Психолого-педагогические науки
УДК 372.8
КашаповаЛ.М., д-р пед. наук,проф., Валишина Э.Н., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»(Уфа, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается потенциал народной хореографии в воспитании подрастающего поколения. Автор предлагает свои варианты формирования гендерной культуры младших школьников средствами народного танца. В статье уточнены понятия «гендер», «культура», «младший школьник» и дано определение «гендерная культура младших школьников». Раскрыт воспитательный аспект народной хореографии и педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры младших школьников. В заключении кратко делаются выводы о проделанной работе и выявляются перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: гендер, культура гендерная культура, гендерный подход, народный танец, гендерная культура младших школьников.
В современных условиях развития общества и социальных отношений происходит искажение гендерной идентичности детей. Это происходит из-за недостаточного внимания к воспитательной функции образовательного процесса. Условия жизни и быстрый темп развития человеческих возможностей в своем роде требует новых подходов для обучения и воспитания детей. Формирование гендерной культуры требует новых подходов либо создание благоприятных условий формирования у детей «правильных» начал женской и мужской индивидуальности, при котором учитываются различные особенности развития и дальнейшей социализации личности на стыке различных педагогических подходов образования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" В ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» сказано что: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [12]. То есть в процессе воспитания необходимо создание условий социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Формирование стереотипных ориентиров для регулирования личностью его поведения и отношения к различным субъектам и объектам жизни деятельности.
Так же президентом РФ был подписан указ от 07.05.2018 г. № 204, где основными целями является увеличение интереса к культуре. Разработаны федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» подтверждающие социальный заказ общества, в необходимости воспитания духовно-нравственных и культурных ценностей молодежи[11]. Особую роль в этом процессе занимает народная хореография, оказываясь на стыке эстетической, физической культур, она является хорошим инструментом для формирования, как общечеловеческих ценностей, так и общей культуры человека. Для того чтобы это было достигнуто, воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, но в силу специфики народной хореографии, наиболее благоприятным является младший школьный возраст, когда ребенок приобретает внутреннюю позицию, учебную мотивацию и базу для последующего обучения. Кроме того, народно-сценический танец имеет большой педагогический потенциал при формировании гендерной культуры у обучающегося начальной школы, что необходимо для становления его полноценной, зрелой личностью и гражданином Российской.
Целью данной статьи является уточнение понятий «гендер», «культура» и «младший школьник», а также определение ключевого понятия - «гендерная культура младшего школьного возраста» и раскрытие педагогического народной хореографии в образовательном процессе.
Для того чтобы дать определение понятию «гендерная культура младших школьников» уточним что, гендер - это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии друг с другом[13;12]; ««культура» - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.. .»[1], а младший школьник - это обучающийся 1 -4 классов, где основной деятельностью является формирование учебной деятельности [6]. Следовательно, гендерную культуру младших школьников мы определяем как часть социальной культуры ребенка, отражающейся в ценностных ориентирах, поведении относительно своей половой принадлежности, показателем которой является правильная половая идентичность, проявляющаяся в процессах взаимодействия с окружающими и в совместной деятельности. Из этого следует что, формирование гендерной культуры младших школьников - это формирование различных характеристик личности, которые проявляются в поступках ребёнка.
Гендерное познание половой идентичности происходит при создании благоприятных педагогических условий: обеспечении готовности педагогов к формированию гендерной культуры; взаимодействие образовательной организации с семьей; разработка методического сопровождения процесса формирования гендерной культуры младших школьников средствами народного танца. Данные условия дают возможность полноценного физиологического развития разнополых детей с учетом половых различий, проведение дифференциации видов хореографической деятельности разнополых детей, учет гендерной составляющей танцев разных народов, предоставление младшим школьникам возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта, выявление и контроль принципов и качества сформированности гендерной культуры разнополыми детьми, обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей народной хореографии и трансляция
гендерного опыта работы с младшими школьниками педагога-хореографа.
Правильно поданная информация педагогом хореографом является залогом приобретения знаний о взаимоотношениях противоположных полов, о взаимоотношении друг с другом, об психолого-физиологических особенностях ровесников
способствует наиболее быстрой социальной адаптации, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций.
Знания и умения при обучении народной хореографии дети получают в непосредственной деятельности, они слушают музыку, двигаются, выполняют движения под счет, это способствует улучшению психомоторных способностей. В процессе изучения этнологических особенностей культур, изучении костюмов и их взаимосвязи с движениями развивается мышление, воображение, а психомоторные процессы способствуют созданию образа и отражению его в сознании детей. Через динамику хореографических движений ребенок начинает ощущать гармонию, созидать красоту этносов, что в дальнейшем отражается на его общении и взаимоотношении со сверстниками[8].
Педагогический потенциал народного танца в процессе формирования гендерной культуры на наш взгляд весьма актуален на основе традиций и морали предков. Ведь танец является одной из форм выражения какого-то художественного образа, посредством пространственных движений тела. Обучая танцам, в частности народно-сценическим, педагог опирается на культурно-историческое наследие, связывая то или иное движение с традициями и обычаями исполнения, мы узнаем истоки различных основных движений, которые вплотную связанны с особенностями народа, религией, то есть прибегаем к этнопедагогическому подходу в хореографическом образовании детей. Рассмотрим на примерах педагогический потенциал народных танцев (см. таблицу 1).
Таблица 1
Педагогический потенциал народного танца в формировании гендерной культуры младших школьников.
Народ ные
Содержание
Формируемые качества
танцы у младших школьников
У У
мальч девоч
иков ек
Танцы «Перепляс» - это русский • вним • вел
славян народный танец соревнование в силе, ательн ичаво
ских ловкости, изобретательности ость сть
народо движений, это показ • жизн • пла
в индивидуальности исполнителя, его ерадос вност
(русск характера, демонстрация тность ь
ий, виртуозности исполнения движений. • ответ благо
украин «Калинка» - задорный русский ственн родст
ский) народный танец. Красивые ость во
энергичные и одновременно • уваж • заду
грациозные танцевальные движения, ение шевн
всегда поднимает настроение и • удаль ость
заряжает позитивом. • сила • задо
«Метелица» - украинский • пред приим чивост р
народный танец, в котором основные • жиз
элементы - это кружения и быстрая нерад
смена фигур [10]. ь остно сть
Танцы «Аулак ей (свободный дом)» - • боево • скр
народов танец отражающий культуру й омно
тюркояз молодежных посиделок татарского настро сть
ычной народа, где девушки занимаются й • благ
группы бытовыми делами, а парни танцуют и • задор ородс
(башки поют. ность тво
рский, «Каз емэсе (гусиные помочи)» - • гордо • доб
татарск это татарский праздник, здесь сть рота
ий) отражается домоводство зрелость и • смел • неб
умение молодых, тут же парни и ость ольш
девушки приглядываются друг к •трудо ое
другу для построения дальнейших любие лукав
взаимоотношений в процессе работы •упорс ство
[9]. тво • нев
«Ьабантуй (Праздник плуга)» - • отваг инно
праздник есть как у татар так и у а сть
башкир, в танце отражается радость • храбр • неж
об окончании посевных работ, люди ость ность
поют, танцуют, дают друг другу • муже • цел
угощения, показывают ство омуд
доброжелательные взаимоотношения ренн
во время народных забав. ость
«Перовский (охотничий)» -
охотничье-воинский мужской танец,
где имитируются охотничьи навыки,
с энергичным, динамичным и
экспрессивным характером.
«0йeрлэY (кружение)» - баш-
кирский женский танец, основными
движениями являются повороты
вокруг себя и небольшие хороводы,
руки мягкие и пластичные. Плавные
и в то же время стремительные
движения в танце [7].
Танцы «Давлури» - массовый танец • гордо • гра
Закавка грузинского народа, возникший в сть циозн
зья аристократических слоях, имеет •собра ость
(грузин хороводную часть и движения из нность • цел
ский, другого грузинского свадебного • муже омудр
кабарди танца «Картули», где характерно ственн еннос
н- соблюдение дистанции между ость ть
балкарс исполнителями. отважн • мяг
кий) «Кафа» - величественный ость кость
кабардинский танец, плавный, • упор • неп
неспешный и грациозный, со строгой ство ристу
и четкой конструкцией[4]. пност ь
Каждый этнос имеет свой менталитет, свои особенности поведения, изучая этюды из этих танцев, мы углубляемся в
культуру и изучаем исполнительские особенности, форму подачи, характер движений юношей и девушек. Изучение истории танца, костюмов объединяют детей и вовлекают в процесс обучения. Так как наша республика многонациональна, то в классах обучаются дети из разных наций в сотворчестве с педагогом и с родителями (на открытых уроках и воспитательных мероприятиях), при этом включение различных форм и подходов на занятиях позволяет выстраивать некий диалог культур [4].
Таким образом, формирование гендерной культуры младших школьников средствами народной хореографии, учитывая гендерные особенности детей и особенности различных народов, позволяет воспитывать в детях взаимоуважение, взаимопризнание друг друга, толерантные взаимоотношения. Народно-сценический танец имеет большой потенциал в формировании гендерной культуры младшего школьника, если при этом происходит целостное развитие культуры и личных качеств ребенка. Необходимо ранее привлечение к изучению хореографии, создание интереса к обучению и вовлечение в процесс образования. Изучение традиций будет залогом для развития хороших межличностных отношений, как на уроке, так и в дальнейшей жизни при создании семей.
В свете современных условий развития общества заявленная тема исследования является весьма серьёзной, требует дальнейшего глубокого изучения, внедрения и реализации её в практике современной общеобразовательной школы не только на ступени начального, но и основного общего образования. Необходимо создание научно-методического сопровождения учебно-методического процесса по формированию гендерной культуры обучающихся в системе школьного образования с привлечением усилий и потенциала семьи (семейного воспитания).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад - М., 2002. - 130 с.
2. Валишина, Э.Н., Кашапова, Л.М., Генезис отечественного образования на основе гендерного подхода [Текст]/ Э.Н. Валишина, Л.М. Кашапова// Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XII
Междунар. научно-практич. конференции, 14 декабря 2017 г. / Правительство Р.Б., Мин. Обр. и науки Р.Б., Мин. Культ. Р.Б., БГПУ им. М. Акмуллы; [ред. коллегия: Л.А.Амирова и др.]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. - 97-99 с.
3. Гендерная дифференциация в психологии: учеб. Пособие [Текст] / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 264 с.
4. Грикурова, Л.Н. Осетинские танцы [Текст] -Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1961. - 215 с.
5. Кашапова, Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы [Текст]: диссертация... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Уфа, 2006. - 400 с.
6. Кондаков, И.М. Психологический словарь [Текст] / И М. Кондаков. — М.: Фаир-Пресс, 2000. — 488 с.
7. Нагаева, Л.И. Башкирская народная хореография [Текст]: Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1995. - 144 с.
8. Роговик Л. Танець i практична психомоторика. [Текст]: К.: Мiжрег. ш-т удоск. вчшешв, 2007. — 3-11 с.
9. Татарские танцы Г.Х. Тагиров; [Текст] / Под ред. Ю. Виноградова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1984. - 256 с.
10. Ткаченко, Т.С. Народные танцы [Текст]: [Учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры]. - М.: Искусство, 1975. — 351 с.
11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204// СЗ РФ- 2018.- №204.- 19с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2018. - №273. -ст.2
13. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособием [Текст] / А.А. Чекалина. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.