Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КУЛЬТУРА ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Л.М., Валишина Э.Н.

В статье рассматривается потенциал народной хореографии в воспитании подрастающего поколения. Автор предлагает свои варианты формирования гендерной культуры младших школьников средствами народного танца. В статье уточнены понятия «гендер», «культура», «младший школьник» и дано определение «гендерная культура младших школьников». Раскрыт воспитательный аспект народной хореографии и педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры младших школьников. В заключении кратко делаются выводы о проделанной работе и выявляются перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Психолого-педагогические науки

УДК 372.8

КашаповаЛ.М., д-р пед. наук,проф., Валишина Э.Н., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»(Уфа, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается потенциал народной хореографии в воспитании подрастающего поколения. Автор предлагает свои варианты формирования гендерной культуры младших школьников средствами народного танца. В статье уточнены понятия «гендер», «культура», «младший школьник» и дано определение «гендерная культура младших школьников». Раскрыт воспитательный аспект народной хореографии и педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры младших школьников. В заключении кратко делаются выводы о проделанной работе и выявляются перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: гендер, культура гендерная культура, гендерный подход, народный танец, гендерная культура младших школьников.

В современных условиях развития общества и социальных отношений происходит искажение гендерной идентичности детей. Это происходит из-за недостаточного внимания к воспитательной функции образовательного процесса. Условия жизни и быстрый темп развития человеческих возможностей в своем роде требует новых подходов для обучения и воспитания детей. Формирование гендерной культуры требует новых подходов либо создание благоприятных условий формирования у детей «правильных» начал женской и мужской индивидуальности, при котором учитываются различные особенности развития и дальнейшей социализации личности на стыке различных педагогических подходов образования.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" В ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» сказано что: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [12]. То есть в процессе воспитания необходимо создание условий социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Формирование стереотипных ориентиров для регулирования личностью его поведения и отношения к различным субъектам и объектам жизни деятельности.

Так же президентом РФ был подписан указ от 07.05.2018 г. № 204, где основными целями является увеличение интереса к культуре. Разработаны федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» подтверждающие социальный заказ общества, в необходимости воспитания духовно-нравственных и культурных ценностей молодежи[11]. Особую роль в этом процессе занимает народная хореография, оказываясь на стыке эстетической, физической культур, она является хорошим инструментом для формирования, как общечеловеческих ценностей, так и общей культуры человека. Для того чтобы это было достигнуто, воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, но в силу специфики народной хореографии, наиболее благоприятным является младший школьный возраст, когда ребенок приобретает внутреннюю позицию, учебную мотивацию и базу для последующего обучения. Кроме того, народно-сценический танец имеет большой педагогический потенциал при формировании гендерной культуры у обучающегося начальной школы, что необходимо для становления его полноценной, зрелой личностью и гражданином Российской.

Целью данной статьи является уточнение понятий «гендер», «культура» и «младший школьник», а также определение ключевого понятия - «гендерная культура младшего школьного возраста» и раскрытие педагогического народной хореографии в образовательном процессе.

Для того чтобы дать определение понятию «гендерная культура младших школьников» уточним что, гендер - это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии друг с другом[13;12]; ««культура» - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.. .»[1], а младший школьник - это обучающийся 1 -4 классов, где основной деятельностью является формирование учебной деятельности [6]. Следовательно, гендерную культуру младших школьников мы определяем как часть социальной культуры ребенка, отражающейся в ценностных ориентирах, поведении относительно своей половой принадлежности, показателем которой является правильная половая идентичность, проявляющаяся в процессах взаимодействия с окружающими и в совместной деятельности. Из этого следует что, формирование гендерной культуры младших школьников - это формирование различных характеристик личности, которые проявляются в поступках ребёнка.

Гендерное познание половой идентичности происходит при создании благоприятных педагогических условий: обеспечении готовности педагогов к формированию гендерной культуры; взаимодействие образовательной организации с семьей; разработка методического сопровождения процесса формирования гендерной культуры младших школьников средствами народного танца. Данные условия дают возможность полноценного физиологического развития разнополых детей с учетом половых различий, проведение дифференциации видов хореографической деятельности разнополых детей, учет гендерной составляющей танцев разных народов, предоставление младшим школьникам возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта, выявление и контроль принципов и качества сформированности гендерной культуры разнополыми детьми, обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей народной хореографии и трансляция

гендерного опыта работы с младшими школьниками педагога-хореографа.

Правильно поданная информация педагогом хореографом является залогом приобретения знаний о взаимоотношениях противоположных полов, о взаимоотношении друг с другом, об психолого-физиологических особенностях ровесников

способствует наиболее быстрой социальной адаптации, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций.

Знания и умения при обучении народной хореографии дети получают в непосредственной деятельности, они слушают музыку, двигаются, выполняют движения под счет, это способствует улучшению психомоторных способностей. В процессе изучения этнологических особенностей культур, изучении костюмов и их взаимосвязи с движениями развивается мышление, воображение, а психомоторные процессы способствуют созданию образа и отражению его в сознании детей. Через динамику хореографических движений ребенок начинает ощущать гармонию, созидать красоту этносов, что в дальнейшем отражается на его общении и взаимоотношении со сверстниками[8].

Педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры на наш взгляд весьма актуален на основе традиций и морали предков. Ведь танец является одной из форм выражения какого-то художественного образа, посредством пространственных движений тела. Обучая танцам, в частности народно-сценическим, педагог опирается на культурно-историческое наследие, связывая то или иное движение с традициями и обычаями исполнения, мы узнаем истоки различных основных движений, которые вплотную связанны с особенностями народа, религией, то есть прибегаем к этнопедагогическому подходу в хореографическом образовании детей. Рассмотрим на примерах педагогический потенциал народных танцев (см. таблицу 1).

Таблица 1

Педагогический потенциал народного танца в формировании гендерной культуры младших школьников.

Народ ные

Содержание

Формируемые качества

танцы у младших школьников

У У

мальч девоч

иков ек

Танцы «Перепляс» - это русский • вним • вел

славян народный танец соревнование в силе, ательн ичаво

ских ловкости, изобретательности ость сть

народо движений, это показ • жизн • пла

в индивидуальности исполнителя, его ерадос вност

(русск характера, демонстрация тность ь

ий, виртуозности исполнения движений. • ответ благо

украин «Калинка» - задорный русский ственн родст

ский) народный танец. Красивые ость во

энергичные и одновременно • уваж • заду

грациозные танцевальные движения, ение шевн

всегда поднимает настроение и • удаль ость

заряжает позитивом. • сила • задо

«Метелица» - украинский • пред приим чивост р

народный танец, в котором основные • жиз

элементы - это кружения и быстрая нерад

смена фигур [10]. ь остно сть

Танцы «Аулак ей (свободный дом)» - • боево • скр

народов танец отражающий культуру й омно

тюркояз молодежных посиделок татарского настро сть

ычной народа, где девушки занимаются й • благ

группы бытовыми делами, а парни танцуют и • задор ородс

(башки поют. ность тво

рский, «Каз емэсе (гусиные помочи)» - • гордо • доб

татарск это татарский праздник, здесь сть рота

ий) отражается домоводство зрелость и • смел • неб

умение молодых, тут же парни и ость ольш

девушки приглядываются друг к •трудо ое

другу для построения дальнейших любие лукав

взаимоотношений в процессе работы •упорс ство

[9]. тво • нев

«Ьабантуй (Праздник плуга)» - • отваг инно

праздник есть как у татар так и у а сть

башкир, в танце отражается радость • храбр • неж

об окончании посевных работ, люди ость ность

поют, танцуют, дают друг другу • муже • цел

угощения, показывают ство омуд

доброжелательные взаимоотношения ренн

во время народных забав. ость

«Перовский (охотничий)» -

охотничье-воинский мужской танец,

где имитируются охотничьи навыки,

с энергичным, динамичным и

экспрессивным характером.

«0йeрлэY (кружение)» - баш-

кирский женский танец, основными

движениями являются повороты

вокруг себя и небольшие хороводы,

руки мягкие и пластичные. Плавные

и в то же время стремительные

движения в танце [7].

Танцы «Давлури» - массовый танец • гордо • гра

Закавка грузинского народа, возникший в сть циозн

зья аристократических слоях, имеет •собра ость

(грузин хороводную часть и движения из нность • цел

ский, другого грузинского свадебного • муже омудр

кабарди танца «Картули», где характерно ственн еннос

н- соблюдение дистанции между ость ть

балкарс исполнителями. отважн • мяг

кий) «Кафа» - величественный ость кость

кабардинский танец, плавный, • упор • неп

неспешный и грациозный, со строгой ство ристу

и четкой конструкцией[4]. пност ь

Каждый этнос имеет свой менталитет, свои особенности поведения, изучая этюды из этих танцев, мы углубляемся в

культуру и изучаем исполнительские особенности, форму подачи, характер движений юношей и девушек. Изучение истории танца, костюмов объединяют детей и вовлекают в процесс обучения. Так как наша республика многонациональна, то в классах обучаются дети из разных наций в сотворчестве с педагогом и с родителями (на открытых уроках и воспитательных мероприятиях), при этом включение различных форм и подходов на занятиях позволяет выстраивать некий диалог культур [4].

Таким образом, формирование гендерной культуры младших школьников средствами народной хореографии, учитывая гендерные особенности детей и особенности различных народов, позволяет воспитывать в детях взаимоуважение, взаимопризнание друг друга, толерантные взаимоотношения. Народно-сценический танец имеет большой потенциал в формировании гендерной культуры младшего школьника, если при этом происходит целостное развитие культуры и личных качеств ребенка. Необходимо ранее привлечение к изучению хореографии, создание интереса к обучению и вовлечение в процесс образования. Изучение традиций будет залогом для развития хороших межличностных отношений, как на уроке, так и в дальнейшей жизни при создании семей.

В свете современных условий развития общества заявленная тема исследования является весьма серьёзной, требует дальнейшего глубокого изучения, внедрения и реализации её в практике современной общеобразовательной школы не только на ступени начального, но и основного общего образования. Необходимо создание научно-методического сопровождения учебно-методического процесса по формированию гендерной культуры обучающихся в системе школьного образования с привлечением усилий и потенциала семьи (семейного воспитания).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад - М., 2002. - 130 с.

2. Валишина, Э.Н., Кашапова, Л.М., Генезис отечественного образования на основе гендерного подхода [Текст]/ Э.Н. Валишина, Л.М. Кашапова// Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XII

Междунар. научно-практич. конференции, 14 декабря 2017 г. / Правительство Р.Б., Мин. Обр. и науки Р.Б., Мин. Культ. Р.Б., БГПУ им. М. Акмуллы; [ред. коллегия: Л.А.Амирова и др.]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - 97-99 с.

3. Гендерная дифференциация в психологии: учеб. Пособие [Текст] / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 264 с.

4. Грикурова, Л.Н. Осетинские танцы [Текст] -Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1961. - 215 с.

5. Кашапова, Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы [Текст]: диссертация... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2006. - 400 с.

6. Кондаков, И.М. Психологический словарь [Текст] / И М. Кондаков. — М.: Фаир-Пресс, 2000. — 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Нагаева, Л.И. Башкирская народная хореография [Текст]: Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1995. - 144 с.

8. Роговик Л. Танець i практична психомоторика. [Текст]: К.: Мiжрег. ш-т удоск. вчшешв, 2007. — 3-11 с.

9. Татарские танцы Г.Х. Тагиров; [Текст] / Под ред. Ю. Виноградова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1984. - 256 с.

10. Ткаченко, Т.С. Народные танцы [Текст]: [Учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры]. - М.: Искусство, 1975. — 351 с.

11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204// СЗ РФ- 2018.- №204.- 19с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2018. - №273. -ст.2

13. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособием [Текст] / А.А. Чекалина. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.