Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ СТАРТАПОВ ПО ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ СТАРТАПОВ ПО ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акселерационная программа / тьютор / стартап / арт-терапия / проектная деятельность / библиотерапия / профессиональное образование / acceleration program / tutor / startup / art therapy / project activities / bibliotherapy / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлинов Алексей Викторович

В статье актуализируется проблема организации проектной деятельности студентов вуза в ходе раз-работки стартапов, представляющих собой современный и эффективный инструмент повышения практикоориентированности профессионального образования. Особое значение проектная деятельность приобретает в условиях цифровизации системы отечественного высшего образования, предполагающей новый уровень коммуникации в образовательной среде. Продемонстрировано, что важнейшей проблемой проектной деятельности современных студентов является недостаточность сформированных ком-петенций в данной области. На примере разработки стартап-проекта «VR в библиотерапии», созданного в рамках акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив КазГИК, показаны возможности реализации основных педагогических функций и компонентов педагогической деятельности, обязательных для развития необходимых качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлинов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF STARTUPS ON DIGITAL ART THERAPY

The article updates the problem of organizing the project activities of university students during the development of startups, which is a modern and effective tool for increasing the practice of vocational education. Project activities are of particular importance in the context of digitalization of the system of domestic higher education, which implies a new level of communication in the educational environment. It has been shown that the most important problem of the project activities of modern students of the university is the lack of formed competencies in this area. On the example of the development of the start-up project «VR in bibliotherapy,» created as part of the acceleration program for supporting project teams and student initiatives of KazGIC, the possibilities of implementing the main pedagogical functions and components of pedagogical activity necessary for the development of the necessary quali-ties of students are shown.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ СТАРТАПОВ ПО ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»

УДК 378

А.В. Павлинов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ СТАРТАПОВ ПО ЦИФРОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

В статье актуализируется проблема организации проектной деятельности студентов вуза в ходе разработки стартапов, представляющих собой современный и эффективный инструмент повышения практикоориентированности профессионального образования. Особое значение проектная деятельность приобретает в условиях цифровизации системы отечественного высшего образования, предполагающей новый уровень коммуникации в образовательной среде. Продемонстрировано, что важнейшей проблемой проектной деятельности современных студентов является недостаточность сформированных компетенций в данной области. На примере разработки стартап-проекта «VR в библиотерапии», созданного в рамках акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив КазГИК, показаны возможности реализации основных педагогических функций и компонентов педагогической деятельности, обязательных для развития необходимых качеств студентов.

Ключевые слова: акселерационная программа, тьютор, стартап, арт-терапия, проектная деятельность, библиотерапия, профессиональное образование

Alexey V. Pavlinov ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF STARTUPS ON DIGITAL ART THERAPY

The article updates the problem of organizing the project activities of university students during the development of startups, which is a modern and effective tool for increasing the practice of vocational education. Project activities are of particular importance in the context of digitalization of the system of domestic higher education, which implies a new level of communication in the educational environment. It has been shown that the most important problem of the project activities of modern students of the university is the lack of formed competencies in this area. On the example of the development of the start-up project «VR in bibliotherapy,» created as part of the acceleration program for supporting project teams and student initiatives of KazGIC, the possibilities of implementing the main pedagogical functions and components of pedagogical activity necessary for the development of the necessary qualities of students are shown.

Key words: acceleration program, tutor, startup, art therapy, project activities, bibliotherapy, vocational education

Введение

Сегодня проектная деятельность студентов является неотъемлемым компонентом образовательного процесса практически в каждом гуманитарном вузе, органично дополняя систему традиционных для высшей школы форм и методов обучения и воспитания. Эффективная организация проектной деятельности способствует формированию таких профессионально важных личностных качеств будущих специалистов, как активность,

целеустремленность, креативность,

уверенность в собственных силах и др. Доказано, что реализация учебных проектов стимулирует мотивацию студентов к получению ими более высоких образовательных результатов, расширяет их общий кругозор, способствует развитию коммуникации [3].

Особое значение проектная деятельность студентов приобретает в условиях цифровизации системы отечественного высшего образования, что открывает большие перспективы для качественного

совершенствования учебных проектов,

становящихся компонентами электронной среды вузов и цифровых образовательных платформ, предполагающих более

оперативный обмен мнениями их участников и массовое распространение полученных результатов.

Более того, организация проектной деятельности с применением современных информационно-коммуникативных электронных средств позволяет получать не только сугубо учебные, но и экономически обоснованные проекты в виде студенческих стартапов, часть которых может дать будущим выпускникам вузов первичный опыт профессиональной деятельности.

К сожалению, далеко не всегда этот опыт может характеризоваться исключительно с положительных позиций, поскольку, как показывает практика, около 90% студенческих стартапов завершаются неудачей [9]. Причин тут несколько, главная из которых это недостаточность сформированных у студентов компетенций в области осуществления проектной

деятельности. Поэтому столь важно уже на первых порах обучения в вузе формировать и

развивать у студентов умения и навыки подготовки учебных проектов, расширять их знания в области разработки и реализации стартапов, соответствующих профилю их профессиональной подготовки.

Именно поэтому, еще с 2019 года в качестве одной из важнейших стратегий развития Казанского государственного института культуры на период 2020-2025 гг., разработанной в соответствии с Национальным проектом «Культура» и входящих в него федеральных проектов «Творческие люди», «Культурная среда», «Цифровая культура» является использование 1Т-технологий на основе повышения наукоёмкости образования, создание инновационной цифровой среды, а также поддержка стартапов студентов и молодых преподавателей [1].

Одним из важных результатов реализации данной стратегии явилось проведение в 2022 году в КазГИК акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив, прошедшей в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического

предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», тематикой которой явилась профилактика социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии, некоторые результаты которой отражены в данной работе.

Материалы и методы

Проведенное исследование, посвященное организации проектной деятельности студентов вуза в рамках разработки стартапов по цифровой арт-терапии, осуществлялось на основе теоретического анализа научных публикаций, отражающих различные вопросы разработки и практического воплощения студенческих проектов в вузе. Научно-методологическими основами исследования послужили фундаментальные труды ученых, раскрывающих цели и задачи, принципы и способы разработки студенческих стартапов и методы оценки их эффективности, таких как С.Бланк, Р.Хоффман, Г.Кавасаки и др., для изучения которых применялся ряд общенаучных методов исследования, таких как анализ и синтез, моделирование, экстраполяция. Основными материалами исследования явились созданная в рамках

акселерационной программы КазГИК документация студенческого стартап-проекта «VR в библиотерапии» (паспорт проекта, презентация, доклады и др.), а также собственные педагогические наблюдения автора, осуществлявшего функции трекера при его разработке.

Литературный обзор

На начальном этапе подготовки стартапа по цифровой арт-терапии проводилось изучение источниковедческой базы проектной деятельности студентов вуза, результаты которого позволяют сделать вывод о достаточной степени научной

разработанности данного вопроса в научно-педагогической литературе. Наиболее широко данная проблематика представлена в периодической научной литературе, где ежегодно выходит по нескольку десятков публикаций, отражающих различные аспекты разработки студенческих стартапов, таких как технология применения стартапа как метода обучения в высшей школе (Грабоздин Ю.П., Полушкина О.А., Шиянова А.А. и др.), применение стартапов в качестве ВКР (Ганбаров А.Т., Готная Н.Е., Фаткуллина Е.А. и др.), создание стартап-команд в вузе (Воротилин М. С., Коновалова В.Г., Шарафутдинова Э.М. и др.) и т.д. [4].

Кроме того, в настоящее время создан ряд методических пособий и рекомендаций по организации и управлению студенческими стартап-проектами, авторами которых являются А.Н. Алексеев (2019), Б.А. Букач (2022, в соавт.), А.В. Венберг (2020), В.А.Шамахова (2022) и др. [8].

Определенный интерес для исследователей проектной деятельности студентов вуза в рамках разработки стартапов представляют и сборники конференций по соответствующей тематике, таких как, например, «Startup Village 2022» (г.Москва, 2022), «Spb Startup Day 2018» (г.Санкт-Петербург, 2018), «Мой

профессиональный стартап» (г.Н.Новгород, 2019) и т.д.

Тем не менее, контент-анализ научной литературы в аспекте организации студенческих стартапов по цифровой арт-терапии и использовании VR-технологий для профилактики социально-значимых

заболеваний (соответствующий тематике вышеобозначенной акселерационной

программы КазГИК) не позволил получить сколь-нибудь значимые результаты.

Результаты

Все эти предварительные выводы явились важными предпосылками для организации нескольких последовательных этапов проектной деятельности студентов в рамках разработки стартап-проекта «VR в библиотерапии», содержательные и методические аспекты реализации которого правильнее будет рассматривать в аспекте осуществления основных функций педагогической деятельности.

Так, на первом этапе разработки стартапа, была применена функция целеполагания педагогической деятельности, определившая целевые приоритеты работы студентов над проектом, которыми явились развитие ряда общекультурных и профессиональных компетенций по самостоятельному решению проблем. Формально, в контексте педагогической деятельности, этот этап также соответствовал ее организаторскому компоненту (по Н.В. Кузьминой), предполагающему создание необходимых педагогических ситуаций и формирование мотивации студентов. Для этого формировалась его команда, куда вошли 12 студентов различных годов обучения, активно проявляющих себя в общественной и научной жизни факультета социально-культурных технологий и интеллектуальных систем КазГИК, а потому обладающих инициативностью, ответственностью и дисциплинированностью труда. Далее, в одном из наиболее популярных сегодня мессенджеров WhatsApp была создана специальная группа, в которой участники стартап-команды смогли поддерживать постоянный контакт между собой и обмениваться оперативной информацией по проекту.

Проектировочная функция педагогической деятельности была реализована на втором этапе разработки стартапа, предполагающим определение ключевого направления проектной деятельности студентов, для чего был применен метод «мозгового штурма». Обсуждение студентами потенциальных векторов развития проекта, позволило им убедиться в том, что на сегодняшний день VR-экскурсии становятся качественным и эффективным инструментом во многих областях жизнедеятельности человека, позволяющим создавать и проводить туры в виртуальной реальности, обеспечивающие полное погружение, интерактив, а также

максимальную свободу его перемещения. В тоже время было отмечено, что, к сожалению, современная библиотерапия пока еще не использует этот инструмент в целях снижения потерь от социально-значимых заболеваний, прежде всего, ввиду отсутствия практических разработок по данной проблематике. При этом отсутствие технически грамотно

изготовленных и методически выверенных библиотерапевтических VR-маршрутов в различных литературных жанрах

существенно ограничивает возможность для коррекции психического состояния многих категорий населения, в особенности, молодежи.

Однако в современных условиях бурного развития информатизации и глобализации, создание полноценного цифрового контента, позволяющего интегрировать возможности библиотерапии и электронной среды, позволит повысить востребованность данного метода психотерапии и привлечь значительное количество потенциальных его потребителей.

Гностическая функция педагогической деятельности, предполагающая последующий поиск студентами решения данной проблемы, осуществленный на третьем этапе разработки стартапа, вывела их на необходимость реализации нескольких проектов по библиотерапии,

соответствующих типичным

психологическим проблемам различных возрастных групп (подростки, взрослые и пожилые люди) и созданных на основе автобиографических произведений писателей Ф.М. Достоевского «Дневник писателя», Л.Н. Толстого «Исповедь» и А.П. Чехова «Письма» и др.

По мнению студентов, дальнейшая оцифровка этих программ должна быть осуществлена в виде интерактивного видеоконтента, где признанные классики отечественной литературы «от своего лица» будут рассказывать о ценностных и мировоззренческих ориентирах. Такие VR-экскурсии в виде индивидуальных встреч-бесед с авторитетными писателями способны стать основой для активизации внутренней психической работы по самостоятельному преодолению неразрешённых конфликтов человека и личностных проблем, снятию излишней агрессивности, созданию позитивного душевного настроя,

приобретению навыков борьбы со стрессами, депрессиями.

Потенциальными заказчиками таких экскурсий предположительно могут явиться как образовательные организации, так и библиотеки, а также медиажурнал «Психотерапия в России», пользователи Интернет и практикующие психотерапевты.

Каждый без исключения бизнес-проект предполагает в том числе и получение коммерческой выгоды [5]. Поэтому на четвертом этапе разработки стартапа студентами была определена его бизнес стратегия, заключающаяся в создании сайта-агрегатора, позволяющего организовать маркетплейс для продвижения данного контента в глобальной компьютерной сети и установить эффективную связь между разработчиками VR-экскурсий и их клиентами.

При этом среди предлагаемых студентами бизнес-моделей стартапа предусматриваются не только прямые доходы от продаж VR-экскурсий посредством сайта-агрегатора, но и выполнение заказов на разработку специализированных VR-туров по отдельным аспектам библиотерапии, а также грантовая поддержка проекта.

На этом же этапе студентами обсуждались экономические и технологические риски стартапа, к которым были отнесены подбор команды квалифицированных 1Т-

специалистов, способных осуществить VR-видеосъемку и монтаж, а также анимацию и дикторскую озвучку данных материалов. Кроме того, по мнению некоторых студентов, определенную сложность может представлять и решение задачи по созданию и продвижению сайта-агрегатора, что также сопряжено с привлечением необходимых специалистов.

Пятый этап разработки стартапа был связан с фиксированием результатов всей проведённой работы в виде паспорта проекта, основного документа, предоставляемого предполагаемым инвесторам.

На следующем этапе разработки стартапа осуществлялась реализация

коммуникативной функции педагогической деятельности, когда происходило

взаимодействие студентов с экспертами, которые заочно оценивали и давали важные рекомендации по корректировке паспорта проекта в его экономической и технологической части. Поскольку для

большей части принимающих участие в данном проекте студентов подготовка стартапа является принципиально новым видом деятельности, типичными для них ошибками явилась подготовка сметы проекта и ее точное согласование с календарным планом.

Наконец, седьмой этап разработки стартапа предполагал его презентацию, когда участники стартап-команды получили возможность личного общения с экспертами всей акселерационной программы и аргументировали состоятельность своего проекта. В контексте педагогической деятельности данный этап соответствовал его контрольно-оценочному компоненту и функции (по Т.С.Поляковой), позволяющим получить представление о результатах в ходе осуществления проекта.

Обсуждение

Таким образом, при эффективной организации проектной деятельности студентов вуза в рамках разработки стартапов по цифровой арт-терапии следует опираться на все основные функции и компоненты педагогической деятельности. Работа над стартапом является достаточно сложной для студентов, но в то же время вызывающей их значительный интерес формой научно-исследовательской деятельности,

подкрепляемой возможностями реализации личных бизнес-идей [6]. Так, например, при разработке стартап-проекта «VR в библиотерапии» студентам необходимо было отобрать и проанализировать значительный массив информации по использованию данной цифровой технологии, основным направлениям библиотерапии, а затем синтезировать ее в одно общее целое. Ведущая роль в плане подготовки стартапа отводится процессам коммуникации и организации работы команды, которые определяют успешность выполнения ответственных поручений, что, с одной стороны, повышает интерактивность процесса профессиональной подготовки, а с другой - развивает самостоятельность выпускников вуза и их способности в определении различных целей и способов их достижения. При этом результативность проектной деятельности студентов вуза во многом определяет квалифицированное педагогическое

сопровождение стартапа на его начальных этапах, необходимое для создания условий, в которых происходит развитие их личностных

качеств [2]. Можно утверждать, что практика тьюторства в ходе подготовки студенческих стартапов имеет особое значение, необходимость которого обоснована явным недостатком как организаторских, так и аналитических и коммуникативных компетенций студентов, в особенности первых курсов. Основная задача тьютора (трекера) состоит в создании стартап-команды, поскольку для многих студентов это является крайне сложной задачей, обусловленной нехваткой информации и налаженных контактов в студенческой среде. Эта задача существенно ослабевает на содержательных этапах разработки стартапов, когда инициативные и творческие действия студентов становятся преобладающими, а организационная помощь трекера практически не требуется [7]. Но на заключительных этапах разработки стартапов, когда возникает необходимость презентации проекта, значимость работы трекера в форме консультации вновь возрастает.

Заключение

Таким образом, организация проектной деятельности в рамках разработки стартапов сегодня является одним из важных направлений в процессе профессиональной подготовки, детерминирующим повышение интереса, общего и профессионального кругозора студентов вузов. При создании проекта необходимо учитывать, что тема его должна быть актуальна, реальна, иметь практическую направленность. Стартап должен быть выполнен студентами самостоятельно и представлять собой законченный труд, включающий в себя экономически обоснованные решения, значимые в обозримой перспективе его реализации.

Несомненную ценность разработка стартапов представляет и для профессорско-преподавательского состава вышей школы, дающая возможность оптимизировать образовательный процесс и придать ему большую практикориентированность,

позволяя вузу подготовить компетентных и востребованных специалистов, способных с успехом реализовать себя в дальнейшей трудовой деятельности.

Литература:

1. Ахмадиева Р.Ш. Стратегия развития Казанского государственного института культуры // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019.- № 3. - С. 6-11.

2. Баранников К.А., Лесин С.М. Система поиска и акселерации инициатив и стартап-проектов студентов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 2 (40). - С. 38-47.

3. Богданова О.Н., Аверков М.С. Учебный стартап как инструмент становления компетенций, освоения деятельности, появления персональных проектов у обучающихся // Красноярское образование: вектор развития. - 2022. - № 1 (5). - С. 142-147.

4. Кузюкова А.В. Стартапы как инновационная технология подготовки будущих инженеров в современном техническом вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 1 (39). - С. 123128.

5. Стартап: курс для начинающих: учеб. пособие по основам предпринимательства / под науч. ред. и с предисл. В.А. Шамахова. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. - 232 с.

6. Табачук Н.П. Проектное обучение студентов вуза через подготовку социальных и образовательных стартапов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - С. 70.

7. Чарикова И.Н. Студенческий стартап в контексте реализации концепции развития образовательной проектности // Инновационное развитие профессионального образования. - 2022. - № 1 (33). - С. 61-66.

8. Чимаров С.Ю. К вопросу о стартап-проектной деятельности молодёжных политических организаций // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 3 (35). - С. 163-167.

9. Штыхно Д.А., Искандарян Р.А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9, № 2-1. - С. 252-262.

References:

1. Ahmadieva R.SH. Strategiya razvitiya Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury // Vestn. Kazan. gos. unta kul'tury i iskusstv. - 2019.- № 3. - S. 6-11.

2. Barannikov K.A., Lesin S.M. Sistema poiska i akseleracii iniciativ i startap-proektov studentov // Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. - 2017. - № 2 (40). - S. 38-47.

3. Bogdanova O.N., Averkov M.S. Uchebnyj startap kak instrument stanovleniya kompetencij, osvoeniya deyatel'nosti, poyavleniya personal'nyh proektov u obuchayushchihsya // Krasnoyarskoe obrazovanie: vektor razvitiya. - 2022. - № 1 (5). - S. 142-147.

4. Kuzyukova A.V. Startapy kak innovacionnaya tekhnologiya podgotovki budushchih inzhenerov v sovremennom tekhnicheskom vuze // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - № 1 (39). - S. 123128.

5. Startap: kurs dlya nachinayushchih: ucheb. posobie po osnovam predprinimatel'stva / pod nauch. red. i s predisl. V.A. SHamahova. - SPb.: IPC SZIU RANHiGS, 2022. - 232 s.

6. Tabachuk N.P. Proektnoe obuchenie studentov vuza cherez podgotovku social'nyh i obrazovatel'nyh startapov / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 6. - S. 70.

7. CHarikova I.N. Studencheskij startap v kontekste realizacii koncepcii razvitiya obrazovatel'noj proektnosti // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. - 2022. - № 1 (33). - S. 61-66.

8. CHimarov S.YU. K voprosu o startap-proektnoj deyatel'nosti molodyozhnyh politicheskih organizacij // Gumanitarnyj vektor. - 2013. - № 3 (35). - S. 163-167.

9. SHtyhno D.A., Iskandaryan R.A. Studencheskie startapy kak instrument razvitiya predprinimatel'skih navykov // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. - 2019. - T. 9, № 2-1. - S. 252-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.