Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / JUVENILE CONVICTS / EDUCATIONAL WORK / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL COLONY / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Дарья Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос о важности эффективной организации работы по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, с целью их успешной адаптации и ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INMATES IN THE COLONY IN THE PROCESS OF RESOCIALIZATION

This article discusses the importance of effective organization of work on psychological and pedagogical support of juvenile convicts serving sentences in an educational colony, with the aim of their successful adaptation and resocialization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 343.815 ББК 67.409

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10213

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В КОЛОНИИ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Дарья Николаевна КРОТОВА,

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: dnkrotova@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о важности эффективной организации работы по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, с целью их успешной адаптации и ресоциализации.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательная работа, психолого-педагогическое сопровождение, воспитательная колония, уголовно-исполнительная система.

Грамотно организованная и проведенная работа по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии (далее — ВК) имеет большое значение в достижении цели успешной социальной адаптации, подготовки их к жизни в обществе после освобождения (ресоциализации).

На организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних осужденных влияют определенные факторы, связанные с их пребыванием в ВК:

■ изоляция от общества, часто приводящая к нарушению или полному разрыву социально полезных связей, усугубляющая и без того сложное психологическое состояние подростка;

■ различные по времени сроки наказания, назначаемые судами — реализация исправления и воспитания личности, как правило, от этих сроков отличается;

■ работа, организованная в местах лишения свободы, во многом воспринимается через призму наказания. Это не может не влиять на формирование отношений

Annotation. This article discusses the importance of effective organization of work on psychological and pedagogical support of juvenile convicts serving sentences in an educational colony, with the aim of their successful adaptation and resocialization.

Keywords: juvenile convicts, educational work, psychological and pedagogical support, educational colony, penal system.

между администрацией и несовершеннолетними;

■ работа организуется там, где сосредоточиваются лица, имеющие высокий уровень социальной и педагогической запущенности.

В психолого-педагогическом сопровождении воспитанника значительное место принадлежит его семье. В условиях изоляции особенно обостряются чувство тоски по дому, тяга к родным и близким, потребность общения с семьей, родственниками. На этом фоне возможно раз-

№ 4/2020

витие различных патологических реакций подростков. Благотворное влияние родственников и близких изменяет их поведение, взгляды и отношения к жизненным ценностям. Конечно, не всех родственников можно привлекать к работе, а только тех, репутация которых не вызывает сомнений, и они авторитетны для несовершеннолетнего осужденного.

В отношении подростков приемлема как индивидуальная форма воспитательной работы, так и групповая, но при соблюдении определенных условий, таких, как подбор однородной по составу группы осужденных, создание благоприятной для восприятия воспитательного воздействия атмосферы, актуальность для всей группы обсуждаемой проблемы и т.д.

Одним из эффективных способов организации досуга воспитанников в ВК является кружковая работа. Данную работу рекомендуется проводить, в том числе, и с целью выявления их интересов, которые могут касаться различных сфер, прежде всего, музыки, театра, кино, живописи, литературы и др.

Однако, как показали ранее проведенные исследования, у осужденных в целом отсутствуют интересы и желание организовывать свой досуг. Но перед сотрудниками ВК в процессе воспитания осужденных, в том числе несовершеннолетних, как раз и стоит задача формирования у них здоровых интересов1. Подростков надо приучить к организации своего досуга после освобождения.

В работе с несовершеннолетними осужденными важная роль принадлежит не только духовному развитию личности, но и физическому воспитанию. При помощи данного направления работы поддерживается их физическое состояние, формируется уверенность в своих силах и возможностях, осознание полноценности жизни и деятельности. В качестве форм физического воспитания подростков можно рекомендовать спартакиады, встречи с представителями различных видов спорта, участниками и чемпионами олимпийских игр, спортивные вечера, беседы о гигиене, здоровье, физической культуре и др.

Говоря о психологическом сопровождении воспитанников, мы считаем, что целью являет-

ся их ресоциализация, т.е. восстановление социально полезных связей, возвращение подростков к полноценной жизни в обществе в дальнейшем.

Основными задачами здесь являются:

■ развитие эмоционально-волевой и потреб-ностно-мотивационной сферы;

■ развитие склонности к рефлексии;

■ выявление творческого потенциала личности воспитанника и обучение способам восприятия окружающего мира через креативные способности;

■ создание благоприятной социально-психологической обстановки, способствующей усвоению психокоррекционного воздействия;

■ переосмысление жизненных ценностей и выработка конструктивной жизненной позиции через проработку факторов, повлекших ситуацию лишения свободы, и, как следствие, снижение риска возврата к правонарушениям (профилактика рецидива).

Системность решения поставленных задач осуществляется путем внедрения в практику таких направлений психокоррекционной работы, как арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, телесно-ориентированная психо-терапия2.

1 Организация кружковой работы с осужденными: Методические рекомендации. ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2013.

2 Кротова Д.Н. Основные направления воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними осужденными в процессе их ресоциализации / / Глобальный научный потенциал. 2020. № 3 (108). С. 20—22.

Библиографический список

1. Кротова Д.Н. Основные направления воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними осужденными в процессе их ресоци-ализации // Глобальный научный потенциал. 2020. № 3 (108). С. 20—22.

2. Организация кружковой работы с осужденными: Методические рекомендации. ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2013.

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.