Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПОДРОСТКАМ-ДЕЛИНКВЕНТАМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПОДРОСТКАМ-ДЕЛИНКВЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ-ДЕЛИНКВЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна, Васильева Ирина Вячеславовна

В статье представлены результаты исследования, целью которого является повышение эффективности применения принудительных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей путем разработки и внедрения системы педагогического сопровождения этих мер. Актуальность исследования определяется отсутствием научно-методического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям; низким уровнем психолого-педагогиче-ской готовности субъектов педагогического взаимодействия; недостаточностью педагогического сопровождения, как важнейшего условия эффективности этих мер. Результаты исследования доказали эффективность системы педагогического сопровождения принудительных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна, Васильева Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF COMPULSORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE ONJUVENILE DELINQUENTS

The article presents the results of an empirical study. The aim of the study is to increase the effectiveness of compulsory measures for juvenile delinquents through the development and implementation of the pedagogical support system of these measures. The urgency of the research is determined by the lack of the scientific and methodological support for the practical implementation of compulsory measures of educational influence on juvenile delinquents; by the low level of the psychological and pedagogical readiness of the subjects of the pedagogical interaction; insufficiency of the pedagogical support as the most important condition of these measures effectiveness. The results of the investigation proved the effectiveness of the pedagogical support system of compulsory measures for juvenile delinquents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПОДРОСТКАМ-ДЕЛИНКВЕНТАМ»

Научная статья УДК 37.01

NIION: 2018-0077-1/22-114

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-122-125 MOSURED: 77/27-024-2022-01-313

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности:5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Педагогический потенциал принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к подросткам-делинквентам

Татьяна Александровна Казакова1, Ирина Вячеславовна Васильева2

1 2 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

России, Рязань, Россия

1 tina4242@yandex.ru

2 Irina-vas2009@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого является повышение эффективности применения принудительных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей путем разработки и внедрения системы педагогического сопровождения этих мер. Актуальность исследования определяется отсутствием научно-методического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям; низким уровнем психолого-педагогической готовности субъектов педагогического взаимодействия; недостаточностью педагогического сопровождения, как важнейшего условия эффективности этих мер. Результаты исследования доказали эффективность системы педагогического сопровождения принудительных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: подростки-делинквенты, педагогическое сопровождение, принудительные меры, воспитательное воздействие, компоненты системы

Для цитирования: Казакова Т. А., Васильева И. В. Педагогический потенциал принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к подросткам-делинквентам // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 122-125. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-122-125.

Original article

Pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile delinquents

Tatyana A. Kazakova1, Irina V. Vassilyeva2

1 2 Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia

1 tina4242@yandex.ru

2 Irina-vas2009@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study. The aim of the study is to increase the effectiveness of compulsory measures for juvenile delinquents through the development and implementation of the pedagogical support system of these measures. The urgency of the research is determined by the lack of the scientific and methodological support for the practical implementation of compulsory measures of educational influence on juvenile delinquents; by the low level of the psychological and pedagogical readiness of the subjects of the pedagogical interaction; insufficiency of the pedagogical support as the most important condition of these measures effectiveness. The results of the investigation proved the effectiveness of the pedagogical support system of compulsory measures for juvenile delinquents.

Keywords: components of the system, compulsory measures, delinquent adolescents, educational influence, pedagogical support

For citation: Kazakova T. A., Vassilyeva I. V. Pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile delinquents // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):122-125. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-122-125.

© Казакова Т. А., Васильева И. В., 2022

В настоящее время динамика преступлений, совершенных подростками, характеризуется тенденцией роста. Это стимулирует поиск эффективных путей профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Основной целью деятельности УИС является исправление и интеграция в общество социально здорового человека. В этой связи исправление несовершеннолетних правонарушителей приобретает первостепенное значение.

Анализ статистических данных показывает, что большая часть подростков-делинквентов, к которым судом применялись принудительные меры воспитательного воздействия, проявили готовность к исправлению, поскольку в последствии они не совершили противоправных действий. Таким образом, проблема дальнейшей оптимизации этих мер остается актуальной. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним правонарушителям является одним из приоритетных направлений профилактики и реабилитации подростков-делинквентов, но без соответствующего педагогического сопровождения эти меры не могут стать эффективным средством коррекции. Успешность применения этих мер определяется системным научно обоснованным педагогическим сопровождением основных субъектов исправления несовершеннолетних правонарушителей, которое фактически отсутствовало или носило бессистемный характер. Однако, при соответствующей педагогической поддержке повышается эффективность коррекции и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей [4].

Принудительные меры воспитательного воздействия - это система уголовно- правовых мер, применяемых судами к подросткам-делинквентам, совершившим правонарушения небольшой или средней тяжести, и направленных на их исправление, предупреждение новых преступлений, индивидуализацию педагогического воздействия, осуществляемого в условиях государственного принуждения [1]. Эта система основана на принципах гуманистической направленности, педагогической, профилактической жизнеспособности и индивидуализации педагогического воздействия. Ее эффективность обеспечивается сочетанием правовых ограничений и требований с воспитательными, коррекционными и реабилитационными мерами, максимальным использованием положительного влияния микросреды, образования, общения, способствующих декриминализации поведения несовершеннолетних.

Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних представляет собой комплекс научно обоснованных педагогических технологий, направленных на создание системы эффективной работы с данной категорией подростков, включающей цель и задачи, сущность и содер-

жание, педагогические условия реализации этих мер [2]. И характеризуется спецификой, определяемой условиями, в которых организуется процесс их практической реализации (поддержание привычной микросреды, правовые ограничения, педагогический режим); по особенностям субъектов педагогического взаимодействия. Это, с одной стороны, несовершеннолетние правонарушители, освобожденные от уголовной ответственности и осужденные к принудительным мерам воспитательного воздействия, но имеющие комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических проблем, включая деформации в развитии личности, а с другой - сотрудники ПДН, уголовно-исполнительных инспекций, родители несовершеннолетних, другие члены семьи или лица, замещающие родителей, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственных, общественных, образовательных органов и другие. Анализ уголовно-исполнительной практики показывает, что педагогические возможности принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей недооцениваются. Основными причинами их редкого использования являются недостаточная педагогическая направленность, отсутствие современных технологий для конкретных видов деятельности, отсутствие взаимодействия между основными субъектами реализации этих мер и отсутствие педагогического сопровождения в целом. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, ПДН, семьи несовершеннолетних правонарушителей и другие субъекты практической реализации этих мер испытывают трудности в воспитательной работе с данной категорией подростков, поскольку они практически не готовы к этой деятельности, не обладают соответствующими психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями, не имеют научно-методического инструментария [4]. Их деятельность плохо организована и не обладает соответствующей педагогической поддержкой. Анализ современного состояния проблемы позволил выявить некоторые недостатки в применении исследуемых мер, определить их причины и разработать систему педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Разработанная и экспериментально апробированная система педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей включает организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты и их взаимодействие. Комплексное использование методического инструментария в рамках авторской педагогической технологии позволило выявить и обосновать критерии и показатели оценки педагогического потенциала субъектов реализа-

ции принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

В данном контексте критерий характеризует педагогический потенциал субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия, более полное развитие которого должно быть обеспечено педагогическим сопровождением. Содержание критерия представлено показателями, позволяющими выявить степень выраженности соответствующих навыков и умений сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, ПДН и родителей несовершеннолетних, а на основе их комплексной оценки сделать выводы об уровне их педагогического потенциала. Разрабатывая критерии и показатели оценки педагогического потенциала субъектов педагогического взаимодействия, мы исходили из того, что они могут быть определены на основе:

1) правовой, психолого-педагогической компетентности, то есть глубоких знаний и готовности сотрудников ПДН, уголовно-исполнительных инспекций и других субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия.;

2) гуманистическая и социальная направленность постоянно меняющейся образовательной деятельности в системе «человек - личность», посредством которой внешнее воздействие педагогического сопровождения стимулирует внутреннюю активность субъектов педагогического взаимодействия путем использования педагогического потенциала и самокоррекции несовершеннолетних;

3) диагностическая ценность (критерии должны позволять всесторонне и объективно оценить результат деятельности сотрудников, родственников и других субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей) [3].

Данные об уровне педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ, родителей (законных представителей) несовершеннолетних правонарушителей показали, что доминирует низкий уровень развития педагогического потенциала, что свидетельствует о низком уровне их педагогической компетентности, педагогической культуры, ответственности за детей, находящихся в конфликте с законом, и, как следствие, неэффективной деятельности и непродуктивном воздействии на подростков-делинквентов. Все это обусловило необходимость организации и проведения целенаправленной работы по наращиванию педагогического потенциала субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия. В основу формирующего эксперимента был положен комплекс учебных мероприятий, позволивших осуществить поэтапное совершенствование педагогического потенциала сотрудников по делам несовершеннолетних и родителей подростков. Работа по повышению уровня педагогического по-

тенциала субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия проводилась по двум основным направлениям: теоретическая и практическая подготовка. Теоретическая подготовка была направлена в основном на повышение наименее развитых уровней когнитивной и оперативно-практической составляющих педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ: специальных психолого-педагогических теоретических и методических знаний, практических навыков и умений проводить воспитательную и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия. Ее результаты проявляются в системной способности педагогически мыслить, наличии аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных компетенций. Развитие этих компетенций приводит к повышению уровня профессионального самосознания, культуры поведения, морально-психологической и социальной устойчивости, что помогает лучше понять социальную роль и выработать необходимое, с точки зрения занимаемой должности, отношение к несовершеннолетним правонарушителям, умение подавлять собственную антипатию и вырабатывать подход так называемой «оптимистической гипотезы».

Практическая подготовка была направлена на формирование организаторских и коммуникативных навыков у лиц, реализующих принудительные меры воспитательного воздействия. С этой целью были разработаны и внедрены следующие инструменты: специальный учебный курс «Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей», включающий 26 часов лекций, 28 часов учебных (практических) занятий и 22 часа самостоятельного обучения; комплекс методических рекомендаций по организации персонализированных реабилитационных мер для несовершеннолетних правонарушителей.; комплекс методических рекомендаций по повышению педагогического потенциала членов семьи подростка-правонарушителя; примерные темы лекций и бесед для родителей; комплекс рекомендаций по проведению индивидуальных бесед с несовершеннолетними, к которым применяются принудительные меры воспитательного характера [4].

Данные, полученные после завершения формирующего эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ. В результате проведенных мероприятий, увеличилось количество сотрудников, имеющих высокий и средний уровень педагогического потенциала. В то же время произошло снижение общего числа лиц, имевших низкий уровень педагогического потенциала. После завершения формирующего эксперимента родители подростков-делинквентов показали тенденцию роста уровня педагогического потенциала.

Полученные результаты убедительно доказывают значительное влияние педагогической поддержки на развитие педагогического потенциала родителей. В экспериментальной группе произошли положительные количественные и качественные изменения: значительно уменьшилось количество родителей с низким уровнем потенциала. Соответственно, количество лиц, имеющих высокий и средний уровни развития своего педагогического потенциала, заметно увеличилось после формирующего эксперимента.

Полученные данные убедительно свидетельствуют о положительных результатах проведенной экспериментальной работы. Они еще раз подтверждают эффективность разработанной системы педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Реализация принципов, методов, оценочных показателей и критериев, а также системы педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в ходе суммирующего и формирующего экспериментов привела к эффективному усилению педагогической направленности профессиональной деятельности сотрудников ПДН, УИИ и статистически достоверному повышению уровня педагогического потенциала и культуры родителей несовершеннолетних правонарушителей.

Библиографический список

1. Казакова, Т. А. Понятие и специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей / Т. А. Казакова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (68). С. 195-199.

2. Казакова, Т. А. Педагогическое обеспечение воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества / Т. А. Казакова // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сбор-

3. Казакова, Т. А. Модель психолого-педагогической работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям без изоляции от общества / Т. А. Казакова // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. (14 мая 2020 года). Донбасс, 2020. С. 22-29.

4. Казакова, Т. А. Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей / Казакова Т. А. [и др.] // Общество. Интеграция. Образование : сборник материалов Международной научной конференции (SIE 2021), Том 1, Высшее образование. Резек-не ; Латвия, 2021. С. 75-85.

Bibliographic list

1. Kazakova, T. A. The concept and specifics of pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders / T. A. Kazakova // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 4 (68). pp. 195-199.

2. Kazakova, T. A. Pedagogical support of educational work with minors sentenced to punishments and measures of a criminal nature not related to isolation from society / T. A. Kazakova // IV International Penitentiary Forum «Crime, punishment, correction» : collection of materials. Ryazan, 2019. pp. 111-115.

3. Kazakova, T. A. Model of psychological and pedagogical work with minors sentenced to punishment without isolation from society / T. A. Kazakova // Actual problems of legal, economic and socio-psychological knowledge: theory and practice : collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. (May 14, 2020). Donbass, 2020. pp. 22-29.

4. Kazakova, T. A. Pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders / Kazakova T. A. [et al.] // Society. Integration. Education : Proceedings of the International Scientific Conference (SIE 2021), Volume 1, Higher Education. Rezekne ; Latvia, 2021. pp. 75-85.

ник материалов. Рязань, 2019. С. 111-115.

Информация об авторах

Т. А. Казакова - доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент;

И. В. Васильева - доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук.

Information about the authors

T. A. Kazakova - Associate Professor of the Foreign Languages Department, PhD in Pedagogy, Docent;

I. V. Vassilyeva - Associate Professor of the Foreign Languages Department, PhD in Pedagogy.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.03.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 17.03.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.