Научная статья на тему 'Роль и значение средств русского танца в педагогическом процессе высшего хореографического образования'

Роль и значение средств русского танца в педагогическом процессе высшего хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
542
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРЕДСТВА РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА / CHOREOGRAPHIC ART / RUSSIAN FOLK DANCE / TEACHING AIDS / PEDAGOGICAL POTENTIAL / MEANS OF RUSSIAN FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Мария Сергеевна

В настоящей статье рассматривается проблема использования средств русского народного танца в педагогическом процессе в системе высшего хореографического образования. Рассмотрен генезис развития и становления русского народного танца как самостоятельной дисциплины в системе хореографического образования. Проведен анализ нововведений и особенностей в методике преподавания русского народного танца, созданной народной артисткой СССР, главным балетмейстером и создателем танцевальной группы ГАРНХ им. М.Е. Пятницкого, профессором Т.А. Устиновой. В статье уточнены характерные признаки методики преподавания хореографических дисциплин в системе высшего хореографического образования. Выявлены компоненты и структура средств обучения в дисциплине «Русский народный танец», дана их характеристика и определены составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кузнецова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of means of the Russian dance in the pedagogical process in the system of higher choreographic education

This article discusses the problem of using the means of Russian folk dance in the pedagogical process in the system of higher choreographic education. The genesis of the development and formation of Russian folk dance as an independent discipline in the system of choreographic education is considered. The analysis of innovations and features in the methodology of teaching Russian folk dance, created by the People's Artist of the USSR, the main choreographer and creator of the dance group GARNH im. M.E. Pyatnitsky, professor T.A. Ustinova. The article clarifies the characteristic features of the methodology of teaching choreographic disciplines in the system of higher choreographic education. The components and structure of teaching aids in the discipline «Russian folk dance» are revealed, their characteristics are given and their components are determined.

Текст научной работы на тему «Роль и значение средств русского танца в педагогическом процессе высшего хореографического образования»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ РУССКОГО ТАНЦА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10314

Мария Сергеевна КУЗНЕЦОВА,

магистрант Белгородского государственного института искусств и культуры, преподаватель Детской школы искусств Московского государственного института культуры

e-mail: [email protected]

В настоящей статье рассматривается проблема использования средств русского народного танца в педагогическом процессе в системе высшего хореографического образования. Рассмотрен генезис развития и становления русского народного танца как самостоятельной дисциплины в системе хореографического образования. Проведен анализ нововведений и особенностей в методике преподавания русского народного танца, созданной народной артисткой СССР, главным балетмейстером и создателем танцевальной группы ГАРНХ им. М.Е. Пятницкого, профессором Т.А. Устиновой. В статье уточнены характерные признаки методики преподавания хореографических дисциплин в системе высшего хореографического образования. Выявлены компоненты и структура средств обучения в дисциплине «Русский народный танец», дана их характеристика и определены составляющие.

Ключевые слова: хореографическое искусство, русский народный танец, средства обучения, педагогический потенциал, средства русского народного танца.

USE OF MEANS OF THE RUSSIAN DANCE IN THE PEDAGOGICAL PROCESS IN THE SYSTEM OF HIGHER CHOREOGRAPHIC EDUCATION

Maria S. Kuznetsova, master student of the Belgorod State Institute of Arts and Culture, teacher of the Art School of the Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected]

This article discusses the problem of using the means of Russian folk dance in the pedagogical process in the system of higher choreographic education. The genesis of the development and formation of Russian folk dance as an independent discipline in the system of choreographic education is considered. The analysis of innovations and features in the methodology of teaching Russian folk dance, created by the People's Artist of the USSR, the main choreographer and creator of the dance group GARNH im. M.E. Pyatnitsky, professor T.A. Ustinova. The article clarifies the characteristic features of the methodology of teaching choreographic disciplines in the system of higher choreographic education. The components and structure of teaching aids in the discipline «Russian folk dance» are revealed, their characteristics are given and their components are determined.

Keywords: choreographic art, Russian folk dance, teaching aids, pedagogical potential, means of Russian folk dance.

Этническое танцевальное искусство является отражением многих сфер жизни человека. Функциональные особенности танцевального искусства отражаются в решении проблем гендерного воспитания, нормализации психоэмоционального состояния человека, взаимодействия социума через традиционные обряды и праздники посредством невербального общения.

Настоящая статья посвящена вопросу методики преподавания русского народного танца, а именно средствам обучения. Принятый Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» направлен на воссоздание традиционных народных методов обучения и воспитания с помощью определенных приемов и средств. «Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре» [8]. Исходя из этого мы считаем, что русское народное танцевальное искусство может также выступать инструментом воспитания и образования подрастающего поколения и молодежи. В связи с этим очень важно обратить внимание студентов, будущих специалистов в области педагогики хореографического искусства, на педагогический потенциал русского народного танца.

Для дальнейшего исследования педагогического потенциала русского народного танца, а также значимости средств обучения, автор предлагает рассмотреть генезис дисциплины «Русский народный танец» в системе хореографического образовании России.

Путь развития русского народного танца от народной забавы до предмета обучения в системе высшего хореографического образования насчитывает нескольких столетий. Танцевальное искусство скоморохов, представления уличных театров и народной драмы, деревенские вечёрки - всё это легло в основу русского народного танцевального искусства XX века. Возникновение в 20-х годах XX века любительского народного творчества способствовало развитию русского народного танца. Появление домов и центров культуры, создание в них любительских хореографических коллективов для пропаганды искусств народов нашей страны способствовало созданию и развитию фестивалей, семинаров народного творчества. Русские народные хоры, такие как Кубанский казачий хор (1811), Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого (1911), Государственный академический Северный русский народный хор (1926), Рязанский народный хор имени Е. Попова (1932), Уральский русский народный хор (1946) и многие другие начали создавать танцевальные группы и содействовать профессиональной подготовке артистов-любителей, самородков танцевального творчества из деревень и сёл. В 1934 году был проведен первый колхозный смотр художественной самодеятельности, после которого было принято решение об

открытии в 1936 году Театра народного творчества и учреждении Всесоюзного фестиваля народного танца. Вопрос популяризации танцевального искусства и необходимости развития хореографического образования в народном танце освещает в своей статье Т.В. Пуртова: «Большинство исполнителей, выступивших на олимпиадах, мало заботились о чистоте стиля русского народного танца. В танец включались движения горской лезгинки, цыганской пляски, трюковые элементы украинского гопака» [7, с. 17].

Проблема сохранения и развития русского народного танца в традиционных формах и лексике нашла свое решение в библиотечных институтах страны (впоследствии в институтах культуры и искусств), где стала осуществляться подготовка руководителей танцевальных коллективов, в колледжах и училищах, где в учебные планы стали включать дисциплину «Русский народный танец». Центральный дом народного творчества, научно-исследовательский институт культуры открыли курсы повышения квалификации и разработали специализированные методические материалы. Вскоре были опубликованы книги К.Я. Голейзовского и Т.А. Устиновой, в которых говорится о необходимости изучения и сохранения русского народного танца, обращения к первоисточникам и фольклору. Создание профессиональных танцевальных коллективов также продолжило положительную динамику развития русского народного танца. Заключая русский танец в формы сценического искусства, великие мастера, такие как Т.А. Устинова, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и многие другие, смогли филигранно и с большим достоинством сохранить чистоту и уникальность русского народного танца. И.А. Моисеев, работая над танцевальным материалом различных народов СССР, отметил в своей книге следующее: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору» [7, с. 48].

Роль и значение русского народного танца были определены с самого начала появления данной дисциплины в образовательном процессе. Следует сказать, что хореографическое образование в России всегда отражало запросы репертуарной политики ведущих танцевальных коллективов страны. В настоящее же время этот процесс тоже коррелирует с требованиями и тенденциями развития профессии, правда, с появлением большого количества государственных народных ансамблей, государственных хоров, а также и коммерческих трупп к обучению русскому танцу предъявляются всё большие требования.

Формирование дисциплины «Русский народный танец» в образовательной системе берет свое начало в качестве раздела дисциплины «Характерный танец». Развитие дисциплины «Характерный танец» приходится на 20-е годы XX века. Благодаря педагогической работе А.В. Ширя-

ева, А. Монахова, А.В. Лопухова и А.И. Бочарова характерный танец был заключен в образовательную систему, способную дать полноценное образование характерному танцовщику и танцовщице. «Сценический национальный танец приобрел богатую сценическую лексику, вызвал интерес к себе со стороны новых постановщиков, создал зачатки педагогической системы» [6, с. 48].

Проблему пренебрежительного отношения балетмейстеров и деятелей культуры XIX века и малоизученности русского народного танца в своем труде раскрывают А.В. Лопухов, А.В. Ширяев и А.И. Бочаров. Отмечая также уникальность данного вида народного творчества, авторы направляют всех, кто работает в хореографическом искусстве, на изучение и развитие русского народного танца. «Перед всеми работающими в области танца стоит задача - собрать все данные о русском танце, отмести все искусственные наслоения, искажающие его, зафиксировать русский танец и ввести в сценическую и учебную практику» [6, с. 163].

Данному завету в своей творческой и научно-исследовательской деятельности следовала народная артистка СССР, главный балетмейстер и создатель танцевальной группы ГАРНХ им. М.Е. Пятницкого, профессор Т. А. Устинова. В 1948 году она разработала программу по русскому народному танцу, которая выделила его в самостоятельную дисциплину. На протяжении пяти лет, до 1953 года, новую дисциплину вела Т.А. Устинова в Московском академическом хореографическом училище при ГАБТ СССР, где ее благодарными учениками стали такие выдающиеся деятели танцевального искусства, как В.В. Васильев, М.М. Кольцова и многие другие. Позже её дело в МАХУ продолжил народный артист РСФСР, профессор А.А. Климов, который добился невероятных успехов в систематизации русского народного танца. Им был выпущен первый учебник «Основы русского народного танца» в 1981 году, получивший широкое признание в системе хореографического образования, а также в 1967 году был снят фильм «Основные виды русского народного танца».

В 1965 году Т.А. Устинова была приглашена на кафедру хореографии Московского государственного института культуры. Адаптированная программа для высшего хореографического образования успешно реализовалась в педагогическом процессе и способствовала популяризации русского народного танца. В 1981 году данная дисциплина появилась и в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского.

Еще одной значимой лабораторией по созданию дисциплины «Русский народный танец», по определению её содержания, форм, методик стала школа при ГАРНХ имени М.Е. Пятницкого, созданная Т.А. Устиновой в 1969 году. Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что одной из основополагающих методик преподавания русского народного

танца является школа Т.А. Устиновой. Приведем и проанализируем отличительные особенности и нововведения данной методики преподавания русского народного танца.

Отказ от экзерсиса у станка и переход практической части только на середину зала являлся смелым шагом в отечественной хореографии. Данный практический опыт Татьяна Алексеевна обуславливала развитием у исполнителя следующих навыков: раскрепощение, свобода передвижения, выявление характера исполнения и манеры, усиление выразительности и развитие координации. Станок оставался вспомогательным средством для разучивания сложных технических элементов. Предложенная новая структура урока, состоящая из двух частей (разучивание и комбинирование отдельных элементов - и исполнение танцевальных фрагментов и этюдов), позволила большее время и место уделять самому главному в русском народном танце - эмоционально-чувственным переживаниям различных образов, а также взаимоотношениям в дуэте. Также нововведением в хореографической педагогике стало изучение региональных (областных) особенностей русского народного танца, манеры исполнения, лексического и композиционного разнообразия. Т.А. Устинова в своей педагогической деятельности пользовалась определенными правилами, которые заключались в точной географической и временной принадлежности танца, в наличии образа и смысловой нагрузки пластики, в индивидуальном подходе к созданию новой пластики, не выходя за рамки конкретной региональной традиции.

Данные правила актуальны в настоящее время, так как русский народный танец подвергается следующим негативным изменениям: эклектичность танцевальной лексики и композиционных форм; недостаточно развитые идейно-смысловые, воспитательные, зрелищные основы хореографических постановок в художественных, любительских, профессиональных коллективах народного танца; музыкальное оформление хореографических номеров и подбор сценических костюмов не соответствуют виду и жанру русского народного танца; отсутствие пропаганды русского народного танца среди молодежи.

Рассматривая данную дисциплину в системе высшего хореографического образования, автор данной статьи анализирует роль и значение средств русского народного танца, которые заключаются в способности обеспечения эмоционально-образного восприятия танцевальной культуры, в формировании духовно-нравственных начал, в развитии творческого потенциала и в воспитании культуры личности студента.

Потенциал русского народного танца в системе высшего хореографического образования реализуется в педагогическом процессе. «Педагогический процесс - это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся,

направленный на сознательное и прочное усвоение последними, знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике. Педагогический процесс призван осуществлять три основные взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Ведущая роль в педагогическом процессе отводится педагогу, на которого возлагается ответственность за формирование личности и создание реальных условий для её всестороннего развития» [1, с. 229].

Педагогический процесс преподавания хореографических дисциплин имеет ряд отличительных признаков: во-первых, он заключается в творческом подходе педагога к созданию и подбору учебно-практического материала, упражнений и комбинаций; во-вторых, отсутствие шаблонных методов и моделей, а также личностно-ориентированный подход, выражающийся в основных педагогических принципах (здоровьесберегающий принцип, принцип учета индивидуальных способностей); в-третьих, теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны, в связи с чем физическая и интеллектуальная деятельность обучающихся осуществляется одновременно.

Обращаясь к теоретическому наследию, посвященному методике преподавания русского народного танца, таких авторов как Т.А. Устинова, К.Я. Голейзовский, А.А. Климов, О.Н. Князева, Т.С. Ткаченко, А.А. Борзов, А.В. Руднева, Г.Ф. Богданов, мы выявили, что наряду с методикой преподавания и педагогическим мастерством немаловажную роль и значение в педагогическом процессе имеют средства русского народного танца.

«Средства обучения - это объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся» [4, с. 259]. Исходя из данного определения, средствами русского народного танца являются:

— совокупность движений (лексического материала);

— композиционное построение и формы танца;

— музыкально-ритмическая структура движений, их особенности исполнения (техника и манера исполнения)

— семантическое значение;

— средства материальной и материализованной культуры.

Классифицируем составляющие средств русского народного танца в

следующей таблице.

Средства Составляющие

Лексически-композиционные • Танцевальная лексика • Формы и композиция танца • Танцевальное наследие великих мастеров

Средства Составляющие

Музыкально-ритмические • Музыкально оформление урока, этюда • Музыкальное сопровождение хореографического произведения

Исполнительские • Техника исполнения движения • Манера исполнения движения • Актерское мастерство исполнителя

Иллюстративно-прикладные • Видео-, аудио-, фотоматериалы • Литературные источники

Семантические • Значение, смысл, тематика лексически-композиционных средств

Средства русского народного танца выступают важным информационным компонентом образовательного процесса, формируют у обучающихся мыслительную деятельность, развивают физические способности, расширяют границы творческих навыков и умений.

Значение средств русского народного танца проявляется в богатейшем наследии танцевальной культуры предыдущих поколений, впитавшем в себя исторический опыт, культурно-эстетические основы, нормы, ценностные ориентиры народа. «Народное танцевальное искусство прекрасно потому, что в него вложен ум и талант не одного человека, а целых поколений» [3, с. 6].

Лексически-композиционные средства русского народного танца, включающие в себя танцевальную лексику, формы и образцы танцевального наследия великих мастеров, выступают в педагогическом процессе учебным материалом, тем, чему учат, на чем воспитывают. От их подбора и многообразия зависит не только гармонично развитый физический аппарат студента хореографических специализаций, его танцевальные способности (координация, выносливость, баллон, чувство позы, кантиленность), но и осознание многообразия форм, его багаж знаний региональных особенностей русского народного танца. От изученного материала, его спектра, глубины и качества зависит дальнейшее творчество студента, потому как весь освоенный материал становится базой художественно-творческой деятельности педагога и хореографа.

Музыкально-ритмические средства русского народного танца включают в себя музыкальное оформление урока или движений, состоящее из мелодий, песен, напевов, авторских музыкальных произведений, и музыкальное сопровождение урока или движений, подразумевающее под собой аккомпанирование на гармони, баяне, балалайке, бубне, хлопки, щелчки, собственный голос и т. д. «Музыка - не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Любому виду танца присущий свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль, характерные для той местности, в которой этот танец исполняется» [2, с. 37]. Качествен-

ное музыкальное сопровождение, разнообразный подбор музыкального оформления способствуют обогащению, развитию музыкального кругозора, а также музыкальному воспитанию. Одной из особенностей данного средства русского народного танца является совместная работа педагога и концертмейстера, от результатов которой также зависит эффективность и качество педагогического процесса. Данный вопрос может являться темой отдельного исследования.

Исполнительские средства русского народного танца включают в себя правила и закономерности исполнения танцевальных движений, характерную манеру исполнения, присущую различным регионам России (танцевальная манера регионов Русского Севера, Центральной части России, южнорусских областей, Поволжья, Урала, Сибири и т. д.) и образам («Камаринский мужик», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Курский Тимоня» и т. д.). Данные средства русского народного танца развивают танцевальные способности, расширяют диапазон эмоционально выразительных умений и актерского мастерства.

Иллюстративно-прикладные средства, включающие в себя видео-, аудио-, фотоматериалы, литературные источники, позволяют сформировать определенный исторически целостный образ русской танцевальной культуры, познакомить с танцевальным наследием великих мастеров хореографического искусства, сформировать эстетический идеал.

Семантические средства подразумевают область знаний, связанных с идейно-смысловой нагрузкой танцевальной лексики, рисунка танца, знаковой интерпретацией образов. Раскрытие смысла, заложенного в движении, рисунке танца, формирует у студентов поисково-мыслительную деятельность, обращают их к осознанности исполнительской деятельности, показывают идейно-смысловое богатство изучаемой культуры, мудрость народа, формируют ценностное отношение к ней.

На основании всего вышесказанного, автор статьи сформулировал следующие выводы:

— структурирование и систематизация средств русского народного танца позволит расширить научно-методический потенциал данной дисциплины и прийти к пониманию, упорядоченности, конкретизации в методике её преподавания;

— качественный и системный подход к разработке и применению средств русского народного танца в педагогическом процессе высшего хореографического образования обеспечивает эффективность подготовки педагога хореографических дисциплин;

— средства русского народного танца являются важной составляющей педагогического процесса, так как имеют общекультурное и частное значение, а также выполняют образовательную, развивающую и воспитательную роль в подготовке педагогов хореографических дисциплин.

И в завершении данной статьи, приведем высказывание Т.А. Устиновой, которое она завещала своим последователям: «Русский танец - наша гордость и богатство. Наша задача беречь красоту и чистоту русского танца» [5].

Литература

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.: МГУКИ, 2004. 318 с.

3. Князева О.Н. Танцы Урала. Свердловск: Уральский рабочий, 1962. 167 с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

5. Лекция народной артистки РФ, профессора Л.А. Устиновой (из личных архивов Т.А.Устиновой).

6. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. 4-е изд. СПб.: Планета музыки; Лань, 2010. 344 с.

7. Русский народный танец. История и современность: Мат-лы II Всеросс. науч.-практ. конф. по русс. народ. танцу / Сост. Т.В.Пуртова. М.: ГРДН, 2003. 112 с.

8. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://kremlin.ru/ а^/Ьапк/39208 (дата обращения: 27.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.