Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА ТАТАРСТАНА КАК ОСНОВА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ КАЗГИК'

ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА ТАТАРСТАНА КАК ОСНОВА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ КАЗГИК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / акселерационная программа / народные художественные промыслы / проектная деятельность / art therapy / acceleration program / folk art crafts / project activity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмутова Мадина Мухаметовна, Быков Глеб Алексеевич

В данной статье раскрывается актуальность поиска и внедрения инновационных методов изучения, сохранения и развития традиционных художественных ремесел в образовательном процессе вуза для привлечения учащейся молодежи в проектную деятельность, направленную на создание стартапов в сфере применения арт-терапевтических технологий. Освоение художественных технологий в рамках теоретических аудиторных занятий, работа творческих объединений и мастерских направлены на изучение истоков самобытных традиций Республики Татарстан. Сферой профессиональной деятельности выпускников-дизайнеров в рамках указанной темы научного исследования могут стать проекты, научно-исследовательская и творческая деятельность в области арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL ART CRAFTS OF TATARSTAN AS THE BASIS OF ART-THERAPEUTIC TECHNOLOGIES IN THE PROJECTS OF KAZGIK STUDENTS

This article reveals the relevance of the search and implementation of innovative methods of studying, preserving and developing traditional artistic crafts in the educational process of the university to attract young students in project activities aimed at creating startups in the field of art therapy technologies. The development of artistic technologies in the framework of theoretical classroom classes, the work of creative associations and workshops are aimed at studying the origins of the original traditions of the Republic of Tatarstan. Projects, research and creative activities in the field of Art therapy can become the sphere of professional activity of graduates-designers within the framework of this topic of scientific research.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА ТАТАРСТАНА КАК ОСНОВА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ КАЗГИК»

6. Korshunova D. A. Virtual'ny'e gorodskie soobshhestva v social'ny'x setyax kak odna iz form mediacii v kul'turnom prostranstve goroda // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. - 2018. - T. 7. - № 1A. - S. 199-207.

7. Korshunova D. A. Osnovny'e kriterii vy'deleniya lokusov mediacii v kul'ture sovremennogo goroda // Kul'tura i civilizaciya. - 2018. - T. 8. - № 5 A. - S. 293-304.

8. Kostromiczkaya A. V. Povsednevny'e kommunikativny'e praktiki v sociokul'turnom prostranstve maly'x gorodov Rossii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury' i iskusstv. - 2022. - № 2. - S. 2027.

9. Lefevr A. Proizvodstvo prostranstva / Per. s fr. - M. : Strelka Press, 2015. - 432 s.

10. Mikolajt A., Pyurkxaue'r M. Kod goroda / Per. s angl. - M. : Strelka Press, 2020. - 152 s.

11. Snigireva N. Rekomendacii po organizacii obshhestvennogo uchastiya v realizacii proektov kompleksnogo blagoustrojstva gorodskoj sredy' // Minstroj Rossii. Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy'. - 2017. -[E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://files.gorodsreda.ru/upload/Documents/metodiki-i-rekomendatsii/prezentatsiya_rekomendatsii-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-kompleksnogo-blagoustroystva.pdf (data obrashheniya : 21.10.2022).

12. Soobshhestvo «Drugoj Ajvazovskij» // Rossijskaya social'naya set' «VKontakte». - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/drugoyaivazovskiy (data obrashheniya : 21.10.2022).

13. Soobshhestvo «Dislav» // Rossijskaya social'naya set' «VKontakte». - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/shadeart (data obrashheniya : 20.10.2022).

14. Shly'kova O. V. Cifrovy'e praktiki pablik-arta: kommunikativny'e strategii «umnogo» goroda // Vestnik kul'tury' i iskusstv. - 2021. - № 3 (67). - S. 124-134.

15. Landry S. The creative city: a toolkit for urban innovators. - London : Routledge, 2008. - 352 p.

УДК 377.169.3

М.М. Махмутова, Г.А. Быков

ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА ТАТАРСТАНА КАК ОСНОВА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ КАЗГИК

В данной статье раскрывается актуальность поиска и внедрения инновационных методов изучения, сохранения и развития традиционных художественных ремесел в образовательном процессе вуза для привлечения учащейся молодежи в проектную деятельность, направленную на создание стартапов в сфере применения арт-терапевтических технологий. Освоение художественных технологий в рамках теоретических аудиторных занятий, работа творческих объединений и мастерских направлены на изучение истоков самобытных традиций Республики Татарстан. Сферой профессиональной деятельности выпускников-дизайнеров в рамках указанной темы научного исследования могут стать проекты, научно-исследовательская и творческая деятельность в области арт-терапии.

Ключевые слова: арт-терапия, акселерационная программа, народные художественные промыслы, проектная деятельность

Madina M. Makhmutova, Gleb A. Bykov TRADITIONAL ART CRAFTS OF TATARSTAN AS THE BASIS OF ART-THERAPEUTIC TECHNOLOGIES IN THE PROJECTS OF KAZGIK STUDENTS

This article reveals the relevance of the search and implementation of innovative methods of studying, preserving and developing traditional artistic crafts in the educational process of the university to attract young students in project activities aimed at creating startups in the field of art therapy technologies. The development of artistic technologies in the framework of theoretical classroom classes, the work of creative associations and workshops are aimed at studying the origins of the original traditions of the Republic of Tatarstan. Projects, research and creative activities in the field of Art therapy can become the sphere of professional activity of graduates-designers within the framework of this topic of scientific research.

Key words: art therapy, acceleration program, folk art crafts, project activity

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии самобытных культур и традиций народов России. Народные художественные промыслы в яркой палитре художественных культур Республики Татарстан являются общепризнан-

ным вкладом России в мировое искусство, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества. Отметим, что на территории Приволжского Федерального округа сконцентрирована деятельность мастеров народно-художественных промыслов, транслирующие особенности ремесленного труда и уникаль-

ность территорий, где исторически зародились разные формы творчества.

Самые продвинутые высшие учебные заведения - это многопрофильные учреждения, активно влияющие на социально-экономическое и технологическое развитие страны, региона, города. Современные преподаватели - это научное сообщество, способное генерировать и распространять новые знания, превращать их в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность экономики и социальной сферы в подготовке специалистов нового формата [7].

Материалы и методы

Развитие художественно-прикладного творчества стало неотъемлемой частью государственной политики Татарстана, поэтому был принят закон о народных художественных промыслах и ремеслах РТ (от 12 января 2005 г. N З-ЗРТ). Учитывая значимость народных художественных промыслов в духовном и нравственном развитии народов республики, Казанский государственный институт культуры неоднократно участвовал в работе Кабинета Министров РТ над концепцией развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Татарстан на 2023-2028годы и над планом мероприятий («дорожная карта») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел в республике в период до 2025 года.

Согласно действующей законодательной базе в Татарстане на 2010 год зафиксировано 11 видов развивающихся народных промыслов: ичижный (казанская узорная кожа), золотошвейный (или каляпушный) промысел, художественное ручное ткачество, ювелирный промысел, художественная обработка дерева и металла, гончарное и керамическое производство, кружевоплетение, ковроделие, пуховый и валяльно-войлочный промысел.

В ходе исследования использовалось комплексное сочетание культурно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов; применены теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация искусствоведческой литературы, изучение работ преподавателей кафедры изобразительного искусства и дизайна Казанского государственного института культуры.

Литературный обзор

На протяжении многих лет изделия традиционных художественных промыслов в силу социокультурных и экономических условий превратились в произведения искусств, хра-

нящиеся в музеях, или в сувениры как изделия массовой культуры. Самые популярные образцы НХП вызывают и сегодня неизменный интерес, близки и понятны большинству людей [4].

Но производство сувениров, характерных для массового потребительского рынка, снижает художественную ценность изделий мастеров, сохраняющих традиции ремесла с древних времен. Более 250 ремесленников в Республике Татарстан могут представить свою продукцию на самом высоком уровне, среди них перспективные молодые люди могут представить изделия НХП на крупных международных выставках и фестивалях в России и за рубежом.

Традиционные ремесла развивались до начала ХХв. в городах и селах России. Созданные поколениями мастеров народные художественные промыслы и ремесла - это богатое культурное наследие России. Изменения в общественно-экономических отношениях и институтах собственности в конце ХХ и начале ХХ1вв. привели к перемене образа жизни и существенно повлияли на изменение технических и технологических приемов производства товаров. Если не будет существовать взаимодействие всех участников образовательной деятельности системы образовательных учреждений, то нарушатся механизмы преемственности поколений в сохранении и трансляции навыков ручного труда новым поколениям специалистов в области культуры и искусства. Поэтому организация научно-исследовательских практико-

ориентированных лабораторий, мастерских в профильных учреждениях средних специальных и высших образовательных учреждениях является одним из важных условий подготовки нового поколения профессиональных мастеров НХП.

В 2020 году Казанский государственный институт культуры одержал победу в открытом конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций» (от 14 декабря 2020 года №б/н.). Одним из приоритетных направлений Инжинирингового центра в институте является возрождение и развитие производства декоративно-прикладного искусства народов России с использованием цифровых обучающих технологий и инструментов [1]. На базе ИЦ созданы три научно-

экспериментальные лаборатории: дизайн костюма, художественная обработка древесины и художественная обработка керамики, которые призваны вести подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные комплексные задачи в области декоративного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и технической эстетики, находить грамотные технологические решения, разрабатывать новую современную эстетику.

Результаты исследования

Сегодня существует потребность в сохранении и ретрансляции традиций художественных промыслов и ремесел, использовании технологии народного творчества в создании современных объектов предметного дизайна. Для повышения студенческих инициатив в разработке инновационных продуктов необходим поиск нестандартных технологических и креативных решений, отражающих традиционные российские ценности при сохранении национального колорита и культурного своеобразия нашей республики. И такая возможность появилась с победой вуза в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [6]. С 1 октября по 12 декабря 2022 года коллектив и студенты кафедры участвовали в Акселерационной программе «Цифровая арт-терапия» в модуле «Художественные ремесла» среди таких тематических направлений как музыкальная терапия, мультимедийные искусства, хореографическое искусство, библиотерапия.

Более 150 студентов под руководством 7 трекеров решали стратегическую цель Акселератора - создание 11 проектов в форме стартапов с цифровыми технологиями для снижения потерь от социально значимых заболеваний с помощью арт-терапевтических методов [6]. В план мероприятий были вовлечены весь коллектив кафедры, проведены 10 открытых мастер-классов, процедуры предварительных обсуждений и защиты проектов перед компетентным составом специалистов-экспертов. Отметим, что 8 проектов из 11 были посвящены теме использования арт-терапевтических технологий средствами народных художественных промыслов в сохранении здоровья детей и подростков, проблем профилактики - противодействия социально значимым заболеваниям, формирования у детей внутриличностных регуляцион-

ных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Например, разработка интерактивного приложения «Бе80гпатера1:сК-work» предназначено для создания дизайна текстильного изделия в технике лоскутного шитья с использованием национальных орнаментальных мотивов народов Поволжья: русский, татарский, чувашский, башкирский, удмуртский, марийский, мордовский и т.д. Команда проекта - студенты группы 32038 (профиль подготовки «Текстильный дизайн. Костюм и аксессуары») - предложила создать цифровой продукт, в котором будет описание основных технологических приемов работы в технике лоскутного шитья, что позволит выполнить свое изделие собственными руками. Стартап «Ювелирное кружево» - это бизнес-проект по созданию и продвижению продукции в технике ныртинского кружева, а также разработка курса онлайн и офлайн-уроков с обучением плетению и созданию собственных эскизов (сколков) в программе СогеШЯАШ. Лидер команды - Шигапова Са-ния, студентка 4 курса группы 31939 (профиль подготовки - «Технологии декоративно-прикладного искусства»), на хорошем профессиональном уровне сама создает изделия и аксессуары в традициях мастеров круже-воплетения. Оздоровительный семейный курс арт-терапии «Вместе за гончарным кругом» и Оздоровительный курс арт-терапии «Мир детства с керамикой» способствуют развитию творческого воображения у детей, гармонизации эмоциональной составляющей учебного процесса в популяризации керамического искусства. Организация досугового онлайн-центра «Волга-войлок» лежала в концепции уникального проекта для детей и отдельных граждан, нуждающихся в реабилитации и профилактике стрессовых состояний посредством научно признанной технологии арт-терапии войлоковаляния - фельт-терапии (автор проекта - студентка Закирова Диана, руководитель - трекер Салахова Р.И.). Содержание занятий курса изотерапии Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай) группы 32174 (профиль подготовки - «Народные художественные промыслы и этнодизайн») включает проектирование арт-терапевтической художественно-творческой деятельности для детей с ОВЗ в целях решения коррекционно-развивающих и социально-педагогических задач. Стартап «Арт-Микс» - это образовательная услуга онлайн-занятий из 8 модулей, которые предлагают освоение (умений,

навыков, способов и приёмов) техник в изобразительном искусстве профессионалами изобразительного искусства и сурдологии: Живая акварель; Графика и живопись пастелью; Как управлять цветами в технике «Батик»; Вместе веселей - текстильная игрушка; Выход из лабиринта цветными карандашами; Хрупкая! - живопись на стекле; Техника маслом - мудрость, проверенная временем; Пластилин нежнее глины.

Командная работа заключалась в том, чтобы разработать весь пакет разделов от общей информации о стартап-проекте (разделы: Описание стартап-проекта (технология/ услуга/продукт), Актуальность стартап-проекта (описание проблемы и решения проблемы), Потенциальные заказчики, Бизнес-модель стартап-проекта (как вы планируете зарабатывать посредствам реализации данного проекта), Обоснование соответствия идеи технологическому направлению (описание основных технологических параметров), Объем финансового обеспечения, Предполагаемые источники финансирования, Оценка потенциала «рынка» и рентабельности проекта) до календарного плана стартап проекта и предполагаемой структуры уставного капитала компании (в рамках стартап проекта). Объем финансового обеспечения проекта должен был включать до 1000000 рублей.

Обсуждение

Народные промыслы и ремесла сформировались во времена Волжской Булгарии, Казанского ханства. Период зарождения и развития народных художественных промыслов включает кочевую степную культуру и оседлое земледелие древних тюрков, волжских булгар, кипчаков и татар Золотой Орды. Местные мастера были известны выделкой сафьяновых кож, которые являлись основой для изготовления кожаных изделий, выполненных в технике «Кожаная мозаика», единственной в мире технологии Казанского шва (ичижного шва). С древнейших времен славились изделия золотного шитья и художественного ткачества, из кожи и керамики, резьбы по дереву, кости. Изделия ювелирного искусства, в том числе в технике бугорчатая скань из тончайшей серебряной проволоки украшали наряды казанских красавиц. В ходе исторического

становления и развития ДПИ создавалось уникальное сочетание народных промыслов и ремесел, фольклора и профессионализма.

Национальная культура народа неисчерпаемый источник вдохновения и реализации идей студентами в своем творчестве. Для народных мастеров - это эстетическая реализация фантазии и умения в предметах повседневного быта. Для студентов сегодня изучение и освоение художественных технологий как основа специальных компетенций в будущей профессии. Они могут быть «переосмыслены и трансформированы» через стилизацию тех или иных элементов народного искусства в творчестве студентов [5].

Отметим, что участие студента в проектной деятельности , создание стартапа в модуле «Художественные ремесла» Акселератора «Цифровая Арт-терапия» - это взаимодействие двух типов творчества: традиционного народного и профессионального [3].

Студент-дизайнер, создавая индивидуальный замысел, материалы и техники обязан выбирать, опираясь на знание художественных технологий народных промыслов и ремесел. Изучение культурных пластов деятельности человечества в меняющейся моде и понимание роли национальных традиций в современном искусстве являются приоритетными задачами становления автора-исполнителя изделия художественного достоинства [2].

Заключение

Таким образом, искусство является хранителем национальных традиций народов России и мощным инструментом воспитания современной молодежи в эпоху цифровизации всех сфер деятельности мирового сообщества.

Деятельность мастеров-ремесленников на протяжении столетий способствовала культурному развитию Поволжья и Урала в смысле включения разных художественных культур народов в уникальную генетическую память страны. В процессе современных социально-экономических изменений массовая культура стала модной и легко заимствуемой. В этом смысле по-новому ставится проблема научного понимания и осмысления произведений народного искусства на кафедре изобразительного искусства и дизайна ФИиИНХК

КазГИК.

Литература:

1. Ахмадиева Р.Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. - 2022. - №. 4. - С. 7-11.

2. Ахметова Л.Р., Майорова И.М., Махмутова М.М. Этнический компонент в современном дизайне интерьера как фактор сохранения традиционного народного искусства // Турецкий онлайн-журнал о дизайне, искусстве и коммуникации - ТО]ОАС. - 2016. - Специальный выпуск, ноябрь, С.3049-3054

3. Белан С.В., Емельянова Т.Н. Арт-терапевтические методы на уроках технологии и ручного труда как здоровьесберегающая технология //Экстернат. РФ. - 2021. - №. 1. - С. 38-41

4. Графова Е.С. Образы традиционных художественных промыслов - актуальная тенденция современного дизайна // Традиционное прикладное искусство и образование / Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, -2019.-№ 2 (29).- С. 139-149 - 175 с.

5. Кононова Н.В. Изучение и сохранение культурного наследия и творчества мастеров РТ // Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т: итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета - Казань: изд. Казан. Ун-т, 2014.-т 3,С. 230-232 - 316 с.

6. Официальный сайт projects.2035.university— [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. — Режим доступа: Цифровая арт-терапия (2035.university) (дата обращения 10.01.2023)

7. Салахов Р.Ф., Салахова Р.И. Перспективные направления деятельности инжинирингового центра как инновационной образовательной площадки Казанского государственного института культуры // Таврические студии. Серия: культурология / ГБОУ ВО Республики Крым Крымский университет культуры, искусств, туризма. - Симферополь, - 2022, - №30. С. 51-55 - 98 с.

References:

1. Axmadieva R. Sh., Minnixanov Sh. R. Cifrovaya transformaciya i kreativnaya e'konomika v obra-zovatel'nom prostranstve tvorcheskix vuzov // Vestnik NCzBZhD. - 2022. - №. 4. - S. 7-11.

2. Axmetova L.R., Majorova I.M., Maxmutova M.M. E'tnicheskij komponent v sovremennom dizajne inter'era kak faktor soxraneniya tradicionnogo narodnogo iskusstva // Tureczkij onlajn-zhurnal o dizajne, iskusstve i kommunikacii - TOJDAC. - 2016. - Special'ny'j vy'pusk, noyabr', S.3049-3054

3. Belan S. V., Emel'yanova T. N. Art-terapevticheskie metody' na urokax texnologii i ruchnogo truda kak zdorov'esberegayushhaya texnologiya //E'ksternat. RF. - 2021. - №. 1. - S. 38-41

4. Grafova E.S. Obrazy' tradicionny'x xudozhestvenny'x promy'slov - aktual'naya tendenciya sovremennogo dizajna // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie / Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg, -2019.-№ 2 (29).- S. 139-149 - 175 s.

5. Kononova N.V. Izuchenie i soxranenie kul'turnogo naslediya i tvorchestva masterov RT // Min-vo obra-zovaniya i nauki; Kazanskij (Privolzhskij) federal'ny'j un-t: itogovaya nauchno-obrazovatel'naya konferenciya studentov Kazanskogo federal'nogo universiteta - Kazan': izd. Kazan. Un-t, 2014.-t 3,S. 230-232 - 316 s.

6. Oficial'ny'j sajt projects.2035.university— [E'lektronny'j resurs]. E'lektron. Dan. — Rezhim dostupa: Cifrovaya art-terapiya (2035.university) (data obrashheniya 10.01.2023)

7. Salaxov R.F., Salaxova R.I. Perspektivny'e napravleniya deyatel'nosti inzhiniringovogo centra kak inno-vacionnoj obrazovatel'noj ploshhadki Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury' // Tavricheskie studii. Seriya: kul'turologiya / GBOU VO Respubliki Kry'm Kry'mskij universitet kul'tury', iskusstv, turizma. - Simferopol', - 2022, - №30. S. 51-55 - 98 s.

УДК 745.5

О.Ю. Бердникова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

В данной статье рассматриваются ремесла, связанные с обработкой овечьей шерсти на территориях Казанской губернии, относящихся к современному Татарстану. Приводятся, факты, подтверждающие, что соответствующие кустарные промыслы и мануфактуры активно развивались как в Кукморской, так и в других волостях Казанского уезда, где мастера использовали не только грубую шерсть обычных овец, но и тонкорунную - ценных мериносовых пород, которых специально разводили на своих землях местные помещики. Архивные источники подтверждают, что специалисты (шерстобитники, чесальщики, красильщики и др.), задействованные в различных этапах процесса обработки овечьей шерсти, являлись представителями автохтонного населения.

Ключевые слова: обработка шерсти, войлоковаляние, промыслы, Казанская губерния OlgaYu. Berdnikova FELTING IN THE KAZAN PROVINCE. FEATURES OF DEVELOPMENT This article describes the processing of sheep wool in the territories of the Kazan province belonging to modern Tatarstan. The facts confirm that handicrafts and manufactories were actively developing both in Kuk-morskaya and in other volosts of the Kazan district, where farmers were engaged in sheep breeding. They bred both ordinary sheep and merinos. The archival documents report on the stages of processing sheep wool, about the technologies of felting, about the craft, about the masters. Key words: wool processing, felting, crafts, Kazan province

Введение тарстане на современном этапе в различных

Войлоковаляние, активизирующееся в Та- сферах художественного творчества (самоде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.