Научная статья на тему 'Национальная музыкальная культура в нравственном воспитании младших школьников'

Национальная музыкальная культура в нравственном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
210
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТРАДИЦИИ / МОДЕЛЬ / MORALITY / EDUCATION / MUSIC / TOLERANCE / POLY-CULTURAL ENVIRONMENT / TRADITIONS / MODEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тукбаева Лариса Леонидовна

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие личности в поликультурной среде реализуются в школьной практике через воспитание толерантного, гуманного отношения к культуре других народов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тукбаева Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL MUSICAL CULTURE IN MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The ideas of the moral-esthetic education and development of the creative personality in the poly-cultural environment through the education of the tolerant, humanistic attitude to the culture of other nations is realized in the school practice.

Текст научной работы на тему «Национальная музыкальная культура в нравственном воспитании младших школьников»

НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: нравственность, воспитание, музыка, толерантность, поликультурная среда, традиции, модель.

Аннотация: Нравственно-эстетическое воспитание и развитие личности в поликультурной среде реализуются в школьной практике через воспитание толерантного, гуманного отношения к культуре других народов.

Изучение национальной музыкальной культуры - один из основных факторов гуманизации жизни современной школы и насыщения ее образовательного пространства духом национального музыкального искусства [1, 47]. В России, в том числе многонациональной Республике Башкортостан, музыка способна объединять людей различной национальной принадлежности и вероисповедания, воспитывать их в духе толерантности, уважения к обычаям, традициям, языку, истории и культуре. Музыкальное искусство обладает большими потенциальными возможностями преобразования личности младшего школьника, помогает ему сориентироваться в системе нравственных приоритетов. Результат преобразующего воздействия искусства на ребенка младшего школьного возраста целесообразно рассматривать с позиции развития его способностей к самопознанию, самосовершенствованию на основе гуманистических идеалов общечеловеческих ценностей. Музыка при ее прослушивании ребенком способствует осознанию добра и зла, закладывая основы для его полноценной, социально значимой жизни. Она содействует формированию устойчивого интереса ребенка к окружающей действительности и реализации себя на основе приобретенного опыта музыкальной деятельности.

В музыкальном воспитании детей ведущую роль играет общеобразовательная школа, так как именно в ней как учреждении основного общего образования в процесс обучения основам музыкального искусства вовлекаются все учащиеся (в отличие от музыкальной школы, школы искусств, музыкальной студии или других образовательных учреждений дополнительного образования, где обучается только незначительная часть всех школьников).

Анализ достижений педагогической теории и практики, собственного опыта работы учителем музыки в общеобразовательной школе привел к осознанию того, что задача духовно-нравственного становления личности младшего школьника средствами музыкального искусства в поликультурном образовательном пространстве остается недостаточно разработанной. В исследуемой ситуации выделим следующие противоречия:

- между потребностью общества в повышении эффективности нравственного воспитания личности через постижение многообразия национальных культур средствами музыкального искусства и недостаточным уровнем сформированности познания народной культуры подрастающим поколением;

- между процессом нравственного воспитания в поликультурной среде средствами музыкального искусства и сложившимися малоэффективными подходами к данной проблеме в системе традиционного школьного музыкального образования.

Учебная программа по музыке, исходя из проведенного анализа, должна включать следующие позиции:

- признание значимости всех видов музыкальной деятельности ребенка - хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизация, постижение основ музыкальной грамоты;

- включение таких важных разделов, как духовная музыка и фольклор (с учетом традиций музыкальной культуры конкретного региона);

- эмоциональное усиление восприятия путем интеграции разных видов искусства -литературы, изобразительного искусства, хореографии, театрального искусства.

Рис.1. Роль музыкальной деятельности в определении нравственных приоритетов младших школьников

Таким образом, задача начальной школы, учитывая, что общечеловеческие ценности выступают как мера музыкальных связей в мышлении младшего школьного возраста, -способствовать оптимизации процесса формирования нравственных приоритетов младшего школьника, что проявляется: в установке на принятие моделей музыкального искусства, его ценностей; в актуализации и развитии таких значимых качеств личности, как эмпатия, симпатия, сострадание; в опоре на биосоциальную сущность человека; в осознании необходимости познания музыкального языка как средства познания мира и своего места в нем.

Необходимыми условиями создания современной системы музыкального образования с учетом поликультурности среды являются: теоретико-методическое обоснование преобразующего воздействия национальной и классической музыки в системе формирования нравственных приоритетов младших школьников в поликультурной среде; определение перспективного содержания, форм и методов использования народной и классической музыки в педагогическом процессе; интегрированный подход к исследованию народной национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук, позволяющих выявить функциональную основу музыкального искусства в области нравственного воспитания младших школьников: гностическую, коммуникативную, эстетическую, гедонистическую, воспитательную, гармонизирующую, терапевтическую, эмоционально-оценочную и преобразовательную; разработка методических рекомендаций для

практикующих учителей музыки и будущих практиков общего музыкального образования, способствующих повышению уровня их компетентности в области формирования нравственных приоритетов младших школьников средствами музыкального искусства.

Я и Мы

Мировое

искусство

Национальные традиции______

Индивидуальные

характеристики

Возрастные

особенности

Рис. 2. Многоуровневая характеристика поликультурной среды школы

Формирование образовательного пространства школы средствами музыкального искусства более эффективно, если опирается на принцип диалогичности - многофакторное и многоуровневое явление, охватывающее возрастные и индивидуальные особенности учащихся; национальные традиции; особенности мирового искусства. Поликультурную среду следует понимать как совокупность условий, учитывающих особенности учащихся школы и способствующих сохранению национального менталитета в контексте личностных и общекультурных ценностей. «Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности разных народов» [2, 57], то есть обращение учеников младших классов к культуре разных народов средствами музыкального искусства представляет собой школу социального опыта. Творческое освоение музыкальных ценностей и традиций национальной культуры связывается с формированием музыкального и художественного сознания личности, потребности в общечеловеческих музыкально-художественных ценностях.

Особо выделяется специфический музыкальный жанр, способный передавать народный характер и в то же время являющийся доступным для художественного толкования инонациональным исполнителем - это народная песня или песня, сочиненная композитором в национальном стиле. Как отмечают психологи, аппарат эмоций является тонким, специально приспособленным инструментом, посредством которого развивается мировосприятие ребенка, поэтому опыт детей непосредственно связывается с эмоциями, которые они испытывают при пении инонациональных песен. Близкие и понятные им художественные образы, выраженные на языке инонациональной музыкальной культуры, способствуют пониманию через мелодию национального характера народа, его специфических черт, отражаемых в мелодической линии напева. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников», - говорил выдающийся немецкий пианист и педагог Артур Шнабель [3, 63].

Проведенный теоретический анализ позволил разработать модель формирования нравственных приоритетов личности младшего школьника средствами музыкального искусства в поликультурной среде.

Целевой

компонент:

Цепь: формирование нравственных

приоритетов младших школьников в поликультурной среде школы средствами

музыкального искусства Задачи

1 Обучение монологу как познание себя через организацию поликультурной среды

средствами музыкального искусства.

2. Обучение диалогу как познание себя через

общение с другим субъектом посредством организации поликультурной среды

средствами музыкального искусства

3. Обучение полилогу как познание себя через

общение с другим субъектом посредством организации поликультурной среды

средствами музыкального искусства

Компонент

научного

обеспечения:

Компонент

научного

обеспечения:

Принципы:

чvAvлvлv^л^vwww•

конструктивного

взаимодействия

VVVWWWWWVVv'%VWV'VWWWWWW•

педагогическая

vwv♦v'*\л/wwwwwvwwwwwvл

поддержка,

\ЛЛЛ/*'/ЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/.

сотворчество.

УЛЛЛЛЛЛААЛ/иКЛАЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛА^

динамичность,

талллллллллллллллллллллллАллм-

обратная связь,

vwvwvwwwwwvvvwwwwwwwv

деятельНОСТЬ, адресность.

БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

1. Организация

поликультурной

творческой среды

средствами

музыкального

искусства,

учитывающей

региональные

особенности и

национальный

состав учащихся

2. Включение учащихся в выстраивание конструктов межличностной коммуникации через общение с искусством.

3. Мотивация реализации творческого потенциала младшего школьника в поликультурной среде как практическое самоопределение нравственных приоритетов

Содержательный компонент: Фшммшшшомшші ШЖІШШСУШШІ Q.^v — P 9 3 ^ ^ 1 ^ ^ y H i^v ■. ,-Q P H і ^ ТЄ П ЬН 0 Технологический компонент: Методы, приемы: создание ситуации успеха, диагностические, диалоговые, коммуникативные. Средства: диагностические, обучающие Формы: традиционные и инновационные (групповые, парные, индивидуальные). Организационный компонент: Этапы: - личностноразвивающий; - прогностическо- WlvWvWvWvA/vVVVWvWvWvWvVv креативный; 'аДлалллллаллллллалаллл# 1 - деятельностно- ra\\\WA\\\VAWAVAW/vV/A преобразующий. Wf/yWVv*«VS»v'v'v'v'v4'/v*v*»*»*v,v*«'*v*vV,Y**

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерии: познавательная Уровни: Результат:

самостоятельность, 1-низкий; формирование

потребность в достижении II-средний; нравственных

успеха, развитие III - высокий; приоритетов в

рефлексивных способностей сознании

Показатели: совокупность младшим

знаний в области нравологии \Л/^ААААЛАЛАААААЛААЛАЛЛ через осознание феномена поликультурной среды, самостоятельной организации деятельности; потребности, интересы, стремления, ценности, степень проявления творчества; механизмы самопознания; самореализации. школьником

Рис.З .Модель формирования нравственных приоритетов младших школьников средствами музыкального искусства в поликультурной среде.

Блоки моделей включают смысловые схемы и алгоритмы; ориентация на проекции последующего обеспечивает смысловой контекст функционирования модели нравственных приоритетов младшего школьника в поликультурной среде (рис.4).

Рис.4. Конструирование модели как системы функционирования взаимодополняющих блоков

1- управленческий блок; 2 - блок педагогических условий; 3- процессуальный блок; 4 - оценочно результативный блок

Нравственная составляющая в становлении личности является ведущей для человека как биосоциального существа, нуждающегося в оценке своих деяний другим субъектом, в продуктивном межличностном общении, без чего он замыкается в себе, испытывает психологический дискомфорт. У детей младшего школьного возраста проблема «сбоев» в процессе социализации проявляется более болезненно - в девиации формирующихся поведенческих императивов. По нашему мнению, это может быть обусловлено факторами, смещающими акценты в системе общечеловеческих ценностей ребенка: неумением применять знания о нравственных нормах в практической социальной деятельности; невозможностью определения приоритетов в системе нравственных ценностей в процессе социализации; несовместимостью специфики воспитательного процесса и некомпетентной педагогической поддержки, основанной на консервативных методах.

Задачи модели

Выстраивание монолога

Выстраивание диалога

Выстраивание полилога

Результат:

определение

нравственных

приоритетов

Рис. 5. Определение комплекса задач в прогнозируемой модели исследования

В основу модели положены следующие дидактические принципы - личностной ориентации, диалога, культуросообразности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.6. Комплекс принципов, используемых в модели исследования

Процессуальный блок модели ориентирован на коммуникативные методы и приемы создания ситуации успеха. Для эффективности использования данных методов и приемов использовались индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с учащимися.

Важную роль в теории национальной художественной школы играет диалектика национального и интернационального духовной и музыкальной культур. Исследование, проведенное нами среди учащихся разных национальностей, участвующих в эксперименте, свидетельствует, что сами по себе национальные особенности восприятия музыки не вызывают разобщения учащихся по этнонациональному признаку (последнее детерминировано чаще всего политическими мотивами). Среди музыкантов - профессионалов и любителей - распространено мнение, что «музыка не требует перевода», в том числе, как мы полагаем, и национальная. Предложенная модель ориентирует участников образовательного процесса на достижение качественно новых результатов музыкальной деятельности, выраженных в готовности учащихся к познанию как национального музыкального искусства, так и мирового благодаря сформированным доминантам межнациональной толерантности и коммуникативности. Модель разработана для условий общеобразовательной школы и рассчитана на обучение ребенка в начальном звене. В процессе этномузыкального воспитания происходило накопление и изучение школьниками сведений о музыкальных традициях народов Башкортостана, Урала и Поволжья, видах и способах музыкальной деятельности, а также формирование соответствующих умений и навыков средствами национального и классического музыкального искусства.

Образовательный процесс строился нами на следующих педагогических позициях: использование возможностей урока музыки для введения в мир прекрасного, с его национальными и интернациональными культурными ценностями; выстраивание основного и дополнительного образования на основе общения учащихся с миром классического и национального музыкального искусства; использование воспитательных возможностей социально-педагогических ситуаций. При апробации нашей модели использовался разработанный дидактический комплекс «Воспитание музыкой», в котором доминировали именно уроки музыки.

Рис.7. Структура поликультурной среды, формируемая средствами искусства:

1 - урочная музыкальная деятельность; 2 - внеурочная музыкальная деятельность; 3 - внешкольная музыкальная деятельность

При установлении связей поликультурной среды школы с внешним миром учитывались специфика национального состава учащихся, «дефицит» носителей национальной культуры, истоки пассивного отношения детей и родителей к сохранению и развитию национальной культуры. Черты, свойства и привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной национальной культуры системы ценностей и традиций, формируются у ребенка в процессе приобщения к художественной и к музыкальной культуре. По мнению В.Г. Волкова, «эти нормы совместно с совокупностью устойчивых социальноэкономических отношений, в конечном счете, регламентируют отдельные поступки и поведение в целом членов общества, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт, а также внутренние установки и автоматизм поведения» [4, 43].

В начальных классах уделяется внимание нравственно-эстетическим аспектам воспитания на уроках музыки и во внеклассной работе, где закладывается основа нравственной культуры личности ребенка; успех же разнообразной работы по формированию познавательного интереса к музыкальному искусству определяется тем, насколько обучающиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность реализации в ней.

Меха ниш реализации

ч 1. Личностно-рашпвающнй;

(монолог)

2. Прогностическо-креативный (диалог)

3. Д еятельностно-преобрачующий (полилог)

Рис.8. Механизм реализации модели

Внеурочная музыкальная деятельность детей организована как логическое продолжение урока музыки, все виды внеклассных музыкальных занятий направлены одновременно на формирование потребности творческого отношения к жизни и нравственных приоритетов младших школьников. Задача учителя музыки заключается в том, чтобы знания и умения, полученные на уроках, учащиеся могли использовать на праздниках (оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка, обогащая его внутренний мир), вечерах, концертах в стенах школы и за ее пределами, поэтому важно, чтобы используемые музыкаль-

ные и литературные произведения были высокохудожественными, интересными и соответствовали возрасту детей, а репертуар был хорошо отработан.

В процессе проведения формирующего эксперимента к внеклассным музыкальным занятиям привлекались учителя, родители, музыканты - любители и профессионалы. Хорошим дополнением к музыкальным занятиям в начальной школе стал разработанный нами музыкальный лекторий: учащиеся познакомились с музыкальными инструментами разных народов на встрече с народными исполнителями М.Т. Гардановым, М.П. Кутлусатовым, с артистами и музыкантами Башкирской государственной филармонии, Башкирского государственного театра оперы и балета, учащимися и преподавателями Бирской детской школы искусств им. М. Баширова. Принцип связи музыки с жизнью лежал в основе посещений концертных залов, музеев музыкальной культуры, Башкирского государственного театра оперы и балета (г. Уфа), музыкальных лекториев, концертов артистов Башкирской государственной филармонии, выступлений Национального симфонического оркестра, просмотров видеофильмов - экранизаций опер и балетов, гастролей музыкальных театров. В частности; неизгладимые впечатления произвели на детей встречи с прима-балериной Башкортостана Зайтуной Насретдиновой, солистами балета Гузелью Сулеймановой и Лилией Кагармановой.

Весьма массовой и зрелищной формой внеклассной работы стали школьные праздники: «Музыкальный брейн-ринг», «Эх, частушка!», «Школьные посиделки», «Вечер старинного романса», «Моя родословная», «Народные узоры» и другие. Тематика праздников разнообразнка: календарные (Ильин день, Святки, Новый год, Рождество, Масленица); посвященные знаменательным датам (День защитника Отечества, 8-е Марта, День Победы); посвященные жизни класса, школы (День знаний, «Прощание с букварем», День школы, именины класса, «До свиданья, 1-й класс»); народные и семейные праздники («Соцветье курая», «Науруз», «Марийские посиделки», «Дедушкины медали» и др.); посвященные детской музыке и песням («Город песен», «Чайковский

- детям», «В стране Мульти-пульти», «Волшебный мир кино»), в том числе музыке разных народов («Дружат музыка и дети», «Музыкальный глобус») и музыкальным инструментам («От флейты Пана до курая», «В гостях у симфонического оркестра», «Страна волшебных звуков», «До-ми-солька приглашает»).

Совместно с учителем музыки учащиеся 4-х классов разрабатывали проекты «Я и моя песня», «Найди свою музыку», «Лейся песня на просторе», «Край мой музыкальный» и другие, суть которых заключалась в поиске элементов национальной культуры. Благодаря позитивной психологической среде, ребенок мог соотнести себя с определенной национальной культурой, овладеть некоторой суммой ее художественных ценностей, приобретя музыкальный опыт как компонент социального.

Разработанные и апробированные педагогические условия обеспечили эффективную реализацию предложенной модели благодаря следующим педагогическим условиям (рис.9): личностно ориентированный процесс формирования нравственных приоритетов (1); комплекс необходимых знаний, умений и навыков для творческой самореализации средствами музыкального искусства в школьной поликультурной образовательной среде (2); ситуация успеха в процессе познания музыкального искусства и паритета составляющих его сущность народного и классического направлений (3); самовыражение в мире музыкального искусства через формы музыкальной деятельности в школе (4); заинтересованность в сохранении национального искусства как неотъемлемой части культуры (5); нравственный потенциал искусства как оптимальное средство определения этических принципов и идеалов личностью (6); коллектив как общность единомышленников в процессе познания музыкального искусства и залог успешной социализации младшего школьника (7); межкультурная коммуникация как показатель уровня реализации воспитательной стратегии (8).

Рис.9. Исходные позиции организационно-педагогических условий формирования нравственных приоритетов младшего школьника средствами музыкального искусства в поликультурной среде

Анализ работ в области общей и музыкальной педагогики, философии, социологии, психологии, эстетики и музыкознания, а также программных и нормативных документов общего среднего образования, архивных материалов свидетельствует, что музыкальная культура всех народов имеет общегуманистическую направленность и выступает, прежде всего, как система общечеловеческих ценностей, основанных на Добре, Красоте и Истине. Данные ценности определяют менталитет народа, а обращение к народной музыкальной культуре - успех педагогического поиска в сфере нравственного воспитания детей (для этого необходимо учитывать психолого-возрастные и регионально-этнические особенности младших школьников). Обращение к национальной музыке разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения, в частности, таких как Республика Башкортостан, оно может служить средством межнационального согласия в обществе. Формирование нравственных приоритетов младших школьников в поликультурной среде средствами музыкального искусства позволяет вывести всех участников образовательного процесса на качественно новый уровень музыкальной деятельности, характеризующийся компетентностной готовностью учащихся к познанию как собственного национального музыкального искусства, так и мирового на основе сформированных доминант межнациональной толерантности и коммуникативности; оптимизировать учебновоспитательный процесс.

1. Музыка : программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий [Текст]. - Уфа : БИРО, 2006. - 92 с.

2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб. : Питер, 2008. - 308 с.

3. Шнабель, А. Моя жизнь и музыка [Текст] / А. Шнабель ; пер. с англ. Я. Резникова // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. - М., 1967. - 192 с.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - Чебоксары : Чув.кн.изд-во.1974. - 376с.

5. Этнопедагогические и музыкально-эстетические традиции в содержании образования школьников. Реальность этноса. Национальные школы в этнологии, этнографии и культурной антропологии: наука и образование [Текст] // Материалы докл. Междун. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-19 апреля 2001 г.). - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2001.- С. 230-234.

6. Примерные программы основного общего образования. Искусство. - М. : Просвещение, 2010. - 48 с. -(Стандарты второго поколения).

7. Кашапова, Л.М. Национальная музыкальная культура : программа и метод. материалы по предмету «Музыка» для 1-8 (9-11) классов [Текст] / Л.М. Кашапова. - Уфа : Башкирский институт развития образования, 1999. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.