Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕКИНГА СТУДЕНЧЕСКОГО СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕКИНГА СТУДЕНЧЕСКОГО СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трекер / трекинг / студенческий стартап / акселератор / бизнес-модель / цифровая арт-терапия / методология управления / tracker / tracking / student startup / accelerator / business model / digital art therapy / management methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирная Раушания Рафисовна, Кустяева Альбина Растямовна

Наряду с динамикой изменения социоэкономической среды, тенденций и условий ведения бизнеса определяются высокие требования к подготовке современного выпускника, где необходимым ориентиром на перспективное трудоустройство определяется владение бизнес-компетенциями. Решая вопросы формирования бизнес-компетенций в сфере культуры и искусства Казанский государственный институт культуры принял участие в подготовке и реализации Акселерационной программы «Цифровая Арт-терапия», нацеленной на разработки технологий снижения потерь от социально значимых заболеваний. Деятельность профессорско-преподавательского состава варьировалась от руководства программами акселератора до трекерства студенческих стартапов (более 50-ти проектов). Принимая во внимание представительность наставнической функции в подготовке студенческого стартапа назрели вопросы в изучении профессии «трекер», которая характеризуется по технологическим, экономическим, педагогическим и психологическим признакам, а также определении внутренних качеств человека, способного вывести новый продукт на рынок. Собственно, изучение вопросов трекинга студенческого стартапа в области цифровой арт-терапии, послужили основой данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирная Раушания Рафисовна, Кустяева Альбина Растямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRACKING A STUDENT STARTUP IN THE FIELD OF DIGITAL ART THERAPY

Along with the dynamics of changes in the socio-economic environment, trends and business conditions, high requirements for the preparation of a modern graduate are determined, where the necessary orientation for promising employment is determined by the possession of business competencies. Solving the issues of formation of business competencies in the field of culture and art, the Kazan State Institute of Culture took part in the preparation and implementation of the Acceleration program "Digital Art Therapy" aimed at developing technologies to reduce losses from socially significant diseases. The activities of the teaching staff ranged from managing accelerator programs to tracking student startups (more than 50 projects). Taking into account the representativeness of the mentoring function in the preparation of a student startup, there are questions in the study of the "tracker" profession, which is characterized by technological, economic, pedagogical and psychological characteristics, as well as determining the internal qualities of a person capable of bringing a new product to market. Actually, the study of the issues of tracking a student startup in the field of digital art therapy served as the basis of this study.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕКИНГА СТУДЕНЧЕСКОГО СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»

6. Шафажинская Н.Е. Методы художественного творчества в специальной педагогике и коррекцион-ной психологии // Психолого-педагогическое сопровождение здоровьесбережения в постиндустриальном обществе. - Москва : Ваш формат, 2022. - С. 410-429.

7. Щербакова Е.В., Кузнецова Н.М. Развитие познавательной активности детей с ЗПР через активизацию конструктивной деятельности // Артемовские чтения: материалы XIII Междунар. науч. конф. - Самара: Научно-технический центр, 2021. - С. 295-301.

8. Чемерилова И.А., Боронина К.И. Экспериментальная работа по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования // Психолого - педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. - Ульяновск: Зебра, 2021. - С. 92-128.

References:

1. Voropaeva O.M., Pastushkov V.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya detej s OVZ // Molodezh'. Obrazovanie. Nauka. - 2022. - №1 (17). - S. 87-93.

2. Gordeeva N.B. Individual'noe obuchenie dekorativno - prikladnomu iskusstvu detej s OVZ v Centre detskogo tvorchestva «Vega» goroda Kandalakshi // Aktual'nye voprosy obrazovaniya v XXI veke: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / Murmanskij arkticheskij gosudarstvennyj universitet . - Murmansk, 2017. - S. 4952.

3. Dushkina YU.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost', kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoj kul'tury u detej s OVZ / / Pedagogika XXI veka: tradicii i innovacii: sb. nauch. tr. Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchasti-em / Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyanshanskogo . - Lipeck, 2018. -S. 102-104.

4. Novickaya A.V. Netradicionnye tekhniki izobrazitel'noj deyatel'nosti i ih vliyanie na intellektual'noe i tvorcheskoe razvitie detej s OVZ // Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: rezul'taty novogo vremeni i vzglyad v bu-dushchee: sb. materialov Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem /Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii (Kirov). - Krasnodar, 2020. - S. 334-340.

5. Tregubova A.I. Razvitie detej s OVZ sredstvami ruchnogo hudozhestvennogo truda // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya: materialy nauch. sessii Borisoglebskogo filiala FGBOU VO «VGU». - Boriso-glebsk: Kristina i K, 2018. - S. 268-270.

6. SHafazhinskaya N.E. Metody hudozhestvennogo tvorchestva v special'noj pedagogike i korrekcionnoj psi-hologii // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberezheniya v postindustrial'nom obshchestve. - Moskva : Vash format, 2022. - S. 410-429.

7. SHCHerbakova E.V., Kuznecova N.M. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti detej s ZPR cherez aktivizaciyu kon-struktivnoj deyatel'nosti // Artemovskie chteniya: materialy XIII Mezhdunar. nauch. konf. - Samara: Nauchno-tekhnicheskij centr, 2021. - S. 295-301.

8. CHemerilova I.A., Boronina K.I. Eksperimental'naya rabota po organizacii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej s OVZ v organizaciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya // Psihologo - pedagogicheskoe soprovozhdenie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obrazovaniya: eksperimental'nye issledovaniya. - Ul'yanovsk: Zebra, 2021. - S. 92-128.

УДК 338.467.6+37.035.3

Р.Р. Мирная, А.Р. Кустяева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕКИНГА СТУДЕНЧЕСКОГО СТАРТАПА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Наряду с динамикой изменения социоэкономической среды, тенденций и условий ведения бизнеса определяются высокие требования к подготовке современного выпускника, где необходимым ориентиром на перспективное трудоустройство определяется владение бизнес-компетенциями. Решая вопросы формирования бизнес-компетенций в сфере культуры и искусства Казанский государственный институт культуры принял участие в подготовке и реализации Акселерационной программы «Цифровая Арт-терапия», нацеленной на разработки технологий снижения потерь от социально значимых заболеваний. Деятельность профессорско-преподавательского состава варьировалась от руководства программами акселератора до трекерства студенческих стартапов (более 50-ти проектов). Принимая во внимание представительность наставнической функции в подготовке студенческого стартапа назрели вопросы в изучении профессии «трекер», которая характеризуется по технологическим, экономическим, педагогическим и психологическим признакам, а также определении внутренних качеств человека, способного вывести новый продукт на рынок. Собственно, изучение вопросов трекинга студенческого стартапа в области цифровой арт-терапии, послужили основой данного исследования.

Ключевые слова: трекер, трекинг, студенческий стартап, акселератор, бизнес-модель, цифровая арт-терапия, методология управления

Raushania R. Mirnaya, Albina R. Kustyaeva METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRACKING A STUDENT STARTUP IN THE FIELD OF DIGITAL ART THERAPY

Along with the dynamics of changes in the socio-economic environment, trends and business conditions, high requirements for the preparation of a modern graduate are determined, where the necessary orientation for promising employment is determined by the possession of business competencies. Solving the issues of formation of business competencies in the field of culture and art, the Kazan State Institute of Culture took part in the preparation and implementation of the Acceleration program "Digital Art Therapy" aimed at developing technologies to reduce losses from socially significant diseases. The activities of the teaching staff ranged from managing accelerator programs to tracking student startups (more than 50 projects). Taking into account the representativeness of the mentoring function in the preparation of a student startup, there are questions in the study of the "tracker" profession, which is characterized by technological, economic, pedagogical and psychological characteristics, as well as determining the internal qualities of a person capable of bringing a new product to market. Actually, the study of the issues of tracking a student startup in the field of digital art therapy served as the basis of this study.

Key words: tracker, tracking, student startup, accelerator, business model, digital art therapy, management methodology

Введение

Концепция человеческого будущего тесно связана с понятием прогресса. Уже в ближайшем будущем согласно Атласу новых профессий, трекеру (ментору) отводятся блестящие перспективы, несмотря на то, что в наше время на рынке труда его встретить почти невозможно и чаще всего это люди, работающие в качестве управленцев в крупных корпорациях или предприниматели с практическим опытом успешного бизнеса и менеджмента/кризис-менеджмента. Обучиться на трекера возможно на краткосрочных программах, а применить полученные навыки в деятельности бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, в командах стартап-студий и частной проектной деятельности. Данное исследование посвящено изучению недирективной позиции трекера и тонкостей руководства проектами «цифровой арт-терапии».

Цифровая арт-терапия - есть новые средства творчества, которые порождают новые формы выражения для арт-терапии. Например, опыт виртуальной реальности сочетается с возможностями художественного самовыражения и расширяет терапевтические возможности, или в такой реальности создается индивидуальная среда клиента в процессе терапии, которая в итоге может быть адаптирована к клиническим потребностям любого человека. Или, например, цифровые проекты, как стартапы, разработанные студенческими командами в рамках акселератора: это онлайн-сервис с музыкотерапевтом «Soul Music»; мобильное приложение «Cos-mosoundtherapy», на опыт которых мы будем ссылаться.

Материалы и методы

Целью обзора является анализ методологических аспектов трекинга и рассмотрение основ эффективного наставничества студен-

ческими стартапами в области цифровой арт-терапии. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: теоретические (методы-операции: анализ, обобщение, конкретизация) и эмпирические (методы-операции: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, экспертные оценки; методы-действия: изучение и обобщение опыта). К используемым материалам исследования относятся документы и паспорта стартапов по Акселера-ционной программе «Цифровая Арт-терапия», а также опыт реализации программы «Музыкальная терапия» доктора культурологии, профессора Казанского государственного института культуры Т.Ю. Гордеевой.

Литературный обзор

Теоретической основой исследования явились научные труды по цифровой арт-терапии А.А. Адаскиной [1],

A.Ю. Шмигановской [13]; по музыкальной терапии Т.Ю. Гордеевой [3; 4; 5; 10]; по экономике и бизнесу К.Р. Аршакяна [14], А.С. Ежова [6], С.Г. Креневой [7], А.Г. Пригульного [8], И.В. Раевой [9], А.Ш. Хайруллина [11],

B.И. Чечиной [12].

Результаты

Обращаясь к формированию предпринимательских компетенций у выпускников вузов, хочется отметить, что образовательная форма студенческого стартапа является возможностью вливания в бизнес-систему, основанную на высоких технологиях и научных открытиях, которая имеет возможности получать высокие доходы и оставаться лидером на рынке на долгие годы. Эта перспектива решает вопросы трудоустройства выпускников и увеличения доли малого и среднего предпринимательства на российском и международном рынках. Проблема является актуальной и отражается в государственной про-

грамме Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период с 2019 по 2024 годы, которая нацелена на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, к льготному финансированию и увеличению численности занятых малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей до 25 млн человек.

Рассмотрим основные характеристики понятий «стартап» и «трекер».

Стартап (startup, букв. «стартующий») -это временная структура (проект) с короткой историей операционной деятельности, направленная на реализацию масштабированной бизнес-модели и характеризующаяся элементом новизны предлагаемого продукта или услуги и имеющим четыре характерных признака: в основе проекта абсолютно новая идея или инновация; быстрота создания; молодой возраст стартаперов/авторов проекта; высокий риск [9, с.46-47].

В процессе подготовки стартапа у команды развиваются предпринимательские навыки, жизненно важные для успешного развития продукта. Являясь технологическими разработчиками (прототипа изделия, MVP) и обеспечивая жизнеспособность бизнес-модели необходимо проводить маркетинговые исследования для измерений степени удовлетворения потребностей потребителем созданным продуктом/услугой, это повлияет на успешность проекта [14, с.98].

Благоприятная бизнес-среда (правовая база, налоговый режим, рыночные возможности, государственная помощь) и наличие де-

лового климата также имеют решающее значение для успешной работы и развития стартапа. Наличие институциональной структуры служит основой экосистемы стартапов, которая, в свою очередь, обеспечивает: доступ к финансированию через бизнес-ангелов и венчурные фонды; изучение предпринимательских ноу-хау; развитие навыков посредством тренингов и обучающих программ - инкубаторы, акселерационные программы; создание сообщества стартапов [14, с.99].

Согласно Википедии «трекер - специалист, отвечающий за организационную поддержку команды стартапа в рамках процесса акселерации («ускоритель», социальный институт поддержки стартапов)» [2].

Основной компетенцией трекера считается способность в технике направляющих вопросов в поиске путей развития и ценностей стартапа. В зависимости от ситуации, трекер должен быть способен масштабировать деятельность компании, выделить наиболее удачную гипотезу из пересмотренных, найти способы решения проблем команде, которая находится в кризисе и дать реальную оценку состоятельности стартапа. Стадии включения трекера в работу могут быть различными, например: с момента идеи до момента успешной реализации, включение на начальном этапе - на старте (доработка идеи), включение в момент возникновения проблем и трудностей с командой. Профессия трекера основана на знании как вести дела, умении обходить подводные камни, и неотъемлемых навыках системного мышления, опыта управления проектами, владения коммуникацией, деловой хваткой и т.д. (Рис.1.)

Рис.1. Качества трекера и области профессиональной деятельности

Трекинг студенческого стартапа, есть процесс консультационной помощи студенческой команде с помощью наводящих вопросов, организации мозговых штурмов, экспертизе, контроле и исполнении принципиально стратегических шагов в развитии стартапа и способствующий самостоятельному формулированию целей, ценностных предложений, ключевых видов деятельности, потребительских сегментов, ключевых ресурсов, точек роста (согласно бизнес-моделям А. Остервальдера, Г. Фильдера, А. Русняка, Н. Гульчевской, М. Джонсона, И. Элина и др.).

Трекинг имеет важные преимущества для бизнеса, это, и вскрытие проблем, которые не замечают внутренние сотрудники, и независимое объективное мнение о проекте, и ускорение развития проекта, и улучшение коммуникации, а также экономия предпринимательских ресурсов, которые могут быть потрачены впустую, и, как правило, длится около трех месяцев.

Этапы трекинга. I этап. Сбор данных о проекте, выявление проблем и стратегий развития. II этап. Разработка пошагового плана и устранение «слабых зон» проекта. III этап. Тестирование или промежуточная статистика, возможная смена стратегии. IV этап. Цикличное достижение целей (на достижение цели, как правило, уделяется 1 неделя).

Предприниматель и наставник (трекер) должны доверять друг другу на всех этапах реализации проекта. Для полного погружения в специфику проекта выделяется ряд ключевых аспектов в подготовке его старта: 1. Методики (внедрение управленческих методик трекера-консультанта: трекшн-карты, Customer Development/работа с потребителем, HADI-циклы/проверка гипотез, юнит-экономика); 2. Фокусировка (помощь в принятии решений предпринимателю); 3. Работа с командой (выстраивание коммуникации между участниками команды и с руководителем проекта); 4. Экспертиза и нетворкинг (передача опыта и экспертиза проекта). Окончательные решения по проекту принимает его основатель, трекер лишь указывает на существующие пробелы и проблемные зоны и предлагает возможное их решение, выстраивает стратегию, которую разработчики вправе принять или отвергнуть.

Обратимся к опыту трекинга студенческих стартапов акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Казанского государственного института культуры.

«Цифровая арт-терапия» - образовательный акселератор, реализуемый Казанским государственным институтом культуры в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 4 квартале 2022 года. Технологическое направление акселерацион-ной программы: технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний. В структуре акселератора пять тематических направлений: музыкальная терапия, художественные ремесла, мультимедийные искусства, хореографическое искусство, библиотерапия.

Интерес к арт-терапевтическим практикам, в том числе с применением цифровых ресурсов, в последнее время растёт, это связано с совокупностью неблагоприятных стрессовых факторов (повышенная нагрузка, монотонная работа, шум, накопление агрессии, неопределенность и нарушение привычного образа жизни, страх и т.д.), которые могут вызвать существенные проблемы, связанные со здоровьем человека.

Анализируя методологические аспекты трекинга цифровых арт-терапевтических проектов, студенческих стартапов, в рамках программы «Музыкальная терапия» рассмотрим подготовку проектов: онлайн-сервис с музыкотерапевтом «Soul Music» и мобильное приложение «Cosmosoundtherapy». Трекерами были организованы спринт-сессии по проработке научно-исследовательского, технологического, экономического и организационно-управленческого аспектов и генерации идей студенческими командами.

Научно-исследовательский аспект. Если в бизнесе нет научной составляющей, которая способствует экономическому развитию, он не может считаться высокотехнологичным. Однако, между бизнесом и наукой стоит множество барьеров. Во-первых, у стартапов есть конкретная цель, это получение коммерческого результата, прибыли, у науки - проведение исследований и результаты интеллектуальной деятельности. Целесообразным считается привлечение научной команды к реализации проектов, например, в качестве экспертов, научных руководителей или передача научно-исследовательских услуг на аутсорсинг. Во-вторых, количественные показатели стартапа и творческий процесс, поиск уникального ноу-хау науки, относящимся к разным категориям бизнес-составляющей, подразумевают высокую потребность в коммуникации и трансформации «языкового ба-

рьера» между учеными и бизнесменами: четкое разделение задач, распределение ролей и объединение функций в успешное предприятие: тренды и трансляция запросов рынка и передовые разработки с полученными результатами. В-третьих, уязвимость ученых в выстраивании отношений с коммерческими структурами в вопросах интеллектуальной собственности. В-четвёртых, качество конечного продукта, изготовленного и протестированного в научной лаборатории не всегда может сработать в масштабе стартап-компании, которая должна выбрать верный путь в работе с целевой аудиторией, проанализировать рынок, проработать маркетинговую стратегию и довести технологию до максимально приемлемой. В-пятых, срок проведения исследований может тянутся долгое время, это зависит от заключенных договоров, которые проходят через госбюджет, в отличие от «быстрого бизнеса». В-шестых, наукоемкий бизнес, легитимная передача интеллектуальной собственности стартапам, например, выкуп патентов и использование их по своему усмотрению или заключение лицензионного соглашения об использовании патентов в оговоренном объеме.

Подготовка стартапов музыкальной терапии включала научно-исследовательский аспект, и ссылалась на исследования отдельных ученых, с которыми запланированы заключения договоров об использовании интеллектуальной собственности. В процессе подготовки проекта «Soul Music» командой были изготовлены музыкально-терапевтические программы с включением композиций седативного, гармонизирующего и тонизирующего характера для всех типов темперамента, состоящие из 8-10-ти композиций и исследованы эмоциональные реакции на их прослушивание у группы тестируемых. Проведена теоретическая и практическая обоснованность методов музыкальной терапии проектируемого стар-тапа. Команда ссылалась на исследования по музыкальной терапии Сергея Шушарджана. Научным основанием для разработки стартапа «Cosmosoundtherapy» стали исследования Джеффри Томсона. Его исследования и патенты связаны, в частности, и с «космической музыкой», с использованием специально обработанных звуков, которые применяются для погружения в изменённые состояния сознания, для снятия стрессов и нормализации сна. В основе решения - избавление от психоэмоциональных симптомов посредством акустической стимуляции - неинвазивного воздей-

ствия на человека - альтернативы фармакологическому методу. Разновидностью их является т.н. «эффект бинауральных биений». Научной базой здесь стали исследования Д.Е. Шумова, П.А. Индурского, Я. Борна, Дж. Тонони (см. табл. 1).

Технологический аспект. Запуская технологический стартап следует придерживаться модели разработки продукта, основанной на шести фазах: 1. Планирование (поиск проблем и способов их решения, постановка цели, подбор ресурсов, изучение рынка и конкурентов); 2. Анализ системы (определение требований конечного пользователя системы, возможность осуществления запросов); 3. Дизайн (архитектура, интерфейс, компоненты системы, рисунок проекта); 4. Разработка и внедрение (написание кода, настройка системы под требования и функции); 5. Тестирование (проверка полученного результата, тестирование продукта автоматизированными тестами, выявление дефектов и их устранение); 6. Поддержка системы (выпуск обновлений, оценка производительности).

Подбор модели разработки согласуется со специалистом разработчиком и варьируется от классических, делающих акцент на последовательности, сроках и конечных требованиях к продукту (Code and Fix, Waterfall, V-Model, инкрементной, спиральной и итеративной моделях, RAD-Model) до гибкого, с возможностями изменения каждой итерации (Agile).

В обоих проектах стартапов используется итеративная классическая модель разработки продукта, т.е. сначала делается базовая модель, а затем следуют итерации по её усовершенствованию (краткое описание технологического аспекта см. табл. 1).

Экономический аспект. Отсутствие адекватной финансовой модели стартапа и достижение «точки невозврата», момента, когда финансы потрачены, а идея не работает, могут привести к его несостоятельности и провалу. Экономическая модель стартапа, есть абстрактный макет хода развития проекта, с описанием реальных и ожидаемых доходов. Систематизация информации включает прогнозы на будущее предприятия (внутренние и внешние факторы), отчёты о прибыли и убытках, движение активов, рентабельность продукта.

Финансовое моделирование в процессе разработки студенческого стартапа, один из важнейших инструментов планирования бизнеса и его презентации инвесторам, а также

оптимизации ресурсов проекта. Исходя из этого, моделируются: анализ и структуризация доходов (определение источников дохода, формирование правил и плана продаж, анализ рынка сбыта, расчёт итогового входящего денежного потока, фиксирование себестоимости продаж); подсчёт расходов (расходы по оказанию услуг или продажи продукции, валовая прибыль, постоянные расходы: аренда, оплата персонала, содержание производственного оборудования); оценка операционной деятельности; включение дополнительных переменных: амортизация, налоги и проценты (суммарные затраты на закупку средств производства, амортизация для финансового учёта, налоговые вычеты, суммы займов и их регулярные выплаты).

В качестве основополагающей бизнес-модели командами студенческих стартапов была выбрана бизнес-модель Остервальдера. Предполагаемые источники финансирования стартапов «Soul music» и

«Cosmosoundtherapy»: субсидии «студенческий стартап», гранты, спонсоры, средства венчурного фонда, инвестиции, реализация продукта. Примеры некоторых расчетов бизнес-плана.

Стартап «Soul music», рентабельность проекта: при средней цене консультации у му-зыкотерапевта с полной диагностикой состо-

яния клиента в 2500 рублей и посещение ~ 600 консультаций за год, мы имеем: в течение 3 лет выручка составит 4,5 млн. руб. при первоначальных инвестициях в 1 млн. руб. Рентабельность проекта за 3 года составит (4,5 / 1 х 100)- 100 = 350%.

Стартап «Cosmosoundtherapy», потенциал рынка: 1. По ключевым запросам Яндексстат «музыка для расслабления» (169400 запросов), «музыка от депрессии» (5961 запрос); «музыка от бессоницы» (198496 запросов); «скачать космическую музыку» (4943 запроса). Итого в месяц ~ 400 тыс. запросов. 2. Конкуренты (мобильные приложения): комическая музыка: 3+, дата выпуска 8.12.2014, скачиваний > 100000; расслабляющая музыка: 3+, дата выпуска 31.08.2017, скачиваний > 1000000; I Doser Premium: 12+, дата выпуска 30.05.2011, скачиваний > 50000. Итог: планируется в течение трёх лет ~ 50000 скачиваний по цене 249 рублей. Общий объем поступлений составит: 12,5 млн. рублей (см. табл. 1).

Организационно-управленческий аспект. Единого подхода к организации стартапа не существует, инициаторы принимают решение об этапах роста проекта в зависимости от целей и привлечения внешнего финансирования. Предлагаем схему студенческого старта-па в области цифровой арт-терапии в виде следующих бизнес-шагов (Рис. 2).

Рис.2. Бизнес-шаги студенческого стартапа

В отличие от процессного управления, менеджменту стартапа свойственны нестандартные вызовы, здесь меняется образ мышления участников проекта. Развитию стартапа может помешать излишняя стабильность сотрудников в виде высокой зарплаты, карьеры и общественного признания, она влияет

на мотивацию к развитию и усугубляет ригидность нового видения и профессиональных навыков.

Команды студенческих стартапов «Soul music» и «Cosmosoundtherapy» состоят из молодых и перспективных кадров, начинающих свой бизнес-путь впервые. Учитывая низкий

опыт реализации проектов в области музыкальной терапии планируется консультационная поддержка и сертификация проектов в Академии медицинской реабилитации, клинической психологии и музыкотерапии

(г. Москва) и заключение партнерской поддержки в виде разработки технологического аспекта онлайн-сервиса и мобильного приложения с Университетом Иннополис (г. Иннополис).

Табл. 1. Описание характеристик студенческих стартапов по «Музыкальной терапии»

эоекты аспекты

Онлайн-сервис с музыкотерапев-том «Soul Music»

Мобильное приложение «Cos_mosoundtherapy»_

Научно-исследовательский

аспект

В предоставление онлайн-услуг входит входное диагностирование клиента и подбор музыкально-терапевтической программы путем выявления основных характеристик личности и ее эмоционального состояния (тесты Люшера, Айзенка и др.). Подбор программ по методике Сергея Шушарджана.

Научное обоснование проекта строится на серьезных исследованиях доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой инте-гративной медицины и научной му-зыкотерапии НОЧУ ДПО «Российская академия медико-социальной реабилитации», ректора ООО «Академия медицинской реабилитации, клинической психологии и музыкотерапии» Сергея Вагановича Шушарджана.

Прослушивание специально подобранных композиций, звуков, модулированных частотами альфа-, тета-и дельта-диапазона колебаний человеческого мозга, гармонично сочетающихся с каждым инструментом, звуками природы и космическими звуками из коллекции Nasa Spase Sound. Все звуки преобразованы в стереофоническое поле, чтобы наиболее эффективно воздействовать на левое и правое полушария мозга, что является еще одним уровнем модуляции его ритмической активности. Затем эти звуки подвергаются дополнительной обработке, порождая новые слои частотных пульсаций, резонирующих с особыми формами, альфа-, тета- и дельта-волн мозга и углубляя тем самым измененное состояние сознания, что и было разработано профессиональным музыкантом и целителем - доктором Джеффри Томпсоном. При записи данного альбома в нем использованы три типа модуляции, в диапазоне от 3,5 до 13 гц._

Технологический аспект

Основным инструментом для предоставления услуги является сайт - платформенный программный продукт, на базе которого клиент знакомится с общей информацией и проходит онлайн-консультацию у специалистов. Продукт представляет собой музыко-терапевтические онлайн-консультации с использованием га-джетов, имеющих доступ в интернет и возможность связаться со специалистом через сервисы видеоконференций, а также подбор музыкально-терапевтических программ на основе входного диагностирования клиента.

Программный продукт предназначен для смартфонов, компьютеризированных наручных часов. Приложение

Cosmosoundtherapy, где будет представлен ряд композиций - музыки планет, записанных вояджерами из космоса при помощи специального метода - сонифи-кации - Symphony of planets NASA Space Sound Series (1989).

Каждый музыкальный трек предоставляет ряд ассоциаций, которые позволяют сформировать положительные эмоции позитивное настроение.

Экономический аспект

Доходы:

1. Платные онлайн-консультации от специалистов;

2. Доходы от рекламы, размещенной на сайте;

3. Семинары выездные для крупных корпораций и фирм с музыкально-терапевтическими тренингами (по договорам о сотрудничестве).

Конкурентные преимущества:

- онлайн-доступность;

- консультации по безопасному

В бизнес-модели за основу предлагается взять стратегию ориентации на потребителя. Для этого изначально данное цифровое приложение будет распространено в системах: Googleplay, AppStore (с бесплатной демо-версией на 7 дней).

Доходы:

1. Платная модель пользования приложением;

2. Доходы от рекламы, вписанной в приложение.

видео-чату; - простое управление расписанием и его подбор; - возможность занятий из любой точки России; - подбор индивидуальной музыко-терапевтической программы; - веб-площадка, не требующая переходов на другие сайты.

Организационно-управленческий аспект Команда проекта состоит из: руководителя проекта, инициатора; специалиста по кадрам, музыкотерапев-тов, психотерапевтов; аналитика данных; координатора сайта; специалиста по маркетингу; специалиста по связям с общественностью; PR-менеджера; координаторов по направлениям «музыкальной терапии» - выездные тренинги; менеджера по развитию; специалиста по диагностическим тестам; специалиста по БММ. Команда проекта состоит из: руководителя, автора проекта; аналитика; сетевого менеджера; технического менеджера, технического редактора; менеджера; специалистов по связям с общественностью; ассистентов; музыкального психолога/музыкального терапевта; дизайнера; разработчика приложения (Ьаскеп^тестировщик); &оШ;еп^ разработчика; аранжировщика-композитора.

Обсуждение

В качестве управленческих методик, по нашему мнению, наиболее интересны Lean Startup и HADI-циклы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lean Startup («Бережливый стартап») заключается в постоянном тестировании продукта и позволяет успешно реализовать недостаточно обоснованную идею без значительных расходов, на основании внесения корректив в минимально жизнеспособный продукт (MVP) согласно обратной связи с потребите-

> а)

лями. Бережливое отношение при Lean Startup распространяется и на ресурсы компании, его сотрудников и время.

HADI-циклы - методика позволяющая проверять гипотезы бесконечного цикла в 4 этапа: H - формулирование гипотезы; A - действие; D - сбор данных; I - выводы. Здесь команда выясняет, как определённое действие влияет на показатели бизнес-проекта, а после прохождения 4-х этапов формулируется новая гипотеза (Рис.3).

Н li inioieia) Л (действие) 1) (данные) I (выводы)

Можно Он)Алнкона|ь Среднее Ожидаемый

ПОВЫСИ1Ь информацию количес! во )ффек|:

пока имели и сделать рассылок в увеличение

продаж. если рассылку о неделю в продаж на

слслап. продукте в социальных 10%

рассылку в социальных сетах в

социальных сетах цифрах

С (MUX

Рис.3. HADI-цикл

Заключение

Трекинг студенческих стартапов в области цифровой арт-терапии, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ и ни одного существенного недостатка, которые могут повлиять на успешность проектов. Во-первых, ориентация на психологическое и физическое оздоровление путем использования цифровых ресурсов и инструментов удалённого здравоохранения имеет несомненное преимущество, однако, к таким проектам сложнее всего привлечь инвестиции. Это связано, прежде всего, с долго-

срочным вкладом, который не ощутим физически, и его нельзя взвесить и оценить в финансах. Во-вторых, музыка во все времена сопровождает нашу жизнь, делая её насыщенной и яркой, и интерес к музыке не угаснет в будущем. В-третьих, главное преимущество, потенциал рынка «искусства - как лекарства» и использования невербального языка, как попытки обратиться к невыразимой части себя, есть вклад в человеческий капитал, который является самым ценным ресурсом современной экономики.

Литература:

1. Адаскина А.А. Терапевтические возможности цифрового художественного творчества || Современная зарубежная психология. - 2021. - Т.10, №4. - С. 107-11б.

2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:||ru.wikipedia.org|wiki|Tрекер_(специальность) (дата обращения: 26.12.2022).

3. Гордеева Т.Ю. Опыт образовательной программы «Педагогическое образование (музыкальная терапия)» в Казанском институте культуры || Музыкознание: Искусство. Культура. Образование: сб. ст. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Института "Академия имени Маймонида" Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г.Москва, 10 января 2020 г. | под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной. - Москва, 2020. - С. 31-37.

4. Гордеева Т.Ю. Опыт внедрения образовательной программы «Педагогическое образование (музыкальная терапия)» в Казанском институте культуры || Методы социальной адаптации и реабилитации в учебной и внеурочной деятельности средствами музыкальной терапии лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб.-метод. пособие. - Казань: Медицина, 2021. - С. 9-1б.

5. Гордеева Т.Ю. Здоровьесберегающие возможности певческого голоса, музыкального звука и ритма || Музыкознание: Искусство. Культура. Образование: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Института "Академия имени Маймонида" Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, 22-24 апреля 2021 г. | под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной. - Москва, 2021. - С. 39-44.

6. Ежов А.С. Инновационный стартап - ключевой элемент национальной инновационной системы в России || Бизнес. Образование. Право. - 2020. - №1(50). - С. 250-255.

7. Кренева С.Г., Лежнина Т.А., Яровиков А.Н. Гибкое управление стартап компанией || Управленческий учет. - 2021. - №12-3. - С. 718-728.

8. Пригульный А.Г. Алгоритм управления стартап-проектом: от принятия решения до успешного руководства 11 Наука и бизнес: пути развития. - 2021. - №7(121). - С. 123-128.

9. Раева И.В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки || Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2021. - №6(237). - С. 45-55.

10. Савич Л.Е., Гордеева Т.Ю. Казанский государственный институт культуры - научно-образовательный центр развития инновационных арт-терапевтических технологий || Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья: сб. науч. ст. участников электронной научной конференции с международным участием, г.Казань, 25 декабря 2015 г. | Казан. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред.: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; сост.: Л.Е. Савич, А.С. Нурмухаметова. - Казань, 2016. - С. 3-17.

11. Хайруллин А.Ш. Стартап-проект как вид предпринимательской деятельности || Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: сб. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф., г.Пенза, 17-18 сентября 2020 г. | Пензенский гос. аграр. ун-т - Пенза, 2020. - С. 161-1б4.

12. Чечина В.И., Селевич Т.С. Преимущества и недостатки участия стартап-проектов в акселерационных программах 11 Новая экономика и региональная наука. - 201б. - №3(6). - С. 245-249.

13. Шмигановская А.Ю., Рычкова О.В. Онлайн арт-терапия: адаптация метода, показания к использованию || Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2021. - Т. 10, №4-1. - С. 44-51.

14. Arshakyan K.R. Strartups: contemporary forms and challenges // Известия высоких технологий. -

2020. - №3(14). - P. 95-102.

References:

1. Adaskina A.A. Terapevticheskie vozmozhnosti cifrovogo hudozhestvennogo tvorchestva // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. - 2021. - T.10, №4. - S. 107-11б.

2. Vikipediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Treker_(special'nost') (data obrashcheniya: 2б.12.2022).

3. Gordeeva T.YU. Opyt obrazovatel'noj programmy «Pedagogicheskoe obrazovanie (muzykal'naya tera-piya)» v Kazanskom institute kul'tury || Muzykoznanie: Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie: sb. st. po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Instituta "Akademiya imeni Majmonida" Rossijskogo gosudarstvennogo universi-teta imeni A.N. Kosygina (Tekhnologii. Dizajn. Iskusstvo), g.Moskva, 10 yanvarya 2020 g. / pod obshch. nauch. red. YA.I. Sushkovoj-Irinoj. - Moskva, 2020. - S. 31-37.

4. Gordeeva T.YU. Opyt vnedreniya obrazovatel'noj programmy «Pedagogicheskoe obrazovanie (muzykal'naya terapiya)» v Kazanskom institute kul'tury 11 Metody social'noj adaptacii i reabilitacii v uchebnoj i vneu-rochnoj deyatel'nosti sredstvami muzykal'noj terapii lic s invalidnost'yu i OVZ: ucheb.-metod. posobie. - Kazan': Medicina, 2021. - S. 9-1б.

5. Gordeeva T.YU. Zdorov'esberegayushchie vozmozhnosti pevcheskogo golosa, muzykal'nogo zvuka i ritma // Muzykoznanie: Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Instituta "Akademiya imeni Majmonida" Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.N. Kosygina (Tekhnologii. Dizajn. Iskusstvo), g. Moskva, 22-24 aprelya 2021 g. / pod obshch. nauch. red. YA.I. Sushkovoj-Irinoj. - Moskva,

2021. - S. 39-44.

6. Ezhov A.S. Innovacionnyj startap - klyuchevoj element nacional'noj innovacionnoj sistemy v Rossii // Biz-nes. Obrazovanie. Pravo. - 2020. - №1(50). - S. 250-255.

7. Kreneva S.G., Lezhnina T.A., YArovikov A.N. Gibkoe upravlenie startap kompaniej // Upravlencheskij u-chet. - 2021. - №12-3. - S. 718-728.

8. Prigul'nyj A.G. Algoritm upravleniya startap-proektom: ot prinyatiya resheniya do uspeshnogo ruko-vodstva // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2021. - №7(121). - S. 123-128.

9. Raeva I.V. Startap: ponyatie, osobennosti, metody ocenki // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. - 2021. - №6(237). - S. 45-55.

10. Savich L.E., Gordeeva T.YU. Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury - nauchno-obrazovatel'nyj centr razvitiya innovacionnyh art-terapevticheskih tekhnologij / / Art-terapiya kak faktor formirovaniya social'nogo zdorov'ya: sb. nauch. st. uchastnikov elektronnoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, g.Kazan', 25 dekabrya 2015 g. / Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv; nauch. red.: L.E. Savich, S.V. SHushardzhan; sost.: L.E. Savich, A.S. Nurmuhametova. - Kazan', 2016. - S. 3-17.

11. Hajrullin A.SH. Startap-proekt kak vid predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Aktual'nye problemy guma-nitarnyh i obshchestvennyh nauk: sb. st. VI Vseros. nauch.-prakt. konf., g.Penza, 17-18 sentyabrya 2020 g. / Pen-zenskij gos. agrar. un-t - Penza, 2020. - S. 161-164.

12. CHechina V.I., Selevich T.S. Preimushchestva i nedostatki uchastiya startap-proektov v akseleracionnyh programmah // Novaya ekonomika i regional'naya nauka. - 2016. - №3(6). - S. 245-249.

13. SHmiganovskaya A.YU., Rychkova O.V. Onlajn art-terapiya: adaptaciya metoda, pokazaniya k ispol'zova-niyu / / Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. - 2021. - T. 10, №4-1. - S. 44-51.

14. Arshakyan K.R. Strartups: contemporary forms and challenges // Izvestiya vysokih tekhnologij. - 2020. -№3(14). - P. 95-102.

УДК 02:004

Ю.В. Маслова

БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ БИБЛИОТЕКИ

В центре представленного исследования находится проект организации курьерской библиотечной доставки книг как средства библиотерапии. В статье представлены библиотерапевтические практики масштабируемого проекта и сервиса «Библиотечный курьер» с описанием возможностей его использования в перспективе внедрения сервиса в библиотеки Республики Татарстан. Есть надежда, что использование этой услуги может помочь развитию библиотечных коллекций, дальнейшему росту и продвижению услуги как библиотерапевтического инструмента. Проект «Библиотечный курьер» - это в первую очередь служба доставки библиотечных фондов всем пользователям без ограничений, который содействует созданию библиотерапевтического эффекта и расширению возможностей профилактики и преодоления социально значимых заболеваний на основе комфортного доступа к информационным ресурсам библиотеки, в т.ч. с помощью современных информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: библиотека, библиотерапия, библиотечный курьер, проектная деятельность, социальное влияние

Yuliya V. Maslova BIBLIOTHERAPEUTIC PRACTICES IN PROJECT ACTIVITIES AS THE BASIS OF THE LIBRARY'S SOCIAL INFLUENCE

At the center of the presented research is the project of organizing courier library delivery of books as a means of bibliotherapy. The article presents the bibliotherapeutic practices of the scalable project and the Library Courier service with a description of the possibilities of its use in the future of the introduction of the service in the libraries of the Republic of Tatarstan. It is hoped that the use of this service can help the development of library collections, further growth and promotion of the service as a bibliotherapeutic tool. The Library Courier project is primarily a service for the delivery of library collections to all users without restrictions, which contributes to the creation of a bibliotherapeutic effect and the expansion of opportunities for the prevention and overcoming of socially significant diseases based on comfortable access to library information resources, including with the help of modern information and communication technologies.

Key words: library, bibliotherapy, library courier, project activity, social impact

Введение

В последние годы наблюдается всплеск терапевтического использования книг. Имея первоначальные корни в психодинамической теории, доступные модели библиотерапии

подчеркивают особенности взаимосвязи между личностью читателя и когнитивным и аффективным опытом, предлагаемым через литературу. Библиотерапия, как часть экспрессивной терапии, предполагает система-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.