Педагогический потенциал народных традиций проведения праздников
И.Л. Лавренюк
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия праздничной культуры прошлого и современности в полиэтническом регионе. Выявлено тесное взаимодействие праздничных традиций в полиэтническом регионе (Республика Татарстан). Представлены результаты социологического опроса студентов Казанского государственного технологического университета, где выявлены культурно-ценностные приоритеты студентов.
Ключевые слова: профессиональное образование, праздник, полиэтнический регион, культурные практики, универсальные компетенции
The questions of interaction of festival culture of the past and the past and the present in the multiethnic region are considered in the article. It is revealed a closed interaction and festival traditions in the multiethnic region (Republic of Tatarstan). The paper presents the results of the sociological poll on cultural values of students. The poll has been carried out in the Kazan State Technological University.
Key words: professional education, the festival, the multiethnic region, the culture, universal competence
Праздничные традиции имеют первостепенное значение в культурной жизни полиэтнического региона. Как отмечает О.А. Калинина, праздник - это форма коллективного творчества, и поэтому «пение, танцы, игры и развлечения вместе со всеми создают ощущение целостности, единения и необходимого чувства солидарности» [1, С. 121].
Исследователивыделяют три основные группы праздников. «I. Всеобщие... Это... праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. II. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.; праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям. III. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей» [5, С. 57].
Отечественный исследователь теории и методики организации празднеств А.В. Бенифанд считал, что «праздники удовлетворяют широкий спектр материальных и духовных потребностей общества и личности» [6, С. 25].
Праздничная культура в таком полиэтническом регионе, как Татарстан, включает праздники как религиозные, так и светские. У татарского народа «мусульманские праздники, являясь обязательными, были массовыми. Наиболее значительные были посвящены жертвоприношению -Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста - Ураза гаете, дню рождения пророка Мухаммеда -Мэулед» [7, С. 325]. У русского народа обязательными являлись Рождество, Пасха, Троица и другие праздники.
Несмотря на различия в культуре ведения хозяйства, вероисповедании, языке, осознании своей самоидентичности, праздники, праздничные традиции имеют много общего.
В структуре многих праздников присутствует трехчастная форма: марийская масленица (Уярня), Пасха, Сабантуй. Такая форма соответствует возрастным и психологическим особенностям участников празднества, к примеру, сбор яиц детьми в возрасте от 3-4 до 9-10 лет при проведении Сабантуя[8, С. 45], национальной борьбе (куреш), вечерние молодежные игрища» [9, С. 45]. Третье - домашнее застолье в честь праздничного Сабантуя (принимают участие взрослые).
Необходимо отметить, что Сабантуй отмечается многими народами, проживающими в Татарстане. В городах - это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. В последние годы масштабы проведения праздника Сабантуй расширились.
Происходит взаимопроникновение праздничных традиций одних народов, различных культурных традиций.
Трехчастная форма наблюдается и в празднике Каргатуй (Карга - грач, туй - праздник). Участвовали в нем только женщины, девушки и мальчики не старше 13 лет. Первое -подготовительный этап, проходивший на одном из ближайших к деревне холмов. Участники праздника приносили на холм продукты, посуду. Второе - это приготовление каши из сборных продуктов. Третье - участие молодых в хороводах, различных играх, которые проводились весь день.
Как видим из вышесказанного - много общего мы можем наблюдать в проведении праздников и в соблюдении праздничных традиций в полиэтническом регионе. Скачки на лошадях, катание в повозках у татар, башкир, русских, «катание с горы Йолкурык» у марийцев, на санях без оглобель, прялочных донцах у русских, взятие снежного городка, угощение масляничными блинами у чувашей, у русских и других народов, шутливые соревнования на национальных праздниках тесно взаимосвязаны.
Говоря об этнокультурных традициях, современные авторы отводят особый смысл национальной культуре, «наряду с задачами возрождения, сохранения и обогащения национальных культур народов, населяющих республику, стоит важнейшая задача приобщения новых поколений наших соотечественников к их ценностям, традициям, придавая этому процессу устойчивость, непрерывность, а также использования этого традиционного богатства на благо всех совместно проживающих народов республики. [9, С. 8].
Сегодня высшее учебное заведение в условиях полиэтнического региона становится образовательным учреждением, где пересекаются, сосуществуют различные этнокультуры. В условиях Поволжья - это татары и русские, чуваши и марийцы, башкиры, мордва, удмурты и многие другие национальности. Важной составляющей частью становится взгляд студентов на праздничную культуру, этнокультурные традиции, не являющиеся им родными, но в силу того, что они находятся в данной среде, формируют у них те или иные приоритеты.
В Республике Татарстан в высших учебных заведениях обучаются студенты не только из районов республики, но и разных регионов, принадлежащих различным этнокультурным традициям, а также из-за рубежа. В процессе взаимодействия этнокультурных традиций формируются эстетические приоритеты у студенческой молодёжи, происходит унификация восприятия, в результате которой личность студента либо приобщается к культуре, праздникам народов, проживающих в полиэтническом регионе, традициям, бережно относится к ним, либо в некоторых случаях, не без отрицательного влияния массовой культуры, начинают преобладать иные приоритеты. Справедливо считает Ильина Т.В., что технократическая цивилизация, «которая в ХХ в. вытесняет культуру или - в лучшем случае - приспосабливает её к своим прагматическим целям. Так создается одержавшая к концу столетия победу ориентированная на примитивные вкусы обывателей массовая культура» [10, С. 377 - 378]. Автор Федорова С.Н. пишет, что «наиболее ярким проявлением массовой культуры считают «китч». Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего воздействия на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинно народная культура [11, С. 17].
Особая роль праздничной культуры, этнокультурных традиций - гуманизация человека. «Культура - это качественное изменение всех других сфер человеческой жизни, это определённая совокупность традиций и ценностей, мировоззренческих и смыслообразующих ориентаций, моделей поведения и образа жизни» [12, С. 21]. Этнокультурные традиции проникают в жизнь в детском возрасте - далёком детстве будущего студента. Когда-то напевы курая, атмосфера любви в семье к народному музыкальному искусству вдохновили одного из классиков татарской музыкальной культуры Салиха Сайдашева к созданию своих лучших музыкальных произведений. Сегодняшние студенты впитывают в себя в большей или меньшей степени праздничные традиции, существующие в духовной атмосфере семьи.
Это выявилось в ходе социологических опросов, проводившихся в КГТУ в 2003-2005 гг., в 2010 году, с целью выявления восприятия и участия в праздниках молодежи. Всего приняли участия 125 чел., студенты дневной и вечерней формы обучения.факультетов дизайна, нефти и нефтехимии.
Студентка А. Катунина, 1 курс КГТУ, русская, возраст - 19 лет, считает: «Нравится русская национальная культура, праздники, т.к. росла в доброй и гостеприимной обстановке». Студентка Н. Яманова, 1 курс КГТУ, русская, возраст - 17 лет, пишет, что «ближе сердцу русская праздничная культура. Мои родители выросли в русской деревне. Моя бабушка - воплощение русской культуры».
Студентка Р. Рахматуллина, татарка, возраст - 19 лет, считает особо ценными национальные праздники, обычаи, «была во многих мечетях, нравятся обстановка, арабские надписи, минареты». Студентка 1 курса КГТУ М. Бармина, 18 лет, русская, пишет о национальной культуре народов Кавказа, что особо ценными являются этнокультурные традиции народов Кавказа.
В ходе социологических опросов, проводившихся автором среди студентов 1-х и 2-х курсов КГТУ были выявлены следующие результаты.
Студенты - татары, возраст в среднем 18-20 лет, определили следующие национальные ценности: священная книга мусульман «Коран»; памятники архитектуры города Казани - Казанский Кремль; мечети - Кул Шариф и Марджани; башня Сююмбике; праздник Сабантуй, стихотворения татарских поэтов; татарский язык; национальная одежда; песни в исполнении Салавата Фатхетдинова, Хании Фархи, Ильхама Шакирова, Альфии Авзаловой.
Студенты - русские, возраст также 18-20 лет, к национальным ценностям отнесли следующие: архитектурные памятники г. Казани - Казанский Кремль и Петропавловский собор, Раифский монастырь в с. Раифа, Московский Кремль, устное народное творчество, русский язык, картины И. Шишкина, священное писание - Библию, религиозные праздники, венчание и крещение.
Национальной лучшей книгой у русских студентов названы произведения Л. Толстого -«Война и мир», книги М. Булгакова, В. Шекспира, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, С. Есенина, проза В. Распутина.
У студентов-татар чаще всего упонимаются такие произведения:- А. Абсалямов «Белые цветы», Г. Баширов «Родина моя - зелёная колыбель», А. Еники «Одиночество», «Красота», поэзия Х. Такташа, Г. Тукая.
Следует отметить, что студенты II курса более предметно рассужджают о приоритетах народных традиций, более осознанно воспринимают смысл религиозных и светских праздников. Отмечалось, что побудительными мотивами обращения к праздничной культуре являются такие дисциплины, как «История Отечества». «Культурология». Студенты татарской национальности более приверженны к народной песенной культуре. Проявляют интерес к Корану. У русских студентов интерес проявляют к Библии, но никто не указал исполнителей песен.
Данные, полученные в ходе опроса, следует учитывать при формировании учебных и практических заданий для студентов. Студенты Казанского государственного технологического университета довольно часто посещают татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, театр им. Г. Камала, драматический театр им. В. Качалова и другие культурные учреждения. Лучшими национальными спектаклями, по мнению опрошенных студентов, явились спектакль по пьесе Т. Миннулина «Старик из деревни Альдермеш», балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, спектакль по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Студенты-чуваши ярким национальным спектаклем считают спектакль по М. Сеспелю «Выйди, выйди за Ивана».
Рассматривая культурные практики студентов как приобретение опыта общения и взаимодействия с участниками празднеств, в приобретении нравственного и эмоционального опыта, эмпатии. На основе праздничных культурных практик формируются интересы, привычки, творческий потенциал, универсальные культурные компетентности студентов, которые важны при решении профессиональных творческих задач (студенты дизайнеров особенно важно). Формирование таких компетентностей требует опоры на индивидуальные программы в процессе преподавания культурологии.
В практике кафедры гуманитарных дисциплин сферами приобретения такого опыта является исследовательская деятельность студентов (описание и анализ праздника, в котором студент лично принимал участие), игровая, досуговая, опыт самоопределения и самоорганизации) рецензии на посещение спектакля, музея, впечатления об участии (как активном, так и пассивно)_ в праздниках. Процессу приобщения к народным традициям как одного из средств духовно-нравственной безопасности являются культурология, История и культура Татарстана.
Испанский мыслитель XVII века Бальтасар Грасиан писал: «Культура создает личность, и чем её больше, тем личность значительней» [13, С. 90]. Вышесказанное доказывает, что внимание к этнокультурным традициям и к праздничной культуре в многонациональной среде актуально.
Современная праздничная культура, опирающаяся на исторические традиции, призвана способствовать духовности всех народов, проживающих в многонациональном регионе, веротерпимости и осознанию целостности и уникальности, бережного отношения к каждой культуре.
Литература:
1. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М.: Советская Россия, 1990. - 78 с.
2. Калинина О.А. Этническая культура марийцев (традиции и современность)// АЭМК - Вып. 26 (Сб. статей МарНИИ). - Йошкар-Ола, 2002. - 152 с.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.
4. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность/ А.В. Бенифанд. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1986. - 141 с.
5. Народы России. - М.: Научн. Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1994. - 479 с. илл.
6. Мушарова В.М. История культуры Татарстана: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, студентов сред. спец. и высш. Учеб. заведений. - Казань: Магариф, 2010. - 287 с.
7. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт - Издат, 2009. - 435 с. илл. - (Основы наук).
8. Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: Сборник материалов
международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 9 - 10 ноября 2007 г./ Мар. гос. ун-т; под науч. ред. Г.Е. Шкалина - Йошкар-Ола, 2008. - 400с.
9. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ.- СПб.: Изд-во «Невский проспект» совместно с МП «Павловские ведомости», 1992. - 128 с.