Научная статья на тему 'Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах как способ сохранения и развития традиций в современном обществе'

Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах как способ сохранения и развития традиций в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1322
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский народный танец / патриотическое воспитание / педагогический потенциал / сценическая хореография / традиция / Russian folk dance / Patriotic education / pedagogical potential / stage choreography / tradition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калыгина Анна Александровна

В настоящей статье представлены различные функции русского народного танца, говорится о воспитательном значении народной хореографии. Особую роль в сохранении и развитии русского народного танца играет процесс передачи традиции воспроизведения русской манеры танцевания молодому поколению. В представленном материале рассматриваются разные исторические периоды развития русского народного танца на любительской сцене через особенности формирования репертуара детского хореографического коллектива, а также целенаправленное обучение детей основам русского народного танца. Подробно говорится о роли и значении народного танца в формировании духовно-нравственных идеалов молодежи, о роли и влиянии народного творчества в патриотическом воспитании граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching children Russian folk dance in choreographic groups as a way to preserve and develop traditions in modern society

This article presents the various functions of Russian folk dance, refers to the educational value of folk choreography. A special role in the preservation and development of Russian folk dance is played by the process of transmission of the tradition of reproduction of Russian dance style to the younger generation. The article deals with different historical periods of development of Russian folk dance on the Amateur stage, through the features of the formation of the repertoire of children’s choreographic group, as well as targeted training of children in the basics of Russian folk dance. The role and importance of folk dance in the formation of spiritual and moral ideals of youth, the role and influence of folk art in the Patriotic education of Russian citizens are discussed in detail.

Текст научной работы на тему «Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах как способ сохранения и развития традиций в современном обществе»

DOI: 10.24411/9999-022A-2020-10344

УДК 374 + 793

ББК 85.32р + 74.200.58

А. А. Калыгина (Москва)

Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах как способ сохранения и развития традиций в современном обществе

■ охранение и развитие культурных традиции каждого народа является важ-неИшим связующим звеном между прошлым и будущим поколениями. В танце каждого народа зафиксированы и наглядно представлены элементы трудового процесса, манера и характер взаимоотношении мужчины и женщины, нормы и правила поведения каждой возрастноИ группы и многое другое, что является живым свидетельством эволюции каждой нации.

В разные исторические периоды развития социума народные танцы выполняли определенные функции — магические, обрядовые, охотничьи, трудовые, бытовые, военные и др. Вместе с тем на всех этапах развития общества посредством народной хореографии решались воспитательные, моральные и эстетические задачи, передавались семейные и родовые традиции, формировалась система духовно-нравственных ценностей.

По мере развития форм, видов и жанров хореографии расширялся и спектр отражаемых в танце явлений, жизненных событий. Современные исследователи, собиратели, хореографы сумели показать бесчисленное многообразие хореографического искусства. Сегодня невозможно определить, сколько танцев и плясок бытует во всем мире. Одни складываются от содержания исполняемых песен, другие — от народных персонажей, третьи — от композиционного построения, трудового процесса, игр и т. д. И в каждом из них заложен глубинный смысл, опыт многих поколений.

В связи с этим особенно важным является передача этого исторического опыта подрастающему поколению, приобщение детей с малых лет к культурным традициям своего народа. По мнению профессора А.А. Климова,

...изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков [Климов 2004, 45].

Наиболее целесообразным способом является естественное, добровольное желание и интерес личности в приобретении этих знаний. Поэтому детские хореографические коллективы, являясь естественной средой для творческого самовыражения, представляют собой идеальные условия для осуществления этого процесса.

дЕтский фольклор и проблемы этнокультурного образования

Во все времена каждое общество было заинтересовано в сохранении и передаче будущим поколениям своего накопленного опыта. Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е гг. ХХ в. и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как «стилизованный русский народный танец», основой которого является фольклорный первоисточник, то есть традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя нашим современникам «опираться» на всё культурное наследие в целом.

Занятия русским народным танцем не только учат понимать и создавать прекрасное — они развивают образное и пространственное мышление, фантазию, дают гармоничное пластическое развитие ребенка. Кроме того, русский народный танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Специфике работы с любительским хореографическим коллективом посвящены методические рекомендации Л.А. Антиповой, М. С. Боголюбской, Л. В. Бухвостовой, Т.В. Дмитриевой, В.С. Константиновского, С.А. Пичуричкина, С.А. Щеко-тихиной и др. В подтверждение необходимости соотношения учебного и творческого процессов большую ценность представляют работы Г.Я. Власенко, В.М. Захарова, И.А. Моисеева, В.И. Слыхановой, Н.Н. Карташовой, Т.В. Пуртовой и др. О значении музыкального воспитания на занятиях хореографией говорится в работах Г. А. Безуглой, Г. Я. Власенко, А. А. Ивашковского, Л. А. Ладыгина, В.В. Рыжковой, В. И. Рыжкова, К. И. Чижова, О. А. Шишова.

Задачи обучения детей русскому народному танцу в хореографических коллективах учреждений культуры состоят в том, чтобы:

— во-первых, познакомить детей с образцами русского народного танца, расширяя тем самым их кругозор и формируя устойчивую мотивацию к изучению танцевальной культуры своего народа;

— во-вторых, обучить основам русского народного танца и дать детям необходимые движенческие навыки, умения и знания в соответствии с их возрастом.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец на сегодняшний день наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

По мнению основателя танцевальной группы Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого Т.А. Устиновой,

Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах... 401

...невозможно создавать русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник [Устинова 1996, 4].

Этот фундамент позволяет хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец. Встав на платформу современности, предварительно изучив опыт предшествующих поколений, педагог-хореограф сможет понятно и увлекательно донести суть русского народного танца, передать всю его красоту и богатство юным участникам детского хореографического коллектива.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русских народных танцев позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т. д.

Исполнительское творчество делится на два направления: индивидуальное и коллективное. Индивидуальное исполнительское творчество подразумевает сольное исполнение музыкальных, вокальных и хореографических произведений. Ярчайшими примерами в народном танце являются Махмуд Эсамбаев, Татьяна Устинова, Андрей Климов, Лев Голованов, Мира Кольцова и многие другие.

Вместе с тем Игорь Александрович Моисеев, создатель первого в мире ансамбля народного танца, при этом уделявший огромное внимание воспитанию индивидуальности исполнителя в своем коллективе, не раз подчеркивал, что ансамбль — прежде всего коллектив индивидуальностей. Именно из работы каждого отдельного исполнителя складывается общая картина танцевального произведения. Хорошо подготовленные, выученные исполнители дают балетмейстеру широкое поле для творческой деятельности. Отсюда следует, что функция коллективного исполнительского творчества заключается в объединении в общий ансамбль целого ряда участников. С точки зрения педагогики именно сотворчество, возникающее в процессе обучения русскому народному танцу, воспитывает в участниках детского коллектива:

— умение работать в команде;

— понимание единой цели, работающей на общей результат;

— способствует формированию чувства ответственности каждого участника коллектива за качественное исполнение поставленной задачи.

Современная любительская народная хореография развивается именно в коллективных формах: ансамбли, кружки, студии, школы (как государственные, так и частные).

Занятия русским народным танцем в современных условиях способствуют воспитанию физических качеств и прививают эстетические нормы. При этом детские хореографические коллективы выполняют не только важную внутреннюю функцию, обучая детей техническим основам танцевального мастерства, но и решают главные современные задачи:

ДЕТСКИЙ фольклор и ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— сохранение и передача опыта от старшего поколения младшему;

— приобщение детей к национальному богатству своего народа;

— воспитание художественно и эстетически образованного зрителя.

Именно этим должен руководствоваться каждый педагог детского хореографического коллектива, задумывая постановку русского народного танца, и учитывать следующие общепедагогические принципы: доступности, последовательности и постепенности освоения танцевального материала.

Зачастую в ходе концертных выступлений можно наблюдать детские танцевальные номера, изобилующие трюками, сложными комбинациями, которые плохо проучены в танцевальном зале и вынесены на сценический показ. Плохая предварительная или не по возрасту подготовка способна привести ребенка, во-первых, к серьезным травмам, во-вторых — к устойчивому пониманию у юного танцовщика, что трюк — это танец, что в корне неверно и ведет к неправильному пониманию традиции и сущности хореографического творчества. Поэтому развитие физических данных и технических возможностей исполнителя, предполагаемое в процессе систематического обучения танцевальному искусству, не должно становиться самоцелью.

Кроме вышеназванного обязательно учитывается физическая подготовленность, развитость опорно-двигательного аппарата воспитанника, степень его готовности к овладению техническими элементами. Часто в детских хореографических коллективах без системной подготовки происходит элементарное «натаскивание» юных исполнителей на трюки или «зазубривание» танцевальных комбинаций, не соответствующих возрасту, что приводит к механическому, бездушному исполнению танцевальных композиций, а в дальнейшем и к снижению интереса к занятиям русским народным танцем.

Помимо физической существует еще и психологическая доступность восприятия. Так, например, в постановки для детей не следует включать сложный сюжет развития отношений героев. Драматургия танца должна быть понятна исполнителю. Хорошо в разработку танцевальной лексики и сюжетной основы номера ложатся традиционные народные игры, бытовые сценки, сюжеты школьной жизни и многое другое. О большом значении игры в формировании творческих способностей детей говорится в трудах Г. Ф. Богданова, В. М. Григорьева, А. А. Жарковой, И. А. Панкеева, К. Д. Ушинского и др. Игровая деятельность

способствует активизации личности, вовлечению ее в процесс воспитательного

воздействия, помогает участнику той или иной игры активно реализовывать свои

физические и творческие способности [Жаркова 2016, 19].

Игра как важный обучающий фактор должна присутствовать в каждом занятии на протяжении всего периода обучения русскому народному танцу: разучивание движений, закрепление учебного материала, расслабляющий элемент, а также как самостоятельный раздел занятий. Таким образом, участники детского хореографического коллектива познают русский народный танец в наиболее приемлемых для них условиях, приобщаясь к общекультурным традициям в творческо-игровой форме.

В качестве доступного музыкального контекста хореографического произведения могут быть использованы частушки, песни игрового содержания, простые по форме и построению мелодии в исполнении ансамбля или оркестра народ-

Обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах. 403

ных инструментов, специально написанные музыкальные пьесы и детские песни современных композиторов и т. д.

Ни один танец нельзя исполнить без понимания его содержания. Это особенно важно учитывать педагогу при обучении детей русскому народному танцу в современных условиях. Танцуя, детям прежде всего надо понимать этимологию движений и образов: кого и для чего изображаем, каков характер героя, где он живет, время года, место действия и т. д. Благодаря этим характеристикам в сознании участника детского хореографического коллектива формируется четкий эмоционально-характерный образ, который дает импульс и почву для воспроизведения выразительных движений танца, наполненных смыслом.

Изучение и постановка танцев традиционных, простых форм в детском хореографическом коллективе позволяет юному исполнителю, с одной стороны, увидеть всё многообразие форм и видов русской народной хореографии, а с другой — понять, что танец представляет собой определенный порядок действий, рисунков, законченных форм и в то же время это развивающаяся мысль, сюжет, лексика.

Обучение русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе не должно сводиться только к овладению техникой и формой, педагогу и руководителю следует сконцентрировать свое внимание на возбуждении живого интереса участников коллектива к самим занятиям русским танцем. С первых же уроков до сознания детей следует донести, что им предстоит заниматься ответственным делом, что исполнение различных танцевальных композиций — не забава, а большое искусство, требующее вдумчивого и серьезного отношения.

Для развития пространственного мышления, изучения рисунка танца и совместной ориентации на сценической площадке хорошим и действенным методом является изучение хороводных игр и танцев, которые присутствуют в культуре почти каждого народа. Здесь дети знакомятся с основными танцевальными фигурами: круг, линия, колонна, зигзаг, «улитка», «звездочка», «ручеек» и т. д. В качестве учебного материала за основу могут быть взяты детские песни, а также собственные постановки педагогов, основанные на традиционных народных играх с использованием подручных предметов: палок, платков, самодельных кукол и т. д. Результатом этих творческих игр в танцевальном зале, как правило, становится постановка развернутых хореографических постановок с говорящими образными названиями: «Конь-огонь», «Моя любимая кукла», «Огневушка-поскакушка», «Царевна-лебедь» и другие, которые с удовольствием исполняются детьми.

В качестве дополнительного информационно-учебного материала на уроках по различным направлениям танцевального творчества педагоги могут использовать видеофильмы, фотографии из специализированной литературы и журналов. А также детям можно предложить изобразить (нарисовать, вырезать из бумаги и т. д.) изучаемое движение и разместить его в специальном альбоме. Таким образом, к концу учебного года у ребенка сформируется целый набор наглядных пособий, изготовленных собственными руками.

Кроме занятий в танцевальном зале участникам детских хореографических коллективов совместно с педагогами и родителями необходимо посещать выставки народного костюма, этнографический и художественный музеи. Также в программу общего развития необходимо включать посещение концертов профессиональных коллективов. При нынешнем развитии интернета походы на концерты можно заменить коллективным просмотром в танцевальном зале. Как правило, восхищение профессиональным искусством становится дополни-

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

тельным стимулом для продолжения занятий по изучению русского народного танца. Всё это дает возможность воспитывать в детях сознательную любовь к искусству своего народа, одновременно расширяя их кругозор и развивая художественный вкус. При таком подходе к преподаванию русский народный танец перестает быть дисциплиной, формирующей и развивающей только физические данные, в активную работу включаются и внутренние качества ребенка.

Итогом этой работы становится значительная перемена отношения детей к изучению русского народного танца. Появится не только сознательный интерес к изучаемому виду хореографии, но и любовь к нему, желание достигнуть в его исполнении совершенства.

Итак, обучение детей русскому народному танцу в хореографических коллективах играет особую роль, поскольку раскрывает как творческие, так и физические возможности ребенка, способствует развитию координации движений и воображения, улучшает эмоциональное состояние детей, так как включает в себя изучение не только движенческих основ русской народной хореографии, но и других видов народного творчества. А через разностороннее и всеобъемлющее представление о предмете рождается новый интерес к его познанию.

ЛИТЕРАТУРА

Жаркова 2016 - Жаркова А. А. Игра — выразительное средство культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие. М., 2016. Климов 2004 - Климов А. А. Основы русского народного танца. М., 2004. Устинова 1996 - Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.