НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Т. А. КАЗАКОВА старший преподаватель кафедры
иностранных языков Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук
T. A. KAZAKOVA
Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовному наказанию
Coercive measures of educational influence as alternative to criminal penalty
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия, несовершеннолетний, альтернатива уголовному наказанию.
Ф
Annotation. The article is devoted to the problem of the increase of efficiency of realization of compulsory measures of educational influence upon youthful convicts.
Key words: compulsory measures of educational influence, a youthful convict, alternative to criminal punishment.
Международные нормы и практика отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, наряду с минимизацией уголовно-репрессивных методов, требуют «сократить необходимость вмешательства со стороны закона и добиться эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом» [1]. Современная уголовная и уголовно-исполнительная политика РФ исходит из необходимости гуманизации наказания в отношении несовершеннолетних. В настоящее время отчетливо проявляется тенденция к сокращению объема назначения подросткам-делинквентам наказания в виде лишения свободы и расширению сферы применения мер, альтернативных лишению свободы и уголовному наказанию.
Подтверждением этому является положение УК РФ о том, что «несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание либо к нему могут быть
применены принудительные меры воспитательного воздействия» (ч. 2 ст. 87 УК РФ).
В соответствии со ст. 90 и 92 УК РФ, исходя из целей гуманного отношения к несовершеннолетнему и необходимости его исправления, российский законодатель устанавливает ограничение уголовной ответственности, которое выражается в применении к лицу, совершившему преступление, предусмотренных законом принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия - это система мер уголовно-правового характера, применяемых судом к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести, и направленных на их исправление, предупреждение новых преступлений, индивидуализацию педагогического воздействия, осуществляемого в условиях государственного принуждения. Данные меры не являются уголовным наказанием. Их применение означает освобождение несовершеннолетнего от уго-
[email protected] www.orfsin.ru 14
#
ловной ответственности (ст. 90 УК РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости [2].
Из самого названия принудительных мер воспитательного воздействия вытекает их двуединое содержание (педагогическое и правовое), а также принудительное, то есть обязательное для исполнения воспитательное воздействие, регламентированное нормами права, но являющееся не наказанием, а средством, создающим внешние условия для внутреннего изменения подростка.
Принудительный характер данных мер заключается в том, что правом их назначения и исполнения обладают органы, наделенные судебными и исполнительными властными полномочиями, поэтому назначенные меры воспитательного воздействия исполняются вне зависимости от воли и желаний несовершеннолетнего или его родителей и обеспечиваются принудительной силой государства. Само по себе такое принуждение - это острое и жесткое средство социального реагирования на отклоняющееся поведение подростка-девианта. Оно включает в себя определенный этими органами перечень обязанностей, ограничений и запретов, исполнение которых должно способствовать торможению негативных (в первую очередь противоправных) поступков и формированию опыта социально одобряемого, нормативно закрепленного поведения несовершеннолетнего. При этом необходимо подчеркнуть, что сущность и содержание этих мер воздействия в условиях, создаваемых государственным принуждением, составляет собственно воспитание в целях коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей. Воспитательная (педагогическая) сторона, составляющая внутрисущностную содержательную основу принудительных мер воспитательного воздействия, не раскрывается в уголовном законодательстве и это естественно, поскольку уголовный закон не ставит перед собой цели, не должен и не может полностью регламентировать содержание и методику воспитания несовершеннолетних. Вместе с тем очевидно, что государственно-правовое принуждение создает условия, служит предпосылкой и определяет внешние границы, внутри которых реа-
лизуется воспитательное воздействие. Данные меры являются по своей сути воспитательными, так как главное в их содержании в отличие от уголовного наказания то, что эти средства основаны, главным образом, на убеждении и воспитании [3]. Воспитательное воздействие проявляется в том, что оно ориентировано прежде всего на личность подростка-девианта, на его сознание и поведение в целях их изменения и самоизменения. В процессе такого воздействия реализуется ряд функций воспитания и исправления: информационно-разъяснительная, предупредительно-профилактическая, исправительная, реабилитационная, а также функция организации позитивного поведения и деятельности. В первую очередь до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается их отрицательная оценка со стороны общества, государства, а также пагубность последствий антисоциального поведения в плане его дальнейшего развития в качестве препятствия к успешной жизнедеятельности. В этом заключается правовой смысл и цель принудительных мер воспитательного воздействия. Следовательно, применение принудительных мер непосредственно подчинено педагогической задаче исправления несовершеннолетнего путем создания условий для наилучшего воспитательного воздействия на него [4].
Однако даже с учетом всех изложенных доводов и аргументов недопустимо полностью отождествлять содержание этих принудительных мер с общепринятым научным пониманием воспитания. Процесс их реализации по основным характеристикам тождественен исправлению несовершеннолетнего, поскольку в его личности и поведении отчетливо выражены приобретенные ранее деформации. На основании решения суда их необходимо преодолеть с помощью воспитательного воздействия, осуществляемого независимо от желаний подростков специальными субъектами деятельности. Кроме того, особенность рассматриваемых мер состоит в том, что они применяются непосредственно к несовершеннолетним, совершившим преступление, однако не являются уголовным наказанием, хотя в основном преследуют те же цели. Применяя эти меры, суд не ставит
15 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
несовершеннолетнего в положение осужденного [5], фактически приговаривая его к принудительному воспитанию. Главной целью вышеуказанных мер является только воспитание несовершеннолетнего, совершившего преступление.
Таким образом, анализируемые меры содержат в себе государственное принуждение к специфическому педагогическому воздействию, осуществляемому на несовершеннолетних вследствие их противоправных действий. Для приостановления асоциального поведения и исправления личности вместо уголовного наказания суд считает возможным применение обязательного воспитания. Исправительный потенциал такого воспитательного воздействия объективно обусловлен рядом внешних и внутренних факторов-обстоятельств: целесообразность и точность избранной меры; глубина личностных деформаций; возможность позитивного изменения микросреды подростка; степень осознанности, активности и включенности самого несовершеннолетнего в процесс исправления путем самоисправления; а также педагогические возможности субъектов деятельности и особенно педагогического обеспечения.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: 1) предупреждение; 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Предупреждение как наиболее мягкая из принудительных мер воспитательного воздействия представляет собой форму порицания поведения несовершеннолетнего, его официального предостережения от совершения противоправных поступков впредь и требования измениться в лучшую сторону. Имея цель помочь несовершеннолетнему понять ошибочность своего поведения и необходимость в дальнейшем сознательно соблюдать установленный порядок и общепринятые правила жизнедеятельности, рассматриваемая мера рассчитана на разовое воздействие. Являясь по
своей форме государственно-принудительной, а по содержанию воспитательной мерой, предупреждение предполагает необходимость использования судом и другими субъектами системы педагогических методов и приемов воздействия на сознание, чувства, волю подростка: убеждения, переубеждения, объяснения, наставления, предостережения. В качестве дополнительных при этом могут использоваться методы внушающего коррекционного воздействия, то есть педагогической суггестии, хорошо зарекомендовавшие себя в практике работы с трудными подростками. Эти и другие методы одновременно направлены на изменение сознания как основного регулятора поведения человека, жизненного опыта и нравственных чувств, стимулирование положительного развития и саморазвития личности подростка.
Технология объявления предупреждения включает в себя разъяснение несовершеннолетнему причиненного другим и самому себе вреда, а также негативных последствий возможного совершения повторного преступления. Осмысление подростком пагубности своего поведения с позиций требований уголовного законодательства и нравственных ценностей, формирование потребности и желания измениться, заняться самовоспитанием - оптимально достижимый деятельностный эффект предупреждения. В результате воздействия на сознание и эмоционально-нравственную сферу личности несовершеннолетнего подобной судебной процедуры у него должно возникнуть чувство стыда и неудовлетворенности собой, отвращения к «плохому в себе» и своим поступкам, а также стремление изменить свое поведение. Следовательно, предупреждение носит преимущественно воспитательную нагрузку. Как правило, оно производится в устной форме.
По справедливому замечанию А. К. Щедриной, «применяя любую принудительную меру воспитательного характера, необходимо при помощи педагогических методов формировать у подростков убеждения, которые не позволяют им в будущем вновь совершать преступления» [6], а также измениться к лучшему.
Вторая из предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации рассматриваемых мер - передача несовершеннолетнего под
[email protected] www.orfsin.ru 16
#
надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Сущность названной меры состоит в возложении судом на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный орган государства обязанности по оказанию воспитательного воздействия на несовершеннолетнего путем осуществления дополнительного надзора и других форм контроля за его поведением. Различные формы контроля, в том числе надзор - важнейшее системное средство организации воспитания, профилактики безнадзорности, беспризорности, других видов девиантного поведения. При применении рассматриваемой меры со стороны родителей (лиц, их заменяющих) очень важно соблюдение педагогических принципов и правил обеспечения контрольных функций, в том числе сочетания доверия с требовательностью по отношению к своим детям. Требовательность должна быть педагогически целесообразной, последовательной, тактичной, беспрекословной по форме и глубоко аргументированной по содержанию. Анализируемая мера представляет собой своеобразное предупреждение родителям (лицам, их заменяющим) о реальной возможности привлечения их ребенка к уголовной ответственности из-за слабости или отсутствия родительского контроля за его поведением. Следовательно, она не наделяет родителей подростка новыми правами по отношению к нему, а призвана обратить более пристальное внимание близких людей на поведение несовершеннолетнего в обществе, усилить контроль за ним и помочь исправиться. Необходимо подчеркнуть, что эта мера будет действенной только в случае, если родители или лица, их заменяющие, пользуются авторитетом и уважением, а также обладают педагогической компетентностью и культурой. Помимо родителей и лиц, их заменяющих, предусматривается возможность возложения обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на специализированный государственный орган. Эта мера осуществляется в том случае, если родители или лица, их заменяющие, в силу ряда объективных или субъективных причин не имеют возможности осуществлять воспитание и педа-
гогический контроль за поведением подростка, не способны преодолеть его дальнейшее негативное развитие. Очевидно, что изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа должна рассматриваться как вынужденная, крайняя мера. Приоритетным является семейное воспитание.
Возложение обязанности загладить причиненный вред как мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних делинквентов заключается в непосредственном полном или частичном устранении нанесенного преступлением вреда. Загладить - значит уменьшить, смягчить вред, причиненный потерпевшему совершенным преступлением, что свидетельствует о стремлении раскаяться в содеянном и искупить свою вину. Эта мера возлагается на несовершеннолетнего в тех случаях, когда он имеет возможность осуществить ее самостоятельно, собственными силами или средствами. Воспитательный потенциал анализируемой меры состоит не только в осознании вины, стремлении измениться, но и в побуждении к активной общественно полезной деятельности, к труду. При исправлении несовершеннолетнего правонарушителя труд выполняет функцию трудового, психического и духовного развития.
Одной из наиболее суровых, но действенных принудительных мер воспитательного воздействия является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Ее сущность заключается в возложении на подростка обязанности в течение установленного законом срока соблюдать определенный порядок использования свободного от учебы и работы времени. В рамках данной меры закон определяет примерный перечень ограничений, которые могут быть наложены судом на несовершеннолетнего правонарушителя: а) запрет посещения определенных мест; б) запрет на использование определенных форм досуга; в) ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; г) ограничение выезда в другие местности без решения специализированного государственного органа; д) возложение обязанности возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью
17 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
названного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим - с учетом педагогической целесообразности, характера преступления, личности подростка могут быть определены и другие формы ограничений и требований. Эти ограничения по своему содержанию носят отчетливо выраженный воспитательный характер, поскольку предполагают использование конкретных педагогических средств стимулирования (обязанности, запреты и требования), нацелены на оптимизацию условий для исправления, торможения негативного и стимулирования позитивного развития несовершеннолетнего правонарушителя путем организации и регулирования его поведения, преодоления негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием важную педагогическую функцию выполняет контроль со стороны специализированных государственных органов, родителей, других воспитателей и представителей общественности, направленный на то, чтобы создать благоприятную воспитательную микросреду, оградить подростка от негативного влияния окружения, не позволить ему вновь совершить преступление, организовать его социально одобряемые поведение и деятельность.
Несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Это лишний раз подтверждает, что последние не являются мерами наказания, выполняют не карательные, а воспитательные функции. Возможность применения одновременно нескольких таких мер усиливает их воспитательный эффект.
В соответствии с ч. 2 ст. 87, ч. 2 ст. 92 УК РФ при освобождении судом от наказания несовершеннолетний может быть также помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение подростка-правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием является самой строгой, крайней мерой воспитательного воздействия. Это означает изоляцию его от
общества без применения к нему наказания в виде лишения свободы. Особенность реализации этой меры воздействия заключается в оказании на несовершеннолетнего комплексного воздействия правового, педагогического, реабилитационно-психологического и медицинского характера, организуемого принудительно в специальных условиях в целях исправления и ресоциализации. Помещение в такое учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется в отношении несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального профессионального коррекци-онно-педагогического подхода.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что сама сущность и содержание принудительных мер воспитательного воздействия свидетельствует об их единой целевой направленности на исправление подростка, его ресоциализацию и предупреждение новых преступлений. В связи с этим становится очевидной задача расширения сферы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, как альтернативы лишению свободы и уголовному наказанию и повышения их исправительной результативности. ^
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 ноября 1985 года // Международные акты о правах человека: сб. документов -М.: Инфа-М-Норма, 2000. - С. 139-140.
2. См.: Уголовное право. Общая часть: учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. - М., 2000. -С. 518.
3. См.: Уголовное право России. Общая и особенная части: учебник / Под ред. В. П. Ревина. - М., 2001. - С. 451-452.
4. Середин А. А. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним при освобождении от уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2005. -С. 106.
5. Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. // Росс. юстиция. - 2000. № 6. - С. 10.
6. Семернева Н. К., Щедрина А. К. Правовые формы общественного воспитания несовершеннолетних. - М., 1980. - С. 72.
[email protected] www.orfsin.ru 18