Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина А.Т., Кашапова Л.М.

Хореографическая культура занимает первостепенное место в социальной жизни общества. Сегодня она выполняет одну из важнейших функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей младшего школьного возраста. Кроме того, выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом. Уроки хореографии являются прекрасным средством духовного, эстетического и физического воспитания ребенка, что является немаловажным в формировании будущего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиуллина А.Т., Кашапова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"»

возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с. - 978-5-7638-3133-7. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84218.html

3. Инклюзивное образование в ВУЗе [Текст]: учебное пособие / сост. О. Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. - Череповец: Череповецкий гос. университет, 2018. - 259 с.

© Бондаренко С.Б., 2022

УДК 373.147:793.3

Галиуллина А.Т.,

магистрант ФГБОУ «БГПУ им. М. Акмуллы Кашапова Л.М., д.п.н.,

профессор кафедры педагогики ФГБОУ «БГПУ им. М. Акмуллы Уфа, Россия

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация

Хореографическая культура занимает первостепенное место в социальной жизни общества. Сегодня она выполняет одну из важнейших функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей младшего школьного возраста. Кроме того, выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом. Уроки хореографии являются прекрасным средством духовного, эстетического и физического воспитания ребенка, что является немаловажным в формировании будущего поколения.

Ключевые слова:

Хореографическая культура, танцевальная культура, младший школьник

Под танцевальной, или хореографической, культурой понимается система, в которой отражен способ бытования танца в определенных пространно-временных отношениях, в рамках повседневной культуры. Взаимосвязь понятий культуры и танцевальной культуры можно представить следующим образом: культура - культура повседневности - танцевальная культура. В данной системе танцевальная культура выступает как один из элементов общей культуры [1, с. 97]. В основе танцевальной, или хореографической культуры лежит такой феномен, как танец, который представляет собой совокупность различных элементов (кодов) - соматического, семантического, ритмического. Хореографическая культура, помимо основных компонентов (кодов) включает и вспомогательные элементы: пространственно-временной, предметный, социальный, нормативно-рефлективный код.

Хореографическая культура школьника воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и

личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре [2, с. 48].

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Младший школьный возраст детей - возраст, в котором закладывается фундамент взрослого человека с психологической, физической, эстетической точек зрения. Пройдя этапы формирования и вырабатывания основных умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, начиная с младенчества и заканчивая возрастом 4-5 лет, ребенок переходит на стадию «впитывания» информации из окружающих его людей и событий, благодаря чему он начинает «укрепляться» как личность. Именно поэтому очень важно в этом возрасте заложить максимально благоприятные привычки, которые помогут развить ребенку хорошие физические и психологические данные, а так же привить эстетический вкус. Танец обогащает детей духовно. Занятия хореографией способствуют гармоничному развитию личности ребенка [3, с. 96]. Для того, чтобы достичь невероятных результатов в физическом воспитании, которыми обладает опытные танцоры, начинающему необходимо располагать постоянной дисциплиной, невероятным трудолюбием и бесконечным терпением. Такие качества, воспитывающиеся годами на уроках танцев, являются необходимыми и в повседневной жизни. Еще одним важным качеством, воспитывающимся у детей, занимающихся танцами, является ответственность. Нельзя подвести находящихся рядом ребят, нельзя не выучить комбинацию или пропустить занятие, дабы не подвести коллектив. Девочки и мальчики, годами изучающие хореографическое искусство, выделяются отличительной аккуратностью и опрятностью в прическе, в общем внешнем виде, в ношении обычной одежды, у них безупречная осанка, ведь в танцевальный зал нельзя прийти не в форме или с неубранными волосами. Так же значительным является воспитание этикета на уроках хореографии. Танцующие мальчики всегда подадут девочке руку при выходе из транспорта, помогут донести сумку или портфель.

Хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека [4, с. 17]. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека, поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер. Занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, несет в себе элементы художественного творчества. Танцор стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Так, занятия детей танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, воспитывают одарённую, трудолюбивую, физически крепкую, творческую личность [5, с. 112].

Рассмотрим ряд важнейших функций хореографической культуры, которые чрезвычайно важны при воспитании личности: коммуникативная, идентификационная, интегративная, гедонистическая, регулятивная [6, с. 37].

Коммуникативная функция хореографической культуры дает возможность ее реализации как средства общения. Данная функция является одной из важнейших, даже существует коммуникативная теория происхождения танца, согласно которой он возник в результате потребности человека в общении.

Именно танец был средством коммуникации на первых этапах формирования человечества, когда еще не существовало языка.

Идентификационная (репрезентативная) функция хореографической культуры означает принадлежность человека к определенной социальной общности. Благодаря танцу человек является частью определенной системы - группы, народа, коллектива. Через танец человек выражает не только свое внутреннее «я», но и реализует свою принадлежность к определенной общности. В танце осуществляется процесс идентификации, то есть принадлежности танцующего к национальной, культурной, гендерной группе.

Интегративная (консолидирующая) функция хореографической культуры позволяет использовать танец как способ объединения, консолидации, интеграции людей и общества в целом. Благодаря тому, что хореографическая культура создает определенное пространство для коллективной деятельности, реализуются условия для удовлетворения потребности человека в общении, в социализации, в отдыхе, в самореализации.

Гедонистическая функция хореографической культуры позволяет реализовать такие возможности танца, как отдых, удовольствие. Во все времена танец использовался как средство организации праздника, различных увеселительных мероприятий. Гедонистическая функция танца впервые проявилась в период античности. Наиболее ярко гедонистическая функция хореографической культуры проявляется в современный период.

Регулятивная функция хореографической культуры выступает как средство трансляции норм и правил поведения, моральных и эстетических ценностей. Хореографическая культура является способом влияния на поведение отдельной личности или группы, так как нормы, зафиксированные в танце, транслируются на обыденное поведение и закрепляются в сознании [7, с. 11]. С регулятивной функцией хореографической культуры связана воспитательная функция, или функция социализации. Благодаря танцу происходит трансляция социального опыта от старшего к младшему поколению, приобщение их культуре. Еще Лукиан в трактате «О пляске» писал о том, что танец обладает педагогической направленностью, не только служить средством развлечения и получения удовольствия, но и приносит пользу зрителям, воспитывает их.

Таким образом, хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение. Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более системный характер. Исходя из вышевысказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.

Список использованной литературы:

1. Хореографическое искусство. Справочник [Текст]. - Москва: Искусство, 2005 - 360 с.

2. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе [Текст]: учебн. пособие / Л. Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001 - 80 с.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 2002 -416 с.

4. Слыханова, В. И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство [Текст] / В. И. Слыханова. - Москва, 2012 - 39 с.

5. Рындина, О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. А. Рындина. - Москва, 2004 -139 c.

6. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов [Текст] / Н. Н. Вашкевич. - Санкт-Петербург:

Лань, Планета музыки, 2009 - 192 с.

7. Касьянова, Н. В. Методика работы с творческим коллективом. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Касьянова. - Челябинск, 2012 - 178 с.

© Галиуллина А. Т., Кашапова Л. М., 2022

УДК 377.131.14

Демиденко О.П.

канд. пед. наук, доцент СКФУ г. Ставрополь, РФ Строй Г.В.

канд. псих. наук, доцент СГПИ, г. Ставрополь РФ

АКТИВИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Аннотация

В статье представлен обзор проблемы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены формы работы, активизирующие мотивацию выпускника к самореализации и трудоустройству.

Дана их краткая характеристика и обоснование в приоритете применения. Данная система мероприятий позволяет создать площадку взаимодействия работодателя и молодого специалиста. Встречи с будущим работодателем стимулируют мотивацию трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

Ключевые слова:

Профессиональная среда, мотивация, профессиональное сотрудничество, работодатель, формы взаимодействия

Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в общество требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют вторичные изменения - личностные. Среди них могут быть несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п.

Конечно, профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей. Внедрение элементов безбарьерной среды, расширение доступа к информационным образовательным ресурсам облегчает, но полностью не устраняет трудности, с которыми сталкиваются выпускники-инвалиды на первых этапах трудоустройства. Трудности в презентации себя как специалиста затрудняют и препятствуют процессу адаптации, которая создает ситуацию успеха и рассматривается как естественная составляющая, дающая индивиду стимул к дальнейшему развитию в социальной среде.

Молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью отличает высокий показатель уровня личностной тревожности, фрустрационная напряженность базовых потребностей испытуемых. Скорее всего это обусловлено тем, что при столкновении с адаптационными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.