Научная статья на тему 'Стратегии развития народного искусства в Республике Алтай в XXI веке'

Стратегии развития народного искусства в Республике Алтай в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ALTAI / CULTURAL HERITAGE / DEVELOPMENT STRATEGIES / FOLK ART / ARTS AND CRAFTS / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна

В настоящее время народное искусство в виде традиционных и современных промыслов и ремесел продолжает рассматриваться в рамках концепции сохранения и развития историко-культурного наследия регионов России. В Республике Алтай художественные промыслы и ремесла местного населения в подобном контексте развиваются уже с 1980-х гг. Локальные инициативы, деятельность международных и местных общественных организаций при поддержке муниципальных и республиканской администраций определяют развитие этой сферы культуры на рубеже XX-XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGIES OF FOLK ART IN THE REPUBLIC OF ALTAI IN THE XXI CENTURY

At present folk art in the form of traditional and modern arts and crafts is still considered within the framework of the concept of Russian regions historical and cultural heritage preservation and development. In the Republic of Altai the local population arts and crafts have been developing in this context since the 1980s. Local initiatives and the activities of international and local public organizations with the support of municipal and republican authorities determine the development of this sphere of culture at the cusp of the 20th and 21st centuries.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития народного искусства в Республике Алтай в XXI веке»

YAK 94(571.15)+7.031.2(571.1 5)«20» ББК 63.3(2Рос.Алт)6-7+8512(2Рос.Алт)

М.В. МОСКВИНА

M.V. MOSKVINA

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В XXI ВЕКЕ

DEVELOPMENT STRATEGIES OF FOLK ART IN THE REPUBLIC OF ALTAI IN THE XXI CENTURY

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-01-00421 «Культурное наследие казахов Алтая: история сохранения, оценка актуального состояния, перспективы популяризации»

В настоящее время народное искусство в виде традиционных и современных промыслов и ремесел продолжает рассматриваться в рамках концепции сохранения и развития историко-культурного наследия регионов России. В Республике Алтай художественные промыслы и ремесла местного населения в подобном контексте развиваются уже с 1980-х гг. Локальные инициативы, деятельность международных и местных общественных организаций при поддержке муниципальных и республиканской администраций определяют развитие этой сферы культуры на рубеже XX-XXI веков.

At present folk art in the form of traditional and modern arts and crafts is still considered within the framework of the concept of Russian regions historical and cultural heritage preservation and development. In the Republic of Altai the local population arts and crafts have been developing in this context since the 1980s. Local initiatives and the activities of international and local public organizations with the support of municipal and republican authorities determine the development of this sphere of culture at the cusp of the 20th and 21st centuries.

Ключевые слова: Алтай, культурное наследие, стратегии развития, народное искусство, промыслы и ремесла, этническая идентичность

Key words: Altai, cultural heritage, development strategies, folk art, arts and crafts, ethnic identity

Сформированная в течение 1940-1970-х гг. мировая концепция культурного наследия нашла свое документальное воплощение в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 г. Основные документы по проблеме охраны культурного наследия Организации Объединенных наций (ООН) и Специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - Глобальная стратегия по формированию сбалансированного и репрезентативного Списка всемирного наследия, предопределенного Конвенцией 1972 г., Будапештская декларация о всемирном наследии 2002 г., Конвенция об охране нематериального наследия, 2003 г., Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г. и пр. - легли в основу и определили практики сохранения культурного наследия в Российской Федерации.

В 2002 г. принимается закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ряд подзаконных актов - Положения о Едином государственном реестре, о государственной историко-культурной экспертизе и др., где культурное наследие (культурные и природные объекты государства, материальные и нематериальные ценности) рассматривались во взаимосвязи с культурными ландшафтами, национальной, этническими и региональными идентичностями [3].

Одним из направлений развития, сохранения и популяризации культурного наследия в России стало сохранение и развитие традиционной

культуры и народного искусства (художественных промыслов и ремесел). Большое значение в этом процессе имели федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г), «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), ФЗ «О народных художественных промыслах» (1999 г.), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002 г.). Эти акты закрепили понимание народного искусства как части историко-культурного наследия и сформировали правовую основу его развития.

Сохранение и возрождение народных художественных промыслов, их продвижение на внутренние и внешние рынки, по Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной культурной политики» (2014 г.), стало одной из государственных задач Российской Федерации в области культуры.

Перспективы их реализации определила принятая в 2015 г. «Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.». В ней промыслы были обозначены как «национальное достояние» и «один из важнейших инструментов развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации и активизации творческого потенциала народов Российской Федерации» [6]. Народное искусство стало восприниматься и оцениваться как один из факторов формирования национального менталитета, утверждения преемственности гуманитарных ценностей и сохранения традиций [2].

Разработка Стратегии развития народных промыслов опиралась на вариативный опыт российских регионов по сохранению и популяризации культурного наследия.

В Республике Алтай тема охраны и популяризации культурного наследия была обозначена уже с конца 1980-х гг. Историческая и этническая самобытность были взяты за основу формирования идеологии и практики мобилизации этничности в регионе. Одновременно с этим были инициированы программы по осмыслению регионального культурного наследия в мировом контексте.Общее кураторство в сфере народного искусства в Республике Алтай постепенно было сосредоточено в Центре развития народных художественных промыслов, ведущего свою историю от образованного в 1962 г. Научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Горно-Алтайской автономной области. Целью его работы стало внедрение традиционных форм народной культуры в современную систему воспитания, образования и досуга населения.

Административная поддержка народного искусства, местных промыслов и ремесел в Республике Алтай началась с 1990-х гг. Произведения традиционного декоративно-прикладного искусства как часть историко-культурного наследия были обозначены в законе «Об историко-культурном наследии Республики Алтай» от 1994 г.

К этому времени в Республике Алтай уже существовала мастерская «Кезер» (образована в 1990 г.), действующая в формате, но без официального статуса народного промысла. Сформировав собственный художественный и технологический метод, эффективную систему подготовки и трудоустройства мастеров, мастерская «Кезер» стала успешным примером промысла, рентабельного в современных экономических условиях, а ее изделия - ярким и узнаваемым символом современного алтайского народного искусства.

В 2001 г. был создан Торгово-выставочный центр народных художественных промыслов Республики Алтай «Энчи», который с 2005 г. координировал республиканскую целевую программу «Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (20052010 гг.). В этом же году была организована мастерская по пошиву одежды в национальном стиле «Ай-Тана», успех которой определила востребованность национального костюма как на официальных мероприятиях, так и в повседневной жизни.

Следом в Республике Алтай на протяжении 2000-х гг. стали возникать местные промыслы. Наиболее крупным ремесленным центром стало с. Аскат Чемальского р-на. Расположенное в туристической зоне село к началу 2000-х гг. превратилось в одну из известных в Сибири «арт-деревнень», «деревню мастеров». Здесь сегодня живут и работают несколько членов Союза художников РФ, более двадцати керамистов, мастера по войлоку и коже, по изготовлению одежды и утвари; действуют четыре художественные галереи, несколько выставок.

В с. Мендур-Соккон Усть-Канского района в 2001 г. создано предприятие «Чарас» по пошиву национальной одежды, затем в 2010 г. в Усть-Кане образован Центр развития народных художественных промыслов «Сувенир» [4].

В 2010 г. в с. Бичикту-Бом Онгудайского района при участии администрации природного парка «Уч-Энмек» был открыт цех по изготовлению продукции народных промыслов по обработке шерсти, кожи, дерева и пошиву национальной одежды, объединяющий 10 мастеров [1].

Все эти годы центр «Энчи» активно и плодотворно сотрудничал с мастерами республики, организовывал и проводил курсы и семинары по обучению ремесленным технологиям, а также обеспечивал популяризацию, презентацию и реализацию готовой продукции. Сотрудники и руководство центра с начала 2000-х гг. осуществляли создание банка данных исполнителей и коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений, народных и фольклорных коллективов, мастеров народных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного творчества; обеспечивали проведение выставки-ярмарки изделий народного искусства и конкурса среди мастеров народного и декоративно-прикладного искусства «Мастеровой Алтай» на государственном празднике Республики Алтай «Эл-Ойын».

Организация праздников и фестивалей была включена в компетенцию Республиканского центра народного творчества, поскольку эти мероприятия отражали многообразие традиционной народной культуры Республики Алтай, и являлись индикаторами национального самосознания.

С 2011 г. в Горном Алтае начала действовать программа Всемирного фонда природы (WWF), Фонда «Содействия» и Фонда СИТИ «Развитие экологического и сельского туризма в Горном Алтае и Западной Тыве», которые, кроме прочего, предполагали развитие традиционных промыслов и создание малых ремесленных предприятий в селах Республики Алтай. Совместно с Центром «Энчи» международные фонды начали работу по восстановлению войлочного ремесла на Алтае.

В 2014 в с. Чуй-озы Онгудайского района прошел фестиваль народного творчества «Алтын Казык» и фестиваль войлока «Киис байрам», ставшие своеобразной презентацией результатов долговременных проектов по возрождению практически полностью утраченных ремесел по обработке войлока и художественного металла.

Мастера, освоившие ремесло художественного войлока на практических семинарах Центра «Энчи», сформировали ряд организаций, ведущими из которых стали «Айкумена» в с. Майма и «Алтайский войлок» в с. Иодро Онгудайского района. Некоторые мастера начали индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Центром художественного металла стало с. Купчегень Онгудайского района. В 2016 г. при поддержке Правительства в селе открылся Центр народных художественных промыслов и ремесел «Алтай». В его компетенцию была передана организация производства предметов народных промыслов и подготовки ремесленников.

В настоящее время развитие с. Купчегень курирует Центр развития туризма и предпринимательства при Правительстве Республики Алтай. Положения, обозначенные в программных документах Центра, отвечают современным тенденциям в развитии народных промыслов на региональном

и национальном уровнях. Среди направлений деятельности центра заявлены: мониторинг развития народных художественных промыслов и народного искусства в Республике Алтай; возрождение ремесел в местах бытования традиционных народных художественных промыслов; сохранение и трансляция культурного наследия в области народного искусства; изучение опыта работы народных мастеров; реализация изделий художников и мастеров на внутреннем, межрегиональном и международном рынках; формирование новых организационных форм по поддержке художественных ремесел; методическая поддержка центров ремесел, мастеров, общественных организаций, развивающих художественные ремесла; активизация культурно-образовательной деятельности - открытие кружков, проведение научно-практических конференций, мастер-классов, творческих лабораторий по традиционным ремеслам для разной целевой аудитории [5]. На базе центра уже проводятся семинары районного и республиканского уровней. Предполагается, что развитие центра «Алтай» в селе Купчегень позволит разработать модель устойчивого развития местного сообщества.

Центр развития народных художественных промыслов «Энчи» в 2016 г. был преобразован в «Дом Дружбы народов», объединивший 9 общественных организаций с целью сохранения этнокультурного многообразия и укрепления межнационального согласия в Республике Алтай. При этом в составе Дома Дружбы народов сохранилась этногалерея и магазин промыслов «Энчи», ведущие презентационную деятельность и продажу изделий народных промыслов мастеров Республики Алтай. Дальнейшее расширение ремесленной сети демонстрирует высокий художественный и экономический потенциал сферы народного искусства в Республике Алтай.

Формирование образовательных и производственных программ центров ремесел в регионе может рассматриваться как важный фактор актуализации этничности и культурного наследия. Активное участие мастеров народных промыслов в программах культурно-познавательного туризма, в праздничных и фестивальных мероприятиях, дальнейшая разработка мероприятий по продвижению и популяризации традиционного искусства определяет перспективы развития ремесленного сообщества Республики Алтай.

Литература

1. Москвина, М.В. Современные художественные промыслы Онгудайского района Республики Алтай [Текст] / М.В. Москвина, Е.Ю. Павлова // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. 2011-2012 гг.: археология, этнография, устная история : мат-лы VIII Междун. науч.-прак. конф. ; под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. - Барнаул : БГПУ, 2013. -С. 199-202.

2. Наше наследие [Электронный ресурс] // Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Режим доступа: http://www.voopik.ru/our-heritage (дата обращения: 05.01.2016).

3. Октябрьская, И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования [Текст] / И.В. Октябрьская // Вестник Новосиб. гос. унта. Сер. История, филология. - 2013. - Т. 12. - Вып. 3 : Археология и этнография. - С. 20-31.

4. Павлова, Е.Ю. Современные народные художественные промыслы Усть-Канского района Республики Алтай [Текст] / Е.Ю. Павлова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -2011. - Т. XVII. - С. 332-334.

5. Приглашаем к сотрудничеству предпринимателей, ремесленников, художников, мастеров традиционной художественной культуры [Электронный ресурс] // Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай -Режим доступа: http://binkra.ru/main/652-priglashaem-k-sotrudnichestvu-predpriшmateley-remeslenшkov-hudozhшkov-masterov-tradicionnoy-hudozhestvennoy-kultury.html (дата обращения: 05.01.2016).

6. Приказ об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года (20.07.2015) [Электронный ресурс] // Министерство промышленности и торговли России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://mmpromtorg.gov.ru/docs/#!prikaz_ ob_utverzhdeшi_strategп_razvitiya_narodnyh_hudozhestvennyh_promyslov_ na_20152016_gg_i_na_period_do_2020_goda (дата обращения: 10.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.