Литература
1. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии».
3. Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан № 10-16 «О модельном законе «О социальном туризме»» (Принято в Санкт-Петербурге 12 июня 2000 года).
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие. Р/нД: Изд-во «Феникс», 2008. 252 с.
5. Маслакова Е.А. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования. Дисс... канд. экон. Наук. М., 2009.
6. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. М.: Тревел Эксперт, 2008.
7. http://mountain.crimea.ua/vidy-turizma/klassifikaciya-turov (дата обращения: 22.08.2012).
УДК 745
ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Кржижевский Михаил Владиславович, кандидат исторических наук, [email protected], доцент кафедры туризма и гостеприимства Самарского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
The article determines the role of folk artistic crafts in tourism development. The article considers the main traditional crafts in Samarskaya oblast, shows their research carried out by Russian State University of Tourism and Service Samara branch to develop tourism. The author provides photographs of folk artistic craft works made in Samarskaya oblast.
В данной статье обозначается роль народных художественных промыслов в развитии туризма. Рассматриваются основные традиционные промыслы, существующие в Самарской области, показывается их изучение в целях развития туризма, проводимое филиалом Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Приводятся фотографии изделий народных художественных промыслов Самарской области.
Keywords: folk artistic crafts, Samarskaya oblast, domestic and inbound tourism
Ключевые слова: народные художественные промыслы, Самарская область, внутренний и въездной туризм
Народные художественные промыслы являются важным компонентом этнической культуры: они отражают историю этноса, традиционные хозяйственные особенности, эстетические представления. Весьма значительна их роль в развитии туризма. Во всем мире туристы с большим удовольствием приобретают изделия народных художественных промыслов в качестве сувениров, любят наблюдать за процессом изготовления таких изделий, а иногда и сами принимают в нем участие. В каждом
регионе России сложились свои промыслы — одни получили широкую популярность, другие гораздо менее известны, но они также способны заинтересовать туристов. Некоторые из этих видов хозяйственной деятельности, к сожалению, ушли в прошлое, и для их возрождения необходимы полномасштабные научные исследования.
В целях развития внутреннего и въездного туризма в Российском государственном университете туризма и сервиса проводится
большая работа по изучению народных художественных промыслов нашей страны. Осуществляется проект РГУТиС «Народные художественные промыслы России» [1, 2]. С ним непосредственно связан портал «Живая карта России», в рамках которого выделяются различные типы туристского пространства, в том числе антропологическое (этническое), куда входят, в частности, центры и мастерские ремесел [3]. На указанном портале силами сотрудников научно-образовательного центра РГУТиС по изучению народных художественных промыслов разработана и постоянно пополняется оригинальная база данных о традиционных промыслах нашей страны в виде их краткого (этикетка) и подробного (паспорт) описания, акцентирующих внимание на культуре и конструктивном взаимодействии народов РФ. В выполнении всех этих проектов участвуют преподаватели и студенты филиалов РГУТиС, расположенных в разных городах.
В 2010-2011 годах в филиале РГУТиС в г. Самаре проведена активная работа по изучению промыслов Самарской области. Первоначально были изучены сведения о традиционных ремеслах и промыслах Самарского края, хранящиеся в Центральном государственном архиве Самарской области и в архиве Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, исследована опубликованная литература по данной теме. Затем состоялись выезды преподавателей и сотрудников филиала в различные районы Самарской области для непосредственного ознакомления с творчеством современных мастеров.
Промыслы Самарского края развиты хуже, чем в некоторых других северных и центральных регионах нашей страны. Объясняется это отчасти тем, что постоянное население края появилось лишь несколько столетий назад (в ХУ11-Х1Х веках), и сама система традиционных промыслов сложилась относительно поздно. Основной отраслью хозяйства здесь явилось земледелие. Тем не менее, в крае получили определенное распространение гончарный промысел, деревообработка, плетение, вышивка, вязание, ткачество и т. д. Одной из особенностей Самарской области является то, что разные народы изначально расселялись здесь не изолированно, а чересполосно: рядом с русскими поселениями возникали мордовские, татарские, чувашские. Кроме того, многие населенные пункты издавна являются полиэтничными. Со-
вместное проживание на одной территории, интенсивные контакты привели к выработке ряда общих черт в традиционной культуре, в том числе в народных художественных промыслах. Указанные промыслы распространились у разных народов. Вместе с тем, в произведениях мастеров отражена этническая специфика.
Так, у разных народов получило распространение ткачество. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые мужчины мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. Одежда разных народов отличалась по крою, вышивке, способу ношения. В 1970— 1980-е годы в чувашских селах Клявлинского района, расположенного на северо-востоке Самарской области, на границе с Республикой Татарстан, распространилось ковроткачество. Для него использовалась овечья шерсть, которую получали в результате стрижки овец в мае или в конце августа. Ее мыли, вычищали, расчесывали, потом пряли (и сегодня во многих домах сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы), а затем начинали ткать. Нередко на изготовление ковров уходили долгие месяцы. Позднее стали использовать синтетическое сырье. Для чувашской традиционной культуры характерно использование в качестве украшения тканых изделий геометрического орнамента. Это нашло отражение и в ковроткачестве. На многих коврах работы местных умелиц изображены различные геометрические фигуры, на некоторых запечатлены растения, птицы и т. д., что свидетельствует о культурных заимствованиях от соседних народов — русских, мордвы.
Ковры обычно использовались для украшения дома. Нередко создательницы этих произведений искусства дарили свои творения детям и внукам. Не только в местных музеях, но и в некоторых домах сохранились ткацкие станы, за которые иногда садятся мастерицы.
Наибольшую известность как центр ковроткачества получило село Черный Ключ. О местных мастерицах писали в областной периодической печати [7], о них упоминалось в литературе, посвященной народному искусству Куйбышевской (ныне — Самарской) области [8]. Изделия из Черного Ключа даже выставлялись в Москве на ВДНХ.
И сегодня во многих домах местных жителей есть ковры, дорожки, предметы вышивки, созданные в домашних условиях (рис. 1 и 2
68
научный журнал СЕРВИС PLUS 2013 / № 1
на с. 70). Хозяева охотно показывают их, рассказывают о традициях ткачества.
Гончарный промысел получил наибольшее распространение в русских селах на востоке современной Самарской области. Одним из наиболее известных центров гончарства XIX — начала XX века являлась Сарбайская слобода. Некоторые гончары там занимались этим ремеслом зимой и летом, использовали труд наемных работников. Гончарная продукция сбывалась в Кинель-Черкасской слободе и на местном базаре. Когда-то в Сарбае создавали синюю посуду, а затем стали изготавливать только красную, поскольку синей посуды входит в горн гораздо меньше, и, следовательно, ее обжигание обходится дороже. Среди основных работ мастеров — емкости для теста, солений, молока, а также глиняные игрушки.
Угасание гончарного промысла в нашей области в годы Советской власти произошло в связи с вытеснением глиняной посуды более дешевой металлической и стеклянной, изготовленной промышленным способом, что привело к потере спроса на продукцию гончаров.
Сегодня этот промысел активно возрождается в бывшей слободе Сарбайской — ныне это село Сарбай Кинель-Черкасского района. В настоящее время в нем работает Центр народных ремесел, в котором проводятся мастер-классы по изготовлению глиняных изделий.
В разных населенных пунктах Самарской области работают мастера по деревообработке, плетению, вязанию и вышивке, изготовлению традиционных музыкальных инструментов и т. д.
В результате проведенных исследований была собрана коллекция ремесленных произведений, включающая ковер ручной работы (село Черный Ключ Клявлинского района), плетеную из лозы корзину (районный центр село Борское) (рис. 4 на с. 70), деревянные изделия (районный центр село Камышла) (рис. 3 на с. 70) и т. д. Подготовлены видео и фотоматериалы. Коллекция хранится в ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
Сведения о ремеслах и промыслах Самарской области получили освещение в учебном пособии «Традиционные ремесла и промыслы Самарской области и возможности их использования в туризме», а также в ряде статей [4, 5, 6].
В настоящее время планируется дальнейшее изучение народных художественных промыслов Поволжья для развития этнического туризма в регионе. С результатами исследований знакомятся сотрудники турфирм, государственных и муниципальных органов, работающих в сфере туризма и национальных отношений.
В этой работе участвуют и студенты филиала: пишут курсовые и дипломные проекты, в которых определенное место отводится традиционным промыслам, принимают участие в полевых выездах. Кроме того, при филиале РГУТиС в г. Самаре работает научно-методический семинар «Толерантность в современном мире», в рамках которого проводятся встречи с представителями национально-культурных объединений Самарской области. Благодаря таким встречам студенты больше узнают о культуре народов Самарского края, в том числе о традиционных ремеслах и промыслах. Все это способствует не только повышению уровня знаний, но и воспитанию межэтнической толерантности.
Литература
1. Аманжолова Д.А. Этнокультурные аспекты внутреннего туризма // XIII Международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». 28 октября 2011 год. Сборник научных трудов. Т. 1. М., 2011. С. 5—12.
2. Аманжолова Д.А. Рукотворные сокровища России. М., 2011.
3. Джанджугазова Е.А. Информационные процессы и современный туристский бизнес // XIII Международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития», 28 октября 2011 г. Сборник научных трудов. Т. 1. М., 2011. С. 95—100. http://www.rguts.ru (дата обращения 03.11.2012).
4. Кржижевский М.В. Традиционные ремесла и промыслы Самарской области и возможности их использования в туризме. Учебное пособие по дисциплинам «Краеведение и туризм», «Историко-культурное наследие Самарской области». — Самара: Изд-во Филиал ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Самаре, 2011. 84 с.
5. Кржижевский М.В. Камышлинские традиции // Азан. 2010. 12 ноября. С. 4.
6. Кржижевский М.В. С добрым сердцем и золотыми руками // Азан, 2010. 10 декабря. С. 4.
7. Куликова Н. Радуга // Волжская коммуна. 1978. 8 марта. С. 4.
8. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19—20 веков. Библиографический указатель / Составитель и автор предисловия Бирюков В.М. Куйбышев, 1988. С. 5—6.
Рис. 3. Изделие из дерева. Районный центр Камышла Самарской области. Фото автора.
Рис. 4. Плетеное лукошко. Районный центр Борское Самарской области.
Фото автора.
70
научный журнал СЕРВИС РШЭ 2013 / № 1