Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС ИЗОТЕРАПИИ «АРТ-МИКС (РИСУЙ И ВЫЗДОРАВЛИВАЙ)» В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ОНЛАЙН-КУРС ИЗОТЕРАПИИ «АРТ-МИКС (РИСУЙ И ВЫЗДОРАВЛИВАЙ)» В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / дистанционный курс / инклюзивное образование / арт-терапия / художественное образование / студенты с ограниченными возможностями здоровья / студенческий проект / высшее образование / Art / distance learning / inclusive education / art therapy / art education / students with disabilities / student project / higher education

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Адгамова Гульназ Равиловна

Данная статья посвящена проблеме разработки, внедрения и эффективности дистанционных программ в художественном направлении при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и непосредственно с проблемами слуха. В ней рассказывается об опыте составления курса изо-терапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» студентами Казанского государственного института культуры в ходе реализации акселерационной программы стартапов при поддержке Министерства здравоохранения. Статья будет полезна при составлении подобных программ и курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COURSE OF ART THERAPY "ART-MIX (DRAW AND GET WELL)" IN THE PRACTICE OF ORGANIZING INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

This article is devoted to the problem of the development, implementation and effectiveness of distance programs in the artistic direction at teaching students with disabilities and directly with hearing problems. It tells about the experience of developing an art therapy "Art Mix (Draw and Get Well)" course by students of the Kazan State Institute of Culture in the course of the implementation of the startup acceleration program with the support of the Ministry of Health. The article will be useful in composing such programs and courses.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС ИЗОТЕРАПИИ «АРТ-МИКС (РИСУЙ И ВЫЗДОРАВЛИВАЙ)» В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

7. Собиров Т.Р., Омонов К.К.Геометрические рисунки, выполненные учеными Средней Азии IX-XV вв., и их использование в современном образовании // Журнал педагогического мастерства.2021. №2. С. 225-227.

8. Собиров Т. Р., Омонов К. К. Графическая основа гириха, использовавшаяся в традиционном декоративно-прикладном искусстве Средней Азии IX-XV вв. // Журнал современных проблем бизнеса.2021.-Т. 27, №1. С.764-771.

References:

1. Ahmedov M. V. Istorija sredneaziatskogo zodchestva.Tashkent : Uzbekistan, 2015.320 s.

2. Borisenko I.G. Geometricheskoe i proekcionnoe cherchenie : uchebnoe posobie Krasnojarsk : Sibirskij feder. un-t, 2011.153 s.

3. Bulatov M. S. Geometricheskaja garmonizacija i arhitektura Srednevekov'ja IX-XV vekov. Moskva, 1988.358 s.

4. Murodov Sh.K., Tashimov N.E. Istorija i razvitie grafiki. Tashkent : Uzbekistan, 2010.128 s.

5. Omonov K.K. Metodika obuchenija inzhenernoj grafike s ispol'zovaniem istochnikov sredneaziatskogo zodchestva IX-XV vekov : monografija. Buhara : Uzbekistan, 2021. 280 s.

6. Rempel' L.I. Daleko i blizko. Stranicy zhizni, bita, stroitel'nogo dela, remesla i iskusstva Staroj Buhary : Buharskie zapisi. Tashkent : Uzbekistan,1981. 304s.

7. Sobirov T.R., Omonov K.K.Geometricheskie risunki, vypolnennye uchenymi Srednej Azii IX-XV vv., i ih ispol'zovanie v sovremennom obrazovanii / / Zhurnal pedagogicheskogo masterstva.2021. №2. S. 225-227.

8. Sobirov T. R., Omonov K. K. Graficheskaja osnova giriha, ispol'zovavshajasja v tradicionnom dekorativno-prikladnom iskusstve Srednej Azii IX-XV vv. // Zhurnal sovremennyh problem biznesa.2021.-T. 27, №1. S.764-771.

УДК 7

Г.Р. Адгамова

ОНЛАЙН-КУРС ИЗОТЕРАПИИ «АРТ-МИКС (РИСУЙ И ВЫЗДОРАВЛИВАЙ)» В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Данная статья посвящена проблеме разработки, внедрения и эффективности дистанционных программ в художественном направлении при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и непосредственно с проблемами слуха. В ней рассказывается об опыте составления курса изо-терапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» студентами Казанского государственного института культуры в ходе реализации акселерационной программы стартапов при поддержке Министерства здравоохранения. Статья будет полезна при составлении подобных программ и курсов.

Ключевые слова: искусство, дистанционный курс, инклюзивное образование, арт-терапия, художественное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенческий проект, высшее образование

Gulnaz R. Adgamova ONLINE COURSE OF ART THERAPY "ART-MIX (DRAW AND GET WELL)" IN THE PRACTICE OF ORGANIZING INCLUSIVE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

This article is devoted to the problem of the development, implementation and effectiveness of distance programs in the artistic direction at teaching students with disabilities and directly with hearing problems. It tells about the experience of developing an art therapy "Art Mix (Draw and Get Well)" course by students of the Kazan State Institute of Culture in the course of the implementation of the startup acceleration program with the support of the Ministry of Health. The article will be useful in composing such programs and courses.

Key words. Art, distance learning, inclusive education, art therapy, art education, students with disabilities, student project, higher education

Введение

В последнее время в нашей стране все больше внимания уделяется проблемам инклюзивного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В детских садах и школах создаются условия для активной адаптации детей с ОВЗ в социум и получения ими полноценного образования. К сожалению, в вузах этой проблеме уделяется меньше внимания. Именно в студенческом сообществе внедрение подобной практики имеет первостепенное значение, поскольку здесь проходит важнейший этап подготовки людей с ОВЗ к социальной жизни. Получая необходимые знания и умения через инте-

грированное обучение, они смогут быть полезными, а значит, востребованными на рынке труда [8]. Уверенность в завтрашнем дне -важное качество, необходимое для психологического здоровья и включения людей с ОВЗ в общественную жизнь. Таким образом, инклюзивное образование становится инструментом, конечной целью которого является социализация человека с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в настоящее время столь актуальна проблема внедрения инклюзивного, открытого, доступного для любого человека обучения в систему современного образования. Предлагаемый проект по изотерапии призван ре-

шить данную задачу через разработку он-лайн-курса «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» силами студентов Казанского государственного института культуры для студентов с ОВЗ этого же вуза, обучающихся удаленно по причине болезней слуха, ограниченности передвижения и временного заболевания.

Научная новизна данного проекта состоит в том, что сами студенты разрабатывают курс арт-терапии для студентов с ОВЗ. Преимущество такого подхода к решению данной проблемы состоит в том, что, с одной стороны, студенты, разрабатывающие данный курс, получают практику в составлении и внедрении дистанционных занятий и понимание проблем людей с ОВЗ. С другой стороны, студенты с ОВЗ получают возможность получать знания в более понятной и привлекательной форме, поскольку курс разрабатывается их сверстниками.

Материалы и методы

Материалом для статьи стало участие студентов в акселераторе 2022 года и создание проекта для удаленного обучения, в том числе статьи и учебные материалы по инклюзивному обучению, анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, моделирование, анализ программно-методической документации, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

Литературный обзор

На сегодняшний день проблематика инклюзивного обучения детей с ОВЗ в дошкольном и школьном образовании изучена достаточно полно, опубликовано немало научных статей.

Особого внимания заслуживает научная работа Н.Я.Семаго «Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия» [10]. В ее статье рассматриваются понятия «специальные условия в образовании» и их виды; ценностные, правовые, организационные, кадровые, содержательные условия; адаптивная программа. Автор последовательно раскрывает особенности обучения ребенка с ОВЗ, уделяет особое внимание адаптации, созданию полноценных условий и всестороннему включению его в образовательный процесс с учетом его индивидуальных возможностей.

Весьма интересно исследование В.К. За-рецкого «Воспитательный потенциал инклюзии» [4]. Автор статьи обращает внимание читателей на большие возможности инклю-

зивного образования для всех, кто с этим связан. Инклюзивное образование является новшеством, и оно не в достаточной мере включено в государственную систему образования, поэтому люди, занимающиеся этой проблемой и обеспечивающие её успех, столь важны для нашего общества.

Все вышеуказанные статьи заслуживают внимательного прочтения и изучения, так как образовательная работа с инвалидами и людьми с ОВЗ требует особого отношения.

Результаты

В рамках курса изотерапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» были разработаны 8 модулей онлайн-занятий для людей с нарушением слуха и с ограниченными возможностями передвижения. Каждый модуль предлагает освоение умений, навыков, способов, приёмов и техник в изобразительном искусстве.

8 модулей онлайн-занятий курса изотерапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)»

1. Живая акварель

2. Графика и живопись пастелью

3. Как управлять цветами в технике «Батик»

4. Вместе веселей - текстильная игрушка

5. Выход из лабиринта цветными карандашами

6. Хрупкая! - живопись на стекле.

7. Техника маслом - мудрость, проверенная временем.

8. Пластилин нежнее глины

Ниже дается краткое описание содержания занятий данного курса, а также анализируется их практическая польза.

«Живая акварель». Задача - написать натюрморт в технике акварели.

Очень часто на первом занятии узнаешь о том, что студент, наслышанный о сложности техники акварели, никогда ранее ею не пользовался. Несмотря на сложность материала, наша задача - научить студента поэтапно овладеть этой техникой таким образом, чтобы был достигнут и терапевтический эффект. Демонстрация каждого действия преподавателем в сопровождении сурдоперевода должна происходить максимально четко. К примеру, при написании натюрморта необходимо начать с пробы материла; мягкой кистью набираем нужное количество воды и краски, кладем мазки на бумагу. Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками, большой кистью слегка захватывая соседние участки. Затем на листе А3 начинаем основ-

ную работу. Карандашом наносим рисунок, покрываем чистой водой и большой кистью пишем предметы. Далее работаем средней кистью и завершаем детали тонкой кистью.

Каждый этап, в зависимости от величины кисти и покрываемой плоскости, держит во внимании наши рецепторы с постепенным усилением накала. После завершения работы и получения результата студент испытывает положительные эмоции, в результате чего в организме включается процесс самовосстановления. Таким образом получаем ощутимый эффект изотерапии и достигаем поставленной цели.

При работе с акварельными красками художник должен наперед продумывать свои действия, так как исправить какое-либо движение кистью почти невозможно [2]. Развивается навык полного представления композиции и возможности импровизации.

«Графика и живопись пастелью». Задача -нарисовать пастелью пейзаж.

Работаем на цветной пастельной бумаге. Существует сухая и масляная пастель [9]. Сухая пастель может раздражать человека, тогда лучше пользоваться масляной. Вначале пробуем материал на обратной стороне бумаги или на отдельном кусочке. Далее выполняем карандашом или пастелью рисунок композиции и начинаем вести работу от больших пятен к малым [6]. При растушевке больших пятен можно работать подушечками пальцев, в результате чего подключается осязание, развиваются тактильное восприятие и моторика рук.

«Как управлять цветами в технике «Батик». Задача - написать композицию в технике батик.

Техника требует предварительной подготовки подрамника с натянутой тканью, емкости для разведения красок. Поэтому все технические требования к занятиям необходимо заранее разослать обучающимся и просить пригласить кого-либо ассистировать.

На начальном этапе выполняется рисунок композиции карандашом на бумаге того же формата, что и подрамник. После того как рисунок выполнен, переводим изображение резервом на ткань. Когда высохнет резерв, можно приступать к росписи ткани. Здесь пригодятся навыки, полученные при работе акварелью [12]. Особенность работы красками по ткани состоит в том, что они растекаются быстрее, чем на бумаге. Поэтому в этой технике студенты получают навык предугадывания будущей цветовой композиции и пред-

ставлении всей работы в целом. Но в то же время импровизация, являющаяся ключевой составляющей в технике «батик», воспитывает креативность мышления, дает свободу творчеству, развивает чувство гармонии [7].

«Вместе веселей - текстильная игрушка». Задача - сшить мягкую игрушку. По задуманному образу необходимо выполнить выкройку нужного размера на бумаге, перенести на ткань, выкроить, сметать и сшить вручную изделие. Далее вывернуть с изнанки на лицо, набить синтепоном и прошить оставшиеся отверстия аккуратным швом.

Здесь перечислено большое количество процессов, каждый из которых требует от обучаемого предельной аккуратности и сосредоточенности. В ходе этой работы развиваются тактильные ощущения и объемно-пространственное представление.

«Выход из лабиринта цветными карандашами». Задача - выполнение абстрактной композиции цветными карандашами. Графические работы выполняем как на белой бумаге, так и на цветной пастельной, используя простые карандаши разной твердости и цветные. Развиваются такие понятия как: точка, линия; толщина линии, тон пятна и линии. Прочувствовать красоту линии удается только после нескольких упражнений. Для примеров возьмём наброски из книги В.С. Кузина

[5].

«Хрупкая! - живопись на стекле». Задача -создание художественной композиции на стекле. Живопись на стекле начинается с составления композиции на листе бумаги того же формата, что и размер стекла. Используется стекло, на которое нужно перевести рисунок маркером. Необходимо оставить фрагменты чистого стекла, куда будет прикрепляться фольга.

Традиционная техника татарского шамаи-ля имеет свои особенности. Наша задача выполнить декоративную композицию. Таким образом студент знакомится с основами стилизации.

«Техника маслом - мудрость, проверенная временем». Задача - написать копию картины мастеров живописи. Необходимо заранее подготовить материалы [11]. Прежде чем приступить к основному формату, выполняем эскизы предстоящей композиции. Прорисовываем картину мастера на бумаге. Крепкий, хороший рисунок всегда помогает в живописи [8]. Переведем эскиз на холст и подготовим краски. Студенты осваивают точность линий, различают величину пятен, сортируют цвета.

Смешивая краски, учатся чувствовать густоту цвета и ее максимальную схожесть с оригиналом. В ходе занятия студенты осваивают технику работы масляными красками.

«Пластилин нежнее глины». Задача - слепить художественную композицию в технике мозаики. Лепим цветным пластилином, создавая тонкие и мелкие формы, наложением слоя на слой создается текстурная мозаика.

В ходе занятия развивается видение цветовых сочетаний, чувство пропорциональности объемов, а также стимулируется мелкая моторика.

Обсуждение

В Казанском государственном институте культуры (далее КазГИК) внедрение программы инклюзивного образования весьма актуально. В 2022 году студенты составляли проекты, имеющие терапевтический эффект. В ходе работы была поставлена задача разработки проектов с цифровым компонентом по профилактике социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии. В мероприятии приняли участие партнеры института - представители экспертного сообщества в области культуры и креативных индустрий, сферы здравоохранения и реального сектора экономики. Логическим продолжением этой работы стала разработка цикла занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации этой проблемы группой студентов данного вуза под руководством доцента кафедры ИЗО и дизайна Г.Р. Адгамовой в рамках проекта «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» разработан онлайн-курс по изоте-рапии.

Содержание занятий курса «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» включает проектирование арт-терапевтической, художественно-творческой деятельности для людей с ОВЗ в целях решения коррекционно-развивающих и социально-педагогических задач.

Программа «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» разрабатывалась студентами на основе уже существующих учебных программ и наработок в области изобразительного искусства с учетом медицинских данных о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Существует ряд сложностей при обучении студентов с ОВЗ. Люди с нарушением слуха, люди с ограниченными возможностями передвижения сталкиваются с рядом проблем. Вот некоторые из них:

- непонимание материала в ходе занятия по причине болезней слуха;

- невозможность посещения очных занятий в силу ограниченной подвижности.

Для студентов подобных категорий планируется организовать дистанционные курсы по изучению практических дисциплин, таких как рисунок, живопись. При таком обучении занятие ведется в форме видеоурока в режиме реального времени. Первые небольшие курсы должны выявить интерес у обучающихся к определенной технике, материалу, возможности выполнения задания, усвоения материала. По продолжительности такие занятия могут быть более длительными, чем обычные [1]. Дистанционные занятия ведут профессионалы изобразительного искусства в сопровождении сурдоперевода.

Заключение

Разработанный курс онлайн-занятий изо-терапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» наглядно демонстрирует то, каким образом можно помочь студентам справиться со сложными задачами, с которыми они сталкиваются в работе с различными материалами, последовательно решая их во время занятия. Одним из важнейших условий в изотерапии является то, что идет приспособление к любым условиям за счет креативности, позволяющей находить парадоксальные решения, тем самым способствуя личностной самореализации и росту. Изобразительная деятельность является превосходным терапевтическим средством. Всплеск приятных эмоций, испытываемый в процессе творчества, дает положительный исцеляющий эффект. Кроме того, изучение новых материалов и техник развивает способность фантазировать, помогает научиться правильно сочетать цвета, изображать задуманное на листе бумаги, начать создавать собственные произведения, и, значит, поверить в свои возможности.

Литература:

1. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. № 1. С. 26-32.

2. Глухих К.А. Особенности преподавания акварельной техники в программе обучения живописи в общеобразовательной школе // Молодой ученый.2020. № 21 С. 650-651. URL: https://moluch.ru/archive/311/70302/ (дата обращения : 04.02.2023).

3. Зарецкий В. Воспитательный потенциал инклюзии // Инклюзивное образование: сборник статей / сост. М.Р. Битянова. Москва : Классное руководство и воспитание школьников, 2015. С. 33-39.

4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки : учебное пособие для вузов. Москва : Академия, 2004. 228 С.74-84.

5. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии. Санкт -Петербург : Питер, 2001. 448 с. (Серия «Практикум по психологии»).

6. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка : учебник для студ. вузов. Москва : Эксмо, 2008. 480 с.

7. Небукина Ю.А. Пастель : подробный практический курс. Москва : Мир книги, 2008. 93 с. (Серия «Школа рисования»).

8. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. Москва : Просвещение, 1982. 240 с.

9. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями : проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Москва, 2001. 448 с.

10. Семаго Н. Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия // Инклюзивное образование : сборник статей / сост.: М. Р. Битянова. Москва, 2015. С. 40-43.

11. Смит Р. Настольная книга художника. Оборудование, материалы, процессы, техники / пер. с англ. В.А. Нефедова. Москва : АСТ : Астрель, 2004. 384 с.

12. Хэйнс Д. Акварель без правил. Техники, эксперименты, практические советы. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 128 с.

References:

1. Aljohina S.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov dlja inkljuzivnogo obrazovanija // Pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 1. S. 26-32.

2. Gluhih K.A. Osobennosti prepodavanija akvarel'noj tehniki v programme obuchenija zhivopisi v obshheobra-zovatel'noj shkole // Molodoj uchenyj.2020. № 21 S. 650-651. URL: https://moluch.ru/archive/311/70302/ (data obrashhenija : 04.02.2023).

3. Zareckij V. Vospitatel'nyj potencial inkljuzii // Inkljuzivnoe obrazovanie: sbornik statej / sost. M.R. Bitjanova. Moskva : Klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkol'nikov, 2015. S. 33-39.

4. Kuzin V.S. Risunok. Nabroski i zarisovki : uchebnoe posobie dlja vuzov. Moskva : Akademija, 2004. 228 S.74-84.

5. Kopytina A.I. Praktikum po art-terapii. Sankt -Peterburg : Piter, 2001. 448 s. (Serija «Praktikum po psihologii»).

6. Li N.G. Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka : uchebnik dlja stud. vuzov. Moskva : Jeksmo, 2008. 480 s.

7. Nebukina Ju.A. Pastel' : podrobnyj prakticheskij kurs. Moskva : Mir knigi, 2008. 93 s. (Serija «Shkola risovanija»).

8. Rostovcev N.N. Istorija metodov obuchenija risovaniju. Russkaja i sovetskaja shkoly risunka. Moskva : Prosvesh-henie, 1982. 240 s.

9. Sokolova N.D., Kalinnikova L.V. Deti s ogranichennymi vozmozhnostjami : problemy i innovacionnye tendencii v obuchenii i vospitanii // Hrestomatija po kursu «Korrekcionnaja pedagogika i special'naja psihologija». Moskva, 2001. 448 s.

10. Semago N. Osobyj rebenok v massovoj shkole: special'nye obrazovatel'nye uslovija // Inkljuzivnoe obrazovanie : sbornik statej / sost.: M. R. Bitjanova. Moskva, 2015. S. 40-43.

11. Smit R. Nastol'naja kniga hudozhnika. Oborudovanie, materialy, processy, tehniki / per. s angl. V.A. Nefedova. Moskva : AST : Astrel', 2004. 384 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Hjejns D. Akvarel' bez pravil. Tehniki, jeksperimenty, prakticheskie sovety. Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2018. 128 s.

УДК 7.05

Галиуллина Э.Р.

ХАКАТОН «ЦИФРОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ» КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье описан опыт участия студентов-дизайнеров в хакатоне «Цифровая арт-терапия». Студенты познакомились со стратегическими инструментами менеджмента: шаблоном бизнес-модели, разработанным Александром Остервальдером, и методикой бережливого производства. Проектирование по созданию цифрового продукта происходило в коллективной деятельности. Рассмотрены сложности, с которыми столкнулись участники и организаторы мероприятия. Результаты анкетирования показали эффективность проведенного хакатона, у студентов повысилась мотивация, развились способности работы в цифровой среде, появился интерес к предпринимательской деятельности. Доказано, что опыт участия будущих дизайнеров в хакатонах положительно сказывается на развитии бизнес-мышления и профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: цифровизация, хакатон, бизнес-мышление, продуктовый дизайн, цифровой продукт, проектная деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.