ru/ (data obrashhenija : 07.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.