Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАБЛИК-АРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ «ЛОКУСОВ МЕДИАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)'

РОЛЬ ПАБЛИК-АРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ «ЛОКУСОВ МЕДИАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная сеть / паблик-арт / локус медиации / медиакоммуникации / сайт-специфичное искусство / медиаурбанистика / культура участия / умный город / креативный город / social networking service / public art / mediation locus / media communications / site-specific art / urban communication studies / participatory culture / smart city / creative city

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сефер Камилла Эскиндеровна

Исследование посвящено определению роли паблик-арта в формировании виртуальных «локусов медиации». Анализ особенностей функционирования виртуальных «локусов медиации» проведен на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте». Обозначены конститутивные свойства и функции сетевых сообществ, паблик-арта, виртуальных «локусов медиации», общественного пространства города – ключевых для настоящего исследования категорий. Статья выполнена с опорой на методологию культурологии, теории искусства и урбанистики; теоретико-методологической базой выступили разработки российского культуролога Д. А. Коршуновой; применены междисциплинарный и практико-ориентированный подходы, также фактчекинг, дескриптивный, аналитический и функциональный методы. Практическая часть содержит анализ функциональных и коммуникативных особенностей сообществ «Dislav» и «Другой Айвазовский». На обсуждение вынесены практические рекомендации и предложения по развитию инициатив в области паблик-арта в регионах России. Практическая значимость статьи заключается в полученных результатах, которые применимы в социокультурном проектировании и актуальны для проведения дальнейших исследований в области социологии города, медиакоммуникаций и прикладной культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC ART IN FORMING THE VIRTUAL «LOCI OF MEDIATION» (ON THE «VKONTAKTE» SOCIAL NETWORKING SERVICE COMMUNITIES EXAMPLE)

The aim of the current research is to define the role of public art in forming the virtual “loci of mediation”. The analysis of the virtual “loci of mediation” functioning peculiarities is conducted on the example of communities based in the social networking service “VKontakte”. Constitutive properties and functions of network communities, public art, “loci of mediation” and urban public space are denoted. The survey is based on the methodology of Cultural Anthropology, Theory of Art and Urban Studies; the research of D. A. Korshunova, Russian cultural anthropologist, stand as the theoretical and methodological basis of this study; interdisciplinary and practice-oriented approaches, fact-checking, descriptive, analytical and functional methods are applied in the current essay. Practical part of the study is provided with the representational analysis of functional and communicative peculiarities of “Dislav” and “Another Aivazovsky” network communities. A set of practical recommendations and action-oriented proposals for promoting public art in regions of Russia are under discussion. Practical significance of the study lies in the results obtained that are applicable in sociocultural design and relevant for carrying out next researches in the field of Urban Sociology, Media Communications and Applied Cultural Studies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАБЛИК-АРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ «ЛОКУСОВ МЕДИАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)»

10.CHervonnaya S. M. Vkus zazdravnoj chashi. Iz istorii sozdaniya Soyuza hudozhnikov Tatarstana // Kazan'. 2006. № 8-9. S. 10-43

11.YAkupov. F.H. Masterskaya zhivopisi // Kazan'. - 2006. - № 8/9. - S. 67-76

12. Palmer, M. Industrial Archaeology principles and practice / M Palmer, P. Neaverson - NY-L. Routledge, 1998 - 180 p.

УДК 008:7.036+711

К.Э. Сефер

РОЛЬ ПАБЛИК-АРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ «ЛОКУСОВ МЕДИАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Исследование посвящено определению роли паблик-арта в формировании виртуальных «локусов медиации». Анализ особенностей функционирования виртуальных «локусов медиации» проведен на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте». Обозначены конститутивные свойства и функции сетевых сообществ, паблик-арта, виртуальных «локусов медиации», общественного пространства города - ключевых для настоящего исследования категорий. Статья выполнена с опорой на методологию культурологии, теории искусства и урбанистики; теоретико-методологической базой выступили разработки российского культуролога Д. А. Коршуновой; применены междисциплинарный и практико-ориентированный подходы, также фактчекинг, дескриптивный, аналитический и функциональный методы. Практическая часть содержит анализ функциональных и коммуникативных особенностей сообществ «Dislav» и «Другой Айвазовский». На обсуждение вынесены практические рекомендации и предложения по развитию инициатив в области паблик-арта в регионах России. Практическая значимость статьи заключается в полученных результатах, которые применимы в социокультурном проектировании и актуальны для проведения дальнейших исследований в области социологии города, медиакомму-никаций и прикладной культурологии.

Ключевые слова: социальная сеть, паблик-арт, локус медиации, медиакоммуникации, сайт-специфичное искусство, медиаурбанистика, культура участия, умный город, креативный город

Kamilla E. Sefer THE ROLE OF PUBLIC ART IN FORMING THE VIRTUAL «LOCI OF MEDIATION» (ON THE «VKONTAKTE» SOCIAL NETWORKING SERVICE COMMUNITIES EXAMPLE)

The aim of the current research is to define the role of public art in forming the virtual "loci of mediation". The analysis of the virtual "loci of mediation" functioning peculiarities is conducted on the example of communities based in the social networking service "VKontakte". Constitutive properties and functions of network communities, public art, "loci of mediation" and urban public space are denoted. The survey is based on the methodology of Cultural Anthropology, Theory of Art and Urban Studies; the research of D. A. Korshunova, Russian cultural anthropologist, stand as the theoretical and methodological basis of this study; interdisciplinary and practice-oriented approaches, fact-checking, descriptive, analytical and functional methods are applied in the current essay. Practical part of the study is provided with the representational analysis of functional and communicative peculiarities of "Dislav" and "Another Aivazovsky" network communities. A set of practical recommendations and action-oriented proposals for promoting public art in regions of Russia are under discussion. Practical significance of the study lies in the results obtained that are applicable in sociocultural design and relevant for carrying out next researches in the field of Urban Sociology, Media Communications and Applied Cultural Studies.

Key words: social networking service, public art, mediation locus, media communications, site-specific art, urban communication studies, participatory culture, smart city, creative city

Введение

В эпоху глобальной медиатизации культуры и цифровых технологий социальные медиакоммуникации занимают первоочередное место в повседневной жизни горожан. В современных социокультурных условиях особая роль в осуществлении медиакоммуникаций отводится социальным сетям. Отличительными свойствами социальных сетей являются полифункциональность и интерактивность. Одними из способов коммуникации пользователей социальных сетей выступают произ-

водство, потребление и обмен медиаконтен-том в тематических сообществах. Назначение тематических сетевых сообществ заключается в консолидации пользователей по принципу общности интересов и предпочтений. В числе востребованных тематических направ-ленностей сообществ социальной сети «ВКонтакте» - современное искусство, паб-лик-арт и урбанистика. В разделе «Сообщества» поиск по ключевому слову «современное искусство» выдает показатель в более чем двадцати пяти тысяч единиц. В совокупности

по запросам «урбанистика» и «городские реновации» - около трехсот тридцати сообществ (на момент 16.10.2022 г.; приведенные количественные показатели имеют погрешности).

Цель настоящего исследования - выявление роли паблик-арта, современного искусства в культурном пространстве города, в образовании виртуальных «локусов медиации». В работе выявляются коммуникативные стратегии сетевых сообществ о паблик-арте; анализируется место виртуальных «локусов медиации» в осуществлении социокультурных инициатив, направленных на креативи-зацию общественных городских пространств.

Материалы и методы

Теоретико-методологической базой исследования выступили разработки зарубежных и отечественных ученых, выполненные на стыке социологии города, теории и истории культуры, медиаурбанистики и теории искусства. По части социологии города, теории культуры и медиаурбанистики мы обратились к работам А. Лефевра, Д. Митчелла, А. Миколайта, М. Пюркхауэра, Ч. Лендри, Д. А. Коршуновой, А. В. Костромицкой; в области теории паблик-арта мы опирались на разработки О. В. Шлыковой, Е. А. Карцевой и многих других ученых. В работе задействованы междисциплинарный и практико-

ориентированный подходы, фактчекинг, дескриптивный, аналитический и функциональный методы. Научная новизна исследования заключается в попытке апробации теории «виртуальных локусов медиации» (на основе собранного нами репрезентативного материала). В статье определены коммуникативные и функциональные особенности виртуальных «локусов медиации», установлена их взаимосвязь с паблик-артом и выявлена роль в продвижении общественных городских пространств, что определяет актуальность исследования.

Литературный обзор

Проблема детерминации конститутивных признаков общественного пространства города одна из центральных в работах А. Лефевра, А. Миколайта, и М. Пюркхауэра. Французский философ А. Лефевр выделял категорию «переживаемое пространство, которое, как он утверждал, субъективно по отношению к горожанину. Образ и смыслы «переживаемого пространства», считал А. Лефевр, горожане формируют на основе личного пользовательского опыта проживания в городе [9, с. 353]. Швейцарские урбанисты

А. Миколайт и М. Пюркхауэр отмечают, что общественные городские пространства играют ключевую роль в формировании культуры городской повседневности [10, с. 68, 100-104]. Общественные городские пространства (улицы, площади, парки, скверы) должны служить «локусами притяжения», т. е. иметь благоустроенные зоны для проведения горожанами культурного досуга [10, с. 98-99; 11, с. 3-4]. Российский культуролог Д. А. Коршунова выделяет категорию «локус медиации» - общественное культурное пространство города, отличительными признаками которого являются интерактивность и востребованность среди горожан. «"Локусы" в культурном пространстве города, где коммуникация наиболее интенсивна, мы предлагаем называть "локусами медиации". <...> В качестве обязательных критериев существования "локуса медиации" мы можем назвать посещаемость горожанами... также отражение актуальной культуры», - отмечает исследовательница [7, с. 295]. Д. А. Коршунова приходит к выводу, что «локус медиации» может существовать не только как физическое пространство города, но и как виртуальное сообщество в социальных медиа. Анализируя коммуникативные свойства социальных сетей, Д. А. Коршунова приходит к выводу, что виртуальные «локусы медиации» могут оказывать непосредственное влияние на культурное пространство современных городов. «К "локусам медиации" следует относить не только реально существующие публичные пространства города, но и группы в социальных сетях, которые создаются для обсуждения проблем городской жизни. <...> Горожане могут использовать сообщества не только для общения и просмотра актуальных новостей, но и для выражения своего экспертного мнения по различным вопросам, а также как платформу для "гражданской журналистики"», - пишет Д. А. Коршунова [6, с. 201-202].

Британский урбанист Ч. Лэндри акцентировал внимание на применении креативного подхода к осуществлению культурной политики по части развития городов [15]. В нынешних социокультурных условиях концепция «креативного города» не теряет актуальности. Отечественные культурологи О. В. Шлыкова и Е. А. Карцева позиционируют инициативы в области паблик-арта как актуальные художественные практики, направленные на креативизацию и продвижение городов [4; 5; 14]. «Тема паблик-арта особенно актуальна для территорий, которые, порой

обладая богатым культурным и творческим наследием, при этом испытывают некую депопуляцию. При этом особенно важны новые образы городской среды, которые укрепляют ее имидж», - отмечают О. В. Шлыкова и Е. А. Карцева [5, с. 175].

Результаты

Опираясь на отечественную практику и зарубежный опыт, под паблик-артом (public art) мы будем понимать актуальное сайт-специфичное искусство (site-specific art), назначение которого заключается в преображении культурных общественных пространств города [4, с. 64]. Паблик-арт относится к категории согласованного искусства -согласование на размещение произведений в общественных пространствах регламентируется законами в области градостроительства, землеустройства, развития территорий и др. Произведения варьируются от скульптуры, инсталляций, малых архитектурных форм, настенных росписей до цифровых работ. Современные инициативы все чаще основываются на концепции «культуры участия» (соучастия), что предполагает диалог и совместную работу художников с горожанами [1, с. 8]. В общественных городских пространствах произведения паблик-арта выполняют функцию территориальных ориентиров и служат точками притяжения горожан. В 2002 г. в рамках проекта «Enzi» на площади Карлсплац (Вена, Австрия) был размещен комплекс из многоцветных скамеек. Проект был реализован студией «PPAG Architekten» совместно с Венским павильоном искусств «Кунстхалле». Локации с установленными скамейками служат общедоступными зонами отдыха, где австрийцы и туристы ежедневно проводят досуг [10, с . 76-77, 111]. Общественные места такого типа мы определяем как оживленные и креативные «локусы медиации».

В России стремительный рост инициатив в области паблик-арта пришелся на 2018-2022 гг. Поддержка инициатив осуществляется административными структурами, художественными институциями, также развито меценатство [5, с. 175]. Как следствие, в социальных сетях появился ряд тематических сообществ, где освещаются новости о локальных и региональных проектах паблик-арта. Контингент сообществ представлен участниками, следящими за жизнью родных городов и подписчиками, которые интересуются актуальным искусством. Наблюдение участниками сообществ за преображением города и совместное онлайн-обсуждение этапов созда-

ния произведений понимаются нами как действенные способы наделения горожан виртуальным «правом на город».

Рассмотрим примеры из отечественной практики. В 2022 г. организаторы фестиваля «STENOGRAFFIA» совместно со специалистами поисково-информационной службы «Яндекс Карты» и производственной компанией полного цикла «S.O.U.P.» реализовали проект «Street Art Line». В рамках проекта в одном из общественных парков г. Екатеринбурга был установлен комплекс малых архитектурных форм: клумбы, скамейки, качели. Как и в случае с проектом «Enzi», локация «Street Art Line» выполняет функцию общественно-досуговой зоны и служит точкой притяжения горожан. Опираясь на концепции Д. А. Коршуновой и Ч. Лэндри, площадку «Street Art Line» мы будем позиционировать как креативный «локус медиации» - креативное, интерактивное и многофункциональное общественное пространство, которое пользуется востребованностью среди горожан. Информация об инициативах такого плана широко освещается в российской социальной сети «ВКонтакте». Тематические сообщества позволяют оценить успешность инициативы по количеству и активности подписчиков; сообщества служат ресурсом для расширения аудитории и информирования участников о мероприятиях проекта. Количество подписчиков публичной страницы фестиваля «STENOGRAFFIA» преодолело порог в более чем пятнадцати тысяч участников (на момент 20.10.2022 г.). Сообщество тюменского паб-лик-арт проекта «Морфология улиц» насчитывает практически три тысячи подписчиков (на момент 20.10.2022 г.). Сообщество фестиваля цифрового паблик-арта «Rosbank Future Cities» в скором времени преодолеет отметку в пять тысяч подписчиков (на момент 20.10.2022 г.) [14, с. 129]. Сообщество уральской паблик-арт программы «ЧО» имеет более тысячи участников (на момент 20.10.2022 г.; приведенные количественные показатели динамичны). Каждое из перечисленных сообществ функционирует в качестве виртуальной площадки, где участники могут выразить одобрение или недовольство инициативой. Организаторы проектов часто предлагают подписчикам принять участие в голосовании для выбора локации или эскиза произведений. По итогу проведения интерактивных мероприятий (мастер-классов, лекций, экскурсий и др.) участники могут просмотреть в сообществе фотографии и видеоролики, где за-

печатлены моменты совместной творческой работы художников, кураторов и экспертов с горожанами. В 2020 г. совместно с «ВКонтак-те» команда фестиваля «Морфология улиц» разработала для произведений (настенных росписей и др.), размещенных в г. Тюмени, таблички с QR-кодами. QR-коды содержат ссылки на атрибуцию произведений; при активации QR-код «перенаправляет» зрителя (горожанина) в группу «Морфологии улиц» во «ВКонтакте». Данный кейс иллюстрирует процесс взаимовлияния социальных медиа, паблик-арта и культурного пространства города [14].

Основной этап развития и востребованности паблик-арта в Республике Крым пришелся на 2019 г. Крупнейшей в Крыму организацией, которая специализируется в области художественной росписи наружных частей зданий, трансформаторных подстанций и прочих поверхностей, является студия «Б1з1ау». Официальное сообщество «Б1з1ау» во «ВКонтакте» служит площадкой для диалога художников с крымчанами и ресурсом для освещения новостей по части творческой и профессиональной деятельности студии. Сегодня сообщество в среднем насчитывает более семи тысяч участников (на момент 20.10.2022 г.) [13]. Среди подписчиков проводятся опросы с целью выбора и обсуждения ими локаций и эскизов будущих произведений. В комментариях под публикациями жители Крыма на постоянной основе отмечают, что им близки инициативы студии. Сообщество сопряжено с личной страницей В. Подопригоры, основателя студии «Б1з1ау». Личный аккаунт В. Подопригоры во «ВКонтакте» насчитывает почти шесть тысяч друзей и более восьмисот подписчиков (на момент 20.10.2022 г.). На своей странице В. Подопригора также проводит опросы, благодаря которым крымчане могут ознакомиться с эскизами арт-объектов и проголосовать за наиболее понравившейся вариант. В 2020 г. в личном профиле В. Подопригоры, в группах «Б1з1ау» и «Добро мира - Волонтеры Крыма», также в ряде других сообществ во «ВКонтакте», проводилось онлайн-голосование за лучший эскиз художественной росписи объекта промышленного назначения (публикации в сообществах от 06.03.2020 г.). По итогам голосования из четырех вариантов был утвержден последний - «Штиль» - оммаж одноименному произведению крымского мариниста И. К. Айвазовского. «Было представлено четыре эскиза. Около семи тысяч человек про-

голосовали за картину "Штиль" Айвазовского. Симферополь встречает туристов, приезжающих на отдых, в основном они едут в Крым на море. Поэтому мы изобразили море и корабль, приплывающий в порт», - поделился в интервью для «РИА Новости Крым» В. Подопригора [3]. Сегодня роспись трансформаторной подстанции является достопримечательностью сквера им. В. И. Ленина (г. Симферополь). Инициатива была осуществлена студией «Dislav» совместно с благотворительным фондом «Добро мира - Волонтеры Крыма» в рамках проекта «Галерея под небом». В 2022 г. при поддержке Комитета Молодежной политики Республики Крым команда студии «Dislav» реализовала грантовый проект «Другой Айвазовский». В рамках проекта художники представили крымчанам цикл настенных росписей в г. Феодосии. Основной сюжетной линией произведений стал творческий и жизненный путь И. К. Айвазовского. Как и в случае с проектом «Галерея под небом», эскизы росписей были вынесены на открытое обсуждение в официальном сообществе «Другого Айвазовского» во «ВКонтакте» [12]. Крымчанам была предоставлена возможность участия в мастер-классе по созданию одной из росписей (практика соучастия, партиципации (participatory activities) или же «культуры участия» (participatory culture)) [1, с. 8].

Рассмотренные нами примеры демонстрируют, что социальная сеть «ВКонтакте» служит виртуальной площадкой для выстраивания диалога между художниками, горожанами, представителями административных структур, благотворительными организациями и прочими институциями, что и является основой целью паблик-арта. По результатам наблюдения за активностью сообществ «Dislav» и «Другой Айвазовский» мы можем сделать вывод, что они представляют собой виртуальные «локусы медиации», которые играют немаловажную роль в реновации и продвижении территорий, и, как следствие, в формировании социокультурного пространства городов Крыма. Выявленная нами значимость медиакоммуникаций, протекающих в сетевых сообществах о паблик-арте, подтверждается тезисом Д. А. Коршуновой: «Выполняющие функции "локуса медиации" сообщества в социальных сетях... обладают большим потенциалом для формирования активного городского сообщества и приобщения горожан к истории и культуре города», - отмечает исследовательница [6, с. 205].

Обсуждение

Учитывая растущую востребованность в креативных общественных пространствах, инициативы в области паблик-арта, на наш взгляд, следует проводить в регионах России на регулярной основе. Представляется обоснованным включить проведение инициатив в перечень задач региональных программ по части культурной политики и развития территорий. С нашей точки зрения, паблик-арт обладает потенциалом к объединению усилий градостроительных и административных структур, художественных институций, частных и благотворительных организаций между собой. Паблик-арт способствует вовлечению горожан в жизнь города; выступает основой диалога художников с местными жителями (демократический тип коммуникативной практики искусства в общественном пространстве города, основанный на принципе «культуры участия») [2]. Так, паблик-арт играет значимую роль в формировании повседневных коммуникативных практик в культурном пространстве современных городов [8].

Опираясь на вышеизложенное, на обсуждение нами выносятся следующие предложения и практические рекомендации: 1) включить социокультурные инициативы в области паблик-арта в перечень задач приоритетных проектов «Жилье и городская среда», «Формирование комфортной городской среды» [8]; 2) приобщать горожан к участию в инициативах на основе принципов партиципаторных практик, например, соучаствующего проектирования [11, с. 3]; 3) рассматривать в качестве источника финансирования проектов «Программу поддержки местных инициатив» [8]; 4) увеличить поддержку инициатив на уровне департаментов культуры и художественных институций; 5) опираться при создании произведений паблик-арта на историко-культурное наследие регионов; 6) улучшить качество информационной поддержки проектов в социальных медиа и региональных СМИ; 7) использовать функциональные возможности социальной сети «ВКонтакте» для продвижения инициатив: расширения зрительской аудитории, приобщения горожан к участию в сопутствующих проектам мероприятиях и привлечения потенциальных инвесторов.

Заключение

По итогу анализа теоретического и практического материала, ставшего методологической и репрезентативной основой настоя-

щего исследования, нами были получены следующие результаты.

В эпоху цифровой культуры и новых медиа ключевую роль в осуществлении медиаком-муникаций выполняют социальные сети. Рассредоточение пользователей социальных сетей по тематическим сообществам обусловило возникновение виртуальных «локусов медиации». К виртуальным «локусам медиации» можно отнести сообщества социальной сети «ВКонтакте», которые, согласно концепции Д. А. Коршуновой, оказывают прямое влияние на культурное пространство города [6; 7]. Подтверждением концепции

Д. А. Коршуновой служат сообщества, направленные на продвижение проектов в области паблик-арта. Подписчики используют данные сообщества в качестве площадки для манифестации и реализации своего «права на город». Нами было установлено, что внутри сообществ отличительное свойство согласованности (санкционированности) паблик-арта сохраняется. Помимо согласования эскизов произведений с представителями городской администрации, право выбора предоставляется также подписчикам сообществ. Участие в голосованиях и опросах позволяет горожанам выбрать произведения, которые, по их мнению, наилучшим образом впишутся в окружающее городское пространство и станут новыми местными достопримечательностями. Опираясь на полученные результаты, мы можем утверждать, что сообщества в социальной сети «ВКонтакте», посвященные инициативам в области паблик-арта, выполняют просветительскую и педагогическую функции. Материалы сообществ (статьи, фотографии, видеоролики, лонгриды и др.) направлены на ознакомление подписчиков с культурой родного края и творчеством современных художников. В сообществах также размещается информация о различных мероприятиях, к участию в которых приглашаются все желающие горожане. Таким образом, сообщества о паблик-арте служат эффективным инструментом продвижения общественных городских пространств.

Подытожим. Сообщества о паблик-арте, зарегистрированные в российской социальной сети «ВКонтакте», служат виртуальными площадками для объединения людей, проявляющих интерес к актуальному искусству и небезразличных к жизни родных городов. По итогу проведенного наблюдения за активностью подписчиков сообществ (комментарии, участие в голосованиях и обсуждениях), мы

можем констатировать, что инициативы в об- гой Айвазовский» и «Галерея под небом»). ласти паблик-арта пользуются большой вос- В общественных городских пространствах требованностью среди горожан. Произведе- произведения паблик-арта выступают смыс-ния паблик-арта, как альтернатива музейным ловыми и визуальными доминантами, кото-экспонатам, преображают город в «галерею рые, будучи отражением тенденций искусства под открытым небом». Сайт-специфичные XXI в., повышают значимость города, укреп-произведения «галереи» иллюстрируют со- ляют его имидж. Экспозиции произведений бытия, связанные с локальной историей, и функционируют в качестве территориальных служат креативными элементами предметно- маркеров и точек притяжения горожан - пре-пространственной среды города (например, ображают общественные пространства горо-росписи, созданные в рамках проектов «Дру- да в креативные «локусы медиации».

Литература:

1. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия ; отв. ред. А. Щербакова, сост. Н. Копелянская. - М. : Творческая группа «Музейные решения», 2012. - С. 8-20.

2. Вильчинская-Бутенко М. Э. Коммуникативные практики публичного искусства в культурном пространстве города // Актуальные проблемы монументального искусства: сб. науч. трудов ; под ред. Д. О. Антипиной. - СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. - С. 293-298.

3. В Симферополе возле ж/д вокзала появился новый арт-объект // Сетевое издание «РИА Новости Крым». - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crimea.ria.ru/20200324/V-Simferopole-vozle-zhd-vokzala-poyavilsya-novyy-art-obekt-1118083770.html (дата обращения : 20.10.2022).

4. Карцева Е. А., Звягинцева М. Л. Паблик-арт: терминологические подходы и критерии идентификации // АРТИКУЛЬТ. - 2020. - № 1 (37). - С. 58-73.

5. Карцева Е. А., Шлыкова О. В. Российский паблик-арт: актуальные практики и тренды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2022. - № 1. - С. 169-181.

6. Коршунова Д. А. Виртуальные городские сообщества в социальных сетях как одна из форм медиации в культурном пространстве города // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. -2018. - Т. 7. - № 1А. - С. 199-207.

7. Коршунова Д. А. Основные критерии выделения локусов медиации в культуре современного города // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8. - № 5 А. - С. 293-304.

8. Костромицкая А. В. Повседневные коммуникативные практики в социокультурном пространстве малых городов России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2022. - № 2. - С. 20-27.

9. Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. - М. : Strelka Press, 2015. - 432 с.

10. Миколайт А., Пюркхауэр М. Код города / Пер. с англ. - М. : Strelka Press, 2020. - 152 с.

11.Снигирева Н. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды // Минстрой России. Формирование комфортной городской среды. - 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.gorodsreda.ru/upload/Documents/metodiki-i-rekomendatsii/prezentatsiya_rekomendatsii-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-kompleksnogo-blagoustroystva.pdf_(дата обращения : 21.10.2022).

12. Сообщество «Другой Айвазовский» // Российская социальная сеть «ВКонтакте». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/drugoyaivazovskiy (дата обращения : 21.10.2022).

13. Сообщество «Dislav» // Российская социальная сеть «ВКонтакте». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/shadeart (дата обращения : 20.10.2022).

14. Шлыкова О. В. Цифровые практики паблик-арта: коммуникативные стратегии «умного» города // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 3 (67). - С. 124-134.

15. Landry С. The creative city: a toolkit for urban innovators. - London : Routledge, 2008. - 352 p.

References:

1. Agapova D. Kul'tura uchastiya: milliony' dialogov // Muzej kak prostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kul'tura uchastiya ; otv. red. A. Shherbakova, sost. N. Kopelyanskaya. - M. : Tvorcheskaya gruppa «Muzejny'e resheniya», 2012. - S. 8-20.

2. Vil'chinskaya-Butenko M. E\ Kommunikativny'e praktiki publichnogo iskusstva v kul'turnom prostranstve goroda // Aktual'ny'e problemy' monumental'nogo iskusstva: sb. nauch. trudov ; pod red. D. O. Antipinoj. - SPb.: FGBOUVO «SPbGUPTD», 2020. - S. 293-298.

3. V Simferopole vozle zh/d vokzala poyavilsya novy'j art-ob''ekt // Setevoe izdanie «RIA Novosti Kry'm». -2020. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://crimea.ria.ru/20200324/V-Simferopole-vozle-zhd-vokzala-poyavilsya-novyy-art-obekt-1118083770.html (data obrashheniya : 20.10.2022).

4. Karceva E. A., Zvyaginceva M. L. Pablik-art: terminologicheskie podxody' i kriterii identifikacii // ARTIKUL'T. - 2020. - № 1 (37). - S. 58-73.

5. Karceva E. A., Shly'kova O. V. Rossijskij pablik-art: aktual'ny'e praktiki i trendy' // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. - 2022. - № 1. - S. 169-181.

6. Korshunova D. A. Virtual'ny'e gorodskie soobshhestva v social'ny'x setyax kak odna iz form mediacii v kul'turnom prostranstve goroda // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. - 2018. - T. 7. - № 1A. - S. 199-207.

7. Korshunova D. A. Osnovny'e kriterii vy'deleniya lokusov mediacii v kul'ture sovremennogo goroda // Kul'tura i civilizaciya. - 2018. - T. 8. - № 5 A. - S. 293-304.

8. Kostromiczkaya A. V. Povsednevny'e kommunikativny'e praktiki v sociokul'turnom prostranstve maly'x gorodov Rossii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury' i iskusstv. - 2022. - № 2. - S. 2027.

9. Lefevr A. Proizvodstvo prostranstva / Per. s fr. - M. : Strelka Press, 2015. - 432 s.

10. Mikolajt A., Pyurkxaue'r M. Kod goroda / Per. s angl. - M. : Strelka Press, 2020. - 152 s.

11. Snigireva N. Rekomendacii po organizacii obshhestvennogo uchastiya v realizacii proektov kompleksnogo blagoustrojstva gorodskoj sredy' // Minstroj Rossii. Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy'. - 2017. -[E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://files.gorodsreda.ru/upload/Documents/metodiki-i-rekomendatsii/prezentatsiya_rekomendatsii-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-kompleksnogo-blagoustroystva.pdf (data obrashheniya : 21.10.2022).

12. Soobshhestvo «Drugoj Ajvazovskij» // Rossijskaya social'naya set' «VKontakte». - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/drugoyaivazovskiy (data obrashheniya : 21.10.2022).

13. Soobshhestvo «Dislav» // Rossijskaya social'naya set' «VKontakte». - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/shadeart (data obrashheniya : 20.10.2022).

14. Shly'kova O. V. Cifrovy'e praktiki pablik-arta: kommunikativny'e strategii «umnogo» goroda // Vestnik kul'tury' i iskusstv. - 2021. - № 3 (67). - S. 124-134.

15. Landry S. The creative city: a toolkit for urban innovators. - London : Routledge, 2008. - 352 p.

УДК 377.169.3

М.М. Махмутова, Г.А. Быков

ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА ТАТАРСТАНА КАК ОСНОВА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ КАЗГИК

В данной статье раскрывается актуальность поиска и внедрения инновационных методов изучения, сохранения и развития традиционных художественных ремесел в образовательном процессе вуза для привлечения учащейся молодежи в проектную деятельность, направленную на создание стартапов в сфере применения арт-терапевтических технологий. Освоение художественных технологий в рамках теоретических аудиторных занятий, работа творческих объединений и мастерских направлены на изучение истоков самобытных традиций Республики Татарстан. Сферой профессиональной деятельности выпускников-дизайнеров в рамках указанной темы научного исследования могут стать проекты, научно-исследовательская и творческая деятельность в области арт-терапии.

Ключевые слова: арт-терапия, акселерационная программа, народные художественные промыслы, проектная деятельность

Madina M. Makhmutova, Gleb A. Bykov TRADITIONAL ART CRAFTS OF TATARSTAN AS THE BASIS OF ART-THERAPEUTIC TECHNOLOGIES IN THE PROJECTS OF KAZGIK STUDENTS

This article reveals the relevance of the search and implementation of innovative methods of studying, preserving and developing traditional artistic crafts in the educational process of the university to attract young students in project activities aimed at creating startups in the field of art therapy technologies. The development of artistic technologies in the framework of theoretical classroom classes, the work of creative associations and workshops are aimed at studying the origins of the original traditions of the Republic of Tatarstan. Projects, research and creative activities in the field of Art therapy can become the sphere of professional activity of graduates-designers within the framework of this topic of scientific research.

Key words: art therapy, acceleration program, folk art crafts, project activity

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии самобытных культур и традиций народов России. Народные художественные промыслы в яркой палитре художественных культур Республики Татарстан являются общепризнан-

ным вкладом России в мировое искусство, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества. Отметим, что на территории Приволжского Федерального округа сконцентрирована деятельность мастеров народно-художественных промыслов, транслирующие особенности ремесленного труда и уникаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.