Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросян Карен Минасович, Панина Мария Сергеевна

В статье в аспекте рассмотрения педагогической проблематики раскрыты социализирующие возможности средств хореографического искусства относительно детей и подростков в условиях деятельности учреждений культуры. Отмечено, что данные учреждения обладают огромным потенциалом в социальном самоопределении и самоактуализации подрастающего человека. Авторами обосновано, что хореографическое искусство имеет существенное воспитательное значение. При этом приведены примеры некоторых танцевальных жанров и определен их воспитательный потенциал. Определено, что эффективность использования средств хореографического искусства для социализации детей и подростков немыслима без четко организованной учебно-воспитательной деятельности. Даны некоторые рекомендации для эффективности данной деятельности по социализации участников хореографических коллективов. Сделан вывод о том, что занятия хореографией в учреждениях культуры - результат длительной, кропотливой, коллективной и индивидуальной работы педагога с ребенком, который является составной частью целостного, художественно-творческого подхода к явлениям жизни искусства для социализации детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF USING THE MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART FOR THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN CULTURAL INSTITUTIONS

In the article, in the aspect of the consideration of pedagogical problems, the socializing possibilities of the means of choreographic art in relation to children and adolescents in the conditions of the activities of cultural institutions are revealed. It is noted that these institutions have a huge potential in social self-determination and self-actualization of the younger person. The authors substantiate that choreographic art has a significant educational value. At the same time, examples of some dance genres are given and their educational potential is determined. It is determined that the effectiveness of using the means of choreographic art for the socialization of children and adolescents is unthinkable without a well-organized educational activity. Some recommendations are given for the effectiveness of this activity for the socialization of participants of choreographic collectives. It is concluded that choreography classes in cultural institutions are the result of a long, painstaking, collective and individual work of a teacher with a child, who is an integral part of a holistic, artistic and creative approach to the phenomena of art life for the socialization of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ»

14. Чекменева, О.Ю. Социально-исторические аспекты становления проблемы профориентации молодёжи / О.Ю. Чекменева, Е.В. Евплова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. -С. 102-106.

15. Шумилова, Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. - С. 31-36.

16. Шумилова Е.А. Инклюзивная культура будущего учителя-дефектолога как фактор развития инклюзивного образования в России / Е.А. Шумилова, Н.Н. Уварова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 402-404.

17. Якубовская, Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы: русский язык, чтение, мир истории, история Отечества / Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2018. - 230 с.

Педагогика

УДК 379.81

доктор философских наук Мартиросян Карен Минасович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); магистрант Панина Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье в аспекте рассмотрения педагогической проблематики раскрыты социализирующие возможности средств хореографического искусства относительно детей и подростков в условиях деятельности учреждений культуры. Отмечено, что данные учреждения обладают огромным потенциалом в социальном самоопределении и самоактуализации подрастающего человека. Авторами обосновано, что хореографическое искусство имеет существенное воспитательное значение. При этом приведены примеры некоторых танцевальных жанров и определен их воспитательный потенциал. Определено, что эффективность использования средств хореографического искусства для социализации детей и подростков немыслима без четко организованной учебно-воспитательной деятельности. Даны некоторые рекомендации для эффективности данной деятельности по социализации участников хореографических коллективов. Сделан вывод о том, что занятия хореографией в учреждениях культуры - результат длительной, кропотливой, коллективной и индивидуальной работы педагога с ребенком, который является составной частью целостного, художественно-творческого подхода к явлениям жизни искусства для социализации детей и подростков.

Ключевые слова: хореографическое искусство, социализация, дети, подростки, учреждения культуры, педагогическая проблематика.

Annotation. In the article, in the aspect of the consideration of pedagogical problems, the socializing possibilities of the means of choreographic art in relation to children and adolescents in the conditions of the activities of cultural institutions are revealed. It is noted that these institutions have a huge potential in social self-determination and self-actualization of the younger person. The authors substantiate that choreographic art has a significant educational value. At the same time, examples of some dance genres are given and their educational potential is determined. It is determined that the effectiveness of using the means of choreographic art for the socialization of children and adolescents is unthinkable without a well-organized educational activity. Some recommendations are given for the effectiveness of this activity for the socialization of participants of choreographic collectives. It is concluded that choreography classes in cultural institutions are the result of a long, painstaking, collective and individual work of a teacher with a child, who is an integral part of a holistic, artistic and creative approach to the phenomena of art life for the socialization of children and adolescents.

Key words: choreographic art, socialization, children, teenagers, cultural institutions, pedagogical problems.

Введение. В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является изучение педагогической проблематики использования средств хореографического искусства для социализации детей и подростков в учреждениях культуры.

Хореографическое искусство - это важнейшее средство личностного становления подрастающего поколения, его интеграции в общество, социально-культурного развития и социального самоопределения. Без решения теоретических и практических проблем данного процесса нельзя говорить о духовном возрождении общества.

Возрастание значимости педагогического аспекта социализации детей и подростков, учитывая потенциальную позитивную направленность в данном процессе хореографического искусства, определяет актуальность тематики настоящей статьи, целью которой является изучение педагогической проблематики использования средств хореографического искусства относительно социализации подрастающего поколения в условиях деятельности учреждений культуры.

Изложение основного материала статьи. Теоретическими основами исследования проблематики настоящей статьи стали труды педагогов, культурологов, социологов, таких как А.И. Арнольдов, Е.М. Бабосов, Н.Г. Денисов, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, Г. А. Кудрина и других, рассматривающих сущность социума и культуры, процесс социализации, их структуру, факторы, влияющие на их существование.

Аспекты выявления и развития индивидуальности, самобытности, неповторимости детского и подросткового возрастов хорошо освещены в фундаментальных работах: Ю.Б. Алиева, Г.З. Апресян, Н.А. Ветлугиной, Н.Я. Демченко, Г.С. Лабковской, Б.Т. Лихачевой, М.И. Красильниковой, А.Я. Медведева, В.И. Молодцова, Л.А. Сахаровой, В.И. Уральской, Е.И. Фатеевой, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др.

В работах А.А. Веряева, Л.Г. Ионина, А.П. Кравченко, Д. Майерса, Л.Д. Столяренко, И.К. Шалаева, Т. Шибутани раскрывается механизм взаимодействия человека с другими людьми, общественными институтами, социально-культурными и образовательными учреждениями в аспекте социализации личности.

Важными для нашего исследования являются научные разработки в области хореографической деятельности, хореографического образования и развития личности следующих учёных: Е.В. Багировой, Т.И. Баклановой, Э.В. Быковой,

Ю.Г. Громова, Е.В. Зенухина, Н.А Клименко, Р.Р. Лыковой, Н.Г. Михайловой и др. Их же труды помогли раскрыть социализирующие возможности средств хореографического искусства относительно детей и подростков.

С помощью работ известных исследователей Л.С. Андрусенко, Е.В. Багировой, И.Б Бовиной, Г.Ф. Богданов, Ю.И. Громов, В.В. Догудовского, Л.Д. Ивлева, В.Н. Карпенко, Т.Б. Нарской, А.А. Пекшина, Е.В. Николаева, Л.Е. Пуляева и др. обоснована эффективность хореографического искусства для социализации детей и подростков по средствам организованной учебно-воспитательной деятельности.

Согласимся с определением социализации Р.Р. Лыковой, которая рассматривает ее «как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [3].

Социализация охватывает различные социально-культурные образования или институты, без которых невозможно воспроизводство общественной жизни. К данным институтам относятся и учреждения культуры, имеющие огромный потенциал в социальном самоопределении, самоактуализации подрастающего человека.

Учреждения культуры - важные объекты образования социально-культурной среды, связанные с созданием, распространением и сохранением культурных ценностей.

В социализации детей и подростков социально-культурная среда - ведущее начало, важнейший источник формирования интересов и потребностей личности, полноценного вхождения ее в социум. Но главное, на наш взгляд, это отношения, возникающие в процессе социально-культурной деятельности, досуговое общение, духовно-нравственная и творческая атмосфера учреждения культуры, которые имеют позитивное влияние на социальное формирование личности.

Одним из самых распространенных и востребованных жанров детско-подростковой художественной самодеятельности в учреждениях культуры является хореография.

Приобщение детей и подростков к хореографическому творчеству в условиях деятельности учреждения культуры формирует культуру и пластику движений, гибкость и выразительность и др., способствует развитию творческого воображения и фантазии, совершенствует понимание языка музыки, умение чувствовать её характер и умение выражать его в танце (передавать танцевальными средствами) и др.

Однако следует особо отметить, что не все из членов хореографического коллектива в итоге пойдут в профессиональное хореографическое искусство. Не менее важно в педагогическом процессе - обогащение жизненного опыта подрастающего человека через ознакомление с произведениями искусства хореографии, а также участие в их создании, формирование при этом духовно-нравственных ориентиров, культурной самоидентификации, что являются важнейшими средствами социализации.

Хореографическое искусство - богатейший источник эмоциональных переживаний, посредством которых происходит личностное формирование детей и подростков.

Итак, хореографическое искусство имеет существенное воспитательное значение. При этом каждый танцевальный жанр по-своему. Дадим характеристику некоторых их них:

- народный танец раскрывает внутренние силы ребенка, раскрепощает его, знакомит с культурой других народов и своего собственного, воспитывает уважение и терпимость к культуре различных этносов;

- историко-бытовой танец - оказывает влияние на формирование внутренней культуры личности, органически связан с усвоением норм поведенческого этикета;

- бальный танец - вырабатывает культуру взаимоотношений, коммуникативную культуру;

- современный ритмический танец - позволяет постоянно «идти в ногу со временем»;

- сюжетный танец - учит самовыражению, яркому проявлению эмоций и переживаний.

Главным, на наш взгляд, в процессе занятий хореографическим искусством является признание детьми и подростками его ценностей, самоактуализация, самореализация и гармоничное развитие, включение в систему общественных отношений.

Как справедливо утверждает Е.В. Багирова, «социализация подростков средствами хореографического творчества представляет собой двусторонний процесс передачи педагогом и освоения индивидом культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей, интересов и установок, жизненной ориентации и культурной самоидентификации, то есть формирование картины мира, позволяющее индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества» [1].

По нашему мнению, эффективность использования средств хореографического искусства для социализации детей и подростков в учреждениях культуры немыслима без четко организованной учебно-воспитательной деятельности.

В этой связи Е.В. Зенухина отмечает, что «одним из сложных моментов в процессе занятия является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий в хореографическом кружке, предполагающим отдых, раскрепощение, и созданием художественного продукта, связанным с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом» [2].

Работая с детьми и подростками в условиях хореографического коллектива, педагогу-хореографу следуют строить программу его функционирования с учетом возрастных особенностей участников, которая должна правильно сочетать все виды деятельности, используемые на занятиях хореографией, активно развивать самостоятельную инициативу детей и подростков в постановке танца.

На практике происходит освоение упражнений с использованием импровизаций, элементов уже разученных танцевальных движений и аранжировка с элементами собственного исполнения.

Частичный переход к процессу самостоятельных занятий, без активного участия педагога сделает процесс разучивания танца для детей и подростков более привлекательным. Они смогут более успешно отражать свой эмоциональный настрой, наблюдать друг за другом, поправлять друг друга, тем самым реализуя свою потребность в общении и взаимодействии со сверстниками, которая является для детей и подростков ведущей деятельностью.

Репертуар должен быть доступен членам хореографического коллектива, чтобы при выступлении дети и подростки могли показать успехи, достижения, получили удовлетворение от своей творческой деятельности, что благоприятно влияет на их социализацию.

Одной из проблем в социализации детей и подростков в условиях учреждения культуры, требующих качественного взаимодействия руководителя, учащихся хореографического коллектива и родителей, является развитие их тесного сотрудничества.

Активное, заинтересованное участие детей и подростков в жизни хореографического коллектива, участие в концертной, конкурсной, фестивальной деятельности, сказывается на принятии себя как полноценного, равноправного члена коллективного творческого дела, воспитании благожелательного соперничества с целью достижения успеха, уважении к партнеру и конкуренту, и как следствие положительной результативности процесса социализации.

Кроме того, как заметила Т.Б. Нарская, изучая деятельность хореографа как фактора социализации творческой личности, участие в хореографическом коллективе направлено, кроме прочего, и на «приобретение качеств, необходимых в

становлении молодого человека: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушивать критику в свой адрес» [4].

Выводы. Итак, в аспекте рассмотрения педагогической проблематики нами раскрыты социализирующие возможности средств хореографического искусства относительно детей и подростков в условиях деятельности учреждений культуры.

Можно заключить, что главной в процессе социализации в рассматриваемых учреждениях должна быть организация учебно-воспитательной деятельности при использовании возможностей социального самоопределения участников хореографического коллектива, развития эстетического вкуса и формирования духовно-нравственных качеств, коммуникативных навыков и поведенческих норм, а также отражения объективной ситуации личностного развития подрастающего поколения и их возрастных особенностей.

Таким образом, занятия хореографией в учреждениях культуры - результат длительной, кропотливой, коллективной и индивидуальной работы педагога с ребенком, который является составной частью целостного, педагогического и художественно-творческого подхода к явлениям жизни искусства для социализации детей и подростков.

Литература:

1. Багирова, Е.В. Социализация подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досуговых учреждений / Е.В. Багирова // Учёные записки (АГАКИ). - 2018. - №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-sredstvami-horeograficheskogo-iskusstva-v-usloviyah-kultumo-dosugovyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 03.02.2022).

2. Зенухина, Е.В. Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка / Е.В. Зенухина // Проблемы Науки. - 2013. - №3 (17). - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/horeograficheskiy-koUektiv-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-podrostka (дата обращения: 04.02.2022).

3. Лыкова, Р.Р. Модель развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р.Р. Лыкова // МНКО. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/model-razvitiya-protsessa-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov-v-detskoy-horeograficheskoy-studii (дата обращения: 04.02.2022).

4. Нарская, Т.Б. Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности / Т.Б. Нарская // Вестник ЧГАКИ. - 2014. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-horeografa-kak-faktor-sotsializatsii-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 03.02.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка факультета мировой экономики Мирзоева Фатима Расуловна

Дипломатическая академия МИД России (г. Москва)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Рассматриваются основные пути реализации идей технологии контекстного обучения в процессе преподавания иностранного языка на примере Дипломатической академии МИД России. Прежде всего, доказывается актуальность проблем, связанных с обучением иностранному языку студентов неязыковых специальностей на современном этапе развития высшей школы в России. В этой связи демонстрируются возможности контекстного подхода. Далее исследуются основные существующие на сегодняшний день потенции, позволяющие внедрить контекстное обучение в практику изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов, в частности, будущими дипломатами. Предлагаются пути его реализации в ходе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов, в том числе, специалистов по международным отношениям с учётом специфики их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: контекстное обучение, преподавание иностранного языка в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, студент, преподаватель.

Annotation. The main ways of the contextual learning technology implementing in the process of a foreign language teaching on the example of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia are considered. First of all, the relevance of the problems associated with teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties at the present stage of higher education development in Russia is proved. In this regard, the possibilities of a contextual approach are demonstrated. Further, the main potencies that exist today are investigated, allowing to introduce contextual learning into the practice of learning a foreign language by students of non-linguistic universities, in particular, future diplomats. The ways of its implementation in the course of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities, including specialists in international relations, taking into account their professional training specifics are proposed.

Key words: contextual learning, teaching a foreign language in a university, a foreign language in a non-linguistic university, student, teacher.

Введение. Ряд прогрессивных изменений фиксируется на протяжении трёх последних десятилетий в сфере преподавания иностранных языков студентам отечественных неязыковых вузов [1; 3; 5-7; 19]. Вместе с тем сохраняют свою актуальность также многие вопросы, связанные с дальнейшим повышением эффективности данного процесса.

Дело в том, что современный этап развития всех сфер жизни мирового и, в частности, российского общества связан с его переходом на постиндустриальную ступень. Масштабные перемены в социально-культурной и экономической сферах обуславливают существенное повышение социальной мобильности населения. Дабы подготовить конкурентоспособного члена такого общества современная система отечественного ВО должна вооружать студентов не только знаниями, умениями и навыками, непосредственно связанными с их будущей профессиональной деятельностью, но также компетенциями, позволяющими применять их в различных ситуациях. При этом особую значимость приобретает развитие у обучающихся системы навыков, связанных с живым профессиональным общением на изучаемом языке [2; 5; 8; 10; 12].

В связи с вышеизложенным определённый интерес представляет технология контекстного обучения. Её сутью является формирование и развитие знаний и навыков иноязычной коммуникации студента посредством включения его в активную, личностно значимую деятельность [3; 7; 16-17].

Рассмотрению данной технологии и основным возможностям её реализации в условиях современной организации высшего образования будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В основе контекстного подхода к преподаванию иностранного языка студентам организаций высшего образования лежит теория контекстного обучения. Согласно последней контекстным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.