Научная статья на тему 'ГОРОД КАК СЦЕНА МОЛОДЕЖНОГО АКТИВИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ [1]'

ГОРОД КАК СЦЕНА МОЛОДЕЖНОГО АКТИВИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ [1] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПРАВО НА ГОРОД / МОЛОДЕЖНЫЙ АКТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПАНДЕМИЯ / CITY / RIGHT TO THE CITY / YOUTH ACTIVISM / SOCIAL PRACTICES / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна, Хафизова Виктория Рауфовна

В статье представлен социологический анализ молодежного активизма в условиях пандемии. Новые проекты, практики освоения и преобразования городского пространства в текущей ситуации пришли на смену традиционным проявлениям активности как механизм реализации права на город. В фокусе исследовательского внимания - посты/комментарии пользователей/аудитории городских информационных сайтов и пабликов в социальных сетях. Анализ контента свидетельствует о том, что локальные практики молодежи крупного города сосредоточены на DIY-инициативах, стрит-арте, коллективных вокально-танцевальных проектах. В статье определены социально одобряемые/осуждаемые, индивидуальные/коллективные виды активностей. При этом наибольшая часть действий и взаимодействий молодых горожан нацелена на помощь и поддержку окружающим, а также на профилактику заболеваний. Коллективные акции («балконные концерты») служат сплочению жителей и формированию локально-территориальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CITY AS A SCENE OF YOUTH ACTIVISM: LOCAL PRACTICES UNDER PANDEMIC CONDITIONS [1]

The study presents a sociological analysis of youth activism under pandemic conditions. New projects and practices of the development and transformation of urban space in a current situation have replaced traditional activities as a mechanism for realization of the right to the city. The research is focused on the posts/comments of users/audience of urban information sites and publics on social networks. The conducted analysis of the content shows that local practices of the youth in a large city mainly include DIY initiatives, street art, as well as group vocal and dance projects. The present study defines socially approved/socially condemned activities, and individual/group ones. At the same time, most of the actions and interactions of young citizens are aimed at helping and supporting others, as well as at disease prevention. Collective actions (“balcony concerts”) serve to rally residents and form a local territorial identity.

Текст научной работы на тему «ГОРОД КАК СЦЕНА МОЛОДЕЖНОГО АКТИВИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ [1]»

УДК 316.4-053.81:616-036.21 Антонова Наталья Леонидовна

доктор социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Хафизова Виктория Рауфовна

аспирант кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

ГОРОД КАК СЦЕНА МОЛОДЕЖНОГО АКТИВИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ [1]

Аннотация:

В статье представлен социологический анализ молодежного активизма в условиях пандемии. Новые проекты, практики освоения и преобразования городского пространства в текущей ситуации пришли на смену традиционным проявлениям активности как механизм реализации права на город. В фокусе исследовательского внимания - посты/комментарии пользователей/аудитории городских информационных сайтов и пабликов в социальных сетях. Анализ контента свидетельствует о том, что локальные практики молодежи крупного города сосредоточены на DIY-инициати-вах, стрит-арте, коллективных вокально-танцевальных проектах. В статье определены социально одобряемые/осуждаемые, индивидуальные/коллективные виды активностей. При этом наибольшая часть действий и взаимодействий молодых горожан нацелена на помощь и поддержку окружающим, а также на профилактику заболеваний. Коллективные акции («балконные концерты») служат сплочению жителей и формированию локально-территориальной идентичности.

Ключевые слова:

город, право на город, молодежный активизм, социальные практики, пандемия.

Antonova Natalya Leonidovna

D.Phil. in Social Science, Associate Professor, Applied Sociology Department, Ural Federal University

Khafizova Viktoria Raufovna

PhD Student, Applied Sociology Department, Ural Federal University

A CITY AS A SCENE OF YOUTH ACTIVISM: LOCAL PRACTICES UNDER PANDEMIC CONDITIONS [1]

Summary:

The study presents a sociological analysis of youth activism under pandemic conditions. New projects and practices of the development and transformation of urban space in a current situation have replaced traditional activities as a mechanism for realization of the right to the city. The research is focused on the posts/comments of users/audience of urban information sites and publics on social networks. The conducted analysis of the content shows that local practices of the youth in a large city mainly include DIY initiatives, street art, as well as group vocal and dance projects. The present study defines socially approved/socially condemned activities, and individual/group ones. At the same time, most of the actions and interactions of young citizens are aimed at helping and supporting others, as well as at disease prevention. Collective actions ("balcony concerts") serve to rally residents and form a local territorial identity.

Keywords:

city, right to the city, youth activism, social practices, pandemic.

Пандемия обернулась глобальным вызовом для современного человечества. Мы стали свидетелями появления и активизации новых социальных проектов повседневности. Самоизоляция как условие реализации стратегии здоровьесбережения населения выступила фактором производства нетрадиционных практик присвоения городского пространства, инновационных моделей локального активизма молодого поколения.

Вслед за Е.Л. Омельченко [2, с. 66] под активностью мы будем понимать желание участвовать в общественных преобразованиях, в нашем случае - в локальных преобразованиях городского пространства. При этом совокупность действий и взаимодействий, реализующих потребность граждан в локальных изменениях, нацелена на производство и воспроизводство общественного блага, одобряемого представителями разных социальных групп и общностей. Таким образом, локальный активизм наполняется ценностным смысловым содержанием и становится актуальным видом деятельности, способствует формированию и закреплению территориальной идентичности. В русле акти-вистско-деятельностного подхода молодое поколение можно определить как актора городских преобразований, при этом молодежь выступает субъектом формирования имиджа города [3].

Согласно концепции «Право на город» [4] горожане заявляют свои права не только на участие в управлении городом и принятие ключевых решений, но и на присвоение городского пространства через его преобразование. Меняя мир вокруг себя, молодежь и сама становится другой. В исследовании И.Н. Трофимовой справедливо утверждается, что «общественное участие

молодых людей связано в первую очередь с самореализацией и самовыражением», «для молодежи важнейшим мотивом оказалось... стремление сделать мир лучше» [5, с. 75].

Пандемия как социальное испытание, с одной стороны, «притормозила» развитие локального молодежного активизма, но, с другой стороны, стала стимулом для становления новых молодежных активностей. Локальный активизм, по мнению А.А. Желниной и Е.В. Тыкановой [6, с. 164], -это коллективные действия горожан, их самоорганизация для участия в городском управлении. Мы полагаем, что в условиях самоизоляции особую актуальность приобретают индивидуальные действия, нацеленные на локальное изменение пространства «вокруг себя». Коллективный характер такие действия получают в результате воспроизводства представителями как молодежной, так и других общностей. В этом случае они приобретают вид социальной практики.

Для определения спектра подобных практик мы обратились к новостным СМИ и городским пабликам в социальных сетях (г. Екатеринбург). Выбор площадки для анализа обусловлен тем, что Интернет и социальные сети [7], в частности «ВКонтакте», являются главным источником информации для молодого поколения [8]. Кроме того, «молодежь следует рассматривать не только как потребителей медиа, но и как медиапроизводителей» [9]. Мы провели анализ контента новостных и городских пабликов в социальной сети «ВКонтакте» (табл. 1). В каждом сообществе анализировались посты, размещенные с 25.03.2020 (именно в этот день прозвучало первое обращение В.В. Путина с объявлением о нерабочей неделе) по 30.04.2020.

Таблица 1 - Результаты анализа контента новостных и городских пабликов

в социальной сети «ВКонтакте»

Тип издания Название паблика Количество подписчиков* Ссылка

СМИ Интересный Екатеринбург 275 670 https://vk.com/inburg

Круглосуточные новости города Екатеринбурга E1.RU 233 800 https://vk.com/e1news

Лампа Екатеринбург 148 517 https://vk.com/lampa

66.ru Екатеринбург 89 615 https://vk.com/66ru

Городское сообщество [ТЕ] Типичный Екатеринбург 547 165 https://vk.com/te ekb

[ЕКБ] Екатеринбург 78 357 https://vk.com/e burg

ЕКБ - мой город! 147 793 https://vk.com/e burg

Екатеринбург Live 57 041 https://vk.com/ekb live

Культура Екатеринбурга 11 015 https://vk.com/cultureekb

* На 25.04.2020

Анализ локальных практик молодежного активизма мы осуществляли по следующим критериям: вид активности, содержание, место/ширина охвата (степень распространенности локальной практики, количество человек, которые могут оказаться участниками или очевидцами), влияние на социум (потенциальные последствия той или иной активности), направление/ориентация (цели, преследуемые автором), реакция пользователей.

За указанный выше период мы обнаружили 15 постов, в которых имелось указание на проявление локальных практик молодежного активизма, направленных на преобразование городского пространства в условиях пандемии и самоизоляции. Среди них были выделены следующие виды активностей: DIY-инициативы (6), стрит-арт (5), коллективные вокально-танцевальные практики (4).

DIY-инициативы связаны с желанием молодых горожан помочь соседям по дому или поддержать тех, кто в условиях пандемии нуждается в этом больше всего. Подобные посты характеризовались значительным числом лайков и комментариев. При этом последние имеют как поощрительный/одобряющий, так и осуждающий характер. Так, девушка выступила с инициативой оказать помощь нуждающимся пожилым соседям, проживающим рядом, и предложила купить продукты и лекарства, разместив на стене подъезда соответствующее объявление. Данный пост собрал почти 5 тысяч лайков. Большая часть пользователей поддержала автора инициативы, выражая ей уважение и одобрение (30 комментариев): «Катя молодец!», «Респект и уважуха тебе, Катя», «Побольше бы таких людей», «Человеческий подход, браво!». Четвертая часть комментаторов, наоборот, заподозрила автора в мошенничестве (10 комментариев): «Эта Катя берет деньги на продукты и лекарства и просто теряется», «Можно присмотреть за Катиным паспортом, пока она ходит в магазин», «Сейчас мошенники ходят так и предлагают помощь». В условиях социальной неопределенности, как правило, возрастает число неправовых практик, развиваются модели инновационной адаптации населения к текущей ситуации, активизируются девиантные группы. Соответственно, настороженное отношение к подобного рода инициативам в условиях пандемии вполне объяснимо и становится социальной нормой.

Еще одной DIY-инициативой мы считаем профилактически направленные действия молодых людей, оставляющих в лифтах многоэтажных домов зубочистки, используя которые жители могут нажимать на кнопки. Пост, посвященный данной активности, собрал 323 лайка, а в комментариях пользователи, в основном, благодарили его авторов и выражали одобрение идее: «Русская смекалка победит любой вирус, пандемию и прочие неприятности».

Жители одного из жилых микрорайонов города (Академический микрорайон) устроили флешмоб с массовыми аплодисментами из окон в поддержку врачей (пост «лайкнули» 659 пользователей). При оценке этой инициативы мнения комментаторов разделились: часть постов указывает на готовность их авторов солидаризироваться с жителями микрорайона (15 комментариев): «Молодцы! Я вам тоже аплодирую», «Здоровое общество», «Поддерживаю!», другая часть выразила осуждение предпринятой акции (23 комментария): «Это вся польза от бездельников, сидящих по домам», «Идиотизм крепчает», «Гетто с ума сходит?».

Новый вид социального взаимодействия продемонстрировали жители дома, расположенного напротив одного из отелей города, в котором были размещены врачи центральных городских больниц, работающие с пациентами, зараженными COVID-19. Отметим, что в одной из больниц коронавирусом заразились 78 врачей и пациентов. Со словами благодарности горожане наклеили плакаты на окна своего дома и получили обратную связь в системе коммуникации: медперсонал выразил свою признательность таким же образом. Пост собрал 476 лайков и вызвал положительную реакцию аудитории: «Вот это одобряю», «Какмило», «Чат в офлайне». Другая инициатива с аналогичным коммуникативным посылом оказалась не столь одобряемой. Неизвестные повесили на заборе больницы большой плакат «СПАСИБО ЦКГБ №1. МЫ С ВАМИ». Пост собрал 183 лайка, но большая часть комментаторов настроена скептически: «Спасибо за то, что народ заразили???», «Непонятно, за что спасибо», «Цирк».

Таким образом, отметим, что DIY-инициативы ориентированы в основном на помощь людям, профилактику коронавируса, выражение благодарности врачам и поддержку окружающих в условиях пандемии и неопределенности.

Анализ стрит-арта, созданного во время пандемии, показал, что молодые художники преследуют более широкий и даже проблемный диапазон целей. Кроме того, если рассмотренные выше DIY-инициативы оказывают скорее позитивное влияние на горожан и социум в целом, то среди образцов стрит-арта можно встретить примеры, направленные на тиражирование маргинальных практик. Так, приверженцы уличного искусства нарисовали собаку на стене в одной из «зеленых зон» города с призывом делать с ней фотографии, чтобы затем уверенно демонстрировать полученное фото сотрудникам полиции. Пост собрал 523 лайка и вызвал в целом позитивную оценку со стороны пользователей: «Современные проблемы требуют современных решений».

Молодые художники в своем творчестве стремятся привлечь внимание широкого круга общественности к последствиям распространения коронавируса, заставив горожан поразмышлять над сложившейся ситуацией. Например, на набережной городского пруда в центральной части города появилось большое граффити со словом «ХВАТИТ», пост «лайкнули» 1 056 пользователей. Редактор паблика предложил подписчикам подумать о смысле послания и о потенциальных реципиентах акта коммуникации. Оставленные аудиторией комментарии мы сгруппировали в соответствии с позицией авторов. Первую группу составили сообщения пользователей, ориентированных на политические протестные акции: «Хватит терпеть действующую власть», «Хватит терпеть либералов», «Хватит молчать», «Хватит обманывать людей». Пандемия обострила проблемы в системе взаимодействия гражданского общества и государства, обнажив болевые точки. Критически настроенные горожане, устав от самоизоляции и ограничений, стали искать ответственных за ситуацию субъектов политической власти. Данное обстоятельство и стало причиной всплеска политических призывов-лозунгов. Вторая группа комментариев касается непосредственно пандемии: «Хватит карантина», «Хватит говорить/врать о ситуации с коронавиру-сом», «Хватит нарушать правила самоизоляции». Приведенные примеры свидетельствуют о насущной потребности людей включиться в привычный ритм жизни города. В третью группу мы отнесли посты комментаторов, которые иронией и юмором стремились компенсировать ограничения, обусловленные самоизоляцией: «Хватит писать на стенах», «Хватит жрать шашлыки».

Автор другого граффити - Илья Мозги, пост которого набрал 125 лайков, изобразил на одном из домов города пустую раковину улитки с надписью «For rent» (аренда), привлекая таким образом внимание к проблемам малого и среднего бизнеса. «Главное, очень жизненно» - так прокомментировал один из пользователей сети предложенную авторскую инициативу.

К числу освоения и преобразования центральной части города можно отнести и активность неизвестного горожанина, который надел противогазы на скульптуры. Это можно рассматривать, с одной стороны, как выход негативных эмоций, иронию над ситуацией, но, с другой стороны, и как призыв к соблюдению принципов и норм профилактических действий, способ привлечения

внимания к проблеме. Пост собрал 722 лайка и вызвал в основном споры о целесообразности использования масок и обсуждение ситуации их отсутствия в аптеках. Лишь малая часть комментаторов похвалила идею: «Люди, не знаю, кто это сделал, но ваша композиция великолепна», а также поинтересовалась судьбой противогазов.

Обращаясь к коллективным вокально-танцевальным практикам, выделим маргинальные формы проявления молодежного активизма и социально-одобряемые действия и инициативы молодого поколения. К числу первых мы отнесли антикарантинные/подпольные вечеринки. В ходе анализа было выявлено несколько постов, содержащих информацию о разных увеселительных мероприятиях, которые устраивались в загородных домах, квартирах и барах. Такие инициативы, как правило, направлены на эмоциональную разрядку, возможность реализации рискового поведения и привлечение внимания. Подобные формы активности несут опасность не только для участников вечеринки, но и для их социального окружения. Об этом свидетельствует и реакция пользователей Интернета. Если проанализировать в совокупности все комментарии под постами, то 2/3 пользователей выражает резко негативную оценку подобным мероприятиям: «Сатанинский шабаш», «Заварите им дверь», «Естественный отбор в действии». Танцующих молодых людей комментаторы осуждают за эгоцентризм и инфантилизм: «Это не героизм, это дурость», «Слабоумие и отвага», «Вот из-за таких придурков карантин еще продлят и не скоро снимут». Вместе с тем часть комментаторов поддерживает возможность проведения коллективных офлайн-ве-черинок, но в формате непубличности/скрытости: «Сняли бы коттедж, да и фиг бы кто мог что предъявить, собрались друзья на пьянку, в гости ходить никто не запрещал».

Незначительная доля молодых горожан активно поддерживает новый формат индустрии развлечений, интересуясь условиями включения в такие проекты. Отметим, что попасть на тайное мероприятие нелегко, так как настоящее место вечеринки становится известным только для тех, кто прошел ряд фильтров и проверок. Организаторы дезинформируют полицейских, называя в соцсетях фальшивые адреса.

Пожалуй, самым одобряемым в условиях пандемии видом коллективного активизма стали «балконные концерты». Пост, набравший 943 лайка, содержал видео такого концерта в одном из жилых микрорайонов города (Юго-Западный микрорайон). Девушка поет в микрофон на балконе популярные песни, жители соседних домой подпевают, хлопают, «подмигивают» светом, включают гирлянды. Данный способ массового спонтанного развлечения направлен на получение положительных эмоций и сплочение жителей. Большая часть пользователей Интернета позитивно отнеслась к этой практике: были выложены видео с места событий и фотографии/селфи, которые демонстрируют сопричастность авторов к конкретной инициативе: «Весна пришла, да ещё и дома все сидят, а так супер, веселят народ»; «Соседи были не против, обсуждалось в чате всё. И время было не позднее, закон не нарушали. Изоляция всем уже надоела, но, чтобы её не нарушать, все решили скрасить вечер именно так. Нам понравилось, спасибо!».

Результаты исследования позволяют прийти к следующим выводам. Во-первых, пандемия «диктует» свои правила и устанавливает новые нормы социальных действий и взаимодействий жителей крупного города. Молодое поколение, стремясь реализовать свое право на город, инициирует инновационные модели и виды социальных активностей. Во-вторых, социальные сети и СМИ могут выступать инструментом мобилизации и солидаризации молодых горожан в реализации проектов и мероприятий разного толка и направленности. В-третьих, анализ локальных практик молодежного активизма в условиях пандемии позволил выделить как социально одобряемые виды активностей, так и маргинальные/протестные. Исследование показало, что в период самоизоляции наибольшее развитие получили индивидуальные инициативы (DIY-идеи, стрит-арт), направленные на преобразование города «вокруг себя». Коллективные социально одобряемые действия («балконные концерты») служат фактором воспроизводства локально-территориальной идентичности и условием сплоченности разных социальных групп, проживающих на одной территории.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Свердловской области (№ 20-411-660012 р_а).

2. Омельченко Е.Л. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 1. С. 59-86.

3. Антонова Н.Л., Ракевич Е.В. Горожане как субъект формирования имиджа города // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 160-166. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-160-166.

4. Harvey D. The Right to the City // New Left Review. 2008. Vol. 53. P. 23-40. https://doi.org/10.1111/j.0309-1317.2003.00492.x ; Lefebvre H. Writings on Cities. Oxford, 1996. 260 p.

5. Трофимова И.Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 72-77.

6. Желнина А.А., Тыканова Е.В. Формальные и неформальные гражданские инфраструктуры: современные исследования городского локального активизма в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22 (1). С. 162-192. https://doi.org/ 10.31119/jssa.2019.22.1.8.

7. Гражданские и политические онлайн-практики в оценках российской молодежи / Е.В. Бродовская [и др.] // Политическая наука. 2019. № 2. С. 180-197. https://doi.org/ 10.31119/jssa.2019.22.1.80.31249/poln/2019.02.09.

8. «Делойт»: большинство россиян узнает новости из интернета [Электронный ресурс] // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/about-deloitte/deloitte-in-press/2018/bolshinstvo-rossiyan-uznaet-novosti-iz-inter-neta.html (дата обращения 2.05.2020).

9. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования [Электронный ресурс] / Д.Ю. Кульчицкая [и др.] // Медиаскоп: электронный научный журнал. 2019. Вып. 1. С. 1-9. https://doi.org/10.30547/mediascope.1.2019.9.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.