DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-121-135
ФЕНОМЕН ФОЛК-ЭТНО-РОКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ОСВОЕНИЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА
О. В. Пивницкая,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. Как известно, эстрадный вокал сочетает в себе множество песенных жанров и стилей палитры вокального искусства. В настоящее время он представляет собой синтез различных вокальных направлений, включающих народную музыку, джаз, авторскую песню, рок-композицию, романс, шансон, мюзикл, балладу и др. Некоторые из них, вступив во взаимодействие друг с другом, обрели широкий круг почитателей, став со временем самостоятельными художественными явлениями современной эстрады. К ним можно отнести фолк- или этно-рок. Возникновение синтеза данных жанров в нашей стране обусловлено богатейшим фольклорным наследием России, усилением в наши дни интереса к национальному народно-песенному творчеству и неуклонным ростом числа почитателей рок-культуры. В последние десятилетия преподаватели эстрадно-джазового вокала всё чаще встречаются с тем, что немалое число обучающихся — исполнителей песенного фольклора стремится овладеть базовыми техниками рок-вокала. В то же время феномен этно-рока остаётся явлением, недостаточно изученным в отечественном искусствоведении и педагогике музыкального образования, что создаёт дополнительные препятствия к его освоению студентами средних специальных и высших учебных заведений. С целью повышения методического уровня преподавателей в настоящей статье даётся краткая история особенностей развития рассматриваемого направления в зарубежной и отечественной музыкальной культуре, представлен анализ творческих достижений ведущих коллективов и солистов, работающих в жанре фолк-этно-рока, и намечаются пути решения задач, связанных с овладением педагогами комплексом особых — дифференцированных — методик преподавания, каждая из которых направлена на освоение конкретного стилевого направления.
121
© Пивницкая О. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 1 2021, vol. 9, no. 1
Ключевые слова: народное пение, рок-культура, фолк-рок, эстрадно-джазовый вокал, музыкальное искусство эстрады, манера исполнения, звукоизвле-чение, обучение, вокальное образование.
Благодарности: Статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Автор выражает глубокую признательность Е. П. Красовской за ценные рекомендации при подготовке статьи к публикации.
Для цитирования: Пивницкая О. В. Феномен фолк-этно-рока в отечественной песенной культуре и перспективы его освоения в классе эстрадно-джазового вокала // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 1. С. 121-135. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-121-135.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-121-135
THE PHENOMENON OF FOLK-ETHNO-ROCK
IN RUSSIAN SONG CULTURE AND PROSPECTS
FOR ITS DEVELOPMENT IN THE CLASS OF POP-JAZZ VOCALS
Olga V. Pivnitskaya,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
122
Abstract. As is known popular music art is a combination of a multitude of genres and styles and it also unites the vocal art palette. Today pop music art is a synthesis of various vocal styles including folk music, jazz, art song elements of rock music, romance, chanson, musical, ballad, and other. Thanks to Some combinations found numerous admirers thanks to the interaction and became independent artistic events of modern popular music with folk and ethnic rock among them. The synthesis of these genres in our country happened due to the richest folk heritage and boost of interest for folk song art and consistent growth of rock music lovers. In recent decades pop-jazz vocal teachers increasingly meet the fact that folk song performers are willing to master basic techniques of rock vocal but at the same time the phenomenon of ethnic rock has not been studied well in Russian art criticism and pedagogy of music education that makes it difficult for the students of secondary schools and institutions of higher education to master it. This article gives a brief history of this very genre development peculiarities in Russian and foreign music culture to help teachers increase their methodological skills and it also analyses the success of leading bands and singers performing ethnic rock. Solutions for the tasks related to the mastering a of special graded teaching
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 1 2021, vol. 9, no. 1
methodologies complex where each of them is focused on mastery of a special style direction are indicated.
Keywords: folk singing, rock music culture, folk-rock, pop-jazz vocal, pop music art, delivery, phonation, training, vocal education.
Acknowledgements: The article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MPGU). The author expresses deep gratitude to E. P. Krasovskaya for valuable recommendations in preparing the article for publication.
For citation: Pivnitskaya O. V. The Phenomenon of Folk-Ethno-Rock in Russian Song Culture and Prospects for its Development in the Class of Pop-Jazz Vocals. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 9, no. 1, pp. 121-135 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-121-135.
Введение в проблему
В современной отечественной системе музыкального образования особое внимание уделяется эстрадно-джазовому пению. Во многом это обусловлено постоянно возрастающим интересом российского общества к музыкальному искусству эстрады, транслируемым по телевидению и в сети Интернет многочисленным шоу-проектам, имеющим в нашей стране высокие зрительские рейтинги.
Как известно, эстрадное пение как вид художественного отражения действительности синтезирует в себе множество жанров и стилей вокального искусства. В настоящее время он представляет собой некую амальгаму, своеобразный симбиоз в чём-то похожих, зачастую диаметрально-противоположных вокальных направлений, включающих народную музыку и джаз, авторскую песню и рок-композицию, романс и шансон, мюзикл и балладу. Неустанно развиваясь во времени и пространстве, вступая между собой в тесное взаимодействие,
обогащаясь при этом характерными, присущими каждому из видов в отдельности чертами, некоторые из перечисленных областей обрели со временем особый статус, превратившись в достаточно устойчивые и самостоятельные «явления» современной эстрады. Среди них можно выделить, в частности, такой феномен как фолк- или этно-рок, имеющий широкий круг почитателей.
Под фолк-роком чаще всего понимается музыкальный жанр, соединяющий элементы народной и рок-музыки. Данным термином принято характеризовать музыкальный стиль, родившийся в США и Канаде в середине 60-х годов [1]. Несколько позже аналогичный жанр появился и в нашей стране. Его возникновение было обусловлено несколькими факторами, а именно:
• богатейшим фольклорным наследием России, её неисчерпаемыми народными традициями, кристаллизовавшимися на протяжении веков;
• сохранением в наши дни внимания к национальному народно-песенному творчеству;
123
124
• неуклонным ростом числа почитателей рок-культуры со времени знакомства с ней в Советском Союзе во второй половине XX столетия.
И если ещё сравнительно недавно считалось, что рок-музыка находится исключительно в сфере интересов молодёжи, то сегодня можно смело утверждать, что приверженцами (как исполнителями, так и слушателями) данного жанра являются люди различных возрастных категорий, в том числе — представители «серебряного возраста» (от 60 и старше). Ярким доказательством тому может служить успешная концертная деятельность таких «возрастных» зарубежных и отечественных рок-групп как "The Rolling Stones" и «Машина времени».
Высокая популярность и востребованность этно-рока — с одной стороны, и недостаточная изученность данного феномена в отечественной научной литературе — с другой, свидетельствуют об актуальности поднятой нами темы и необходимости её детального рассмотрения.
Истоки жанра фолк-этно-рока
в западной музыкальной культуре
Одной из первых фолк-рок песен исследователи называют американскую народную "House of the Rising Sun", исполненную британской рок-группой "The Animals" в 1964 году [1]. Общеизвестно, что основополагающими источниками американской народной музыки выступают блюз и кантри. Тем не менее исторически сложилось так, что родоначальниками блюз-рока в середине 60-х годов стали именно британские исполнители, солисты групп: "The Who", "Led Zeppelin", "The Animals", "The Rolling Stones". Импульсом творческого вдохновения
для них послужил американский блюз, благодаря которому был создан особый стиль, известный в настоящее время как блюз-рок. Можно предположить, что фолк-рок стал своего рода «опытным полигоном», предоставляющим музыкальным коллективам — приверженцам синтетических традиций в искусстве, поистине безграничные возможности для художественных исканий. В результате различных опытов по соединению фолк-музыки и рока в западной музыкальной культуре возникло достаточно много интересных подвидов этого направления.
Одним из них выступает кантри-рок — поджанр эстрадной музыки, основанный на сплаве тем кантри, определённых вокальных стилей и дополнительных инструментов (в числе наиболее характерных — стальные педальные гитары). Его «первооткрывателем» считается американский композитор, певец, поэт и художник Боб Дилан [2], издавший в 1967 году авторский альбом "John Wesley Harding". В числе первых групп, работающих в данном стиле, исследователи называют "Flying Burrito Brothers".
В конце 60-х годов прошлого века коллективом из Великобритании "Fairport Convention" был ярко представлен новый эклектичный стиль, получивший название электрик-фолк [3]. Созданный в Англии на основе американского фолк-рока, данный подвид был подхвачен и развит впоследствии в окружающих кельтских культурах. Среди культовых исполнителей элек-трик-фолка следует отметить музыкантов групп "Eagles" и "Poco", чьи концерты проходили с огромным успехом.
Начало следующего десятилетия отмечено в Европе формированием популярного вплоть до сегодняшнего
времени кельтского рока, с характерным для него включением в композиции элементов традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани, Уэльса и острова Мэн [4]. В этот период возникает ещё одна жанровая разновидность анализируемой нами области — средневековый фолк-рок. Как следует из названия, основу подвида определила интонационная сфера конкретной исторической эпохи. В качестве примера можно привести творчество группы "Steeleye Span", направлением поиска для которой послужила звуковая культура средневековья, ренессанса и барокко. В 1972 году участниками коллектива был выпущен альбом "Below the Salt", выдержанный в музыкальных традициях данного исторического периода [5].
В середине 1980-х благодаря творческим усилиям британских музыкантов появляется такое стилевое «ответвление» как фолк-панк-рок, соединяющий фолк-музыку с агрессивным и политически заострённым панк-роком. Возникновение этой разновидности рок-музыки связывают с деятельностью "The Men They Couldn't Hang", "Oyster Band", "Billy Bragg" и "The Pogues". Наряду с этим в анализируемый период времени происходит рождение ещё одного подвида — неофолк-рок (соединение панка, фолка и индастриа-ла). Для характеристики данного направления Дэвид Тибет из "Current 93" применил термин "apocalyptic folk". И это неслучайно: образная сфера музыкальных композиций весьма специфична и сосредоточена на архаических, культурных и литературных отсылках, эзотерических и исторических темах; изображении местных традиций и верований коренных народов. В числе ярких представителей
стиля — группы "Death in June" и "Sol Invictus" [6].
В завершающем XX век десятилетии в музыкальной культуре Западной Европы возникает особый жанр — фолк-метал, в котором переплетаются фолк-музыка и рок-метал. Специфические особенности данного течения были впервые продемонстрированы в композициях группы "Skyclad", соединившей в своём творчестве музыку кельтских народов с трэш-металом. В ряду ярких исполнителей рассматриваемого жанра можно также назвать группу "Amorphis", сочетающую элементы финской народной музыки с дэт-дум-металом. Несколькими годами позже творческие опыты музыкантов в рамках рассматриваемого направления получили продолжение в деятельности немецкой фолк-метал группы "In Extremo", использовавшей в ранних композициях переработку старинных и средневековых баллад и песен. Одновременное сочетание звуковых массивов тяжёлого рока и тембра музыкальных инструментов эпохи средневековья характеризует творчество участников коллектива "Tanzwut", который исполняет музыку в стилях индастриал-метал и средневековый метал. Своеобразной визитной карточкой группы является необычный, в некоторой степени экзотический для данного жанра, выбор инструментария. Так, наряду со стандартными электрогитарами и барабанами музыканты ансамбля используют волынки, свирели и дудки, некоторые из которых изготовлены собственноручно.
Для конца 90-х годов характерно возникновение ещё двух разновидностей этно-рока. Речь идёт о таких подвидах эстрадной музыки как «восточный метал» и блэк-метал. Первый
125
126
из них, родившись в Израиле, характеризуется включением в композиции элементов арабской музыки. В рамках данного направления следует отметить деятельность израильских групп "Orphaned Land" и "Melechesh", отразивших в своём творчестве культурные традиции ближневосточного региона. Особенностью второго — блэк-метала — стала опора на интонации народной музыкальной культуры Ирландии. Благодаря творчеству национальной ирландской группы "Primordial", данное направление преобразовалось впоследствии в кельтский фолк-метал.
С наступлением 2000-х появляются новые группы из Скандинавии, которые выдвигают свой — особый — фолк-метал, смешанный с викинг-паган-ме-талом. Среди наиболее известных коллективов, создающих композиции на пересечении и взаимопроникновении указанных подвидов, необходимо назвать представителей трёх стран — Финляндии ("Finntroll", "Ensiferum"), Швеции ("Vintersorg") и Норвегии ("Trollfest") [7].
Следует отметить, что отличительной особенностью современной палитры эстрадной музыки является неустанно продолжающийся поиск исполнителями различных модификаций фолк-метала. Появляются такие его разновидности как национал-социалистический блэк-метал, языческий метал (направление в экстремальном ме-тале, характеризующееся обращением к традициям, культивированием особой сферы образов и тематики песен, сочетанием скриминга, чистого и рычащего вокала (гроулинг), спецификой гитарной игры, использованием народных инструментов и т.п.).
Завершая краткий обзор истории западного фолк-этно-рока, отметим
следующее. Проведённый анализ убеждает нас в синтетической природе жанра. Он показывает, что в истоках интересующего нас направления эстрадного пения в той или иной степени будут присутствовать признаки, свойственные народному музыкальному творчеству и рок-культуре. Наряду с этим анализ позволяет нам проследить основные векторы развития фолк-рока и эволюционную направленность. Так, например, если творчество ранних представителей жанра опиралось на музыку кантри, то в дальнейшем намечается тенденция обращения к более глубоким пластам фольклора, в том числе — музыке эпохи средневековья, барокко и ренессанса. С течением времени старинные фольклорные образцы стали «осовремениваться» музыкантами путём синтеза с панк- и рок-металом. Наконец, в наше время в рамках жанра этно-рока наблюдается повышенный интерес исполнителей к достаточно «экзотическим» и непривычным европейскому слуху национальным музыкальным культурам, представленным в различных стилевых трансформациях.
Предпосылки возникновения и особенности развития жанра фолк-этно-рока в российской музыкальной культуре
Возникнув в США и Великобритании в 60-е годы прошлого столетия, рок-культура получила распространение во всём мире. В СССР рок-музыка очень быстро стала любимой и популярной в молодёжной среде. Многие поклонники данного стилевого направления сохраняют любовь к нему на протяжении десятилетий, некоторые из меломанов используют атрибутику
рок-культуры в повседневной жизни. Увлечение роком может проявляться по-разному: путём прослушивания записей любимых исполнителей, подражания исполнительской манере кумиров и, наконец, в ходе творческого переосмысления элементов данного пласта музыкальной культуры на собственной национальной основе, добавления в него чего-то родного и близкого слуховой сфере, русским народным традициям.
Говоря об этнографии слуха, видный отечественный музыковед-фольклорист И. И. Земцовский, называл его нашим первым и главным этническим идентификатором, внутренней настройкой, присущей от рождения каждому человеку. При этом этно-слух, согласно воззрениям исследователя, подобен иммунной системе человека, автоматически отделяющей своё от чужого [8]. Представляется весьма логичным, что человек, выросший в России, любящий народное музыкальное творчество и хорошо знакомый с ним, выразит желание воплотить интонации своего этноса в какой-то новой, может быть, более современной и популярной форме.
В настоящее время в нашей стране концертируют многочисленные коллективы и солисты, работающие в жанре фолк-этно-рока. Следует отметить, что большинство групп, ориентируясь на публику, исполняют песни в основном на родных языках. Несмотря на стилевое разнообразие, в содержании и смысловой направленности текстов песен можно выявить некоторую общность: обращение к аллегорическим образам, фантастическим темам, патетичность, воинственность и агрессия.
Главные особенности фолк-рока — интересный вокал солистов, отказ от применения любых электронных
эффектов, способных исказить звук, и введение в «состав ансамбля» народных инструментов. Отечественные фолк-рок-музыканты сочетают элементы рок-музыки как с русской фольклорной, так и с музыкой малых этнических народов нашей страны, а также с фольклором кельтов и народов севера.
Представляется, что рассматриваемый в статье феномен в российской музыкальной культуре можно условно разделить на два направления: фолк-рок и этно-рок.
Так, в жанре фолк-рока осуществляется опора на тот вид фольклора, который может быть обозначен как концерт-но-сценический, что отражается в особом способе звукоизвлечения певца, а также в инструментарии и выборе репертуара. (Более подробно этот вопрос получил рассмотрение в статье «Основные подходы к обучению народному пению в отечественной педагогике» [9].) Данное направление отличает предельная свобода в выборе выразительных средств. Примечательно, что иногда ориентиром вдохновения для российских исполнителей выступают народные интонации и мотивы зарубежных стран. Жанр этно-рока, напротив, подразумевает применение способов звуко-извлечения и инструментария, свойственных традиционному песенному фольклору. Следует отметить, что провести чёткую грань между этими направлениями в творчестве многих исполнителей не представляется возможным, поскольку сами музыканты не ограничивают себя узкими рамками какого-либо конкретного жанра, их творчество в процессе развития подвержено постоянным изменениям.
Первичные российские опыты по объединению рок-музыки и фольклора были отмечены более полувека назад
127
128
(на рубеже 60-х — 70-х годов прошлого столетия) в творчестве вокально-инструментальных ансамблей «Песня-ры», «Ариэль» и др. Спустя десятилетие своё видение возможности синтетического объединения разнородных вокальных жанров предложила группа «Калинов Мост». Отличительной чертой композиций первого альбома «Вы-воротень», изданного коллективом в 1990 году, является гармоничное сочетание народных мотивов и элементов шаманских песнопений. В дальнейшем поиски возможных трансформаций жанра этно-фолк нашли продолжение в творчестве таких групп, как «Рада и Терновник», «Башня Rowan», « Разно -травие», «Тиль Уленшпигель» и «Ветер воды». Несколько позже интересные находки в этой области продемонстрировали творческие коллективы «Пела-гея», «Северный цвет», «Тролль гнёт ель» и др.
Среди наиболее ярких и необычных российских исполнительниц в стиле фолк следует назвать Инну Желанную. Свою певческую карьеру она начинала именно в качестве рок-певицы в 1989 году, являясь солисткой рок-группы «Альянс». В том же году состоялось её знакомство с певцом и мульти-инструменталистом Сергеем Старостиным. Под его влиянием вока-листка всерьёз заинтересовалась народным песенным творчеством. Переход Старостина в состав «Альянса» сказался на стилевых предпочтениях коллектива: музыкальный язык многих песенных композиций группы обновился яркими этническими интонациями. В 1991 году музыканты выпустили альбом «Сделано в белом», в который вошли четыре песни И. Желанной: «Только с тобой», «Дальше», «До самого неба» и «Сестра». Несколько
позже режиссёр Сергей Ливнев использовал эти композиции в качестве основы для саундтрека художественного фильма «Кикс», принёсшего певице широкую известность. Спустя три года альбом «Сделано в белом» был удостоен Гран-При Радио Франции (Radio France International) в номинации «Лучшая поп- и рок-музыка на Востоке», а Инна Желанная и группа «Альянс» получили приглашение выступить на большом концерте лауреатов в Париже. В конце 90-х солистка создала собственный творческий коллектив — "Farlanders", в течение следующих десяти лет покорявший своим исполнением многочисленных поклонников на крупнейших фестивалях этнической, джазовой, поп- и рок-музыки в США и странах Европы.
В настоящее время Инна Желанная продолжает работать с народной музыкой. Характерной особенностью её творчества является переплетение народных мотивов с джазом, а также — трансом в причудливом сочетании с элементами прогрессивного рока, электроники и психоделики. Сама исполнительница обозначает свой стиль как ethno-psychedelic-nature-trance. Певица обладает красивым тембром, широким певческим диапазоном и владеет разнообразными вокальными техниками. Так, в значительном количестве исполненных ею композиций можно отметить применение способа звукоиз-влечения, свойственного этнофорам — носителям традиционной песенной культуры: открытый звук, мощная подача, отсутствие вибрато и др. Показательно также использование певицей вокальных приёмов, характерных для традиционного пения: скольжение и глиссандирование, йодли и мелизмы. Наряду с этим она широко применяет
техники, свойственные эстрадно-джазовому и рок-пению. Несмотря на то, что имя Инны Желанной сегодня не находится в центре внимания средств массовой информации нашей страны, исполнительница по сей день достойно несёт присвоенный ей поклонниками титул королевы русского фолк-рока [10].
Наиболее известной и заслуженно популярной певицей в стиле фолк в России является Пелагея. Вокальный дар проявился у девочки с раннего возраста: сильный голос, яркий тембр, большой диапазон в сочетании с прекрасным слухом и чистой интонацией приводили в восторг не только неискушённых слушателей, но и знатоков. Уникальные природные данные позволили ей поступить в специализированную музыкальную школу при Новосибирской консерватории, а спустя всего год стать победителем широко известного телевизионного конкурса «Утренняя звезда», стипендиатом фонда «Юные дарования Сибири» и участницей Международной программы ООН «Новые имена Планеты»
Начиная с 11-летнего возраста, Пе-лагея получила возможность петь на самых лучших концертных площадках страны. Так, по приглашению президента РФ певица успешно выступила с небольшим сольным концертом, по-свящённым встрече глав трёх держав: Франции, Германии и России. В этот период времени в судьбе певицы происходит событие, оказавшее влияние на её стилевые предпочтения. Речь идёт о творческом сотрудничестве Пелагеи с Александром Скляром и рок-группой «Ва-Банк». Летом 1998 года певица принимает участие в фестивале «Учитесь плавать» в Эстонии, где её выступления в обновлённом вокальном «имидже» имели огромный успех.
Спустя несколько месяцев вокалистка записывает трек для альбома «Депеша для "Depeche Mode"». Исполнительское мастерство Пелагеи получило высокую оценку музыкантов группы "Depeshe Mode", а одна из песен в её интерпретации была единодушно признана лучшей композицией альбома.
В июле следующего года певица получает приглашение Мстислава Ро-строповича принять участие в престижном музыкальном фестивале в Швейцарии, где её партнёрами по сцене были такие всемирно известные исполнители, как Евгений Кисин, Паа-та Бурчуладзе, Би Би Кинг. Ярким событием в жизни юной исполнительницы стали восемнадцать сольных концертов на крупнейшем театрально-фольклорном фестивале в Эдинбурге. Эти выступления, а также съёмки и интервью на BBC принесли одарённой певице международную известность.
К концу 2000 года исполнительница создаёт свою группу, которая некоторое время спустя была названа её именем. Как уже упоминалось, Пелагея обладает сильным голосом, ярким узнаваемым тембром, пользуется широким диапазоном выразительных средств. За 20 лет существования группы произошло много изменений, касающихся как состава участников и инструментария, так и характера звучания, который из акустического превратился, по сути, в рок-н-рольный. Если в первых альбомах вока-листки («Любо» (1999) и «Пелагея» (2003)) народные песни записаны в основном с оркестром народных инструментов, то альбом «Репа» (2004) — представляет собой своеобразный «пробный камень» в стиле фолк-рок, что находит выражение в сочетании фольклорного песенного материала с гитарами и аранжировками в рок-стиле.
129
130
Данная линия получила своё продолжение в альбоме «Сингл» (2006), а уже в следующем сборнике — «Девуш-кины песни» (2007), куда вошли авторские композиции певицы, можно наблюдать трансформацию самого исполнительского стиля Пелагеи. Так, вокалистка стала в большей степени применять головной регистр, что связано с расширением диапазона, используемого в авторских песнях и романсах, в сравнении с образцами народной музыки. Продолжением экспериментальных поисков певицы в стиле фолк стал выпущенный ею в 2009 году альбом «Тропы», основанный на совершенно новом для творчества вока-листки жанре бразильской популярной музыки — босса-нова.
Данное обстоятельство можно считать знаковым в творчестве исполнительницы, поскольку с этого момента и по настоящее время исследователями отмечается всё более широкий выход певицы за рамки традиции фолк. Пела-гея становится супер-медийным персонажем на российской эстраде и ТВ. В её исполнении звучат произведения в стилях поп, рок, шансон и даже мюзикла, которые при этом не утрачивают неповторимого своеобразия тембра голоса певицы. Начиная с 2012 года, она с успехом принимала участие в качестве тренера-наставника в шоу «Голос», «Голос. Дети» и «Голос 60+» [11].
Помимо творческих достижений сольных исполнителей большой интерес специалистов и слушателей вызывают художественные изыскания многочисленных групп, работающих в жанре фолк-этно-рока. Отдельного упоминания заслуживает творчество коллектива «Мельница» — одного из старейших представителей рассматриваемого направления в отечественной
музыкальной культуре, исполняющих акустическую и электроакустическую музыку. Большую популярность коллектив приобрёл в основном благодаря искусству солистки — Хелависы (Натальи О'Шей), являющейся также автором песен и исполнителем на гитаре и ирландской арфе.
Первое выступление певицы в составе группы «Мельница» состоялось летом 1998 года. Будучи филологом по образованию, а именно — специалистом по кельтским языкам, Хелависа сделала главный акцент в песенных текстах и музыке, опираясь на народные (кельтские, скандинавские, славянские) средневековые песни, баллады и сказания. Ещё большее очарование и особый шарм добавил группе соответствующий подбор инструментов. Первоначально он состоял из ирландской арфы, тамбурина, кастаньет и акустической гитары. Со временем этот состав дополнился виолончелью, духовыми инструментами (флейта, жалейка и саксофон), электрогитарами и ударной установкой. Тематика песен способствовала привлечению внимания к группе участников ролевого и ре-конструкторского движения. Благодаря Интернету песни «Мельницы» достаточно быстро завоевали признание слушателей в России и за её пределами, сделав Хелавису культовым автором-исполнителем, прежде всего в молодёжной и студенческой среде.
Творчество группы «Мельница» характеризует неповторимое сочетание фолка и рока (в музыке) с эпосом и фэнтези — в песенных текстах. Особого внимания заслуживает вокал Натальи О'Шей. В юности исполнительница увлекалась русским народным пением. Во время пребывания в Ирландии — много времени посвящала изучению
кельтских народных песен и освоению вокальных приёмов из арсенала ирландских певиц. В результате такой работы в её голосе гармонично сочетаются приёмы, свойственные как русскому, так и ирландскому песенному фольклору. Обладая достаточно большим диапазоном, певица максимально полно использует в исполнении возможности собственного голосового аппарата [12].
Несмотря на то что общее восприятие песенного фольклора у большинства людей связано с насыщенным по динамике пением открытым звуком в грудном регистре (как, например, у солистов группы «Веданъ колодъ»), значительное число коллективов, позиционирующих своё творчество как фолк-рок, применяют в пении именно головной регистр в его достаточно высокой тесситуре. В качестве примера можно привести такие группы как «Ветер воды», «Башня Rowan», «Внуки Святослава» и др.
Среди коллективов, черпающих вдохновение в зарубежном фольклоре, особый интерес представляет группа с ярким и ироничным названием — «Тролль гнёт ель», работающая в жанре фолк-рока. Песенный материал группы основан на скандинавских фольклорных мелодиях в хард-роковой обработке. Русскоязычные тексты также написаны в народной стилистике и представляют собой забавные истории, происходящие с весёлыми добродушными гномами и коварными троллями — персонажами из скандинавских мифов и сказок.
Группа была образована в 1999 году, её основателем и руководителем стал гитарист Константин Румянцев. Инструментарий коллектива, первоначально состоящий из гитары и флейты,
впоследствии был дополнен ритм-секцией, бас-гитарой и скрипкой. В процессе совместного с флейтисткой Марией Леоновой сочинения песен был выработан определённый стиль. Репертуар коллектива формировался под влиянием: с одной стороны, неприязни Константина ко всему пафосному и помпезному в сочетании с желанием играть весёлые бодрые песни, а с другой — склонностью Марии к «суровой» музыке и причудливым мелодиям. В результате плодотворного сотрудничества двух музыкантов появились песни, ставшие визитной карточкой группы («Круг земной», «Танцы троллей» и др.). Творчество «Троллей» имеет большой успех у представителей различных аудиторий слушателей. Среди них и поклонники фольклора, и байкеры, и металлисты. Это легко объясняется неповторимым сочетанием вокала солистки, близкого к традиционному пению, а также неудержимого драйва и ритмической пульсации инструментального сопровождения [13].
Из числа более «молодых» коллективов, работающих в жанре фолк-этно-рока, следует выделить группу «2уеШа 8уеШапа», созданную в 2006 году Тиной Кузнецовой, Алёной Романовой и Юрием Усачёвым. В качестве основы для творчества музыкантами был выбран аутентичный русский фольклор. Чтобы собрать материал для своего первого альбома («Страдания»), в который вошли лирические песни, частушки, колыбельные и духовный стих, Тина и Алёна несколько раз отправлялись в фольклорные экспедиции по деревням центральной России. В репертуаре группы старинные русские песни органично сочетаются с такими течениями как хип-хоп, инди-поп, танцевальная электроника и неоклассика.
131
132
Пять лет назад Алёна Романова покинула группу и основала собственный фолк-роковый проект AHËNA, основу которого составляют интонации старинной русской песенной культуры. Тина Кузнецова вместе Юрием Усачёвым продолжают работать в проекте «Zventa Sventana». Наряду с этим Тина успешно осуществляет свою творческую деятельность в качестве сольной исполнительницы. Окончив в детском возрасте фольклорно-этнографическую студию «Оберег» города Казани, она в период обучения в музыкальном училище по специальности «Фортепиано» увлеклась эстрадно-джазовым пением и вскоре завоевала несколько высших наград на республиканских и всероссийских вокальных конкурсах [14]. Сформированные в юности певческие навыки сделали вокальное мастерство Тины Кузнецовой поистине универсальным: певица в равной степени хорошо владеет фолк-рок и джазовыми техниками исполнения. В 2013 году на слепом прослушивании в проекте «Голос», во время исполнения вокалист-кой композиции «Feeling good», к ней повернулись все четверо наставников. В проекте она дошла до финала, покорив немалое количество телезрителей безукоризненным исполнением песен в различных жанрах и стилях.
Основные выводы и педагогические перспективы
Проведённый нами анализ особенностей развития фолк-этно-рока в зарубежной и российской музыкальной культуре показал, что в настоящее время параллельно существуют и успешно развиваются два направления, основным отличием которых является расстановка акцентов в подходе к данному
жанру эстрадного искусства. Если в творчестве западных представителей фолк-этно-рока вектор развития определяется рок-культурой, то российские исполнители в большей степени тяготеют к его фольклорной «ветви».
Являясь органичной частью современной музыкально-культурной панорамы, ярким, популярным и востребованным в молодёжной среде направлением эстрады фолк-этно-рок как феномен остаётся, тем не менее, явлением, недостаточно изученным в отечественном искусствоведении и педагогике музыкального образования. Это создаёт дополнительные препятствия к его освоению начинающими исполнителями. Сказанное приобретает особую значимость для системы профессиональной подготовки бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям «Музыкальное искусство эстрады» и «Педагогическое образование» (направленности — «Эстрадно-джазовое пение», «Дополнительное музыкальное образование в области эстрадно-джазового искусства» и аналогичные им).
В педагогическом аспекте знакомство с музыкальными образцами фолк-этно-рока способно оказать положительное влияние на расширение тезауруса обучающихся и формирование их умения глубоко анализировать существующие в современном эстрадно-певческом искусстве векторы развития. Наряду с этим исполнительское овладение музыкальными композициями данного стилевого направления может послужить расширению певческого репертуарного багажа, обогащению слуховой сферы студентов представлениями об интонационных, ладовых и метроритмических особенностях различных музыкальных культур. И, наконец, работа над образцами данного стилевого
направления открывает новые возможности для совершенствования исполнительского мастерства, формирования необходимых компетенций, позволяющих учащимся освоить такие вокальные техники и приёмы, как техника growl, различные виды флиппов, приёмы rattle, scream и distortion, а также головное резонирование.
В вокальный класс приходят обучаться молодые люди, предпочитающие различные стилевые направления современного эстрадного пения: от песенного фольклора и эстрадно-джазового пения во всех его разновидностях — до рок-музыки. Такое стилистическое многообразие выдвигает перед педагогами-вокалистами большие и интересные задачи, связанные с необходимостью владения комплексом особых — дифференцированных — методик преподавания, каждая из которых направлена на освоение конкретного стилевого направления.
В этой связи возрастает роль методического оснащения дисциплины «Эстрадно-джазовое пение», создание преподавателями профессионально грамотных, содержательных учебных
пособий и методических рекомендаций, способных оказать существенную помощь в работе над композициями фолк-этно-рока. Знакомство с литературой должно не только вооружать студентов методами преодоления тех или иных технологических трудностей, но, что очень важно, стимулировать аналитические способности. Квинтэссенцией прочитанного для обучающихся должна стать мысль о том, что процесс овладения музыкальным содержанием не ограничивается репродуктивным воспроизведением (копированием) начинающим музыкантом исполнительской манеры общепризнанных авторитетов, но заключается в неустанном творческом поиске, стремлении создать свой — убедительный в стилистическом отношении — вариант прочтения художественного образа.
Подводя итог, следует отметить, что рассмотренная в статье проблема может быть решена на пересечении нескольких стилевых направлений вокального искусства. Именно такой подход, на наш взгляд, имеет большие перспективы в научно-практическом и теоретическом применении.
133
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1167960 (дата обращения 08.04.2020).
2. ProstoSound/Рейтинги и подборки музыки. URL: http://www.prostosound.com.ua/spravochniki/ muzykanty/id/1394959 (дата обращения 08.04.2020).
3. Fairport Convention. URL: https://www.last.fm/ru/music/Fairport+Convention (дата обращения 08.04.2020).
4. Музыка Celtic rock. URL: https://www.last.fm/ru/tag/celtic%20rock/artists (дата обращения 10.04.2020).
5. Музыка Medieval folk. URL: https://www.last.fm/ru/tag/medieval+folk/artists (дата обращения 10.04.2020).
6. Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685486 (дата обращения 10.04.2020).
7. Музыка Folk metal. URL: https://www.last.fm/ru/tag/folk%20metal/artists (дата обращения 15.04.2020).
8. Земцовский И. И. Апология слуха // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 1-12.
9. Пивницкая О. В. Основные подходы к обучению народному пению в отечественной педагогике // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1(9). С. 123-133.
10. JazzMap Инна Желанная. URL: https://www.jazzmap.ru/rus/bands/Inna-ZHelannaya-pevica-world-music.php (дата обращения 21.04.2020).
11. 24СМИ/Пелагея. URL: https://24smi.org/celebrity/1-pelageia.html (дата обращения 25.04.2020).
12. Мельница. URL: https://ww.last.fm/rumusic/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B D%D0%B8%D1%86%D0%B0/+wiki (дата обращения 29.04.2020).
13. Тролль гнёт ель. URL: http://trollge.ru/ (дата обращения 05.05.2020).
14. Музыка Russian folk rock. URL: https://www.last.fm/ru/tag/russian+folk+rock/artists (дата обращения 11.05.2020).
Поступила 17.06.2020; принята к публикации 04.03.2021. Об авторе:
Пивницкая Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация, 119435), кандидат педагогических наук, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERE^ES
134
1. Akademik. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1167960 (accessed: 08.04.2020) (in Russian).
2. ProstoSoun. Ratings and selections of music. Available at: http://www.prostosound.com.ua/ spravochniki/muzykanty/id/1394959 (accessed: 08.04.2020) (in Russian).
3. Fairport Convention. Available at: https://www.last.fm/ru/music/Fairport+Convention (accessed: 08.04.2020) (in Russian).
4. Music Celtic rock. Available at: https://www.last.fm/ru/tag/celtic%20rock/artists (accessed: 10.04.2020) (in Russian).
5. Music of Medieval folk. Available at: https://www.last.fm/ru/tag/medieval+folk/artists (accessed: 10.04.2020) (in Russian).
6. Akademik. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685486 (accessed: 10.04.2020) (in Russian).
7. Music Folk metal. Available at: https://www.last.fm/ru/tag/folk%20metal/artists (accessed: 15.04.2020).
8. Zemtsovsky I. I. Apologia of the Hearing. Music Academy, 2002, no. 1, рр. 1-12 (in Russian).
9. Pivnitskaya O. V. The Main Approaches to Training Folk Singing in Russian Pedagogy. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo I obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2015, no. 1(9), pp. 123-133 (in Russian).
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 1 2021, vol. 9, no. 1
10. JazzMap Inna Zhelannaya. Available at: https://www.jazzmap.ru/rus/bands/Inna-ZHelannaya-pevica-world-music.php (accessed: 21.04.2020) (in Russian).
11. 24SMI/Pelageya. Available at: https://24smi.org/celebrity/1-pelageia.html (accessed: 25.04.2020) (in Russian).
12. Melnitsa. Available at: https://www.last.fm/ru/music/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D 0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/+wiki (accessed: 29.04.2020) (in Russian).
13. Troll bends spruce. Available at: http://trollge.ru/ (accessed: 05.05.2020).
14. Music of Russian folk rock. Available at: https://wwwlast.fm/ru/tag/russian+folk+rock/artists (accessed: 11.05.2020) (in Russian).
Submitted 17.06.2020; revised 04.03.2021.
About the author:
Olga V. Pivnitskaya, Associate Professor of the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), PhD in Pedagogical Sciences [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
135