Научная статья на тему 'Алтайский «Кезер»: тенденции развития художественных промыслов современной России'

Алтайский «Кезер»: тенденции развития художественных промыслов современной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ЕВРАЗИЙСТВО / "КЕЗЕР" / ALTAI / FOLK ART / FOLK CRAFTS / WOOD CARVING / EURASIANISM / "KESER"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна, Сковпень Алена Владиславовна

Статья посвящена изложению истории и оценке современного состояния одного из известных в Сибири и России промыслов «Кезер». История промысла отражает основные тенденции развития народного искусства в глобальном и региональном измерениях. Изделия промысла формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы, где происходит синтез культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна, Сковпень Алена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAIC “KEZER”: TENDENCIES OF FOLK ARTISTIC CRAFTS DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY RUSSIA

The article is devoted to presenting the history and giving the evaluation of the current state of one of famous in Siberia and Russia crafts “Keser”. The history of the craft reflects the main tendencies in the development of folk art in the global and regional dimensions. The products of the craft form an idea of Altai as a place of harmonious coexistence of man and nature, where synthesis of cultures takes place.

Текст научной работы на тему «Алтайский «Кезер»: тенденции развития художественных промыслов современной России»

Москвина Маргарита Васильевна, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна, Сковпень Алена Владиславовна

АЛТАЙСКИЙ "КЕЗЕР": ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена изложению истории и оценке современного состояния одного из известных в Сибири и России промыслов - "Кезер". История промысла отражает основные тенденции развития народного искусства в глобальном и региональном измерениях. Изделия промысла формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы, где происходит синтез культур. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1735.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 130-132. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 745

Исторические науки и археология

Статья посвящена изложению истории и оценке современного состояния одного из известных в Сибири и России промыслов - «Кезер». История промысла отражает основные тенденции развития народного искусства в глобальном и региональном измерениях. Изделия промысла формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы, где происходит синтез культур.

Ключевые слова и фразы: Алтай; народное искусство; народные промыслы; резьба по дереву; евразийство; «Кезер».

Москвина Маргарита Васильевна Октябрьская Ирина Вячеславовна, д.и.н.

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск [email protected]; [email protected]

Павлова Елена Юрьевна, к.и.н.

Новосибирский государственный медицинский университет [email protected]

Сковпень Алена Владиславовна

Горно-Алтайская мастерская «Кезер» alena. skovpen@gmail. com

АЛТАЙСКИЙ «КЕЗЕР»: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Исследование выполнено в рамках проекта РНФ № 14-50-00036.

На новый уровень развитие народных промыслов и ремесел в регионах России вышло в 1990-е гг. В рамках федеральных и региональных программ поддержку получили как уже существующие центры, так и вновь созданные. На волне социокультурных и экономических перемен в начале 1990-х гг. в г. Горно-Алтайске была организована мастерская «Кезер». Ее первые изделия - резьба по кости и дереву - были представлены в 1990 г. на Всесоюзной выставке-ярмарке художественных промыслов в г. Ленинграде. Название «Кезер» было выбрано основателем и художественным руководителем мастерской В. И. Хромовым - в алтайском языке оно обозначало «резной», так же местные жители называли каменные изваяния древнетюркской эпохи, встречающиеся в долинах Алтая.

Возникшая как семейное предприятие, мастерская «Кезер» проектировалась как предприятие с собственными программами обучения мастеров. Это обеспечило быстрый переход на надомно-цеховую форму существования; появилась возможность привлечь к работе до 30 резчиков и отделочников, имеющих собственные знаки-монограммы, которые выставлялись на изделиях. Из числа ведущих резчиков сформировалась творческая студия, ориентированная на разработку и создание концептов новых изделий, которые впоследствии внедрялись в производство на уровне тиражей или единичных изделий.

На протяжении 1990-2000-х гг. мастерская совершенствовала изделия, практики взаимодействия с поставщиками сырья, а также систему сбыта. Начав с «коробейников», «Кезер» постепенно встроился в систему современного рынка художественных изделий Сибири и России в целом. Ориентированность на диалог мастера, продавца и покупателя стала важным фактором в формировании сети торговых площадок мастерской.

Не имея официального статуса «промысел», мастерская «Кезер» развивалась именно в этой парадигме. С самого начала ее руководство и ведущие мастера настаивали на системном подходе в организации производства и сбыта изделий. Промысел был ориентирован на развитие межкультурного диалога, на сохранение и популяризацию широко трактуемого культурного наследия.

Разрабатывая стиль «Кезера», В. И. Хромов опирался на эстетику и художественные приемы коренных народов Алтая и традиции народного искусства русского населения Сибири; использовал лаконичность форм, подчеркнутый символизм, мифологичность и т.д. [6].

Одним из главных направлений промысла стали резные изделия из кедровой щепы с характерным темным цветом отделки и фрагментами росписи. В сопроводительных текстах к изделиям подчеркивались уникальные священные свойства этого дерева, которые, по замыслу авторов, переносились на изделия. Кедр полезен и «уникален тем, что он способен делиться своим положительным потенциалом с человеком. Для алтайцев кедр, наряду с тополем и березой, - заветное, священное дерево. Его почитают, ему поклоняются, он - символ силы, благородства и долголетия. А еще он - кормилец, - как для человека, так и для животных и птиц таежных» [2].

В созданных образцах угадывались черты антропоморфной культовой деревянной скульптуры алтайцев -упрощенной и геометризированной по форме. При обработке кедровой щепы основной акцент был сделан на красоту ее текстуры, которая задавала форму будущего изделия. Неповторимость кедровых расщепов

ISSN 1997-292X

№ 12 (74) 2016, часть 1

131

исключала появление двух одинаковых изделий одной сюжетной линии. Темный тон возникал после обработки кедра растительными красителями и патиной.

В художественных экспериментах помимо щепы в мастерской, особенно на первых этапах ее существования, широко использовали кальцинированную кость. Основными в резьбе по кости были фольклорные, мифологические образы. «Алтайской матрешкой» стали костяные бабки; по замыслу художника посредством росписи они были превращены в стилизованные антропоморфные фигурки - кекпееки. Позднее, при ориентации на серийность изделий, производство резной и расписной кости было снивелировано.

Основной линейкой мастерской «Кезер» стали обереги и талисманы, в которых оживали образы тюркского (Сартакпай, Тастаракай, Алып, От-Эне, эменгендеры, шаманы и др.), славянского (Сирин, Ярилко, Домовик-Кедровик, Чадородица) и европейского (Лары) фольклора, соединялись стилистика скифского искусства и древнерусская архаика; активно использовалась символика природных стихий.

Изделия сопровождали аннотации, в которых излагались наставления или пожелания, призванные обеспечить их обладателям благополучие и уверенность: «... каждый оберег несет на себе древние символы и знаки, притягивающие благополучие и счастье: бесконечный узел Вечности Бытия, знак Солнца, символ Веры. В изделии эти знаки вместе с доброй аурой кедра складываются в искреннее и мудрое благопожелание дому и его хозяевам» [7].

Формируя стратегию развития мастерской, В. И. Хромов придавал большое значение всем этапам изготовления художественных изделий - от эскизного пластического решения до текстового сопровождения вещи, формирующего его «мифологию». За кажущейся простотой форм по замыслу художника скрывалась глубина смыслов. «Кезер» формировал художественный язык, образы которого на основе различных этнических традиций интерпретировались как близкие и понятные символы добра и силы.

В развитии мастерской все отчетливее обозначалась тенденция к межкультурному синтезу этнических традиций Алтая. Концепции ее развития определяло обращение к вечным общечеловеческим ценностям, имеющим художественное прочтение, - любовь, семья, мудрость, благополучие, здоровье: «.все изделия из кедра и кедровой щепы промысла КЕЗЕР - это вещи с душой, с мудрым и добрым философским посылом. Ведь чем больше счастья и любви в мире, тем светлее и радостнее в нем живется» [4].

Ориентируясь на использование аутентичных для Алтая материалов, органично объединяя традиции алтайской антропоморфной деревянной скульптуры, технику русской резьбы, славянскую и тюркскую мифологию и выразительные средства современного искусства, мастера «Кезера» формировали собственный хорошо узнаваемый художественный язык. В стиле «Кезера» «сплелись традиции разных народов, населяющих огромную территорию Евразии, отразилась общая понятийно-изобразительная основа, объединяющая страны, народы и эпохи. Мудрая философия обереговой традиции, самобытный евразийский стиль и добрая аура кедра и лиственницы - в каждом изделии, созданном руками наших мастеров» [8].

К началу 2000-х гг. изделия мастерской «Кезер» стали известны и узнаваемы не только на Алтае, но и в Сибири в целом. В рамках ее единого стиля в 2000-х гг. шло расширение ассортимента изделий. Значительное место в ассортименте мастерской заняли вещи из керамики (обереги, художественные плакетки, панно), с применением кожи, самоцветов (прежде всего змеевика/серпантинита). Авторские интерпретации скифских сюжетов, круг восточного календаря, популярные сюжеты и аллегории русского лубка нашли свое воплощение в сочетании двух материалов - керамики и кедра. В ассортимент продукции мастерской вошли магниты, подсвечники, массажные шары, кружки, а также интерьерные изделия. Утилитарная составляющая стала важной при определении стратегий развития промысла.

С 2012 г. мастерами «Кезера» был освоен новый материал - лиственница. Сочетание декоративных качеств, высокой твердости и прочности позволило использовать ее в качестве поделочного материала. Утилитарность, с подачи авторов-разработчиков мастерской, сочеталась с сакральными характеристиками дерева в алтайской традиционной картине мира: «Лиственница - эпическое дерево. Недаром в Горном Алтае одиноко стоящую, могучую, битую не раз молниями и омытую дождями лиственницу называют "кам-тыт" - "шаман-лиственница" <...> Символ стойкости, твердости духа, борьбы и надежды» [3].

Мастерами «Кезера» была разработана оригинальная технология томления лиственничной древесины, умножающего ее художественные качества. Основными изделиями из томленой лиственницы стали украшения, в которых «органично соединились нестандартный подход к привычным вещам и традиционно важная для украшений функциональность, легендарность и живое тепло природного материала» [5].

Лаконичные по форме, апеллирующие к формам природных объектов и художественному строю этнической и археологической архаики, браслеты, серьги и ожерелья получили названия знаковых для Алтая мест: Ойрот-Тура, Кучерла, Бирюля, Аргут, Урсул, Улала, Барлакташ, Каракол, Туэкта, Укок, Пазырык, Кочевье, Скифия и др.

Подчеркивая связь украшений с природой и историей Алтайских гор, их географическими и этнографическими ценностями, историческими событиями и археологическими артефактами, авторы-разработчики промысла использовали свойства вещи быть памятным знаком. Изначально ориентированная на запросы туристического бизнеса, меморативная составляющая в развитии промысла разрабатывалась вне стандартов массового сувенирного производства.

Художественная интерпретация памяти культуры и места позволила мастерам «Кезера» создать образ Алтая как особого мира, где происходит сплав традиций, дающий огромный энергетический импульс. Эстетизация памяти стала новым открытием промысла.

«Горный Алтай - удивительный и один из немногих до сих пор сохранившихся уголков девственной природы и уникального исторического и культурного наследия. Алтайские горы явили миру шедевры Пазырык-ских курганов и древнейшую в России стоянку первобытного человека. Тут до сих пор ищут легендарное Беловодье, и центр Евразии тоже здесь <... > оказавшись в алтайских горах, понимаешь, что здесь до сих пор живут легендарные герои и богатыри - мудрая и благородная душа Хана-Алтая» [9].

Сегодня промысел «Кезер» известен по всей Сибири, в России и за рубежом. Мастерская является обладателем дипломов и постоянным участником международных, российских и региональных выставок и фестивалей народных мастеров и художественных ремесел: «Ладья», «Жар-птица», «Золотые руки мастеров» (2007-2016 гг., г. Москва), «АРТ-Пермь» и «Выставка народных промыслов» (2010 г., Пермь), «Подарок Санкт-Петербургу» (2011-2016 гг., г. Санкт-Петербург), «Артания» и «АртОсень» (2008-2016 гг., г. Новосибирск) и др.

Изделия промысла формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы, где происходит синтез культур. В творчестве мастеров «Кезера» отражаются основные тенденции развития народного искусства в глобальном и региональном измерении. Дальнейшие перспективы его развития определяет «Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года», утвержденная Приказом Минпромторга России от 20 июля 2015 г. № 2011, а именно тесное участие в туристической отрасли региона в рамках внутреннего и въездного культурно-познавательного туризма и дальнейшая разработка мероприятий по продвижению и популяризации своей продукции.

Список литературы

1. Кедр - легенда и душа алтайских гор [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/kedr (дата обращения: 20.10.2016).

2. Кедринка гладкая (оберег здоровья) (5-7 см) [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/product/kedrinka-gladkaya-obereg-zdorovya-5-7-sm (дата обращения: 20.10.2016).

3. Лиственница. Что за диковинное дерево! [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/tyt-txt (дата обращения: 20.10.2016).

4. Обь. Панно щепное (талисман любви) (32-33 см) [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/product/ob-panno-shchepnoe-talisman-lyubvi-32-33-sm# (дата обращения: 20.10.2016).

5. Ожерелье КАМ-ТЫТ (длина 50-51 см) [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/product/ozherele-kam-tyt-dlina-50-51-sm# (дата обращения: 20.10.2016).

6. Октябрьская И. А., Павлова Е. Ю., Сковпень А. В. Культурное наследие и промыслы народов Евразии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 1 (37). С. 129-135.

7. Сирин малый (оберег дома) (23 см) [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/product/sirin-malyy-obereg-doma-23-sm# (дата обращения: 20.10.2016).

8. Талисманы, обереги, сувениры из Горного Алтая [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/index.php (дата обращения: 20.10.2016).

9. Шаман, интерьерная скульптура (21-22,5 см) [Электронный ресурс]. URL: http://kezer.ru/product/shaman-interernaya-skulptura-21-225-sm# (дата обращения: 20.10.2016).

ALTAIC "KEZER": TENDENCIES OF FOLK ARTISTIC CRAFTS DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY RUSSIA

Moskvina Margarita Vasil'evna Oktyabr'skaya Irina Vyacheslavovna, Doctor in History Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences in Novosibirsk [email protected]; [email protected]

Pavlova Elena Yur'evna, Ph. D. in History Novosibirsk State Medical University [email protected]

Skovpen' Alena Vladislavovna

Gorno-Altai Workshop "Kezer" alena. skovpen@gmail. com

The article is devoted to presenting the history and giving the evaluation of the current state of one of famous in Siberia and Russia crafts - "Keser". The history of the craft reflects the main tendencies in the development of folk art in the global and regional dimensions. The products of the craft form an idea of Altai as a place of harmonious coexistence of man and nature, where synthesis of cultures takes place.

Key words and phrases: Altai; folk art; folk crafts; wood carving; Eurasianism; "Keser".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.