Научная статья на тему 'Особенности реализации курса "Фольклорно-танцевальный репертуар" в структуре подготовки магистра по направлению 51. 04. 02 "народная художественная культура"'

Особенности реализации курса "Фольклорно-танцевальный репертуар" в структуре подготовки магистра по направлению 51. 04. 02 "народная художественная культура" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / МАГИСТР / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕНСИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУРС / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поповичев А. В.

В статье рассматривается содержание обучения авторского курса «Фольклорно-танцевальный репертуар», реализуемого в рамках подготовки магистра по направлению 51.04.02 «Народная художественная культура» профилю «Руководство хореографическим коллективом» в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахманинова. Рассматриваются основные разделы программы курса, наполняемость, методические рекомендации и целесообразность. Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС, имеет собственные особенности и реализуется в цикле профильных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации курса "Фольклорно-танцевальный репертуар" в структуре подготовки магистра по направлению 51. 04. 02 "народная художественная культура"»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ФОЛЬКЛОРНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 51.04.02

«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Поповичев А.В., 2018 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, канд. пед. наук, профессор кафедры хореографии, Тамбов

Аннотация: в статье рассматривается содержание обучения авторского курса «Фольклорно-танцевальный репертуар», реализуемого в рамках подготовки магистра по направлению 51.04.02 «Народная художественная культура» профилю «Руководство хореографическим коллективом» в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахманинова. Рассматриваются основные разделы программы курса, наполняемость, методические рекомендации и целесообразность. Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС, имеет собственные особенности и реализуется в цикле профильных дисциплин.

Ключевые слова: фольклорно-танцевальный репертуар, магистр, народная художественная культура, интенсивные педагогические технологии, курс, контроль знаний.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE COURSE «FOLK DANCE REPERTOIRE» IN THE STRUCTURE OF TRAINING OF MASTERS IN THE DIRECTION

51.04.02 «FOLK ART CULTURE»

PopovichevA.V., 2018 Tambov state musical pedagogical institute them. S. V. Rachmaninoff, candidate of pedagogical sciences, professor of choreography chair, Tambov

Annotation. the article discusses the content of the author's course «Folk-dance repertoire», implemented in the framework of the master's degree in the direction 51.04.02 «Folk art culture» profile «Management of choreographic collective» in Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff. The main sections of the course program, content, guidelines and feasibility are considered. This course is designed in accordance with the requirements of the FSES, has its own characteristics and is implemented in a series of core disciplines.

Keywords: folk dance repertoire, master, folk art culture, intensive pedagogical technologies, course, knowledge control.

Особенности реализации курса «Фольклорно-танцевальный репертуар» в структуре подготовки магистра «Народной художественной культуры»

Подлинный фольклорный танец ярко отражает облик русского человека, его характерные черты: мужественность и смелость, нежность и скромность, ловкость, стать, широту, доброту и щедрость. Достоинства русского характера - это наше национальное достояние. Популяризация русского танца среди населения России - есть воспитание чувства национального самосознания нашего народа.

Никому не секрет, что при работе с фольклорным материалом возможны определенные потери и приобретения, виновата в этом человеческая память, которая в соответствии с нашим мировосприятием видоизменяет движения танца или мотив песни. Неизменным остаётся только своеобразный колорит той местности, в которой живёт исполнитель. Поэтому собиратель фольклора не только должен знать обычаи и танцевальную лексику, но и обладать творческой интуицией. Задача хореографа-постановщика состоит в том, чтобы сохранить своеобразие манеры исполнения, сделав танец интересным для современного восприятия.

На современном этапе фольклорный танец в чистом виде встречается всё реже и реже, в то время как внимание людей переключается на современные направления хореографии. Происходит поиск и раскрытие возможностей тела, разрабатываются новый язык хореографии, всевозможные техники, неординарные идеи. В итоге, увлечённость хореографов этой колоссальной работой

постепенно отодвигает сохранение и развитие народного хореографического искусства на второй план. Тем не менее, отечественный зритель всё больше привыкающий к психологизму и философии в танцевальном искусстве открыт для народного танца. И это не может быть случайностью, так как традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

Сценическая русская народная хореография, безусловно, берёт своё начало именно с сольной пляски. Объяснением данной теории является тот факт, что первый творческий продукт, вышедший на публику, брал своё начало в индивидуальной хореографии первых профессиональных танцоров -скоморохов. Выступления скоморохов имели достаточно простую форму. Они представляли собой небольшие импровизированные пляски, наполненные различными присядками и трюками. Использование широких амплитудных движений было обусловлено одеждой скоморохов, которая была достаточно свободной для исполнения глубоких plies, хлопков по голенищам, динамичных движений [1].

Пляска как таковая является основным жанром русского народно-сценического танца. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу в быту народа не как устаревшая традиция, а как основополагающая часть народного художественного творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового танца.

В древности пляски носили обрядовый характер, но со временем все религиозность в танце исчезла, и они приобрели другой характер. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводные цепи, предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

Вот как описывает мужскую пляску И. С. Тургенева в своём произведении «Отрывки из воспоминаний - своих и чужих»: «Плясал Иван удивительно - особенно "Рыбку". Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга - да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь - да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит...» [3].

Современное состояние народно-сценической хореографии характеризуется многообразием направлений, форм, стилей при обращении к фольклорному материалу. Современный высококвалифицированный специалист, владеющей широкой компетенцией хореографа, охватывающей разносторонние знания, умения и навыки в области балетмейстерского и педагогического мастерства. Именно ценнейший материал фольклорного характера может послужить основой для реализации профессиональной деятельности в различных структурах образовательной системы или культурно-досуговой сферы. В этой связи при разработке образовательной программы магистратуры по специальности 51.04.02 «Народная художественная культура» профилю подготовки «Руководство хореографическим коллективом» в ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова» был создан специальный курс «Фольклорно-танцевальный репертуар».

Целью освоения данного курса является знакомство с наследием великих мастеров отечественного народного хореографического искусства.

Задачи курса:

- освоение композиционно-лексического материала фольклорно-танцевального репертуара;

- овладение образно-эмоционального содержанием сценического воплощения традиционных форм танцевального искусства изучаемых композиций;

- освоение пластической манеры традиционных форм и художественного стиля сценического варианта изучаемых произведений;

- развитие профессиональный подход к осуществлению художественно-творческой деятельности;

- обогащение профессиональных возможностей студентов;

- использование полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональной компетенции - способности разрабатывать и внедрять инновационные формы и методы трансляции в современное культурно-образовательное и информационное пространство ценности традиционной народной художественной культуры и достижения народного художественного творчества - ПК 12 (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 51.04.02 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) магистр), утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1462.) [4].

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта студенты, завершившие курс, должны:

- знать композиционно-лексический материал изучаемых произведений; технику исполнения осваиваемых композиций; приёмы пространственного построения изучаемых композиций; музыкальную драматургию; особенности костюма; индивидуальный стиль того или иного балетмейстера;

- уметь безошибочно определять художественно-стилевое направление танца; использовать систему полученных знаний в самостоятельной профессиональной деятельности; использовать библиографические источники, мультимедийные технологии, интернет ресурсы в изучении фольклорно-танцевальных произведений;

- владеть техникой исполнения движений изучаемого материала; знаниями пространственно-композиционного решения танцевального наследия.

Общая трудоемкость дисциплины - 5 зачетных единицы (180 часа), время изучения - 2-3 семестры. Предмет реализуется в форме групповых занятий (Таблица 1).

Таблица 1. Трудоёмкость дисциплины «Фольклорно-танцевальный ^ репертуар»

Вид учебной работы Всего часов Семестры

очная форма обучения

Аудиторные занятия (всего) 72 2-3

Лекции -

Практические занятия (ПЗ) 72 2-3

Самостоятельная работа (всего) 108 2-3

В том числе: -

Подготовка к экзаменам -

Другие виды самостоятельной работы 108 2-3

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 2-3

Общая трудоемкость час 180 2-3

зач. ед. 5 2-3

Основной формой работы является урок, который проводится, в соответствии с учебным планом, один раз в неделю из расчёта 2 академических часа для всех курсов.

Содержание курса «Фольклорно-танцевальный репертуар» составляют три раздела - 1) танцевальный фольклор европейской части России, 2) танцевальный фольклор северных областей России, 3) танцевальный фольклор южного края (Таблица 2).

Таблица 2. Краткое содержание

разделов.

Раздел 1.

Танцевальный фольклор европейской части России.

Раздел 2.

Танцевальный фольклор северных областей России.

Раздел Танцевальный южного края.

3.

фольклор

Краткая характеристика географических,

Краткая характеристика географических,

Краткая характеристика географических,

климатических, этнографических условий и культурных традиций

областей европейской части России: Московская,

Пензенская, Смоленская, Курская, Тамбовская и др.

Общая характеристика танцевального фольклора областей европейской части России, его стиля, характера и манеры исполнения. Областные особенности костюма.

климатических, этнографических условий и культурных традиций

северных областей России: Архангельская, Вологодская, Ярославская и др.

Общая характеристика танцевального фольклора северных областей России, его стиля, характера и манеры исполнения.

Областные особенности костюма.

климатических, этнографических условий и культурных традиций

южного края: Донской, Кубанский, Ставропольский и др.

Общая характеристика танцевального фольклора южного края, его стиля, характера и манеры исполнения. Особенности танцевальной культуры казачества. Региональные особенности костюма.

В рамках курса «Фольклорно-танцевальный репертуар» активно используются актуализированные в современной системе образования инновационные (интенсивные) педагогические технологии.

Инновационные (интенсивные) педагогические технологии - это методы воздействия на учеников, используемые педагогом с целью активизации процесса обучения посредством формирования познавательной мотивации и выявления новых путей решения той или иной проблемы [2]. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.04.02 Народная художественная культура по данному курсу предусмотрено использование следующих активных и интерактивных форм занятий:

• активная учебная лекция - представление теоретического материала и детальной информации по данному курсу;

• практикум-карта - картирование практических действий в области освоения фольклорного: объединение информации, отображение взаимосвязей, визуализировать художественное мышление;

• деятельное обучение и обучение на опыте - приобретение практических навыков с помощью понимания принципов и подходов отечественных мэтров фольклорного танца, способностей освоить изучаемое информационное поле и применения его (информационного поля) в практической деятельности;

• видеотренинг - просмотр и анализ видеозаписей великих отечественных мастеров танцевального фольклора;

• портфолио - накопление и систематизация информационных ресурсов по данному курсу в разделе самостоятельной работы.

Текущий контроль по данному курсу осуществляется в виде ежеурочной проверки владения танцевальным, а также теоретическим материалами.

Промежуточный контроль по данной дисциплине представляет собой зачет в 3 семестре в форме практического показа танцевального материала.

Промежуточная аттестация по фольклорно-танцевальному репертуару проходит в форме практического показа хореографических произведений на фольклорном материале из репертуаров ведущих отечественных ансамблей. Практический показ проходит в хореографическом зале, в специализированной танцевальной форме, музыкальный материал воспроизводится посредством аудиотехники. Время практического показа может варьироваться от 15 до 30 минут. Студенты демонстрируют освоенные навыки владения техникой фольклорного танца того или иного народа, характером и манерой исполнения, музыкальной координацией.

Предмет «Фольклорно-танцевальный репертуар» является дисциплиной, изучаемой по учебному плану магистерской программы. Данный курс предполагает практическое изучение

образцов фольклорно-танцевального репертуара. Студентам необходимо знакомство с различными художественно-творческими стилями балетмейстеров.

Подготовка специалиста высшей квалификации по направлению народной художественной культуры требует более углубленного изучения народного танцевального искусства, в том числе фольклора. Внедрение его в учебный процесс обогащает профессиональные знания, развивает исполнительскую культуру, расширяет творческий кругозор, способствуют улучшению качества подготовки специалиста.

Танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, это северная часть России, центральная, южная, северо-западная, западная, юго-западная, южное казачество, Урал и Сибирь. Данная программа носит рекомендательный характер и включает в изучение трёх стилевых зон: северная, центральная и южная. Причём, такие танцы как «Смоленский гусачёк» (западная зона), «Тимоня» (юго-западная зона) были внесены в общий раздел танцев европейской части России. Каждая зона имеет свои географические, климатические, этнографические и культурные традиции, свой исполнительский стиль, костюм и манеру исполнения, что необходимо учитывать при освоении данной дисциплины. Понимание красоты народного танца воспитывает хороший вкус, вызывает чувства гордости и прививает любовь к своей Родине.

Содержательная сторона курса базируется на изучении следующих танцевальных произведений:

1. «Берёзка» - балетмейстер Н. Надеждина (из репертуара Государственного академического хореографического ансамбля «Берёз-ка»);

2. «Городская кадриль» - балетмейстер И. Моисеев (из репертуара Государственного академического ансамбля танца им. Моисее-ва);

3. «Вензеля» - балетмейстер И. Моисеев (из репертуара Государственного академического ансамбля танца им. Моисеева);

4. «Тимоня» - балетмейстер Т. Устинова (из репертуара Государственного академического русского народного им. Пятницкого);

5. «Пензенские дощечки» - балетмейстер Т. Устинова (из репертуара Государственного академического русского народного им. Пятницкого);

6. «У голубя золотая голова» - балетмейстер А. Поповичев (из ре-пертуара ансамбля Государственного ансамбля песни и танца Тамбовской области «Ивушка»);

7. «Тамбовская матаня» - балетмейстер Л. Алексеевой (из репертуара ансамбля «Вензеля»);

8. «Смоленский гусачёк» - балетмейстер И. Воропаев (из репертуара народного ансамбля песни и танца «Русская мозаика»)

9. «Вятские игрушки» балетмейстер Т. Устинова (из репертуара Государственного академического русского народного им. Пятницкого).

10. «Северный танец с шалями» - балетмейстер Т. Устинова (из репертуара Государственного академического русского народного им. Пятницкого);

11. «Вологодская напарочка» - балетмейстер Т. Устинова (из репертуара Государственного академического русского народного им. Пятницкого);

12. «Ланце» - балетмейстер Вульсон (из репертуара Государственного академического Северного русского народного хора);

13. «Северная барабушка» - балетмейстер И. Меркулов (из ре-пертуара Государственного академического Северного русского народного хора);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. «Горница» - балетмейстер А. Ледовской (из репертуара Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь» им. Фирсова);

15. «Шенкурские заковырки» - балетмейстер И. Меркулов (из репер-туара Государственного академического Северного русского народного хора);

16. «Русские коленца» - балетмейстер И. Меркулов (из репертуара Государственного академического Северного русского народного хора).

17. «Варенька» - балетмейстер Г. Гальперин (из репертуара ан-самбля Государственного ансамбля песни и танца Тамбовской области «Ивушка»);

18. «Деды» - балетмейстер Г. Гальперин (из репертуара ансамбля Государственного ансамбля песни и танца Тамбовской области «Ивушка»);

19. «Некрасовские казаки» - балетмейстер Н. Кубарь (из репертуара Кубанского казачьего народного хора);

20. «Травы» - балетмейстер А. Дедовской (из репертуара ансамбля «Русь»),

Данный список произведений позволяет охватить разнохарактерный материал, который может послужить основой для создания авторского материала при реализации профессиональной деятельности.

В современной образовательной системе не существует более важной и в то же время более сложной проблемы, чем организация самостоятельной работы студентов. Она способствует формированию профессиональной компетентности и обеспечивает процесс развития навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности и т.д.

По курсу «Фольклорно-танцевальный репертуар» рекомендуется выполнение следующих видов самостоятельной работы:

- расширение информационного поля студента в области фольклорно-танцевального репертуара;

- самоподготовка по совершенствованию исполнительского мастерства (композиционно-лексичсекий материал, характер, стиль, манера и техника исполнения);

- самостоятельная работа по закреплению пройденного учебного материала;

- прослушивание фольклорного музыкального материала.

Таким образом, курс «Фольклорно-танцевальный репертуар» представляет собой объёмную дисциплину, содержание которой предполагает исполнительскую деятельность на учебных занятиях, что с одной стороны служит обогащению танцевального багажа студентов, с другой позволяет реализовывать концертные выступления в рамках ансамблевой или сольной деятельности. Особенностями преподавания данного курса является интеграция практических навыков и теоретических знаний в области танцевального фольклора, использование интенсивных педагогических технологий, нацеливание студентов на популяризацию подлинного традиционной русской хореографии, а также применение образцов русской хореографии из репертуара ведущих отечественных профессиональных танцевальных коллективов.

Список литературы

1. Богданов, Г. Работа над танцевальной речью [Текст] / Г. Богданов - Москва, 2006 - 160

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.

3. Тургенев И.С. Отрывки из воспоминаний - своих и чужих / И.С. Тургенев. - М., 1982.

4. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - магистратура, направление подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура», 2015. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.