Научная статья на тему 'Особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных'

Особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / SUBJECTS OF REALIZATION OF COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / MINORS CONDEMNED / THE WORK DIRECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюгаева Н.А.

В статье рассматриваются особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных как альтернативы лишению свободы. Раскрывается их содержание (педагогическое, воспитательное, правовое), характеристика, специфика и процесс реализации, рассматривается процесс исправления несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюгаева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of utilization of coercive educational measures as a tool of impact on minor convicts

In this article the author considers the utilization of coercive educational measures as a tool of the impact on minor convicts instead of imprisonment. The author reveals their content (pedagogical, educational, legal), the characteristic, specifics and utilization process. Also the process of minor offenders’ correction is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных»

Н. А. ТЮГАЕВА Профессор кафедры юридической

N А ТУивАУБУА психологии и педагогики Академии ФСИН России,

доктор педагогических наук, профессор

Особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных

Features of utilization of coercive educational measures as a tool of impact on minor convicts

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных как альтернативы лишению свободы. Раскрывается их содержание (педагогическое, воспитательное, правовое), характеристика, специфика и процесс реализации, рассматривается процесс исправления несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия; несовершеннолетние осужденные, субъекты реализации принудительных мер воспитательного воздействия, направления работы.

Abstract. In this article the author considers the utilization of coercive educational measures as a tool of the impact on minor convicts instead of imprisonment. The author reveals their content (pedagogical, educational, legal), the characteristic, specifics and utilization process. Also the process of minor offenders' correction is considered.

Keywords: coercive measures of educational influence; minors condemned, subjects of realization of coercive measures of educational influence, the work direction.

В настоящее время в России отчетливо проявляется тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, посредством вариативности назначенных судом принудительных мер воспитательного воздействия [1]. Суд при этом считает возможным достижение цели исправления несовершенно-

летних без изоляции от общества путем объявления предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних; помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования.

Особенности реализации названных принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних обусловлены спецификой этих мер: по содержанию они являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. Из самого названия «принудительные меры воспитательного воздействия» вытекает их триединое содержание: педагогическое и правовое, а также принудительное, то есть обязательное для исполнения воспитательное воздействие, регламентированное нормами права, но являющееся не наказанием, а создающим внешние условия для внутреннего изменения личности несовершеннолетнего.

Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения и реализации обладают органы, наделенные судебными и исполнительными властными полномочиями, поэтому осуществляются они вне зависимости от воли и желаний несовершеннолетнего или его родителей и обеспечиваются принудительной силой государства. Такое принуждение является средством социального реагирования на отклоняющееся поведение подростка. Оно включает в себя перечень обязанностей, ограничений и запретов, исполнение которых способствует торможению негативных поступков и формированию опыта социально одобряемого поведения несовершеннолетнего. При этом следует подчеркнуть, что сущность и содержание этих мер воздействия в условиях, создаваемых государственным принуждением, составляет собственно воспитание в целях коррекции поведения несовершеннолетних осужденных.

Воспитательная (педагогическая) сторона, составляющая внутрисущностную содержательную основу исследуемых мер, не раскрывается в уголовном законодательстве и лишь косвенно рассматривается в приведенных выше юридических исследованиях. И это естественно, поскольку уголовный закон не ставит перед собой цели, не должен и не может полностью регламентировать содержание и технологию исправления несовершеннолет-

них осужденных. Государственно-правовое принуждение создает условия, служит предпосылкой и определяет внешние границы, внутри которых реализуется воспитательное воздействие. Оно проявляется в том, что ориентировано прежде всего на личность несовершеннолетнего, на его сознание и поведение в целях их изменения и самоизменения. В процессе такого воздействия реализуются следующие функции воспитания: информационно-разъяснительная, предупредительно-профилактическая, исправительная, реабилитационная и организации позитивного поведения и деятельности.

Процесс реализации принудительных мер воспитательного воздействия по основным характеристикам тождественен процессу исправления несовершеннолетнего, поскольку в его личностных качествах и поведении отчетливо выражены приобретенные ранее деформации. Для успешной реализации обозначенного процесса необходимо знать специфику принудительных мер воспитательного воздействия: 1) они представляют собой разновидность мер уголовно-правового характера, применяемых судом только в отношении несовершеннолетних; 2) субъектами их реализации являются государство, органы (специалисты), им уполномоченные, семья и общественность; 3) эти меры назначаются несовершеннолетним, исправление которых, по мнению суда, возможно без применения уголовного наказания; 4) они имеют воспитательное (исправительное) содержание, направленное на устранение деформаций личности, особенно причинно обусловивших совершение преступления, позитивное развитие и саморазвитие несовершеннолетнего, а также оздоровление микросреды; 5) назначаются за совершение преступления небольшой или средней степени тяжести, свидетельствующего о невысокой степени педагогической запущенности подростка и возможностях его исправления без изоляции от общества, но в условиях принуждения к воспитанию; 6) применение воспитательных мер

носит принудительный характер, выражающийся в обязательном исполнении определенных судом ограничений, но сопровождается освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности или наказания; 7) назначенная конкретная мера (или их совокупность) должна соответствовать личности правонарушителя, совершенному преступлению и быть достаточной для его исправления.

Отмеченная выше специфика является общей для всех принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных действующим законодательством. Однако реализация каждой из них имеет свои особенности.

Предупреждение как наиболее мягкая из принудительных мер воспитательного воздействия представляет собой форму порицания поведения несовершеннолетнего, его официального предостережения от совершения противоправных поступков впредь и требования измениться в лучшую сторону. Имея целью помочь несовершеннолетнему понять ошибочность своего поведения и необходимость сознательного соблюдения установленного порядка и общепринятых правил жизнедеятельности, предупреждение рассчитано на разовое воздействие. Особенность его реализации заключается в том, что, являясь по своей форме государственно-принудительной, а по содержанию воспитательной мерой, предупреждение предполагает использование системы педагогических методов и приемов воздействия на сознание, чувства, волю подростка: убеждения, переубеждения, объяснения, наставления, предостережения и др.

Методика объявления предупреждения включает в себя разъяснение несовершеннолетнему причиненного другим и себе вреда, а также негативных последствий возможного совершения повторного преступления. Осмысление подростком пагубности своего поведения с позиций требований уголовного законодательства и нравственных ценностей, формирование потребности

и желания измениться, заняться самовоспитанием - оптимально достижимый эффект предупреждения. В результате воздействия на сознание и эмоционально-нравственную сферу личности несовершеннолетнего подобной судебной процедуры у него должно возникнуть чувство стыда и неудовлетворенности собой, отвращения к «плохому в себе» и в своих поступках, а также стремление изменить свое поведение. Как правило, предупреждение осуществляется в устной форме, но педагогически целесообразно взять с подростка письменное обязательство, в котором отмечается, что суть предупреждения ему ясна. Обязательство скрепляется подписью подростка и лица, его отобравшего. Подкрепление устного предупреждения письменным обязательством повышает ответственность несовершеннолетнего перед государством, другими людьми, самим собой и может служить действенной формой напоминания.

Таким образом, предупреждение не предполагает регламентированного ограничения прав самого несовершеннолетнего, контроля за его поведением. Это обстоятельство, а также психолого-педагогические особенности личности и негативный опыт поведения зачастую способствуют формированию у подростка чувства безнаказанности. Отсюда следует вывод: назначать предупреждение в комплексе с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Вторая из предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации рассматриваемых мер - передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Надзор - одна из форм контроля за поведением несовершеннолетнего. Особенностью реализации этой меры со стороны родителей (лиц, их заменяющих) является соблюдение педагогических принципов обеспечения контрольных функций, сочетания доверия с требовательностью по отношению к своим детям. Методика заключается в следующем: лицу, которому пору-

чено осуществление надзора, разъясняются его права и обязанности, в том числе и право обратиться в специализированный государственный орган с сообщением о том, что подросток вышел из-под контроля. Эта мера представляет собой своеобразное предупреждение родителям (лицам, их заменяющим) о реальной возможности привлечения их ребенка к уголовной ответственности из-за слабости или отсутствия контроля за его поведением. Следует подчеркнуть, что данная мера будет действенной только в случае, если родители или лица, их заменяющие, пользуются авторитетом и уважением, а также обладают педагогической компетентностью и культурой.

Помимо родителей и лиц, их заменяющих, предусматривается возможность возложения обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на специализированный государственный орган. Эта мера осуществляется в том случае, если родители или лица, их заменяющие, в силу ряда объективных или субъективных причин не имеют возможности осуществлять воспитание и педагогический контроль за поведением подростка, не способны преодолеть его дальнейшее негативное развитие. Изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа рассматривается как вынужденная, крайняя мера. Приоритетным все-таки является семейное воспитание.

Возложение обязанности загладить причиненный вред как мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних заключается в непосредственном полном или частичном устранении нанесенного преступлением вреда. Особенность реализации этой меры состоит в том, чтобы подросток осознал, что загладить -значит уменьшить, смягчить вред, причиненный потерпевшему совершенным преступлением, это будет свидетельствовать о стремлении раскаяться в содеянном. Обязанность загладить причиненный вред, возместить причиненный ущерб на практике выражается в денежном или

ином эквиваленте, источником которого является труд подростка. Эта мера будет педагогически целесообразной, если несовершеннолетний имеет возможность выполнить ее самостоятельно, собственными силами.

Одной из наиболее суровых, но эффективных принудительных мер воспитательного воздействия является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Ее особенность заключается в возложении на подростка обязанности соблюдения в течение установленного законом срока определенного порядка использования свободного от учебы и работы времени. Приведем примерный перечень ограничений, наложенных судом: а) запрет посещения определенных мест; б) запрет на использование определенных форм досуга; в) ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; г) ограничение выезда в другие местности без решения специализированного государственного органа; д) возложение обязанности возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью названного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим, с учетом педагогической целесообразности, состава преступления, личности подростка могут быть определены и другие формы ограничений и требований.

Перечисленные ограничения по своему содержанию носят отчетливо выраженный воспитательный характер, поскольку при их реализации используются конкретные педагогические средства стимулирования (обязанности, запреты, требования), нацелены на оптимизацию условий для исправления, торможения негативного и одобрения позитивного развития несовершеннолетнего. При этом применяются методы регулирования поведения, преодоления негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием важную педагогическую функцию выполняет контроль

со стороны всех субъектов воспитания несовершеннолетнего осужденного.

Самой строгой, крайней мерой воспитательного воздействия является помещение подростка-правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования, то есть изоляция его от общества без применения к нему наказания в виде лишения свободы. Особенность реализации этой меры воздействия заключается в оказании на несовершеннолетнего комплексного воздействия правового, педагогического, реабилита-ционно-психологического и медицинского характера, организуемого принудительно в специальных условиях в целях исправления и ресоциализации. Этот вопрос нуждается в самостоятельном социально-педагогическом исследовании.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть, что исследование сущности и содержания принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных свидетельствует об их единой целевой направленности на исправление; эффективность реализации этих мер с учетом особенностей каждой зависит от ряда факторов правового, психологического, организационного, медицинского, социального и особенно педагогического характера. Одним из таких факторов является педагогическое сопровождение данного процесса, изученное и апробированное в диссертационном исследовании Т. А. Казаковой [2], материалы

которого являются важным подспорьем для всех субъектов исполнения принудительных мер воспитательного воздействия. ^

1. Карелин Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2001; Скрипченко Н. Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (по материалам Архангельской области): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Бурлака С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия и их реализация в деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005; Подво-дова Е. В. Принудительные меры воспитательного воздействия (проблемы теории и правового регулирования): дис. ... канд. юрид. наук. -Владимир, 2005; Середин А. А. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним при освобождении от уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005; Носков О. С. Принудительные меры воспитательного воздействия: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. - Уфа, 2006; Боровиков С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007; Оловенцова С. Ю. Иные меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2010.

2. Казакова Т. А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.