известия вгпу
5. Semenov V.Ja. Sredstva formirovanija interesa k klassicheskoj muzyke u podrostkov v obshhe-obrazovatel'noj shkole // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 1(96). S. 38-42.
6. Sillaste G.G. Gendernaja asimmetrija kak faktor kar'ernogo rosta zhenshhin // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 3. S. 122-133.
7. Stoljarchuk L.I. Gendernyj podhod v uslovi-jah nepreryvnogo obrazovanija Ser.: Pedagogiche-skie nauki // Izv. volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 4. S. 33-37.
8. Tallibulina M.T. Muzykal'naja odarennost': struktura, gendernye i vozrastnye osobennosti projav-lenij: dis. ... kand. psihol. nauk. Perm', 2003.
9. Shkoljar L.V., Kurbatova N.V. Kljuchevye tendencii sovremennogo prepodavanija iskusstva: problemy i perspektivy // Prostranstvo i vremja. 2013. № 3(13). S. 76-78.
Features of the gender approach
in the music education of school students
The article deals with the features of the gender approach in the process of music education in elementary, secondary and high school. The tools and musical repertoire for each gender group are described in the article.
Key words: music education, secondary school, gender approach.
(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)
А.г. Абакумова
(Волгоград)
педагогические условия формирования тендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии
Обосновываются педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: гендерная культура, младшие школьники, занятия по хореографии, педагогические условия.
Проблема формирования гендерной культуры подрастающего поколения становится все более востребованной практикой начальной школы и педагогической теорией в усло-
виях модернизации начального образования. Трансформация, изменение содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе, отступление от традиционных гендерных стереотипов активизирует увеличение диапазона деятельности человека, его личностной и профессиональной сфер самореализации.
Современное демократическое общество стремится к осуществлению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех областях жизни. В Конституции РФ выделяется положение о предоставлении равных прав мужчинам и женщинам в обществе (ч. 2, 3, ст. 19, гл. от 12.12.1993 г., 30.12.2008 г.), в Федеральном Законе № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» (от 21.12.2012 г., с изменениями 20162017 гг.) отмечаются равные права на получение образования мужчинами и женщинами. обращают на себя внимание изданный приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «об освещении гендерных вопросов в системе образования», ФГОС НОО от 06.10.2009 г. № 373, требующий учета в образовательном процессе индивидуальных, возрастных и половых особенностей школьников. Это свидетельствует о том, что государственная образовательная документация легитимирует применение гендерного подхода, нацеленного на учет половых особенностей обучающихся, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирование гендер-ной культуры обучающихся.
В ходе нашего исследования на базе МОУ «Средняя школа № 9 красноармейского района Волгограда» и МОУ «Средняя школа № 54 Советского района Волгограда» было обнаружено, что в связи с изменением норм и ценностей в гендерных взаимоотношениях в современном обществе, отличающихся крайней противоречивостью, младшие школьники испытывают затруднения в ходе гендерной социализации. У обучающихся возникают сложности при определении ценностных ориентиров в понимании маскулинности, фемининно-сти, построении гендерных отношений, являющихся составляющими гендерной культуры. В ходе экспериментальной работы было обнаружено, что формирование гендерной культуры обучающихся важно именно в начальной школе, т.к. в этом возрасте ребенок попадает в новую (учебную) среду, новую социальную ситуацию развития, осваивает новое пространство, новый распорядок дня, входит в новый коллектив сверстников и сверстниц, встреча-
О Абакумова А.Г., 2017
ется со сменой содержания тендерных отношений, новым к себе отношением как к школьнику (школьнице) в образовательном учреждении и семье. Целенаправленное формирование гендерной культуры у детей начальной школы требует создания педагогических условий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса посредством освоения младшими школьниками гендерных знаний, обретения детьми социального опыта эгалитарных тендерных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, конструктивного гендерного поведения. Сформи-рованность гендерной культуры в целом способствует позитивной гендерной социализации обучающихся.
Однако вопрос формирования гендерной культуры в начальной школе недостаточно изучен, несмотря на имеющийся огромный воспитательный потенциал. Данное исследование посвящено теоретическому обоснованию педагогических условий формирования гендер-ной культуры младших школьников на занятиях по хореографии.
Под педагогическими условиями мы понимаем вслед за исследователями (Е.Н. Каменская, Л.И. Столярчук) значимые обстоятельства достижения младшими школьниками высшего уровня сформированности гендерной культуры.
Теоретический анализ и анализ результатов экспериментальной работы в начальной школе МОУ СШ № 9 и МОУ СШ № 54 г. Волгограда позволили выделить следующие необходимые педагогические условия формирования гендерной культуры в образовательной практике начальной школы на занятиях по хореографии:
- ориентация обучающихся на гендерную субъектность;
- создание эгалитарной художественно-эстетической креативной среды;
- стимулирование детей к выявлению, критическому осмыслению и преодолению ген-дерных стереотипов;
- диалогизация образовательного процесса, свободного от сексизма, ориентированного на обновленную маскулинность, феминин-ность в создании хореографических образов.
Все выделенные принципы формирования гендерной культуры начальной ступени обучения общеобразовательной школы взаимообусловлены и взаимодополняемы. Однако каждое педагогическое условие вместе с тем имеет и самостоятельное значение для исследуемого процесса, акцентирует внимание на определенной практической задаче.
КИЕ НАУКИ -
Ориентация обучающихся на гендерную субъектность. В понимании гендерной субъ-ектности как составляющей гендерной культуры мы базируемся на гуманитарно-целостном подходе (Н.М. Борытко, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев), утверждающем право на вариативность, множественность, уникальность человеческих проявлений в реализации духовных, художественно-эстетических и образовательных потребностей. Занятия по хореографии помогают детям через хореографические образы обретать уверенность в себе (повышается самооценка, происходит самоприятие с точки зрения гендерной идентичности). Формирование гендерной культуры младших школьников реализуется посредством курса внеурочной деятельности «Танец», элективного курса «Хореография», деятельности фольклорного коллектива «казачата-Волгорята» в системе дополнительного образования и предполагает априорное признание гендерного равноправия, уникальности, неповторимости каждой личности, индивидуальности, реализацию образовательных возможностей обучающихся независимо от половой принадлежности. Так, при выполнении творческого задания сочинить танцевальные движения для изображения образа (контрастных) животных (кот и мышка, кошка - собака, лиса - волк и т.д.), акцентируется внимание не на поле животного, а на проявлении качеств: силы, хитрости, ловкости и др., которые позволяют ему, независимо от половой принадлежности, занимать лидирующее или подчиненное положение. Активизируется у детей обоего пола в равной степени развитие субъектности, эмоционального восприятия, воображения, художественного творчества.
Создание эгалитарной художественно-эстетической креативной среды. Хореография является видом искусства и важным средством духовного и художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, на что обращали внимание основатели классического и народного танца (А.Я. Ваганова, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов, Т.С. Тка-ченко и др.). При формировании гендер-ной культуры мы большое внимание уделяем созданию эгалитарной среды, предполагающей востребованность гендерных взаимоотношений: партнерских, взаимоуважительных, равноценных (Е.н. каменская, И.С. кон, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук). Как показал анализ результатов опросов учащихся начальной школы МОУ СШ № 9, № 54 г. Волгограда, большую часть своего свободного време-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ни они проводят у компьютеров, телевизоров, мало общаются со взрослыми и сверстниками, становятся все менее отзывчивы к чувствам других. Обладая высоким уровнем интеллектуального развития при активной техно-логизации жизни, младшие школьники оказываются не готовы к реальным взаимоотношениям, часто проявляют в незнакомой ситуации агрессию. Осваивая различные гендер-ные хореографические образы (маскулинные, гипермаскулинные, фемининные, гиперфемининные, унисекс) в ходе нашей экспериментальной работы, дети осознают и накапливают личностный опыт гендерного поведения, помогающего строить им конструктивные взаимоотношения. например, хореографическая постановка «Первоклассники» нацеливает на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основанными на взаимоуважении, доброжелательности, толерантности к индивидуальным гендерным особенностям. Дети мечтают станцевать образ Артура и Гарри Поттера, им нравится на занятиях по хореографии изображать как монстров, так и лучи, космические костюмы, быстролеты.
Стимулирование детей к выявлению, критическому осмыслению и преодолению гендер-ных стереотипов. Мы развиваем у детей критическое отношение к гендерному поведению окружающих - детей и взрослых, которые в процессе жизнедеятельности демонстрируют детям младшего школьного возраста различные варианты не только позитивного, но и негативного гендерного поведения, характеризующегося предрассудками и гендерными стереотипами. гендерные стереотипы ориентируют мальчиков на общественную жизнь (бизнес, карьеру, успех), а девочек по-прежнему только на приватную (дом, семья, воспитание детей), несмотря на то, что современная экономическая ситуация в обществе не позволяет семье прожить только на зарплату мужа, и девушки, получившие образование, стремятся сегодня внести свой вклад в благополучие семьи и самореализоваться в профессиональной деятельности. В ходе занятий курса внеурочной деятельности «Танец», элективного курса «Хореография» и фольклорного коллектива «казачата-Волгорята» мы обращаем внимание младших школьников на то, что в современном обществе на смену жесткого противопоставления традиционной маскулинности / феминин-ности приходят динамичные представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях, которые дети осваивают через гендерные хореографи-
ческие образы в танце, тренировочных упражнениях, танцевальных этюдах. Дети, выбирая образы любимых героев мультфильмов, компьютерных игр (Карлсона, Винни-Пуха, Бэт-мена и др.), с удовольствием их танцуют, объясняя, что физической силы как, например, у Супермена, сегодня недостаточно, для мужчины важно развитие и других человеческих качеств, которыми обладают их любимые герои. Например, хореографическую лексику волшебниц фей Винкс (Блу, Лейлы, Музы, Рокси, Стеллы, Текны, Флоры) дети наполняют традиционно фемининными движениями (плавными и мягкими), но в то же время пытаются отметить их психологическую и физическую силу (технически сложные, «острые» движения), подчеркивающие их способность к защите близких, дорогих людей, которая не помешает, по мнению младших школьников, современной женщине. Хореографическая постановка «Поколение NEXT», основанная на современной танцевальной лексике, позволяет младшим школьникам сравнить ее с традиционной народной хореографией, примерить на себя наряду с традиционными гендерными ролями и новые гендерные роли (гибкие, многофункциональные), реализуемые мужчинами и женщинами в современном мире.
Диалогизация образовательного процесса, свободного от сексизма, ориентированного на обновленную маскулинность, фемининность в создании хореографических образов. Данное педагогическое условие связано с «окультуриванием» детских переживаний, наполнением их художественно-эстетическим содержанием, накоплением личностного опыта позитивного гендерного диалога в ходе занятий по хореографии, воспринимаемой как вид искусства, компенсирующего издержки рационализации и коммерциализации современной жизни, негативных социализирующих влияний. например, в танце-игре «Дразнилки» младшие школьники учатся партнерству в танце, построению позитивных гендерных взаимоотношений - от прямой конфронтации к примирению и дружбе. Придуманная детьми танцевальная лексика для хореографических образов волшебниц фей Винкс и добрых волшебников (Скай, Ривен, Тимми, Гелио) позволяет детям в танцевальных постановках обретать личностный опыт конструктивного ген-дерного диалога («победа» злого волшебника Валтора, монстров). Обретенный танцевальный опыт гендерного диалога учащиеся переносят в реальную жизнедеятельность, проявляя гибкий ролевой репертуар, отражающий
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
новый взгляд на понятия маскулинности, фе-мининности, целостность картины мира в художественно-эмоциональных хореографических тендерных образах, эгалитарные (равноценные) взаимоотношения.
Педагоги-хореографы в ходе нашего исследования проявляют равноправное, равноценное отношение к детям обоего пола (без элементов сексизма), оказывают педагогическую поддержку в освоении детьми понятий «новая маскулинность», «новое отцовство», «новая фемининность», которые расширяют представления детей о гендерных взаимоотношениях на основе эгалитарных позиций, понимания непротивопоставления, отсутствия доминирования в отношениях мужчины и женщины, создания равных условий для их наиболее полной самореализации. В ходе исследования в общеобразовательной школе на занятиях хореографии создаются благоприятные условия для:
- становления гендерной субъектности девочек и мальчиков младшего школьного возраста;
- развития способности к выявлению проявлений сексизма, критического отношения к предрассудкам и гендерным стереотипам;
- отработки умений построения конструктивного диалога в гендерных взаимоотношениях - доброжелательных, дружеских, партнерских;
- создания таких хореографических образов на занятиях по хореографии, которые соответствуют современной социокультурной и педагогической реальности.
Список литературы
1. Каменская Е.Н. Тендерный подход в педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
2. Столярчук Л.И. Тендерный подход в условиях непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 4(68). Сер.: Педагогические науки. С. 33-37.
3. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 3(116). С. 23-27.
1. Kamenskaja E.N. Gendemyj podhod v peda-gogike: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D., 2006.
2. Stoljarchuk L.I. Gendernyj podhod v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Izv. Volgogr. gos. ped.
un-ta. 2012. № 4(68). Ser.: Pedagogicheskie nauki. S. 33-37.
3. Stoljarchuk L.I. Metodologija celostnosti v po-nimanii i realizacii gendernogo podhoda v obrazova-nii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 3(116). S. 23-27.
Pedagogical conditions for formation of gender culture of younger school students in choreography classes
The article substantiates the pedagogical conditions forformation of the gender culture of younger school students in choreography classes at school.
Key words: gender culture, young learners, choreography classes, pedagogical conditions.
(Статья поступила в редакцию 04.08.2017)
Е.и. САХАрчУК, л.А. рАДченко
(Волгоград)
модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности
Представлена модель формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности, построенная на основе личностного, деятельностного и аксилогического подходов. Каждый этап модели соответствует определенной стадии социального проектирования, которое является основным педагогическим средством формирования самосознания старшеклассников. Детально описана методика работы со старшеклассниками на каждом этапе процесса формирования у них правосознания.
Ключевые слова: модель, социальное проектирование, правосознание старшеклассника.
Формирование правосознания личности в образовательном процессе общеобразовательной организации является одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Значимость и острота проблемы подтверждаются выявленными в результате анализа практики формирования право-
О Сахарчук Е.И., Радченко Л.А., 2017
* *
*