Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоева Фатима Расуловна

Рассматриваются основные пути реализации идей технологии контекстного обучения в процессе преподавания иностранного языка на примере Дипломатической академии МИД России. Прежде всего, доказывается актуальность проблем, связанных с обучением иностранному языку студентов неязыковых специальностей на современном этапе развития высшей школы в России. В этой связи демонстрируются возможности контекстного подхода. Далее исследуются основные существующие на сегодняшний день потенции, позволяющие внедрить контекстное обучение в практику изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов, в частности, будущими дипломатами. Предлагаются пути его реализации в ходе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов, в том числе, специалистов по международным отношениям с учётом специфики их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоева Фатима Расуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF CONTEXTUAL LEARNING TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The main ways of the contextual learning technology implementing in the process of a foreign language teaching on the example of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia are considered. First of all, the relevance of the problems associated with teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties at the present stage of higher education development in Russia is proved. In this regard, the possibilities of a contextual approach are demonstrated. Further, the main potencies that exist today are investigated, allowing to introduce contextual learning into the practice of learning a foreign language by students of non-linguistic universities, in particular, future diplomats. The ways of its implementation in the course of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities, including specialists in international relations, taking into account their professional training specifics are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

становлении молодого человека: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушивать критику в свой адрес» [4].

Выводы. Итак, в аспекте рассмотрения педагогической проблематики нами раскрыты социализирующие возможности средств хореографического искусства относительно детей и подростков в условиях деятельности учреждений культуры.

Можно заключить, что главной в процессе социализации в рассматриваемых учреждениях должна быть организация учебно-воспитательной деятельности при использовании возможностей социального самоопределения участников хореографического коллектива, развития эстетического вкуса и формирования духовно-нравственных качеств, коммуникативных навыков и поведенческих норм, а также отражения объективной ситуации личностного развития подрастающего поколения и их возрастных особенностей.

Таким образом, занятия хореографией в учреждениях культуры - результат длительной, кропотливой, коллективной и индивидуальной работы педагога с ребенком, который является составной частью целостного, педагогического и художественно-творческого подхода к явлениям жизни искусства для социализации детей и подростков.

Литература:

1. Багирова, Е.В. Социализация подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досуговых учреждений / Е.В. Багирова // Учёные записки (АГАКИ). - 2018. - №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-sredstvami-horeograficheskogo-iskusstva-v-usloviyah-kultumo-dosugovyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 03.02.2022).

2. Зенухина, Е.В. Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка / Е.В. Зенухина // Проблемы Науки. - 2013. - №3 (17). - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/horeograficheskiy-koUektiv-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-podrostka (дата обращения: 04.02.2022).

3. Лыкова, Р.Р. Модель развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р.Р. Лыкова // МНКО. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/model-razvitiya-protsessa-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov-v-detskoy-horeograficheskoy-studii (дата обращения: 04.02.2022).

4. Нарская, Т.Б. Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности / Т.Б. Нарская // Вестник ЧГАКИ. - 2014. - №1 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-horeografa-kak-faktor-sotsializatsii-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 03.02.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка факультета мировой экономики Мирзоева Фатима Расуловна

Дипломатическая академия МИД России (г. Москва)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Рассматриваются основные пути реализации идей технологии контекстного обучения в процессе преподавания иностранного языка на примере Дипломатической академии МИД России. Прежде всего, доказывается актуальность проблем, связанных с обучением иностранному языку студентов неязыковых специальностей на современном этапе развития высшей школы в России. В этой связи демонстрируются возможности контекстного подхода. Далее исследуются основные существующие на сегодняшний день потенции, позволяющие внедрить контекстное обучение в практику изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов, в частности, будущими дипломатами. Предлагаются пути его реализации в ходе обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов, в том числе, специалистов по международным отношениям с учётом специфики их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: контекстное обучение, преподавание иностранного языка в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, студент, преподаватель.

Annotation. The main ways of the contextual learning technology implementing in the process of a foreign language teaching on the example of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia are considered. First of all, the relevance of the problems associated with teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties at the present stage of higher education development in Russia is proved. In this regard, the possibilities of a contextual approach are demonstrated. Further, the main potencies that exist today are investigated, allowing to introduce contextual learning into the practice of learning a foreign language by students of non-linguistic universities, in particular, future diplomats. The ways of its implementation in the course of teaching foreign languages to students of non-linguistic universities, including specialists in international relations, taking into account their professional training specifics are proposed.

Key words: contextual learning, teaching a foreign language in a university, a foreign language in a non-linguistic university, student, teacher.

Введение. Ряд прогрессивных изменений фиксируется на протяжении трёх последних десятилетий в сфере преподавания иностранных языков студентам отечественных неязыковых вузов [1; 3; 5-7; 19]. Вместе с тем сохраняют свою актуальность также многие вопросы, связанные с дальнейшим повышением эффективности данного процесса.

Дело в том, что современный этап развития всех сфер жизни мирового и, в частности, российского общества связан с его переходом на постиндустриальную ступень. Масштабные перемены в социально-культурной и экономической сферах обуславливают существенное повышение социальной мобильности населения. Дабы подготовить конкурентоспособного члена такого общества современная система отечественного ВО должна вооружать студентов не только знаниями, умениями и навыками, непосредственно связанными с их будущей профессиональной деятельностью, но также компетенциями, позволяющими применять их в различных ситуациях. При этом особую значимость приобретает развитие у обучающихся системы навыков, связанных с живым профессиональным общением на изучаемом языке [2; 5; 8; 10; 12].

В связи с вышеизложенным определённый интерес представляет технология контекстного обучения. Её сутью является формирование и развитие знаний и навыков иноязычной коммуникации студента посредством включения его в активную, личностно значимую деятельность [3; 7; 16-17].

Рассмотрению данной технологии и основным возможностям её реализации в условиях современной организации высшего образования будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В основе контекстного подхода к преподаванию иностранного языка студентам организаций высшего образования лежит теория контекстного обучения. Согласно последней контекстным

называется такое обучение, в ходе которого осуществляется последовательное моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов [3, С. 12-13].

На протяжении многих лет автором настоящей статьи осуществляется преподавания английского языка студентам Дипломатической академии МИД России. Соответственно, предлагаемые пути реализации идей технологии контекстного обучения в процессе преподавания иностранных языков учитывают особенности и традиций обучения им студентов данной образовательной организации.

В этой связи, прежде всего, следует отметить характерную для нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий тенденцию к росту международного сотрудничества и расширению политических, экономических и культурных контактов с зарубежными странами [1-2; 9; 11-13; 19]. Соответственно фиксируется и повышение требований к специалистам в области практического овладения иностранным языком, в том числе дипломатам. Подготовка последних, в свою очередь, в немалой степени зависит от квалификации ППС, уровня общей культуры и профессионального мастерства преподавателей.

Развитие профессиональных и творческих способностей личности дипломата, его творческого стиля во многом зависят от преподавания иностранного языка и, следовательно, методик, применяемых в ходе обучения. Последние с необходимостью должны быть направлены на формирование и развитие у будущих дипломатов навыков, профессиональных и коммуникативных компетенций на иностранном языке [15-18]. Присущее дипломатической деятельности творческое начало подразумевает высокий уровень и гармоничное сочетание всех знаний, умений и навыков, развиваемых у будущих дипломатов. В частности, одним из ключевых профессионально значимых качеств дипломата является способность к быстрому и качественному освоению иноязычного коммуникативного пространства [4; 14].

При обучении будущих дипломатов иностранному языку возникают определенные трудности. Например, склонность переносить языковые привычки на чужую языковую систему наблюдаются практически у всех обучающихся, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на формировании языковой компетенции у будущих профессионалов [3-5].

Ликвидации такого рода затруднений в определённой степени будет способствовать внедрение в практику преподавания будущим дипломатам иностранного языка контекстного подхода. Действительно, его основная функция -создание условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную. Таким образом моделируется образовательная среда, максимально приближенная по форме и содержанию к профессиональной [7; 15].

Перечислим принципы применения контекстного подхода, которых необходимо придерживаться в ходе обучения будущих дипломатов иностранному языку (табл. 1).

Таблица 1

Принципы контекстного подхода к преподаванию иностранного языка будущим дипломатам

Наименование Характеристика

Метод последовательного моделирования Связан с моделированием в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий их будущей профессиональной деятельности.

Принцип адекватности форм организации профессиональной учебной деятельности студентов целям и содержанию образования Подразумевает создание условий для формирования у будущих дипломатов профессионального самосознания, включающего совокупность психических процессов, посредством которых они с высокой вероятностью будут осознавать себя в качестве субъектов профессиональной деятельности.

Принцип ведущей роли совместной деятельности Предполагает интенсификацию межличностного взаимодействия и диалогического общения между участниками образовательного процесса, направленную на формирование собственной активности и самостоятельности будущих дипломатов [3, С. 35-36].

Принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность Связан с принятием обучающимся проектной задачи, взаимосвязанной с его личным жизненным опытом. В процессе её решения происходит переоценка обучающимся прежних смыслов и знаний, осознание их недостаточности, выбор индивидуального стиля деятельности.

Единства обучения и воспитания Предполагает комплексное развитие всех аспектов личности будущего профессионала в процессе его профессиональной подготовки [6-7].

Открытости Реализация данного принципа представляет собой, по существу, использование для достижения конкретных целей обучения в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамах других теорий и подходов.

Проблемности Влияет на содержательную сторону обучения в процессе её развёртывания в ходе профессиональной подготовки будущих дипломатов.

Охарактеризованные принципы контекстного подхода отображаются в каждом компоненте системы обучения иностранному языку.

Как показал анализ опыта преподавания иностранного языка на основе технологии контекстного обучения, отбор содержания обучения иностранному языку в ходе её эффективного использования должен осуществляться на основе ряда критериев (табл. 2).

Таблица 2

Критерии отбора содержания при использовании контекстного подхода

Критерий Характеристика

Соответствие сложности Отобранный материал должен соответствовать как учебным, так и профессиональным возможностям, и потребностям обучающихся.

Соответствие моделируемых ситуаций Учебные ситуации, а равно тексты и упражнения должны соответствовать общему контексту профессиональной деятельности будущих дипломатов.

Аутентичность и разнообразие Применим ко всем видам ситуаций, текстов и упражнений, используемых в ходе реализации контекстного подхода к обучению будущих дипломатов иностранному языку.

Наличие актуальных профессионально-значимых проблем В учебном материале должны содержаться актуальные профессионально-значимые проблемы в купе с примерами их решений [17-18].

Насыщенность общенаучной лексикой и профессиональной терминологией Относится как к моделируемым ситуациям, так к текстам и упражнениям.

Соотношение отобранного объема содержания обучения времени, выделяемому учебным планом Соблюдение данного критерия должно способствовать оптимизации усвоения учебного материала студентами [7, С. 775-776].

В результате в процессе обучения иностранному языку будущих дипломатов по технологии контекстного обучения были отобраны три категории учебного материала (табл. 3).

Таблица 3

Учебный материал, использовавшийся в ходе реализации контекстного подхода при

Категории Характеристика

Языковой материал Включает лексические, грамматические, фонетические единицы языка, их формы и правила употребления.

Профессионально ориентированный речевой материал Включает различного вида профессиональный дискурс, терминологический пласт, сферы речевого общения [17, С. 294-295].

Методический материал Определяет комплекс специальных речевых и коммуникативных навыков и умений, а также систему упражнений, ориентированную на формирование профессиональной компетентности будущего дипломата.

Автором настоящей статьи был изучен опыт преподавателей неязыковых вузов в процессе преподавания иностранного языка на основе контекстного обучения [3; 6-7; 12; 16-17]. На его основе была реализована определённая логика преподавания английского языка в Дипломатической академии студентам бакалавриата.

В первую очередь студенты проходят этап учебно-познавательной деятельности, в ходе которой получают теоретические знания, касающиеся их будущей профессиональной деятельности. На этом этапе также происходит отработка языковых умений и навыков.

Далее происходит постепенное вхождение в квазипрофессиональную деятельность, что подразумевает имитационные модели обучающей деятельности. Занятия приобретают все более выраженный профессиональный практико-ориентированный характер.

Затем будущие дипломаты участвуют в решении проблемных ситуаций, профессиональных задач и выполняют проектные задания, становящиеся неотъемлемой частью процесса их профессиональной подготовки.

В русле контекстного подхода ведущую роль играет обучение будущих дипломатов общению. Соответственно, каждое задание должно носить коммуникативный характер [5-6; 10]. Так как дипломаты имеют возможность гибкого использования лексики в их профессиональной деятельности, то для большей интенсификации обучения и активизации полученных знаний, как представляется автору, следует в рамках учебных занятий уделять время для развития у обучающихся сложных речевых умений.

Таким образом, самым ведущей задачей технологии контекстного обучения в процессе преподавания иностранных языков будущим дипломатам является создание условий для трансформации их учебно-познавательной деятельности в профессиональную. При этом ведущее значение играет моделирование образовательной среды, максимально приближенной по форме и содержанию к профессиональной. Значимым компонентом контекстного обучения является также развитие различных аспектов личности будущих профессионалов [6-7; 9].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что технология контекстного обучения иностранному языку в ходе профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных профессионалов в образовательном пространстве организации высшего образования является эффективным методом расширения когнитивной базы студентов, формирования их познавательной и профессиональной мотивации, а также совершенствования навыков коммуникативного взаимодействия.

Особенно это важно для студентов, обучающихся в Дипломатической Академии, так как знание специфических оборотов речи в иностранном языке является важной составляющей профессионализма дипломата.

Контекстное обучение способствует приобретению практических навыков и теоретических знаний для успешного ведения коммуникативного общения на иностранном языке в ходе дальнейшей профессиональной и иных видов деятельности.

Литература:

1. Абашева, И.Х. Использование мультимедиа-программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку / И.Х. Абашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - №37. -Т. 14. - С. 231-233.

2. Айсувакова, Т.П., Ахмедова, Э.М., Горбунова, Н.В. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. / Т.П. Айсувакова, Э.М. Ахмедова, Н.В. Горбунова и др. - М.: Институт деловой карьеры, 2021. - 164 с.

3. Вербицкий, A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной программы. / A.A. Вербицкий. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. - 41 с.

4. Демина, В.А. Изучение отношения студентов факультета международных отношений МГИМО к изучению предметов психолого-педагогического цикла для становления профессионального общения будущего дипломата /

B.А. Демина // Сервис plus. - 2021. - Т. 15. - №4. - С. 86-95.

5. Зоткина, И.В. Профессионально-коммуникативный аспект в преподавании иностранного языка дипломатам и влияние родного языка. Электронный ресурс. / И.В. Зоткина. - Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalno-kommunikativnyj-aspekt-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-diplomatam-i-vliyanie-rodnogo-yazyka.html URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36931

6. Клюева, М.И. Коммуникативно-познавательные кейсы как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся в вузе по направлению подготовки «Туризм» (бакалавриат). Дис. канд. пед. наук / М.И. Клюева. - Нижний Новгород, 2016. - 267 с.

7. Клюева, М.И. Контекстный подход как основа иноязычного профессионального образования / М.И. Клюева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. - С. 773-777.

8. Колеватова, М.И. Речевая культура дипломата как составляющая имиджа / М.И. Колеватова, И.В. Дегтева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-4(47). - С. 43-44.

9. Мирзоева, Ф.Р. Имидж преподавателя иностранного языка: структура и содержание / Ф.Р. Мирзоева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 71-73.

10. Мирзоева, Ф.Р. К вопросу о мотивации в изучении иностранных языков на очно-заочном отделении ДА МИД / Ф.Р. Мирзоева, И.Э. Артемова // Сборник материалов II ежегодной международной научной-практической конференции. -

2019. - М.: Дипломатическая академия МИД России. - С. 311-316.

11. Мирзоева, Ф.Р. Использование эвфемизмов в дипломатическом дискурсе / Ф.Р. Мирзоева // Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. сборник статей. - М.: Дашков и К, 2021.

- С. 37-44.

12. Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н.Ф. Михеева. - М.: РУДН,

2020. - 73 с.

13. Протасова, Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения английскому языку / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. - М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2020. - 210 с.

14. Соколова, Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза / Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). -

C. 245-247.

15. Сорокопуд, Ю.В. Возможности реализации технологий контекстного обучения в СПО / Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сушкова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5(90). - С. 218-220.

16. Танцура, Т.А., Контекстное обучение иностранному языку в профессиональной подготовке студентов / Т.А. Танцура // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 238-240.

17. Татарина, Т.М. Реализация контекстного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Т.М. Татарина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102.

- С. 290-296.

18. Татарина, Т.М. Создание профессионально-ориентированного контекста на основе информационных технологий при обучении деловому английскому языку / Т.М. Татарина // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации. сборник научных статей VI Региональной научно-методической конференции. -Петрозаводск.: Петрозаводский государственный университет, 2013. - С. 156-158.

19. Уташев, К.Х. Комбинированное обучение иностранному языку в вузе / К.Х. Уташев, Д. Толипова // Academy. -2020. - № 2. - С. 47-48.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Мирошниченко Ирина Николаевна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования самостоятельности студентов в контексте становления индивидуальной образовательной траектории. В рамках исследования данной проблемы проведен теоретический анализ понятий «самостоятельность», «самостоятельная работа». Конкретизировано понятие «индивидуальная образовательная траектория». Приводятся критерии выявления уровня сформированности самостоятельности студентов с описанием характерных признаков. В рамках эмпирического исследования проведена диагностика сформированности самостоятельности студентов на основе разработанных автором методик. Выборка для исследования была представлена студентами 2-го курса и преподавателями Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнева.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, студент, индивидуальная образовательная траектория, формирование самостоятельности, критерии сформированости самостоятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article is devoted to the problem of studying students' independence in the context of the formation of an individual educational trajectory. As part of the study of this problem, a theoretical analysis of the concepts of "independence", "independent work" was carried out. The concept of "individual educational trajectory" is concretized. The criteria for identifying the level of formation of students' independence with a description of characteristic features are given. Within the framework of an empirical study, the diagnosis of the formation of students' independence was carried out on the basis of the methods developed by the author. The sample for the study was presented by 2nd year students and teachers of the M.F. Reshetnev Siberian State University of Science and Technology.

Key words: independence, independent work, student, individual educational trajectory, formation of independence, criteria for the formation of independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.