Научная статья на тему 'Художественные промыслы Республики Алтай на современном этапе развития'

Художественные промыслы Республики Алтай на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1775
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина М.В., Октябрьская И.В.

В статье с широкой опорой на авторский полевой материал дается характеристика современного этапа развития народных художественных промыслов в Республике Алтай. Начиная в 1990-х гг. в Республике Алтай предпринимаются попытки по оживлению этой сферы народного искусства. Законодательные акты закрепили важность народно-го искусства как части историко-культурного наследия региона и сформировали правовую основу развития художественных промыслов и ремесел. Одновременно промыслы и ремесла являются ресурсом решения социально-экономических проблем в сельской местности Республики Алтай. Благодаря поддержке администрации Республики Алтай, Центра «Энчи», спонсорству международных фондов и инициативе местных жителей традиционные промыслы жителей Алтая постепенно восстанавливаются. Важными успехами стали: рост востребованности в повседневной жизни национального костюма, восстановление промысла войлоковаляния и художественной металлообработки, появление оригинального промысла резьбы по дереву «Кезер». Мастера, проявившие себя в этих направлениях народного искусства, получили известность как в регионе, так и в масштабах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Москвина М.В., Октябрьская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is characterized the current stage of development of folk arts and crafts in the Altai Republic. It is based pre-dominantly on the author's field material. Starting from the 1990s there were attempts to revitalize folk art in the Altai Re-public. Legislative acts confirm the importance of folk art as a part of the historical and cultural heritage of the region. They also formed the legal basis for the development of arts and crafts. At the same time crafts become a resource of solving socio-economic problems in the rural areas of the Republic of Altai. With the support of the administration of the Altai Republic, the Centre «Enchi», sponsorship from international funds and the initiative of local people, traditional Altai crafts are restored by degrees. Important successes are the growth of using the national costume in daily life, restoration of felting and artistic metalworking, the emergence of the original wood carving craft «Kezer». Craftsman proven themselves in the felting and artistic metalworking, came to prominence both regionally and nationally.

Текст научной работы на тему «Художественные промыслы Республики Алтай на современном этапе развития»

УДК 351.85+7.031.3(=1—925.15)

М. В. Москвина

Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, Россия)

И. В. Октябрьская

Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, Россия)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ*

В статье с широкой опорой на авторский полевой материал дается характеристика современного этапа развития народных художественных промыслов в Республике Алтай. Начиная в 1990-х гг. в Республике Алтай предпринимаются попытки по оживлению этой сферы народного искусства. Законодательные акты закрепили важность народного искусства как части историко-культурного наследия региона и сформировали правовую основу развития художественных промыслов и ремесел. Одновременно промыслы и ремесла являются ресурсом решения социально-экономических проблем в сельской местности Республики Алтай. Благодаря поддержке администрации Республики Алтай, Центра «Энчи», спонсорству международных фондов и инициативе местных жителей традиционные промыслы жителей Алтая постепенно восстанавливаются. Важными успехами стали: рост востребованности в повседневной жизни национального костюма, восстановление промысла войлоковаляния и художественной металлообработки, появление оригинального промысла резьбы по дереву «Кезер». Мастера, проявившие себя в этих направлениях народного искусства, получили известность как в регионе, так и в масштабах России.

Ключевые слова: Республика Алтай, историко-культурное наследие, художественные промыслы, художественный войлок, художественный металл, этнический костюм.

Современный общественно-публицистический и академический дискурсы, а также правовые практики рассматривают культурное и историческое наследие России как один из факторов формирования национального менталитета, утверждения преемственности гуманитарных ценностей и сохранения традиций1.

Проблема сохранения аутентичных культурных ценностей была актуализирована во второй половине ХХ в. в ходе модернизации мирового сообщества. В 1972 г. ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, направленная на предотвращение деградации достояния всех народов мира, — на превращение достижений локальных

сообществ в фактор дальнейшего развития всего

2

человечества .

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 1 (4).

© М. В. Москвина, 2016

© И. В. Октябрьская, 2016

* Статья подготовлена в рамках Госзадания ИАЭТ СО РАН, проект N° 0329-2014-0010 «Традиционное мировоззрение коренных народов Южной Сибири во взаимодействии с мировыми, национальными и новыми религиями: способы устойчивости, пути изменений (ХХ — нач. XXI в.)».

1 См., например: Наше наследие // Центральный совет Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. URL: http://www.voopik.ru/our-heritage/ (дата обращения: 05.01.2016).

2 Подробнее об этом см.: Октябрьская И. В. Концепция

культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. Вып. 3: Археология и этнография. С. 22.

Несколько десятилетий разработок в этой области превратили концепцию наследия, объединяющего материальные и нематериальные культурные и исторические ценности, в основу для формирования уникальных образов отдельных этносов и полиэтничного сообщества России в целом. В последние десятилетия этническая тема активно осваивалась в современном искусстве различных регионов России. Искусство стало одной из форм манифестации этничности3.

В соответствии с общемировыми тенденциями важное место в программах по сохранению и развитию историко-культурного наследия заняло направление по сохранению и развитию традиционной культуры и народных художествен-

4

ных промыслов .

В Республике Алтай с начала 1990-х гг. разрабатывались проекты, ориентированные на поддержку и развитие местных промыслов и искусства. В законе «Об историко-культурном наследии Республики Алтай» 1994 г. было обозначено понятие историко-культурного наследия с включением в него произведений традиционного декоративно-прикладного искусства и народных

3 См.: Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М. : Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1994. С. 233.

4 См.: Москвина М. В., Октябрьская И. В., Павлова Е. Ю. Народные художественные промыслы Южной Сибири: современные практики сохранения культурного наследия // Universum Humanitarium. 2015. №» 1. С. 114—123.

промыслов. С опорой на этот закон создавалась республиканская программа возрождения и развития народных промыслов и ремесел «Сартак-пай»1.

Основные тенденции развития народного искусства Республики Алтай отразились в деятельности мастерской «Кезер». Первые изделия этого промысла — резьба по кости и дереву — были представлены в 1990 г. на Всесоюзной выставке-ярмарке художественных промыслов в г. Ленинграде. С первых дней существования мастерская ориентировалась на изучение и использование традиционных для Алтая техник и материалов. Уже в 2008 г. в ней работали более 20 мастеров. Сегодня «Кезер» известен по всей Сибири, в России и за рубежом. Изделия промысла формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы. Их стилистику определяет синтез разных этнических культур2.

Развитие мастерской «Кезер», а также других центров ремесел в Республике Алтай курировал реорганизованный в 2001 г. Республиканский центр духовной культуры. Одним из проектов по развитию народных промыслов стала мастерская по пошиву костюма в национальном стиле «Ай-Тана», открытая в 2001 г. в г. Горно-Алтайске по программе поддержки малого предпринимательства. Рост популярности национальной одежды, используемой на представительских официальных мероприятиях, а также интерес к свадебным алтайским нарядам способствовали успешному развитию мастерской.

Этнические коллекции мастерской были представлены в 2004 г. в Москве на Международном конкурсе национального костюма. Мировое признание мастерская получила в 2009 г. на чемпионате исполнительских искусств в Голливуде. Наряд «Принцесса Укока», созданный под впечатлением от археологических находок скифского времени на территории Республики Алтай, был награжден золотой медалью. Продолжая работать, «Ай-Тана» развивала этническую тему. Стали известны созданные ее мастерами коллекции одежды: «Мы кочевников племя, нам тысяча лет...», «Шелковый путь», «Мифы древнего Алтая». В настоящее время мастерская «Ай-Тана» является признанным лидером в развитии национального стиля как в дизайнерской, так и в повседневной одежде в Республике Алтай3.

Мастерская строит свою работу во взаимодействии с Торгово-выставочным центром народных художественных промыслов Республики Алтай «Энчи». Слово «энчи» в тюркском языке означает «приданое», «наследие», «имущество,

1 Об этом см.: Павлова Е. Ю. Народные художественные промыслы Саяно-Алтая в контексте этнокультурного развития России (конец XIX — начало XXI века) — Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. С. 124.

2 См.: Там же. С. 141—145.

3 Москвина М., Павлова Е., Кламм В. Ай-Тана // Фо-

тоблог «Родинки на карте». URL: http://rodinkinakarte.ru/

post2/455 (дата обращения: 5.01.2016).

полученное в наследство от родителей», также оно может означать и унаследованный дар скази-

4

тельства .

Включенный в структуры республиканской администрации с 2003 г., «Энчи» до настоящего времени ведет большую работу с мастерами народных художественных промыслов, всемерно поддерживая их в начинаниях, организуя курсы и семинары по обучению ремесленным технологиям. Центр имеет постоянно действующую экспозицию и магазин декоративно-прикладного искусства Алтая. Его деятельность согласована с исполнением республиканской целевой программы «Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005— 2010 гг.)».

В процессе разработки современных форм женской одежды в Республике Алтай идет восстановление и тиражирование комплекса украшений. Первоначально их изготовлением занимались любители, артисты этнических ансамблей.

«У нас проходит праздник Эл-Ойын, — рассказывает известный в настоящее время на Алтае мастер-ювелир (в прошлом — танцовщица и хореограф) Лора Кукакова, — и я заметила, что с каждым разом люди на празднике стали обновлять свои костюмы, украшения. И я тоже решила показывать людям свои изделия. Выставила на продажу. И им это очень понравилось. Все начиналось с маленьких изделий. Это было нужно мне для постановки танцев. Со временем изготовление украшений становилось все более интересным. И я хотела узнать, как это все произошло. Ходила в музей, в научно-исследовательский институт, в архивах начала искать. Документальных фотографий было не очень много. Накосные украшения (для женщины) сохранялись у бабушек. Немного я видела старинных изделий. Я хотела сделать подобные. Мне было очень сложно... Это действительно были настоящие мастера. Потом я придумала, как сделать свое. Я поняла, что время идет, что все развивает-ся»5. Сегодня традиционные и модерновые украшения Лоры Кукаковой пользуются большим спросом. Она один из самых известных мастеров Алтая.

К 2008 г. центром «Энчи» был создан банк данных по художественным ремеслам Республики. Их развитие определяет закон «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай», принятый в 2009 г. В настоящее время тема поддержки народного искусства рассматривается в контексте экономических и социокультурных программ региона.

4 См.: Ойротско-русский словарь / сост. д-р филол. наук Н. А. Баскаков, канд. филол. наук Т. М. Тощакова. 2-е изд. Горно-Алтайск : Ак Чечек, 2005. С. 192.

5 Полевые материалы автора, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, 2014 г.

Фото 1. Дефиле костюмов из войлока, выполненных алтайскими мастерами: К. Желтковской, О. Саватовой, А. Такиной, А. Таханова, О. Зиновьева. Республика Алтай, Онгудайский р-он, с. Чуй-оозы, Праздник войлока «Киис байрам», 2014 г.

Общий тренд актуализации культурного наследия в решении социально-экономических проблем Алтая определяет начатую с 2011 г. программу Всемирного фонда природы (WWF), Фонда «Содействия» и Фонда СИТИ «Развитие экологического и сельского туризма в Горном Алтае и Западной Тыве». В сотрудничестве с этими орга-низаниями центр «Энчи» продолжает проведение обучающих семинаров для мастеров-ремесленников. Их целью является развитие традиционных промыслов и создание малых ремесленных предприятий в отдаленных селах Республики Алтай. Эта перспектива была увязана с развитием «зеленого туризма» (экотуризма) в регионе. Появление «зеленых домов» в селах Алтая предполагало производство местной продукции и сувениров в этническом стиле. «Выбирая отдых в "зеленом доме" или покупая продукцию участников проекта, — подчеркивали разработчики проектов, — вы вносите свой вклад не только в социально-экономическое развитие региона, но и помогаете сохранять природное и историко-культурное наследие Горного Алтая»1. Развитие туристической отрасли в целом сыграло положительную роль в деле возрождения и развития тра-

1 Горный Алтай приглашает в гости : буклет совместного проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Фонда СИТИ «Устойчивое жизнеобеспечение на Алтае». Барнаул: [б. и.], 2014. 14 с.

диционных ремесел. Сегодня изделия ручной работы стабильно пользуются высоким спросом.

Особое внимание на Алтае с 2000-х гг. уделялось развитию художественного войлока. В обучающих семинарах по войлоковалянию, ежегодно организуемых в селах Алтая, новую специальность получили десятки мастеров. Ведущими художниками по войлоку стали: Каламбина Желт-ковская, Айдана Тадыкина, Айсулу Такина, Ай-сура Таханова, Ольга Саватова, Яна Кондратьева, Ольга и Иван Зиновьевы. Их усилиями были созданы галереи и мастерские, специализирующиеся в области художественного войлока, в том числе центры «Айкумена» и «Алтайский войлок».

При поддержке Правительства Республики Алтай практика проведения семинаров для художников-прикладников и ремесленников продолжается до настоящего времени. Активное сотрудничество с мастерами ведет Каракольский этно-природный парк «Уч-Энмек» Онгудайского района Республики Алтай: в 2014 г. на его территории проводился ремесленный фестиваль «Войлок кочевников».

Современный алтайский художественный войлок не имеет жесткой привязки к традиционному ремеслу и носит надэтнический характер. Мастера ориентируются на мировые тенденции в войлоковалянии, применяют и местное, и привозное сырье, натуральные и искусственные волокна, владеют разными техниками и смело ком-

бинируют их между собой. Алтайский войлок отличается стилевым многообразием, выразительностью, пластичностью, органичным соединением традиций и творческих экспериментов. При этом каждый мастер имеет свой неповторимый и запоминающийся личный стиль.

Айдана Тадыкина специализируется на изготовлении войлока по мотивам Пазырыкских курганов, а также на изготовлении «войлочных картин» по мотивам известного алтайского художника Г. И. Чорос-Гуркина. Айсулу Такина из с. Иодро Онгудайского района известна своими войлочными костюмами в стилистике этномодер-на. В ее изделиях традиционные формы алтайского костюма органически дополнены мотивами скифской одежды из Пазырыка. Ольга Саватова

тяготеет к традиционной технике войлоковаля-ния, выполняет аппликации по войлоку с декором из плетеных жгутов. Каламбина Желтковская, используя современные и традиционные техники, создает и коллекции одежды («12 месяцев» и «Пазырык»), и интерьерные вещи: ширмы, настенные панно и пр. Иван и Ольга Зиновьевы из с. Чепош Чемальского района ориентированы на выполнение авторских костюмов и аксессуаров, в которых войлок сочетается с элементами из ткани и вязаного кружева. Мастера из с. Улаган — Лидия Топасова, Ольга Чулунова, Елена Олчоно-ва и Ольга Сельбекова из с. Курай в основном специализируются на изготовлении сувениров, украшений и амулетов, но также делают ковры

и одежду1.

Фото 2. Войлочные изделия мастеров Онгудайского р-она. Республика Алтай, Онгудайский р-он, с. Ело, Республиканский праздник Эл-Ойын, 2014 г.

Как отмечается в действующей Государственной программе Республики Алтай «Развитие культуры на 2013—2018 гг.», «в условиях расширяющейся в мире политики глобализации в настоящее время актуальность приобретает проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного веками культурного наследия и его дальнейшего развития. <... > Актуальное значение в наши дни приобретают возрождение очагов народного искусства, выявление и оказание помощи народным мастерам, владеющим секретом традиционного ремесла. Проблемы в этом секторе связаны с трудностями со

сбытом продукции, отсутствием оборотных средств, утратой художественно-стилевых особенностей и традиций промыслов. Для сохранения и развития народных промыслов крайне необходимо государственное участие»2.

1 См.: Октябрьская И. В. Современный художественный войлок Республики Алтай: основные тенденции развития // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. XX. С. 399—401.

2 Госпрограмма Республики Алтай «Развитие культуры» // Министерство культуры Республики Алтай. URL: http://www. culture-altai.ru/index. php/deyatelnost/realizatsiya-programm.html (дата доступа: 30.10.2014).

Фото 3. Изделия мастеров с. Купчегень по мотивам пазырыкской культуры. Республика Алтай, Онгудайский р-он, с. Чуй-оозы,

Праздник войлока «Киис байрам», 2014 г.

Разработка проблемы художественных промыслов на республиканском уровне продолжается в рамках целевой программы «Сохранения и развитие нематериального культурного наследия Республики Алтай на 2016—2018 годы»1. Большие усилия в регионе в последние годы направлены на восстановление художественного металла.

В Республике Алтай при утрате аутентичных традиций в области художественной торевтики происходит синтез различных технологий и стилей — этнических и археологических с использованием современных технологий и привлечением опыта других регионов. По сохранившимся музейным образцам реконструируются формы и декор.

Ремесленным центром металлообработки в Республике Алтай считается с. Купчегень Онгу-дайского района. Село славится мастерами народных промыслов, использующих при изготовлении сувенирной продукции пазырыкский (скифо-сибирский) стиль, который сегодня в большой степени ассоциируется с традиционным искусством Алтая. Образцами служат репродукции археологических находок. Кроме точных копий древних из-

1 Об утверждении ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие нематериального наследия Республики Алтай на 2016—2018 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/412705448 (дата доступа: 30.10.2014).

делий мастера создают оригинальные предметы конской сбруи, украшений и пр. Металлопластика и литье в их работах гармонично сочетается с изделиями из кожи и войлока.

Среди современных мастеров по металлу известен Серемей Кунаков. Вместе со своим зятем Эркином Баимовым он специализируется на изготовлении конского снаряжения — седел, сбруи, занимается чеканкой, резьбой по камню и литьем. Его отец знал секреты изготовления конской упряжи, но в юности Серемей этим не интересовался, и мастерство на должном уровне не перенял. В 1980-х гг. он работал табунщиком в совхозе «Купчегенский». Начав с переделки седел, со временем он стал делать всю сбрую полностью. Потом освоил самостоятельно чеканку и литье: «Уж очень хотелось украсить сбрую по подобию старинных уздечек, нагрудников, которые мастера изготавливали из металла с применением гальваники. Методом проб и ошибок освоил отцовское ремесло и сделал свое первое седло»2. За помощью обратился к мастерам из Республики Тыва, познакомившись с ними на одной из выставок по прикладному искусству в 2010 г. в Москве. Тувинские мастера обучили коллег с Алтая резьбе по камню, чеканке и литью.

2 Седло в пазырыкском стиле // Конкурс журналистского мастерства «ПРОСибирь». URL: http://www.sibirpro.ru/10964 (дата обращения: 12.09.2014).

Мастер по чеканке, коже, камню и художественному литью Аржан Кухаев свои занятия народными ремеслами начал с 1991 г., когда его отец, Владислав Кухаев — также известный мастер — увидел в сыне интерес к творчеству. Родоначальником семейной династии был дед Ар-жана — Истей Товаров. От него сохранился набор инструментов и некоторые седла. Как и многие ремесленники Алтая, Аржан также обучался у тувинских мастеров. Вместе с ними он выполнил реконструкции вещей из кургана Аржаан-2 в Республике Тыва по заказу Государственного исторического музея (г. Москва). Сегодня мастер работает в различных манерах; большинство его изделий выполнено в зверином стиле — это конское снаряжение, детали седел, женские подвески на пояс — бельдуш, пряжки на мужские ремни с чеканкой, сувенирные медали с гербами Республики Алтай и Онгудайского района. Он также освоил искусство работы с кожей и камнем. Изделия мастера в основном имеют му-зейно-выставочный характер. В сотрудничестве с

мастерицей по изготовлению костюмов из войлока Айсулу Такиной Аржан Кухаев изготовил наборы металлических украшений для костюмов серии «Очы-бала»1. В июле 2014 г. на Всероссийском съезде молодых художников народного искусства в Москве Аржану Кухаеву и Айсулу Та-киной было присвоено почетное звание народных мастеров Российской Федерации.

Среди мастеров художественного металла высоким уровнем отличаются работы Станислава Урчимаева, который, начав с резьбы по дереву и камню, в настоящее время обратился к металлообработке. Мастер считает, что художественное металлическое литье — «это один из традиционных промыслов, известный еще из древности. Он был очень популярным, но во время Великой Отечественной войны большая часть мастеров погибла, не успев передать технологии. Теперь можно только попытаться восстановить этот промысел, гии, например итальянские»2

используя новые техноло-

2

Фото 4. Снаряжение коня, выполненное мастерами с. Купчегень. Республика Алтай, Онгудайский р-он, с. Чуй-оозы,

Праздник войлока «Киис байрам», 2014 г.

Деятельность нового поколения мастеров имеет широкую поддержку в Республике Алтай. В рамках программы WWF «Охраняемые территории — для живой планеты!» развитие художественных промыслов приобретает планомерный характер. При участии правительства, центра «Энчи» и самих мастеров в с. Купчегень в 2014 г. заложен Центр народно-прикладного искусства

«Копши-Кем» и художественная галерея «Улу-Кем».| Основными направлениями центра объявлены художественная обработка металла (литье, чеканка, ковка), выделка кожи, изготовление вой-

1 Полевые материалы автора, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, 2013 г.

2 Полевые материалы автора, Республика Алтай, Онгу-дайский р-он, с. Ело, 2008 г.

лока и проч. Организация подобного центра рассматривается как основа для устойчивого развития местного сообщества1.

Современную художественную жизнь региона характеризуют различные тенденции: рост внимания к древним традициям и художественные эксперименты на актуальные темы, попытки воссоздания аутентичной этники и образов, передающих региональный колорит. Намечается несколько направлений творческих поисков, раз-

личных по ценности и масштабу, — от воссоздания либо цитирования этнических или архаических образов до стилизаций на тему древнего и этнического искусства. Основными темами творчества мастеров являются древние культуры Алтая и его современные этнические традиции. В пространстве полиэтничного региона происходит своеобразное взаимодействие различных художественных стилей.

M. V. Moskvina, I. V. Oktyabrskaya

ART CRAFTS OF THE ALTAI REPUBLIC IN MODERN STAGE OF DEVELOPMENT

The article is characterized the current stage of development of folk arts and crafts in the Altai Republic. It is based predominantly on the author's field material. Starting from the 1990s there were attempts to revitalize folk art in the Altai Republic. Legislative acts confirm the importance of folk art as a part of the historical and cultural heritage of the region. They also formed the legal basis for the development of arts and crafts. At the same time crafts become a resource of solving socioeconomic problems in the rural areas of the Republic of Altai. With the support of the administration of the Altai Republic, the Centre «Enchi», sponsorship from international funds and the initiative of local people, traditional Altai crafts are restored by degrees. Important successes are the growth of using the national costume in daily life, restoration of felting and artistic metalworking, the emergence of the original wood carving craft «Kezer». Craftsman proven themselves in the felting and artistic metalworking, came to prominence both regionally and nationally.

Keywords: Altai Republic, historical and cultural heritage, arts and crafts, art felts, metal art, ethnic costume.

1 См.: Центр подготовки мастеров народных ремесел появится в Горном Алтае // РИА Новости. URL: http://ria.rU/tourism/20130730/952935739.html#ixzz3FSnWbA00 (дата обращения: 21.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.