Научная статья на тему 'Процесс формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии'

Процесс формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / GENDER CULTURE / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ELEMENTARY SCHOOL PUPILS / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИИ / CHOREOGRAPHY LESSONS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова А. Г.

В статье описывается процесс формирования гендерной культуры младших школьников на основе разработанной модели, состоящей из трёх этапов формирования исследуемого личностного качества в ходе занятий хореографии в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Таким образом, разнообразный танцевальный репертуар, основанный на цивилизационно-ментальном понимании общенациональной идентичности российского народа, закладывает у детей начальной школы основы усвоения этнических культурных традиций, понимания важности установления диалога культур. В процессе занятий мальчики и девочки в равной степени вовлекаются в творческую хореографическую деятельность, этично согласовывая гендерные роли. Тем самым занятия хореографией способствуют формированию гендерной культуры у детей начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMING GENDER CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CLASSES OF CHOREOGRAPHY

The article describes the process of formation of gender culture of younger schoolchildren on the basis of a developed model, consisting of three stages that are meant to form and develop personal qualities in the course of choreography teaching in educational institutions and institutions of additional education. Thus a varied dance repertoire, based on the civilization-mental understanding of national identity of the Russian people, comprising the foundations of elementary school for children, has the assimilation of ethnic cultural traditions and awareness of the importance of establishing a dialogue of cultures. In the process of training boys and girls are equally involved in creative activities, ethically choreography coordinating gender roles. Thus classes on choreography facilitate the development of the gender culture at elementary school children.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии»

Монографический - метод изучения чисел. Монос греческое число - единый и изучалось одно число по отношению к другому.

На любое число до 100 составлялась таблица, и изучалось с тем чтобы, не прибегая, к вычислениям можно ответить на вопрос сколько раз 4 содержится в числе 90 - этот метод основывался на заучивании.

На смену пришёл вычислительный - метод изучения действий. В основу положено изучение приёмов выполнения 4-х арифметических действий. Стал вопрос, как обучать вычислениям? С чего начать с арифметического примера или с задачи? Гольденберг предлагал начать обучение с решение примеров. Если начать с решения задач, то мышление ребёнка раздваивается.

Чтобы решать задачу, надо знать какое действие производить, как его производить, т. е. мысли ребёнка как бы раздваиваются, а при решении примера нужно выполнять только указанное действие.

Егоров предлагал начинать с задач, так как в задаче раскрывается смысл арифметического действия.

Анна Михайловна Леушина разработала концепцию математической подготовки детей дошкольного возраста, где поэтапно описала методы ознакомления детей с количественными представлениями через формирования элементов множества.

В концепции она раскрыла: восприятие множества с его элементами: звуки, предметы, движения. Обосновала закономерности понятия о числе п+-1; сравнение двух групп предметов, путём парного соотношения элементов (столько же, поровну, больше, меньше). А.М. Леушина выделила чётко процесс счёта и результат счёта; цель счёта - выражение количества числом, т. е. нахождение ответа на вопрос сколько? Выделила два направления формирования количественных представлений - 1) сравнение множества в дочисловой период (количественный и порядковый счет); 2) формирование у детей представления о числе и способах практических действий.

Библиографический список

Большое внимание автор уделяла формированию у детей дошкольного возраста представлениям о форме, величине, пространстве и времени. Овладение арифметическим действиям предлагала через решение простых арифметических задач.

Согласно концепции А.М. Леушиной, дети дошкольного возраста начинают осваивать азы элементарной математики. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны. Математика даёт огромные возможности для развития логико-математического мышления, направленного на освоение математических понятий, представлений: Дети знакомятся, с элементами множеств определяют их количество (один, много, ни одного); обследуют, сравнивают и познают предметы окружающей действительности по форме, величине; через сравнения двух групп предметов дети знакомятся со счетом и вычислительной деятельностью.

Разработанная А.М. Леушиной концепция актуальна на современном этапе, а её система обучения прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях дошкольного воспитания.

В заключение мы отмечаем, что важную роль в исследовании математического развития ребёнка играют методологические и теоретические положения, которыми руководствуются исследователи. С этой целью исследователь изучает основополагающие документы по образованию, литературу по физиологии, общей и дошкольной педагогики и психологии, методике обучения математике в школе, детском образовательном учреждении, программы, учебные пособия и другие источники.

Дальнейшее совершенствование математической подготовке детей, направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства, разработку и внедрение новых дидактических средств, что соответствует современным требованиям профессиональной школы, совершенствованию среднего и высшего образования в нашей стране.

1. Коменский Я.А. Материнская школа. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Санкт-Петербург: ЛНПК АРК, 1994; Ч. 4 - 6.

2. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014.

References

1. Komenskij Ya.A. Materinskaya shkola. Teoriya imetodika razvitiya matematicheskih predstavlenij u doshkol'nikov: hrestomatiya v 6 chastyah. Sankt-Peterburg: LNPK ARK, 1994; Ch. 4 - 6.

2. Frejlah N.I. Metodika matematicheskogo razvitiya. 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: ID «FORUM»: INFRA-M, 2014.

Статья поступила в редакцию 22.09.16

УДК 378

Abakumova A.G., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd,

Russia), E-mail: [email protected]

THE PROCESS OF FORMING GENDER CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CLASSES OF CHOREOGRAPHY.

The article describes the process of formation of gender culture of younger schoolchildren on the basis of a developed model, consisting of three stages that are meant to form and develop personal qualities in the course of choreography teaching in educational institutions and institutions of additional education. Thus a varied dance repertoire, based on the civilization-mental understanding of national identity of the Russian people, comprising the foundations of elementary school for children, has the assimilation of ethnic cultural traditions and awareness of the importance of establishing a dialogue of cultures. In the process of training boys and girls are equally involved in creative activities, ethically choreography coordinating gender roles. Thus classes on choreography facilitate the development of the gender culture at elementary school children.

Key words: gender culture, elementary school pupils, components, choreography lessons.

А.Г. Абакумова, доц. каф. хореографии, ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств

и культуры», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

В статье описывается процесс формирования гендерной культуры младших школьников на основе разработанной модели, состоящей из трёх этапов формирования исследуемого личностного качества в ходе занятий хореографии в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Таким образом, разнообразный танцевальный репертуар, основанный на цивилизационно-ментальном понимании общенациональной идентичности российского народа, закладывает у детей начальной школы основы усвоения этнических культурных традиций, понимания важности установле-

ния диалога культур. В процессе занятий мальчики и девочки в равной степени вовлекаются в творческую хореографическую деятельность, этично согласовывая гендерные роли. Тем самым занятия хореографией способствуют формированию тендерной культуры у детей начальной школы.

Ключевые слова: гендерная культура, младшие школьники, обучающиеся начальной школы, компоненты, занятия хореографии.

В современном российском обществе меняются представления о гендерных взаимоотношениях, превосходстве «мужского» над «женским», т.к. гендерные стереотипы противоречат современным реалиям жизни. Гендерная трансформация выдвигает на первый план эгалитарные взаимоотношения, которые соответствуют принципам демократического общества, но часто не находят отражение на занятиях хореографии в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Педагоги-хореографы, используя традиционный хореографический материал, продолжают тиражировать гендерные стереотипы, например, изучая фольклорный танец, не акцентируют достаточного внимания на его значимости как культурном наследии и не наделяют признаками инновационности, которые отражали бы происходящие изменения в гендерных взаимоотношениях в современном обществе и образовании. В этой связи важно, чтобы на занятиях хореографии «цивилизационный аспект стал мировоззренческим стержнем в синтезе традиций и новаций» [1].

В традиционных обществах, как справедливо, отмечает О.И. Ключко, модели поведения мужчин и женщин дифференцированы и иерархично выстроены, а в современных - наблюдается тенденция к сближению мужских и женских ролей, видов деятельности, характеристик и статусных позиций. При сохранении человеком биологических атрибутов мужского или женского пола, меняются личностные интересы, увлечения и профессиональные предпочтения, расширяется репертуар поведенческих проявлений [2].

Хореография на протяжении веков, являясь одним из видов искусства, универсальным средством эстетического и духовного воспитания позволяет личности младшего школьника создавать целостную картину мира, обогащать систему эмоциональных образов, сохранять художественный опыт человечества [3].

Вопросы хореографического образования школьников обсуждались на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (1999 г.). Однако до сегодняшнего дня в учебном плане общеобразовательной школы (начальной ступени) в образовательную область «Искусство» входят музыка, изобразительное искусство и в ряде школ введена мировая художественная культура. С хореографией обучающиеся начальной школы знакомятся через авторские курсы внеурочной деятельности, элективные занятия в системе дополнительного образования и дополнительные занятия в коррекционных классах с терапевтической целью. Одним словом обучению танцу в школах, по нашему мнению, основанному на исследованиях ученых (Л.И. Васькова, В.В. До-гудовский, Е.И. Фокина и др.) и опросов практиков, уделяется недостаточное внимание и соответственно ограниченно представляется программно-методическое обеспечение этого предмета для общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Мы не встретили научных и практических работ, посвящённых обоснованию процесса формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии, хотя зарубежными исследователями гендерная культура выделяется как наиболее важный элемент модернизации образования, а «отсутствие учета гендерного фактора, пронизывающего собой все социальные институты, культурные нормы и ценности, считается методологически неверным» [4, с. 91]. В данной статье мы предприняли некоторые шаги к устранению существующего пробела - обоснованию процесса формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии.

Формирование гендерной культуры младших школьников мы рассматриваем как динамический процесс, сопровождающийся количественными и качественными изменениями, который в своей основе имеет ценностное отношение младших школьников к партнёрам (независимо от пола) на занятиях хореографии; гендерные знания и элементарные знания в области хореографии; активную хореографическую деятельность с разнообразным репертуаром и эгалитарное поведение девочек и мальчиков начальной школы.

В ходе нашей экспериментальной работы в 2011-2016 учебном году в МОУ «Средняя школа № 9 Красноармейского района

Волгограда» и МОУ «Средняя школа № 54 Советского района Волгограда» с детьми начальной школы (2-4 классов), реализуя курс внеурочной деятельности «Танец», проводя элективное занятие «Хореография» и организуя деятельность фольклорного коллектива «Казачата-Волгорята» в системе дополнительного образования общеобразовательных школ, мы осуществляли целенаправленный процесс формирования гендерной культуры младших школьников на основе разработанной нами модели, состоящей из трех этапов, направленной на реализацию гендер-ного подхода в начальном образовании.

Первый этап (эмоциональный) - стимулирование эмоционального отношения младших школьников (на основе эмоционального отклика, сопровождающегося переживанием) к танцу музыке и сопровождающей танец, стимулирующих развитие воображения, творческого мышления, эстетического вкуса, возвышенных чувств и физического развития детей начальной школы. Объяснения о выполнении движений педагога-хореографа наполняется гендерным содержанием о гендерной идентичности, о разнообразных образах мужчин и женщин, гендерной толерантности, дружеских, партнёрских, уважительных взаимоотношениях между мальчиками и девочками, самоуважении, саморазвитии субъектной позиции в хореографической деятельности детей обоего пола, транслируемой на другие виды жизнедеятельности, способствующей конструктивной гендерной социализации.

Второй этап (интеллектуальный) - обогащение знаний младших школьников о многообразии искусства танца, элементах различных жанров хореографии (классического, истори-ко-бытового, народного (фольклорного), современного танца), предоставляющего новые возможности познания окружающего мира и человеческих, гендерных взаимоотношений, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости, выразительности хореографических образов; в ходе игровых хореографических сюжетов происходит знакомство с фрагментами психологии гендерных отношений, вопросами целесообразности и нецелесообразности половой дифференциации в хореографии. С помощью имитационных и ролевых фрагментов танцев у детей начальной школы вырабатывается способность объективно воспринимать и оценивать гендерную идентичность, чувства и переживания, отношение к себе других, индивидуальность в себе и окружающих, понимать способы как «научиться дружить» со сверстниками и взрослыми своего и другого пола.

Третий этап (деятельностный) - активизация творческой активности детей начальной школы в хореографической деятельности, благодаря получению эстетического удовольствия от занятий хореографией, в ходе которых развиваются навыки правильной осанки, равновесия тела, развиваются мышцы корпуса и конечностей, раскрепощаются движения, обретается уверенность в себе, повышается жизненная активность организма ребёнка.

Таким образом, разнообразный танцевальный репертуар, основанный на цивилизационно-ментальном понимании общенациональной идентичности российского народа, закладывает у детей начальной школы основы усвоения этнических культурных традиций, понимания важности установления диалога культур. Младшие школьники овладевают способами преодоления гендерных стереотипов в современном мире, трансформации традиционных представлений: об активной жизненной позиции мальчиков и пассивной - девочек, о стремлении к лидерству - мальчиков и желании подчиняться - девочек, о творчестве - мальчиков и репродуктивности - девочек. Они через хореографическую деятельность постигают, что в современной действительности, наиболее важны индивидуальные, а не половые особенности. В ходе нашего исследования и мальчики, и девочки вовлекаются в творческую хореографическую деятельность в равной степени, этично согласовывая гендерные роли; взаимодействие с педагогом и между детьми строится на основе эгалитарных (равноценных), дружеских партнёрских взаимоотношений, способствующих сформиро-ванности в той или иной степени гендерной культуры у детей начальной школы.

Библиографический список

1. Богуславский М.В. Стратегии модернизации Российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию. Проблемы современного образования. 2013; 4. Available at: http://www.pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf

2. Ключко О.И. Гендерные практики современного образования. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14 - 15 апреля 2015 г. Москва, 2015.

3. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.

4. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011; 8 (62): 91-94.

References

1. Boguslavskij M.V. Strategii modernizacii Rossijskogo obrazovaniya XX veka: teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniyu. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013; 4. Available at: http://www.pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf

2. Klyuchko O.I. Gendernye praktiki sovremennogo obrazovaniya. Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: sbornik materialov II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 14 - 15 aprelya 2015 g. Moskva, 2015.

3. Fokina E.N. Horeografiya v obscheobrazovatel'noj shkole kak sredstvo garmonizacii razvitiya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2002.

4. Stolyarchuk L.I. Gendernyj podhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2011; 8 (62): 91-94.

Статья поступила в редакцию 21.09.16

УДК 37.01

Aliyev A.A., postgraduate, Department of General and Theoretical Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

COMPUTER GAME ADDICTION OF CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In this article the researcher studies a problem of computer game addiction in children, for children and especially teenagers are most susceptible to various deviations in their behavior. The author states that under the influence of computer games even a child at his early age can form addictive behavior, which is characterized by the desire to escape from reality by changing his mental state. There is a process, during which the child not only refuses to solve important problems, but also stops his development. In this case, the child requires a systematic pedagogical assistance from teachers, psychologists and his own parents. It is essential for his parents to be educated on these issues, too. Experience shows that working with parents of students can be carried out in secondary schools and institutions of additional education, i.e. at centers of children's creativity, children's clubs, as well as at rehabilitation centers for children who suffer from various types of addiction.

Key words: computer gaming addiction in children, preventive work, work with parents.

А.А. Алиев, аспирант каф. общей и теоретической педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье изучается проблема компьютерной игровой зависимости у детей, так как дети и, особенно, подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Автор констатирует, что под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка даже в раннем возрасте может сформировать аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии. В этом случае ребёнок требует систематической педагогической помощи со стороны педагогов, психологов, собственных родителей. При этом сами родители нуждаются в просвещении по данным вопросам. Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью.

Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость у детей; профилактическая работа; работа с родителями.

В последние десятилетия в развитых странах мира, в том числе в России, учёные отмечают резкий рост количества людей с ярко выраженным аддиктивным поведением (от лат. addictus - зависимый, пристрастивший к чему-либо, полностью преданный), что представляет собой угрозу на различных уровнях - педагогическом, психологическом, социальном. На сегодняшний день компьютеры и другие гаджеты являются самыми простыми способами выработать у ребёнка зависимость [1]. Вытесняя привычные инструменты общения, компьютерные игры заменяют их другими видами. Это приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Актуальность исследования последствий компьютерной игровой зависимости в детском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютерным играм разрушающе действует на ребёнка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Тем самым компьютерная игровая зависимость является серьёзной проблемой, затрагивающая все большее и большее количество людей.

Термин «компьютерная игровая зависимость» заимствован из лексикона врачей-психиатров, на основании того, что у многих

людей, в том числе детей и подростков, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости. Компьютерная игровая зависимость рассматривается как разновидность компьютерной зависимости, которая так же включает в себя следующие пристрастия: к бесцельным просматриваниям отдельных страниц и сайтов в Интернете, к электронным покупкам, к виртуальным знакомствам. При этом в тяжёлых случаях компьютерная зависимость, в том числе игровая, может привести к разрушению личности.

Как отмечают многие авторы [1; 2], компьютерная игровая зависимость - болезнь не менее серьёзная, чем другие аддик-ции: наркомания или алкоголизм. В случае возникновения компьютерной игровой зависимости действуют похожие механизмы. Попадая в зависимость от компьютерных игр и общения в виртуальном пространстве, дети теряют интерес к реальной жизни, проводя в виртуальной реальности много часов, абстрагируясь от происходящего вокруг, истощая свой организм и нарушая его функции в целом.

Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка, даже в раннем возрасте, может сформировать аддиктивное поведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.