УДК 37.04 ББК 75.5/8
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10047
Воспитание эстетической культуры у детей 5—7 лет средствами хореографии
Education of Aesthetic Culture in Children 5-7 Years by Means of Choreography
Евгения Антоновна САВЧЕНКО,
доктор педагогических наук, профессор кафедры ТМФВС Московского государственного областного университета, академик Международной академии наук педагогического образования
Кристина Вячеславовна СЕМЕНЧЕНКО,
студент факультета физической культуры
(направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура») Московского государственного областного университета
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Е.А. Савченко, доктор педагогических наук, профессор кафедры ТМФВС Московского государственного областного университета
Рецензент: Е.В. Разова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ТМФВС Московского государственного областного университета
Аннотация. В статье раскрывается процесс воспитания эстетической культуры у детей 5 — 7 лет средствами хореографии. Раскрыта значимость занятий хореографией. Приведен опыт работы одного из авторов этой статьи — К. В. Семенченко. Представлена методика проведения занятий по классическому экзерсису. Акцентируется внимание на хореографии как средстве формирования национального самосознания, познания культуры народа, развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В выводах приведены рекомендации педагогам по воспитанию эстетической культуры у детей 5 — 7 лет средствами хореографии.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; эстетическая культура; хореография; танец; экзерсис; выворотность; творческая личность; станок; эстетический вкус
Abstract. The article reveals the process of education of aesthetic culture in children 5 — 7 years by means of choreography. The importance of choreography classes is revealed. The experience of one of the authors of this article K.V. Semenchenko is given. The technique of classical exercises is presented. The author focuses on choreography as a means of formation of national consciousness, knowledge of the culture of the people, development of creative abilities of preschool children. In conclusions recommendations to teachers on education of esthetic culture at children of 5—7 years by means of choreography are resulted.
Keywords: aesthetic education; aesthetic culture; choreography; dance; exercise; eversion; creative personality; machine; aesthetic taste
Дети растут, вместе с ними растет багаж их образных представлений. Обучение детей необходимо осуществлять сразу по различным направлениям, в которых происходит становление личности ре-
бенка, развитие творческих способностей, эстетическое воспитание. Большими возможностями для этого обладают учреждения дополнительного образования.
Эстетическое воспитание — это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: восприятие, чувства, потребности, вкусы, идеалы. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого [1]. В ходе эстетического воспитания особенно важно разбудить и развить чувство прекрасного, облагородить личность воспитанника. Ребенок, чуткий к прекрасному, всегда будет испытывать потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Эстетическая культура — это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты» [6].
Эстетическая культура — это способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить человеческие ценности, выразить полноту и многообразие этих отношений [7].
В.В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как общества так и отдельного человека» [2].
Мы придерживаемся мнения Г.А. Петровой о том, как эстетическая культура неразрывно связана с окружающим миром. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела [5]. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Первоначально связанный со словом и музыкой, он постепенно приобрел самостоятельное значение, и теперь его многочисленные ответвления эволюционируют: бальные,
клубные, восточные танцы, балет и др. У каждого народа существуют свои танцевальные традиции.
Занятие хореографией преображает мышцы, делая их легкими, эластичными и сильными. Мышцы становятся плоскими и обретают способность выдерживать не только аэробные нагрузки, к которым они привычны, но и анаэробные. Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений. Красота используемых в хореографии движений, прошедших длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, создают эстетический вкус, дают представление об актерском мастерстве. Эстетический вкус не является только субъективным понятием, так как он не врожденное качество. Эстетический вкус приобретается, вырабатывается и изменяется в процессе деятельности человека и приобщения к культурным достижениям [4].
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, история, обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Уроки хореографии всегда привлекали детей. Обратимся к опыту работы К.В. Се-менченко, одного из авторов данной статьи.
Обучение детей 5—7 лет осуществляется три раза в неделю по 1,5—2 часа. В понедельник проводится классический экзерсис у станка, в среду — русский народный экзерсис у станка, в пятницу — отработка танцевальных номеров. Экзерсис означает комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок. Станок — это приспособление для упражнений танцовщиков, состоящее из круглого деревянного бруса диаметром 6—7 см, укрепленного вдоль стен репетиционного зала.
Проанализируем методику классического экзерсиса у станка. Каждое упражнение выполняется на каждую ногу. Возможно варьи-
рование классических позиций ног и рук. Первое упражнение — plie (плие, или приседание, от франц. plier — сгибать) во всех позициях. Неглубокое (demi-plie, деми-плие, от франц. demi — половина) и глубокое (grand-plie, гран-плие, от франц. grand — большой) plie исполняются в медленном темпе, мышцы и связки ног растягиваются и разогреваются. Корпус и голова остаются неподвижными. Plie комбинируется с releve (релеве, от франц. relever — подниматься) — подниманием на полупальцы.
Второе упражнение — battements tendus (батман тандю, франц. batt. ement — биение, удар, tendu — натянутый) и battements tendus jetes (батман тандю жете, франц. jete — брошенный). Эти движения представляют собой ведение натянутой стопы по полу и броски вытянутой ноги на 45°; они вырабатывают силу и выворотность ног.
Выворотность заключается в том, что колено выворачивается наружу и ступня — это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота — повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость.
Третье упражнение — rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер, франц. rond — круг, jambe — нога, par terre — по полу) — круговое движение ноги по полу, развивающее выворотность и подвижность тазобедренного сустава.
Четвертое упражнение — battements fondus (батман фондю, франц. fondu — тающий) — движение эластичного характера, представляющее собой опускание на plie опорной ноги и затем поднимание на ее полупальцы, работающая нога одновременно вытягивается в заданном направлении на 45° или 90°.
Пятое упражнение — battements frappes (батман фраппе, от франц. frapper — ударять) — быстрые и короткие удары работающей ноги (сгибающейся в колене о щиколотку опорной). Сочетание плавных, мягких движений с движениями резкими и отрывистыми тренирует мышцы и сухожилия особым образом, приучая их к быстрой смене характера движения.
Шестое упражнение — rond de jambe аn lier (ронд де жамб ан лер, франц. en l'airm — в воздухе) — круговое движение ноги (сгибающейся в колене) в воздухе на высоте 45° либо 90°; упражнение тренирует коленные связки, увеличивает их подвижность, а также вырабатывает силу бедра.
Седьмое упражнение — pеtits battements sur le cou-de-pied (птп батман сюр ле ку-де-пье, франц. petit — маленький, sur — на, cou-de-pied — щиколотка, букв. «шейка но-
ги») — быстрые мелкие движения нижней части работающей ноги возле щиколотки опорной ноги (переносы вперед и назад). Бедро при этом остается неподвижным. Движение развивает быстроту и свободу движения голени.
Восьмое упражнение — battements developpes (батман девелoпе, франц. developper — разворачивать, развертывать). Движение, исполняемое в медленном темпе, представляет собой плавное вытягивание ноги.
Девятое упражнение — grand battements jetes (гран батман жете), или большие батманы, представляющие собой броски вытянутой ноги на 90° и выше. Упражнение активно развивает шаг [3].
В системе преподавания народно-сценического танца упражнения у станка преследуют следующие цели:
■ развитие всего организма учащегося, в частности его двигательного аппарата, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы;
■ повышение технической стороны танца, выработку силы и гибкости, мягкости и точности движений;
■ подготовку учащихся к восприятию движений народных танцев;
■ развитие выразительности, танцеваль-ности, привитие ощущения характерных особенностей народного танца и др.
Методика русского народного экзерсиса у станка включает в себя:
■ plie — приседания (полуприседание и приседание);
■ battement tendu — упражнения на развитие подвижности стопы;
■ battement tendu jete — маленькие броски;
■ rond de jamb par terre — круговые движения ногой по полу или по воздуху, каблучные упражнения;
■ battement fondu — низкие и высокие развороты ноги;
■ pass (retire) — подготовка к веревочке;
■ flick-flak — упражнения с ненапряженной стопой, дробные выстукивания;
■ pas tortille — зигзаги (змейка);
■ adagio — раскрывание ноги на 90° и выше;
■ grand battement jete — большие броски [5].
Приведем пример урока по хореографии, рассчитанного на детей 7-летнего возраста. Длительность урока — 90 мин.
Цель — приобщение воспитанников к искусству танца, развитие танцевальных и му-
зыкальных способностей. Развитие у воспитанников субъективного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и с окружающими людьми.
Задачи:
(1) обучающие:
■ выработка правильной, красивой осанки;
■ развитие мышечного чувства;
■ умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку;
(2) воспитательные:
■ формировать у воспитанников культуру поведения и общения;
■ прививать воспитанникам навыки вежливости, умения вести себя в обществе;
■ формирование у воспитанников эстетического вкуса;
Таблица 1. План-конспект урока по хореографии
Часть урока Содержание Количество минут Общие методические указания (ОМУ)
Вводно- подготовительная Построение вдоль станка. Приветственное слово педагога, сообщение задач урока. Поклон приветственный (выполняется из 6 позиции ног, руки свободные. Шаг вправо со взмахом руки; наклон; шаг влево со взмахом руки; возвращение в исходную позицию) 2 Проследить за формой учеников. Следить за дисциплиной
Основная Разминка на середине зала: ■ demi plie — 6 позиция ног (маленькое приседание); ■ grand plie — 6 позиция ног (большое приседание); ■ demi plie — 1 позиция ног (маленькое приседание); ■ grand plie — 1 позиция ног (большое приседание); ■ demi plie — 2 позиция ног (маленькое приседание); ■ releve — 6 позиция ног (подъем на полупальцы); ■ battement tendu — 6 позиция ног (отведение и приведение натянутой ноги); ■ battement tendu — 1 позиция ног (отведение и приведение натянутой ноги); rond de jambe par terre — 6 позиция (вращательное движение ноги по полу). 35 Каждое упражнение выполняется под музыкальное сопровождение в плавном темпе
■ воспитание силы воли, трудолюбия и дисциплины;
(3) развивающие:
■ развитие музыкального слуха и чувства ритма;
■ активизация и развитие творческих и созидательных способностей воспитанников;
■ развитие необходимых двигательных навыков, повышение функциональных возможностей внутренних органов и систем;
■ совершенствование психомоторных способностей воспитанников.
Ниже приведен план-конспект урока по хореографии (табл. 1).
Окончание табл.
Часть урока Содержание Количество минут Общие методические указания (ОМУ)
Прыжки на середине зала: 5 Колени в прыжке вы-
■ прыжки — 6 позиция ног; тянуты, стопы натя-
■ прыжки с поворотом на нуты вниз
360° — 6 позиция ног;
■ saute — 2 позиция ног
(прыжок классического танца
с двух ног на две).
Упражнения в парах: 4
■ releve lent — 6 позиция ног
(медленный подъем натянутой
ноги на 90°);
■ grand battement jete —
6 позиция ног (бросок натяну-
той ноги на 90° и выше);
■ grand battement jete в пово-
роте — 6 позиция ног (бросок
натянутой ноги на 90° и выше).
Экзерсис у станка:
■ grand battement jete — 10
6 позиция ног (бросок натяну-
той ноги на 90° и выше).
Изучение нового материала:
■ разложение движений по 10
счету;
■ многократное повторение
изученного отрывка;
■ разложение счета по музыке;
отработка изученного материала
под музыку
Заключительная Разучивание танцевального номера: ■ исполнение педагогом изучаемого материала; ■ разложение движений по счету; ■ многократное повторение изученного отрывка; ■ разложение счета по музыке; ■ отработка изученного материала под музыку; ■ соединение всех изученных связок и исполнение их под музыку. Завершающий поклон: ■ выполняется из 6 позиции ног, руки свободные. Шаг вправо с взмахом руки; наклон; шаг влево с взмахом руки; возвращение в исходную позицию. Подведение итогов занятия 24 Доступное объяснение, многократный показ. Индивидуальная оценка обучающихся
Уроки хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Чувство ответственности, формируемое в ходе занятий, способствует достижению целей обучающихся. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в образовательной школе. Они выделяются не только своей внешней формой: осанкой, прической, чистотой и элегантностью одежды, но и личностными качествами: ответственностью, тактом, вежливостью и др.
Творческая личность — важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. В частности, без формирования эстетической культуры невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.
Эстетическое воспитание в любом виде деятельности позволяет выявить эстетический элемент и превратить его в средство эстетического развития, образования и формирования человека. Хореография взращивает в человеке эстетическую культуру. Куль-
турный человек осведомлен в ценностях отечественной и мировой культуры, одним из средств постижения которой являются народные танцы.
Список литературы
1. Борее Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002.
2. Бычкое В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004.
3. Ваганоеа А.Я. Основы классического танца. М., 2002.
4. Вагина В А Эстетическое воспитание младших школьников / / Народное образование Якутии. 1995. № 4. С. 67—69.
5. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // Педагогический журнал. 2014. № 1-2. С. 79—80.
6. Петроеа ГА. Воспитание эстетической культуры / / Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)». URL: http://old.kpfu.ru/infres/ niko-laev/2001/gl2_1_2.htm
7. Самохеалоеа В.И. К пониманию эстетики как науки в современном контексте. М.: ИФ РАН, 2003.