Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкотерапия / пожилые люди / психическое и физическое здоровье / Music therapy / the elderly / mental and physical health

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салихова Лилия Извелевна

В статье рассматриваются возможности использования музыкотерапии в работе с пожилыми людьми в целях улучшения их физического и психического здоровья. На сегодняшний день категория пожилых людей нуждается в усиленном внимании – в медицинской, психологической, социальной помощи. Музыкотерапия может использоваться как дополнительный инструмент в коррекции состояния людей в данном возрасте. Несомненно, требуется слаженная работа медицинских и социальных работников, музыкантов, психологов, то есть мультидисциплинарный подход. В пожилом возрасте значительно снижаются защитные механизмы организма, возрастает риск увеличения стрессовых состояний, основными причинами которых являются: измененный жизненный ритм, резкое ограничение социального круга и коммуникации; чувство одиночества, недостаток внимания, понимания и заботы от окружающих и близких людей; сужение круга интересов; ухудшение состояния здоровья; осмысление прожитой жизни, потеря близких. Музыкотерапия способна принести большую пользу в коррекции психоэмоционального состояния пожилых людей, а также при работе с когнитивными расстройствами, она помогает преодолеть коммуникативные барьеры, сформировать позитивный взгляд на жизнь, лечить психосоматические нарушения и патологические синдромы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR MUSIC THERAPY IN WORKING WITH THE ELDERLY

The article discusses the possibilities of using music therapy in working with the elderly in order to improve their physical and mental health. To date, the category of older people needs increased attention in medical, psychological, social assistance. Music therapy can be used as an additional tool in correcting the condition of people at this age. Undoubtedly, well-coordinated work of medical and social workers, musicians, psychologists is required, that is, a multidisciplinary approach. In old age, the body's defense mechanisms are significantly reduced, the risk of increasing stress conditions increases, the main causes of which are: a changed life rhythm, a sharp restriction of the social circle and com-munication; feeling of loneliness, lack of attention, understanding and care from others and close people; narrowing the range of interests; deterioration in health; understanding of the life lived, the loss of loved ones. Music therapy can be of great benefit in correcting the psycho-emotional state of the elderly, as well as when working with cognitive disorders, it helps to overcome communication barriers, form a positive outlook on life, and treat psychosomatic disorders and pathological syndromes.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ»

УДК 78.05

Л.И. Салихова

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

В статье рассматриваются возможности использования музыкотерапии в работе с пожилыми людьми в целях улучшения их физического и психического здоровья.

На сегодняшний день категория пожилых людей нуждается в усиленном внимании - в медицинской, психологической, социальной помощи. Музыкотерапия может использоваться как дополнительный инструмент в коррекции состояния людей в данном возрасте. Несомненно, требуется слаженная работа медицинских и социальных работников, музыкантов, психологов, то есть мультидисциплинарный подход.

В пожилом возрасте значительно снижаются защитные механизмы организма, возрастает риск увеличения стрессовых состояний, основными причинами которых являются: измененный жизненный ритм, резкое ограничение социального круга и коммуникации; чувство одиночества, недостаток внимания, понимания и заботы от окружающих и близких людей; сужение круга интересов; ухудшение состояния здоровья; осмысление прожитой жизни, потеря близких. Музыкотерапия способна принести большую пользу в коррекции психоэмоционального состояния пожилых людей, а также при работе с когнитивными расстройствами, она помогает преодолеть коммуникативные барьеры, сформировать позитивный взгляд на жизнь, лечить психосоматические нарушения и патологические синдромы.

Ключевые слова: музыкотерапия, пожилые люди, психическое и физическое здоровье

Liliya I. Salikhova OPPORTUNITIES FOR MUSIC THERAPY IN WORKING WITH THE ELDERLY

The article discusses the possibilities of using music therapy in working with the elderly in order to improve their physical and mental health.

To date, the category of older people needs increased attention - in medical, psychological, social assistance. Music therapy can be used as an additional tool in correcting the condition of people at this age. Undoubtedly, well-coordinated work of medical and social workers, musicians, psychologists is required, that is, a multidisci-plinary approach.

In old age, the body's defense mechanisms are significantly reduced, the risk of increasing stress conditions increases, the main causes of which are: a changed life rhythm, a sharp restriction of the social circle and communication; feeling of loneliness, lack of attention, understanding and care from others and close people; narrowing the range of interests; deterioration in health; understanding of the life lived, the loss of loved ones. Music therapy can be of great benefit in correcting the psycho-emotional state of the elderly, as well as when working with cognitive disorders, it helps to overcome communication barriers, form a positive outlook on life, and treat psychosomatic disorders and pathological syndromes.

Key words: Music therapy, the elderly, mental and physical health

Введение

Арт-терапия на сегодняшний день является актуальным направлением психокоррек-ционной деятельности, основанным на применении творческих методов (изотерапия, танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия и многие другие) в лечении и реабилитации людей. С ее помощью можно скорректировать психоэмоциональный фон пациентов, снять напряжение нервной системы, улучшить межличностное общение.

Музыкотерапия, как ответвление арт-терапии, в последнее время становится все более актуальной. О целебном воздействии музыки на душу и тело человека было известно еще в странах Древнего Востока, а также в Греции, Риме, где ее применяли для лечения бессонницы, радикулита и нервных расстройств. В Китае, например, использовался метод лечебного интонирования слогов, пропевания гласных звуков, с помощью которых происходило лечебное воздействие на

внутренние органы (вибромассаж) и системы организма. Каждый народ использовал для своего оздоровления свои музыкальные инструменты, интонации, ритмы, фольклорное пение.

В XIX веке музыкотерапию начали применять во Франции в психиатрических клиниках, в частности, прослушивание музыки в лечебную практику ввел французский психиатр Эскироль [6, с.15]. В послевоенное время, 1930-е годы, терапия музыкой получает распространение в Германии, Швейцарии, Австрии (для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, первых стадий туберкулеза, для облегчения родов и т.д.). В 1950-е ее стали применять в США для ветеранов войны, которым требовалась гармонизация внутреннего состояния, а в 1970-е годы в Америке и Австралии уже были созданы ассоциации музыкальной терапии.

В России о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему (снятие из-

лишней возбудимости, либо поднятие настроения, придание бодрости), дыхание, кровообращение ученые писали на рубеже XIX и XX веков (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов и др.). Среди отечественных исследователей, подчеркивающих значение му-зыкотерапии в регуляции психофизиологических особенностей, можно выделить следующих - В.И.Петрушин [7,8], Р.С.Шушарджан [10], С.В.Шушарджан [11], В.М. Элькин [12] и многие другие.

В 1950-1960-е годы сформировались два направления в музыкотерапии: представители первого (американского) - рассматривали музыкотерапию как вспомогательный метод психотерапии, составляли лечебные каталоги музыки, направленные на получение стимулирующего или седативного эффекта; представители второго (шведского) - использовали музыкотерапию как ведущий метод психотерапии, способный проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания (идеи традиционного психоанализа), то есть лечебный эффект достигался за счет получения катар-сисной разрядки во время прослушивания подобранных музыкальных произведений [6, с.17].

Постепенно в различных клиниках стали обращать внимание на творческие особенности пациентов и использовать элементы арт-терапии в коррекционных программах. Сегодня во всем мире созданы профессиональные центры, применяющие музыкотерапию на основе самых различных подходов: аудиоме-тод на основе бинауральной технологии синхронизации полушарий мозга; методику резонансной музыкотерапии (автор профессор Р.НиЬпег, Германия), оказывающую релакси-рующее, тонизирующее и регенерирующее действие (нашла свое применение в акушерской практике); метод использования акустических вибраций определенных частот при аппликации непосредственно на кожу звуковоспроизводящих устройств в биологически активных точках или проекции органа с настройкой на биорезонансную частоту (позволяет получить обезболивающий эффект за счет выделения эндорфина и энкефалина); слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д. [6]. Музыкальная терапия эффективно применяется у детей и взрослых с аутизмом, афазией, поведенческими нарушениями, с задержкой психического развития, а также страдающих неврозами и депрессиями. Очень часто предпочтительна групповая форма работы, так как происходит

коммуникация и активное взаимодействие участников, получающих возможность выразить свои эмоции (происходит разрешение внутренних конфликтов) и стабилизировать свое психоэмоциональное состояние.

В многочисленных исследованиях изучалось влияние классической музыки на различные системы человека, в частности, в зависимости от высоты, силы и тембра звука, темпа и тональности, музыкальные произведения способны оказывать положительное воздействие на мозговое кровообращение [9], сердечно-сосудистую [3, 10] и центральную нервную систему. Так, мажорная быстрая радостная и бодрая музыка способствует учащению пульса, повышению систолического артериального давления, увеличению тонуса мышц, а спокойная медленная музыка в миноре - снижению частоты сокращений сердца, систолического артериального давления, общему расслаблению мышц [6, с.17-18]. Поэтому часто музыку используют как средство реабилитации, в сочетании с другими психотерапевтическими методами (гипнотерапия, аутогенная тренировка, медитации, телесно-ориентированная терапия и т.д.).

Музыкотерапия может быть эффективной в работе с пожилыми людьми. На сегодняшний день в этом отношении ведется активная исследовательская работа. Музыкально-терапевтические эффекты могут быть самыми разными, музыка может: тонизировать физиологические функции организма, либо оказывать седативное воздействие; активно влиять на психоэмоциональное состояние человека, благодаря определенным ассоциациям и эстетическим переживаниям; оказывать влияние на обменные процессы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы за счет возникающих эмоциональных реакций, приводящих к гормональным и биохимическим изменениям в организме; активизировать центральную нервную систему, улучшая когнитивные функции, память; стимулировать интеллектуальную деятельность; способствовать биоритмической настройке организма, балансу всех протекающих физиологических процессов [6, с.16].

Материалы и методы

При написании статьи были использованы научные исследования, в которых раскрываются особенности использования музыкотерапии в работе с пожилыми людьми. Исследуя поставленную проблему, автор использовал комплексный подход, сочетающий в себе исторический и аналитический методы

исследования.

Литературный обзор

Рассмотрению вопросов использования музыкотерапии в работе с пожилыми людьми посвящены исследования М.Ф. Григорьян [1], М.Д. Дубровского [2], С.П. Митина [4], И.А. Мо-ряковой [5] и др. Однако еще не все аспекты данной проблемы получили освещение в научных трудах.

Результаты

Опираясь на изученную литературу, автор статьи пришел к следующим выводам. В пожилом возрасте значительно снижаются защитные механизмы организма (происходят психофизиологические изменения), возрастает риск увеличения стрессовых состояний. Основными причинами нервного напряжения и тревожности у пожилых людей являются: измененный жизненный ритм (уход от активной работы), резкое сужение социального круга и соответственно снижение навыков коммуникации; чувство одиночества, недостаток внимания, понимания и заботы от окружающих и близких людей; уменьшение круга интересов; ухудшение состояния здоровья; размышления о прожитой жизни, смерть близких и т.д. Музыкотерапия способна принести большую пользу: помогает снять эмоциональное напряжение и беспокойство, способствует расслаблению и преодолению коммуникативных барьеров, формированию позитивного взгляда на жизнь; оказывает положительное влияние на память, внимание, мышление пожилых людей; имеет лечебное воздействие на психосоматические нарушения и патологические синдромы [4].

Обсуждение

С пожилыми людьми может использоваться как активная музыкотерапия (пение, игра на музыкальных инструментах и т.д.), так и пассивная (погружение с помощью подобранной музыки в определенное эмоциональное состояние) при групповых сеансах. Проводить терапию могут психологи, музыканты, представители социальных учреждений с помощью медицинских работников. Формы обратной связи могут быть разными: беседа, заполнение анкеты, решение тестов (до и после музыкотерапии).

Особо часто встречающаяся проблема у пожилых людей - это инсульт, вследствие которого страдают двигательный аппарат и память, мышление и слух, речь и зрение. При использовании музыки (любимые песни и мелодии, колокольные звоны) совместно со звуками природы (морской прибой, дождь,

пение птиц и т.д.) происходит оздоровительный эффект, улучшаются когнитивные функции (память и концентрация внимания).

При восстановлении речи пациентов может использоваться музыкальная интонационная терапия (МИТ), основанная на интонировании отдельных предложений, когда звуковые колебания имеют целебное воздействие на пораженные структурные и функциональные участки головного мозга (положительные результаты этой терапии продемонстрировал профессор Гарвардского университета Готфрид Шлауг). Благотворно воздействуют на организм (железы внутренней секреции, органы дыхания, сердце, головной мозг) и вибрации отдельных звуков (например, о-о-о, е-е-е, о-и, в-н-м-э), которые следует пропевать 3-4 раза в день (но не более 3-4 подряд). В целом, даже просто прослушивание любимых музыкальных произведений может сократить восстановительный период после инсульта.

Исследователями доказано, что классическая музыка способна убирать тревожность, нервозность, способствовать гармонизации психического состояния. Благотворное воздействие оказывает зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв. Жизнерадостные, бодрые композиции Моцарта, Бетховена, Листа и др. можно слушать для повышения настроения и общего жизненного тонуса, а спокойные, умиротворенные произведения Баха, Шуберта, Шопена, Брамса, Дебюсси и др. для успокоения, снятия раздражительности и беспокойства.

Положительное влияние оказывает фортепианная музыка, даже при болезнях Альцгей-мера и Паркинсона, ее можно дополнить звуками природы. Особенно важно также для пожилых слушать любимые композиции их молодости, это поднимает настроение, рождает хорошие мысли.

Согласно проведенным исследованиям, музыкотерапия способна улучшать качество сна, так как по статистике от 40 до 70% пожилых людей страдают бессонницей, что негативно отражается на их качестве жизни и самочувствии (когнитивные нарушения, подавленное состояние, ухудшение физических функций организма).

Подопечными музыкального терапевта могут стать пожилые люди, находящиеся в реабилитационном центре с боковым амио-трофическим склерозом (БАС), болезнью Пар-кинсона, нарушениями двигательных функций. Например, игру на музыкальном инстру-

менте можно использовать как своего рода лечебную физкультуру при работе с пациентами, страдающими деменцией. Даже если пациент в процессе терапии вдруг скажет слово или запоет, это будет своего рода успехом, так как на короткое время произойдет контакт с окружающим миром.

Материалом для занятий по музыкотера-пии с пожилыми людьми могут стать самые разные песни, здесь нужно полагаться на выбор пациента, учитывать их предпочтения музыкальных композиций, так как с определенным репертуаром у них связаны воспоминания их молодости, приносящие им положительные эмоции. Порой песни или определенные музыкальные произведения могут вызвать слезы, и необходимо дать им выход для проработки прошлого травматического опыта, решения внутренних конфликтов. Как правило, пожилые пациенты знают очень много песен, накопившиеся в памяти за их долгую жизнь, они вспоминают мотив и слова, это рождает в них эмоции и ассоциации. Особенно полезным может быть прослушивание музыки фильмов и песен их молодости -времен СССР (1950-1970 гг.), в этот момент активизируются их когнитивные функции [5] (любимые песни можно также исполнить как караоке).

Оптимальны для пожилых групповых занятий, это позволяет поддерживать их социальные навыки, привлечь их к общению друг с другом, выйти из замкнутого состояния. Пожилые люди склонны к депрессиям, поэтому спокойная размеренная музыка в сочетании с йогой, дыхательными упражнениями или ароматерапией может принести хороший результат, а под бодрую музыку можно делать лечебную физкультуру, она придаст силы и энергию.

Программу занятий стоит выстроить разнообразно, чередовать спокойные произведения с расслабляющим эффектом (создание комфортной обстановки и снятие напряжения) с более динамичными (для придания бодрости и энергии) и напряженными (стимулирование интенсивных эмоций, воспоминаний из собственной жизни пациента), уде-

ляя внимание обсуждению и анализу возникших ассоциаций и переживаний.

Приступая к воплощению коррекционных программ, необходимо: провести диагностику психоэмоционального состояния человека, выявить имеющиеся проблемы и соматические патологии, выбрать способы музыкально-терапевтического воздействия, производить оценку эффективности музыкотерапии в динамике (оценка уровня тревожности, нервно-психической устойчивости, самооценка общего самочувствия, настроения, качества сна, активности и степени общительности) [3, 6].

Таким образом, полезные свойства музы-котерапии говорят о необходимости ее использования в комплексной работе с пожилыми людьми.

Заключение

В качестве перспективного направления работы с людьми пожилого возраста можно назвать мобильные приложения, разработанные с применением музыкотерапии. На сегодняшний день для данной категории их крайне мало. В 2022 году Казанский государственный институт культуры принял участие в Акселерационной программе «Цифровая арт-терапия», в рамках которой студенты 1 курса направления «Педагогическое образование» (профиль «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер») под руководством Л.И. Салиховой предложили стартап для лиц 55+. Проект был направлен на создание мобильного приложения с музыкально-терапевтической программой в комплексе с визуальным фоном (различные картины природы) для пожилых людей, с платными и бесплатными подписками. До терапии и после нее предполагалось прохождение диагностического тестирования, измерение давления и пульса. По желанию возможно также подключение функции «общение в чате». Остается надеяться, что такого рода приложения будут реализованы в ближайшем будущем и станут дополнительным подспорьем для музыкальных терапевтов и пожилых людей, не имеющих возможность заниматься музыкотерапи-ей офлайн.

Литература:

1. Григорьян М.Ф. Анализ применения медитативных технологий и музыкотерапии в профилактике стрессов людей пожилого возраста // Университетская наука: взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. Т. 2. - Курск, 2016. - С.156-160.

2. Дубровский М.Д. Технологии музыкальной терапии как средство общего оздоровления у пожилых людей // Интернаука.- 2021. -№ 17(193), ч. I. - С 91-93.

3. Евдокимова И.А. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля // Физиотерапевт. - 2008. - №2. - С. 44-51.

4. Митин С.П., Пантелеева В.В. Музыкотерапия как средство психопрофилактики стрессовых состояний в пожилом возрасте // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 11(28). - С.148-157.

5. Морякова И. А. Арт-терапия при когнитивных расстройствах у пожилых людей // Актуальные исследования. - 2020. - №14 (17). - С. 91-93.

6. Оленская Т.Л., Марченко А.А., Шебеко Л.Л. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. - 2015. - №2. - С.15-18.

7. Петрушин В.И. Музыкальная терапия. Новые рубежи. От терапии к коучингу. Интегральный подход. - М.: Городец, 2019. - 512 с.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

9. Самерханова Л.И. Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения // Казанский медицинский журнал. - 2006. - Т. 87, №6. - С. 452-454.

10. Шушарджан Р.С. Рецептивная музыкотерапия в программе комплексного лечения больных гипертонической болезнью: дис....канд. мед. наук. - М., 2013. - 134 с.

11. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. - 363 с.

12. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб.: Респекс, 2000. - 224 с.

References:

1. Grigor'yan M.F. Analiz primeneniya meditativnyh tekhnologij i muzykoterapii v profilaktike stressov lyudej pozhilogo vozrasta // Universitetskaya nauka: vzglyad v budushchee : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 81-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta i 50-letiyu farma-cevticheskogo fakul'teta. T. 2. - Kursk, 2016. - S.156-160.

2. Dubrovskij M.D. Tekhnologii muzykal'noj terapii kak sredstvo obshchego ozdorovleniya u pozhilyh lyudej // Internauka.- 2021. -№ 17(193), ch. I. - C. 91-93.

3. Evdokimova I.A. Muzykal'naya psihoterapiya v kompleksnom lechenii bol'nyh kardiologicheskogo profilya // Fizioterapevt. - 2008. - №2. - S. 44-51.

4. Mitin S.P., Panteleeva V.V. Muzykoterapiya kak sredstvo psihoprofilaktiki stressovyh sostoyanij v pozhi-lom vozraste // Mir pedagogiki i psihologii. - 2018. - № 11(28). - S.148-157.

5. Moryakova I. A. Art-terapiya pri kognitivnyh rasstrojstvah u pozhilyh lyudej // Aktual'nye issledovaniya. -2020. - №14 (17). - S. 91-93.

6. Olenskaya T.L., Marchenko A.A., SHebeko L.L. Istoriya i sovremennye tendencii muzykoterapii // Zdorov'e dlya vsekh. - 2015. - №2. - S.15-18.

7. Petrushin V.I. Muzykal'naya terapiya. Novye rubezhi. Ot terapii k kouchingu. Integral'nyj podhod. - M.: Go-rodec, 2019. - 512 s.

8. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihoterapiya: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: VLADOS, 1999. - 176 s.

9. Samerhanova L.I. Klinicheskaya muzykoterapiya pri ostrom narushenii mozgovogo krovoobrashcheniya // Kazanskij medicinskij zhurnal. - 2006. - T. 87, №6. - S. 452-454.

10. SHushardzhan R.S. Receptivnaya muzykoterapiya v programme kompleksnogo lecheniya bol'nyh giper-tonicheskoj bolezn'yu: dis....kand. med. nauk. - M., 2013. - 134 s.

11. SHushardzhan S.V. Muzykoterapiya i rezervy chelovecheskogo organizma. - M., 1998. - 363 s.

12. El'kin V.M. Celitel'naya magiya muzyki. Garmoniya cveta i zvuka v terapii boleznej. - SPb.: Respeks, 2000. - 224 s.

УДК 378+784.94

Э.Ш. Галиуллина, А.В. Самойлова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНЧЕСКИХ СТАРТАПОВ

Данная статья посвящена актуальной теме внедрения музыкальной терапии в образование на примере проектов стартапов по вокально-хоровой арт-терапии, созданных в 2022 году в Казанском государственном институте культуры в рамках Акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Проводится анализ содержания проектов для выявления возможности применения упражнений по вокально-хоровой терапии на занятиях по хоровым и вокальным дисциплинам в вузе. Для оценки заинтересованности студентов в применении методов вокально-хоровой терапии на занятиях было проведено анкетирование. Проекты стартапов могут пройти испытательную стадию в институте с участием самих студентов, позже быть опробованы на занятиях с детьми в школах, закрепленных для педагогической практи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.