Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ-УЧАСТНИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MORAL EDUCATION / TEENAGERS PARTICIPATING IN A CHOREOGRAPHIC GROUP / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин В.Е.

В статье рассматриваются педагогические условия нравственного воспитания подростков - участников хореографического коллектива в учреждениях культуры. Занятия хореографией способствуют нравственному и эстетическому воспитанию подростков - участников хореографического коллектива учреждений культуры, оказывая положительное воздействие на их физическое развитие, рост и обогащение культурно-нравственных ценностей, общей социализации. Хореографическое искусство имеет возможность реализации широкого спектра образовательных и воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR MORAL EDUCATION OF TEENAGERS PARTICIPATING IN CHOREOGRAPHIC GROUPS IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article deals with the pedagogical conditions of moral education of teenagers - participants of the choreographic team in cultural institutions. Choreography classes contribute to the moral and aesthetic education of teenagers who participate in the choreographic team of cultural institutions, having a positive impact on their physical development, growth and enrichment of cultural and moral values, and General socialization. Choreographic art has the ability to implement a wide range of educational and educational tasks.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 214-221

Педагогические условия нравственного воспитания подростков - участников хореографического коллектива в учреждениях

культуры

В.Е. Митин

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7 State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: vit-s-mit@yandex.ru

Ключевые слова: педагогические условия, нравственное воспитание, подростки-участники хореографического коллектива, учреждения культуры. Key words: pedagogical conditions, moral education, teenagers participating in a choreographic group, cultural institutions.

Резюме: В статье рассматриваются педагогические условия нравственного воспитания подростков - участников хореографического коллектива в учреждениях культуры. Занятия хореографией способствуют нравственному и эстетическому воспитанию подростков - участников хореографического коллектива учреждений культуры, оказывая положительное воздействие на их физическое развитие, рост и обогащение культурно-нравственных ценностей, общей социализации. Хореографическое искусство имеет возможность реализации широкого спектра образовательных и воспитательных задач. Abstract: The article deals with the pedagogical conditions of moral education of teenagers - participants of the choreographic team in cultural institutions. Choreography classes contribute to the moral and aesthetic education of teenagers who participate in the choreographic team of cultural institutions, having a positive impact on their physical development, growth and enrichment of cultural and moral values, and General socialization. Choreographic art has the ability to implement a wide range of educational and educational tasks.

[Mitin V.E. Pedagogical conditions for moral education of teenagers participating in choreographic groups in cultural institutions]

Основой современного социума является физически здоровый и морально-нравственный, духовно развитый человек. Молодое поколение людей - это наиболее значимый приоритетный ресурс общественного и экономического развития государства. Поэтому существует проблема сохранения здоровья детей и подростков, развития их нравственного-этического воспитания и духовного обогащения.

Профессор Жарков А.Д. считает, что «современная социокультурная ситуация в России может быть

охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностных ориентаций государства не только в сфере политики и экономики, но и культуры и морали. Базовым ресурсом объективно становится эффективное функционирование социально-культурной деятельности, способной обеспечить влияние на социокультурную ситуацию в нашей стране, изменив ценностные отношения людей к жизни» (Жарков, 2017: 48).

В условиях развития современного общества, в период глобализации культуры, модернизации и введения инновационных методик в образовании, существует необходимость актуализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитания молодежи. Акцентировать внимание необходимо на психологических качества личности подростка, способности адаптации, интегрированности в хореографические коллективы учреждений культуры, развитию нравственного и этического воспитания внутри этих коллективов.

Эффективность данного подхода обусловлена возможностью дифференцированного обучения, повышению мотивации и интереса к обучению хореографии, обеспечения условий для общекультурного и личностного развития.

Как отмечает Л.С. Жаркова: «возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры народов на всей территории России. Сегодня большинство людей становятся потребителями традиционной культуры, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих социально-культурную среду в социуме. Стремительно растет разрыв между той частью людей, которые являются творцами, созидателями культуры, и массами, только потребляющими культуру» (Жаркова, 2015: 83.).

Важным аспектом выступает сохранение консервативной модели педагогического воспитания, с возможностью введения новых модернизированных методов в процесс обучения и

адаптации подрастающего поколения в условиях повышенной динамики развития социума, и опираясь на индивидуальные морально-психологические качества участников коллектива. Реализация данных условий в период всего обучения будет являться важнейшей задачей в адаптации подростка как внутри хореографического коллектива, так и общества в целом.

Хореографическое искусство с давних времен считается одним из наиболее содержательных видов творчества, включая в себя различные виды гимнастики и искусств. Язык танца, был одним из первых языков, которым люди выражали свои чувства и переживания. Танец играет важную роль для прогрессивного художественного и нравственного воспитания, он синхронизирует в себе всю экспрессию чувств и переживаний танцора, принося радость исполнителю и его зрителю, раскрывает и обогащает духовные силы человека, воспитывая художественный вкус и чувство любви к прекрасному, способствует социализации личности.

Л.С. Выготский считал, что «Искусство не может возникнуть там, где есть простое и яркое чувство - необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешение, победа над ним, и только когда это акт является налицо, только тогда осуществляется искусство».

Хореография как занятие спортом способствует улучшению физических показателей здоровья подростка и помогает укрепить весь организм в целом. Дисциплинированность, трудолюбие терпение и ответственность - это те черты характера, которые воспитываются и прививаются педагогами-хореографами своим ученикам, и во многом определяют успех как при выступлении на сцене так и в обычной жизни в быту.

В педагогической основе требований к содержанию определения, методики и организационных форм занятий по хореографии лежит принцип воспитательного обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывную взаимосвязь друг с другом. Педагогический процесс в хореографических коллективах строится определенным образом, чтобы участники коллектива ассимилировали, получали знания, овладевая

творческими навыками и умениями, улучшая при этом свои физические качества, вместе с этим формировали бы свое мировоззрение и культурно обогащались.

Педагогический процесс воспитания подростков в хореографических коллективах учреждений культуры на начальном этапе знакомства со спецификой хореографических выступлений, жанрами хореографического искусства предусматривает период адаптации подростка и его консолидации с другими участниками коллектива. На этом этапе главная задача наставника - ускорить процесс интегрирования вновь прибывшего, и исключить конфликты с другими подростками. Именно здесь потребность в аффилиации зачастую выступает помощником подростку успешно взаимодействовать с окружающими, входить в доверительное общение, что безусловно будет иметь значение для достижения высоких результатов деятельности коллектива и улучшения общения между сверстниками.

Необходимость опираться на индивидуальные личностные качества участников коллектива, их эмоциональное состояние, особенности психологического и физического развития будет являться ключом при выборе методики и подхода к воспитанию и обучению молодых людей. Индивидуальный подход в обучении и воспитании необходим, так как при нем достигается максимальное взаимодействие наставника с подопечным, при его использовании учитывается уровень развития участников хореографического коллектива и их способностей к обучению.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении, -отмечает Г.М. Коджаспирова, - заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку».

При этом существует необходимость оптимизации процесса обучения и воспитания молодежи исходя из индивидуальных потребностей воспитанников. В векторе педагогического процесса в обучении этим вопросом занимались такие ученые, как Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.

Оптимизация образовательного процесса в хореографическом коллективе, будет представлять собой целесообразное использование необходимых средств и методов, приемов общения вербальных и невербальных, наставника с его подопечными, для конкретной ситуации, чтобы достичь поставленной цели и повысить эффективность на репетициях и при постановке хореографических номеров, с минимально затраченными ресурсами.

В плане ресурсов образовательно-воспитательного процесса, рассматриваются две группы: внутренние (материально-техническая база учреждения, педагогический коллектив, и контингент воспитанников хореографического коллектива.) так и внешние, которые оказывают влияние из вне (это семья, школа, политика государства, социальное окружение).

Стоит отметить, что окружение друзья, родители, учителя, наставники определяют поведение человека, формируют его мировоззрение, расставляют ценностные ориентиры, оказывая влияние на нравственное воспитание подростка. В свою очередь педагог-хореограф должен направлять своих воспитанников по морально-нравственному пути развития.

Постановка хореографических номеров и сюжетная линия музыкальных произведений должны отождествлять принципы гуманизма и человеколюбия. Наставник хореографического коллектива помимо творческого мастерства, должен быть наделен определенными личностными качествами, навыками общения с подростками, умением выстроить диалог таким образом, чтобы проявить интерес у воспитанников к искусству, тем самым мотивируя их к морально-нравственному росту, самореализации, развитию в них как творческих

способностей, так и человеческих качеств.

Интегрирование накопленного опыта педагога своим ученикам, с возможностью их адаптации, реализации их творческого потенциала и мотивированию к развитию хореографического мастерства и нравственно-этическому росту.

Проведение воспитательной работы в хореографическом коллективе - это сложный, многогранный процесс. Прежде всего, он связан с необходимостью реализации обширной образовательной программы. Каждое направление в хореографии, практика исполнения для педагога-руководителя имеют свою внутреннюю логику, закономерности и свои принципы реализации. Без их познания и критического анализа невозможна эффективная организация образовательно-репетиционной деятельности, и всего педагогического процесса в целом.

Условно процесс обучения можно разделить на два этапа. Первым этапом будет образование и обучение воспитанника хореографического коллектива как исполнителя. Вторым этапом непосредственно воспитание - формирование подростка, как личности, развития в нем патриотических и нравственно-эстетических качеств, общей культуры в целом.

Процесс обучения и воспитательной работы необходимо проводить систематически, регулярно, при соблюдении данных условий возможно достижение положительного результата.

В процессе творческой деятельности, постановки и исполнения хореографических номеров заложены огромные возможности воспитательного характера. Постановка и участие в спектаклях, концертах, проведение специальных тематических бесед, лекции на этические темы формируют мировоззрение подростка, развивают в нем чувство прекрасного. Педагог-руководитель проводит работу со своими воспитанниками, используя определенную форму, методы и средства коммуникации, используя для этого учебные часы или внеурочное время.

Методы и формы воспитательной работы различны и зависят от направления художественной деятельности хореографического коллектива.

К формам воспитательного процесса можно отнести просмотр специальных документальных фильмов, спектаклей и выступлений знаменитых танцоров и известных хореографических коллективов. Коллективный просмотр будет способствовать сближению и сплоченности коллектива, появление общих тем для обсуждения, установлению контакта между педагогом-хореографом и его воспитанниками.

К дополнительным формам воспитательного процесса можно отнести совместные экскурсии, походы в театр, посещение художественных выставок. Важными формами художественно-эстетического самообразования является самостоятельное изучение вопросов в области танцевального искусства.

Методами обучения выступают метод вербального речевого воздействия при прямом диалоге наставника с участниками коллектива и практическими методами и навыками на уроках хореографии. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Например, приступая к постановочной работе, педагог рассказывает участникам коллектива об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

Практические методы основываются на обучении навыкам хореографии: изучение танцевальных комбинаций, этюдов, постановок. Задача педагога как можно выразительнее передать каждое движение своим ученикам. Целесообразность принятия тех или иных методов с учетом специальной подготовки, возрасту, эмоциональной отзывчивости, различия по гендерному признаку, будут являться основой обучения и воспитательного процесса.

Само занятие хореографией стоит рассматривать несколько шире, чем время провождения подростка. Хореография - это не что иное, как способ эмоционального

самовыражения, что является очень важным аспектом в подростковой жизни. Это и способ коммуникации, социальной адаптации, гармонизации физической и духовной сущности человека.

Таким образом, Занятия хореографией способствуют нравственному и эстетическому воспитанию подростков -участников хореографического коллектива учреждений культуры, оказывая положительное воздействие на их физическое развитие, рост и обогащение культурно-нравственных ценностей, общей социализации.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. 1986. Психология искусства. М.: Искусство. 573 с.

Жарков А.Д. 2017. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для бакалавров, магистрантов, аспирантов, ассистентов-стажеров и докторантов вузов культуры. М.: МГИК.

Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. М.: МГИК. 400 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 496 с.

Получена /Received: 04.09.2020 Принята /Accepted: 21.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.