Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Л.М., Саляхова А.В.

В статье рассматривается актуальность и своевременность проблемы формирования толерантности младших школьников средствами народного танца в поликультурной образовательной среде и ключевые её аспекты; определены педагогические условия реализации исследуемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 372.8

Кашапова Л.М., д-р пед. наук, проф., Саляхова А.В., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность и своевременность проблемы формирования толерантности младших школьников средствами народного танца в поликультурной образовательной среде и ключевые её аспекты; определены педагогические условия реализации исследуемой проблемы.

Ключевые слова: педагогические условия, толерантность, народный танец, формирование толерантности младших школьников, поликультурная образовательная среда.

В последние десятилетия в обществе наблюдается стремление к национальному возрождению, которое невозможно без диалога культур, без целенаправленного воспитания подрастающего поколения в этом направлении. Путь к взаимопониманию приходит через познание друг друга, представления о культуре другого народа, через эмоциональное восприятие и стремление видеть прекрасное в инонациональном. Исходя из этого положения важно начинать такую работу с раннего детства в условиях семейного и дошкольного воспитания, однако базовым этапом явится ступень начального общего образования детей - младших школьников. Результатом организации толерантного воспитания в образовательной организации должны стать гармоничное, толерантное взаимодействие младших школьников разной этнической принадлежности, овладение ими высокой культуры межнационального общения.

На современном этапе формирования российского и мирового поликультурного общества толерантность представляет неотъемлемую часть траектории развития дружественных межнациональных отношений не только между народами, государствами, но и между обучающимися школ, классов, детских сообществ [4; 5].

С позитивной стороны толерантность представляет собой мир и согласие, интеграцию и модернизацию, благополучие и процветание, а в противоположность ей сегодня, к сожалению, наблюдается усиление конфронтации и дезинтеграция на основе разных факторов.

Рассмотрим проблему толерантности в исследованиях отечественной науки. А.Г. Асмолов [1], Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова [12] понимают толерантность как принятие другого человека, проявление к нему сочувствия и сострадания, признание ценности многообразия человеческой культуры; как отказ от агрессии и способность воспринимать отличающийся от его видения образ жизни, характер поведения и личностные особенности. Созвучен их точке зрения и взгляд Е.Ю. Клепцовой, утверждающей, что толерантный человек способен понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать [8]. Г.Д. Дмитриев отмечает, что толерантность - это осознание индивидом многомерности мира, отсюда необходимость различных взглядов на этот мир [6]. Толерантность как настроенность на понимание и диалог с другим человеком, рассматривает Р.Р. Валитова [2]. П.В. Степанов видит толерантность в ценностном отношении одного человека к другому, в признании, принятии и понимании им представителя иной культуры [13].

Категория «толерантность» является объектом изучения многих наук, трактуется сегодня с социальной, религиозной, политической, психологической и этнической позиций. Мы же её рассматриваем с позиции психолого-педагогической науки, где анализ позиций разных авторов позволяет выявить такие основные компоненты толерантности, как понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение, которые легли в основу процесса формирования толерантности младших школьников

средствами народного танца в поликультурной образовательной среде на основе идей педагогики межнационального общения.

В данном случае, народный танец, как национальное самобытное танцевальное искусство, обладающее огромным педагогическим потенциалом, может способствовать успешному формированию толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде начальной школы на основе восприятия и освоения ими культурно-бытовых традиций, обрядов, обычаев, хореографического наследия народов, способствующих в дальнейшем сохранению родного языка, исторической и культурной памяти своего и других народов, опыту мирного сосуществования и взаимообогащения.

Анализ исследовательских работ ученых по проблеме межнационального общения, показывает, что культура такого общения должна рассматриваться как интегративная характеристика [3; 7; 9; 10; 14]. Соглашаясь с авторами, мы выделяем виды педагогической деятельности педагога-хореографа, которые должны быть направлены на формирование толерантности младших школьников средствами народного танца в поликультурной образовательной среде начальной школы:

- познавательный (обогащение младших школьников разной этнической принадлежности знаниями в области межнационального общения и народной хореографии);

- эмоциональный (развитие у них положительных эмоционально-психологических характеристик в процессе восприятия и освоения инонациональных культур через народные танцы);

- поведенческий (формирование толерантного субъекта межнационального общения в лице младших школьников разной этнической принадлежности в процессе обучения их народным танцам).

Целенаправленное формирование толерантного

межнационального общения младших школьников - это один из важных процессов социализации личности, результат которого зависит от уровня интеллектуальной развитости, умения соблюдать общечеловеческие моральные нормы поведения, взаимной готовности адекватно воспринимать и обогащать себя

знанием инонациональных ценностей. Поэтому важно вооружить младших школьников минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре и традициях народов, в том числе и в области народной хореографии.

Исходя из этого положения, в рамках формирования толерантности младших школьников средствами народного танца в поликультурной образовательной среде, мы ставим следующие задачи:

1) воспитание преданной любви к отечеству, глубокого уважения к многонациональному народу Российской Федерации и Республики Башкортостан в духе мира и терпимости к национальным чувствам людей;

2) культивирование бережного отношения к людям разной этнической принадлежности, к их родному языку, социальным и культурным ценностям;

3) приобщение детей к духовно-культурному наследию народов в виде народной хореографии, как средству формирования этнотолерантной личности в специально созданной образовательной среде.

Для реализации поставленных задач нами определены следующие педагогические условия:

1) создание толерантного пространства в поликультурной образовательной среде школы;

2) формирование установки и потребности младших школьников разной этнической принадлежности в коммуникативной толерантности на занятиях народной хореографией;

3) использование активных методов обучения и воспитания младших школьников народным танцам, как средству формирования их толерантности в поликультурной образовательной среде.

Для ступени начального общего образования актуальна проблема формирования толерантности младших школьников средствами народного танца, так как на этом этапе происходит осознанное взаимодействие между учащимися разной национальности.

Формирование толерантности младших школьников представляет собой процесс, целенаправленного и планомерно организованного воздействия, с целью воспитания и развития толерантности у учащихся 4-ых классов. Положительные результаты будут получены лишь при условии того, что работа по формирования толерантности будет проводиться ежедневно, расширяя сознание об этом понятии у младших школьников [15]. Для достижения поставленной цели и задач исследования, реализации педагогических условий формирования толерантности младших школьников средствами народного танца в поликультурной общеобразовательной среде на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа 45 с изучением отдельных предметов» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (МБОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов») нами была проведена следующая работа:

Первое педагогическое условие: создание толерантного пространства в поликультурной образовательной среде школы в качестве многонациональной полиэтнической образовательной среды, формируемой путем последовательных функциональных этапов как необходимое и самостоятельное качество личности младших школьников (представителей русской, башкирской татарской и др. национальностей). В рамках общешкольных мероприятий: «Танцевальный марафон», «Воробьиная дискотека», «Всероссийский фестиваль культуры коренных народов мира» по линии ЮНЕСКО, «Литературный бал», «День народного единства» и др. Толерантность школьников предстаёт, как готовность к позитивному межкультурному взаимодействию и умение жить в согласии с представителями иных национальностей. Практика показала, что поликультурное образовательное пространство стало необходимой средой формирования толерантности младших школьников, что подтверждается на сегодня проведением «Этно-суббот» в рамках пятидневного обучения школьников в регионе, посвященных 100-летию образования Республики Башкортостан и 100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостан Мустая Сафиевича Карима.

Второе педагогическое условие: формирование установки и потребности младших школьников разной этнической принадлежности в коммуникативной толерантности на занятиях народной хореографией через знакомство с культурой народов Башкортостана и танцевальными элементами народной хореографии представителей разных национальностей, изучение лексики танцев, посещение Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова и просмотр концертных программ ведущих артистов и творческих коллективов республики, встреча с этно-рок группой «Аргымак» на базе школы, посещение детьми юбилейной концертной программы Народного ансамбля народного танца (НАНТ) «Кружева» при ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» в ГКЗ «Башкортостан», посещение детьми совместно с родителями и педагогами школы спектаклей: балет «Журавлиная песнь» в Башкирском государственном театре оперы и балета, «Башкирская свадьба» в Башкирском государственном драматическом театре им. М. Гафури, спектакль «Легенда башкирского края» (автор -Иванова-Кабирова Л.Н.) и мюзикл «Урал Батыр и три богатыря» (автор - Ильшат Фахретдинов) в Муниципальном бюджетном учреждении (МБУ) «Уфимская детская филармония» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и др.

Третье педагогическое условие: использование активных методов обучения и воспитания младших школьников народным танцам, как средству формирования их толерантности в поликультурной образовательной среде очень важно, т.к. у детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения, особенно познавательные, поэтому положительные эмоции сопутствуют формированию познавательной деятельности [15]. Активные методы обучения и воспитания были объединены в три группы: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с альбомами и книгой в области народной хореографии), наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и мультфильмов по хореографии), практические методы (разминка, упражнения на середине зала с целью развитию суставно-связочного аппарата учащихся, упражнения на развитие координации и ориентировки в пространстве, развитие артистизма и креативности обучающихся, разучивание танцевальных

элементов без музыки на счет и с музыкой, выполнение упражнений на развитие чувства ритма, формирование навыков работы индивидуально, в паре и в коллективе.

Включение таких активных методов в учебный процесс активизирует познавательную деятельность учащихся в области хореографии своего и других народов, усиливает их интерес и мотивацию к занятиям народной хореографией и к культуре друг друга.

Залогом качества успешной работы педагога является любовь к детям и постоянный поиск оптимальных методов, методик и технологий обучения и воспитания через:

- изучение традиций и культуры народов, проживающих на территории Республики Башкортостан и за ее пределами;

- приобретение практических навыков толерантного поведения в обществе путем народного танца;

- организацию просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

В МБОУ «Школа 45 с изучением отдельных предметов» деятельность по формированию толерантности младших школьников включает в себя [11]:

- формирование у ребенка представлений о себе, как об уникальной личности;

- развития представлений о других людях, сопоставляя себя с ними (отмечая различия и сходства);

- воспитание активной жизненной позиции на основе осознания собственных потребностей, возможностей, достоинств, своих прав и обязанностей, удовлетворение которых происходит не в ущерб другим учащимся.

Таким образом, формирование толерантности у детей в рамках нашего исследования мы понимаем как процесс воспитания младших школьников средствами народного танца в поликультурной образовательной среде начальной школы через знакомство с ценностями инонациональных культур, с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и Башкортостана, которые составляют естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Толерантность как культура XXI века [Текст]: монография / А.Г. Асмолов. - М., 2010.

2. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель?// Вестник МГУ. Серия «Философия». - 1996. - № 1.

- С. 33-37.

3. Гасанов, Н.Н. О культуре межнационального общения / Социально-политический журнал // Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / Н.Н. Гасанов. - М., 2009.

4. Данилюк, А.Я, Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Текст]: монография / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

- М., 2009.

5. Декларация принципов терпимости: [утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года] // Культура мира: Документы. Библиография. М., 1999.

6. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст]: монография / Дмитриев Г.Д. - М.: Народное образование, 2008. - 208 с.

7. Кашапова, Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика [Текст]: Учеб. пособие для системы доп. проф. педагогического и студ. муз. фак. пед. колледжей и вузов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. -204 с.

8. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Клепцова, Е.Ю. -М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

9. Кукушкин, В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме [Текст]: монография / В.С. Кукушкин. -Ростов-на-Дону, 2002.

10. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников [Текст]: монография / М.И. Рожков - Ярославль, 2003.

11. Сайт МБОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://skola-45.ru - Дата обращения: 01.11.2019.

12. Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д. Жить в мире с собой и другими [Текст]: монография / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, ОД. Шарова. - М.: Генезис, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.