Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ / CORRECTION / JUVENILE DELINQUENTS / MODEL OF CORRECTION SUPPORT OF JUVENILE DELINQUENTS / SERVING A SENTENCE WITHOUT IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Андрей Михайлович

В статье раскрываются сущность и содержание педагогических проблем исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. Целью исследования является выявление педагогических проблем несовершеннолетних осужденных к наказаниям без лишения свободы и условий повышения эффективности их исправления посредством организации научно обоснованной и практически апробированной модели их педагогического сопровождения. Предложена научно обоснованная педагогическая модель сопрояц21вождения процесса исправления несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России. Выявлена специфика условий педагогического сопровождения осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. Предлагается технология совершенствования организации воспитательного процесса с этой категорией осужденных путем проведения обучающегося семинара с сотрудниками УИИ, консультировании родственников подростков-правонарушителей и проведения с ними психолого-педагогических тренингов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF CORRECTING JUVENILE DELINQUENTS SERVING A SENTENCE WITHOUT IMPRISONMENT AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

The article considers the essence and contents of the pedagogical problems of the correction and resocialization of juvenile delinquents serving a sentence without imprisonment. A scientifically proved pedagogical model for correction supporting of juvenile delinquents, who are registered with the penal inspections of the Federal Penal Service of Russia, is created. Indicators of the correction dynamics in the pedagogical process, the criteria of internal and external correction resources of the individual are developed. The specific conditions of pedagogical support of the juvenile delinquents serving a sentence without imprisonment are defined. The pedagogical model for correction supporting of juvenile delinquents is considered as one of the ways of pedagogical problems solution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

нейросетевого моделирования и прогнозирования сферы туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа В.П. Лечебно-оздоровительный туризм : учебник / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. - Москва : Физическая культура, 2010. - 117 с.

2. В музей - онлайн // Культура .РФ : [портал]. - URL: https://wwwxulture.ru/news/255578/v-muzei-onlain (дата обращения: 11.10.2020).

3. Губа В.П. Методы научного исследования туризма / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. - Москва : Физическая культура, 2010. - 176 с.

4. Российский союз туриндустрии : [сайт]. - URL: https://www.rostourunion.ru/ (дата обращения: 11.10.2020).

5. Федеральное агентство по туризму: [сайт]. - URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 11.10.2020).

6. Путешествия по России и не только: туризм после самоизоляции // WelcomeTimes : [сайт]. - 2 октября 2020. - URL: https://welcometimes.ru/opinions/puteshestviya-po-rossii-i-ne-tolko-turizm-posle-samoizolyacii (дата обращения: 11.10.2020).

7. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г : распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г № 2129-р // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 11.10.2020).

REFERENCES

1. Guba, V.P., Voronov, Yu.S. and Karpov, V.Yu. (2010), Health and medical tourism, textbook, Physical culture, Moscow.

2. The project of website "culture.ru", "To the museum-online", available at: https://www.culture.ru/news/255578/v-muzei-onlain (accessed 11 October 2020)

3. Karpov, V.Yu., Guba, V.P. and Voronov, Yu.S. (2010), Methods of scientific research of tourism: tutorial, Physical Culture, Moscow.

4. The official website of the Russian Union of Tourist Industry (RUTI), available at: https://www.rostourunion.ru/ (accessed 11 October 2020).

5. The official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation, available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 11 October 2020).

6. The WT website editorial "Travelling in Russia and beyond: tourism after self-isolation", The analytical research, available at: https://welcometimes.ru/opinions/puteshestviya-po-rossii-i-ne-tolko-turizm-posle-samoizolyacii (accessed 11 October 2020).

7. The Government of Russian Federation (2019), "About Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035", Order of September 20, 2019 No. 2129-p, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (accessed 11 October 2020).

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 376.58

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Андрей Михайлович Андреев, преподаватель, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В статье раскрываются сущность и содержание педагогических проблем исправления и ре-социализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. Целью исследования является выявление педагогических проблем несовершеннолетних осужденных к наказаниям без лишения свободы и условий повышения эффективности их исправления посредством организации научно обоснованной и практически апробированной модели их педагогического сопровождения. Предложена научно обоснованная педагогическая модель сопро-

вождения процесса исправления несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России. Выявлена специфика условий педагогического сопровождения осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. Предлагается технология совершенствования организации воспитательного процесса с этой категорией осужденных путем проведения обучающегося семинара с сотрудниками УИИ, консультировании родственников подростков-правонарушителей и проведения с ними психолого-педагогических тренингов

Ключевые слова: исправление, наказания без лишения свободы, несовершеннолетние осужденные, модель педагогического сопровождения их исправления

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p21-24

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF CORRECTING JUVENILE DELINQUENTS SERVING A SENTENCE WITHOUT IMPRISONMENT AND THE WAYS OF THEIR

SOLUTION

Andrey Mikhailovich Andreev, the teacher, Academy of Law and Management of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Abstract

The article considers the essence and contents of the pedagogical problems of the correction and resocialization of juvenile delinquents serving a sentence without imprisonment. A scientifically proved pedagogical model for correction supporting of juvenile delinquents, who are registered with the penal inspections of the Federal Penal Service of Russia, is created. Indicators of the correction dynamics in the pedagogical process, the criteria of internal and external correction resources of the individual are developed. The specific conditions of pedagogical support of the juvenile delinquents serving a sentence without imprisonment are defined. The pedagogical model for correction supporting of juvenile delinquents is considered as one of the ways of pedagogical problems solution.

Keywords: correction, juvenile delinquents, model of correction support of juvenile delinquents, serving a sentence without imprisonment.

Подростковый и юношеский возраст - сложный период для становления и самоопределения личности. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций, которые могут стать предпосылкой асоциального и преступного поведения, роста их крими-ногенности. Анализ уголовной статистики преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Российской Федерации за последние годы, показал что их общее число имеет устойчивую тенденцию к снижению. За десятилетний период с 2005 по 2015 гг. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними сократилось почти в 4,5 раза (с 99091 до 22816 случаев), однако в 2018 году зафиксирован их рост (http://www.gks.ru/).

Очевидно, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей не представляет серьезной социальной опасности, криминально не поражено, имеют деформации в личностном развитии, поэтому не нуждается в изоляции от общества. По отношению к ним применяются меры уголовно-правового и воспитательного воздействия без лишения свободы. Подавляющая часть несовершеннолетних осужденных отбывают различные виды наказания без лишения свободы в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ). В целях повышения эффективности исполнения альтернативных лишению свободы наказаний актуально научно-практическое изучение несовершеннолетних правонарушителей, выявление причин и условий, приведших к криминальному поведению (криминогенных детерминант) и определению путей их преодоления, в процессе исполнения этих наказаний.

Эмпирическую базу исследования представили анкетирование, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, обобщение независимых характеристик, констатирующий и формирующий эксперименты, включающий в себя обучающий семинар для сотрудников УИИ с использованием предметно-ориентированных и кейс-технологий, а также модельный метод их обучения, семейное педагогическое консульти-

рование родственников и психолого-педагогические тренинги с несовершеннолетними осужденными по профилактике, коррекции и развитию их личности, статистический метод обработки информации.

Законодатель максимально дифференцирует меры исправительно-воспитательного характера в отношении подростков - правонарушителей, содержание и сущность которых предопределяют специфику их применения. Это - предупреждение; передачи несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа состоит в возложении судом на названных субъектов воспитательных обязанностей путем осуществления дополнительного контроля за поведением подростка и помощи в исправлении; возложение обязанности загладить причиненный вред [1]; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего [2]; помещение подростка-правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования; другими видами наказаний, назначаемых судами несовершеннолетним, исполнение которых возложено на УИИ, являются: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы [3].

В ходе исследования была сформирована научно обоснованная педагогическая модель сопровождения процесса исправления несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России. Ее основанием выступает социальный заказ: личность исправившая свое поведение в процессе отбывания наказания. Целью разработки педагогической модели является повышение результативности исправления несовершеннолетних осужденных к наказаниям без лишения свободы. В теоретико-методологическую основу входят следующие подходы: системный, си-нергетический, личностно-ориентированный, технологический, рефлексивно-деятельностный, психосоциальный и педагогический. Вышеперечисленные подходы предопределили систему взаимосвязанных направлений педагогического сопровождения исправления несовершеннолетних осужденных: социальное, образовательное, профессиональное, психологическое.

В экспериментальных группах подростков-правонарушителей, состоящих на учете в УИИ в количестве 104 человек, реализовывались дифференцированные программы их педагогического сопровождения, на основе программ психолого-педагогических тренингов. Например, в рамках программ «Здоров по собственному желанию» и «Старт к успеху» были проведены групповые занятия, тренинги, ролевые игры по обучению навыкам общения с окружающими и умению разрешать конфликтные ситуации с родителями и сверстниками, а также противостоять манипулятивному воздействию со стороны криминальных лидеров и средств массовой информации, особенно Интернета. Кроме того, подростки овладевали навыками видеомонтажа, фото- и видеосъемки, навыками журналистики, а также обучались основам актерского и режиссерского мастерства. По отзывам самих подростков эти занятия помогли им понять, насколько интересной может быть жизнь, главное при этом уметь общаться с людьми.

Другая программа «Как стать успешным на рынке труда» помогла несовершеннолетним сориентироваться в мире профессий и устроиться на работу. С ними были проведены тренинги и консультативные занятия о том, как вести себя, когда пришли на собеседование при приеме на работу, как одеться, что сказать, как правильно держаться и вести беседу, поблагодарить и проститься, оставив о себе благоприятное впечатление и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

Групповые формы работы успешно сочетались с индивидуальными, основанными на результатах диагностики подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Индивидуальная работа базировалась на индивидуальных профилактических программах. Практическая апробация педагогической модели сопровождения процесса исправления несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в УИИ, пока-

зала результативность ее воздействия на решение проблем подростков, в том числе, рецидив их преступности. Проанализировав динамику преступности несовершеннолетних осужденных, отбывших наказания без лишения свободы в 2017-2020 гг. мы получили следующие данные. В контрольной группе из 103 человек 78,6% закончили выполнение программ и освободились с различным уровнем исправления: 42 или 40,7% - низкий; 24 или 23,3% - допустимый; 11 или 10,7% - средний; 4 или 3,9% - высокий; 22 человека или 21,4% совершили рецидив преступления. У экспериментальной группы такие результаты: из 104 человек 87% закончили выполнение программ и освободились с различным уровнем исправления: 17 или 16,3% - низкий; 37 или 35,6% - допустимый; 19 или 18,3% -средний; 14 или 13,5% - высокий; 17 человека или 16,3% совершили рецидив преступления. Успешность процесса исправления несовершеннолетних осужденных в решающей степени закономерно зависит от его педагогического сопровождения, обеспеченности субъектов деятельности научно-методическим инструментарием, апробация которого была проведена в рамках эмпирического исследования, проведенного в шести регионах Российской Федерации с участием около 500 человек, в том числе, сотрудников УИИ, несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества, их родственников, специалистов-экспертов и других.

Результаты реализации выработанной модели педагогического сопровождения исправления несовершеннолетних осужденных к наказаниям без лишения свободы показали позитивную динамику в профессионально-педагогической подготовленности сотрудников УИИ, повышение психолого-педагогической компетентности родственников осужденных - подростков и положительные личностные изменения последних. В свою очередь, реализация предложенной модели повлияла на успешность их исправления. Кроме того, улучшились взаимоотношения в семье и микросреде подростка. были скорректированы навыки произвольной саморегуляции психических состояний и поступков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кон И.С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - Москва : Академия, 2003. - 336 с.

2. Кузнецов М.И. Оказание адресной педагогической помощи несовершеннолетним осужденным / М.И. Кузнецов, С.А. Лузгин // Башкатовские чтения «Психология притеснения и деструктивного поведения, в детско-подростковой среде» : материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2018. - С. 170-176.

3. Лузгин С.А. Школьная и тюремная субкультура: опасные тенденции / С.А. Лузгин // Башкатовские чтения «Психология притеснения и деструктивного поведения, в детско-подростковой среде» : материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2018. - С. 79-82.

REFERENCES

1. Kon, I. (2003), Child and society, Academy, Moscow:

2. Kuznetsov, M. and Luzgin, S. (2018), "Providing of targeted pedagogical support to convicted juveniles", Materials of the 18th Russia-wide scientific-practical conference "Bashkatov Scientific Conference: Psychology of harassment and destructive behavior in a child-teen environment", Kolomna, pp. 170-176.

3. Luzgin, S. (2018), "School and Prison Subculture: Dangerous Tendencies", Materials of the 18th Russia-wide scientific-practical conference "Bashkatov Scientific Conference: Psychology of harassment and destructive behavior in a child-teen environment", Kolomna, pp. 79-82.

Контактная информация: andra0303@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.